Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Актуальные темы

В Москве пройдет круглый стол по проблемам современного православного образования

 

В субботу 10 декабря 2016 г. в Москве пройдёт круглый стол на тему:«Православное церковное высшее образование в современном мире». Цель мероприятия – проанализировать положение дел и проблемы в сфере высшего церковного образования в Русской Православной Церкви.

Организатор круглого стола – Аналитический центр святителя Василия Великого. Для участия приглашаются преподаватели и аспиранты высших учебных заведений, учёные, специалисты по истории Церкви, богословию 
и образованию, а также все православные христиане, неравнодушно относящиеся к современному состоянию высшего церковного образования.

Вопросы для рассмотрения:

— Соотношение догматической истины и данных науки в преподавании богословских дисциплин (библеистика, история Церкви и другие).

— Цели и задачи православного высшего образования. Что можно сказать 
о профориентации? Какому типу личности мы помогаем развиться? Почему в процессе обучения многие теряют веру?

— Современное русское богословие: источники, направления, «школы». Как преподавать норму православного вероучения?

— Богословие под патронажем институтов светского многоконфессионального государства. Последствия Болонского процесса для качества образования.

— История философии в православном университете. На чём делать акцент?

— Межконфессиональные контакты в пространстве высшей церковной школы: их смысл и связанные с ними опасности.

— Проблемы финансирования исследовательских проектов и образовательных программ.

Место проведения: ул. Большая Серпуховская, д. 24 (на территории храма Вознесения Господня), станция метро «Серпуховская» или «Добрынинская».

Время проведения: 12:00-15:00.

Для участия в круглом столе необходимо до 9 декабря подать заявку по электронной почтеlogos@stbasil.center или по тел. +7-499-391-14-18. Для участия с докладом необходимо до 5 декабря подать заявку.

 

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Святитель Иоанн (Максимович)

 

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью за рубежом 19 июня / 2 июля 1994 года, в канун памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Свой кафедральный храм в Париже владыка, тогда архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, устроил также во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник для святителя был особенным: вдали от Отечества владыка верил, что Святая Русь, несмотря ни на что, молитвами и заступничеством всех своих святых, прославленных и безвестных, всегда будет оставаться святою.

 

 
Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, – всех святых, которых взрастила Русская Церковь, Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими.

 

Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской.

Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших; тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие; тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской, тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

Есть чудная книга, недавно написанная, – «Святая Русь». Крест святости русской там подробно изложен. Из этой книги можно узнать, как святость укоренялась и возрастала в России, как от одних святых духовно происходили другие, как между собой они были связаны, и все то представляет, действительно, златую цепь святости земли Русской. Мы всех их празднуем ныне, всех, которых невозможно даже перечислить. Мы видим дивных святителей, которые укрепляли идею русскую своим пастырским деланием. Мы видим, как Русская земля славилась не только подвигами царей, бояр, воинов, но и как ее части с возрастом духовно связывались между собой этой святостью. Вот почему и называлась Русь Святой Русью: не потому, что не было грехов, не было беззакония, – нет, всегда, где только есть люди, были и будут грехи и беззакония.

С грехопадения наших прародителей в мир вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеалом и даже терпимым в земле Русской. Было зло, но после того каялись. Каялись даже разбойники; те, которые заканчивали жизнь на плахе, и то в большинстве своем вспоминали перед смертью Господа Иисуса Христа, кланялись народу, прося прощения за те преступления, которыми они вносили соблазн, и просили молиться за упокой их душ. Так было в древности, так было в русской истории, ту святость и сейчас еще хранит земля Русская. И хвалим всех святых, которые подвигами всей жизни земле Русской показывали пример той святости.

