Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Последние времена

 

Духовное пробуждение - О духовной отваге (Старец Паисий Святогорец)

В связи с нарастающим в церковной среде опасным состоянием духовной беспечности, легкомыслия, которые приводят к утрате реального понимания происходящих событий и времени, имы вынуждены опубликовать запись бесед преподобного Паисия Святогорца, которые раскрыввают апокалипсический характер происходящих сегодня событий. Вопреки мнению современных священнослужителей, которые считают современные технологии и коммуникации исключетельно явлением прогресса, которые никак не связаны с описываемыми в Апокалипсисе событиями явления антихриста, мы услышим из уст святого Православной Церкви богодухоновенные слова, в которых процессы технологических инноваций подвергаются правильному бибилейскому и святоотеческому истолкованию. Мы призываем ради спасения собственных душ с вниманием и молитвой прослушать слова прп. Паисия Святогорца, осознавая, что в них звучит Божественное предупреждение и призыв к бодрствованию, трезвению, твердому противостоянию технологиям комфорта, за которыми кроется духовное рабство и вечная погибель, диктатура антихриста. 

КАРТА ГРАЖДАНИНА (ЭЛЕКТРОННЫЙ ПАСПОРТ) "введение печати (антихриста)" (святой Паисий Святогорец). ПОВТОРНОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ ИЗДАНИЕ

Η ΚΑΡΤΑ ΤΟΥ ΠΟΛΙΤΗ "ἡ εἰσαγωγή τοῦ σφραγίσματος" (Ἅγιος Παΐσιος ὁ Ἁγιορείτης) Β΄ ΕΠΑΥΞΗΜΕΝΗ ΕΚΔΟΣΗ ΙΟΥΝΙΟΣ 2015 ΑΓΙΟΡΕΙΤΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ

Η ΚΑΡΤΑ ΤΟΥ ΠΟΛΙΤΗ

"ἡ εἰσαγωγή τοῦ σφραγίσματος" (Ἅγιος Παΐσιος ὁ Ἁγιορείτης)

Β΄ ΕΠΑΥΞΗΜΕΝΗ ΕΚΔΟΣΗ ΙΟΥΝΙΟΣ 2015 

ΑΓΙΟΡΕΙΤΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ


Святая Гора Афон, ее насльники, монахи-подвижники и боголюбцы предприняли труд  повторного издания брошюры об опасности и неприемлемости для православного христианина Электронного Паспорта (Карты Гражданина). Это их издание дополнено некоторыми маетриалами, свидетельствами и документами. Благодарим этих боголюбцев и ревностных детей Матери Божией за их любовь и искреннее беспокойство о спасении человеческих душ. Наше время  - не расслабленной жизни, легкомыслия, а напряденной бдительности и трезвения, даже решимости умереть за Христа. Иное расположение души - погибельно.

Для того, чтобы скачать полный текст брошюры необходимо перейти на адрес сайта

http://kaiomenivatos.blogspot.gr/

Грубейшее нарушение права человека на свободу выбора, совести и попирание человеческого достоинства в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата

/images/st/1763/img_1763_30af5c60d74a76fc6b73488ba3c9bb7c.jpg

Право на свободу совести является неотъемлемой частью человека как личности, как образа Божия. И об этом было вполне конкретно заявлено Русской Православной Церковью в принятых ее официальных документах. В таком важном документе как «Учение Православной Церкви о достоинстве и свободе человека» мы читаем следующее: «Согласно православной традиции, сохранение человеком богоданного достоинства и возрастание в нем обусловлено жизнью в соответствии с нравственными нормами, ибо эти нормы выражают первозданную, а значит истинную природу человека, не омраченную грехом. Поэтому между достоинством человека и нравственностью существует прямая связь. Более того, признание достоинства личности означает утверждение ее нравственной ответственности».

А на Архиерейском соборе 2013 года прозвучали следующие слова: «Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса...

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных». (http://www.patriarchia.ru/db/text/2775107)

Ранее мы сообщали о начале процесса принудительного заполнения анкет клириками РПЦ. При этом спектр предлагаемых для заполнения анкеты вопросов таков, что он далеко выходит за рамки элементарного здравого смысла. Зачем, спрашивается, клирик обязан: давать свой личный номер мобильного телефона, данные о своих ближайших родственниках, сведения о трудовом стаже, данные военного билета, все страницы паспорта и дипломов о среднем и высшем образовании? Зачем монахи, которые приняли обет об отречении от мира принуждаются к прохождению постыдных и унизительных врачей-специалистов — психиатра, нести заключение из венерологического диспансера и т. д.? Перечень требуемых данных выходит за рамки установленных т. н. обязательных данных, определенных Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных ст.8 Общедоступные источники персональных данных. Напомним что ст. 9 данного закона предусматривается «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе».

В случае сбора персональных данных в МП:

а) не заявлено о цели собираемых данных,

б) не предоставляется право выбора для духовенства и монашествующих, поскольку структуры МП требуют безоговорочного предоставления персональных данных под предлогом «послушания».

А п. 4 пар 1 данного закона говорит о том, что «обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

3) цель обработки персональных данных;

4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

»

Более того, клирики и монашествующее духовенство, не имеющие тех или иных документов, обязаны, что совершенно противозаконно, в письменном виде написать на имя Святейшего Патриарха или правящего архиерея некую «Объяснительную».

