Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Актуальные темы

 

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о выходе из Всемирного Совета «церквей»

Его Святейшеству
Святейшему Кириллу
Патриарху Московскому и всея Руси


15 ноября 2017 г. 
№ 37/К  
 

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к
Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской
Православной Церкви о выходе из Всемирного Совета «церквей»

Братия Свято-Успенской Почаевской Лавры настоятельно просит Священноначалие и Архиерейский Собор удовлетворить наше прошение и неоднократные обращения верных чад нашей Церкви о выходе Ее, из Всемирного Совета «церквей» и о прекращении участия Нашей Церкви в экуменистическом движении.

Все члены Всемирного Совета «церквей», вступив в него, принимают Устав ВСЦ, который утверждает, что ни одна его конфессия не обладает полнотой Истины. Полнота Истины наступит, согласно этому Уставу ВСЦ, только тогда, когда все конфессии объединятся в одно целое.

Сатанинский замысел создания Всемирного Совета «церквей» заключается в построении единой мировой лжецеркви в грядущем царстве антихриста, объединенной, конечно, не Духом Истины и любовью к Богу, а, наоборот, равнодушием к истине и принятием духа отца лжи с его мнимой лжелюбовью. Документы и видеоматериалы происходящих экуменических встреч и молений не оставляют никакого сомнения в их антихристианской и сатанинской сущности, об отступлении Православной Церкви от Истины, догматов и правил утвержденных Вселенскими Соборами. Принимая участие во Всемирном Совете «церквей», Наша Церковь соглашается своим деянием что Она не является Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Поэтому выход Русской Православной Церкви из Всемирного Совета «церквей» будет не Ее самоизоляцией, как пытаются некоторые утверждать, а истинной проповедью неповрежденного Нового Завета. Не надо впадать в прелесть и воображать, что мы имеем больше любви, чем апостолы. Святой Иоанн Богослов, апостол любви, учил не принимать в дом и даже не приветствовать тех, кто не приносит истинного учения (2 Ин. 10). Апостол Павел, больше всех потрудившийся в проповеди Евангелия всему миру, также заповедовал «еретика, после первого и второго вразумления отвращаться» (Тит. 3, 10). Представители Православных Церквей вразумляли, как они утверждают, еретиков во Всемирном Совете «церквей» не дважды, а на протяжении десятилетий. Много ли обратилось? Ведь остальные участники ВСЦ и не считают, согласно Уставу этой организации, Православную Церковь хранящей полноту Истины. Поэтому такая «проповедь» безполезна. И, самое прискорбное, что это большое преступление перед Богом, соблазн и отпадение верных чад от Православной Церкви из-за участия Ее в таком движении.

Неужели нет других способов проповеди «Царствия Божия, пришедшего в силе» (Мк. 9, 1), и истинной Пятидесятницы? Конечно есть.

Православная Церковь, являясь «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3, 15), на протяжении двух тысяч лет свидетельствует всем, «имеющим уши слышать» (Мф. 13, 9), о благой вести, принесенной нам Иисусом Христом. И никогда Православная Церковь для проповеди Евангелия не устраивала общих организаций с еретиками, а, наоборот, охраняла овец Христовых от их ядоносного лжеучения. С материнской любовью скорбя и плача  о гибели еретиков, молясь об их обращении, Церковь в то же время исполняла Завет Христа сначала любить Бога всем сердцем и душой, а затем ближнего! (Мф. 10, 37). Сам Иисус Христос, воплощение Любви, засвидетельствовал, что принес на землю не мир, а меч (Мф. 10, 34), отделяющий возлюбивших Истину от приявших ложь. Многие из слушающих проповедь Его не могли вместить учения Нового Завета и отходили, но призванные Отцем Небесным утвердились в истине (Ин.6, 66-69).

