Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Фильмы и музыка

Документальное кино

(с участием историка Александра Боханова)

В данном разделе представлены следующие фильмы "Последний император. Дуэль с судьбой" (2013), "Цесаревич Алексей. Жизнь и смерть наследника" (2008), "Николай – II. Сорванный триумф" (2008), "Проклятие Дома Романовых" (2007), "Конец смутного времени" (2005).

Название: Последний император. Дуэль с судьбой

Год выпуска: 2013
Жанр: документальный, история, биография

Режиссер: Анастасия Строева, Алексей Горовацкий

Продолжительность: 00:38:53 мин.

 

 

Описание: "Дата рождения, числа и другие данные показывают, что этот человек в конце войны потеряет все, что он любил больше всего, его семья будет вырезана и сам он будет насильственно убит". Подобных предсказаний было немало. Некоторые принадлежали современникам Николая Второго, но существовали и такие, которые были произнесены задолго до его рождения. И большинство из них сбылось с ужасающей точностью. Но каково было человеку и императору жить, заранее зная, что случится с ним и его семьей? Был ли он слабовольным и суеверным человеком или это исторические штампы, от которых пора освободиться.

 

Название: Цесаревич Алексей. Жизнь и смерть наследника
Год выпуска: 2008
Жанр: документальный
Режиссер: Олег Шиловский
Продолжительность: 00:39:08 мин.

 

Описание: Сейчас на месте, где стоял Ипатьевский дом, возведен Храм. А когда-то в этом доме жил 13-летний мальчик с родителями и старшими сестрами. Однажды летней ночью всю семью подняли на ноги, отвели на первый этаж и объявили, что всех их решено расстрелять. Сначала отца, потом мать, сестер... Мальчика убили одним из последних. Выстрелом из винтовки его свалили на пол, потом добили из револьвера. Так погиб цесаревич Алексей, последний наследник Российского престола.

 

 

Название: Николай – II. Сорванный триумф

Год выпуска: 2008
Жанр: документальный

Режиссер: Евгений Крылов

Продолжительность: 00:44:00 мин.

 

 

Описание: Художественно-публицистический фильм Николай II: Сорванный триумф , премьерный показ которого состоялся на Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора в Екатеринбурге 15 июля, вызвал большой интерес участников и получил самые высокие оценки соборян. Многие считают его событием в современном документальном кино. В резолюции Соборной встречи высказано пожелание всем, от кого это зависит, способствовать демонстрации этого фильма по центральному телевидению. Автором сценария фильма выступил известный историк Петр Мультатули, режиссер - Евгений Крылов. Генеральный продюсер фильма - Сергей Писарев, президент Фонда Русский предприниматель (Екатеринбург). В фильме свои комментарии к судьбе и эпохе Государя Николая II спикер Госдумы Борис Грызлов, верховный муфтий России Талгат Таджуддин, глава буддисткой традиционной сагхи России Пандит Хамба Лама, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, архимандрит Тихон (Шевкунов), историки и политологи Вячеслав Никонов, Наталья Нарочницкая, Владимир Лавров, Александр Боханов, Андрей Рачинский и другие. Фильм сочетает высокие художественные достоинства, кинематографическую убедительность с исторической выверенностью, достоверностью фактов. В то же время создатели картины не побоялись представить авторскую позицию, выпукло подать свои убеждения и показать, что история России начала XX века вовсе не была безальтернативной. В результате фильм мало кого оставляет равнодушным.

 

 

Название: Проклятие Дома Романовых

Год выпуска: 2007
Жанр: исторический, документальный

Режиссер: Алексей Панков

Продолжительность: 00:39:00 мин.

 

 

Описание: Падение Дома Романовых и гибель Российской Империи - одно из важнейших событий прошлого, 20-го века. До сих пор существуют различные трактовки того, что случилось в России в 1917 году. Одна из версий получила название "мистической".
 

 

Название: Конец смутного времени

Год выпуска: 2005
Жанр: исторический, документальный

Режиссер: Ольга Дёмина

Продолжительность: 00:41:02

 

Описание: Осенью 1612 года Москва была освобождена от поляков. Данное событие символизирует важный для нашей страны момент -- окончание тяжелой, трагической эпохи Смуты.
Почти тридцать лет после смерти Ивана Грозного страну лихорадило, правитель сменял правителя, иноземцы захватывали все новые земли, бунты следовали один за другим. Более тридцати самозванцев претендовали на трон в эту эпоху. В Кремле при поддержке бояр и польских войск правил польский королевич...
Вряд ли многие из нас знают историю тех далеких времен в мельчайших подробностях. Авторы фильма попытались воссоздать для зрителей картину событий последних лет Смутного времени.
В фильме принимают участие: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, художник Илья Глазунов, писатели Борис Васильев и Борис Акунин, историки Игорь Долуцкий и Александр Боханов.

 

НА РУСИ ГОТОВЯТ ПОРУГАНИЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Не участвуйте в делах тьмы. Режиссёр А.Н. Гудылина

 

Мнение независимого эксперта по поводу сценария фильма «Солнцестояние», посвященного святому преподобном у Сергию Радонежскому.

 

В мае 2014 года исполняется 700 лет со дня рождения светильника земли русской – святого преподобного Сергия Радонежского. Талантливые русские люди стараются  внести свой вклад  в прославление  святого молитвенника и чудотворца. Юбилейной дате предполагается  посвятить  фильм «Солнцестояние», сценарий которого и является предметом нашего анализа. /I/

 

Эта статья предназначена для создателей фильма, участников съемочной группы и всех тех, кто знаком с содержанием сценария.

 

Анализ будет построен на логике образов сценария, а не последовательного изложения материала.

 

Смысловая заявка фильма – его первые образы. На экране калики перехожие  с хитрыми и лживыми глазами. (1)  Но калики перехожие на Руси – это образ Божиих людей, странников, молитвенников, носителей Святого Духа. В нашей истории и памяти этот образ четко ассоциируется с Ильей Муромцем. Благодаря каликам он обрел свою силу, встал на ноги, чтобы защищать свой народ и землю.  Кому и зачем нужно изображать Божиих людей, как лживых разбойников? Но в сценарии и далее продолжается эта смысловая линия очернения светлых образов.

 

Один из них Стефан – родной брат преподобного Сергия. Да, он не смог остаться на высоте духовного подвига. Он совершил ошибку и, как грешный человек, пал. Но ведь он встал после этого падения. Он ушел с Маковца, но затем стал монахом Богоявленского монастыря в Москве, а не просто ушел в мир, побуждаемый плотской страстью, как говорится в сценарии. Авторы житийной литературы рассказывают нам, какие духовные подвиги совершил Стефан в новой обители.

 

Будучи еще иноком, он обрел близкого себе по духу инока Алексия – будущего Святителя Московского. И эта дружба сохранилась на всю жизнь. Братией монастыря были оценены замечательные дарования, благочестие и ум Стефана. Его избрали архимандритом Богоявленского монастыря, он стал духовником великого князя Симеона Гордого и знатнейших русских вельмож. И этот образ благородного духоносного старца в сценарии низведен до уровня похотливого мужика на фоне сцен спаривания животных, птиц и насекомых. (2) Какое больное и извращенное сознание так видит мир?  Для чего создается такой образ? 

 

Множество вопросов вызывает трактовка образа Митрофана и его отношений с Варфоломеем. Принципиально неверной является точка зрения авторов сценария на Варфоломея, выраженная словом «мальчик». Митрофан говорит: «мальчик лавру построил». В древнерусском языке слова «мальчик» нет вообще. Ребенок – это «младенец», затем «отрок». Взрослый человек – это «муж» (мужчина), воин, дружинник, князь. Во времена Сергия самоценности  детства в культуре не было (к ребенку относились, как ко взрослому,  с малолетства), как не было и культа чувственной любви и сексуальной озабоченности (Стефан).  Культ детства – это плод культуры второй половины ХIХ века, а сексуальная революция  –  второй половины  ХХ в.