Почему строгие канонические требования к ставленникам на рукоположение не применяются, мнение духовника не учитывается, но требование заключения из психотерапевта и венерологического диспансера имеет чуть ли не первостепенную важность. А без заключения последних ставленник в дьяконы и священники рукоположен быть не может.

Требование копии всех документов: от справки о крещении и до военного билета и трудовой книжки даже для монахов, не может не вызвать удивления и даже возмущения. Естественно возникает вопрос: РПЦ МП это Поместная Православная Церковь, которая осуществляет свою спасительную миссию в мире, либо это очередная организация с религиозной окраской, которая заключает с клириками и монахами трудовой договор на основании т. н. «Положения о защите персональных данных работников» и Трудового кодекса?1 То есть подобным вытряхиванием из человека всех данных Московская Патриархия невольно показывает, что мышление ее служителей-администраторов ни чем не отличается от работников секретных органов. Один из космонавтов, герой России, узнав о процессе чрезмерно активного и подробного сбора данных в центральных монастырях РПЦ, сказал: «Даже я, имея в советское время доступ к особо секретным объектам, никогда не давал столь подробных о себе сведений и от меня их не требовали». А один из опытных юристов Москвы, который достаточно много и активно помогает в юридических вопросах РПЦ, узнав об этом процессе сразу же его расценил как «противозаконное действие». Все эти доскональные сборы персональных данных не только оскорбляют человеческое достоинство, но и нарушают Российское законодательство и Конституцию России, противоречат официальной позиции РПЦ МП, выраженной в принятых ею же документах на Архиерейских соборах.

Более того, если переходить с юридического языка и уровня на духовный, то, зная, что весь процесс сбора персональных данных ведется сейчас ради создания ведомственных регистров как основной базы для Единого Регистра Населения, который в свою очередь предусматривает обязательное присвоение человеку пожизненного цифрового идентификатора-имени мирового стандарта, что является несомненно грехом, богоборчеством, то какими соображениями руководствуется руководство Московской Патриархии, создавая свой внутриведомственный Регистр с еще более конфиденциальными данными о личности? При этом в своем документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» священноначалие РПЦ заявляет: «Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека». То есть высказана озабоченность и тревога РПЦ, а на деле мы видим происходит все с точностью наоборот.

Иначе как коварством и лицемерием данный шаг и данное решение Московского Патриархата не назовешь.

Официально РПЦ заявляет также о недопустимости таких методов и мер сбора персональных данных, а на деле происходит все с точностью наоборот. При этом, осознавая незаконность подобных требований, бесчестно эксплуатируется священная добродетель «послушания». В данном конкретном случае эта добродетель откровенно десакрализуется, то есть теряет свой священный смысл. Ибо послушание — это величайшая добродетель научающая человека следовать воле Божией. О какой воле Божией можно говорить при требовании совершать поступок противоречащий не только совести человека, но православной вере, который делает человека соучастником процесса «тайны беззакония», которая в данном случае совершается на технологическом уровне?(См. Послание Архиерейского собора Украинсуой) И каждый клирик РПЦ, обязуемый священноначалием РПЦ заполнить анкету и отдать копии всех своих личных документов, лишается всякого выбора. И в данном случае, оправдывая процесс развития зла, принимая на себя ответственность за вынужденное соучастие клириков и монашествующих в процессе создания технологической базы для начертания антихриста, священноначалие РПЦ толкает своих чад на шаги ко злу и соучастия во зле. При этом мы напомним важные слова из «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» : « Это значит, что подлинно свободен тот, кто идет путем праведной жизни и ищет общения с Богом, источником абсолютной истины. Напротив, злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как ведет волю к порабощению грехом. Только Бог, являясь источником свободы, может поддерживать ее в человеке. Те, кто не желают расставаться с грехом, отдают свою свободу дьяволу — противнику Бога, отцу зла и несвободы. Признавая ценность свободы выбора, Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы.»

Не может также не беспокоить и тот факт, что такое крайне легкомысленное отношение к процессам составляющим единый вектор антихристианской глобализации, активно взращивается в Духовных школах РПЦ. Будущие пастыри, а часто и лица начальствующие, не знакомы с принятыми постановлениями Архиерейских соборов в отношении цифровой идентификации, не имеют даже малейшего целостного представления и происходящих процессах, об их эсхатологической направленности и о духовной опасности. Собственно говоря духовные школы лишены правильного и глубокого богословского видения и осмысления затрагиваемых нами проблем. Это приводит к очень часто печальным явлениям в пастырском служении, когда легкомысленные пастыри высмеивают думающих прихожан, уничижают их и выгоняют с приходов. Подобные явления все чаще стали происходить даже в монастырях РПЦ. Но если легкомыслие и демагогия становятся главным идеологическим критерием для Священноначалии РПЦ, то это является признаком опаснейшей апостасии. Важно знать и помнить, что нас спасет господь не только за добрые дела, но за стояние в вере. Свт. Кирилл Александрийский подчеркивает: "Но свет дел, если он чужд правых догматов и неповрежденной веры, душе человеческой, как думаю, не доставит никакой пользы". (Кирилла, архиепископа Александрийского, на святой символ. Деяния Вселенских соборов. СПб. 1996, т.1. Третий Вселенский собор, с. 569)

