Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святоотеческое наследие

Преп. Иоанн Дамаскин († ок. 780 г.) 
ИОАНН ДАМАСКИН. Библейский сюжет - YouTube
Слово об усопших в вере, — о том, какую пользу приносят им совершаемыя о них литургіи и раздаваемыя милостыни [1].

Древній враг, который уязвляется братолюбіем, раздирается верою, умерщвляется упованіемъ, поражается милосердіемъ, внушил некоторым странную и богопротивную мысль, будто все богоугодныя дела, совершаемыя по смерти, не приносятъ никакой пользы для умерших. «Въ Писаніи, говорятъ, сказано: пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Еже аще сеетъ человекъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7). Во аде кто исповестся Тебе (Псал. 6, 5)». А мы скажемъ такимъ мудрецамъ: испытайте и уразумейте, что ужасны угрозы Владыки всяческихъ, но неизглаголанно и человеколюбіе Божіе; страшны осужденія, но и безконечно море щедротъ Господнихъ. Смотрите: Священное Писаніе говоритъ, что Иуда Маккавей за грехъ каждаго изъ павшихъ въ сраженіи принесъ очистительную жертву Господу, готовому къ помилованію, и темъ явилъ великое благочестіе и братолюбіе свое (2 Макк. 12, 43-45), почему и Священное Писаніе прославляетъ Іуду Маккавея, какъ за прочія дѣянія его, такъ наипаче за это. А таинники и самовидцы Слова не безъ причины, не напрасно и не безъ пользы установили при страшныхъ, пречистыхъ и животворящихъ Тайнахъ совершать поминовеніе о вѣрныхъ усопшихъ, — чтó отъ конецъ до конецъ земли владычествующая апостольская и соборная Церковь содержитъ твердо съ того времени даже донынѣ и до кончины міра содержать будетъ.

Потому-то высокій созерцатель вещей божественныхъ, святый Діонисій, въ тайноводственномъ созерцаніи объ усопшихъ, говоритъ, что «и въ сей жизни, а не только по смерти, молитвы дѣйственны для тѣхъ, которые достойны святыхъ молитвъ, т. е. для вѣрующихъ (а выраженіе «не только», безъ сомнѣнія, здѣсь должно принять въ такомъ же значеніи какъ «тѣмъ болѣе»). Молитва испрашиваетъ у Божественной благости оставленія прегрѣшеній, содѣланныхъ усопшими по немощи человѣческой, о вселеніи умершихъ во странѣ живыхъ — въ мѣстѣ, отъ котораго удалена всякая скорбь, печаль и воздыханіе, — дабы божественное могущество по благости Своей презрѣло нечистоты, обрѣтшіяся въ усопшихъ по немощи человѣческой: ибо никтоже чистъ отъ скверны». Златословесный Іоаннъ также учитъ: «если язычники вмѣстѣ съ умирающими сожигаютъ ихъ имѣніе, то кольми паче ты, вѣрующій, вмѣстѣ съ вѣрующимъ, долженъ предпослать его имѣніе не для того, чтобы оное превратилось въ пепелъ, подобно тому, но дабы чрезъ него доставить бóльшую славу усопшему; и если умершій былъ грѣшникъ, то дабы Богъ отпустилъ ему прегрѣшенія, а если праведникъ, дабы увеличилъ награды... Постараемся же оказывать чрезъ милостыни и приношенія возможную помощь отшедшимъ, и это для нихъ весьма спасительно, приноситъ великую пользу, ибо иначе напрасно и безразсудно было бы учреждено и Церкви Божіей предано отъ премудрыхъ апостоловъ, чтобы священникъ при страшныхъ тайнахъ приносилъ молитву объ усопшихъ въ вѣрѣ, еслибы святые апостолы не знали, что отъ сего произойдетъ великая польза, великое благо». Согласно съ симъ также говоритъ и премудрый Григорій Нисскій: «ничего безъ разсужденія, ничего безполезнаго не предано отъ учениковъ Христовыхъ и не принято вселенскою Церковію; но весьма богоугодное и преполезное дѣло при божественномъ и преславномъ таинствѣ — совершать поминовеніе о скончавшихся въ правой вѣрѣ». Что же касается изреченій: яко Ты воздаси комуждо по дѣломъ его (Псал. 61, 13); еже аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7) и симъ подобныхъ, то, безъ сомнѣнія, они относятся къ имѣющему быть страшному суду и концу міра, потому что тогда не будетъ мѣста никакой помощи, и всякое моленіе останется недѣйствительнымъ (тогда гдѣ будутъ бѣдные? гдѣ священно-служители? гдѣ милостыни? гдѣ благотворенія)?

Итакъ, прежде наступленія страшнаго часа будемъ помогать другъ другу и приносить жертвы братолюбія милосердующему о душахъ Богу. Человѣколюбивый Господь благоволитъ исполнять прошенія своихъ тварей, относящіяся ко спасенію, и особенно преклоняется не тогда, когда кто либо подвизается ради только спасенія своей собственной души, но когда дѣлаетъ сіе и ради ближняго: ибо чрезъ это земнородный восходитъ къ богоподражанію (испрашивая даровъ для другихъ, какъ милости для себя самого), исполняетъ мѣру совершенной любви, получаетъ отсюда блаженство и вмѣстѣ съ душею ближняго и для собственной души дѣлаетъ превеликое добро. Великій подвижникъ и чудотворецъ Макарій, предложивъ вопросъ сухому черепу, узналъ все касательно состоянія усопшихъ. Между прочимъ, онъ вопросилъ: «ужели вы никогда не чувствуете никакого утѣшенія» (такъ какъ святый обыкновенно совершалъ молитвы за усопшихъ, то и желалъ знать, служатъ ли молитвы въ пользу). Милосердующій о душахъ Господь, восхотѣвъ открыть сіе и увѣрить раба своего, вдохнулъ слово истины изсохшему черепу: «когда, отвѣтствовалъ черепъ, ты приносишь молитвы за мертвыхъ, то мы чувствуемъ нѣкое утѣшеніе». Другой изъ богоносныхъ отцевъ имѣлъ ученика, живущаго въ безпечности, и когда сей былъ застигнутъ смертію, то Господь послѣ вознесенныхъ старцемъ молитвъ показалъ ему отрока, подобно богачу (упоминаемому въ притчѣ о Лазарѣ), горящимъ въ огнѣ до шеи. Когда старецъ много скорбѣлъ о семъ и слезно молился Богу, то Господь показалъ ему отрока стоящимъ въ огнѣ по поясъ; затѣмъ, когда святый къ трудамъ приложилъ еще новые труды, Богъ въ видѣніи старцу явилъ отрока свободнымъ и совершенно изъятымъ изъ огня. Но кто можетъ исчислить всѣ, находящіяся въ жизнеописаніяхъ святыхъ мужей, свидѣтельства, ясно показывающія, что и по смерти приносятъ величайшую пользу усопшимъ совершаемыя о нихъ молитвы, литургіи и раздаваемыя милостыни, — что данное взаимъ Богу не погибаетъ, а вознаграждается отъ Него съ величайшею лихвою?.. А что касается словъ пророческихъ: во адѣ же кто исповѣстся Тебѣ, то мы уже сказали, что ужасны угрозы Всевидящаго, однако ихъ побѣждаетъ неизреченное человѣколюбіе Господне. И послѣ того, какъ пророкъ изрекъ сіи слова, было исповѣданіе во адѣ, — исповѣданіе тѣхъ, которые во время спасительнаго сошествія Господа увѣровали тамъ (поелику Жизнодавецъ спасъ не всѣхъ вообще, а тѣхъ, кои и тамъ увѣровали). Мы говоримъ это, впрочемъ, не въ опроверженіе пророчества, а для того именно, чтобы показать, что преблагій Господь побѣждается Своимъ человѣколюбіемъ. Такъ, хотя и было предсказано: Ниневія превратится (Іона. 3, 4), однако Ниневія не была разрушена, и благостію былъ побѣжденъ судъ. Также Езекіи Господь говоритъ: устрой о дому Твоемъ, умираеши бо ты и не будеши живъ (Ис. 38, 1), но Езекія не умеръ. И о Ахавѣ было сказано: наведу на тя злая; между тѣмъ Господь не навелъ зла, а сказалъ: видѣлъ ли еси, яко умилися Ахаавъ, сего ради не наведу зла во днехъ его (3 Цар. 21, 21. 28). Такъ и всегда благостію будетъ побѣждаться осужденіе даже до послѣдняго воздаянія, когда не будетъ времени для помощи, и человѣкъ останется только съ однимъ бременемъ своимъ. Но теперь — время купли, время трудовъ, — и блаженъ тотъ, кто не ослабѣваетъ, не изнемогаетъ упованіемъ; наипаче блаженъ тотъ, кто подвизается и за себя, и за ближняго.