Вот великий князь Владимир и блаженная княгиня Ольга – то история князей, просиявших как угодники Божий. Почему они святые? Потому что, хотя они исстари имели в руках своих власть, имели в руках своих большие богатства, они не пленялись богатством, не были им порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы делать добро, или для того, чтобы другим людям дать возможность жить по заповедям Божиим. А другие угодники Божии уходили в пещеры, удалялись в дремучие леса, пустыни, однако там они делались магнитами, которые духовно привлекали искавших укрепление душ своих. И те преподобные, которые уходили и старались быть неизвестными, – их неизвестность становилась известной, и к ним устремлялись люди. Они сияют нам из глубины веков в наши времена. Господь прославил их дела, прославил их святые мощи чудесами, и поныне они являются проповедниками во славу Божию. Преподобный Сергий – сколько лет он прожил один в дремучем лесу, где не было никого, кроме зверей. По сей день святая Троице-Сергиева лавра привлекает верующих со всех концов не только Руси, но, можно сказать, со всех концов и пределов вселенной. И ничем другим она не славится, как подвигом преподобного Сергия и тех святых, которые его учением спасались. И ныне она является как бы сердцем земли Русской вместе с первопрестольным нашим градом Москвой, которая не только сияет богатством и древними постройками, но и святостью тех святых, которые там подвизались и чьи мощи там почивают.

Мы прославляем всех тех, которые в разных концах земли Русской утверждали христианство, проповедовали тем, которые еще христианства не знали. Русь объединяла всех в единственном крове не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости святых, в земле Российской просиявших. Многие имена вошли в состав русского народа. И хотя в основе русского народа – народ славянский, в нем есть множество разных имен, но никто не считался чужим, как только принимал православную христианскую веру. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила. И в тяжкие времена татарского ига чем спасались русские люди? Только верой в Бога, и тогда, в те тяжкие времена, наибольше строилось храмов, наибольше основалось монастырей. И в те тяжкие времена русские люди всегда особенно призывали Бога – и тогда духовно воскресала Русь.

Еще задолго до наших бедствий и вне пределов России были святые, принадлежавшие к русскому народу, на Руси воссиявшие и просиявшие в иных местах. Вот в Греции один из славных угодников Божиих кто? – Иоанн Русский, который был пленником во времена Петра Великого, жил тогда среди турок и так был тверд в христианской вере, что перед ним склонились мусульмане, видя праведную жизнь. Пытались его обратить в мусульманство, но он остался тверд; не стали они дальше настаивать и только удивлялись, видя праведную жизнь того русского человека, который среди них находится прежде как раб и в то же время духовно царствует над ними. И когда греки должны были покинуть Малую Азию, они принесли его мощи в церковь на острове Эвбея, недалеко от Афин. И теперь она является местом, куда стекаются греческие, а ныне и русские беженцы-паломники.

За пределами Руси подвизался и Паисий Величковский (не прославленный еще[1]), но сделался духовным отцом многих праведников, которые были духовными водителями на Руси в последнее время. Всех их празднуем вместе.

Как разнообразны их жития! Одни князья, другие простолюдины. Одни занимают высокое положение, другие скитаются по улицам полуодетые – и в то же время к их голосу прислушиваются цари! Иоанн Грозный, перед которым трепетали все, начиная от членов его семейства, и который сослал митрополита Филиппа, святого мужа, обличавшего его, слушался полунагого Василия Блаженного. Однажды стоял Иоанн Грозный в храме и, выходя из него, видит Василия Блаженного. Он говорит: «Василий, я тебя не заметил, не видел здесь». – «А я тебя видел царь, не здесь, в храме, а как ты ходишь по Воробьевым горам!» И смутился царь Иоанн. «Да, – говорит, – во время обедни я думал о том, как строить дворец на Воробьевых горах». Разгромил он Великий Новгород. Подступил к Пскову, и другой юродивый, блаженный Николай, предлагает ему мясо. «Не буду мясо есть ныне. Сегодня пяток», – говорит Иоанн Грозный. «Но ты хуже делаешь – ты пьешь кровь человеческую, – отвечает ему блаженный Николай. – Скорее уходи отсюда. Если еще помедлишь, то не на чем будет тебе бежать отсюда». И Иоанн Грозный словами блаженного ушел со двора. Стали уже исполняться слова блаженного, так как сразу пропал любимый царский конь. Быстро уезжает из Пскова, не учинив там никакой расправы. Так святость побеждала всюду.