От ПА

1Это положение дает перечень документов и данных предоставляемых работником работодателю: в ст2, 2.2. «Состав Персональных данных »: 2.2.  Состав Персональных данных работника:

- Анкетные и биографические данные;

- образование;

- сведения о трудовом и общем стаже;

- сведения о составе семьи;

- паспортные данные;

- сведения о воинском учете;

- сведения о заработной плате сотрудника;

- сведения о социальных льготах;

- специальность,

- занимаемая должность;

- наличие судимостей;

- адрес места жительства;

- домашний телефон;

- место работы или учебы членов семьи и родственников;

- характер взаимоотношений в семье;

- содержание трудового договора;

- состав декларируемых сведений о наличии материальных ценностей;

- содержание декларации, подаваемой в налоговую инспекцию;

- подлинники и копии приказов по личному составу;

- личные дела и трудовые книжки сотрудников;

- основания к приказам по личному составу;

- дела, содержащие материалы по повышению квалификации и переподготовке сотрудников, их аттестации, служебным расследованиям;

- копии отчетов, направляемые в органы статистики;

Данные документы являются конфиденциальными, хотя, учитывая их массовость и единое место обработки и хранения - соответствующий гриф ограничения на них не ставится.http://hr-portal.ru/pages/poloj/pzpd6.php

 

 

Беседа с одним из бывших лидеров «Нью эйдж» в России
Александром ЧЕРНАВСКИМ, который смог преодолеть
искушение «Нового века»

– Александр, что привело вас в «Нью эйдж»?

– Я закончил военно-политическое училище, служил в ракетной части. Но с конца восьмидесятых годов у меня начался период богоискательства, написал в то время несколько работ по психологии, философии. В 90-м начал преподавать на кафедре педагогики и психологии Вологодского пединститута и много ездил на разные семинары по экстрасенсорике, необычным явлениям.

Закончилось это тем, что уехал в Горный Алтай, где встречался и с рерихами (так их называют местные), кришнаитами, поклонниками Блаватской и так далее. Там, в одной долине недалеко от горы Белуха, эзотерики всех направлений попытались основать некий Город солнца. В 70-80 годы в те места уезжали сотни людей, покупали дома, обосновывались. В основном это была молодежь, стремящаяся к мистическому опыту.

Год я там пробыл и уехал после того, как в Приднестровье погиб мой брат. После похорон постепенно начал приходить в себя и обнаружил, что, пока я был в горах, вокруг многое изменилось. Появилось много интересного для психолога – гимнастики, танцы, арт-терапия, психологические семинары, работающие с новыми методиками. Они и привели меня в «Нью эйдж».

     – Почему вы в тот момент прошли мимо Церкви?

     – Люди в те годы были очень растеряны. С одной стороны, рушился материализм, с другой – до православия многие не доросли. И когда нам предлагалось поверить, что христианство – это вчерашний день, нужно шире смотреть на вещи, это было искусительно. Тот нигилизм, внутренняя пустота, которые разрушили нашу экономику, в духовной сфере тоже толкали нас к либеральным решениям, к программам типа «Пятьсот дней», за которые можно попасть в продвинутые.

     – А что происходит через «пятьсот дней»?

– По милости Божией иногда приходит понимание, что главное – не скорость, а направление. Разобраться в этом с помощью ума почти невозможно, потому что в «Нью эйдж» всякое сомнение мгновенно забалтывается. Там достаточно неглупых людей, которых переиграть на их поле невозможно. Только Господь может разрушить это наваждение.

– Насколько «Новый век» завязан на оккультизм?

– Оккультизм, неосознанный сатанизм, пронизывает все практики «Нью эйдж», даже самые скромные. Но в чем трудность борьбы с ним? Если православный батюшка придет и назовет ньюэйджеров сатанистами – его не поймут и совершенно искренне отвергнут. Невоцерковленный человек приходит в общину, где ему говорят, что если Бог – это добро, то, значит, и добро – это Бог. А что такое добро? Это то, что нам полезно, приятно. Такая вот подмена, очень удобная.

– Вы могли бы кратко охарактеризовать идеологию «Нью эйдж»?

– Мысль заложена примерно такая. Наступает эпоха Водолея. Она требует новых идей и новых людей, которые не признают никаких авторитетов, лояльно относятся ко всем религиям, в том числе к христианству. Но при этом они считают Христа не Богом, а одним из великих учителей. Внешне это все выглядит презентабельно. Предлагается экологическое отношение к телу, к природе. Другое название «Нью эйдж» – холистическое движение, от «хол» – целый. Речь идет о целостности духа, души и тела. Это мне вначале тоже очень понравилось.

– С чего начиналось движение «Нью эйдж» в нашей стране?

– Вы знаете, приход либерализма, разрушение компартии и проникновение «Нью эйдж» каким-то образом оказались у нас завязаны на одну фигуру – Александра Яковлева, был такой секретарь ЦК КПСС. А его дочь Саша Яковлева и стала создателем первого холистического центра в России «Путь к себе». Я лично был с ней знаком. По натуре Саша – космополитка, но с такой установкой: «Мой внутренний мир важнее всего остального». Это привлекло в «Новый век» часть рериховцев, уфологов, сторонников нетрадиционных методов лечения и т.д.