Господу то особенно и пріятно, чтобы каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и хощетъ, чтобы каждый изъ насъ благотворилъ другому и въ жизни, и по смерти. Иначе Господь не далъ бы намъ случая совершать поминовеніе усопшихъ при безкровномъ жертвоприношеніи, также совершать третины, и девятины, и сорокодневныя, и годовыя памяти и службы, — чтó безъ всякаго прекословія каѳоличѳская и апостольская Церковь и ея благочестивыя чада содержатъ непоколебимо и несомнѣнно. Еслибы это было дѣломъ безполезнымъ и тщетнымъ, то изъ числа многихъ богоносныхъ отцевъ и учителей кому либо пришло бы на мысль разсѣять обманъ; между тѣмъ не только ни одинъ изъ нихъ и не подумалъ объ уничтоженіи сего обыкновенія, а, напротивъ, всѣ утверждали его. Къ сказанному присовокупимъ слѣдующее повѣствованіе. Святый Григорій Двоесловъ (коему, по преданію, во время литургіи сослужительствовалъ небесный ангелъ) однажды принесъ усердную молитву къ милосердующему о душахъ Господу объ оставленіи грѣховъ царя Траяна; тотчасъ къ нему пришелъ отъ Бога слѣдующій гласъ: «молитвѣ твоей я внялъ и Траяну дарую оставленіе грѣховъ; но ты впредь не приноси Мнѣ молитвъ за нечестивыхъ» (Траянъ былъ причиною лютой смерти многихъ мучениковъ)... Воистину, дивенъ Ты, Владыко, и чудны дѣла Твои. Мы славимъ неизреченное Твое милосердіе: ибо Ты всегда подаешь случаи рабамъ Твоимъ свидѣтельствовать свое братолюбіе и твердое упованіе на Тебя. Ты чрезъ рабовъ Твоихъ научилъ насъ раздавать милостыни другъ за друга, приносить жертвы и молитвы, и притомъ не вотще и не безъ пользы. Ты, благоизобильный, всѣмъ за приносимое во славу Твою воздаешь сугубую мзду, и ничто совершаемое во имя Твое не бываетъ безполезно... Да не усумнится же, братіе и отцы, кто либо, что все, приносимое Богу съ вѣрою, получаетъ многократное воздаяніе и для того, кѣмъ приносится, и для тѣхъ, за кого приносится. Въ самомъ дѣлѣ, если кто нибудь хочетъ помазать больного мѵромъ или священнымъ елеемъ, то сперва дѣлается причастнымъ помазанія самъ (т. е. помазующій), а потомъ помазуетъ больного: такъ точно всякій, подвизающійся о спасеніи ближняго, сперва получаетъ пользу самъ, потомъ приноситъ оную ближнему: ибо не неправосуденъ Богъ, чтобы забыть дѣла, по слову Божественнаго Апостола. Великій Аѳанасій въ словѣ объ усопшихъ говоритъ слѣдующее: «Приносящій жертву за усопшаго долженъ имѣть въ мысляхъ то же, что имѣющій малолѣтняго сына слабаго и немощнаго и съ вѣрою приносящій за него во храмъ Божій свѣщи и ѳиміамъ съ елеемъ: все это сожигаетъ за отрока отецъ, а не самъ отрокъ держитъ и приноситъ (какъ бываетъ съ отрицаніями и обѣтами при Божественномъ возрожденіи). Также должно представлять себѣ, что и усопшій самъ держитъ и приноситъ свѣщи, елей и всѣ дары, приносимые для спасенія его; и такимъ образомъ благодатію Божіею не суетны будутъ усилія къ достиженію того, къ чему онъ стремится съ вѣрою, такъ какъ благоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные отцы богоугодно учредили литургіи, молитвы и годичныя воспоминанія объ умершихъ, каковое обыкновеніе распространяется отъ востокъ солнца до западъ, на сѣверѣ и югѣ въ честь и славу Господа господствующихъ и Царя царствующихъ».

Но, возразитъ противникъ: «если это правда, то всѣ спасутся, и никто не лишится блаженства». Пусть такъ. И — о, еслибы это исполнилось! Сего-то и жаждетъ и хощетъ, о семъ то и радуется и веселится Преблагій Господь, да никто не лишится Божественныхъ даровъ Его. Ужели ангеламъ онъ уготовалъ награды и вѣнцы? Ужели для спасенія небесныхъ духовъ Онъ содѣлался человѣкомъ? Ужели ангеламъ Онъ скажетъ: пріидите... наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе? Все это уготовалъ Господь не для человѣка ли, за котораго и пострадалъ? А кто, составивъ пиръ и созвавъ друзей, не пожелаетъ, чтобы они всѣ пришли и насытились благъ его (иначе для чего ему уготовлять и пиршество, какъ не для того, чтобы угостить друзей своихъ)? И если мы объ этомъ только заботимся, то что должно сказать о великодаровитомъ, всеблагомъ и человѣколюбивомъ Богѣ, Который, раздавая и подавая, радуется и веселится болѣе, нежели тотъ, кто пріемлетъ и пріобрѣтаетъ себѣ величайшее спасеніе?.. Итакъ, кто сомнѣвается въ вышесказанномъ, тотъ пусть замѣтитъ слѣдующее. Каждый человѣкъ, имѣвшій въ себѣ малую закваску добродѣтелей, но не успѣвшій превратить ее въ хлѣбъ (поелику, не взирая на свое желаніе, не могъ сдѣлать сего и сверхъ чаянія былъ застигнутъ кончиною), не будетъ забытъ праведнымъ Судіею, но Господь по смерти его возбудитъ сродниковъ и друзей его и преклонитъ души ихъ къ оказанію помощи почившему, къ вознагражденію опущеній умершаго. А тому, кто велъ жизнь порочную, ни мало не заботясь о душѣ и въ таковомъ состояніи былъ застигнутъ кончиною, — тому никто не простретъ руки помощи — ни родственники, ни друзья: поелику Богъ не призритъ на него. Потому-то благоглаголивый Златоустъ поучаетъ: «если ты въ жизни не успѣлъ благоустроить всего касательно спасенія души твоей, то по крайней мѣрѣ при кончинѣ заповѣдуй твоимъ родственникамъ, чтобы они по смерти препроводили къ тебѣ твое, имѣніе и оказали тебѣ помощь добрыми дѣлами, т. е. милостынями и приношеніями. Такимъ образомъ ты уже и здѣсь примиришься съ Искупителемъ»... Но кто-либо скажетъ о странныхъ и бѣдныхъ, не имѣющихъ у себя родственниковъ, которые послѣ позаботились бы о нихъ, и не могущихъ оставить части на совершеніе литургіи и милостыни: «что же (скажетъ) должны дѣлать эти? ужели за то, что они бѣдны, презрѣнны и не имѣютъ такихъ, которые попеклись бы о нихъ, они лишатся спасенія? ужели Богъ будетъ столь неправосуденъ, что имѣющему дастъ, а неимущему не дастъ ничего»? Да умолкнетъ всякій, дѣлающій такое несправедливое заключеніе. Правосуденъ Владыка или, лучше и правильнѣе сказать, Онъ-то и есть сама правда, мудрость, благость, сила. Посему, какъ праведный, Онъ воздастъ неимущему съ избыткомъ; какъ премудрый, Онъ доставитъ способы къ вознагражденію опущеній; какъ всемогущій, Онъ сокрушитъ крѣпкаго и укрѣпитъ безсильное: какъ благій, Онъ спасетъ созданіе рукъ Своихъ, исключая только тѣхъ, которые явно принадлежатъ къ числу отверженныхъ, поправшихъ правую вѣру.