«Ученик не выше учителя» (Мф. 10, 24). Он немощен и должен блюсти себя от увлечения стихиями мира сего, чтобы не стать «солью обуявшей» (Мф. 5, 13), и только тогда, по слову Спасителя, кто-то нас послушает, как Его послушали, а кто-то будет гнать, как Его гнали (Ин. 15, 20).

В связи с этим братия Свято-Успенской Почаевской Лавры обращается и настоятельно просит Священноначалие Русской Православной Церкви о выходе Нашей Православной Церкви из Всемирного Совета «церквей» и о прекращении всякого участия в экуменистическом пагубном движении.

 

 

 

__________________________

Владимир, Митрополит Почаевский,

Викарий Киевской Митрополии,

Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры

с братией

 

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви о документах Критского Собора

http://www.pochaev.org.ua/?pid=2049

Его Святейшеству
Святейшему Кириллу
Патриарху Московскому и всея Руси

Членам Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви


22 ноября 2017 г. 
№ 38/К                                                                             
 

Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры к
Святейшему Патриарху Кириллу и Архиерейскому Собору Русской
Православной Церкви о документах Критского Собора

Ваше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

 

На основании решений Священного Синода РПЦ от 15 июля 2016 года о рассмотрении документов так называемого Критского собора, прошедшего на острове Крит летом 2016 года,  мы, насельники Свято-Успенской Почаевской Лавры, являясь верными чадами Православной Церкви, обращаемся к Вам, членам Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и просим рассмотреть вышеупомянутые документы в свете православного вероучения. Направляем Вам данное письмо, не желая замалчивать Истину, ибо  молчанием предается Бог.

 

Замечания к принципам организации и проведения Собора на Крите

 

Способ проведения данного собора не отвечает православной традиции и званию Собора по следующим причинам:

- участие малого количества епископов (всего 25 епископов от каждой Поместной Церкви);

- присутствие неправославных наблюдателей на соборе;

- отсутствие представителей 4-х Поместных Церквей;

- непринятие во внимание отказа 35 присутствовавших на соборе епископов  по различным причинам подписать соборные документы и нерассмотрение их замечаний во время собора;

- механизм составления повестки дня собора и рассмотрения тем, включенных в нее для обсуждения, не предусматривал принципа рецепции со стороны Церкви, и поэтому собор, по сути, не был в состоянии выразить мнение Православной Церкви как таковой.

- признать способ организации и проведения Критского собора неправославным с учетом того, что данный факт был частично отмечен в решении Синода РПЦ (от 15 июля 2016 года, журнал 48 п. 3):

«Констатировать, что проведение Собора при отсутствии согласия со стороны ряда автокефальных Православных Церквей нарушает этот принцип, вследствие чего состоявшийся на Крите Собор не может рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем документы — как выражающие общеправославный консенсус».

 

Замечания по поводу итоговых документов Критского собора

 

Опираясь на вероучительные источники нашей Православной Церкви и на богословский анализ итоговых документов вышеназванного Собора, мы со всей уверенностью утверждаем, что ряд документов Критского Собора и его решения являются еретическими и не соответствуют православному вероучению. Главный удар данных решений приходится на принцип соборности Церкви и на Ее экклесиологическое учение, таким образом закладывается основа для искажения православного вероучения.

 

Ввиду вышеизложенного призываем Архиерейский собор:

 

1. Отвергнуть решения Критского собора по примеру Антиохийской, Болгарской и Грузинской Православных Церквей. Осудить данный собор как «собор нового типа», разрушающий святоотеческую традицию и преемственность в Православной Церкви.

2. Отменить первые четыре пункта постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2–3 февраля 2016 года о признании не нарушающими чистоту православной веры проектов документов, подготовленных к Собору на о. Крит, так и не ставшему Всеправославным.

3. Не участвовать представителям Русской Православной Церкви в работе заявленного организаторами собора на Крите постоянно действующего института Всеправославного Собора, так как такое участие неизбежно означало бы признание прошедшей Критской встречи и принятых на ней итоговых документов.