Когда мне в руки попал журнал «Путь к себе», я как психолог тоже заинтересовался. Стал одним из организаторов холистического центра в Вологде. Сначала прошел, а потом сам стал вести ряд семинаров по усовершенствованию способностей человека.

– Вы упомянули Яковлева. Насколько организованно внедрялся «Новый век» в нашу страну?

– Увлечение «Нью эйдж», по самым скромным оценкам, охватывает треть американцев. Центр этого движения есть там почти в каждой деревне, и все кандидаты в президенты работают с этой аудиторией, дают какие-то обещания, тем более, что это отвечает интересам Соединенных Штатов.

Это движение оформилось в Америке благодаря хиппи, которые отвергали материальные ценности, техногенность современной цивилизации. Но потом повзрослели, стали «почтенными членами общества» – яппи, которые задумались о том, как хранить и лелеять свое тело.

– В чем главная приманка «Нью эйдж»?

– Сегодня благодаря развитию транспорта и коммуникаций люди все больше убеждаются, что они очень похожи и хотят одного и того же – счастья, хороших отношений в семье, денег. И им задается вопрос – вы хотите все это быстро, гарантированно получить?

– Это обман?

– Знаете, как это бывает в сказках, суть дела не в том, выполнит ли черт ваше условие, а в том, что попросит взамен. Формально все выглядит очень солидно. Я посетил все крупнейшие «Нью эйдж»-центры в США: Опен-центр, Омега-институт, Наропа-институт. Это целая, мощная индустрия. В Опен-центре проводится, например, 900 семинаров в год. Он расположен в огромном здании, с залами для танцев, медитаций, где все оборудовано по последнему слову техники, имеется мощное компьютерное обеспечение, работают первоклассные менеджеры.

Мы познакомились с директором этого центра Ральфом Уайтом. Очень милый человек. Стремится к гуманистическим отношениям между людьми, к тому, чтобы они были лучше, пребывали в состоянии гармонии, покоя, любви. И, действительно, миллионы людей к этому удалось привести. Не к спасению души, к которому стремится православие, а к состоянию духовного комфорта и финансовому благосостоянию.

– При чем тут финансовая сторона? Вы же сказали, что «Новый век» вырос из движения хиппи, которые материальные ценности отвергали. Каким образом эти идеи могли развернуться на 180 градусов?

– Здесь есть один хитрый поворот. Я сам вел бизнес-семинары, и там первое правило на пути к богатству – если хочешь что-то получить, научись сначала отдавать. А ловушка в том, что, несмотря на оговорки, все равно все вертится вокруг денег.

– Насколько эффективно обучение на семинарах?

– Я знаю сотни случаев, когда люди приходили и получали результат. Была, например, такая журналистка Евгения Л. Ездила на семинары, в Шотландии участвовала в «духовной игре в деньги». И стала миллионершей.

– Каким образом происходит обучение?

– Суть в подробном исследовании – что мешает нам получить желаемый результат?

Я опишу эпизод одного из семинаров, который проводил Александр Эверест. Эверест – это псевдоним человека, который создал ряд больших школ, связанных с развитием способностей человека, раскрытием духовного потенциала. Одно из направлений было посвящено как раз бизнесу. И вот, собирается огромная аудитория, причем каждый платит по 300-500 долларов. Задаются простые вопросы. Хорошо ли быть богатыми? Ответ: богатство, счастье, здоровье – это норма. Они позволяют тебе путешествовать, дарить подарки, жить в полную силу. Ты хочешь быть ненормальным? Нет.

Эверест достает толстую пачку денег и предлагает аудитории – подходите, берите. Народ мнется, потом кто-то решается. Его спрашивают, что он чувствовал, когда брал деньги. Страх. Эверест начинает разбирать эту проблему – страх перед деньгами и т.д. Показывает, как деньги передвигаются по миру, раскрывает философию отношения к деньгам. В ответ на мнение, что есть нечто, чего нельзя купить, например, любовь, дается такой ответ: «Тот, кто считает, будто любовь нельзя купить, тот просто не ходит со мной в один магазин».

– Не имеет возможности ходить в дорогие магазины?

– Нет, утверждается, что есть такой «магазин», в котором покупается любовь.

– И там тебя учат любить?

– Имеется в виду, что можно, например, завоевать любовь щедростью и т.д. Что деньги дают нам свободу.

Еще доказывается, что богатый – этот тот, кто с Богом, а бедный – тот, кто с бедой. Поэтому, если ты беден, тебе нужно изменить отношение к жизни. Эгоизм здесь четко стоит во главе угла. При этом все виды страстей – прелюбодеяние, тщеславие, гордыня, жадность – «Нью эйдж» развивает с огромной скоростью. Человеку говорят: ты все можешь. Если пройдешь семинар – будешь богатым, совершенным, но... откажись от Бога. Конечно, не так прямо, а «не придерживайся старых догм, учителей. Бог в твоем сердце. Это не дедушка на облаках. Ты сам – сын Божий».

Тебя не наставляют творить зло, красть. Наоборот, спрашивают: ты хочешь сделать доброе дело? И каким-то образом это доброе дело всякий раз расходится с учением Христовым.

