Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Речь о. Феодора (Зисиса) на митинге протеста против посещения папой Римским Греции1

Протопресвитер Феодор (Зисис)

Профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля2

Ваши Высокопреосвященство, святии игумены, всечестные старицы-игумении, отцы, благочестивейшие монахи и монахини, возлюбленные братия!

Я почти уже спланировал и завершил доклад, который должен был произнести здесь. Однако я не стану опираться на него. Возможно, я его опубликую позднее. Думаю, что на подобного рода собраниях совершалось приношение Богу сердца и борьбы. Впрочем, мы достаточно много в эти слышали о папе, папстве, унии. Все это промыслительно устроил Сам Бог по причине злосчастного визита папы, дабы греческий народ узнал, что значит Папизм, дабы многие богословы и клирики осознали, что папство является ересью и всеерессью; что мы не должны колебаться, называя папу ересиархом, как его называют Святые Отцы

Экуменическая коррозия и обмирщение, которая была спланирована и систематически поддерживалась и организовывалась, впутала многих во взаимные с инославными гостеприимства и дружбы, и даже в совместные молитвы и евхаристические собрания, в формирование екклезиологической модели «церквей-сестер». Многие люди, даже среди архиереев, удивляются, когда слышат, что папа не имеет священства, таинств, не имеет благодати. Да, но как может иметь каноническое священство кто-нибудь, если он находится вне Церкви? Вся Церковь, торжествующая и воинствующая, находится на дискосе во время совершения проскомидии. Кто же из архиереев или клириков поминает папу при совершении проскомидии? Поскольку была утрачена истина в вере, то пресеклось и Апостольское преемство. Апостольское преемство не является чем-то простым во времени и механическим. Оно связывается преемством и наследием истины. Когда истина прерывается ересью, то уже не существует на Апостольского преемства, ни священства.3

С каким Главой и с какой церковью будет встречаться Архиепископ? «Является ли Ватикан Церковью?»-, как спросил бы приснопамятный блаженнейший Архиепископ Серафим. Великий Достоевский пишет, что римо-католицизм не является христианством вообще. Католицизм – это нехристианская вера, он хуже атеизма». Папа и дипломаты Ватикана желают нас принудить к тому, чтобы мы Православные их признали за церковь, их узаконили как Церковь, дали бы им свой церковный покров.

Элладская Церковь рассматривается до сих пор как одна из крайне негативно настроенных к папе церквей, а греки как имеющие крайнее отвращение к Риму. Сегодня паписты оценивают ситуацию так, словно они одержали победу в ставке, что неприступная крепость Православия падет. Среди других всевозможных успехов папы Войтылы, которые католики с гордостью подсчитывают, позднее будет записано и то, что ему удалось захватить неприступную Православную Грецию. К тому же это опять произойдет в мае месяце, когда постыдные Крестовые походы подготовили в 1453г. захват Константинополя. За эти походы католики до сих пор не попросили прощения.

Третье тысячелетие. Которое мы ожидали и о котором мы все думали как о благоприятном времени для явления Православия во всей силе, начинается унизительным соглашением.

В течение уже двух месяцев нас осаждают комиссиями, нападениями, требованиями, прибавлениями к уже оговоренным вещам. Опытные дипломаты Ватикана просят многого, и делают якобы некоторые уступки, чтобы мы были довольны. И самое главное, чего они добивались – это чтобы Церковь унизилась до прибытия Папы в Грецию, а также и до того, чтобы пала бы крепость несогласия, чтобы не услышалось НЕТ. Одновременно они добились кое чего и другого, дабы опозорить нас в глазах международного общественного мнения. Предвидя сопротивление православных верующих, почти всех монахов и клириков и народа, они нас представляют как провинциалов и живописцев, как к несчастью нас сумела преподнести Константинопольская церковь-мать, которая в 20 столетии оторвалась и уклонилась от православного пути. Теперь же она проявляет беспокойство, что мы следуем линии Вселенской патриархии , Константинопольской церкви предыдущих веков, которая породила и воспитала свт. Фотия Великого, вст. Григория Паламу, Иосифа Вриенния, свт. Марка Эфесского, прп. Косму Этолийского, свт. Нектария Кефала и всех других святых.