 

С любовью о Господе,  

__________________________

Владимир, Митрополит Почаевский,

Викарий Киевской Митрополии,

Наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры

с братией

 
     

Прп. Феодор Студит: Без православной веры доброделание бесполезно

Άγιος Θεόδωρος Στουδίτης: Χωρὶς ὀρθόδοξη πίστη, ἡ ὀρθοπραξία εἶναι ἀνώφελη

 

Из книги профессора Фессалоникского университета Василиоса Цинку «Екклесиологические положения в учениии святого Феодора Студита, авторитет и первенство»

Ἀπὸ τὸ βιβλίο "Ἐκκλησιολογικὲς θέσεις τοῦ Ἁγίου Θεοδώρου τοῦ Στουδίτου, αὐθεντία καὶ πρωτεῖο" τοῦ Βασιλείου Τσίγκου, καθηγητή τῆς Θεολογικῆς ΑΠΘ 

 

 

Преподобный отец Феодор Студит отстаивает воззрение на нерасторжимую связь между верой и делами. В одном из своих первых писем он ставит такой вопрос: «Как и кто и каким образом может кто-то оставаться православным  человеком, если он не совершает правильные дела (когда он совершает странные дела), когда апостол Иаков, соответственно, говорит что вера свидетельствуется делами, и как это возможно чтобы те, которые ошибаются в одном, могли бы верно совершать другое? »

Ὁ связь православия и доброделания (праводелание - ὁρθοπραξίας ) должна быть неразрывной. Это основное богословское положение рассматривается прп. Феодором  в качестве саморазумеющаяся истина, но она восходит к одному из основополагающих условий для принятия христианства или же отказа от него, так что он задает вопрос  монаху Василию о том отвергает ли  он то, что христианство состоит из двух частей –веры и дел, и что отсутствие одного делает другое бесполезным. «Снова ваша честь пренебрегает тем, что, как я говорю, христианство состоит из двух (вещей) – веры и дела, если же одно отсутствует, то разве возможно существование другого?»

Православие необходимо для того, чтобы всякий был всецело православным. Конечно, без доброделания никто не является православным, пусть даже и несовершенным. Но и без….православной веры доброделание является бесполезным. В своем апологетическом письме к патриарху Никифору, прп. Феодор связывает православие со священными канонами, которые устанавливают границы правильного делания, доброделания в Церкви. Как он подчеркивает, что не является совершенным православным, но половинчатым тот, кто считает, что он обладает правой верой, но не сообразуется с божественными канонами, «не является вовсе совершенным православным, но половинчатым, который не следует божественным канонам». В творениях прп. Феодора Студита очень часто вера связывается с применением канонов, а искажение веры с жизнью в безразличии к церковным канонам и установлениям. Поэтому священный отец призывает своих собеседников шествовать к свету истины и со всей твердостью держаться догматов и канонов.

Отцы Церкви вели непрекращающуюся битву даже до крови за то, чтобы с поразительной ясностью  и точностью  установить  безопасные границы между истиной и ложью, православием и ересью, сетом и тьмою, жизнью в Церкви, которая подобна раю, и жизнью вне Церкви. Там, где есть правая вера и соответствующая жизнь, то вследствие этого мы можем говорить о делании «правомерном и законном». Точно так же,  совершается путь в пределах церковных установлений и канонов, то именно там существует православие и доброделание, правое дело. В церковном опыте, который переживают, христиане «содержат» веру, но которая доказывается со всей живостью и энергичностью делами любви. Слова апостола Павла «вера действуемая любовью» означают, что слово о вере относится к «догмату о праводелании(ρθοπραξίας )», любовь относится  к «созерцанию доброделания (επραξίας)».