Потщимся же всемѣрно, чтобы въ страшный и ужасный день втораго пришествія Господня присные не укорили насъ въ небреженіи о нихъ, — наипаче тѣ изъ насъ, которымъ они ввѣрили попеченіе объ ихъ имуществѣ и оставили оное. И да не подумаетъ кто-либо, что на томъ страшномъ собраніи мы не узнаемъ другъ друга: какъ дѣянія всѣхъ тогда будутъ открыты, такъ и лица будутъ всѣмъ знакомы, пока совершится послѣднее разлученіе всѣхъ. Горе тогда будетъ всѣмъ стоящимъ ошуюю. Но блаженны и преблаженны тѣ, которыхъ Господь поставитъ одесную, и которые услышатъ благословенный гласъ. (Да сподобимся всѣ мы, соблюдшіе православную вѣру, услышать сей гласъ и насытиться всѣхъ благъ, красоты которыхъ око смертныхъ не видѣло, ухо не слышало, сердце не помыслило. Да будетъ сіе, Господи Жизнодавче, молитвами Всесвятыя Матери Твоея и невещественныхъ и преславныхъ Твоихъ духовъ и всѣхъ святыхъ Твоихъ, отъ вѣка Тебѣ благоугодившихъ. Аминь. 
 

Примѣчаніе: 
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI; сравн. «Соборникъ», издан. 1830 г., 14-20 лл. 
 

Источникъ: Слово (въ субботу мясопустную) объ усопшихъ въ вѣрѣ, — о томъ, какую пользу приносятъ имъ совершаемыя о нихъ литургіи и раздаваемыя милостынииже во святыхъ отца нашего Іоанна Дамаскина. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1898. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1898. — С. 177-182.

Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)
 


Омилія 21. На Вознесеніе Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа; въ ней же говорится и о томъ, какъ исполняется законная (ветхозавѣтная) Суббота [1].

Вознесение Господне | Фрески, Мозаика и Иконки

Іудеи праздновали законную Пасху: перехожденіе изъ Египта къ землѣ Палестинской; празднуемъ и мы Евангельскую Пасху: перехожденіе нашего естества во Христѣ отъ смерти къ жизни, отъ тлѣнія въ нетлѣніе. Какое слово могло бы выразить то внутреннее различіе, уясняющее насколько лучше праздниковъ того Ветхаго Законоположенія — предметы нашихъ торжествъ? Но такъ какъ человѣческое слово не можетъ достойно выразить такое превосходство, то высочайшая единосущная Премудрость Отчая, предвѣчное и предсущное Божіе Слово, человѣколюбиво соединившееся и обитавшее съ нами, нынѣ дѣлами явило предметъ праздника и отчетливо обозначило высоту этого превосходства. Ибо нынѣ мы празднуемъ преведеніе въ Немъ нашего естества, не изъ подземныхъ сферъ на землю, но — отъ земли на небо небесъ, и затѣмъ — къ Престолу Того, Кто владычествуетъ надъ всѣмъ. Потому что сегодня Господь не только былъ посредѣ Учениковъ Своихъ, но и отошелъ отъ нихъ въ то время, какъ они смотрѣли. Онъ вознесся на небо и вошелъ въ самое Святое Святыхъ, и возсѣлъ одесную Отца, выше всякаго начала и власти, всякаго имени и чести, какъ въ нынѣшнемъ, такъ и въ будущемъ вѣкѣ извѣстной и называемой. Какъ имѣли мѣсто многіе воскрешенія прежде Воскресенія Господа, такъ были и многія вознесенія до Его Вознесенія. Ибо Духъ восхитилъ и Іеремію Пророка, и Ангелъ — Аввакума; особенно же среди другихъ, какъ пишется, былъ восхищенъ на колесницѣ огненной — Илія. Но и тотъ не перешелъ границу земли; и это было только нѣкимъ перемѣщеніемъ, вознесеніемъ каждаго изъ нихъ, которое восхищало отъ земли, и не выходило за границы земли. Также и оные воскресшіе, снова возвращались въ землю и всѣ умирали. Но какъ Христосъ воскресъ отъ мертвыхъ, и смерть Имъ ктому не обладаетъ, такъ и когда Онъ вознесся и возсѣлъ въ вышнихъ, вся высота находится подъ стопами Его, всѣмъ свидѣтельствуя, что Онъ — Богъ надъ всѣмъ. И это и была явленная гора Божія, какъ говоритъ Исаія, и на вершинѣ всѣхъ разумныхъ горъ — домъ Божій — Тѣло Владычнее (Ис. 2, 2). Ибо не Ангелъ, не человѣкъ, но Самъ Господь плотію пришелъ и спасъ насъ, ставъ ради насъ подобнымъ намъ и, въ то же время, неизмѣнно пребывая Богомъ. Какъ, когда Онъ сошелъ, Онъ не измѣнилъ Своего обитанія, но снизошелъ, такъ и восходя снова, Онъ не въ Божество возвратился, но посадилъ на горнемъ престолѣ наше, воспринятое Имъ естество. Ибо, воистину, тамъ Богу подобало представить первороднымъ изъ мертвыхъ наше естество, какъ нѣкое начало первородныхъ отъ лица всего рода.

Поэтому изъ всѣхъ бывшихъ воскресеній и вознесеній, ни одно мы не праднуемъ такъ, какъ — Воскресеніе и Вознесеніе Господа, ибо тѣхъ другихъ (воскресеній и вознесеній) мы и не являемся и не будемъ участниками. И отъ нихъ мы получаемъ не бóльшую пользу, какъ только ту, что они приводятъ къ вѣрѣ въ Воскресеніе и Вознесеніе нашего Спасителя, которыхъ мы и являемся и всѣ будемъ участниками. Потому что они являются Воскресеніемъ и Вознесеніемъ человѣческаго естества (воспринятаго въ Воплощеніи Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ), и не только человѣческаго естества (какъ таковаго), но — и вѣрующихъ во Христа и каждаго обнаруживающаго, чрезъ дѣла, вѣру. Ибо то, что было сдѣлано, — ради насъ сдѣлалъ Господь нерожденный и несотворенный по Своему Божеству. И ту земную жизнь, которую прожилъ, Онъ прожилъ ради насъ, показывая намъ путь, ведущій въ самую жизнь; и то, что пострадалъ во плоти — пострадалъ ради насъ, исцѣляя наши страсти; и ради насъ воскресъ и вознесся, уготовляя намъ Воскресеніе въ нескончаемомъ вѣкѣ: ибо всѣ участники этой жизни подражаютъ, насколько это возможно, совершенію на землѣ Его домостроительства. Началомъ же этого подражанія является Святое Крещеніе, являющееся образомъ Погребенія и Воскресенія Господа; серединой — добродѣтельная жизнь и управленіе жизни по Евангелію; а завершеніе — выражается въ побѣдѣ кадъ страстями, путемъ духовныхъ подвиговъ, которая производитъ жизнь безпечальную, неразрушимую и небесную, какъ и Апостолъ намъ говоритъ: Аще бо по плоти живете, имате умрети: аще ли духомъ дѣянія плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8, 13). Итакъ, тѣ, кто живутъ сообразно Христу, подражаютъ Его жительству во плоти; каждый изъ нихъ умретъ въ свое время, поскольку и Онъ умеръ во плоти, и согласно ей [2] — они воскреснутъ, сообразно Ему, прославленными и нетлѣнными; однако, не теперь, но когда придетъ время; кромѣ того они и вознесутся, какъ и говоритъ это Павелъ: Восхищени будемъ, вѣщаетъ онъ, на облацѣхъ въ срѣтеніе Господне на воздусѣ, и тако всегда съ Господемъ будемъ (1 Сол. 4, 17).

