Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Римо-католицизм


Святитель Нектарий Пентапольский: Почему Папа  удален от самой Церкви Христовой

ΑΓ. ΝΕΚΤΑΡΙΟΣ: ΠΩΣ Ο ΠΑΠΑΣ ΕΞΕΘΕΜΕΛΙΩΣΕ ΑΠΟ ΤΗΝ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΟΝ ΧΡΙΣΤΟ

 
«Ибо никто не может положить  другого  основания, кроме положенного, которое  есть Иисус  Христос» (I Кор. 3, 11).  То есть основания, «построенного  на  основании апостолов и пророков».  На «основании», говорит « Апостолов», но не на Петре, как  иначе считает Папская Церковь. Если  свмч. Климент Римский является преемником Петра, поскольку он был рукоположен апостолом Петром, тогда те епископы, которые были рукоположены апостолом Петром, являются его преемниками, а не только Климент. Апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима, но не всей вселенной. Если бы кончина апостола Петра предоставила бы некую привилегию Папе, дабы он был главой Церкви, и монархом над всеми архиереями и Соборами, то в большей мере должен обладать такими привилегиями  епископ Иерусалимский по причине смерти Христа в этом городе. Поэтому  Папа, говоря, что он  является главой Церкви, тем самым он изгнал из Западной Церкви Владыку всех Христа, и поэтому Западная Церковь пребывает  Христовой вдовой.

Когда сыновья Заведея потребовали у Христа дать им первые места в царстве Его, дабы один воссел по правую руку от Него, а  второй – по левую руку от Него (Мк. 10, 35-38), Господь не сказал, что это невозможно, потому что мол первое место Он отдал Петру.  Но «если кто хочет быть  большим среди вас, да будет вам слуга, и кто хочет быть первым, да будет всем слугой». Когда же апостолы во время Тайной вечери  спорили между собой о первенстве, Господь не сказал им, что Петр самый великий из них, а  посему  его Он уполномочивает пасти стадо, что он является главой всех вас (Лук. 22, 24-26)). Но Он сказал, что «цари народов господствуют над ними и владеющие ими благодетелями называются,. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий».  Он привел пример фарисеев, которые требуют от людей, чтобы они их называли учителями. Но вы, Мои дорогие ученики не впадайте в эту страсть, не ищите этого первенства, вы не зовитесь учителями, «Ибо один у вас учитель - Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле; ибо один у вас Отец,  который на небесах… все же вы братья»(Сравн. Мф. 23, 8-9).  Апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию, когда они услышали, что там приняли слово Божие. Если же Петр был главой и начальником всех, то зачем же он посылается другими? Разве то, что не принимается, разве не не является обычаем, ни правом? Поэтому вполне  очевидно, что этот дым честолюбия, и председательство не имели места в богоносных головах Апостолов, но все они  были единочестными, братьями согласно учению Господа, а также и учителями всей вселенной. Никто из не был выделен особо: один для Рима, а другой для другого места, но повсюду каждый из них обладал этой же властью и этой же привилегией Апостолов. Итак, Папа, для того чтобы установить свое главенство, не только  оговаривает Евангелие, но презирает блаженного Петра,  принижая его апостольское достоинство, поскольку  тот, кто был рукоположен во учителя всей вселенной,  как и прочие Апостолы, он оказывается  включает в сферу своей деятельности исключительно Рим. Если же Петр был главой и начальником, то почему же Павел, который не был один из двенадцати Апостолов, противостал Петру? Как же его избрали, поскольку же он сам об этом пишет в своем послании к Галатам?  «Когда же  Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал. 2, 11).  Если Петр был первым, то почему же на Апостольском соборе не Петр принимал решение как глава всех, но Иаков? (Деян. 15, 10-28). Апостолы были учителями вселенскими, и никто из них не имел определенной кафедры. Апостолы рукоположили епископов повсюду, и дали им четыре благодатных дара: первый – проповедь Евангелия, второй- священства, третий – рукоположения, четвертый – власть вязать и решить.  И  все это особо, частично, а не во вселенском масштабе, но каждый в своей епархии проповедовал Евангелие, священнодействовал в таинстве священства, совершал рукоположения, вязал и решил. Вне же своей области они ничего не совершали. Поскольку это была  апостольская харизма.  Апостолы рукоположили архиереев, а не Апостолов. Никто из рукоположенных Апостолами не становился преемником, и не удостаивался апостольского достоинства.  Догмат веры папистов заключается в том, что «не верить в Папу, тоже самое, что не верить во Христа». Так что, по сути, Папа и Христос  тоже самое, то есть Папа сам себя обожествляет. Папа это сотворенное существо, а поэтому он требует для себя привилегию, которой обладает только Бог, дабы и в него веровали сотворенные люди. А разве не является святотатством и во всяком случае слепотой то, когда он желает быть выше Соборов, представляя что он безгрешен? Что же это когда он учит, что он является монархом Церкви? Что он является фактически Богом? И посему разве не с бесстыдным и безбожным решением он желает, чтобы ему оказывали поклонение и верили ему как Богу? Посему, разве это не является какой-то бозбожной фантазией, слепотой ума идолопоклонника? 35 Апостольское правило гласит: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархии творити рукоположения во градех и селех, ему не подчиненных. Да не обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села: да будет извержен и он, и поставленные от него». Если же первым был Римский епископ, то как же сам Климент смог написать Апостольское правило, которое гласит: «В каждой области епископам  должно ведати епископа, в митрополии начальствующаго, и имеющаго попечение о всей области…Посему рассуждено, чтобы он и честью преимуществовал, и чтобы прочие епископы ничего особенно важного не делали без него…кроме того, что относится до епархии, принадлежащия каждому из них. Но и он да не творит что-либо без мнения всех. Так да пребудет согласие, и да прославится Бог». Но честолюбие Папы  как это правило, так и другие многие правила попрало (9 правило Антиохийского собора). Папа, по причине тщеславного любоначалия, для того, чтобы  установить свою монархическую власть, присваивает себе незаконно апостольские благодатные дары. Честолюбие Папы привело его даже к тому, что он  говорит: «не верить в Папу, это тоже самое, что не верить во Христа, так что по существо Папа и Христос это одно». Он боготворит самого себя. Это чрезмерное  высокомерие Папы, эта мания монархии породили столько ересей. Где же это золотое завещание, которое нам оставил Господь, «научитесь от Меня, так как Я кроток и смирен сердцем, и обретете покой в душах ваших»? Где же это блаженство «блажении нищие духом», то есть смиренные? Где же все эти примеры золотого и светлого смиренномудрия?
Гордость — это отрицание жизни  Христа, это подражание дьяволу, потому что отступнические  силы, как говорила блаженная Синклитикия, могут неким образом иметь остальные добродетели, но подражать смиренномудрию никак не могут. Смиренномудрие является необходимейшей пищей для всех добродетелей, для подражания жизни Христа. Папская Церковь это незаконнорожденный организм. В одном  смертном и  грешном человеке оказалась сосредоточены абсолютная власть и непогрешимость. Папская церковь не является Христоцентричной, но Папоцентричной. Папа не перенес третьего  и заключительного искушения Господа в пустыне, он впал в него.

