Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Соблазн празднования Нового года

В предверии очередного Нового 2013 года в обществе ощущается, как это бывает обычно, заметное «радостное оживление», растут домашние и бытовые хлопоты, идут приготовления к празднику. Но всегда возникает один и тот же вопрос для христианина — должен ли он праздновать Новый год, и если да — то как?

Сегодня священнику сказать , что Новый год праздновать нельзя, поскольку этот праздник не имеет никакого отношения к христианской вере, означает  - поставить себя под всесторонний удар современной крайне секуляризованной общественности и широких слоев либеральных христиан, которые не привыкли воспринимать многие факты и события повседневной жизни через призму Евангелия. Более того, у многих вызывают самую негативную реакцию любые глубокие исследования, приведение важных исторических сведений и фактов, которые разоблачают языческие культы и мировоззрения. Любая критическая позиция высказанная в адрес празднования Нового года либо «поднимается на смех», либо активно критикуется. При этом могут приводится доводы и такого чисто секулярного плана  как — противодействие «принятым в обществе обычаям», «государственным праздникам».

То есть борьба с критикующими праздновать Новый год приобретает не столько духовный характер, сколько политический. Безусловно, подобного рода аргументация не принималась бы христианами Древней Церкви, которые в основу своей жизни полагали христианскую совесть, а не мнение окружающей среды. Именно такой подход к жизни давал им обильные дары Божественной благодати, они могли ярко переживать присутствие Христа в их повседневной жизни. Когда возникали подобно рода упреки и требования обязательного участия в государственных церемониях, противоречащих христианской совести, то христиане шли  «на принцип», они не участвовали в государственных признаках имевших религиозную окраску, и даже шли на смерть.

Вероятно, что Новый год не совсем подходит под категорию таких исключительных государственных признаков, которые полностью претили бы христианской совести. Безусловной критике должны подвергаться языческие обычаи гадать и обращаться к гороскопам для того, чтобы узнать заранее предопределенное будущее. Все эти обращения, вызванные исключительно человеческим безудержным любопытством являются следствием безрелигиозного воспитания. Как правило при отсутствии христианско воспитания, которое прививает человеку трезвость и живую веру в живого Бога, эту нишу сразу же начинает занимать суеверие. А суеверие легко доверяется всем видам предсказаний и без всякой осторожности влезаем в область демонической духовности.

Однако любой трезво мыслящий священник будет постоянно задаваться вопросом — а какое отношение к христианству, Церкви имеет праздник чисто языческого происхождения, установленный Гаем Юлием Цезарем в 46 до Р. Х. в честь римского божества Януса[1]? [2] Этому божеству Рима, как владеющим временем, был посвящен один из древних храмов Вечного Города с 12-ю алтарями. В первый день нового года ему приносился в жертву бык, а в древности приносились и человеческие жертвы.[3] Более того, совесть ревностно священника будут смущать и призывы участия в новогоднем столе ночью, поскольку подобное действие необходимо расценивать как участие в некоем культе. Ведь вкушение общей трапезы в религиозных культах всегда рассматривался как религиозный акт.

Несомненно, что огромным соблазном для настоящего благочестивого христианина будут официальные выступления Святейшего Патриарха, который будет оправдывать участие в новогодней семейно трапезе и даже допущение «разговления» ради «любви» к родственникам. На фоне строгости Рождественского поста, который согласно церковному уставу не допускает ядение рыбы даже во вторник и четверг кроме как в дни «полиелейные»[4], призывы в «разговлению» ради Нового года, а вернее праздника богу Янусу, не иначе могут рассматриваться как кощунство.