Уже в недалекие от нас времена приезжает царь Николай I в Киев. Там его, сидя на полу, приветствует блаженный Феофил, тоже не прославленный еще святой угодник земли Русской[2]. Говорит ему разные наставления, и царь, самодержавный правитель, перед которым трепещет Европа, внимает его голосу.

До последнего времени были праведники земли Русской. Многие из них прославлены, известны всему миру, многие из них доселе неизвестны и просияют, если Богу угодно, тогда, когда настанет для этого время. Святитель Гермоген, к примеру, после своего подвига 300 лет почивал непрославленный. Бог так устраивает, чтобы мы на разные примеры взирали, не только прославляли нынешний день, а потом, выйдя из храма, принимались за другие дела и забывали о них. Нет, надо, чтобы святые были нашими великими руководителями, чтобы мы всегда имели их перед своими глазами.

Уже здесь, за рубежом, в наши дни, мы имеем праведников, хотя еще не прославленных, но от которых люди получали дивные знамения. Вот, например, епископ Иона Маньчжурский. Чувствуется приближение конца его земной жизни. Призывает он священника и начинает сам читать отходную, и в тот час, когда дух его отходит на небо, мальчик, который лежит в том городе больной ногами, который в течение долгого времени не мог ходить, бежит и кричит: «Мама, мама явился мне сейчас святитель Иона и говорит: вот, мне ноги больше не нужны. Вот тебе ноги». Тот мальчик, который лежал недвижимо на кровати, теперь бежит! В то время проносится слух, что в тот самый час скончался владыка Иона.

Во Франции несколько лет тому назад при переносе одного кладбища, когда разрыли одну могилу, вдруг рабочие в ужасе отскочили. Там лежал в полном облачении православный священник, и оказалось, что этот священник больше 16 лет пролежал там. Умирал от рака, когда обычно человек разлагается заживо, а он лежал цел и нетленен, и ныне тело его перенесено под Париж.

Сияют угодники Божии в наше время. А сколько их на нашей несчастной измученной Родине! Сколько там священномучеников! Сколько там мучеников! Несть им числа. Сколько в различных местах сосланных наших святителей, которые скончались, которые подобны своим житием тем святителям, которые были преследуемы во время иконоборчества и других ересей. И Петр Крутицкий, и Кирилл Казанский, и многие иные, которые скончались где-то в неизвестности, которых и мощи никогда не будут, может быть, найдены, но сияют, как свет пресветлый, перед нашими духовными очами на русском небе. Все они, святые угодники Божии, прославленные и непрославленные, молятся за нас, показывают нам пример.

Повторяю, что были всегда грехи и беззакония в России. Были они от самых первых времен, как вообще грех наполнил землю, от того часа, когда прародители наши согрешили в раю. Но грех не должен оставаться грехом, и если кто кается, то из преступника святым делается. Как была грешна Мария Египетская, другие были разбойники, а потом стали преподобными.

Помолимся ныне, чтобы Господь дух их послал в сердца наши. Чтобы мы за рубежом, следуя их примеру, помнили, что не напрасно мы носим имя сынов России. Что не напрасно Господь нам дал дар иметь свои корни, дал одним возрасти на Родине, а другим родиться от русских родителей. Потому что если какая страна чем хвалится, то Русская земля хвалится именно святостью. «Прекрасная Франция», – говорят. Разным странам прилагаются разные названия – чем какой народ удивил. Но Русская земля паче называется Святой Русью. Только к одной другой земле приложено это название – к Святой Земле, в которой просиял Господь наш. Никто из других стран, никто из других народов не принимает этого звания. Почему? Потому что самое важное для нас, самое драгоценное, самое великое – это святость. Это идеал, это предел стремления русского народа. Мы забываем обращаться к духовному небу, но, я надеюсь, мы не навсегда забыли. Как путники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь, так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству здесь, за рубежом, чтобы Господь преобразил сердца русских людей в зарубежье, и тогда, поверженные духовным натиском, падут и внешние цепи пространства. И воскреснет Русь во всей своей славе и величии.

 

Святитель Иоанн (Максимович)

 

[1] Преподобный Паисий Величковский († 1794; память 15 ноября) был прославлен в лике святых уже после смерти святителя Иоанна Шанхайского († 1966): Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) – в 1988 г., Русской Православной Церковью за границей – в 1990 г.