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год
Источник:
Ἁγ. Νεκταρίου: «Μελέτη ἱστορικὴ περὶ τῶν αἰτιῶν τοῦ σχίσματος», ἐκδ. Ν. Παναγοπούλου, τόμ. Α’., Ἀθῆναι. (Свт. Нектарий. Историческое исследование о причинах раскола)

 

 

 logotype-fin

Критические замечания в отношении Диалога между

православными и римо-католиками

ΚΡΙΣΙΜΟΙ ΠΑΡΑΤΗΡΗΣΕΙΣ ΔΙΑ ΤΟΝ
ΔΙΑΛΟΓΟΝ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ-ΠΑΠΙΚΩΝ

Τοῦ Μητροπ. Ναυπάκτου Ἱερόθεου

 

 

   10 сентября 2014   .

 

 

 Его Высокопреосвященство г-н

Иерофей  Митрополит Нафпактский и св. Власия

 

 Почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета  Антониос Пападопулос, мне знакомый еще со студенческих лет, с которым мы сохраняем постоянные контакты и обмениваемся богословскими взглядами до сих пор, мне прислал свой доклад, который он недавно прочитал на встрече «Православных и Римо-католиков» в священной обители Властадон в Фессалониках, под названием: «Диалог православных и римо-католиков ведет ли к примирению?».  В этой статье он исследовал и подверг изучению, как это становится видно из поставленного им вопроса,  ведет ли этот диалог к примирению и дружбе обеих сторон.

 

 Текст этого доклада вызывает интерес, потому что, с одной стороны, автор в нем дает краткий исторический обзор этого вопроса, а, с  другой стороны, он содержит в себе очень важные моменты, которые не всякий может обнаружить в многочисленных источниках. Что касается меня, то эти положения мне известны, и они были обозначены в моих исследованиях. Но я был весьма рад тому, что они были обозначены и профессором. Доклад, как мне сообщил сам автор его, будет переведен на итальянский язык и позже будет опубликован вместе с другими докладами, которые были  прочитаны на этом симпозиуме. Далее мы представим краткий обзор прочитанного доклада и освятим некоторые интересные его положения.

 

 1. Краткий обзор содержания доклада

 

 Профессор Антония Пападопулос в начале своего доклада обозначает волнующий вопрос, при этом он дает определение термину «примирение» (καταλλαγή).  Он пишет:

 "Примирение не означает  безграничную любовь, ни объятия с проявлением преизбыточной учтивости, и, прежде всего, лихорадочную дипломатию. Примирение, несотворенный термин, который означает причастность славе и великолепию  славы «Господа, которого они распяли»(I Кор. 2.8).  Слава, блеск, сила, энергия-энергии жизненные, это глаголы, которые нас переносят в нетваную реальность, к зрению воипостасного света. Итак, ведет ли диалог православных с римо-католиками к причастности славе Господа, Который был распят и воскрес, и сидит одесную Отца как нетленный и безсмертный по своей человеческой природе?»

 Мы далее увидим то, что это положение является важным, и оно составляет богословский принцип единства Церкви и ее членов, которое по своей сути свидетельствует о единстве с Апостолами и обоженными личностями в таинстве Пятидесятницы. Речь не идет о некоем социальном единстве, нравственном, но преимущественно богословском.