 

С этой т.зр. весьма показателен образ креста на куполе церкви, облепленного голубыми мотыльками. Образ читается однозначно, и хорошо, если возникают ассоциации с католической церковью и ее проблемами «нетрадиционной ориентации» клириков. Но такими же голубыми мотыльками окружен Митрофан на обратном пути после пострижения Сергия. (3)  И слова  в дикторском тексте («голос Небес»): «милый мальчик», «милый Митрофан»???  Никогда такими словами не описывались отношения монахов в древней Руси.

 

История пострига Сергия Митрофаном совершенно искажена. В сценарии старец Митрофан пошел к Сергию, который жил один в келье, постриг его, а затем здоровый и помолодевший, ушел от Сергия, сопровождаемый голубыми мотыльками.

 

В «Троицком патерике» (изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992 г., с.5) говорится: «Год спустя после того, как собрались к преподобному братия, пришел к ним на жительство игумен Митрофан, который постриг преподобного Сергия в ангельский образ… пожив немного под покровом своего постриженика, Митрофан тяжело занемог и отошел ко Господу. Этот старец был первым погребен в новосозданной обители Сергиевой». Какую цель преследуют авторы, исказив полностью факты и смысл этого события? Только больное и извращенное сознание способно экстраполировать собственные проблемы и искать их оправдания в придуманных ситуациях.

 

Чего стоит сцена с сосулькой? (4) Что за копание в собственном грязном белье, которое никакого отношения не имеет к преподобному Сергию.  Это абсолютно извращенное сознание современника сексуальной революции, а не духоносного старца -  оплота Святой Руси. Как можно своим ущербным сознанием прикасаться к величайшей святыне?

 

Что такое «голос Небес»? Божий глас в сознании русского человека ассоциируется с Евангельскими словами: «Се сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Всего несколько слов. Глас Бога не может быть многоречивым. Бог не говорит сложноподчиненными предложениями и бессмысленными фразами. Особенно поражает слово «спасибо» по отношению к Богу. Это просто кощунство. «Спасибо» - это специально исковерканное слово, смысл которого – «спаси Бог». С помощью этого бессмысленного атеистического «новояза», авторы сценария пытаются выразить отношение к Богу. Для подобного случая есть русское слово – «благодарю».

 

Духовная основа сценария – учение Рерихов и теософия. (5) Образ луча, лучей, лучезарного света и цвета (фиолетовый) навязчиво повторяется в дикторском тексте («гласе Небес»).  Умение читать «знаки природы», угадывать их значение – это смысл «духовного знания»  Варфоломея, а потом Сергия с точки зрения авторов сценария. (6 )  Но Дух Божий, которым живет святой, никакого отношения не имеет к угадыванию «знаков». Бог не играет в игры со Своими избранниками.  Он дает им Дар Святого Духа.

 

Не православная точка зрения авторов сценария подчеркивается отношением Сергия к своей братии, которую он учит читать «знаки природы» («если тебе на голову упал лист, значит надо шапку надеть, чтобы не замерзнуть» и пр.), а также его отношением  к приходящим в монастырь людям. Авторы сценария настойчиво проводят мысль о том, что Сергий должен общаться только с избранными, чистыми и благородными. А на грешников ему не нужно тратить свое время и силы. Православный же взгляд на мир различает человека и грех в нем. Христос сказал, что пришел спасать не праведных, а грешных. 

 

Община Сергия с т. зр. авторов сценария – это некая закрытая секта, только для «своих». Подобный взгляд никакого отношения к монастырю и сподвижникам преподобного Сергия не имеет. Святой преподобный Сергий не мог так поступать. Он был носителем Духа Христа, который молился за распинающих Его, и принимал всех труждающихся и обремененных. Там был совсем другой дух, не «избранничества», а Христовой любви.

 

Совершенно не православные тексты молитв Сергия. Это невразумительный набор слов. Преподобный Сергий был оплотом исихазма на Руси, а Иисусова молитва была главным духовными деланием его и  братии.

 

А где же дух преподобного Сергия? Вершина духовного подвига преподобного – победа на Куликовом поле, которая духовно преобразила Русь, дала силу русскому народу свергнуть ненавистное иго. В сценарии – это практически проходная сцена наряду с другими. Она не становится ни откровением, ни потрясением для зрителя, а несет на себе весь негативный шлейф предыдущих событий и рассуждений «голоса Небес». То, ради чего должен создаваться такой фильм – пробуждение русского духа и прославление памяти преподобного – несет в себе совсем другую, абсолютно противоположную смысловую нагрузку.

 

В сценарии нет драматургии, нет смысловых акцентов, нет главной идеи и логического стержня, скрепляющего весь фильм. По жанру – это документальный фильм с игровыми эпизодами и дикторским текстом на 3 голоса. Задача подобного сценария – «обмирщение» и поругание святыни. Смысловую пустоту авторы сценария прикрывают компьютерными спецэффектами. Но заявленная тема, если бы она была раскрыта должным образом, не требует пластмассовой обертки – набившей оскомину компьютерной графики.

 

Сегодня идет информационная война, прежде всего, в сфере образов – на ТВ и в кинематографе. Фильм «Солнцестояние» - это мощный удар со стороны врагов, целью которого является разрушение наших святынь и образа святого преподобного Сергия Радонежского, как духовной опоры нашего мировоззрения.

 

Что останется в памяти зрителей после просмотра фильма? Компьютерные эффекты с летающими звездами, которые создают иллюзию «профессионализма» и «современности»;  оргии животных,  птиц и насекомых; тающая сосулька во весь экран,  поляна мухоморов,  голубые мотыльки на кресте и над головой Митрофана, сексуально озабоченный Стефан, голый мальчик в реке (7) ,  плачущий над срубленным деревом монах?

 

Авторы сценария, если это русские люди, а не враги Христа, находятся в глубокой духовной прелести. У них нет Божьего дара и духа для того, чтобы возвысить свою душу  к великой святыне – образу преподобного Сергия. Они могут только низвести святыню к собственным непроработанным комплексам и душевным проблемам. «Должно соблазнам придти в мир, но горе тем, через кого они приходят».

 

По сравнению с «Солнцестоянием»  фильм  Лунгина «Царь»  покажется детской забавой. Лунгин очень хорошо понимал, что он делает. Ниспровержение наших героев и святых – это задача врага.  А чем закончил Янковский? Страшная мучительная смерть за участие в кощунстве. Врагам Христа и России нужно поругание наших святынь. Но как русские люди не понимают, куда ведет их вражья сила?

 

Задача врагов, чтобы именно русские люди глумились над своими святынями, чтобы они не просто стали «иудами», а воплотили образы первосвященников-фарисеев, приведших свой народ к гибели, и прорекших, что кровь Христа на них и на детях их. Они хотят, чтобы такими фарисеями, вождями слепых, стали русские люди, особенно деятели кинематографа и ТВ.

 

Вы представляете, какая волна ненависти поднимется на вас после просмотра этого фильма. Чистые души русских людей,  их совесть и генная память не простят вам этой грязи и Оправдание себя тем, что в сценарии якобы воплощены идеи Тарковского, - это попытка прикрыться фиговым листком. Создав в «Андрее Рублеве» образ Руси, как изнасилованной дурочки, Тарковский подал пример своим «духовным наследникам» плевать в наше прошлое и очернять его. Его идеи с успехом были воплощены «певцами перестройки». Вы прекрасно знаете, чем кончил Тарковский. Он обрел «иго» в собственной семье и умер, всеми забытый, на чужбине.

 

Вы можете оправдывать себя возможностью заработать на жизнь в наше трудное время. Но опыт 30 серебренников уже был в истории человечества, со всеми вытекающими последствиями. Не говорите потом, что вы не знали, что творили.

 

С таким смысловым контекстом и подтекстом можно сделать очень хороший фильм, например, об Андрее Тарковском, или, на худой конец, о Никите Михалкове, но не о Светоче Земли Русской.