Ну и, конечно, те люди, которые смогли разбогатеть благодаря этим семинарам, ведь не даром все получили, тут не должно быть иллюзий. Все, что дает им «Новый век», – это ключ к тому, как с помощью методик научиться обмануть свою совесть, оправдать жадность.

– Вспоминается богатый юноша из Евангелия, который был добр, благочестив, но отказался ради спасения души расстаться с богатством.

– Все искушения, которые превозмог Господь в пустыне, в «Нью эйдж» получают свое обоснование.

– Насколько активно на семинарах учат манипулировать людьми?

– Это одна из основ, первейших признаков человека нового времени. Его оружие – не пистолет, не отмычка, а способность влиять на себя и управлять окружающими. Методики есть самые разные – от простых, в духе Карнеги, до нейролингвистического программирования (НЛП).

– Что это такое?

– Я расскажу, при каких обстоятельствах впервые прозвучал этот термин – НЛП. Его создатель ехал на свой семинар, но был остановлен полицейским за превышение скорости. На вопрос, куда он так мчится, изобретатель вдруг ответил представителю закона: «На семинар по нейролингвистическому программированию». Полицейский отдал честь и отпустил нарушителя – вместо того, чтобы взять с него штраф.

То есть НЛП – это методика управления сознанием – своим, чужим, во благо, во зло. Основами его владеют, например, многие мошенники. У них это называется «запудрить мозги». Идея НЛП в том, что человека можно программировать и перепрограммировать подобно компьютеру. Но только с помощью слов.

– Как в «Нью эйдж» рассматривается проблема антихриста?

– Там говорят, что это просто система страха в одной из мировых религий. Впереди – лучезарное будущее.

– А агрессивность к христианству никак не проявляется?

– На встрече лидеров «Нью эйдж» в Польше одна русская женщина предложила зайти в православный храм. Был праздник Николая Чудотворца, и все дружно пошли, всем понравилось. Попадая в Россию, некоторые нью-эйджеры проникаются симпатией к нашей вере, начинают помогать Церкви. Это все очень лично. Агрессии, как правило, нет. Наоборот, прививается терпимость ко всем религиям. И ты сам любую можешь исповедовать, использовать ее как средство, но не как цель, разумеется.

Это норма поведения, и она, к сожалению, проникает и в нашу Церковь. Некий священник из Москвы попал на очередное экуменическое сборище, где язычники исполняли какой-то обряд. Но священник в это время читал «Отче наш». И когда его спросили, что он делал на шабаше, ответил: читал «Отче наш». Ответ был признан остроумным. С точки зрения «Нового века» – это тоже образец поведения в современном мире. Читай про себя тихо, культурно все, что хочешь, главное – не досаждай никому и сам не мучайся.

Но есть течения в «Нью эйдж», например, работаюшие с тантра-йогой, которые могут быть агрессивны. Тантризм – это такое обоснование блуда, через который в человеке высвобождается ум и еще что-то там высвобождается, что и не запланировано. Не случайно революционеры, включая даже таких тихих, как Жан-Жак Руссо, были половыми извращенцами. И явные бесноватость, агрессивность в тантризме присутствуют.

Очень опасно вовлечение людей в «Новый век» через язычество, славянские эзотерические практики, где не только хороводы учат водить. Через эти практики втягиваются баркашовцы, ребята из РНЕ и других фашиствующих организаций.

– Это оборотная сторона «Нового века»?

– Лишь небольшая ее часть. Знакомство с оборотной стороной в Америке начинается с того, что человек должен принести для участия в семинаре справку о том, что он психически здоров. Затем подписать документ, согласно которому «Нью эйдж»-центр не несет ответственности за то, что может произойти с человеком в дальнейшем.

И это отнюдь не лишние предосторожности. Там есть, например, такая методика, когда человеку прививают решимость. Начинается скромно. Нужно подойти, преодолев стеснительность, и о чем-то попросить. Дальше – больше. Одну девочку уговорили прыгнуть со второго этажа (она боялась высоты). Девочка прыгнула и сломала позвоночник. Но это, конечно, исключение, а не правило. Обычно повреждения носят другой характер.

Например, у Андрея Л. на семинарах люди занимались изучением суфийских танцев, тантры. Они учились прекрасно танцевать, играть на многих инструментах, рисовать, снимать фильмы, изучали иностранные языки. Есть также семинары, где вас учат предсказывать будущее, искать потерянные предметы, включать свет в комнате «силой мысли» (дьявол помогает очень многие вещи делать).

Но что при этом происходило с душами этих людей?

     Многие ученики покончили с собой, стали наркоманами, сошли с ума, потеряли семьи. Некоторые теряли рассудок прямо во время этих самых суфийских танцев. У нас, правда, все общество больное, находится в пограничном состоянии. Но на семинарах «Нью эйдж» это все обостряется.

– Какую роль играют в методиках этого движения наркотики?

– С помощью ЛСД там практикуется лечение от психических болезней, есть другие показания к употреблению наркотиков. Но главное – это поиск полунаркотических состояний, с помощью, например, глубокого холотропного дыхания. В результате гипервентиляции легких человек впадает особое состояние, у него начинаются галлюцинации, бесовские наваждения. Этого можно добиться и с помощью динамических медитаций.

– Насколько связана с движением «Новый век» рок-музыка?