 

 В документе 1965 , который был опубликован, в его греческой версии идет речь о снятии анафем, в латинском же варианте документа говориться о упразжнении непричащения… Вопрос является важным, потому что одно – это анафемы 1054 года, а другое – это речь о прекращении евхаристического общения в 1009 году.

 Далее он касается вопроса, почему был начат диалог  между двумя церквами (1902-1904) патриархом  Иоакимом III, в котором столкнулись лицом к лицу многочисленные вопросы, а, главным образом, вопрос о сближении с инославными, которые классифицируются как «вьющиеся ветви» христианства Запада, а также ведутся разговоры о деятельности православных «в отношении их сталкновения с различным и важными проблемами». И это происходило во время конференций проводившихся вплоть до нашего времени, которые имели разные наименования.

 Последовательно велись разговоры о признании Таинств Православной Церкви II Ватиканским собором (1962-1965), о встрече Папы Павла VI и патриархом Афинагором  в Иерусалиме (1964), о  снятии анафем (1965), и о «сердечной встрече между Папой-Патриархом  в Константинополе – Риме».

 

 Затем он гворит о двух путях, которые избраны для «соединения двух Церквей», т.е.  о «диалоге любви»  и о «диалоге истины», или  «богословском диалоге».

 

 «Диалог о любви», который первоначально начался с мнения о том, что «раскол и прекращение церковного общения»  приписывают «политическим причинам и отсутствию любви с обеих сторон»,  в то время как доктринальные различия считались «незначительными»,  и что для восстановления единства необходимо было бы «снять анафемы» и «быть любимыми».  «Диалог истины», который рассматривал догматические и экклесиологические вопросы провел различные встречи, которые состоялись (в Мюнхене 1982, Бари 1987, Новом Валааме 1988, Равенне в 2007 году) и на них был принят целый ряд документов, которые имеют имена мест проведения встреч. Между прочим, обсуждался вопрос об Униатстве (Fraising 1990 и Баламанд 1993).

 

 Затем профессор приводит свою основную точку зрения о том, что этот диалог необходимо выстраивать на основе учения свт. Григория Паламы. «Итак, проблема снятия схизмы состоит в признании  православными и, главным образом, римо-католиками свт. Григория Паламы, а это требует обсуждения».  В самом деле, как он отмечает, «богословие святого Григория Паламы не только вызывает восхищение,  но оно и своевременно, и никакая иная тактическая линия не способна его заменить, потому что это учение является кафолическим и святоотеческим». В связи со своевременностью этого богословия профессор доносит до сведения различных инославных христиан информацию об учении свт. Григория, ибо они преимущественно его не понимают.

 

 Профессор приходит к заключению, что в богословском диалоге или «диалоге истины» должен быть поставлен вопрос об учении о нетварной Божественной благодати, только тогда диалог с «римо-католиками» должен привести «к долгожданному примирению, причастности нетварной славе Господа», что и предполагает первосвященническая молитва Христа «да будут вси едины, якоже Аз в Тебе».   Завершая свое выступление, он выражает «несомненную надежду» на то, «что мы будем двигаться медленно, но положительным образом к примирению».

 Вообще, профессор Антониос Пападопулос своим докладом поставил на вид фундаментальный вопрос, он выделяет те проблемы, которые существуют. Однако он особо указывает и на положительные признаки диалога, высказывая свои взгляды трезво, без фанатизма, и с хорошим распложением, но всегда в рамках богословской перспективы.

 

 2. Замечания на важные положения доклада

 Общий обзор доклада, который был ранее представлен, указывает на направление мысли профессора при раскрытии им важного вопроса. Но далее  весьма важно отметить и некоторые ключевые положения, которые, поднимаются в этом докладе и следует сделать некоторые замечания. Потому что он является таким докладом, на который православная сторона обращает особое и пристальное внимание.

 

 а) Политические цели и противодействия

 

 В каждом пункте своего доклада профессор, ведя речь об экуменическом  диалоге, он также пишет и о потлитических силах, которые проявляют к нему интерес. «Также было отмечено, что та же самя логика управляет и усердием западных политических сил, направленных на усиление экуменического диалога и на установление более тесных контактов между Церквами Востока и Запада

 Вполне естественно, что различного рода эти религиозные и церковные действия должны заинтересовывать и политические силы, которые доминируют в мире.  Потому что с помощью этих диалогов они хотят осуществить свои планы, но это зависит и от того образа действия, которые применяют церковные лидеры, которые в свою очередь должны главным образом интересоваться благом Церкви.

 Эти документы подписывются представителями Поместных Православных Церквей в перспективе ожидаемого ad referendum, т.е. утверждения их Поместными Церквами.  Тем не менее, по крайней мере, от того, что мы знаем из Греческой Церкви, ни один из этих документов не прошел процедуру утверждения ирархией.

 

Приведем мнение о. Димитрия Станелоае о том, что «даже создается и некий дипломатический компромиссный менталитет», который считает, что  он может в основу полагать взаимные уступки в догматических вопросах или же устанавливать главные положения, которые доминируют в Церкви».