 

Русские люди, не участвуйте в делах тьмы, не допустите поругания наших святынь.

 

 

Кандидат филос. н., доцент, режиссер       

Гудылина Наталья Анатольевна.

 

 

В сносках даны отрывки из сценария, поясняющие текст.

 

/I/ Режиссёрский замысел Андрея Тарковского воплотили:

 

Авторы сценария: Любовь Кузьмина, Александр Завьялов

 

Режиссёр: Николай Бурляев

 

Операторы: Вадим Юсов, Роман Цурцумия

 

(1) Они лукавы, им приходится то милостыню просить, то разбойничать. Но на лицах мины смиренников и постников.

 

(2) В кадре Стефан, сидящий на пеньке. Глаза его впились в гудящего шмеля, ползающего по цветку одуванчика, потом в дрозда, который «топчет» свою дроздиху, спаривавшихся жуков, стрекоз, мух, бабочек. Куда ни глянет Стефан, всюду разгул плотских страстей. Он слышит громкое любовное воркование лесного голубя вяхиря, призывные лягушечьи трели...

 

Крупно — налитые любовным томлением глаза Стефана.

 

(3) Голос Сергия

 

Пожил у меня игумен, а после пошёл в монастырь свой как молодой — широкими шагами. А то ведь еле плёлся за мною, когда сюда шли. Помолодел будто старец, а ведь было ему много годов-то. И пошёл за ним рой голубой, и плакал, прощаясь со мною, и благословлял, и низко кланялся

 

(4) Голос Сергия

 

Не умел я его удержать, ибо силы его молодые в нём забушевали, и нестерпимо ему стало наше житьё холостяцкое, одинокое. Ушёл он в новую одинокую жизнь, да на пути оставил монашеский обычай, а на любовные утехи направил силу свою. Стефана великое желание плотское одолело, но он в ряске ушёл монашеской и всё умел он в ряске сделать, когда надобно ему было. Я его не осудил, а понял. Он женат был и утехи сии знал.

 

Я же успел только однажды понять, что сие за радость, когда отроком стал: семя само излилось… (В кадре — тающая на солнце сосулька. Вниз срываются светоносные капли. К ночи сосулька замерзает, волшебно сверкая в свете луны.) И так мне стало от сего блаженно, что я испугался: не уйти бы в эти запретные для меня блаженства. Не стал я им предаваться, и убрал Господь от меня радость сию, и не стремился я к ней, а как Иисус, Сын Божий, убоялся. Не на то жизнь моя направилась, чтобы плоти потачки делать, а смирял я её строгим постом и неустанной молитвою. Не понимали родители, почто пощусь, а я так плоть свою усмирял разгорающуюся…

  

(5) Голос Небес

 

Люди судили его по своему разумению, они его подвижничество многотрудное воспринимали как служение Христу Иисусу, а Сергий глубже верил, он в суть Иисуса заглянул, где была любовь и преданность Отцу.

 

Сергий знал, какому Богу молиться. Такие люди редко рождаются в мире, но их земное существование — чёрствый калач, а не пряник. Не для удовольствий плоти приходят они в мир, но для преодоления мук — и всё же благодарят Меня за участь сию. Эти высокие и чистые духом — любимые дети Мои, и не стоит их жалеть за их многотрудную жизнь: она стала колыбелью их духа высокого, праведного, стойкого, и знаком небесным отмечена в мире вечном каждая такая душа. Знак сей — лиловый цвет, от неё исходящий, — цвет святости…

 

(6 ) Голос Небес

 

Я ему посылал небесные знаки и радовался, что Сергий их замечает.

Я дождём проливался, когда он уставал чрезмерно…

 

Сергий

«Спасибо, Отче, надо мне отдохнуть, чтобы усталость моя не испортила дело».

 

(7) Съёмка сверху, «с неба»: Варфоломей раздевается донага — тело будто окружено сиянием. Ныряет в воду — со дна за ним наблюдает рыба, щука может быть. Купается, плывет — плечи опоясаны золотыми морщинами волн. Стволы прибрежных вётел опутаны извилистыми, подвижными бликами — отсветами водяной ряби. Варфоломей возвращается, на мелководье трёт себя песочком, выскакивает на берег.

 

P.S. Посылаю эту статью по просьбе о.Р. Специально для вас я сделала небольшие сноски из текста сценария. Меня никто не просил писать это, но когда я прочла сценарий, из сердца просто вырвался этот крик. Не знаю, как можно все это остановить… Думаю, что Бог не допустит такого кощунства.

 

Враги делают свою работу, а нам нужно делать свою. Есть замысел серьезного  документального фильма, посвященного юбилею Святого Преподобного Сергия Радонежского.

 

С уважением, Наталья Анатольевна. 

 

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 Агора

очередная фальсификация истории

с целью очернить христианство

 


Александрийский маяк

 

В последние годы нам приходится все чаще слышать выпады против христианства. Но рост этих нападок на богооткровенную веру, и даже отход от нее многих европейцев необходимо искать и в глубинах серьезного нравственного падения современной личности, когда стирается понятие греха и жестко пресекаются позывы совести. Но есть и еще одна важная причина – это целенаправленная работа СМИ и современного кинематографа, которые искажают реальные события и историю.

На экранах наших кинотератров недавно прошел новый кинофильм производства Испании «Агора». В этом фильме делается своеобразная попытка «реконструировать» жизнь Александрии – одного из самых крупнейших городом Римской империи, центра науки того времени конца IV столетия. Фильм относит события, представленные в нем ко времени правления империей (391г. по Р.Х.) императора Феодосия Великого.

 

1.     Об Александрийской Библиотеке и о разрушении христианами храма Сераписа


Александрийская библиотека

Библиотека, как говорится в начале фильма, была центром науки и религии, где поклонялись богам. В дальнейшем в фильме будет совершенно необоснованно и ложно соединяться в единое целое Библиотека и религиозный культовый центр – храм Сераписа, или иначе Серапеум.

Соединяя воедино два центра Александрии создатели фильма на этом фоне пытаются развить совершенно ложную идею о противопоставлении двух лагерей Александрии: языческой партии, как хранителей традиционной высокой образованности, и христиан – представителей невежественной толпы.

В фильме разыгрывается красочное столкновение между двумя партиями христиан и язычников. Последние делают Серапеум своей религиозно-культурной цитаделью.

В действительности же знаменитая Александрийская Библиотека, созданная еще трудами царя Птолемея Филадельфа в  III в. до Р. Х. и размещалась подле царского дворца в районе Брухейон (Brucheium), в Серапеуме лишь размещалась т. н. «дочерняя библиотека», созданная несколько позже в 235г. до Р. Х.

Исторические источники сообщают нам о неоднократных случаях частичного уничтожения Александрийской Библиотеки в 48-47 гг. до Р.Х. при взятии Александрии Юлием Цезарем. Однако позднее ее  пополнил фондами Пергамской библиотеки консул Марк Антоний.

В 273г. римский император Аврелиан разрушил и сжег Библиотеку при взятии Александрии, подавляя бунт царицы Зиновии. В IV столетии часть уцелевших книг было вывезена в Константинополь. Как полагает большинство ученых-историков Александрийская библиотека была окончательна уничтожена в 642 г. от Р.Х. после завоевания Александрии арабами-исламитами.[1]

Что же касается книгохранилища, т.е. «дочерней библиотеки» в Серапеуме, то она вряд ли могла пострадать в 391 г. при разрушении храма Серапеума, совершенного  по указу императора Феодосия Великого. Хотя не существует никаких исторических свидетельств об уничтожении этой «дочерней библиотеки».