– Музыка «Нью эйдж» – это не рок, она медитативная, расслабляющая.

– Можно подробнее сказать о вашем пути через «Нью эйдж»?

– Я прошел несколько семинаров, создал в Вологде холистическую общину «Род». Что меня подкупало, кроме самореализации, как психолога? Однажды я был участником международной встречи лидеров холистических центров, где очень много говорилось о том, что Россия – это особая страна, за которую ньюэйджеры всего мира испытывают гордость. Один француз сказал, заплакав, что, когда он пересек границу России, у него раскрылось духовное сердце. Что у нас здесь дух особый.

Все это стимулировало мои националистические чувства. После этой встречи я написал огромную статью: «Я горжусь тем, что я русский». А на следующий год пригласил в Вологду лидеров «Нью эйдж»-общин, главным образом, из Восточной Европы и с постсоветского пространства. Это поощряло во мне тщеславие.

Я был свидетелем многих интересных практик. Одна женщина, бельгийка Моника С., доказывала, что дельфины помогают исцеляться, с их помощью можно управлять снами. Было интересно.

Но вот чего я никак не мог взять в толк. Формально все обстоит прекрасно, а на душе камень, который с каждым днем становится все тяжелее. Меня постигли скорби душевные, отчаяние. И я пытался понять – почему? Ведь все так хорошо шло. И вдруг открывается, что не все хорошо. Что раскрепощение сознания, которого я достиг, – это на самом деле вседозволенность и наглость. Что лучше Церкви мне никакие гуру не помогут.

Когда я покинул общину, часть людей ушла за мной в православие, а часть осталась. Не могу сказать, что они счастливы. Человек в «Нью эйдж» рано или поздно вступает на путь необратимых разрушений. Здесь и уныние, и утрата всякого покаянного чувства, самосознания – все это его постепенно разрушает как личность. А кто-то улыбается и говорит, что всем доволен. Но это не менее страшно – это веселье, в котором нет жизни.

Чтобы исцелиться, я ездил в Троице-Сергиеву лавру на отчитку, соборовался, подолгу жил в монастырях. В одном из них я начал писать статью, где пересмотрел отношение к психологии. Статья небольшая, но я писал ее целый год, потому что, с одной стороны, пытался избавиться от нью-эйджевского взгляда на мир, с другой – невольно его оправдывал, он слишком глубоко мной овладел. Поэтому я до сих пор причащаюсь каждое воскресенье. Борьба была очень тяжелой и продолжается по сей день.

– В свое время отец Серафим Роуз тоже побывал в «Новом веке».

– Да, и написал другому бывшему ньюэйджеру, принявшему православие: «Хорошо, что ты прошел через это. Теперь ты знаешь, что это такое».

Беседовал В.Григорян

 

ИСКУШЕНИЯ «НОВОГО ВЕКА»

Насколько мы готовы к тому, чтобы их отвергнуть?

В этом номере газеты мы опубликовали беседу с Александром Чернавским, посвященную учению «Нью эйдж». Однако ряд особенностей этой идеологии оказался за рамками интервью. Попытаемся восполнить это, сформулировав еще раз, в чем суть учения.

По мнению теоретиков «Нью эйдж», в наши дни заканчивается эпоха традиционных религий и наступает эра Водолея, когда раскроются все скрытые возможности человека и он сможет перейти на новую ступень эволюции.

Одним из способов такого перехода считаются роды в воде, другим – усиленное занятие экстрасенсорикой, третьим – раскрытие ума с помощью самовнушения и т.д. После чего люди эры Водолея, согласно задумке, должны стать настолько же выше нас, простых смертных, насколько обезьяна выше человека.

Иногда это движение называют языческим. Да, действительно в нем принимают участие те же индуисты, например. Можно также встретить и мусульман, и иудеев. Но в основном это люди, предки которых были христианами. И очень много тех, кто продолжает считать себя православным (например, последователи Ольги Асауляк), католиком, протестантом. Ведь от них не требуется отказа от обрядов. Нужно лишь «поверить в себя», «расширить сознание», то есть впасть в прелесть.

Более того, это движение не могло возникнуть, не будь христианства, потому что язычникам не знакомо такое понятие, как «личность». Оно появилось лишь после распятия и Воскресения Спасителя, когда человек благодаря жертве Христовой был облечен в царские одежды.

Но вот вера стала уходить в многочисленные трещины, однако мало кто согласился вернуть эти одежды обратно. Было заявлено: «Бог в твоем сердце» и т.п. Вот как сформулировала новое учение о человеке известная американская актриса Ширли Маклейн: «Каждый должен обратиться к своему внутреннему «я», и ваша внутренняя сущность откроет вам, что вы есть бог».

Поэтому «Новый век» нельзя назвать даже сектой. Сектанты и раскольники всех времен и народов полагали, что истиной обладает не Церковь, а их община. Ньюэйджеры идут дальше – в сторону чистого эгоизма. У них каждый сам себе Церковь.

В чем роль «Нью эйдж» в современном мире? Прежде чем проявить свою мерзейшую мощь, антихрист должен стать псевдохристом – волком в овечьей шкуре. Прежде гонений против малого стада он должен завладеть умами значительной части верующих, прельстить их, не требуя расстаться со своими конфессиями. Что и происходит сегодня.