 

В творениях прп. Феодора Студита имеются многочисленные обращения с увещаниями к его ученикам и его собеседникам о необходимости хранения православия и правого делания. Он увещает своих братьев держаться «православной веры» и правильно мыслить «о непорочной вере». Необходимо быть здравыми и совершенными, храня «неуклонно веру и здравую жизнь», так чтобы жить «право исправляя и слово и жизнь». Сам он выражает пожелание чтобы ему следовать  его брату Иосифу как «православному и право живущему», и могущему сообразовывать слова с жизнью. Игумену Ефросину он советует питаться с невестами Христовыми от чистого хлеба православия и пить сладкое вино добродетели. Монаху Макарию он пишет, чтобы он молился, дабы «хранить невредимым слово православия и жизнь не противопоставлять слову».

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

 

Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила против секспросвета в школах, а митрополит Иларион (Алфеев) за секспросвет «целомудренный», т.е. за «целомудренное» растление подростков в школах

22.11.2017

 

 

 

О развращении детей вследствие внедрения раннего сексуального образования в школах высказалась депутат Госдумы РФ Ирина Яровая во время выступления на Всероссийском молодежном форуме 20 ноября, сообщает РИА Новости. Вице-спикер нижней палаты раскритиковала стремление подражать политике Европы по этому вопросу.

«Я против, честно вам скажу, вот этого внедренного по европейским стандартам раннего сексуального образования. Это ничего, кроме развращения и непонимания, у ребенка не вызывает, для познания есть определенные возрастные критерии», – заявила Яровая.

В своей речи на форуме она обратила внимание на то, что в современном мире детям не передаются «критерии истины, распознания, что есть плохо, а что хорошо». Вместо этого, по мнению депутата, ребенку поступает такое количество информации, которое он не способен осмыслить в силу возрастных, культурных и мировоззренческих особенностей.

Напомним, что попытки внедрить половое воспитание в школах России предпринимаются не впервые. Ранее, в середине 90-х годов, родительская общественность резко отреагировала на предложение об обязательном сексуальном просвещении детей, что позволило приостановить внедрение подобных практик. 

Растление детей – тема ужасная. Родители содрогаются при одной мысли об этом! Это печальная и пугающая реальность нашего времени, чреватая пагубными последствиями для детей. Тем более является пугающим, когда вопреки мнению российской родительской общественности растление детей предлагается из уст одного из высших иерархов Русской Православной Церкви.

В субботу 11 ноября глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия-24» заявил, что Русская Православная Церковь не выступает принципиально против уроков полового воспитания, но работа с подростками должна вестись «целомудренно»:

«Наверное, многие наши телезрители православные ожидают от меня, что я скажу, что Церковь категорически против уроков полового воспитания. Я не могу так сказать, потому что все зависит от того, как они ведутся, кем они ведутся, – заявил митрополит Иларион. – Если эти уроки, как, к сожалению, это часто бывает, превращаются в развращение школьников и молодых людей, то да, конечно, Церковь будет выступать против таких уроков. Но в то же время ситуация, когда дети не знают элементарных вещей, касающихся так называемой сексуальной безопасности, – неправильная», – отметил высокопреосвященнейший владыка. По его мнению определенная воспитательная и профилактическая работа должна вестись, чтобы подростки «соблюдали меры предосторожности, которые позволят им не заразиться СПИДом или какой-либо венерической болезнью». По словам митрополита Илариона, работа с подростками в этом направлении должна «осуществляться целомудренно». Он подчеркнул важность родительского внимания к этому вопросу. «Родители в нужный момент должны рассказать детям, как на свет появляются дети. Во многих семьях избегают таких разговоров или делают это с опозданием, когда ребенок уже все узнал от других», – отметил митрополит Иларион (Алфеев).

РИА НовостиИнтерфакс

Предлагаемое митрополитом Иларионом (Алфеевым) «целомудренное секспросвещение» – этой какой-то новый неведомый доселе циничный оксюморóн! Впрочем, схожий циничный оксюморон «бомбардировка в гуманитарных целях» использовался для оправдания уничтожения мирных жителей Югославии, Ливии, Афганистана, Ирака и Сирии военной авиацией США и стран NATO.