В этом докладе профессор не удолетворяется неким типичным раскрытием своей темы, но представляет и имена профессоров, преимущественно богословов, которые выразили свои отрицательные позиции на разных этапах к «диалогу любви». Я здесь только сошлюсь на имена тех, кто высказывает свои позиции, то есть о. Димитрий Станелоае, о. Епифаний Феодоропулос, о. Феодор Зисис, о. Иоанн Романидис, о. Георгий Капсанис, епископ Захумийский и Ерзеговицкий Афанасий, о. Георгий Металлинос. В ссылках своего доклада он упоминает и о других богослововах, статьи которых находились в поле внимания профессора для того, чтобы написать свой доклад.

Б) Отмена анафем или отмена непричащения?

В 1965 году было заявлено о том, что совешилось снятие анафем, которые были наложены в 1054 году на представителей Римского папы и патриарха Михаила Керуллария. Профессор замечает, что документ 1965 года, который был обнародован, в своем греческом варианте говорит о снятии анафем (ρση τν ναθεμάτων), а в латинском варианте в нем говорится о снятии непричащения(ρση κοινωνησίας). Он пишет:

«Документ о снятии анафем содержат в себе термин excommunication (отлученние от Причащения), который в официальном переводе Вселенской Патриархии переведен как «ναθέματα». То есть документ говорит о «снятии непричащения, отлучения от Причащения». Газета  New York Times на первой странице передала о совместном заявлении Ватикана и Фанара, сделанном 7 декабря 1965 году, как о снятии excommunication (отлучения от Причащения, в заявлении на латинском языке) как о завершении сзизмы 1054 года и как о восстановлении общения в таинствах, которое тогда было еще разорванным. Вполне очевидным становится то, что Греческий текст документа, который сообщает о «снятии анафем»

искусно вводил в заблуждение.  Кажется, что этим намеревалось смягчить возможные отрицательные реакции Православной Церкви».

 

 Вопрос весьма важный, потому что одно – это анафемы 1054 года, а другое – это разрыв в общении с 1009 года. Возникает проблема, поскольку в оригинальном тексте документа на французском языке, который зачитывал папа Павел во время последнего общего заседания II Ватиканского собора (7-12-1965) и текст на англиском языке, который был в моем распоряжении, говорят о свянтии отлучения от Причащения, а не святии анафем.

 

 Как известно, анафемы были произнесены в 1054, когда представители папы (Гумберт, Фридрих и Петр) предали анафеме патриарха Михаила Керуллария, архиепископа Охридкого Льва и согласных с ними. А позднее патриарх Михаил Керулларий наложил анафему на составителей текста анафемаств, на тех, которые его положили и которые содействовали этому деянию, то есть было осуждено конкретное деяние. То есть, анафемы были произнесены на конкретных лиц и не имели общего применения.  Однако прежде анафем произошел разрыв в общении, который случился в 1009 году, когда Римский папа Сергий III использовал в исповедании веры Filioque, а окончательно  Filioque было внесено в Символ веры папой Бенедиктом VIII. Это означает, что снятие анафем не означает вовсе снятия разрыва в общении и не может смешиваться с ним. 

Если не обозначить эту  проблему, то есть разницу между святоотеческим и схоластическим богословием, а также  между учением о нетварной и тварной Божественной благодати,  то невозможно говорить о некоем прогрессе в направлении соединения, какие бы при это бы ни подписывались документы.

 Наконец, необходимо выяснить относительно того, что же произошло в 1965 году – снятие запрета на общение (ρση τς κοινωνησίας) или же снятие анафем (ρση τν ναθεμάτων).  Если же произошло снятие анафем, как это написано в греческом тексте Документа, тогда остается запрет на общение и, не взирая на то, что написано в латинском и французском вариантах документа, что якобы оно снято. Если же произошло снятие запрета на общение, о чем пишестя в латинском и французском текстах Документа, то в таком случае, почему ведется богословский диалог, предполагающий снятие запрета на евхаристическое общение?  Вопрос, который ставится в таком случае таков: почему существует это важное разночтение в Докуменате 1965 года, которое написано на разных языках, и какая цель здесь преследовалась?

 Дело в том, что Паписты утверждают, что в различных дискуссиях, которые проводятся вместе с ними, говорится о том, что в 1965 годы произошло свнятие на запрет  для евхаристического общения, поэтому то они и молятся с православных в храмах о том, чтобы им причаститься Тела и Крови Христовых. Так мы приходим к православных церквей для того, чтобы приобщение Тела и Крови Христовых.  Тем самым, согласно их представлению, был снят запрет на общение, поэтому то они и не могут понять, почему некоторые «фанатики», как они их называют, запрещают им причащаться из православного святого потира до положительного итога диалога истины.

 

 в) богословские тексты встреч

 

Богословский диалог породил некоторые документы, по которым проводились различные обсуждения, и при этом указывается на  ихотрицательные и положительные стороны.

