Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Римо-католики – «еретики» и «некрещеные»

«Αιρετικοί» οι Λατίνοι και «αβάπτιστοι»

(Из книги протопресвитера Георгия Металлиноса «Исповедую едино крещение».

π. Γεώργιος Μεταλληνός - Ὁμολογῶ ἓν βάπτισμα-.

ΕΡΜΗΝΕΙΑ ΚΑΙ ΕΦΑΡΜΟΓΗ
ΤΟΥ Ζ’ ΚΑΝΟΝΟΣ ΤΗΣ Β’ ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ
ΑΠΟ ΤΟΥΣ ΚΟΛΛΥΒΑΔΕΣ ΚΑΙ ΤΟΝ ΚΩΝ/ΝΟ ΟΙΚΟΝΟΜΟ

 

 

Глубоко зная историю Церкви после раскола и принимая во внимание разногласия среди православных о том, считать ли римских католиков еретиками или раскольниками, а также выражая собственную богословскую позицию, наши авторы 1– в совершенном согласии друг с другом и без малейшего сомнения – относят их (как и лютеран и кальвинистов) к еретикам. Латиняне «являются еретиками», - утверждает св. Никодим; и «мы питаем к ним отвращение? (abominate) как к еретикам, то есть, как к арианам или савеллианам или духоборам-македонианам».156 Целью этой прямой ссылки святого на ранних, явных еретиков было показать, что римо-католики – это, как он говорит в другой работе, «старые еретики»157 подобно тем, что появились в ранней единой Церкви. Чтобы подтвердить свое заявление, он обращается к доводам Патриарха Досифея, Илии Минятия, св. Марка Эфесского и других.

Подобным же образом высказывается о римо-католиках Неофит. «Латиняне отличаются от православных по пяти пунктам. По четырем из них, они являются раскольниками. И только в решении вопроса об исхождении Святого Духа и от Сына тоже они – еретики, вместе с лютеро-кальвинистами, которые придерживаются такого же мнения».158 Еретического догмата римо-католиков filioque2159 было достаточно, чтобы считать их еретиками; так как к тому времени еще не были cформулированы догматы о главенстве папы. На обычно выдвигаемое возражение, что существует, по сути, только одно догматическое несовпадение с римо-католиками, Неофит отвечает, что на латинян распространяется тот же подход, что некогда на иконоборцев: ”Поскольку они не отличались от нас в вопросе веры в Бога, они были не еретиками, а схизматиками. Но поскольку, отвергая почитаемые иконы, они также отвергли и Христа, который был на них изображен, они были еще хуже еретиков”.3160 Подобно этому, единственное отличие римо-католиков, “относящееся непосредственно к вере в Бога” (περί της εις Θεόν πίστεως), является существенным и определяющим.4161 Кроме того, о ереси и ее потенциале судят не по количеству отклонений от истины; ибо, согласно евангелию, “кто… согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (Иак. 2;10). Всякая ересь отражает предшествующее ей изменение духовных основ Церкви, то есть мистико-аскетического, святоотеческого опыта. Это является твердым убеждением и наших авторов.

Афанасий Парийский5162 и К. Икономос также считают римских католиков еретиками из-за привнесенного ими новшества filioque. Согласно Икономосу, латиняне, «будучи еретиками, а не просто раскольниками»6,163 «еретически погрешают и в других вопросах, особенно когда речь идет о Символе веры»(αιρετικώς κακοδοξούσιν εν άλλοις, και μάλιστα περί την του θείου συμβόλου ομολογίαν).7164 Поэтому он также говорит о «папистской ереси» (παπιστικής αιρέσεως),8165 таким образом характеризуя то историческое значение, которое имело развитие института папства для возникновения догматических разногласий в Западной Церкви.

На вопрос, часто задаваемый во времена наших авторов, когда римо-католики были осуждены Православной Церковью как еретики, Неофит отвечает, что «верование латинян относительно Бога было осуждено как еретический догмат Соборами». Таким образом, для Неофита соборное осуждение ереси filioque было одновременно осуждением самих латинян, так что, по его мнению, не требовалось делать этого специально. Среди Вселенских Соборов он упоминает следующие: Восьмой Вселенский Собор при свт. Фотии (879); Собор, который проводил Михаил Керуларий (1054); Собор, руководимый Григорием II Константинопольским (1283-1289), который исключил римо-католиков из собора православных и изгнал их из пределов Церкви Божией», Собор Сергия II Константинопольского (999-1019), который вычеркнул имя Папы римского Сергия из диптихов Восточной Церкви; Собор во времена правления императоров Алексия, Иоанна и Мануила Комненов (11 – 12 вв.); Собор трех Восточных Патриархов после Флорентийского Собора (1482); а также поместные Соборы в России, Молдовлахии и других странах.9166