О причинах разрушения храма Сераписа нам сообщает церковный историк Сократ Схоластик и некоторые интересные сведения сообщают историки Созомен и Феодорит Киррский. Созомен пишет о захвате язычниками храма Сераписа, который сделался цитаделью для нанесения из нее нападений на христиан. Созомен упоминает и о страшной расправе язычников над христианами. Захватывая в плен христиан, язычники заставляли их приносить жертвы Серапису, в случае отказа христиан распинали или подвергали мучительным пыткам. Эту языческую партию возглавлял язычник философ Олимпий (Созомен «Церковная история» VII, 15). По распоряжению императора Феодосия епископу Александрийскому Феофилу были даны полномочия и права на разрушение главных языческих храмов. Среди них был, безусловно, храм Сераписа, считавшийся «самым огромным и прекрасным на всей земле».[2]

Сократ Схоластик нам также сообщает и о том, что при разрушении Серапеума были обнаружены изображения креста, что при прочтении соответствующих иероглифических надписей привело к массовому сознательному крещению язычников:

Когда же из других иероглифических письмен открылось, что в то время, как явится знак креста, означающий новую жизнь, храму Сераписа придет конец, тогда многие язычники обратились к христианству, исповедали грехи свои и крестились. (Сократ Схоластик «Церковная история» V, 17)

Византийский хронограф Феофан за 382 г. о разрушении языческих храмов в Александрии пишет:

Феофил же, епископ Александрийский, с согласия Феодосия, уничтожил храм эллинов и, обратив его в христианскую церковь, обнаружил пред всеми эллинские оргии, каковы были фаллы и прочие, еще бесстыднейшие и отвратительнейшие их обряды. Пристыженные этим эллины, произвели многие убийства. Узнав о том, что Феодосий убиенных христиан прославил, как мучеников, а эллинам обещал прощение, если только они обратятся в христианство; но капища их приказал истребить, а идолов перелить и отдать в пользу бедных. Когда разрушали храм Сераписа в Александрии, то нашли иероглифические буквы, изображавшие крест; увидевши их верующие из эллинов сказали, что по смыслу иероглифических букв крест означает грядущую жизнь. (Хроника. л. м. 5882б Р. Х. 383).

То есть разрушение храма Сераписа и разрушение других языческих храмов в Александрии, либо превращение их в христианские храмы в основном происходило в конце еще IV столетия н. э., в правление империей Феодосия Великого.

Далее, события, о которых повествуется в кинофильме относятся не к  IV, а  V столетию.

 

2. Свт. Кирилла Александрийский и «невежество» христиан Александрии

В кинофильме всячески очерняется имя одного из выдающихся отцов Древней Церкви свт. Кирилла Александрийского. Он показывается как человек грубый, резкий и необразованный, предводитель необразованной и невежественной толпы, черни (ὁ ὄχλος).

Александрия к концу 4 и начала 5 века оставалась центром образованности римской ойкумены, но также была центром и яростных столкновений политических и религиозных партий. Об этой реалии того времени совершенно не скрывая пишет и церковный историк Сократ Схоластик, современник описываемой нами исторической эпохи:

 

Александрийская чернь любит возмущения больше всякой другой черни и, когда находит повод, устремляется к нестерпимым злодействам, ибо без крови не успокаивается  от волнения.[3]

 

Однако в Александрии и тем более в представленной эпохе невозможно обвинять только христиан, а наипаче епископа Александрии в необразованности и невежестве. В эту историческую эпохи в Александрии была т.н. «чернь», которую было бы несправедливо отождествлять только с христианами. Создатели киноленты, пользуясь незнанием истории,  а тем более церковной истории у зрителей, скрывают тот общеизвестный факт, что в Александрии существовала и своя христианская катехизическая школа-Дидаскалион, которая была создана трудами Пантена и Климента, а затем развита Оригеном еще в середине III столетия. Как замечает современный крупный отечественный исследователь Александрийской школы профессор МГУ В. Я. Саврей, «Александрийскую школу на протяжении II – IV вв. возглавляли ученые мужи, владевшие всеми тонкостями эллинской премудрости. Этим объясняется их живая вовлеченность в борьбу, которую вела Церковь против язычества и гностицизма».[4] Этот Дидаскалион многие считали отделением Александрийского Мусейона. Многие ее преподаватели были образованнейшими людьми. В  III столетии была же и выработана дисциплинарная структура:

l        изучение тривиума (грамматики, риторики и логики)

l        изучение квадривиума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия), а также всех философских систем кроме эпикурейства.

Достоверно известно, что курс обучения в Алексадрийской школе включал в себя три уровня образования и все три относились к тому, что сегодня принято называть «высшим образованием»:

  1. Уровень энциклических знаний, охватывающий классические знания.
  2. Уровень философии, охватывающий все созданные в античности учения о мироздании.
  3. Уровень богословия, на котором давалась оценка всем этим учениям по мере их приближения к евангельской истине.[5]

При этом с самого начала своего существования Александрийская школа-Дидаскалион был прежде всего рассчитан на образование церковного клира, будущего духовенства. И обширное фундаментальное образование требовалось клирикам в условиях исторически сложившегося синкретического смешения религий и культур в Александрии для их апологетической и просветительской деятельности. Часто в Дидаскалионе преподавали и сами епископы. Невозможно исключить  и то, что свт. Кирилл Александрийский также преподавал в Дидаскалионе, но в период уже заката его былой славы (считается, что этот т.н. богословский-институт в 405г. испытывает период «заката»)[6], поскольку с основанием Константинопольского университета Александрийский Дидаскалион стал терять свое первенство в христианском мире позднеантичной эпохи.

Свт. Кирилл по оценке такого крупнейшего западного историка как Квастон был «одним из величайших богословов и плодовитейших писателей патристики».[7] А это возможно было только при условии получения им именно того высокого уровня образования, который давал известный Дидаскалион. Поэтому попытки кинофильма обвинить свт. Кирилла в невежестве и противостоянии философской школе Мусейону является откровенной исторической фальсификацией.

В фильме фактически в открытой форме обыгрываются «обвинения» свт. Кирилла в подстрекательстве и разжигании розни религиозных и политических партий, и в частности:

  1. В массовом истреблении еврейского населения Александрии,
  2. В подстрекательстве расправы над философом Ипатией, преподавателем философии, математики и астрономии.


а) иудейская диаспора Александрии и свт. Кирилл

 

      Мы не станем касаться частных сцен, связанных с надуманными беседами монаха Аммуна с бывшим рабом Ипатии, в которых кощунственно оправдываются зверства и пролитие крови ради достижения цели – политического и численного господства христиан в Александрии. Мы уже упоминали о том, что разрушение храма Сераписа в 382г. и раскрытие пророчеств, привело к массовому крещению язычников. Поэтому обращения силой в христианство языческого населения и использования методов, присущих средневековому католицизму, противоречит фактом истории Восточного Православного Христианства.  Совершенное иное дело политические столкновения, которые накладывались и на религиозные убеждения. Особыми отношение христиан Александрии были с иудейской диаспорой. Последняя в Александрии еще к концу I в. до Р. Х. достигала в пределах Египта 1 миллиона.  Во времена свт. Кирилла Александрийского, как и прежде, иудеи, замечает Сократ Схоластик, были «всегда и везде врагами христиан».[8] Этот же историк описывает и причину вспыхнушвей распри между христианами и иудеями: жестокого нападения на христиан ночью при искусственной имитации пожара храма Александра. Незадолго до этого архиепископ Кирилл имел беседу со «знатнейшими иудеями» после замученного иудеями Иеракса и «грозил им» за учиняемые нападения на христиан. Последний же случай с массовой резней христиан послужил причиной конфискации по указанию свт. Кирилла имущества синагог и иудеев и изгнания 40 тысяч из Александрии. Эти самостоятельные действия свт. Кирилла, о которых узнали в Константинополе и получили одобрение императора, вызвали неприязнь префекта Александрии Ореста к свт. Кириллу.[9]

            Чтобы понять такие действия свт. Кирилла Александрийского, необходимо знать о двух уже исторически сложившихся вещах в Александрии, составлявших новый порядок жизни города:

l        христианство было доминирующей по численности партией в городе, и ее составляла не только т.н. «толпа», но и многие достопочтенные граждане.

l        епископ Александрии в христианском обществе издавна играл большую роль пастыря, отца и наставника. Он пользовался большим доверием и уважением, которое по своей силе несравнимо с современным просто уважительным отношением к патриарху

l        это положение епископа Александрии в фактически христианском городе ставило его власть в условиях христианской империи более влиятельной нежели императорского префекта,

l          право непосредственного обращения епископа Александрии к императору, минуя префекты было уже явлением вполне закономерным, по крайней мере, точно также поступал и предшественник свт. Кирилла, его дядя архиепископ Феофил. Так что мы вправе говорить об использовании свт. Кириллом «прав папы Александрийского».[10]

            Тем не менее, еще раз напомним, что эти действия свт. Кирилла против иудейского населения Александрии не понравились префекту Оресту, что и послужило поводом к дальнейшему негативному развитию уже ранее холодных отношений между свт. Кириллом и префектом.