 

 В Мюнхене в 1982 году был утвержден документ  «Смешанной Межхристианской Комисси по диалогу Православных и Римо-католиков» по следующему вопросу:  «Таинство Церкви и Евхаристия в свете таинства Святой Троицы». В Бари в 1987 году был  утвержен документ: «Вера, таинства и единство Церкви».  На Новом Валааме в Финляндии в 1988 году был утвержден документ: «Таинство священства в структуре таинств Церкви и особенная важность апостольского преемства для освящения и единства народа Божия». В Равенне в 2007 году был подписан документ по теме: «Екксесиологические и канонические следствия  мистириальной природы Церкви. Церковная кинония, соборность и власть». Как пишет профессор Антоний Пападопулос, «в документе Равенны говорится, что Церковь находилась в одном шаге от соединения». «Однако такое соединение при полном общении и отличии в догматах,как бы то ни было облекается иным духом отличным от духа истины».

 

 В перерывах между заседаниями Комиссии на Новом Валааме и Равенне соотвествующая комиссия занимались вопросом Униаства. Во Фрейсинге в 1990 году было заявлено, уже после разных заседаний, что «мы отвергаем это униатство в качестве метода для восстановления единства, поскольку оно противно общему преданию Церкви», в то времч как в Баламанде в 1993 году, согласно мнению богословов, было снято осуждение на Униатство, объявленное во Фрейсинге и была признана «полнота и истинность Римской Церкви», хотя термин «церкви-сестры» не используется в качестве комплимента, «но принимает екклесиологическое содержание, в котором в последствии воспринимается и униатство».

Конечно, ради истины необходимо понять, что решение относительно Униатства необхожимо обсудить между  православными, а окончательно на VIII Генеральной Сессии, которая состоялась в Балтиморе, когда межправославная делегация заявила, между прочим, следующее: «сделанные в Баламанде шаги были уступкой в отношении Униатства и посему по необходимости теперь следует нами эти шаги рассматривать как не действительные, поскольку они Римом более не оцениваются. Следовательно, в отношении известной колкой проблемы Униатства мы возвращаемся вновь к начальной стадии». Позже,  для того, чтобы продолжить «диалог истины» пришлось избегать дискуссии об Униатстве и продолжать искать путь диалога по экклесиологическим вопросам.

 

Важным, однако, является то, что эти документы подписывабются представителями Поместных Православных Церквей в ожидании их обсуждения ad referendum, т.е. ратификации со стороны Поместных Церквей.  Однако, по крайней мере что мне известно относительно Элладской Церкви, то ни один из этих документов не прошел утверждения иерархами Церкви. В течение времени происходили различные дискуссии, но  они не приняли решений в отношении этих конкретных документов, напротив того в решении священноначалия Элладской Церкви в октябре месяце было вполне ясно заявлено:

 «Документ Равенны и документ которые предполагается представить на обсуждение на Кипре являются текстами, которые должны быть представлены на суждение и одобрение поместных Церквей, следовательно, и Элладской Церкви, для вынесения Соборного мнения. В действительности э то означает, что не без Соборного Решения Иерархи не будет окончательного решения. Иерархи являются хранителями Православного Предания, как об этом они свидетельствовали во время епископской хиротонии». 

 

 г) Учение святителя Григория Паламы в диалоге

 

 Основное предложение профессора состоит в следующем - богословскому диалогу необходимо весьти свою работу на основе учения свт. Григория Паламы. Он пишет:

 «Ранее говорилсь, что с начала  20 столетия, с помощью патриаршего Окружного послания 1920 года, совет свт. Григория Паламы в отношении римо-католиков  стал отодвигаться в сторону и стали усваиваться иные условия для ведения Богословского диалога с инославными. Тем самым произошло то, что торжественно был открыт иной, не святоотеческий путь с вытекающими последствиями, что мы пошли в совершенно ином направлении, при этом, не осознавая этого. Возможно, документ Равенны создал такое именно впечатление.  Нельзя не игронировать свт. Григория Паламу, поскольку богословское сближение не может происходить без учения Отцов, которое выражает свт. Григорий Палама».

 

 Святитель Григорий Палама говорит о  несотворенной Божественной благодати и о исихазме, который явялется единственным способом, с помощью которого человек приводится к причастности несотворенной Божественной славе. Как известно, свт. Григорий противостоял Варлааму и антиисихастам, которые говорили о сотворенной Бллагодати,  о тварном свете на горе Фавор  и свершенном и о несовершенном.  И папство все еще верит, что Божественная благодать созданная, что  явления Бога появляются и исчезают, и оно принимает схоластику и взгляды Фомы Аквинского.

 Есть на самом деле большая разница между, с одной стороны, святоотеческим богословием, как его изложил свт. Григорий Палама, свт. Марк Евгеник и другие Отцы, и как оно исповедуется в Символе веры, а с другой стороны – богословием, которое преподается богословами схоластами Запада. То есть существует огромная разница между схоластическим и святоотеческим богословием. В отношении этого вопроса мной было подготовлено огромное исследование, которое будет опубликовано в ближайшее время.  Поэтому, если нам не обозначить  эту проблему, то есть существующую разницу между святоотеческим и схоластическим богословием, а также между учением о сотворенной несотворенной благодати, то невозможно будет говорить о продвижении к единству, пусть даже и подписываются некие документы.

 

 Профессор в своем выступлении приводит несколько примеров богословов из протестантского, "римо-католического", англиканского и православного мира, когда они различным образом истолковывают учение свт. Григория Паламы о нетварных энергиях и об исихазме. Существуют некоторые положительные признаки, но большинство из них отрицательны.  Действительно, мы наблюдаем сегодня попытку "объединить  Аквината с Паламой, и не только неправославных, но и православных».