[2] Блаженный Феофил Киевский, Христа ради юродивый († 1853), причислен к лику святых Русской Православной Церкви в 2005 г.

 

В Греции прошла конференция, посвященная опасностям йоги

14 ноября по инициативе фонда святоотеческих исследований и Кифисийской митрополии Элладской Православной Церкви состоялась конференция «Йога? Спасибо, не надо». На протяжении всего мероприятия зал, где проходила конференция, был заполнен до отказа.

 

 

    

 

Первым перед собравшимися выступил митрополит Кифисии, Амарусиу и Оропоса Кирилл. В своем докладе он назвал духовную засуху в Западной Европе основной причиной распространения йоги и индуистских духовных практик. По словам владыки, «духовная жажда народов Запада – плод лишенного благодати папизма и протестантизма». Митрополит отметил быстрое распространение йоги, ее включение в сферу официальной медицины и образования, учреждение Организацией Объединенных Наций международного дня йоги. В этих условиях информирование людей об опасностях восточных практик становится первоочередной задачей.

Выступающие на конференции отметили, что йога, как составная часть индуистской религиозности, обладает собственным учением о Боге, мире и человеке – которое по сути своей совершенно противоположно Православному вероучению.

Основной метод гуру, учивших йоге на Западе, равно как и современных «учителей» - последовательное искажение содержания близких нам терминов и понятий: молитва, философия, сознательность, Бог. Не стоит забывать, что в йоге используются мантры, обращенные к «божествам» индуистского пантеона.

Участники конференции отметили, что сегодня предпринимается попытка ввести людей в заблуждение, представив йогу как физическое упражнение, науку, философию, метод самопознания и расслабления, который якобы лишён религиозного содержания. Всё это не более чем личины йоги, под которыми скрывается её истинное содержание. Она продолжает оставаться религиозной практикой, истинное содержание которой скрывается в прозелетических и пропагандистских целях.