Владыка Иларион своим высказыванием о допустимости в наших школах уроков полового воспитания совершил самую настоящую нравственную диверсию и тем самым приоткрыл еще одно окно Овертона: постепенное снятие нравственных запретов, десакрализация табуированных тем, разрушение чувства стыда, высмеивание понятия целомудрия, т.е. манипуляция ценностными структурами, касающимися детского и юношеского становления и представлениями о нормативах нравственного поведения в обществе. Цель этого – уничтожение в детях целомудрия и низведение таинства любви до простого животного инстинкта, что в дальнейшем блокирует нормальное воспроизводство населения в рамках семьи.

Это растлевающее воздействие на подростков еще более действенно, потому как школьный учитель, являясь взрослым человеком и авторитетом для учащихся, призванным сообщать детям ценностные ориентиры, таким образом разрушает уже имеющиеся у детей понятия о морали и нравственности. И дети будут воспринимать информацию о их «половом воспитании» как социальную норму, тем более услышанную ими от преподавателя.

Отметим, что новая либеральная тоталитарная идеология «христианской» Европы, проникающая к сожалению и в нашу страну, стремительно тянет европейское население в ад: в европейской школьной программе обязательными становятся «уроки секспросвета» («полового воспитания»). Половое просвещение с начальных классов – это не только ещё один вариант развращения детей, но и серьёзный удар по детской психике. Не так давно около десяти подростков-шестиклассников были госпитализированы в ходе такого вот урока обязательного «секспросвещения» в Германии, остальные оказались в предобморочном состоянии: детская психика просто не в состоянии выдержать наглядное изучение всех сторон половой жизни человека. Принуждение детей к занятиям мастурбацией с младых ногтей является очень серьёзной диверсией против человеческой расы. Растление детей в «христианской» Европе приводит к замедлению и остановке взросления каждой конкретной жертвы и общества в целом. Например, в Германии уроки сексуального воспитания обязательны для всех школьников. Дети в Германии в начальной школе обязаны не только изучать азы секспросвета на уроках, но и принуждаются выполнять домашние задания по этому предмету. Например, девятилетние школьники в кёльнской школе обязаны сдать экзамен на «оргазм». Кроме того, специальными распоряжениями Министерства образования в земле Северный Рейн-Вестфалия родители принуждаются к совместному выполнению с детьми домашних заданий по секспросвету. 

С «христианской» Европы» на нас стремительно надвигается волна откровенной пропаганды любого греха и порока. Опорная база этой либерально-фашистской диктатуры уже создана на Западе, и ее ускоренными темпами планируют навязать всему человечеству. Обществу навязывается либеральная идея о негуманности самого понятия «грех», ибо понятие греха вступает в резкое противоречие с базовой либеральной ценностью – идеей «прав человека», на которой зиждется вся европейская антихристианская идеология. Если понятие греха, а вместе с ним и Бога, будет в «христианской» Европе окончательно предано забвению, то тем самым открывается широкий путь не только к оправданию «нетрадиционных сексуальных отношений», усыновлению гомосексуалистами детей, но и к допустимости педофилии, инцеста, скотоложества и прочих «прав европейского человека», посягательство на которые приравняется будущими либеральными еврокомиссарами-правозащитниками к фашизму и человеконенавистничеству. А начиналось всё с уроков секспросвещения в школах...

Вот такое будущее и для российских школьников предлагает митрополит Иларион (Алфеев), как бы он не оговаривал, что секспросвет, а по своей сути просто растление детей, в наших школах будет проводиться «целомудренно».

Если т.н. «христианская» Европа тянет свое население в евросодом и в ад, то России не по пути с подобными либеральными «европейскими ценностями», за которыми скрывается разрушение всего строя человеческих отношений, как они были задуманы Господом Богом.