 

 е) богословский смысл фразы «да будут вси едины»

 

 Как мы видели ранее, профессор Антониос Пападопулос настаивает на том, что примирение это произойдет только при причастности нетварной Божественной славе. Что же касается «настоятельных разговоров о любви», «необычайно теплых заявлений с объятиями, проявлений вежливости между православными и римо-католиками», профессор пишет:

 

 "Произносящий речь не осуждает эти заявления, поскольку он верит, что Господь в истории является Богом, Который нам приносит Свою славу. Наше участие в Божественной славе осуществляется в аскетической жизни и молитве. Я верю, что участвующие в диалогах, а особенности с римо-католиками, между всем прочиим должны подчеркивать, что Божественная слава является нетварной».

 Тем не менее, поскольку он знает православное богословие и современную реальность как добросовестный ученый, а не «фанатик», он далает замечание относительно того, что документ Равенны, хотя и ссылается на слова Господа «да будут вси едины, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да вси в нас едины будут, дабы мир уверовал, что Ты Меня послал» (Ин. 17, 21), тем не менее, «согласие по этому тексту остается неопределенным.  Это потому, что делается попытка основать согласие  на молитве Христовой «да будут вси едины», в то время как библейский текст молитвы требует общения и участие верующих в нетварной Божественной славе. И в данном случае имеется отличие в истолковании этого текста. Отец Иоанн Романидис отвергает «соучастие» в таинствах. Итак, он расценивает общение в таинствах православных-римокатоликов как следствие игнорирования нетварной славы».

«Необходимо, чтобы проходили встречи между православными и римо-католиками», как точно также существует нужда во встречах, по крайней мере, на высшем уровне, потому что мы не можем жить в одном мире изолированно.

 Отец Иоанн Романидис, на которого ссылается упоминаемый нами профессор, неоднократно подчеркивал, что слово Христово, которое было сказано в первосвященнической молитве Господа, прежде Его страданий, в полной мере исполнилось в день Пятидесятницы, поскольку Апостолы восприяли Святого Духа и посредством Святого Духа они достигли причастности нетварной Божественной славе и стали членами Тела Христова. Следовательно, «да будут вси едины»  не является неким нравственным и социальным единством, но единством обоженных личностей, которые восходят к богозрению, или созерцанию Бога посредством причастности Его нетварной благодати

 Важно отметить, что такое истолкование текста первосвященнической молитвы дал и Вселенский Патриарх Варфоломей во время произгнесения его важной речи, которую он сказал перед кардиналом Парижа Жан Марие Люстиже в соборе Парижской Богоматери в 1995 году, указывая на то как он мыслит «единство Цекрвей».

 

 Вот почему, в завершении следует прекратить злоупотребления этим отрывком из первосвященнической молитвы Христа, то есть использовать его для некоего единства, которое произойдет в будущем даже на чисто внешнем уровне, а не в истинном смысле как единство в опыте боговидения, как подчеркивает профессор Антоний Пападопулос.

 Вывод таков, что мы должны проводить богословские диалоги между "православными и римо-католиками", а также существует необходимость и впроведении встреч, по крайней мере, на высоком уровне, потому что мы не можем жить в одном мире изоляционно. Однако, диалоги и встречи следует проводить в чисто богословских и экклесиологических рамках, и решения не должны наносить вред Церкви.  Премущественно образом важно то, чтобы делегации, которые принимают участие в этих встречах, должны иметь четкое руководство со стороны Поместных Цекрвей, а результаты этих диалогов, то есть документы, которые подписываются представителями Православной Церкви, как бы то ни было, должны подаваться иерархам Церквей для их окончательного утверждения. Прежде утверждения этих документов иерархией поместных Цекрвей они не могут быть расценены как имеющие авторитетность, поскольку в любом случае подаваемые документы отличаются от учения Пророков, Апостолов и Святых.

 © 2013 Священная Митрополия Нафпакта и святого Власия.

© перевод выполнен интернет-содружеством Православный  Апологет

 

От ПА: Позднее мы опубликуем некоторые замечание и на данную статью митрополита Иерофея. Эти замечания преимущественно относятся к утверждению Его Преосвященства о необходимости продолжения диалога, его перспективности, который продиктован невозможностью жить в изоляции в одном мире.

 



 

The President of the Ghana Catholic Bishops Conference, the Most Rev Joseph Osei-Bonsu The President of the Ghana Catholic Bishops Conference, the Most Rev Joseph Osei-Bonsu
25 April 2014 | Written by  Daily Graphic |

Ignore claims that Jesus will not come again - Catholic Bishops

Президент Конференции Католических епископов Ганы Иосиф Осеи-Бонсу опроверг обвинения обвинения в адрес Ватикана, что Иисус Христос не придет вновь

The President of the Ghana Catholic Bishops Conference, the Most Rev Joseph Osei-Bonsu, has refuted media reports that the Vatican had stated that the second coming of Jesus Christ may not happen.

“The publication is the fabrication of a mischievous and malicious person. The views stated in it do not come from any Cardinal in the Vatican,” he declared in a statement.