Видите ли: какъ каждый изъ насъ, если пожелаетъ, является участникомъ и Воскресенія и Вознесенія Господа, и наслѣдникомъ Божіимъ, сонаслѣдникомъ же Христа? Поэтому мы радуемся, празднуя нашего естества Воскресеніе и Вознесеніе и возведеніе, и начало воскресенія и вознесенія каждаго изъ вѣрующихъ, приводя сегодая имѣющія быть прочитанными евангельскія слова: Воскресъ Господь, ста посредѣ учениковъ Своихъ. Почему же Онъ сталъ посредѣ ихъ, и сшествовалъ съ ними? — Изведъ ихъ вонъ до Виѳаніи, говоритъ Евангелистъ, и —воздвигъ руце благослови ихъ (Лук. 24, 50). — Для того, чтобы показать Себя совершенно здравымъ и невредимымъ; чтобы представить Свои стопы сильными и совершенно крѣпкими; и, тутъ же, раны, оставшіяся отъ гвоздей, руки — совершенно такія, какія были пригвождены ко Кресту, само прободенное ребро, а, можетъ быть, и слѣды отъ ударовъ — представляя въ удостовѣреніе Спасительной Страсти. Мнѣ кажется, что словами: Ста посредѣ Учениковъ, Евангелистъ являетъ, что Онъ утвердилъ ихъ въ вѣрѣ въ Него самымъ Своимъ явленіемъ и благословеніемъ. Ибо не только Онъ сталъ посредѣ ихъ всѣхъ, но и посредѣ сердца каждаго изъ нихъ, и утвердилъ въ вѣрѣ, такъ что о каждомъ сердцѣ можно сказать оное псаломное слово: Богъ посредѣ его, и не подвижеся (Псал. 45, 5). Ибо отъ того времени Господни Апостолы стали твердыми и непоколебимыми. Сталъ же посредѣ нихъ и сказалъ имъ: Миръ вамъ — это сладкое, искусное и обычное для Него привѣтствіе. Миръ имѣетъ двоякое значеніе: есть миръ, который мы имѣемъ по отношенію къ Богу, являющійся, главнымъ образомъ, плодомъ благочестія; и миръ, который мы имѣемъ по отношенію другъ къ другу, который раждается вслѣдствіе евангельскихъ наставленій; оба (этихъ мира) преподалъ Господь въ единомъ привѣтствіи Своемъ. И какъ Онъ заповѣдывалъ имъ дѣлать, когда впервые послалъ ихъ говоря: Въ оньже аще домъ внидите, глаголите: миръ дому сему (Лук. 10, 5), такъ и Самъ Онъ дѣлаетъ; войдя въ домъ, въ которомъ они были собраны, подобнымъ же образомъ, Онъ преподалъ миръ. Но такъ какъ Онъ видѣлъ, что они были потрясены неожиданностью и невѣроятностью видѣнія; потому что говорится, что они подумали, что видятъ духъ, и что то, что они видятъ — привидѣніе, то вотъ Онъ Самъ возвѣщаетъ имъ волненіе ихъ сердца, и показываетъ имъ, что Онъ — Тотъ Самый, Кому и до Страстей и Воскресенія они говорили: Нынѣ вѣмы, яко вѣси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошаетъ (Іоан. 16, 30), удостовѣряя ихъ чрезъ испытаніе и осязаніе; потому что, когда Онъ увидѣлъ, что они восприняли истину, Онъ утверждаетъ ихъ еще и чрезъ сіе испытаніе: немедленно (послѣ того) какъ (преподалъ) имъ миръ, Онъ предложилъ принять участіе въ ихъ ѣдѣ. Ибо — еще не вѣрующимъ, говорится, и чудящимся, но не отъ сомнѣнія, а — отъ радости, — рече имъ: имате ли что снѣдно здѣ? Они же даша Ему рыбы печены часть, и отъ пчелъ сотъ. И вземъ предъ ними ядѣ (Лук. 24, 40. 42).

Его тѣло имѣло нетлѣніе послѣ Воскресенія и не нуждалось въ пищѣ, но Онъ сдѣлалъ это, чтобы и этимъ было удостовѣрено Его Воскресеніе и чтобы показать, что Его нынѣшнее тѣло есть то же самое, которое вкушало съ ними пищу прежде Страстей [3]. Потребило же пищу оно не по естеству смертныхъ тѣлъ, но — божественнымъ дѣйствіемъ, и какъ бы сказалъ кто: какъ огонь потребляетъ воскъ, но только съ той разницей, что огонь, чтобы существовать, долженъ быть поддерживаемъ топливомъ, а безсмертныя тѣла не нуждаются въ пищѣ для своего существованія. Вкусилъ рыбы печеной часть и отъ пчелъ сотъ, которые являются также и символами Его тайны: ибо наше естество — которое — подобно образу жизни рыбы, плавающей въ жидкости страстной и полной услажденій жизни — Божіе Слово присоединило Самому Себѣ по ипостаси, и божественнымъ и неприступнымъ огнемъ Своего Божества очистивъ отъ всякаго страстнаго состава, сотворило его пламеновиднымъ и участникомъ Божества. Не только же составъ, который Онъ воспріялъ ради насъ, но и каждаго изъ удостоенныхъ общенія съ Нимъ, Онъ обожествляетъ тѣмъ, что дѣлаетъ его участникомъ того огня, который Господь пришелъ воврещи на землю. Наше естество также подобно и пчелинымъ сотамъ: оно заключаетъ въ себѣ разумное дѣланіе, подобно тому какъ въ сотахъ заключается медъ. Но еще большее подобіе сему представляетъ всякій вѣрующій во Христа: ибо какъ медъ собранъ въ соты, такъ онъ имѣетъ въ душѣ и тѣлѣ сокровищественную благодать Божественнаго Духа. Вкушаетъ же отъ нихъ Господь: потому что пріятной бываетъ для Него снѣдью — спасеніе каждаго изъ участниковъ Его естества; вкушаетъ же Онъ не все, но — отъ пчелъ сотъ, т. е. — нѣкую часть, ибо не всѣ увѣровали. И не Самъ онъ вземлетъ эту часть, но — то, что Ему дается Учениками, ибо и Ученики приводятъ Ему только увѣровавшихъ, отдѣливъ ихъ отъ невѣрующихъ. И, вотъ, вкушая отъ рыбы и отъ пчелъ сотъ предъ Своими Учениками, Господь напомнилъ имъ Свои слова, которыя Онъ говорилъ имъ прежде, идя на страданіе, представляя и нынѣ, что Онъ говорилъ истину, ибо какъ Онъ предсказалъ, — такъ и исполнилось. И Онъ отверзъ ихъ умъ разумѣть Писанія, и познать, что какъ было написано, такъ и сбылось, и что такъ подобало — по безграничному океану человѣколюбія — чтобы Единородный Сынъ Божій ради людей сталъ человѣкомъ, былъ явленъ и принялъ свидѣтельство свыше Отеческимъ гласомъ и явленіемъ Божественнаго Духа, привелъ къ вѣрѣ и удивленію Своими необыкновенными дѣлами и словами, терпѣлъ зависть и былъ преданъ людьми, ищущими не Божію славу, но человѣческую, былъ распятъ и погребенъ, и возсталъ отъ мертвыхъ въ третій день, и чтобы было проповѣдано во имя Его покаяніе и отпущеніе грѣховъ, начавъ проповѣдь съ Іерусалима; и чтобы они были проповѣдниками и свидѣтелями того, чего они были очевидцами и служителями Кого; обѣщая послать имъ свыше обѣтованіе Отчее, т. е. Духа Святаго, Онъ повелѣваетъ имъ сидѣть въ Іерусалимѣ, пока не облекутся силою свыше.