Россия в настоящее время стала надеждой мира в борьбе против нового богоборческого либерально-содомского тоталитаризма. Наша страна призвана встать на защиту традиционных общечеловеческих ценностей, поскольку многие люди на земном шаре видят в России единственную силу, сохранившую духовный потенциал и способную противостоять сатанинскому проекту уничтожения человеческого рода как такового. Пришло время патриотам всех стран сформировать вокруг России интернационал тех, кто не отказывается от своей человеческой сущности, кто любит свою семью и не желает превращать своих детей в материал для сексэкспериментов со стороны европейских общечеловеков. Ведь речь идет об угрозе уничтожения самих основ человеческой цивилизации вследствие утверждения антицивилизации нелюдей, опорная база которой уже создана на Западе и которую ускоренными темпами представители европейского либерального фашизма планируют навязать всему человечеству.

Печально, что митрополит Иларион (Алфеев) по сути встал на их сторону.

Николай Каверин

http://www.blagogon.ru/news/532/

Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?


Николай Каверин

 

 

Наблюдая в многочисленных ток-шоу на федеральных телеканалах участие представителей православного духовенства в дискуссиях на злободневные темы со светскими экспертами, политтехнологами и журналистами, с сожалением приходится констатировать, что священники в подобных телепередачах выглядят абсолютно беспомощными и даже смешными. Их доводы и рассуждения, как правило, выглядят убого и крайне примитивно.

Причина этого заключается в том, что попытка священнослужителя говорить на языке мiра сего, пользуясь не духовным оружием, от которого у «противника» не будет защиты, а интеллектуальным, мiрским, остается безрезультатной: священнослужитель начинает играть на поле противника по его правилам, а это заранее обрекает его проповедь на поражение, ибо против церковного интеллектуала всегда найдется более изощренный интеллектуал от мiра сего, который просто в этой сфере более профессионален, чем приглашенный на ток-шоу батюшка. И поэтому он, профессиональный медийный интеллектуал, всегда будет выглядеть более убедительным и авторитетным, окажется победителем. Видя подобные неуклюжие рассуждения представителей Церкви на фоне выступлений высокопрофессиональных экспертов, у телезрителя складывается устойчивое впечатление, что Церкви в лице наших медиа-батюшек просто нечего сказать современному обществу. В результате – конфуз для телезрителей и дискредитация авторитета Церкви.

Представителей Церкви в последние годы постоянно приглашают на федеральные телеканалы в наивной надежде услышать от них какое-то новое слово по проблемам современной жизни нашего народа. Однако надежды эти чаще всего не оправдываются: священники говорят в общем правильные слова, однако их «правильные» слова никто серьезно не воспринимает, ибо они лишены соли. И в результате мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: маститый протоиерей и одновременно блестящий амвонный проповедник в телепередаче политического ток-шоу выглядит крайне жалким и неубедительным на фоне глубоких, умных и по своей сути глубоко христианских рассуждений светских людей, таких как, например, Виталия Третьякова, человека, скорее всего невоцерковленного, однако, говорящего слова, православные по духу и приправленные солью, как того и требует Апостол (см. Кол. 4,6).

И порой становится крайне стыдно за таких горе-представителей Церкви Русской, пытающихся вступить в какую-то интеллектуальную полемику на федеральных телеканалах, или сказать нечто, что заставит прислушаться к словам телепроповедника простого телезрителя.

Скажут, что проблема в том, что среди т.н. «медийных» батюшек есть все-таки «дефицит златоустов» – настоящих проповедников, которые могут «зажигать» в ток-шоу. Проблема возможно в этом. То есть для таких телевыступлений нужна харизматическая личность, способная вести полемику, и аскетический образ жизни – безупречная репутация и живая вера – тогда и слова польются и телезрители ахнут и будут слушать.