He said none of the 216 Cardinals bore the name Giorgio Salvadore and explained that there was, indeed, a Cardinal Salvatore de Giorgi, an Archbishop Emeritus of Palermo.  

He said Cardinal de Giorgi, an 83-year-old retired Archbishop, was not the spokesperson of the Vatican.   

“The official spokesperson of the Vatican is called Fr Federico Lombardi,” he stated.

The Most Rev Osei-Bonsu explained that if a Cardinal of the Catholic Church had made those untrue and blasphemous statements about Jesus, he would be called to order by the Pope.  

That, he said, was because the views espoused in the publication went against Catholic and, indeed, Biblical teaching.  

“The second coming of Christ or the Son of Man at some time in the future is part of our Christian tradition. It is found in the following passages in the New Testament: Matthew 24:3, 27, 37, 39; 1 Corinthians 15:23; Hebrews 10:24; 1 Thessalonians 2:19; 3:13; 4:15; 5:23; 2 Thessalonians 2:1, 8, 9; James 5:7, 8; 2 Peter 1:16; 3:4, 12; 1 John 2:28.  

“It is also found in the Nicene-Constantinopolitan Creed that we recite in church: ‘He will come again in glory to judge the living and the dead’,” he stated.  

The Most Rev Osei-Bonsu, who is also the Bishop of the Konongo-Mampong Diocese, said no one knew the time of Christ’s return, as was written in Mark 13:32, “But of that day or that hour no one knows, not even the angels in heaven, nor the Son, but only the Father.” 

He explained that ‘that day’ clearly referred to the Parousia, the return of Christ at the end of time, and stated that if neither the Son (Jesus) nor the angels knew the time of the second coming, how would any Cardinal, or any person for that matter, know?  

On claims in the publication that Jesus was drunk at the time He made the prediction, the Most Rev Osei-Bonsu said there was no evidence in the Bible, or anywhere else, that Christ was “drunk” when he made that statement. 

“The publication is just malicious and blasphemous and I would urge all Catholics and, indeed, all Christians, to ignore it and treat it with the contempt that it deserves,” he said.

http://graphic.com.gh/news/general-news/21850-ignore-claims-that-jesus-will-not-come-again-catholic-bishops.html

Георгий Н. Папафанасопуло

«Больная Православная Церковь»:

Вызывающее заявление Папы

Γιώργος Ν. Παπαθανασόπουλος, «Ασθενής η Ορθόδοξη Εκκλησία»: Προκλητική δήλωση του Πάπα

За небольшое количество дней до своего визита на Фанар (Константинопольская Патриархия располагается в квартале Фанар в Коснтантинополе-Стамбуле) Папа сделал вызывающее заявление в адрес Православной Церкви. Поскольку она не соединена с Римской Церковью под его пятой, то он охарактеризовал ее как «больную»! Митрополит Элладской Церкви, которому было сообщено об этом заявлении,  печально покачал своей головой и сказал: «Невиданное дело, Папа Франциск прислал свое послание, а в конце ноября месяца он нанесет визит в, согласно его мнению, охваченной болезнью Православную Константинопольскую Церковь и в данном случае ради того, чтобы продолжить программу его предшественников и проявить попечение о ее лечении…» Лечением ее, согласно мнению Папы, является признание его Первенства, при соответствующем аналогичном признании Первенства Константинопольской Патриархии в Православной Церкви.

Папа Франциск направил свое послание в Фанар 5 ноября во время генеральной аудиенции-катехизисе (пастырская беседа прим. ред) в среду, которую он совершал на площади святого Петра в присутствии тысяч его верующих. Он между прочим сказал следующее:

«Церковь является нездоровой, когда верующие, клирики и диаконы не имеют единства с ее Епископом. Церковь, которая не соединена с Епископом, является некой болезненной Церковью. (Подчёркивание автора статьи). Иисус хотел такого единства всех верующих с Епископом. То же относится и к священникам и диаконам. Всем следует иметь сознание того, что Епископ поставлен  как видимая связь каждого с Церковью, и Церкви с Апостолами и с остальными общинами, которые также соединены с Епископами и с папой в Единую, Уникальную Церковь, которой является наша собственная иерархичная Святая Матерь Церковь».

Необходимо отметить, что согласно воззрению папы термин «иерархическая» имеет следующий смысл: верующие и низшее духовенство связаны с Епископами, а они с Папой.

Вполне естественно возникает вопрос, почему это заявление Папа сделал за несколько дней до своего визита на Фанар. А поскольку в Ватикане ничего просто так не делается, то влиятельные обозреватели, комментируя этот факт, сделали замечание, что иезуит Папа послал православным и Фанару некое ясное послание. То есть, что не взирая на открытость в общении и «перспективный» профиль, который проталкивается в вопросах относящихся к каноническим проблемам в международных СМИ, папа остается самым серьезным образом «папистом» в области экклесиологии. Современный «прогрессивный» Папа в конкретных вопросах о Церкви и Первенстве ни чем не отличается от своего сверхконсервативного предшественника Бенедикта. Заявление о том, что его Церковь «только» является «здоровой», подразумевает, что Православная Церковь является «больной». И оно является продолжением прокламации «Dominus Jesus» от 2000 года и идентичной ей. Эта прокламация была написана по вдохновению тогдашнего кардинала Иосифа Рацингера, председателя Комиссии по Учению Веры,  в последствии ставшего Папой Бенедиктом. Она также идентична папской энциклике «Да будут все едины» Папы Иоанна Павла II от 1995 года, которая также была написана по вдохновению кардинала Рацингера. Но она соответствует  и определению II Ватиканского собора, согласно которому «Церковь Христова существует в Католической Церкви, которая управляется преемником Петра и Епископами в общении с ним».  Есть одно отличие. Современный папа едет настроенный самым консервативным образом благодаря решению II Ватиканского собора. На нем говорилось об «ущербности» Православной Церкви, а нынешний Папа говорит о ее «болезненности»…И конечно же заявление Папы Франциска отдаляет всякую возможность для сближения обеих Церквей не взирая на стремления новых «Виссарионов»[i].