Послѣ же того, какъ Господь возвѣстилъ Своимъ Ученикамъ спасительные догматы, Онъ вывелъ ихъ изъ дома и повелъ до Виѳаніи и, благословивъ ихъ, отступилъ отъ нихъ и вознесся на небо и, какъ бы на колесницѣ, обладая облакомъ свѣта, взошелъ во славѣ, и вошелъ въ нерукотворенное Святое Святыхъ и возсѣлъ одесную Величеста на небесахъ, сотворивъ нашъ составъ (т. е. нашу человѣческую природу) участникомъ какъ Божества, такъ и Престола. Такъ какъ Апостолы не переставали взирать на небо, то Ангелы, явившись, возвѣстили, что Онъ снова пріидетъ съ неба такимъ же образомъ, какъ они Его видѣли (возносящагося). Ибо и Самъ Господь (это) предрѣкъ, и Даніилъ впервые предсказалъ: Видѣхъ, говоритъ, — яко Сынъ Человѣчь идый бяше на облацѣхъ небесныхъ (Дан. 7, 13). Господь же (сказалъ): Узрятъ Сына Человѣческаго, грядуща на облацѣхъ небесныхъ (Матѳ. 24, 30). Тогда Ученики, поклонившись пренебесному Владыкѣ, сюда снисшедшему и онебесившему землю, и вознесшемуся съ того мѣста, куда Онъ (снова) пріидетъ, и соединившему находящееся долу съ находящимся горѣ, и составившему Единую Церковь во славу Своего человѣколюбія — небесную и въ то же время земную, — радуясь возвратились въ Іерусалимъ, и были всегда въ Церкви, имѣя умъ на небѣ, радуясь и благословя Бога, и приготовливая самихъ себя къ пріятію пришествія Божественнаго Духа. Это же, братіе, какъ бы кратко суммированное, является состояніемъ (всѣхъ) призванныхъ Христомъ, именно: пребывать въ моленіяхъ и молитвахъ, и имѣть душевное око, подобно Ангеламъ, устремленнымъ къ Пренебесному Владыкѣ; радоваться и благословлять Его непорочнымъ образомъ жизни, и такимъ образомъ ожидать Тайну Его Пришествія, согласно (псалмопѣвцу), говорящему Ему: Пою и разумѣю въ пути непорочнѣ, когда пріидеши ко мнѣ (Псал. 100, 2). Это же возвѣщая, и великій Павелъ сказалъ: Наше житіе на небесѣхъ есть, идеже предтеча о насъ вниде Іисусъ (Флп. 3, 20; Евр. 6, 20). Этому убѣждаетъ и Корифей Апостоловъ — Петръ: Препоясавши чресла помышленія вашего, говоритъ, трезвящеся, совершеннѣ уповайте на приносимую вамъ благодать откровеніемъ Іисусъ Христовымъ. Егоже не видѣвше любите... (1 Петр. 1, 13. 8). Это же и Господь говоритъ: Да будутъ чресла ваша препоясана, и свѣтильницы горящіи, и вы подобни человѣкомъ чающимъ Господа своего, когда возвратится(Лук. 13, 35-36) [4]. Такимъ образомъ, и Субботу Онъ не разорилъ, но исполнилъ, явивъ воистину благословенную Субботу: день болѣе великій, чѣмъ день (простого) покоя отъ тѣлесныхъ дѣлъ и поэтому она имѣетъ сугубое благословеніе: ибо, отдыхая отъ земныхъ и вмѣстѣ съ тѣмъ безполезныхъ дѣлъ, мы пребываемъ въ Богѣ, съ непостыженной надеждой ища небесныхъ и неизрѣченныхъ вещей.

Въ Ветхомъ Завѣтѣ Суббота была единственнымъ таковымъ днемъ седмицы, почему неразумнымъ іудеямъ и казалось, что Господь нарушилъ законную Субботу; Онъ же говоритъ:Не пріидохъ разорити Законъ, но исполнити (Матѳ. 5, 17). Какъ же Онъ не разорилъ эту Субботу, но исполнилъ согласно этому Закону? — Духъ Святый обѣщанъ дароваться тѣмъ, кто просятъ Его днемъ и ночью, и Онъ заповѣдалъ всегда бодрствовать и бдѣть, говоря: Будете готови: яко воньже часъ не мните, Сынъ Человѣческій пріидетъ (Матѳ. 24, 44). Для желающихъ всецѣло Ему покориться, Онъ сотворилъ всѣ дни благословенными Субботами и, такимъ образомъ, Онъ не разорилъ, но исполнилъ этимъ и Законъ [5]. Вы же, опутанные житейскими дѣлами, если отстранитесь отъ алчности и отъ ненависти другъ къ другу, — и будете стараться истинствовать [6] и быть цѣломудренными, — то и вы сдѣлаете каждый свой день Субботой, тѣмъ, что не будете дѣлать зла [7]. Когда же наступитъ день болѣе спасительный [8], чѣмъ другіе дни, подобаетъ быть свободными и отъ безупречныхъ дѣлъ и словъ, и выдержанно пребывать въ храмѣ Божіемъ, и отдать слухъ и разумѣніе тому, что читается и поученію, и съ сокрушеніемъ предаться моленію и пѣснопѣніямъ Богу, ибо такимъ образомъ вы исполняете Субботу, живя согласно Евангелію Божественной Благодати, и простирая духовное око къ сѣдящему превыше небесныхъ круговъ со Отцемъ и Духомъ — Христу, Который сотворилъ насъ сынами Божіими, усыновленными не однимъ наименованіемъ, но общеніемъ Божественнаго Духа, Самой Плотію и Кровію Его, тѣсно соединившихся въ отношеніи Бога и другъ друга.

Итакъ, сохранимъ, чрезъ неразрушимую любовь, это единеніе въ отношеніи другъ друга; будемъ всегда взирать на Родителя горѣ: ибо мы уже не отъ земли — земные, какъ первый человѣкъ, но — таковы, какъ Второй Человѣкъ — Господь съ небесъ; каковъ земной — таковы и земные, каковъ небесный — таковы и небесные. Какъ мы носили образъ земного, такъ будемъ носить образъ и Небесного, и сердце имѣя горѣ къ Нему, будемъ созерцать это великое чудо: наше естество со-вѣчнующее духовному пламени Божества; и отбросивъ обычай кожанныхъ ризъ, въ которыя мы облеклись вслѣдствіе преступленія, станемъ въ Землѣ Святой; святую землю каждый самъ въ себѣ являя путемъ добродѣтели и твердаго устремленія къ Богу, такъ — чтобы намъ возымѣть увѣренность, когда Богъ явится въ огнѣ, и притекши къ Нему — возсіять, и вѣчно сопребывать сіяющими, во славу Его высочайшаго Свѣта, трисолнечнаго и единоначальнѣйшаго Сіянія, Которому всякая слава, держава, честь и поклоненіе, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 
 

Примѣчанія: 
[1] Homilia XXI. In Ascensionem Domini Dei et Salvatoris nostrl Iesu Christj in qua monstratur quomodo impletum sit Legale Sabbatum. P. Gr: t. 151, col. 276-285. 
[2] Т. е. воскресшей плоти Господней. 
[3] Латинскій текстъ: «Прежде Воскресенія». 
[4] Воможно, что здѣсь нѣкоторая часть текста затеряна. 
[5] Греч. текстъ даетъ основаніе для перефразы, которую находимъ въ латинскомъ переводѣ: «Не разорилъ, но исполнилъ Субботу, и черезъ Субботу — Законъ». 
[6] Слово обозначаетъ не только говорить истину, но и вести всю жизнь согласно истинѣ. 
[7] Оригиналъ: «въ недѣланіи злыхъ вещей». 
[8] Т. е. праздничный день. 
 

Источникъ: Бесѣды (Омиліи) Святителя Григорія Паламы. Часть I. // Пер. съ греч. яз. архим. Амвросій (Погодинъ). — Первое изданіе на русскомъ языкѣ. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго, 1968. — С. 215-222. 

Преп. Симеонъ Новый Богословъ († 1021 г.) 
Слова, въ переводѣ съ новогреческаго, на который были они переведены высокопреподобнымъ Діонисіемъ Зогрѣемъ, подвизавшимся на пустынномъ островѣ Пипери, лежащемъ противъ Аѳонской горы, и напечатаны въ Венеціи въ 1790 г.

 

Слово сорокъ второе. 

Что есть таинство воскресенія Христова? Какъ въ насъ бываетъ воскресеніе Христово, и какъ вмѣстѣ съ симъ бываетъ воскресеніе души? — Сказано во вторникъ второй недѣли по Пасхѣ.
 