Теперь мы не станем доискиваться, на ком лежит ответственность за открытие ворот Константинополя. До последней минуты осады мы будем оставаться у бойниц и будем сражаться. Мы надеемся на то, что наши военачальники вразумятся, осознают свою ошибку, поднимут тревогу, оставят священников и настоятелей храмов свободными, чтобы они пошли вместе с нами. Многие из них чувствуют себя как львы, которые закрыты в железных клетках соборных и архиерейских запретов и рекомендаций. Они отсутствуют телом, но по сути присутствуют с нами. В эти дни сотнями телефонных звонков, тайными и личными встречами, они свидетельствуют о том, чо находятся на нашей стороне, что согласны с нами и что молятся о том, чтобы борьба увенчалась успехом. Вся Церковь здесь. Большинство архиереев не желает приезда Папы. Голоса большинства должны быть высказаны. Святая Гора повторными решениями и присутствием здесь многих образованных и добродетельных игуменов и монахов, выражает свою скорбь и горечь о решении Священного Синода и просит, чтобы оно было отменено. Этого же просят и сотни других игуменов, монахов и монахинь и множество народа. Разве кто-нибудь смог себе представить то, чтобы папа посетил Святую Гору, со свойственной ей православной чувствительностью и беспримерной преданностью преданию Святых Отцов? Однако вся Греция должна стать неким продолжением Святой Горы, поскольку она является страной святых угодников Божиих, место святое и священное, которые мы не имеем права предавать людям несвятым и врагам нашей веры. Однако, прежде всего здесь вместе с нами находятся все святые нашей Церкви, которые боролись с ересями, в особенности те, которые боролись с Папой и латинянами.

В эти дни на радио Элладской Церкви и на телевизионных каналах появляются равные по достоинству преподавателя Богословских факультетов и огорчают и прогневляют православный народ, доводя его до негодования. Некоторые зрители, якобы не знающие о происходящем, хотя на самом деле являются лишь подобострастными, которым свойственно искать не того, что угодно Богу, но что угодно людям, задают вопросы и о приезде Папы. Один из таких зрителей на телевизионном канале спросил меня лично: «Что посоветуешь мне о. Феодор: слушаться ли Священный Синод и подчиняться ему?» ответ такие люди знали. Тем не менее они выставляют себя как послушных и покорных, чтобы на свою сторону склонить тех, кто в этом вопросе не разбирается. Ответ прост. В вопросах веры и Православного предания мы не слушаемся ни епископов, ни Синода, ни даже если придет ангел с неба и научит нас тому, что противоречит принятому нами от Апостолов и Святых Отцов. Как об этом говорит сам апостол Павел: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовестовали вам, да будет анафема».4 В противном случае возьмет верх ересь и заблуждение, так как существуют и соборы, и патриархи, и другие епископы, которые впали в ересь и заблуждение. Что бы было, если бы все послушались бы их последовали бы им? Существовало бы Православие и Истина? Мы же в вопросах веры будем следовать Церкви и Святым, а не тем кто противоречит Святым Отцам. Пусть даже это будут соборы, патриархи, архиепископы, епископы. О вопросу о Папе мы должны следовать примеру святого Косьмы Этолийского, который выражал позицию предшествующих ему Святых Отцов: то есть , что надо проклинать и анафематствовать Папу. Те кто нам противится, говорят: нас меньшинство в народе. Что же, в таком случае будем устраивать голосование по вопросам веры? Неужели мы будем отрицать Символ Веры и учение Церкви, если когда-нибудь окажется, что большинство этого желает? Что же, неужели м признаем священство Папы, и почтим великого ересиарха, признаем примат папы, его непогрешимость, Filioque, опресноки, чистилищный огонь, тварность божественных энергий и все те новые догматы папизма, только лишь из-за того, что сегодня глобализация и синкретизм все уравняли, и большинство людей не разбирается или проявляет безразличие к вопросам веры?

Во время Ферраро-Флорентийского собора, этого позорного объединительного собора, все участники поставили свои подписи: и император, и все епископы, и все должностные лица. И только один свт. Марк Эфесский остался непреклонным, и не поддался на уговоры. Он то и стал выразителем сознания Церкви и был оправдан людьми и Богом. Он даже не составлял меньшинства на соборе, а был один и единственный. Пусть другие. Составлявшие большинство шли и пусть всегда идут вместе, большинство с большинством, но Бог спасает лишь небольшой остаток. Господь сохранит малое стадо и явит исповедников и учителей.