Аgioritikovima.gr

О пророчествах. Обращение афонского монастыря Кутлумуш

и критический комментарий Редакции Православного Апологета

ΕΝΑ ΤΣΟΥΒΑΛΙ ΠΡΟΦΗΤΕΙΕΣ

От редакции Православного Апологета: На интернет-портале Святогорский обители Кутлумуш появилось обращение братии этого монастыря, цель которого - предостеречь от увлечения "пророчествами" прежде все старца Паисия Святогорца, которые, по мнению братии, создают нездоровй духовный ажиотаж, который опасен в наше время тревог и смятений. Мы только отчасти можем согласиться с позицией братии Кутлумуш. Мы соглашаемся с братией в том, что каждый христаини обязан быть готовым каждый день ко встрече со Христом и ожидать явления Христа, и это прежде всего. Мы согласны, бесспорно, с тем, что для нас в первую очередь важно приобщение к живому Христу Спасителя, Воскрешему из мертвых, которое совершается через очищение сердца о страстей, пояние. исповедь, подвиг и причащение Ствях тайн Тела и Крови Всокресшего Христа. Однако, предостережения братии монастыря Кутлумуш, при всех их верных замечениях и духовных рекомендациях игнорируют  наиважнеший фактор для спасения в современную эпоху в особенности - не поруженность в информационные потоки об антихрите, но необходимость внимательного отношения к процессам эсхатологического характера, которые уже охватили все человечество. К этому призывал сам св. старец Паисий Святогорец, подчеркивая важность знать времена и признаки конца и прихода антихриста, важность правильного стояния в вере и протестовать простив навязываемой диктатуры антихриста, которая кроетеся за "системой карт", как кредитных, банковских, так и за элеткронным паспортом. А принятие последней, как подчеркивает св. Паиси Святогорец является "великим падением"  и "также отречением от Христа". Человек, который не живет духовно, не трезвится, не беспокоиться о сохранении верности Христу в первую очередь заболевает духом "безразличия". Он не видит, не понимает и не ощущает, а порой и не хочет видеть опасности, гибели. Привязанность к земным благам, которая гнездиться в нераскаенном и неочищенном сердце, становится причиной духно помраченности и нежелание видеть опасность там, где она есть. разворовы о молитве и церковной жизни в таких случаях являются лишь внешним пикрытием серьезного внутреннего отступления. Покаяние неразрывно связано с чуткостью сердца, беспокойством и молитвой. Об этом так много говорит старец Паисий. И печально, что братия монастыря, подле которого жил такой великий старец, к сожеланию, отнеслись к предупреждениям старца Паисия безразлично, фактически они ими пренебрегли. Мы пишем наш комментарий на послание Кутлумушской братии, потому что оно в нашем сердце вызвало тревогу, скорбь и печаль. Мы увидели уже печальные результаты этого во многом ущербного "Обращения": оно стало столь быстро распространяться по русскоязычным сайтам, в особености по тем, которые безразличны к процессам эсхатологии и даже цинично и с насмешками высказываются о тех, кто проявляет по завету св. Паисия Святогорца "доброе беспокойство" и  умаляют иерархию Русской Церкви, увлеченную комфортностью и опасным сближением с государством, "открыть глаза", защитить верующий народ от антихристовой цифровой идентификации. Как жаль, что такое поверхностное Обращение братии Кутлумуш появилось на свет. Легкомыслие и призыв к легкомыслию и безразличию, мнимому спокойствию не сочатается со спасительной духовностью. Мы не отрицаем факта "искаженного использования" пророчеств старца Паисия, может даже и во вред кому-то. Как и не отрицаем того, что тематка конца света вызывает нездоровый ажиотаж и развивает  экзальтированное кинематографическое воображение и творческую энергию у лиц, чуждых Православию. Но, в целом, эти пророчетва стврца Паисия, и это прежде всего касается пророчества святой мученицы Евфимии Всехвальной о коварном способе введения печати антихриста, актуальны, верны и крайне важны для нашего времени. Они являются спасительным и предупреждающим ориентиром. И ход "развития" современной цивилизации, который современными политиками ассоциируется и связывается со следующей, по-истине сатанинской целью - всеобщим котролем и ципизации человечества,доказал верность пророчеств старца Паисия, которые он бережно записал в своей бесценной брошюре "О знамениях времен".. В этих пророчествах не говорилось "как могут ли нет развиваться события", а как будут они развиваться. Наш выбор и наше стояние в вере лишь притормаживают события трагического завершения человеческой истории, вызваного богоборческим бунтом "технотронной цивилизации", который удобно выстраивается на религиозном безразличии и нрравственном растлении современного общества, но ои не меняют хода и направления "мыслей" соверменных политиков, самого плана и способа введения сатанинской печати. А наше молчание, пассивность, безразличие, а тем более участие в этих апостасийных просессах, их оправдание - помрачают разум, лишают божественной благодати, доказывая неспасительность такой позиции. Мы надеемся, что братство обители Кутлумуш доработает и исправит это обращение. Это необходимо для приостановки очередного соблазна верующих.

 

 

Образ будущего часто демонстрируется с кинематографической подробностью. На ролики с пророчествами в интернете и на телевидении по рецепту американских пропагандистских блокбастеров накладывается музыка.


 

    

 

Сегодня глобальный рынок предлагает потребителю не только материальные, но и "духовные" товары. Одной из сфер, которая постоянно обновляется и поощряется, является область пророчеств. Она направлена на всех людей, независимо от их культурного уровня, вероисповедования, происхождения и простирается от тем человеческой повседневности до универсальных вопросов общечеловеческого значения.

Сегодня можно наблюдать, как часть православной христианской эсхатологии стала рассматриваться в подобном контексте.

Образ будущего часто демонстрируется с кинематографической подробностью. На ролики с пророчествами в интернете и на телевидении по рецепту американских пропагандистских блокбастеров накладывается музыка.

 

 

    

 

Мы говорим это, не для того чтобы поставить под сомнение пророческий дар. Церковь движется по непрерывному пути пророков Ветхого Завета. Пророк предстоит перед Богом, слушает Бога и несет Божественное послание к Его народу. Возвещает покаяние, молитву, верность, руководство к действию.