Безусловно, Святейший патриарх и многие епископы от которых государственные власти просят выступить на новый год по  радио или TV эфиру, ставятся в несколько неловкое положение. Они призываются сказать слово народу, который по своему сознанию далеко отошел от христианского мировоззрения. И не только отошел, но его сознание остается пропитанным идеями коммунизма, отношением к жизни и праздникам как поводу к разгулу страстей. И что можно сказать по эфиру такому народу, для которого идеалы христианской аскетики совершенно чужды? Ответить на эти вопросы действительно сложно. Но, с другой стороны, это не означает, что надо в своих речах приспосабливаться к сознанию нравственно опущенного народа. Святейший патриарх как этнарх русского православного народа, русской нации должен быть руководителем вверенного ему Божественной десницей народа на пути благочестия и спасения. Последние слова не должны рассматриваться в либеральном плане и духе, а строго православно-каноническом. Очень важно напомнить, что в эти дни Церковь Христова вступает в период особенного приготовления к Рождеству Христову. В эти дни во время богослужения начинают петься особые песнопения, возводящии ум человека в созерцанию глубины совершающейся «тайны благочестия», Боговоплощения, явления на земле Бога Слова ради избавления человечества от страшной духовной тирании дьявола, от безысходности нисхождения в преисподнюю всего человечества. Начиная с Недели перед Рождеством Христовым Церковь Христова нас призывает к особенно бдительному и трезвенному образу жизни в таких словах: «приидите вси Христово Рождество верно предпразднуим», «незаходимое Солнце из девственных ложесн возсияти идет, просветити всю подсолнечную, чистыми очесы и чистыми деяними срести Сего потщимся»». То есть церковь Христова нас призывает не послаблению и расслаблению в эти дни, а к еще более напряженному духовному подвигу ради того, чтобы встретить Спасителя «с чистыми очесы и чистыми деянми». Новогодний же пир, «разговление» в Новогоднюю ночь не только вырывают христианина из такого богоугодного провождения подготовительных рождественских дней, ломают его литургический ритм жизни подготовки к Рождеству Христову, но и являются явно греховным действием. Свт. Григорий Богослов в одном из своих слов напоминает христианам, что наши христианские признаки не имеют ничего общего с языческими и светскими, сопровождаемыми шумом, оргиями, но наши праздники совершаются в совершенно ином духе и в иной форме: «Торжествует иудей, но по букве: празднует и эллин, нов угождение демонам: а у нас, как все духовно: действие, движение, желание, слова, даже походка, и одеяние, и даже мановение, потому что ум на все простирается, и во всем образует человека по Богу; так духовно торжествование и веселие».[5] А в другом своем слове свт. Григорий Богослов подчеркивает, что празднование праздников язычников состоит «в удовлетворении страстей, и грешить значит чтить бога, к которому под защиту прибегает страсть». Образ празднования христианских праздников совершенно иной, поскольку они связывают не демонами, а с Духом Святым. Посему «праздновать у нас значит приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие».[6] Важно и напомнить народу об историческом происхождении Новогоднего праздника. Точно также важно напомнить и о таком тем не менее сохраняющемся обычае в Европе — праздновать не Новый год, а Рождество Христово. Хотя в Европе и активно идут процессы подрыва христианского исторического самосознания, но тем не менее зимние каникулы носят наименования «Рождественских», а не «Новогодних». Важно было бы напомнить народу и о праздновании нового года по старому Юлианского календарю в дореволюционной России, когда этот праздник гармонично входил в дни Рождественских Святок и совпадал с памятью свт. Василия Великого и праздником Обрезания Господня.

Но еще более важно было бы напомнить нашему народу, что Новолетие исторически христианский мир, начиная с эпохи св. императора Константина Великого праздновал всегда 1 сентября по Юлианскому календарю[7] (14 сентября по гражданскому календарю). Это византийского прохождения праздник имеет свое духовное объединяющее начало для всего Православного мира, указывая не его сыновнее происхождение от Pax Romana Orthodoxa, созданного еще трудами великого императора Константина а не от Pax Americana. Церковное новолетие, или индикт  это начало православного литургического года. Само время в богословии рассматривается не только как материальное начало для определения суток и часов, но и как время, которое мистически связует «народ Божий» через  богослужение с небесным и вечным, с миром горним, божественным. Мы даже надеемся, что этот праздник Церковного новолетия приобретет в нашем народе и нашей поместной Церкви прежнее понимание. Ведь неслучайно в Константинополе церковное Новолетие совершается Святейшим Вселенским патриархом при участии всех членов Священного Синода, в присутствии высших лиц дипломатического корпуса Греческой республики в Турции. К сожалению процесс активной секуляризации западного мира привел к полной утрате не только понимания сути литургического календаря, но и смысла служения государства , чтобы «готовить людей к прекрасной жизни» (Аристотель), к жизни  «по-Божьи» (бл. Августин). Современное государство, как справедливо замечает И. Ильин, «не ценит вечных и благороднейших — религиозно-христианских корней правосознания. Современное государство служит не качеству жизни, не совершенству ее, а интересам людей и классов; оно не знает измерения священной глубины — ни в душах, ни в делах».[8]

Да, безусловно, живя в секуляризованном обществе, христианину трудно вырываться из «обычаев» принятых в нем. Однако это делать также необходимо, как и жить аскетично, поскольку эти действия будут свидетельствовать о нашей решимости жить «не по стихиям мира»., «не в обольстительных похотях», а «по Христу». Именно к такому иному образу жизни, в разрез с представлениями и обычаями секуляризованного мира нас постоянно призывает в своих посланиях св. апостол Павел. Однако этот отказ жить по правилам секулярного общества не означает, что мы должны проявлять к нему какую-то ненависть, осуждать других людей. Нет, и еще раз нет. Отделяя себя от мира, мы свидетельствуем тем самым о нашей любви к Богу, преданности Христу, но в этой преданности мы стремимся обрести и христоподражательное сострадание к падшему человеку, к миру, который «предпочел свету тьму».