Говорят: спросил ли нас папа вежливо, есть ли у нас возражения против его паломничества в Грецию? И мы вежливо ответили: зачем он нас должен спрашивать? Когда мы приезжаем в Рим, Каир и Багдад, то мы спрашиваем об этом кого-то? Пожалуйста, пусть заказывает папа самолет и приезжает для того, чтобы поклониться святыням. Почему же он требует почестей и приемов, и чтобы все проходило на официальном уровне? Зачем он и нас православных во все это впутывает? Пусть его встречают католики, живущие на островах и униаты. Кто против этого возражает? Однако, как уже было сказано, папа вовсе не едет для того, чтобы совершить паломничество, но чтобы мы православные поклонились ему. Он едет сюда для того, чтобы нас разделить и раздавить. Он разделил и раздвоил христианство на Западе, и хочет сделать тоже самое на Востоке. Его визит в Румынию, Грузию вызвал неисцельные раны. На Украине, прибегнув к давлению на правительство, добился от части раскольничьих епископов лжепатриарха Филарета его пригласить посетить их страну. ТО же самое он грозиться сделать и в Болгарии,5то есть если его не пригласит патриарх Максим, чтобы его пригласили раскольники. Неужели это и есть христианская любовь и забота о других? Обязать насильно тебя принять и почтить? Разве он, как только стали известны возражения православных верующих в Греции, не должен был подумать и вежливо и честно сказать просто и с любовью: «Раз меня не желают видеть, то я не поеду. Зачем мне становится причиной раскола и разделения и ставить в затруднительное положение Архиепископа и Священный Синод?». Христос сказал Апостолам, что если они рприходят в какой город и их там не принимают, то надо оттуда уходить и оттрясать прах от своих ног. Непогрешимый же папа исправляет евангелие и хочет, чтобы мы ему воздали почести и приняли его охраняемого тысячами полицейских, огражденного особой пуленепробиваемой кабиной в его машине, против нашей же воли. Кого же боится Папа? Кто к нему относится враждебно и почему? Возможно ли себе представить, чтобы Христа, Апостолов и святых во время их посещений различных городов, охраняла полиция и военные? Христос Сам Себя отдал толпе иудеев, которые шли во главе с Иудой, чтобы Его взять под стражу. И это несмотря на то, что Он мог призвать легионы ангелов, чтобы Они Его защитили. Это признаки духовного вождя мирного, кроткого, благодетельного или же мирского властелина, который угнетает, обижает и совершает насилие над людьми и народами, а поэтому трепещет и боится, и имеет охрану?