Но все же следует признать в качестве непреложной аксиомы, что любые «правильные» слова из уст священнослужителя – участника телевыступления – никого и никогда не приведут к Богу, не привлекут в Церковь, не убедят в своей правоте телезрителей. И все словесные «доказательства», что грех – это плохо, никогда не отзовутся в сердцах людей, слушающих медиа-батюшку: у неверующих людей всегда найдется своя шкала моральных и нравственных ценностей, которая вполне отвечает их интеллектуальному жизненному запросу. Всё же от священника люди вправе ожидать не интеллектуального красноречия (на которое всегда можно будет не менее убедительно возразить), а духовного пастырского слова не от мiра сего, приправленного евангельской солью, слова, на которое у оппонентов никогда не найдется возражений.

А так как Господь заповедовал нам не метать бисер перед свиньями (см. Мф. 7,6), то православным священнослужителям не стоит вообще появляться на федеральных каналах в телевизионных ток-шоу. Тем более, что, как правило, ничего толкового они сказать граду и мiру не в состоянии. Пусть уж по крайней мере не дискредитируют Русскую Церковь. Беда, когда забвение евангельского предупреждения о недопустимости метания бисера служит оправданием участия в сомнительных публичных телевизионных ток-шоу, рассматриваемых самими православными участниками его как некое важное массовое миссионерское мероприятие.

Хрестоматийный язык современных безжизненных, подчас откровенно занудных и скучных, внутренне мертвых проповедей по телевидению (ярчайшим примером тому служит еженедельная программа «Церковь и мир» с митрополитом Иларионом по телеканалу «Россия 24»), которые по букве может и очень правильные, сегодня уже никем не воспринимается, не зажигает, ибо часто не имеет в себе соли (см. Мф. 5,13). А соль может быть в проповеди только в том случае, если она есть в проповеднике!

Необходимо понимать и помнить главное: интеллектуальный уровень (в котором присутствует и многословие, не являющееся добродетелью) для выражения истины – это всегда более низкая ступень по сравнению с уровнем духовным: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор. 2,15) – напоминает нам апостол Павел.

Ещё двадцать-двадцать пять лет назад любая проповедь или просто информация о Церкви воспринимались как глоток чистого воздуха, и аудитория была восприимчива к любому слову о Боге и о Церкви. Однако времена изменились, и информация о Боге и Церкви сейчас в переизбытке, в связи с чем человек, интересующийся духовными вопросами, сам может отыскать себе носитель соответствующей информации. Поэтому на этом фоне многословные и красноречивые «православные» лекции выглядят очень бледно. Это приводит к тому, что миссионер как носитель информации уже окончательно устарел.

Но поскольку мы сейчас живём в мiре неоязыческом, то роль миссионерства, как и в апостольские времена, по-прежнему очень важна. Но сегодня миссионерская проповедь может и должна вестись не словами, а поступками и своим личным примером. Таким, как, например, Поступок русского писателя Захара Прилепина, который не на словах, а на деле, своим личным примером засвидетельствовал вечные слова Спасителя о любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15,13), поехав на Донбасс воевать за русских людей. А слова в современном мiре практически обесценились, и поэтому только примером своей личной христианской жизни и христианскими поступками мы можем чего-то достичь. Христианин, имеющий соль в себе, – он, как и икона, должен быть окном для других в мiр иной.

 

 

Поэтому, ради сохранения престижа Русской Православной Церкви как одной их главных государствообразующих структур и духовной основы бытия русского народа, нынешние священнослужители не должны лезть на федеральные телеканалы. Пусть лучше направят все свои усилия на то, чем профессионально должны заниматься люди, облеченные в священнический сан: на проповедь в храмах Слова Божия, на духовное окормление своей паствы и на истовое совершение богослужения, которое на протяжении тысячелетия всегда содержало огромный и наиболее эффективный миссионерский потенциал, а не позорить нашу Церковь на телевидении своим малосодержательным словоизвержением.



Подписка на новости

Последние обновления

События