 
 
 
 

Братіе мои возлюбленные! Пришла Пасха, радостный день воскресенія Христова, вина всякаго радованія, посѣщающая насъ однажды въ годъ, а для тѣхъ, которые понимаютъ таинство воскресенія, бывающая каждодневно и даже непрерывно, — пришла и исполнила сердца наши всякимъ веселіемъ и неизъяснимымъ утѣшеніемъ не тѣмъ только, что прекратила трудъ всечестнаго поста, но паче тѣмъ, что явила дýши наши усовершившимися тѣмъ трудомъ, и призвала всѣхъ вѣрныхъ къ упокоенію и благодаренію, какъ видите. Итакъ, возблагодаримъ, братіе, Христа Господа, сподобившаго насъ преплыть море поста и введшаго насъ съ радостію въ пристань воскресенія, — возблагодаримъ всѣ, и тѣ, которые совершили теченіе поста добрѣ, въ подвигахъ добродѣтелей, съ усердіемъ и теплымъ расположеніемъ, и тѣ, которые обличились не такъ мужественными и малодушествовали въ подвигахъ, по причинѣ слабосердія и растлѣнія душевнаго. Ибо Онъ даетъ и усерднымъ подвижникамъ вѣнцы и награды, даже гораздо большіе, нежели какъ имъ слѣдуетъ; Онъ же опять и къ немощнѣйшимъ являетъ снисхожденіе, яко милостивый и человѣколюбивый; потому что смотритъ паче на расположеніе и произволеніе нашихъ душъ, нежели на тѣлесные труды, съ какими упражняемся и подвизаемся мы въ добродѣтели, или больше по большей ревности, или меньше сравнительно съ усердными по причинѣ немощи тѣла, — и такимъ образомъ по усердію каждаго раздаетъ награды и дары Святаго Духа, и или дѣлаетъ кого за усердные подвиги знаменитымъ и славнымъ, или оставляетъ еще въ уничиженіи, какъ такого, которому для совершеннаго очищенія потребны еще большіе подвиги.

Но, если считаете то благословнымъ, пообдумаемъ и поизслѣдуемъ точнѣе, въ чемъ таинство воскресенія Христа Бога нашего, каковое таинственно бываетъ и въ насъ, если восхощемъ, и какъ погребается Христосъ внутрь насъ, какъ во гробѣ, какъ соединяется съ душами нашими, воскресаетъ въ насъ и вмѣстѣ съ Собою воскрешаетъ и насъ. Христосъ Богъ нашъ, послѣ того, какъ повѣшенъ былъ на Крестѣ и пригвоздилъ на немъ грѣхъ всего міра, умеръ, сошелъ въ преисподняя ада; потомъ поднявшись изъ ада, опять вошелъ въ пренепорочное тѣло Свое, и тотчасъ воскресъ изъ мертвыхъ; и за тѣмъ наконецъ вознесся на небеса съ силою и славою многою. Такимъ же образомъ и теперь, когда мы, оставляя міръ сей и мірскія суетности, при исповѣданіи страстей Христа Господа, входимъ во гробъ покаянія и смиренія, Онъ самъ сходитъ съ небесъ, входитъ въ тѣло наше, какъ во гробъ, соединяется съ душами нашими и воскрешаетъ ихъ, мертвыхъ сущихъ по грѣхамъ, и воскресивъ даетъ благодать видѣть славу сего таинственнаго воскресенія.

Такъ воскресеніе Христово бываетъ воскрешеніемъ и насъ, падшихъ въ грѣхъ и мертвыхъ. Воскресеніе и слава Христова есть, какъ сказали мы, собственное наше воскресеніе, которое бываетъ, проявляется и видится въ насъ посредствомъ воскресенія Его, въ насъ Имъ совершаемаго. Воскресеніе же душѝ есть единеніе ея съ жизнію (вкушеніе жизни). Ибо какъ тѣло мертвое, если не приметъ внутрь себя живой души и не сольется съ нею несліянно, не можетъ жить одно само собою; такъ и душа не можетъ жить истинною и вѣчною жизнію одна сама собою, если неизреченнымъ образомъ не соединится несліянно съ Богомъ. Душа, несмотря на то, что невещественна и безсмертна по естеству, бываетъ мертва и безчувственна, прежде чѣмъ соединится со Христомъ, прежде чѣмъ увидитъ, что соединилась съ Нимъ и воскресла, прежде чѣмъ познаетъ то и возчувствуетъ: такъ какъ ни познанія не бываетъ безъ видѣнія, ни видѣнія безъ чувства, т.-е. прежде видитъ кто какую вещь, и видя ее, познаетъ, а потомъ и чувствуетъ. Это говорю въ отношеніи къ духовному; а въ отношеніи къ тѣлесному бываетъ чувство и безъ видѣнія, какъ напримѣръ слѣпой, споткнувшись ногою о каменъ, чувствуетъ боль. Въ духовномъ же, если умъ не придетъ въ состояніе созерцанія, чтобы созерцать то, что выше пониманія, то не можетъ чувствовать таинственнаго отъ того воздѣйствія. Итакъ, тотъ, кто говоритъ, что онъ чувствуетъ духовное, прежде чѣмъ придетъ въ состояніе созерцать то, что выше ума, слова и помышленія; тотъ подобенъ слѣпому, который чувствуетъ добро и зло, какія испытываетъ, но не знаетъ, что у него подъ руками и ногами, и что можетъ живить его или мертвить, потому что не имѣетъ очей, чтобъ видѣть и знать то. Почему сколько разъ бываетъ, что онъ поднимаетъ палку, чтобъ ударить врага, а ударяетъ друга, при всемъ томъ, что и врагъ стоитъ предъ нимъ и пересмѣиваетъ его!

Воскресенію Христову вѣрятъ премногіе-многіе; но мало такихъ, которые бы чисто зрѣли его. Тѣ же, которые не зрятъ такъ воскресенія Христова, не могутъ покланяться Іисусу Христу, яко Господу. Почему священная пѣснь, которую часто имѣемъ мы въ устахъ своихъ, гласитъ: Воскресеніе Христово, не вѣровавше, а что? Воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся святому Господу Іисусу, единому безгрѣшному. Какъ же это Святый Духъ подвигаетъ насъ пѣть: воскресеніе Христово видѣвше, т.-е. что мы видѣли воскресеніе Христово, — когда мы не видали его, такъ какъ Христосъ, воскресъ больше тысячи лѣтъ прежде, да и тогда никто не видалъ, какъ Онъ воскресъ? Ужъ не хочетъ ли пѣснь церковная научить насъ говорить ложь?! Да не будетъ! Перестань злословить! Напротивъ, она завѣщала намъ возглашать сими словами совершенную истину, напоминая о томъ воскресеніи Христовомъ, которое бываетъ въ каждомъ изъ насъ вѣрныхъ, и бываетъ не просто, но свѣтоносно, блистая сіяніями божества Его и нетлѣнія. Свѣтоносное присутствіе Духа показываетъ на совершившееся въ насъ воскресеніе Господне, и еще паче — даетъ намъ благодать видѣть самого воскресшаго Христа Господа. Почему и поемъ: Богъ Господь и явися намъ; и желая показать второе Его пришествіе, прибавляемъ въ слѣдъ за тѣмъ: благословенъ грядый во имя Господне. Итакъ въ тѣхъ, въ которыхъ явился Христосъ воскресшій, всеконечно Онъ и виденъ бываетъ духовно, и видится духовными очами. Ибо, когда приходитъ въ насъ Христосъ благодатію Святаго Духа, то воскрешаетъ насъ изъ мертвыхъ, какими бываемъ дотолѣ, и животворитъ, и дѣлаетъ, что мы видимъ въ себѣ живымъ Его самого, безсмертнаго и нетлѣннаго. И не только это, но Онъ даетъ намъ благодать и такую, что мы ясно познаемъ, какъ Онъ воскрешаетъ насъ и прославляетъ вмѣстѣ съ Собою, какъ удостовѣряетъ все Божественное Писаніе.