Текст Совместного заявления Архиепископа и папы, который будет зачитан на Ареопаге, куда приедет папа якобы поклониться месту, где некогда проповедовал апостол Павел жителям Афин, представляет собой текст, который будет вписан в историю Церкви как смесь и слияние Церкви с прелестью, как отождествление Православия и ереси, как признание за Папой екклезиологической правды и власти. Как будто папа не откололся от Единой Соборной и Апостольской Церкви, как будто уже тысячи лет не существует язвы отделения и разделения, словно он находится в единении с Православной Церковью, словно уже произошло объединение церквей, а папа является главой Православной автокефальной Церкви. Происходит узаконивание Папы на уровне экклезиологическом, и он поставляется в один ряд с Архиепископом Афинским и всея Эллады, призывая к тому же и Святую Троицу, догмат о Которой католики исказили ересью Filioque. В тексте говорится: «Мы, Папа Иоанн Павел II и Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодулос, предстоящие перд священным алтарем Ареопага с которого первоверховный апостол Павел, призванный Апостол, преданный Евангелию Божию, учил афинян веровать в единого и истинного Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, и призвал их уверовать и покаяться…»6Мы православные и католики не веруем в одного и того же Бога, чтобы Его призывать и возносить ему благодарения наши совместно. Одна Святая Троица у католиков и другая Святая Троица у православных, как это даже видно и на иконах с изображением Святой Троицы. И как мы можем после всего этого говорить, что мы избегаем совершать совместные молитвы, когда стоя или восседая перед всем народом Папа и Архиепископ благодарили Бога «за их встречу в знаменитом городе Афины и в конце сообща произносят молитву «Бог и Отец наш Иисус Христос да исправит путь и да укрепит сердца всей полноты Его Церкви». Кроме того что в этом молитвенном завершении явно опускается упоминание Святого Духа, достоинство Которого латиняне всегда принижали, они без различия причисляют и нас к полноте Церкви Христовой. Разве мв и католики составляем полноту Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви? Зачем тогда Апостолы и Святые Отцы боролись против ересей на Вселенских Соборах? Зачем тогда были онимы и заточаемы в темницы святые исповедники некоторые из которых к тому же приняли мучение, как наримерсвятогорские мученики от латиномудрствующего патриарха Иоанна Века и святые 13 мучеников г. Кантары на Кипре? В нашей Церкви имеются последования и песнопения в которых анафематствуются и проклинаются латиняне вместе со всеми еретиками. Теперь же получается так: одно мы будем исповедовать в богослужении, а верить совершенно другое? Неужели мы и в этом разрушим единство Церкви? Неужели больше не имеет силы принцип lex orantilex credanti?7 Неужели закон содержания молитвы не является законом содержания веры? Неужели мы еще будем разделять вневременное единство веры? Неужели мы иначе и по другому будем относиться к латинянам нежели свт. Фотий Великий, свт. Григорий Палама, свт. Марк Эфесский, три новых святителя-иерарха св. Косьма Этолийский, прп. Никодим Святогорец, свт. Нектарий и другие? Неужели мы предадим и изменим веру Святых Отцов? Неужели теперь получается так, что то, что является истинным и православным, во что всегда и везде верили теперь уже не имеет силы? Неужели теперь и Элладская Церковь входит в число тех, кто подписал тест Баламндской унии и признает экклезиологическую модель «церквей-сестер», которую сам Рим отвергает? В одной публикации, которая была издана в 1992 году, когда нынешний Архиепископ Христодулос был еще митрополитом Димитриадским, под заголовком «Уния Троянский конь Папизма»8, он, кстати, писал, что «папская тиара действительно покрывает объединенную Европу и прежние коммунистические страны и изгоняет православных ». Теперь же папство покрывает и нас греков, и конечно же Папа не исключает и нас из объединенной Европы. Однако Папа нас вынуждает ему поклониться и в нашей же стране с тем, чтобы в Европе был бы только папизм. Далее Архиепископ уверяет, что Папа занимается самочинной миссией в традиционно православных странах при помощи его оружия унии, дипломатии и нашего собственного молчания. Тоже самое оружие он использует и сейчас во время посещения нашей страны. Папа хотел, чтобы одним из его спутников был униатский епископ. Папа будет воодушевлять и поддерживать униатов из Афин. Ватиканские дипломаты не встретили никакого сопротивления со стороны наших дипломатов, которые прежде потерпели поражение на государственном уровне, либо умышленно, либо по неведению. И хуже всего – это наше молчание. На радиостанции Элладской Церкви не слышно высказываний против вызита Папы, а наобород слышны филопапистские латиномудствующие мнения. Заявления Священного Синода поддерживают позицию Ватикана.