М считаем совершенно верными мудрым совершение Православной церковью молебна на Новолетие накануне Нового года в вечер после уставного богослужения «молебного пения». Эта церковная икономия имеет свое педагогическое действие — возбудить сознание людей, что их жизнь зависит от Бога и их образа жизни. И молебен в своих молитвословия как раз возбуждает ум человека к обращению к Богу как источнику и причине всего сущего, как подателю всяких благ. Свершая Новогодний молебен, Церковь Христова не отказывается от исторической памяти о Новолетии литургического года, который начинается 1 сентября, но  призывает людей проводить и этот праздник не веселии и пировании, но достойно «христианского звания», «в молитвах, молениях, песнопениях духовных»,- по словам апостола Павла. Нам видится положительным и стремление ввести в обычай «празднования» гражданского Нового года введение ночной Божественной литургии. Ибо ничто так не освящает наш мир, как Божественная литургия, когда на землю на божественный престол нисходит Само Божественное Слово и вновь закалается за каждого из нас. Однако мы напомним, что Божественная литургии должна совершаться не ранее 1-2 часа ночи, в противном случае нарушается «древний литургический обычай» совершать «бескровную жертву перед рассветом», то есть после 6 часа, читаемого перед началом Божественной литургии.[9]

И дай Бог, чтобы в сознании нашего народа оживало и воспитывалось сознание необходимости «духовного празднования праздников», и того, что любого рода пирования и гуляния как граничащие или переходящие в разгул — противны Богу. Важно помнить, что каждый день и час, не говоря уже о годах, являются временем енпрестанного проявления Божественного попеения о человеке. А посему Церковь Христова именует Новый год не  годом змеи, а «летом благости Господней». И это потому, что вовсе не зме или иные животные восточных календарей определяют «характре года», а всесильный Божественный промысел и поведение самих людей. Если люди пренебрегают вечным божественным законом раскрытым в Евангелии, то они обрекают себя на беды. Но если человечество стремиться к правде Божией, то оно получает освящение от Бога и благословение, котре приносит в человческое сердце небесную радость и мир в совести.

 

С. И.  2012-2013гг.

 



[1]   Климишин И. А. Календарь и хронология. — 3-е изд. — М.: Наука, 1990. — С. 288—289. — 478 с.

[2]   См. Интересную статью: Новый год - праздник бога Януса?: «
Новый год только открывал череду праздников. Ближайший, падающий на 9 января праздник Агоний, также посвящался Янусу. Но, в отличие от Нового Года - праздника всеобщего - Агонии были прежде всего царским торжеством, во время которого жрец Януса, имевший великую власть, совершал жертвоприношение. Жертвой должен был стать белый бык без единого изъяна. Старики при этом вспоминали, что когда-то в жертву приносили не животных, а людей. Они искренне жалели, что обычаи уходят, а с ними и сила Рима… Ведь где не пролилась человеческая кровь, там может быть силы. Впрочем, говорили об этом вполголоса, не только боясь доносчиков, но и потому, что праздник Нового года считался тихим и благопристойным. В эти дни запрещалось громко разговаривать, а из всех грехов можно было предаваться лишь чревоугодию - благо, теплая Италия снабжала богатый город всеми дарами своей земли. Ссоры также запрещались - ведь из-за этого Янус мог наслать на всех дурной год… Огни в домах, согласно традиции, были потушены. Тьма скрывала лица и прислуживающих господ, и наедавшихся впрок слуг… А дальше предстоял традиционный праздник жены Януса – Ютурны, способной исцелять многие заболевания у поклоняющихся ей. Словом, для римлян январь превращался в один длинный, казалось, почти нескончаемый праздник. Так что и мы получили долгие новогодние каникулы благодаря Янусу». http://www.myjane.ru/articles/text/?id=9104

[3]   См. Энциклоедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Янус бог. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/147143/Янус

[4]   См. Типикон. Изд-во Московского патриархата 1997, с. О Рождественском посте и посте святых Апостол: «во вторник, и четверток, рыбы не ядим, но елей и вино точию. В понедельник, в среду, и пяток ни елея вкушаем, ни вина, но постимся до 9-го часа и ядим в тыя дни сухоядение. В субботы же и недели ядим рыбы. ...Далее идут разъяснения касательно случаев выпадения праздников на указанные дни и разрешений либо на елей и вино — либо на рыбу»

[5]   Слово 11.

[6]   Слово 41. На святую Пятидесятницу

[7]   Существует устойчивое мнение, что окончательно новолетие 1 сентября  стало совершаться при св. императоре Юстиниане I, который в 529 году по этому поводу издает свой указ и фиксирует его в via Novella 47. Хотя существует далеко не бездоказательная точка зрения относительно введения новолетия 1 сентября после утверждения празднования Пасхи Христовой по Александрийской Пасхалии.

[8]   И. Ильин. Кризис современной культуры. Путь духовного обновления. М. 2006, с. 252

[9]   См. рассуждения относительно времени совершения Божественной литургии у профессора И.Фундулиса Το πνέυμα της θείας Λατρείας

 



Подписка на новости

Последние обновления

События