Надо сказать, «Нью эйдж» предлагает нам целый спектр искушений, первым из которых стало отвержение ревности о Боге. Нам, христианам, задан был вопрос – с тем ли мы Христом, который несет добро, радость, или другим, признавшим, что не мир Он нам принес, а меч?

В ответ на отказ принять это разделение нас стали называть догматиками, отсталыми людьми и, что еще хуже, нетерпимыми, мрачными, говорить, что половым воздержанием, постами, строгостью, черными одеяниями монахов и неприятием разного рода новшеств, отрицанием мира, лежащего во зле, и ожиданием конца времен мы убиваем в себе и мире любовь.

О, если бы нас гнали! Но, нет, нам покровительственно улыбаются, а иногда просто смеются. Правда, некоторые уже отсмеялись еще в первые десятилетия прошлого века, когда увидели, как охотно вчерашние толстовцы становятся чекистами, палачами. И тогда мороз прошел по спинам людей, подобных Дмитрию Мережковскому. Они ждали наступления «Царства Духа», а вместо этого с людей заживо начали сдирать кожу.

Катастрофы ХХ века задержали распространение идеологии «Нового века», однако на сегодняшний день движение полностью оправилось. Каждый год появляется множество фильмов и книг в духе «Нью эйдж», где нам предлагается добро без Бога, христианство без Христа и, разумеется, «путь к себе».

Самые известные фильмы, которые можно назвать, – это «Титаник» Джеймса Камерона и «Матрица» братьев Уачовски. Это картины по форме почти христианские, но это почти на самом деле является обманом, который достигается с помощью одного приема. В обоих фильмах мы видим акт самопожертвования. Мы видим, как в «Титанике» герой погибает, чтобы его возлюбленная могла найти «путь к себе», взяла от жизни все.

Высота подобной жертвы позволяет Камерону высказать нелицеприятное мнение о христианах, которые тонут вместе с кораблем, вверив себя Господу. Они отказались от борьбы, что для человека нового времени выглядит дикостью.

Правда, режиссеру при этом пришлось серьезно исказить обстоятельства реальной трагедии. Когда не вымышленный персонаж, а сотни мужчин-христиан погибли, чтобы не мешать спасению жен и детей. И... лодки ушли полузагруженными. Но на нижних палубах метались обреченные бедняки, там тоже были женщины и дети, которым уже невозможно было помочь. И мужчины-аристократы остались с ними. Через несколько лет эта история в точности повторится в охваченной революцией России.

Наверное, Камерону как художнику можно было бы простить бегство от документальности. Но он исказил саму суть случившегося в водах Атлантики. При этом символы «Нью эйдж» обыгрываются на протяжении всего фильма. Например, много места уделяется драгоценному камню. Это не случайность – кристаллы играют большую роль в учении «Нового века». И когда героиня в конце фильма жертвует драгоценностью, бросив ее в море, она как бы отрекается от мира, что очень подкупило, например, отца Андрея Кураева, написавшего об этом большой материал.

Но и в этом эпизоде есть одна подмена. Героиня не является подлинным владельцем камня, он случайно оказался у нее во время гибели корабля. Так же, как и сама идея самоотречения вырвана Камероном из «морально устаревшего» христианства. Ведь в «Нью эйдж» идут не умирать ради ближних, а жить ради себя.

Подтекст в картине играет огромное значение. Создатели корабля бросили некогда вызов Небу, заявив, что сам Господь не сможет потопить это судно. Не был делом случая и подбор его имени. «Титаник» можно буквально расшифровать как «Богоборец». Однако в первом же плавании этот громадный ковчег пошел ко дну. «Но Бог не смог пустить на дно жажду человека жить по собственной воле» – вот мысль Камерона, которая является стержнем его фильма.

Продолжая тему, скажем, что вслед за «Титаником» отец Андрей Кураев одобрил и «Гарри Поттера». Там также добро побеждает зло, правда, необычными методами. Но разве цель не оправдывает средства? К сожалению, эта тенденция – поиск жемчуга в нью-эйджевском навозе назло «ревнителям благочестия» – становится сейчас очень популярной. И вот в православных СМИ появляется похвала фильму «Матрица», где идеология «Нового века» проводится уже совершенно открыто.

И то, что христианская символика пронизывает всю картину, – это не ее достоинство, а попытка перелицевать нашу веру во что-то принципиально новое.

Речь в картине идет о мире, который не просто во зле лежит, но захвачен компьютером и его виртуальными агентами (читай – бесами). А все, что видят люди: вкусная еда, хорошая одежда и т.д., – это лишь видимость. И вдруг с героем фильма начинает происходить то, что описано в семьдесят втором псалме: «Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их». Герой открывает для себя правду. Что на самом же деле люди – обыкновенные рабы, батарейки для компьютера, которые висят, как мухи, в паутине каких-то проводов и питаются помоями.

Все это так увлекло православного пропагандиста картины, священника Вадима Семчук, что он пропустил тот момент, когда фильм начал приобретать откровенно оккультисткие формы.