Кто же поднимет голос, кто же разорвет молчание, кто поведет измученный и огорченный двухмесячной осадой народ, кто воодушевит его стражу и его охранителей? Ваше Блаженство – это Ваше дело, и вы можете и знаете, как его осуществить при помощи тех талантов, которые вам дал Бог и гораздо лучше, чем кто-либо другой. Сегодня вечером мы ожидаем, что вы к нам придете. Поэтому мы собрались на площади Митрополии рядом с Архиепископией, дабы вы услышали наш голос и встретились с нами. Если мы с Вами иногда и говорим жестко, то делаем это, чтобы Вас немного растормошить, чтобы Вы думали лучше. Отбросьте судάрь и пелены ваших обязательств и связей. Для веры и Православия не действуют никакие подписи и никакие протоколы. Уберете и отмените их Вы, потому что иначе их отменит история в укор же Вам. Верните же их все решительно назад. Сделайте поворот на 180 градусов. Дайте Понтифику отдохнуть понтифику побольше перед его отъездом в Дамаск. Не встречайтесь с ним в Афинах!. Вспомните о праздныемом ныне свт. Афанасие Великом, столпе православия, который большую часть своего архиепископства провел в заточении и изгнании из-за Ария, разве же он огорчится за Вас? Зачем же Вы изменяете образ отношения к еретикам и отменяете борьбу Православия с еретиками? Не продлевайте дни святой Великой Пятницы, которая уже длится с 7 марта. Мы не хотим еще одного падения Константинополя, еще одного горького мая. Ответьте непогрешимому Понтифику Ватикана, что в Православии не существует непогрешимого архиепископа и непогрешимых епископов. Хранителем Церкви и веры является тело Церкви, клир и народ. Восстанте и подымите падших и трусливых, не оставайтесь погребенным в гробу сердец, всех тех, кто Вас возлюбил идоверился Вам. Если Вы услышите наших увещаний и призывов завтра, послезавтра, в субботу, в воскресенье и в любые другие дни, то все тогда станет иным и воскресным. Не слушайтесь евроциган. Весь мир будет говорить об этом противостоянии, против всецелого захвата и абсолютной власти папства, о новой победе Православия в начале третьего тысячелетия. Вы обрадуете православных и пристыдите нечестивых.

Франкство не должно победить Ромейство и его опозорить. Перед падением Константинополя франки нас довели до того, что мы предали нашу веру в Феррари и Флоренции с тем, чтобы они нам оказали помощь, но они нас без нее оставили. Перед нашим вхождением ЕЭС они нас обязали признать государство Ватикан через заключение с ним дипломатических соглашений. Сейчас же, когда мы уже находимся в объединенной Европе, нас запугивают и держат в страхе, имея намерение присоединить нашу страну к Балканам и изменить границы. Крестоносцы НАТО с благословения Папы идут на православную Сербию, и все это приносит лишь пользу мусульманам. Они нас высмеют с помощью паломничества Папы, при отсутствии какого-то ни было даже устного упоминания о величайшем вопросе, о. Кипр. Что мы выиграли? Мы потеряли наше единство и достоинство, предали и нанесли обиду нашим Святым, нашей тысячелетней истории.

Однако мы так или иначе, не поклонимся Папе, зверю Апокалипсиса. И если мы лишимся этой радости, то есть, чтобы наши пастыри не поклонялись новому Ваалу, этому новому идолу религиозного синкретизма, всеравно мы будем испытывать радость победа Агнца над зверем, со взором на сладкое явление невечерней пасхи, царствия небесного и общения со всеми святыми. Лучше быть со святыми в уединенном маленьком уголке, чтобы наслаждаться некоторыми отблесками Славы Божией, чем быть с папой, которого свт. Нектарий отправляет для наказания в вечный адский огонь. И туда он идет за ту ненависть, которую он питает к эллинизму и Православию.

Великую Пятницу, которую нам принесло решение Священного Синода, растворяет и делает мене скорбной наш воскресный боевой гимн «Христос воскресе», который я сейчас вас прошу пропеть.

 

 

1 Цетрализованный протест на площади Митрополии в Афинах был последним из митингов, которые были организованы «Братством Ревнителей Православия» совместно с Христианскими братствами и «Всегреческим союзом богословов», с той целью, чтобы убедить Архиепископа Афинского и Священный Синод изменить принятое решение, что к сожалению достигнуто не было. Заявления эти частично появились в журнале «Γρηγορεῖτε» Христианского братства «Λυδία». Эти материалы вместе с приветственными словами и речами мы собираем в выпуске «Θεοδρομίας» (Γ 4), где также мы размещаем материалы о встрече Папы Римского и Архиепископа Афинского, чего так усердно просили многие читатели.

2 Из книги о. Феодора. Границы Церкви (Τα ὄρια τῆς ἘκκλισίαςΘεσσαλονίκη 2004, σελ. 311-324)

3 Об этом очень хорошо пишет свт. Афанасий Великий.

4 Галл.1, 8

5 Визит папы в Болгарию уже состоялся.

6 Το Βῆμα, Κυριακή, 29 Ἀπριλίου 2001, Α 38

7 закон молитвы есть закон веры.

8 Τό Βῆμαб 19 Ἰανουαρίου 1992, Α17

 



Подписка на новости

Последние обновления

События