Каждый настоящий святой обладает даром пророчества – «видит» то, что сокрыто. Почти невозможно описать этот духовный процесс. Просто мы можем сказать, что ум через опытное богословие освящается Святым Духом, приобретая Его качества. Так приобретается духовное зрение и слышание слов и дел, или некоей сокрытой информации.

Пророчество немыслимо без других добродетелей. Одна из них – смирение. Святой Паисий Святогорец хорошо знал, что каждый может допустить ошибку. Говоря о событиях будущего он имел обыкновение начинать со слов «помысел говорит мне». Он не определял сроки (как некоторые современники известные и неизвестные, которые всё время опровергаются). Он верил, что если изменится человек – может изменить ход событий и Бог, как это происходило в Ветхом Завете.

Сама святая Евфимия, посетившая старца Паисия, не предвещала будущего, но показала как могут развиваться события в зависимости от того, как поведут себя люди и какой выбор сделают. Одно можно сказать наверняка: пророчество дается для покаяния, нашего возвращения к Богу, а не организации нашей личной жизни или самоуспокоенности.

 

 

Прп. Паисия СвятогорецПрп. Паисия Святогорец

    

 

Обладающие пророческим даром – люди трезвения. Они обладают ясным духовным сознанием, их души подобны незамутненным зеркалам, в которых нашли отражение тайны Божественные и мирские. Однако, трезвение необходимо не только пророку, но и тем к кому оно обращено. Как правильно относиться к предсказаниям? Находиться под впечатлением? Подгонять и форсировать события, чтобы пророчество сбылось?

Правильно относится к пророчествам тот, кто извлекает из них духовную пользу и обладает ясным умом, чтобы интерпретировать события, когда они произойдут, то есть в состоянии судить о них естественно и в Духе. Это значит, что способность к рассуждению дают трезвение, молитва и любовь, а не погружение в информационной поток. К сожалению, некоторые люди посвящают часы напролет, чтобы узнать о времени прихода антихриста или возвращении национальных земель, но не вспоминают о том, чтобы открыть Евангелие и посмотреть на себя в свете слова Божиего. Как таким образом, избежать риска впасть в заблуждение и прелесть?

Сегодня особенно поверхностным и легкомысленным является использование преподобного Паисия Святогорца для того чтобы якобы распространить православную истину (Яркий пример – размещение аудио файлов якобы с голосом старца, в которых слышен голос совсем другого человека!). Мы опасаемся, что это призвано удовлетворить сегодняшнюю одержимость пророчествами, одержимость, возросшую на дефиците веры, и восстанавливает "дух рабства, чтобы опять жить в страхе."

Сегодня, во времена растерянности и страха, в эпоху изображения и сенсационности, где всё (слова, чувства, переживания) стало мелким, нет более важного и своевременного пророчества, чем слова Афанасия Великого: "подготавливай себя каждый день для встречи со Христом. Ежедневно испытывай себя сверяясь с заповедями Христа и начни перестраивать то, в чем у тебя недостаток".

Как христиане, мы ожидаем пришествия Христа. Его присутствие – самая прекрасная часть нашей повседневной жизни. Не только в качестве ожидание, но как опытное приобщение к Живому и Воскресшему Христу. Но если мы сами будем пустыми и мелкими, зачем нам Константинополь или дата рождения антихриста?

Монастырь Кутлумуш, Святая Гора Афон

agioritikesmnimes.blogspot.ru

Хилиастический «Перевод нового мира» Святого Писания

(перевод последователей "Свидетелей Иеговы" т.н. Новый Мир)

 

Так называемый «Перевод нового мира» (The New World Translation of the Holy Scriptures) Святого Писания (далее для краткости ПНМ), подготовленный и изданный на многих языках и в нескольких редакциях акционерным обществом «Сторожевая башня» – организацией, которая, согласно её собственному утверждению, является единственной видимой организацией Иеговы на земле, выставляется «Сторожевой башней» в качестве ещё одного доказательства постоянно декларируемого Обществом интереса к созданию достоверного и понятного перевода священного текста на современном читателям языке.