Исходя из вышеупомянутых экклезиологических предпосылок, латиняне как еретики «не имеют права совершать крещение, ибо они утратили совершенную благодать» (δεν δύνανται να τελειώσουν βάπτισμα, διότι απώλεσαν την τελεταρχικήν χάριν), отмечает св. Никодим.10167 У них нет крещения, по мнению Неофита, потому что у них отсутствует «здравое исповедание Троицы»(η υγιής της Τριάδος ομολογία).11168 Поэтому крещение латинян «отклоняется от веры» (παρεκβαίνει της πίστεως), по словам св. Василия Великого,12169 так как, «вводя эллинское (языческое) многоначалие в единоначальную Троицу, они являются безбожниками» и, следовательно, «некрещеными» (αβάπτιστοι)13.170 Однако, согласно св. Никодиму, они «некрещеные» также и в буквальном смысле; потому что «они не сохранили трех погружений»(δεν φυλάττουσι τας τρεις καταδύσεις) и поэтому не имеют крещения Церкви.14171 Неофит считает, что «поскольку у них не существует никакого погружения, то есть, крещения», они некрещеные.15172 Афанасий Парийский подтверждает эту мысль.11673

Константин Икономос добавляет к этому, что даже малейшее изменение в таинстве святого Причастия осуждается Церковью, ибо оно отменяет само таинство; точно так же и при Крещении, нельзя допускать никаких изменений.17 174 В случае же с римо-католиками, нововведения не ограничились отменой погружения в воду и выхода из нее. В согласии с мирским, обновленческим духом, преобладающим на Западе, они постепенно распространились и на другие стороны (знаки) таинства, так что их обряд очень отличается от единого крещения Церкви.18175 Таким образом, одно фундаментальное изменение влечет за собой все остальные. Отхождение от православно-святоотеческой духовности в итоге привело и к расхождению в догматах. Поэтому догматические различия следует рассматривать не со схоластической, а со святоотеческой и духовной точек зрения.


 

1Речь идет о знаменитых Отцах Колливадах: прп. Никдоиме Святогорце, свт. Макарие Коринфском и др.

2О значении и разногласии с латинянами по поводу догмата «Filioque» можно обратиться к исследованию профессора Протопресвитера Иоана Романидиса Π. Ιωάννου Ρωμανίδου, Δογματική και Συμβολική Θεολογία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας, τόμ. Α’, Θεσσαλονίκη 1973, σελ. 289 ε.ε., 342 ε.ε., 379 ε.ε. The Filioque (Anglican-Orthodox joint doctrinal discussions), Athens 1978.

3Ε, σ. 147 θ’.

4Ε, σ. 127. «Περί μικρόν ευσεβούντες... ουδ’ όλως ευσεβούσι». Ε, σ. 147 η’.

5Μ, σ. 263, 265.

6 Ο, σ. 459.

7Ο, σ. 445.

8 Ο, σ. 485.

9Ε, σ. 147 στ’. Πρβλ. Ο, σ. 450 ε.ε. Βλ. Βλασίου Ιω. Φειδά, Θεολογικός Διάλογος Ορθοδόξου και Ρωμαιοκαθολικής Εκκλησίας από του σχίσματος μέχρι της Αλώσεως, Αθήναι 1975.

10Π, σ. 56. Πρβλ. Π, σ. 509, 605.

11Ε, σ. 139.

12Ε, σ. 145.

13Ε, σ. 142.

14Π, σ. 55. Είναι η θέση του Ε. Αργέντη. Βλ. T. Ware, μν. έργ., σελ. 93.

15Ε, σ. 127.

16Μ, σ. 263 ε., 265 ε. Οι Λατίνοι «είναι πάντη αβάπτιστοι και χείρους των Ευνομιανών. Ει γε εκείνοι εις τρεις μεν ουκ εβάπτιζον καταδύσεις...., εβάπτιζόν γε μην τουλάχιστον εις μίαν».

17 Ο, σ. 441 (σημ. α’).

18Ο, σ. 445 ε., 457. ΠΡβλ. Ε. Σημαντηράκη, Η παρά Ρωμαιοκαθολικοίς τελεσιουργία των μυστηρίων του Βαπτίσματος, του Χρίσματος και της  Θ. Ευχαριστίας..., Εν Αθήναις 1979, σελ. 141

 



Подписка на новости

Последние обновления

События