 

б) убийство философа Ипатии и свт. Кирилл



Обвинения  свт. Кирилла в том, что он был тем лицом, который инициировал убийство толпой Ипатии, сегодня часто являются поводом для укоров в адрес Александрийского архиепископа. Тем не менее, нет ни одного исторического свидетельства, которое бы «уличало» свт. Кирилла в причастности к убийству философа и астронома, преподавательницы Мусейона Ипатии «христианской толпой», поклонниками и сторонниками Святителя. Единственным источником, который дает повод считать свт. Кирилла в косвенной причастности  убийству Ипатии является языческий философ Дамаскин, который жил век спустя после указанных событий. Однако его утверждения не имеют никаких доказательств, они голословны, и им не дается никакого обоснования.[11]

            Известно, что Ипатия обучала и христиан и язычников, она обладая «боголюбивой душой», по словам ее ученика епископа Синезия, не делала различия между своими учениками по религиозным убеждениям.

            Однако существует также и важное и неоспоримое свидетельство об Ипатии, ее стремлении стать христианской и умереть христианкой у ее ученика епископа Киринейского Синезия.[12] То есть это дает полное право утверждать, что Ипатия относилась к числу христианских прозелитов.[13] Этот факт опровергает ложные доводы об обвинении ее свт. Кириллом якобы в занятии «колдовством и магией», приверженности языческому култу. Кроме того, согласно уже ранее принятому законодательству при императоре Констанции, занятия магией было запрещено и занимающегося ей осуждали на растерзание зверей и сожжение.[14]  Немаловажным фактом является и то, что Ипатия к моменту ее убийства, в 415-416г., была вовсе немолодая, «ей было 60 лет и она вела аскетический образ жизни».[15]

            Сократ Схоластик в своей Церковной истории, которая и является фактически единственным доподлинным историческим свидетельством об этом событии об убийстве Ипатии пишет:

            В Александрии была одна женщина, по имени Ипатия, дочь философа Феона. Она приобрела такую ученость, что превзошла современных себе философов, была преемницей платонической школы..., и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон... Против этой то женщины вооружилась тогда зависть. Так как она часто беседовала с Орестом, то  ее обращение с ним подало повод в клевете, будто бы она не дозволяла войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими голосами под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возращалась откуда-то домой, они стащили ее с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив ее, умертвили черепками, а тело снесли на место, называемое Кинарион, и там сожгли.[16]

            То, что это событие нисколько не только не одобрялось свт. Кириллом, но и лишь причинило скорбь ему и Александрийской церкви Сократ Схоластик пишет :

            Это причинило немало скорби Кириллу, и Александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову.[17]

            И это действительно так, поскольку свт. Кирилл в своих пастырских беседах и словах постоянно изъясняет суть христианской жизни, которая заключается в поклонении Богу не внешнем, формальном, а «духе и истине».

            Кроме того имеются достоверные свидетельства о том, что свт. Кирилл в этот период очередных волнений в Александрии и столкновений партий отсутствовал в Александрии, прося и требуя от народа того, чтобы в городе опять воцарился мир.[18] Отсутствие в Александрии патриарха вызвало активный рост бесконтрольных действий монахов-параволанов, которые хотя и были сторонниками свт. Кирилла, но не подчинялись его распоряжениям, чувствуя свою полную свободу. Именно в связи с этим император Феодосий Младший издает особые распоряжения о сокращении в Александрии присутствия группы монахов-параволанов и о полном над ним контроле свт. Алексадрийским  светских властей.[19] Также император по просьбе александрийцев предписывает архиепископу безвыездно находится в Александрии и усилить свой надзор за параволанами.[20] Это еще одно важное доказательство абсолютной непричастности свт. Кирилла к трагической гибели Ипатии.

            Таким образом, опираясь на сохранившиеся исторические свидетельства, можно засвидетельствовать, что сценарий фильма «Агора» искажает и фальсифицирует многие исторические факты. И делается это из намерений чисто идеологического характера – подорвать подлинный облик христианской Церкви в Александрии, а тем самым и на все христианство.

 



[1]    В. Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. URSS.2005, с. 100

[2]    Феодорит, епископ Киррский. Церковная история, М. Росспэн. 1993,  кн. 5, гл 22, с. 199

[3]    Сократ Схоластик. Церковная история, кн. 7, гл.13, с. 277

[4]    В.Я. Саврей.  Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. URSS.2005, с. 142

[5]    См. В. Я. Саврей. с. 177.

[6]    В. Я. Саврей. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М. URSS.2005, с. 690

[7]    См. Саврей В. Я. Указ. сочин., с. 690

[8]    Сократ Схоластик. Церковная история, кн. 7, гл.13, с. 277

[9]    См. Сократ Схоластик, Там же, с. 227

[10]  Η αλήθεια για την Υπατία. 1ο μέρος: Η αληθινή ιστορία τής Υπατίας//  http://www.oodegr.com/neopaganismos/diogmoi/ypatia1.htm

[11]  Η αλήθεια για την Υπατία. 1ο μέρος: Η αληθινή ιστορία τής Υπατίας//  http://www.oodegr.com/neopaganismos/diogmoi/ypatia1.htm

[12]  Η αλήθεια για την Υπατία. 1ο μέρος: Η αληθινή ιστορία τής Υπατίας//  http://www.oodegr.com/neopaganismos/diogmoi/ypatia1.htm  η νεοπλατωνική φιλόσοφος είχε εκφράσει την επιθυμία της να γίνει Χριστιανή: "ποθώ γαρ Χριστιανή αποθανείν".[

[13]  См. «Παγανιστικός Ελληνισμός ή Ελληνορθοδοξία;» π. Γ. Μεταλληνού, Εκδ. Αρμός 2003

[14]  Cod. Theod., lib. IX, tit. XVI, 1. 5

[15]  Παπαδόπουλος Γ. Στυλιανός, Άγιος Κύριλλος Αλεξανδρείας, Αποστολική Διακονία, Αθήνα 2004, σελ. 31.

[16]  Сократ Схоластик. Указ. сочин., с. 280

[17]  Там же

[18]  Η "Θρησκευτική και Ηθική Εγκυκλοπαίδεια", τόμ. 07, στ. 1162

[19]  См. Свящ. Тимофей  Лященко.  Свт. Кирилл Александрийский. Его жизнь и деятельность. Киев. 1913, с.

[20]  Cod. Theod., lib. XVI, tit. II, 1, 42

 

«Код да Винчи»

Тряска по основаниям христианства?

 

 

"Код да Винчи" является захватывающим триллер-романом Дэна Брауна, который стал бестселлером сразу после его постановки в фильм. Он также представляет собой атаку на основания христианства. Из 600 страниц этой книги, только несколько представляют собой духовное значение. Я пренебрегу главной историей книги, которая довольно волнующая и будоражащая (хотя выдуманная): об убийстве в Лувре, погоне полиции от Парижа до Лондона, тайных обществах, расшифровке кодов и побеге главного героя Роберта Лэнгдона, профессора Гарвардского университета, расшифровщика французского кода.