MNK_NWT_Gr_Cover

Общество «Сторожевая башня» характеризует ПНМ как «перевод Святого Писания, сделанный напрямую с еврейского, арамейского и греческого на современный английский язык группой официально назначенных свидетелей Иеговы. (…) Данный перевод издавался сперва частями, в период с 1950 до 1960 г. Издания на других языках основываются на англоязычном издании» [1].

Соответствует ли, впрочем, в действительности данное утверждение о современном и понятном переводе Святого Писания? Без сомнений и без всякого преувеличения, так называемый ПНМ можно считать величайшим в мировом масштабе вредительством, нанесенным Священному тексту, среди существующих на сегодняшний день переводов.

Данная позиция не только подтверждается оценкой перевода, сделанной на основе строго научных критериев различными специалистами (например, К. Гуттеном, Х. Д. Реймером, Р. Хаусом, Л. Гассманом, А. Хоекема, Р. Х. Контесом, Э. Грассом, Б. Метцгером, о. Ант. Алевизопулосом, Вас. Яннопулосом, Ст. Саккосом), но и свидетельствами и комментариями бывших членов, а также ведущих сотрудников общества «Сторожевая башня», которые покинули ее после многолетнего пребывания в ее лоне, хотя ранее верили в ее идеалы и служили ее целям.

Свидетельские показания этих людей имеют особый вес, поскольку они пережили изнутри деятельность данной организации: это правдивые описания, свидетельства жизненного опыта на непростом пути освобождения от обмана.

Одним из документов, имеющих особый вес, является свидетельство немца Гюнтера Папе. Гюнтер Папе, с детских лет живший в плену обмана хилиастической идеологии, так как его родители были свидетелями Иеговы, и еще мальчиком помогавший им в работе по вербовке новых членов по домам, был много лет ведущим сотрудником общества «Сторожевая башня» в Германии [2]. Данный факт делает особенно важными его показания, помимо всего прочего, и по поводу так называемого ПНМ.

Замечания Г. Папе, как каждое в отдельности, так и все в совокупности, – это важный корпус аргументов, которые опровергают различные утверждения хилиастов, выявляют конкретные цели общества, указывают на ошибочность перевода, проявляющуюся на разных уровнях, и подчеркивают, что конечная цель так называемого ПНМ установлена и служит определенным идеологическим целям общества «Сторожевая башня».

Мы остановимся лишь на двух комментариях Гюнтера Папе. Первый касается состава комиссии по переводу. Автор ссылается на немецкое издание журнала «Сторожевая башня» от 15.03.1975 г., где на стр. 192 сообщается официальная позиция общества «Сторожевая башня», состоящая в том, что члены комиссии по переводу не пожелали называть своих имен, поскольку на первое место они ставят святую цель, во имя которой они работали. (Необходимо отметить, что в точности к тому же аргументу общество «Сторожевая башня» прибегло и намного позже, в книге с инструкциями для своих сторонников: «Рассуждая при помощи Писания», стр. 285 – 286).

Гюнтер Папе отмечает, что за данным аргументом общество «Сторожевая башня» пыталось скрыть факт исключительной важности, который является одним из показателей того, насколько недостоверен ПНМ.

Этот факт состоит в том, что из пяти членов комиссии по переводу четверо не только не имели никакой специальной научной богословской или смежной (например, филологической, лингвистической) подготовки, соответствующей объему возложенной на них работы, требованиям к ней, а также ее особой значимости, но не имели даже обычного университетского диплома [3].

Пятым членом комиссии был Фредерик Вильям Френц (1893-1992), позднее, в 1977-1992 гг., ставший председателем «Сторожевой башни», академическая карьера которого исчерпывалась двухгодичным обучением, без получения диплома, в Цинциннатском университете. Конечно, сам Ф.В. Френц утверждал перед лицом английского суда в 1954 г., что он выучил еврейский язык самостоятельно. Однако, на вопрос адвоката во время судебного заседания, может ли он перевести с еврейского четвертый стих второй главы книги Бытия, Френц ответил отрицательно.