Таковы-то божественныя таинства христіанъ! Такова сокровенная сила вѣры нашей, которой не видятъ, и не могутъ видѣть невѣры, маловѣры, или, лучше сказать, полувѣры, которые имѣютъ половинную вѣру. Невѣры, маловѣры и полувѣры суть, которые не показываютъ вѣры своей дѣлами. Безъ дѣлъ и бѣсы вѣруютъ и исповѣдуютъ Христа, яко Богъ есть. Знаемъ, нерѣдко вопили бѣсы, что Ты Сынъ Божій (Марк. 3, 11). Въ иной разъ и объ Апостолахъ кричали: сіи человѣцы раби Бога вышняго суть (Дѣян. 16, 17). А они были рабы Христовы. Но такая вѣра непомощна ни бѣсамъ, ни людямъ. И никакой нѣтъ пользы отъ такой вѣры, потому что она, какъ говоритъ Апостолъ, мертва. Вѣра бо безъ дѣлъ мертва есть (Іак. 2, 20), какъ наоборотъ дѣламъ споспѣшествуетъ вѣра (Іак. 2, 22). Почему же мертва такая вѣра? Потому что не имѣетъ въ себѣ Бога животворящаго, — что не стяжеваетъ въ себя Христа рекшаго:любяй Мя заповѣди Моя соблюдетъ и Азъ и Отецъ пріидемъ и обитель у него сотворимъ (Іоан. 14, 23), чтобы присутствіемъ своимъ воскресить изъ мертвыхъ того, кто стяжеваетъ такую дѣятельную вѣру, оживотворить его и дать ему видѣть самого Христа, воскресшаго въ немъ и его воскресившаго. Вотъ почему вѣра безъ дѣлъ мертва, или лучше сказать, мертвы тѣ, которые имѣютъ вѣру безъ дѣлъ. Истинная же вѣра въ Бога всегда жива и живуща, и животворитъ тѣхъ, которые приступаютъ къ ней и пріемлютъ ее съ благимъ произволеніемъ. Она и прежде дѣйствительнаго исполненія заповѣдей Христовыхъ многихъ привела отъ смерти въ животъ и показала имъ Христа и Бога. И еслибъ они послѣ того пребыли въ заповѣдяхъ Его и соблюдали ихъ даже до смерти, то были бы сохранены сими заповѣдями такими же, какими въ началѣ стали одною вѣрою. Но какъ они измѣнились въ своихъ расположеніяхъ и впали опять въ прежніе грѣхи, то и вѣру потеряли, и праведно лишились истиннаго духовнаго богатства, которое есть Христосъ. Чего да не постраждемъ и мы, будемъ, прошу васъ, соблюдать, сколько силъ есть, заповѣди Христовы, чтобы сподобиться и настоящихъ и будущихъ благъ, т.-е. зрѣнія самого Христа Господа. Каковое буди улучить намъ всѣмъ благодатію Господа нашего Іисуса Христа, Коему слава во вѣки. Аминь. 
 

Источникъ: Слова преподобнаго Симеона новаго БогословаВъ переводѣ на русскій языкъ съ новогреческаго Епископа ѲеофанаВыпускъ первый. — Изданіе второе, Аѳонскаго Русскаго Пантелеимонова монастыря. — М.: Типо-литографія И. Ефимова, 1892. — С. 343-348.

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.) 
Бесѣда, произнесенная въ Ефесѣ, въ день св. Евангелиста Іоанна.
 
 

Никакое слово недостаточно для выраженія славы и достоинства святыхъ. Ибо, они являются въ мірѣ, какъ свѣтила, слово животно придержаще (Флп. 2, 16), какъ сказано въ Писаніи. А когда они проповѣдуютъ божественныя тайны, прилично сказать имъ отъ лица всѣхъ: не вы есте глаюлющіи, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 20). Они провозвѣстили намъ Іисуса, истинный Свѣтъ и Жизнь вѣчную, которому мы говоримъ словами блаженнаго Давида: вся земля да поклонится Тебѣ и поетъ Тебѣ: да поетъ же имени Твоему, Вышній (Псал. 65, 4). Когда законъ, обнародованный чрезъ Моисея, имѣлъ еще свою силу, и Евангеліе еще не было возвѣщено, тогда былъ вѣдомъ во Іудеи Богъ, во Израили веліе имя Его (Псал. 75, 2). Моисей былъ слабъ голосомъ и косноязыченъ; поэтому и законъ слышался только во Іудеѣ. Но когда возсіялъ истинный свѣтъ, и Богъ Слово, какъ одинъ изъ насъ, воспріялъ плоть и кровь (Евр. 2, 14), тогда все исполнилось Имъ: вездѣ храмы и алтари, вездѣ собранія торжествующихъ, поклонники, добрые пастыри и стада духовныхъ овецъ, во множествѣ наполняющія священныя пристанища. До пришествія Спасителя нашего родъ человѣческій блуждалъ по землѣ: люди служили твари вмѣсто Творца (Рим. 1, 25), покланялись произведеніямъ рукъ своихъ, и у всякаго заблуждающаго богомъ было то, что ему нравилось. Но явилось намъ, какъ я сказалъ, единородное Слово Божіе, добрый Пастырь, истинный Агнецъ. Святая и неискусомужная Богородица Марія родила изъ дѣвической утробы, какъ животворное сѣмя, вочеловѣчившагося Бога, свободнаго въ образѣ раба, уподобившагося намъ ради насъ и высшаго всей твари, Того, который умалилъ Себя ради насъ, и явился въ божественной славѣ, Того, который уничижилъ самого Себя и возсѣдаетъ на престолѣ со Отцемъ, Того, который истощилъ самого Себя и отъ своей полноты раздѣляетъ достойнымъ блага, Того, который по человѣчеству вмѣстѣ съ нами творитъ поклоненіе, и какъ Богъ, служитъ предметомъ поклоненія не на землѣ только, но и на небѣ. Ибо, по слову Божію, егда вводитъ Первороднаго во вселенную, глаголетъ: и да поклонятся Ему вcu ангели Божіи (Евр 1. 6; Псал. 96, 7). Какимъ образомъ Онъ введенъ былъ во вселенную? Эту тайну открой мнѣ ты, евангелистъ, скажи мнѣ ты, святый Іоаннъ, называемый сыномъ грома, ты, поражающій вселенную великимъ и необычайно сильнымъ звукомъ, обладающій безсмертнымъ гласомъ! Вотъ какое собраніе пастырей приступило къ тебѣ; отвали намъ камень, какъ св. Іаковъ пастырямъ (Быт. 29, 10); открой намъ кладезь жизни, чтобы и мы нынѣ могли почерпать изъ источниковъ спасенія; въ особенности же предложи намъ свой источникъ жизни. Итакъ внемлите словамъ его: въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово; сей бѣ искони къ Богу (Іоан. 1, 1-2). Что единородный Сынъ Божій неизреченнымъ образомъ родился отъ Отца, этому мы издревле вѣровали; ты, евангелистъ, присовокупи къ сему и остальное. Итакъ внимайте опять словамъ его: и Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14); не вселилось въ человѣка, а содѣлалось плотію, т. е, человѣкомъ. Единородное Слово Божіе содѣлалось человѣкомъ, не переставая быть Богомъ, но и въ воплощеніи оставаясь тѣмъ, чѣмъ было. Ибо естество Слова неизмѣнно. Въ Немъ нѣтъ и тѣни измѣненія. Такъ разумѣть научилъ насъ св. евангелистъ, — эта истинно-великая и свѣтлѣйшая звѣзда, звѣзда спасительнѣйшая не для тѣхъ, которые переплываютъ это чувственное море, но для тѣхъ, которые стремятся къ благочестію, которые любятъ истину и желаютъ имѣть правую и чуждую заблужденій вѣру. Итакъ кто хочеть плавать такимъ образомъ, тоть пусть впечатлѣетъ въ умѣ своемъ слова сего богослова, какъ-бы звѣзду; — тогда онъ преодолѣетъ свирѣпыя волны ересей, приплыветъ къ тихому пристанищу и достигнетъ самой истины, т. е. Христа, въ которомъ Отцу со Святымъ Духомъ слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.

 

 

базилика была постороена в 6 столетии по указу императора Юстиниана Великого

место погребения апостола Иоанна Богослова, современная фотография

Печатается по изданіюДѣянiя Вселенскихъ Соборовъ, изданныя въ русскомъ переводѣ при Казанской Духовной Академiи. Томъ второй. – Казань: Въ типографiи Губернскаго правленiя, 1861. – С. 253-256.

Свт. Амвросій Медіоланскій († 397 г.)
 
О таинствѣ Пасхи.
 
Πάσχα και πασχάλιος Αμνός - Επί ασπαλάθων
 

Глава 1. Откуда произошло священное имя Пасхи.

Таинство Пасхи доставляетъ всѣмъ вѣрующимъ во Христа, возрожденнымъ вѣрою, каждогодно возвращающуюся радость и славу блаженства вѣры, хотя священное имя ея происходитъ отъ страданія самаго Спасителя, какъ видно изъ словъ блаженнаго Апостола: ибо пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7). Поелику Христосъ, принявъ человѣческое тѣло, для того и посвятилъ себя, въ таинствѣ Пасхи, на страданіе, чтобы всякій, получившій чрезъ вѣру участіе въ семъ дарѣ, по справедливости могъ почесться достойнымъ участія и въ блаженствѣ Господа.