В книге также упоминается Приорат Сиона, где, как некоторые утверждают, находится тайна "Сангрил" (святой грааль) и Опус Деи-католическая секта готовая убивать, чтобы т.о. обнаружить и уничтожить эту тайну. В вступлении книги Браун утверждает, что все, что он говорит об этих двух группировках - является фактом и все описания "искусства, архитектуры, документов и тайных ритуалов в романе являются точными".

Краткое содержание "Кода да Винчи":

Монастырь Сиона был основан в 1099 году французским королем Годефроем де Буллионом. Он владел могущественным секретом, который был в его семье со времен Христа. Он основал Приорат для сохранения этой тайны: документов, спрятанных под руинами Храма в Иерусалиме. Эти документы были восстановлены рыцарями во время крестовых походов.

Рыцари обогатели посредством банковской системы, которую они установили, но в 1307 г. Папа римский Клемент издал приказы с печатью о том, что они — еретики, виновны в поклонении дьяволу, а также заявил, что Бог повелел ему отлучить их. С ними поступили по приказу: изгнали с Ватикана, но документы были сохранены и переданы Приорату Сиона — тайному обществу и т.о. эту информацию от поколения к поколению. Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон и Виктор Гюго были выдающийсями членами этого общества, (для вашей информации: Исаак Ньютон был христианином, верующим в авторитет Библии. Он также издавал статьи о пророчествах и возвращении еврейского народа в Израиль — имея такие же взгляды как и мы!). Документы открыли собой информацию о святом граале, который является (как многие верят) той чашей, из которой Иисус пил на последней вечере и в которую Иосифу из Аримафеи удалось словить капли крови при распятии.

Выражение, использованное для слов "святой грааль" является "Сангрил" и на французском языке можно разделить таким образом: сан/грил(святой грааль) или санг-рил (королевская кровь). Настоящее значение Святого Грааля таково: существует королевская кровь Иисуса и Марии Магдалены, которые были женаты и имели одного ребенка, который в свою очередь является потомком французских меровингийских королей. Как получилось, Софи Неве принадлежит этой кровной линии в конце этого романа.

Всё это было подавлено со времен Вселенского Собора в Никее в 325г после РХ. Тогда под влиянием римского императора Константина во вхождение Нового завета вошло только четыре Евангелия из множества других документов о жизни Иисуса. Другие писания содержат информацию о том, что Иисус был только великим человеком, женатым на Марии Магдалене. Они были уничтожены по приказу церкви. Доктрина о божественности Иисуса — только часть христианства и мало людей проголосовали за это на Вселенском соборе в Никее. Иисус доверил будущее церкви Марии Магдалине, на что обиделись ученики Иисуса. Новый завет, принятый церковью, сейчас не является истинной историей Иисуса или ранней церкви, поэтому христианство, о котором мы знаем сегодня, основано на лжи.

Это заговор мужского пола против "святой женственности" и поклонении богине. Под концепцией "святая женственность" лежит идея о том, что женщинам следует быть священниками и сексуальный акт должен считаться как путь к общению с Богом. Дед Софи, Жак Саньер (чье убийство разворачивает собой весь роман) был первосвященником "святой женственности" и Софи была отчуждена от него, потому что она узнала, что он был участником группого сексуального акта хиерос Гамос.

Церковь подавила это учение, в результате чего в ней стали преобладать мужчины, что привело к войнам и беспорядку жизни, в обществе стали ненавидеть женщин, показывая неуважение к Матушке-земле. Святой грааль является древним символом женственности и ее власти. Церковь из-за истории о грехопадении Евы-первоначальнице греха, винит во всем женщину, но Святой грааль восхваляет женщину, в особенности Марию Магдалину, "владеющую тайной такой взрывной силы, что это могло потрясти и разрушить сами основы христианства!" (стр.322).

Наш ответ на утверждения "Кода да Винчи":

Утверждение о том, что эта книга — исторически точна, не устоит перед полной проверкой. Приорат Сиона был обычным католическим монастырем, который существовал между 1100 и 1617 годами. Приорат Сиона этой книги был выдуман французом по имени Пьер Плантард в ранние 1960-е гг. Плантард был оккультистом, который восхищался Гитлером и думал, что мир должен быть управляем "правительством духовной элиты". Он подделал документы о Приорате Сиона, который как-будто имел записи о кровной линии Иисуса и Марии Магдалины (и он был один из потомков). Потом он поместил эти документы в места заслуживающие доверия, включая французские музеи с подделаными сертификатами и печатями. Плантард умер после того, как был вовлечён в финансовый скандал в 1993г. Документы были обнаружены в его квартире, которые заявляют, что он истинный король Франции. Не самая заслуживающая доверия информация! В романе профессор Гарвардского университета Роберт Лэнгдон, является источником якобы точной исторической информации, и наивный человек может легко быть обманут, предполагая, что этот чрезвычайно разумный человек говорит истину. Другим источником информации является Сэр Роберт Тибинг, который оказывается злодеем, но тем не менее информация, которую он предоставляет о святом Граале, дана авторитетным образом и кажется исторически точной.

В действительности, Лэнгдон и Тибинг дали лживую информацию. Например, Тибинг заявляет, что во время Вселенского Собора в Никее Император Константин заставил епископов объявить, что Иисус является Сыном Божьим - " причем выиграл он лишь с небольшим преимуществом голосов" (стр282).

Это была новая идея, потому что "до этого исторического момента Иисус рассматривался Его последователями как смертный пророк...человек безусловно, великий и влиятельный, но всего лишь человек."(стр.282)

В действительности, Вселенский Собор в Никее не придумал ничего о божественности Иисуса. Сам Иисус заявил: ( "Я и Отец — одно" Иоан. 10.30), об этом не только учили апостолы Нового завета, но мы находим подтверждения в огромном количестве других писаний ранних христиан ещё 200 лет до Вселенского собора в Никее (325г после РХ). В действительности, этот собор поместил доктрину о божественности Иисуса в своем вероучении из-за еретического учения Ариуса, который имел подобные доктрины, как и свидетели Иеговы сегодня- "Иисус -отличен от Отца по Своей природе." (т.е. он был богом второй степени после Отца). И когда Собор начал голосовать за это дело, разве выиграл он лишь "небольшим преимуществом голосов"? Нет. Только двое из 300 епископов не подписали это вероучение!

Чтобы произвести лживое впечатление об Иисусе, книга утверждает, что "Библия, как мы теперь знаем, была составлена из различных источников язычником, римским императором Константином Великим. Для включения в Новый завет рассматривалось свыше восьмидесяти Евангелий, но лишь несколько удостоились чести быть представленными в этой книге, в том числе от Матфея, Марка, Луки, Иоанна" (стр.313). Опять же этот вопрос был обсужден на Вселенском соборе в Никее, как заявляет этот роман.

На самом деле, вопрос о выборе Евангелий не было даже делом обсуждения на соборе в Никее. Но на третьем Вселенском соборе в Карфагене в 397 г после РХ данный вопрос был обсуждён. Делая выбор писаний, этот Совет не вносил в церковь что-то чуждое и новое , но они просто кодофицировали то, что уже практиковали христианские общины.

Существует доказательство в самом Новом Завете о том, что апостолы признавали, какие тексты считались "писанием". В 1-Тимофею 5.18 Павел называет отрывок из евангелия от Луки "писанием", цитируя как Второзакон.25.4, так и Лук. 10.7 таковыми. Во 2-посл Петра 3.15-17 Петр признает, что писания Павла были в силе авторитета и потом говорит обо "всех писаниях" и предупреждает читателей о тех, кто представляет истинное евангелие в лживом смысле. Это относится к тому, что он считал послания от Павла истинным писанием как и другие документы, которые не названы по своему имени.