Вышеуказанная информация, которую приводит Г. Папе [4], почерпнута им из достоверных источников. Первым таким источником являются показания Вильяма Центара, одного из руководящих сотрудников общества «Сторожевая башня» в центральном офисе в США до 1958 г. и преподавателя хилиастической «Библейской школы Галаад» [5], который предал гласности имена членов комиссии и открыл глаза общественности на полное отсутствие квалификации каждого из них. Вторым источником были показания и протоколы английского судебного заседания [6].

Все вышеназванное доказывает не только полную несостоятельность, отсутствие опыта и квалификации у членов комиссии по переводу, но и объясняет, по словам Г. Папе [7], почему общество «Сторожевая башня» в течение многих лет хранила в тайне имена переводчиков.

Второй комментарий связан с недостоверностью перевода. Недостоверность, как отмечает Г. Папе, подтверждается уже тем фактом, что присутствует умышленное видоизменение и неправильное толкование библейских фрагментов, изменение знаков препинания, непосредственно связанное с конкретными хилиастическими лжеучениями [8]. Таким образом, извращенное толкование библейских фрагментов стала средством идеологической манипуляции сторонниками общества, чтобы и посредством изучения Священных текстов члены организации приобщались к лжедоктрине общества «Сторожевая башня».

Завершая наше описание позиции Г. Папе относительно так называемого «Перевода Нового Мира» (The New World Translation of the Holy Scriptures) Святого Писания, сделанного свидетелями Иеговы, остановимся еще на двух его замечаниях. Первое состоит в следующем: на основании именно такого беспрецедентного извращения Священного текста он называет данный перевод не христианским переводом Святого Писания, а «Библией свидетелей Иеговы» [9], подчеркивая парахристианский и еретический характер общества «Сторожевая башня».

Второе – это окончательный вывод, к которому приходит автор, о полной недопустимости использовать так называемый ПНМ для любого знакомства, изучения или исследования Библии [10].

________________________________________________________________

[1] См. Рассуждая при помощи Писания. Издание свидетелей Иеговы,  1987, стр. 285-286.

[2] Сам Гюнтер Папе сообщает в предисловии к одной из своих книг, написанной после своего ухода из организации: «Ich war Zeuge Jehovas, bis schon als Kind im Glauben dieser Gemeinschaft erzogen worden, wurde Missionar und bekleidete mehrere Ämter in der Organisation». См. Günther Pape, Ιch war Zeuge Jehovas, Augsburg 199310 . Ряд сведений о своей жизни Гюнтер Папе сообщил в лекциях, которые он прочитал в ходе своего визита в 1990 г. в рамках кампании, организованной тогдашним митрополитом Фив, а нынешним архиепископом Афинским Иеронимом, против создания в районе Элеон в области Фив огромного Вефиля, спроектированного акционерным обществом «Сторожевая башня». См. митр. Фив и Ливадии (ныне архиепископ Афинский) ИЕРОНИМ, Инфраструктура хилиастов в Беотии или Как распродают Грецию, Афины 1999, стр. 50 – 64.
[3] См. Günther Pape, Ιch war Zeuge Jehovas, см. выше, стр.169.

[4] См. Günther Pape, Ιch war Zeuge Jehovas, см. выше, стр.168 – 169.

[5]] Библейская школа Галаад была основана обществом «Сторожевая башня» в 1943 г. и готовит сотрудников – миссионеров общества. См. Книга 1982, Издание Свидетелей Иеговы, стр. 21.

[6] См. Günther Pape, Ιch war Zeuge Jehovas, см. выше, стр.169.

[7] См. Günther Pape, см. выше, стр. 169.

[8] См. Günther Pape, Zeugen Jehovas, в книге: H. Gasper- J. Müller- Fr. Valentin, Lexikon der Sekten, Sondergruppen und Weltanschauungen, 20017, стр. 1181-1182.

[9] См. Günther Pape, Ιch war Zeuge Jehovas, см. выше, стр.168.

[10] См. Günther Pape, Ιch war Zeuge Jehovas, см. выше, стр.172.

______________________________________________________________

Автор: Протопресвитер, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля о. Василий Георгопулос  

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

 



Подписка на новости

Последние обновления

События