 

Глава 2. О важности пасхальнаго времени.

Съ Пасхою дѣйствительно начинается годъ, наступаетъ первый мѣсяцъ, снова возраждаются растенія, и, по прошествіи ночи страшной зимы, возобновляется пріятность первобытной весны. Въ сіе-то, какъ думаю, время Богъ, Создатель видимаго и невидимаго, утвердивъ землю и повѣсивъ небо, освѣтилъ день лучами солнечнаго свѣта, далъ сіяніе лунѣ въ утѣшеніе ночи, украсилъ висящій сводъ неба блескомъ сіяющихъ звѣздъ, заключилъ море въ извѣстныхъ границахъ береговъ, воспретилъ стремленію глубокой и шумной волны преступать назначенные предѣлы, и украсилъ видъ земли лѣсистыми холмами и высокими горами, такъ что ровная поверхность земли, скрываясь вдали отъ взора очей, дѣлаетъ красоту полей для смертныхъ пріятною.

 

Глава 3. О томъ, какъ человѣкъ, поставленный быть владыкою земной твари, лишился милости Творца, и проч.

Человѣкъ у котораго Богъ благоволилъ создать особеннымъ образомъ, получилъ назначеніе быть владыкою земной твари съ тѣмъ, чтобы самъ повиновался Божественнымъ постановленіямъ, и исполнялъ волю только Того, Кто изъ ничего посавилъ его владыкою надъ столь многочисленными тварями. Но онъ въ самомъ началѣ, возжелавъ, не по невѣдѣнію, но по зависти, сдѣлаться, вопреки своей природѣ, выше, нежели каковымъ по благодати Божіей сотворенъ былъ, лишился благодати, которую даровала ему любовь Творца. И преступникъ за вожделѣніе того, чѣмъ обольщалъ его діаволъ, тотчасъ подвергшись осужденію на смерть, распространилъ (оное) и на имѣвшее произойти отъ него потомство, такъ что въ семъ случаѣ совершенно исполнилось Божественное изреченіе: завистію діаволею смерть вниде въ міръ (Прем. 2, 25). Такимъ образомъ, по причинѣ грѣхопаденія, діаволъ получилъ державу смерти надъ всѣми грѣшниками, и овладѣлъ всѣми удалившимися отъ Бога, связавъ ихъ узами грѣха, и заключивъ въ темницѣ смраднаго тартара.

 

Глава 4. Какимъ образомъ Богъ, принявъ человѣческую плоть и предавъ смерти тѣло, сошелъ во адъ, и, сокрушивъ вереи и врата адовы освободилъ связанныхъ тамъ изъ челюстей діавола.

Скорбя о погибели ихъ, Богъ, по божественному смотрѣнію, не Пророка послалъ, не раба, и не Ангела невидимаго, но, принявъ истинную человѣческую плоть, самъ пришелъ и обиталъ съ человѣкомъ, чтобы дать смертнымъ образецъ святаго житія, и примѣромъ своей смерти и своего воскресенія явить временнымъ, вѣрующимъ въ Него, жизнь вѣчную. Ибо какъ невѣріе и идолослуженіе заключили входъ на небо, такъ вѣроломство низвергло вѣроломныхъ въ бездну ада, гдѣ діаволъ царствовалъ надъ ними чрезъ смерть, муча ихъ, до пришествія Спасителя Господа Іисуса Христа, до тѣхъ поръ, пока Онъ, соединивъ существо человѣческой плоти съ Богомъ, не предалъ непорочнаго тѣла смерти. Непричастный грѣху Христосъ, сошедъ въ преисподняя тартара, сокрушилъ вереи и врата адовы, и, разрушивъ владычество смерти, воззвалъ связанныя грѣхомъ души изъ челюстей діавола къ жизни, и — Божественное торжество начертано вѣчными буквами Писанія, говорящаго: гдѣ ти смерте жало? гдѣ ти аде побѣда (1 Кор. 15, 55)? Разсуждая о семъ блаженствѣ возстановленаго спасенія, Павелъ говоритъ: какъ чрезъ Адама вошла въ сей міръ смерть, такъ чрезъ Христа возвращено міру спасеніе (1 Кор. 15, 22), и въ другомъ мѣстѣ: первый человѣкъ отъ земли перстенъ: вторый человѣкъ съ небесе небесенъ (1 Кор. 15, 47), и присовокупляетъ: якоже облекохомся во образъ перстнаго, т. е., ветхаго грѣховнаго человѣка, да облечемся во образъ небеснаго (1 Кор. 15, 49), т. е., да получимъ спасеніе воспринятаго, искупленнаго, обновленнаго и очищеннаго во Христѣ человѣка; потому что тотъ же Апостолъ говоритъ, что начатокъ, то есть, выновникъ воскресенія и жизни, — Христосъ, потомъ же — Христовы (1 Кор. 15, 25), то есть, тѣ, которые, подражая въ жизни чистотѣ Его, достигнутъ надежды воскресенія Его, чтобы получить съ Нимъ обѣтованную небесную славу, какъ говоритъ самъ Господь въ Евангеліи. Ибо кто, говоритъ Онъ, послѣдуетъ Мнѣ, тотъ не погибнетъ, но прейдетъ отъ смерти въ животъ (Іоан. 5, 24). Такимъ образомъ страданіе Спасителя есть спасеніе человѣческой жизни. Ибо Онъ для того восхотѣлъ умереть за насъ, чтобы мы, вѣруя въ Него, жили вѣчно; для того Онъ восхотѣлъ быть на время тѣмъ, что мы, чтобы мы, получивъ обѣщанную Имъ вѣчность, вѣчно съ Нимъ пребывали.

 

Глава 5. О высокомъ достоинствѣ пасхальнаго таинства и дня.

Такова, говорю, благодать небесныхъ таинствъ! Таковъ даръ Пасхи! Такова вожделѣнная пріятность года! Таково начало рожденія вещей! Отсюда младенцы, рожденные въ животной банѣ святой Церкви, будучи возрождены, съ дѣтскою простотой играютъ въ глубинѣ невинной совѣсти. Отсюда чистые отцы и цѣломудренныя матери получаютъ новое безчисленное поколѣніе по вѣрѣ. Отсюда подъ древомъ вѣры отъ чрева непорочнаго источника блистаетъ красота свѣтильниковъ. Отсюда (люди) освящаются даромъ заслуги небесной, и насыщаются торжественнымъ празднествомъ небеснаго таинства. Отсюда люди, составляя одинъ народъ, какъ братья, воспитанные на лонѣ блаженной Церкви, чтя единое по существу Божество и тріединое имя силы (et virtutis triunum nomen), воспѣваютъ съ Пророкомъ пѣснь ежегоднаго празднества: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь (Псал. 117, 24). Какой, говорю, это день? Тотъ самый, который доставилъ намъ начальникъ жизни, источникъ свѣта, виновникъ просвѣщенія, то есть, самъ Господь Іисусъ Христосъ, сказавшій о себе: Азъ есмь день: кто ходитъ во дни, не поткнется (Іоан. 11, 9), то есть, кто во всемъ слѣдуетъ Христу, тотъ по слѣдамъ Его дойдетъ до престола вѣчнаго свѣта, какъ и самъ Онь, будучи еще въ тѣлѣ, молился о насъ Отцу, говоря: Отче, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи, т. е., увѣровавшіе въ Меня, будутъ со Мною (Іоан. 17, 24): якоже Ты во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, такъ да и тіи въ насъ будутъ (Іоан. 17, 21). — Вотъ, говорю, день радости и веселія, въ который, достигнувъ обѣщанной совершенной славы, мы, народъ, поистинѣ святый, еще въ семъ вѣкѣ, подобно Ангеламъ, воспѣваемъ съ Пророкомъ Господу таинство будущей хвалы: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь, — Господь, то есть, виновникъ возстановленія, искупленія, и вѣчной жизни, Господь Іисусъ Христосъ, Который есть Царь царствующихъ и Господь господствующихъ, безъ начала и безъ конца царствующій въ Отцѣ со Святымъ Духомъ, нынѣ и всегда, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Печатается по изданію: Святаго Амвросія епископа Медіоланскаго О таинствѣ Пасхи. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1841 г. – Часть II. – с. 40-47.



Подписка на новости

Последние обновления

События