Источник: http://aktines.blogspot.ru/2014/11/blog-post_8.html

Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.

 

 

 


[i] Митрополит Никейский Виссарион, один из просвещеннейших иерархов Константинопольской Церкви 14 столетия, участник Ферраро-Флорентийского собора (1337-1338). В самом начале он выступал апологетом Православия, но в завершающей стадии собора принял сторону Римской Церкви и подписал позорный предательский документ «О соединении Церквей», то есть унию. В последствии окончательно предал Православие, перешел под омофор Римского Папы Евгения и  стал кардиналом Римской церкви

 

Никос Халедакис

Папа приезжает в Турцию для «соединения » церквей

ΓΙΑ ΤΗΝ ΕΝΩΣΗ ΤΩΝ «ΕΚΚΛΗΣΙΩΝ» ΕΡΧΕΤΑΙ ΣΤΗΝ ΤΟΥΡΚΙΑ Ο ΠΑΠΑΣ

Γράφει ο Νίκος Χειλαδάκης, Δημοσιογράφος-Συγγραφέας-Τουρκολόγος

 

Весьма важное и историческое путешествие-визит  совершит Римский папа в Турцию , которое будет проходить с 28 по 30 ноября. Согласно публичному заявлению турецкой газеты Milliyet этот визит будет своей основной целью иметь соединение «церквей», вопрос, который проталкивается, как подчеркивает газета, Патриархом Константинопольским.

Согласно официальным правительственным источникам из Анкары программа двухдневного визита Папы в Турцию включает в себя- первый день визит турецкую столицу. Сразу же Папа посещает мавзолей Кемаля Ататюрка, где он возложит венок, тем самым отдавая почтение основателю современной Турции христианам Востока, их величайшему мужеству. Далее у него будет особая встреча с президентом Таипом Ердоганом, премьер-министром Ахметом Давутолгу а затем он встретится с религиозным лидером Турции, главным муфтием Мехметом Гкормезом. После всех этих встреч он переедет в Константинополь и там состоится историческая встреча с Патриархом Варфоломеем. Этот визит Римского Папы в Турцию, как сообщают об этом турки, является вторым при патриархе Варфоломее после визита Папы в 2006 году, когда его встречал патриарх. Интересно то, что в турецких публикациях, которые ссылаются в качестве источника на Рим, вполне ясно сообщается о том, что два религиозных лидера будут совместно молиться и совершат общую Божественную литургию в священном храме святого Андрея.

Турецкая газета ссылается на официальную интернет-страницу Ватикана, на которой размещен комментарий на недавнюю встречу папы с делегацией Папского Центра США Oriental Lümen Vakfı и сообщает о том, что Римский понтифик сделал заявление относительно предстоящего его визита в Турцию и его встречи с Патриархом Варфоломеем. В этом заявлении Папа подчеркнул, что будет сделан великий и весьма важный шаг для упразднения схизмы и ее последствующих влияний на соединение «церквей», схизмы, которая произошла в 1054 году после известных событий и анафем между двумя Париархатами, Рима и Константинополя. Как сообщается, эта встреча является продолжением тех больших усилий, которые были приложены в 1962 году и увенчались спустя малое время совместной молитвой религиозных лидеров в Иерусалима 25 мая, совместной молитвой, которая рассматривается Ватиканом как пункт на пути соединения «церквей».

Оказывается, даже согласно сведениям турецкой печати, Турция официально пригласит Папу для того, чтобы оказать содействие так называемому успешному соединению. Патриарх Константинопольский вместе с Папой  решительно настроены на то, чтобы преодолеть все ожидаемые сложности, которые могут возникнуть для инициаторов этой встречи. То есть соединение церквей уже находится при дверях Фанара?

 

Действительно, что смогут что-то верующие сказать и как прокомментируют все это факты клирики и миряне, которые еще даже верят, что они являются членами Единой, Святой, Соборной и Православной Церкви? Что смогут сказать о грядущем торжестве Экуменизма, в то время как уже попраны и разломаны все каноны Церкви Христовой благодаря провозглашенному соединению «церквей»? Колокола будут звонить в Фанаре, но этот звон не будет ли стройным, роковым и предсмертным?

«Знамения времен» не будут более знамениями. Они превратятся в сугроб, который угрожает на нас всех обрушиться.

Перевод выполнен Интернет-содружеством

«Православный Апологет» 2014г.

 

Источник: aktines.blogspot.com



Подписка на новости

Последние обновления

События