Писания ранних христиан показывают ясное принятие четырех евангелий, как истинную историю жизни и служения Господа Иисуса. Ираниус, епископ Лиона примерно в 180г. после РХ, писал: "Как существует четыре конца земли и четыре вселенских ветров, и Церковь рассеяна по всей земле, а Евангелие есть столп и утверждение Церкви, т.о. вполне приемлемо иметь четыре столпа, обличая все беззаконие со всякого конца земли и возрождая новую жизнь в людях. Итак, это показывает, что Слово...дало нам Евангелие в четырехмерной форме, но объединенные одним Духом." (Против ересей 3). Потом он подтверждает Евангелия, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном как истинные документы.

Цитат из Нового завета в ранних христианских писаниях настолько много, что возможно воссоздать из них эти послания и без использования манускриптов Нового завета. Существует не менее 36289 цитат из Нового завета в работах ранних христианских писателей: Жастина мученика, Ирениуса, Клемента из Александрии, Оригена, Тертулла, Гипполитуса и Юзибиуса. Новый завет является мировым документом древней истории, с более 24 тыс манускриптами, из которых самым старым является часть евангелия от Иоанна, датированная 125 г.после РХ. Вторым всемирным лучшим документом является книга Иллиада Гомера-643 манускрипта. (Информация из книги Джоша Макдауэлла "Неоспоримые свидетельства")

Итак, а как насчет остальных "свыше 80 евангелий", которые якобы должны были войти в новый Завет? Да, существует много других работ об Иисусе и апостолах, многие из которых существуют только в небольших отрывках. Некоторые из этих работ представляют собой лишь художественную литературу, используя героев Нового завета, но добавляя что-то вымышленное, как и сама книга "Код да Винчи". Многие из них были написаны, чтобы оправдать новое учение, которое различно с новозаветним учением апостолов. Некоторые из этих учений преобладают в римско-католических и восточно-православных церквях.

Например, чтобы возвысить Марию, называя ее Вечной девой римского католицизма, мы должны посмотреть на факт того, что Новый завет учит о том, что у Иисуса были братья и сестры, которые родились естественным образом после девственного рождения Иисуса. Таким образом история, выдуманная в "Протоевангелии от Иакова" повествует о том, что Мария была воспитана с 3 лет священниками в храме и потом отдана замуж Иосифу для своей чудодейственной беременности. Иосиф был старым вдовцом, и у него уже были дети от первого брака. Т.о. Мария смогла быть девой продолжительно после рождения Иисуса, который имел только сводных братьев и сестер. Нет необходимости даже сказать то, что в этом нет библейского основания.

Другие работы были созданы, чтобы оправдать взгляды еретичные для учения нового завета. Например, докетизм учит тому, что Иисус не был в действительности человечным, но только казался человеком. Таким образом, мы читаем в "Деян. От Иоан.93" : "Иногда когда я подходил, чтобы прикоснуться к нему (Иисусу), я чувствовал материальное, твердое тело; но в другой раз, когда я тронул его, он был как-будто без материального тела, которое как-будто вообще не существовало..". Неудивительно, что такие документы были отвергнуты верующими, т.к. они конфликтуют с учением Нового завета: Иисус был полностью человеком и полностью Богом.

Самым распространенным еретическим взглядом является гностицизм, ересь которая заражает христианство второго и третьего века и учит тому, что Создатель-Бог не был Божественной Личностью. Учили тому, что существует особенное знание "гносис" посредством, которого люди могли познать ту Личность. Во многом это находится на параллели с идеями современного Нью-эйджа с его концепциями о духовно переживании, дающее просветление, чтобы познать "бога внутри" и также учит тому, что Бог- во всем.

Гностическое евангелие от Фомы содержит такие слова Иисуса: "Тот, кто пьет с моего рта, станет как я, и Я стану им." "Царстве внутри вас, и вне вас. Когда хотите познать себя, тогда вас узнают, и вы поймете, что это вы — сыны живого отца. Но если не познаете себя, то вы будете жить в бедности и это, кто вы — будет этой беднотой." "Я — свет, выше всех других. Я — всё. От меня всё произошло, от меня всё произойдет. Разделите кусок дерева и я там. Поднимите камень, и вы найдете меня там."

Все эти цитаты делают Иисуса подходящим для философии Нью Эйджа, которая очень популярна сегодня. Они противоречат библейскому учению, которое говорит, что Бог отделен от Свое! творения и что внутри нас-только грешная человеческая природ; от которой нам нужно освободиться посредством покаяния и веры в Господа Иисуса. Он очищает нас от греха и водворяется внутри нас силою Святого Духа, когда мы доверяемся Ему.

Не было никакого заговора, организованного Императором Константином в отвержении других евангелий от того, что считается истинным писанием. Ранние христиане отвергнули их по такой же причине, почему христиане сегодня отвергают книг Мормонов или работы Свидетелей Иеговы, Сайнтологии или другой оккультной группы-т.к. они противоречат Слову Божьем.

В "Коде да Винчи" Тибинг цитирует слова из "евангелия от Марии Магдалины", как один из источников, чтобы сказать, что Иисус был женат на Марии, заявляя, что это послание и евангелие от Филиппа являются "изначальными Евангелиями" (стр.300). Это возможно звучит сильно, но в действительности, это полнейший обман. Такое евангелие Гностицизма датировано серединой II-го века и известно только из трех отрывочных манускриптов.

Хотя Новый Завет не говорит прямо о евангелиях Гностицизма (по простой причине, что он был написан до них), но он упоминает последние послания о подобном роде учения. Павел пишет о тех, кто проповедывает "иного Иисуса" из-за того, что люди получили "иного духа" и последовали за "иным благовестием" (2-Кор. 11.4). Прочитайте также 1-Иоан.2.18 и 2-Пет.2.1. "Код да Винчи" является продуктом учений об "ином Иисусе", который не является действительным Иисусом. Нет ничего в этом нового и без сомнения, эта книга содействует распространению лжеидей об Иисусе в наше время. Иисус пророчествовал о том, что в последнее время, будут другие "лжепророки" и "лжемиссии" (Матф.24.24).

Понятие о "священной женственности" в этой книге связано с идеями, популярнымии в нашем послехристианском мире. В романе, Софи была отчуждена от своего деда, потому что она увидела как он принимал участие в сексуальном ритуале, называемый хиерос гамос. Он совершал сексуальный акт с женщиной, в то время, как они были окружены мужчинами и женщинами в черных и белых одеждах с масками на своих лицах. Когда она говорит Лэнгдону о том, что произошло, то он объясняет ей, что она была "невольной свидетельницей священной церемонии, такой, какие проводились две тысячи лет назад...Со времен Исиды сексуальные ритуалы считались для мужчины единственным мостиком между землей и небесами.-Совокупляясь с женщиной, — сказал Лэнгдон, — мужчина достигал такого состояния, при котором сознание оставляло его. И тогда он мог видеть Бога."(стр.373).Лэнгдон продолжает говорить, что использование секса, чтобы общаться с Богом "подрывало веру в Церковь" и таким образом, "христианские священники просто из кожи вон лезли, стараясь демонизировать секс, заклеймить его как акт греховный и омерзительный. Кстати, и все остальные религии занимались тем же."(стр.374).

Затем Лэнгдон вспоминает урок, который он преподавал в Гарварде: когда он говорил обо всем этом, один студент задал вопрос: "Так вы хотите сказать, что вместо того, чтобы ходить в церковь, мы должны больше заниматься сексом? Ответ Лэнгдона был ироничным, но указывающим на философию этого романа — секс является мостиком к Богу: "В следующий раз, когда найдете себе девушку, загляните прежде всего в своё сердце. И решите, можете ли вы подойти к сексу как к мистическому священному акту. Попробуйте отыскать в нём хотя бы искорку божественности, которая позволяет мужчине приблизиться к священному женскому началу." (стр.375).

В нашем веке, где секс доминирует над всем, неудивительно, что кто-то прийдет с новой идеей о сексе как о "мосте к Богу". Это смесь мистицизма Нью-Эйджа — (поиск "искорок божественности") с сексуальной аморальностью, конечно же будет привлекательна для этого мира сегодня, но это другой жестокий обман, ведущий к вине, рабству и отчаянности. В действительности, сексуальная аморальность создает барьер между человеческими существами и Святым Богом. Но эта книга не только пооощряет свободный секс. Она ведет к чему-то более опасному- к смешиванию сексуальности с духовностью, отрывая дверь к оккультной проституции, происходящая в языческих храмах в библейские дни. Это было фокусом обличений еврейскими пророками и того, что ученики Иисуса искали освободить народ посредством Евангелия. Коринф, где было наиболее плодотворное служение Павла, был известен оккультной проституцией в своих храмах.

Удаляясь от познания Бога, это привело к деградации, насилии женщин для исполнения мужских похотей, нежеланных детей, некоторые из которых приносились как жертвоприношения языческим богам. Это религия мятежа -против чего Евангелие в реальности борется. Евангелие приносит собой свободу и скромность в мужчинах и женщинах. Чёткое учение Библии таково: сексуальный акт является даром Божьим, предназначенный только для мужчины и женщины в браке. Как Павел писал в 1-Кор.6.18: "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела." Мы можем благодарить Бога за то, что есть выход из этой деградации-посредством покаяния и веры в Господа Иисуса, который был без греха и умер как жертвоприношение за грехи этого мира однажды и за всех.

В конце, эта книга выставляет две силы друг против друга: римский католицизм, где доминируют мужчины, — подавляющая сила, и "священное женское начало", которое в своем роде-переработанный гностицизм. Ни одно из этих двух сил, не представляют настоящее христианство Нового завета, перевернувшее мир своим посланием, освобождая людей от рабства греха, чтобы жить по-новому, наслаждаясь прощением Божьим посредством покаяния и веры в Господа Иисуса.

Печатается по изданию "Свет для последних дней" №4. 2005 г.

 

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Музыка может исцелять и убивать

Почему музыка обладает такой притягательной силой и обаянием? Какое действие производит звук на психику человека? Существует ли органическая связь между музыкой и математикой – царицей наук? Эти вопросы ставили перед собой уже древние философы, но они не менее актуальны и в наше время.

Представление о музыке, как гармонии и структуре миров, проходит через античную философскую традицию от Пифагора до Платона и его преемников. Надпись над воротами академии Платона гласила, что сюда войти может только тот, кто изучил музыку и математику: без знания этих предметов постигнуть философию невозможно. Характерно, что покровитель философии Аполлон изображался с лирой в руках.

 

Для пифагорейцев движение звезд и солнца звучало как таинственная музыка небесных сфер и песнь космоса. По преданию, живший еще до Пифагора певец и музыкант Орфей мог укрощать своей игрой диких зверей (аллегория человеческих страстей). Смерть Орфея также является мифологемой и символом: его убивают и разрывают на части разъяренные вакханки, так как своей музыкой он мешал им предаваться демоническим экстазам и эротическому неистовству.

Музыка не только гармонизирующая сила, это тайноведение мира и человека. Древние врачи умели посредством музыки исцелять болезни; они подбирали для больных мелодии с такой же тщательностью и осторожностью, с какой приготовляют лекарства. Считалось, что каждому органу человеческого тела соответствует особый звук или сочетание звуков. Звуками можно исцелять и убивать. В древности на Востоке был особый вид мучительной казни: человека подвергали продолжительной, несмолкающей какофонии звуков; громкие, ревущие, диссонирующие звуки подавляли и разрушали жизненные ритмы его организма, он терял сон, сходил с ума и умирал, как бы таял на глазах. По загадочным словам Платона, музыка способна разрушать государства.

 

Музыка самый интимный, непосредственный вид искусства, где особенно четко проявляются гармония и ритмы. Но музыка должна присутствовать также в живописи, поэзии, скульптуре и архитектуре, так как земная красота и гармония это отсвет вечной метафизической красоты.

Надо сказать, что с античной традицией перекликаются концепции некоторых современных философов. Знаменитый философ и искусствовед Лосев специально занимался теорией музыки для своих философских работ. Основатель абстракционизма, художник и теоретик искусства Кандинский считал звук аналогом идеи Платона. Согласно этим понятиям мир – это воплощение звуковых гамм, музыка, трансформировавшаяся в материю, огонь, ставший веществом. Звук это логос предмета и его язык: все живущее поет, все существующее звучит. Звук – связь миров, от атомов до галактик. Звуковая вибрация является онтологией предметов, их сутью и самовыражением. Живописец должен услышать музыку предмета – его песнь о себе – и переложить звуки на полотно через краски и линии. Если это ему удастся, то его картина будет обладать особым мистическим очарованием.

Декаданс современного общества отразил себя в искусстве и особенно в музыке. Такой вид музыки как рок это демоническая мистерия, образ смерти и распада. Рок-музыка парализует ум, извращает чувства, погружает душу в наркотическое состояние, как будто водит ее по кругам ада. Эта музыка – предчувствие приближающихся катастроф и гибели человечества. Рок – огненная лава, которая выплескивается из преисподней на землю, потеря Логоса, как вечного света, и погружение души во мрак хаоса; это пляска сатаны на обломках разрушающихся миров. Как заклинатель вызывает змей из нор, так рок-музыка пробуждает драконов, гнездящихся в темных расселинах человеческих душ.

Рок-музыка это протест и восстание против всех законов и традиций, как тирании над человеком. Первый протест прозвучал на небе из уст сатаны, который возомнил себя богом, забыв о своей тварной ограниченности. Это было духовным самоубийством первоангела, как протест против того, что существует Бог. В рок-музыке звучит как эхо восстание сатаны и грохот его падения. Здесь человек переживает возобновление союза с демоном, который в древности заключил Адам.

В рок-музыке человек отождествляет себя со своим подсознанием, звериными инстинктами, лежащими на дне его души. В диссонирующих звуках рока воплощена ненависть к Богу и Его законам, любовь к сатане, поправшему все законы. Здесь даже не победная песнь о мнимой свободе и призрачном торжестве зла на земле, а безысходная тоска и судороги отчаяния оставленности и отреченности – это реквием о сатане и человечестве.

Рок-музыка это философия абсурда и красота безобразия, бегство в себя, желание скрыться от мира в мусорном ящике, и замена обычных норм общения цинизмом и беснованием. Это злобное отрицание врожденной нравственности и эстетики, как древней лжи, и замена их культом уродства и бесстыдства, как новой религией.

Рок-музыка это замена образа Божия в душе образом падшего первоангела. Звуки рок-музыки подобны кисти безумного художника, который рисует темный лик сатаны как икону на стене разрушенного храма. Конвульсирующие звуки рока, похожие на стоны, хохот и вой – это мистика ада и магия извращенных страстей; это судороги и хрип предсмертных мук, слезы невыразимой боли, и бесовский смех над могилой человечества.

Рок-музыка похожа на вальпургиеву ночь, которая опустилась на землю. До нас дошли описания сатанинских шабашей средневековья. Колдуны и ведьмы в вальпургиеву ночь собираются на свой зловещий праздник. Среди них колоритная фигура, как черная маска на карнавале – ксендз, продавший душу диаволу; он принес с собой выкраденную из алтаря святыню для осквернения. Без этого кощунства, без поругания святыни, сатана, как распорядитель шабаша, не может быть вполне удовлетворен. Ксендз, изменивший Христу, это постоянный персонаж мистерий, происходивших, как свидетельствует летопись, ежегодно на горе Броккен. Неизвестно, подходят ли колдуны и ведьмы под его благословение, или же он вместе с ними целует хвост козла?

Наступает апофеоз мистерии. Появляется сатана, гаснут свечи и Броккен погружается в вожделенную темноту, где нет ни запретов, ни законов. Утром бледная заря встает над опустевшим Броккеном, как над заброшенным кладбищем, и сама гора кажется мертвым знаком смерти, символом беспредельной пустоты.

Смолкают звуки рока, зажигается электрический свет в зале. Люди, получившие здесь невидимую инициацию как клеймо на душу, идут в мир, идут уже другими, чем они пришли сюда.



Подписка на новости

Последние обновления

События