В финале герой «Матрицы» Нео (новый) прошел «путь к себе» и обрел фантастические способности. Он погиб, а затем воскрес. Благодаря поцелую подруги-хакерши Тринити (Троицы) он познал, наконец, себя и стал вершиной эволюции – сверхчеловеком, спасающим мир, с помощью потрясающих воображение трюков плюс мордобоя, убийства. По сути, это рекламный ролик антихриста, где подчеркнуто его сходство со Спасителем и затушеваны различия.

Вот это и обмануло отца Вадима, увидевшего в фильме «христианскую интерпретацию». В ответ на его статью «Фильм «Матрица»: православный взгляд» появилось немало недоуменных откликов. В качестве оправдания священник сказал, что, будучи миссионером, он должен искать подход к молодежи.

Это справедливо. Вопрос – как и какой ценой. Еще недавно мы иронизировали над протестантами, которые привлекают людей поп-музыкой. А сегодня во время проведения одного из миссионерских съездов можно было наблюдать такую сценку. Сидят православные священники и миряне, смотрят, как на сцене девица в красном платье с разрезом до интимного места исполняет танго.

Откуда она взялась? Кто позвал? Устроители мероприятия, наверное, не смогут дать ответа. Само проскочило. Но трудно отделаться от мысли, что эта апокалиптическая картина была попущена Богом как некий урок всем нам. Сегодня все труднее разобрать, кто кого просвещает: христиане мир или наоборот, а также, где цель, а где средства. Так новое время иногда нас переигрывает.

Сложность сопротивления «Нью эйдж» в том, что добро для этого движения – больше чем добро, а хороший человек – больше чем профессия, и это невольно увлекает. Ведь первый этап культа провозглашает: радуйтесь, возвращайтесь к природе, не будьте фанатиками, ешьте экологически чистые продукты и т.д., и т.п. А если сами не хотите этого делать, не мешайте делать ближним.

И вот еще что. В отличие от любой другой сектантской деятельности, каждому из нас приходится сталкиваться с «Нью эйдж» почти ежедневно. Так что взгляд просто замыливается. Даже на Рождественских чтениях в Москве приходится видеть пропаганду соевых продуктов. Что может быть невиннее? Но это часть огромного по размаху бизнеса «Нового века».

Означает ли это, что нужно бороться с соей? Нет, конечно, но такие вопросы «Новый век» ставит перед нами непрестанно. И я лично, если сказать по совести, не имею права судить отца Андрея Кураева, хотя бы потому, что некоторые фильмы в духе «Нью эйдж» мне самому нравятся (а неумные нападки на них в православной прессе вызывают, скорее, раздражение). Слаб человек...

Беда в том, что за первым этапом наступает второй, где разница между Христом и антихристом стирается вовсе, как в «Матрице» или, еще более ярко, в романе Б.Акунина «Пелагия и красный петух».

Сюжет этой книги в том, что «Христос», провалившись в некую дыру во времени, попадает в XIX век, где за ним начинает охотиться обер-прокурор Синода (за прозрачным псевдонимом угадывается Константин Победоносцев). Но что из себя представляет акунинский мессия? В рамках книги создано новое «евангелие», согласно которому христианство – это удел отсталых умов, и красной нитью проходит наставление: в жизнь вечную не верь, в Бога не верь, Церковь отвергни, а только твори добро.

Надо сказать, что подано это с определенным блеском. Поэтому роман Акунина можно назвать своеобразной классикой «Нью эйдж» наряду с такими вещами, например, как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Но это одна сторона, теоретическая.

Практическую цель решают семинары «Нью эйдж», помогая обывателю подняться на ту высоту, где он наконец получает возможность не только жить в свое удовольствие, но и гордиться собой.

Соблазн велик, но тот же пример Александра Чернавского напоминает нам, что мирозданием правит все-таки Бог и разрушить духовное здоровье человека не так-то просто.

На днях попал на распродажу библиотечных книг и увидел там дюжины изданий, которые наши первые нью-эйджеры на рубеже девяностых годов покупали за бешеные деньги – трактаты Шри Ауробиндо, например. Спросил у старичка, который ими торгует, сколько стоит. В ответ прозвучало: «Рупь штука».

Наш народ, мне кажется, движением «Нью эйдж» трудно будет прошибить. Гордыни, что ли, не хватает, а без нее и глупость человеческая – так, пар один. Во всяком случае, хочется в это верить.

 

июль 2003, № 443 «Вера»-«Эском», Христианская газета севера России

http://www.rusvera.mrezha.ru/443/10.htm

http://www.rusvera.mrezha.ru/443/11.htm

 

 

Архимандрит Ефрем Аризонский, проигумен монастыря Филофей: «Когда появится антихрист»? (магнитозапись беседы)

 

Εφραίμ (Αριζόνας): «Πότε θα εμφανιστεί ο Αντίχριστος»;


 

 

 


 

Старец Ефрем говрит, что когда мы возмем Константинополь, пройдет еще 33 года благоприяные, а потом начнется полное отступление-апостасия и воцарится антихрист. Старец Ефрем раскрывет нам то, что еще не наступила эпоха правления антихриста и что имеются еще пророчества, которые не сбылись, как например правление 33 года царствовашего царя Иоанна III Дуки Ватаца (император Никейский 1221-1254), который скончался окаменевшим, которое должно случиться после 3-й мировой войны взятия Константинополя.

Запись беседы старца Ефрема:

 

 

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=-RvcIclFe48

 

Беседа старца Ефрема об окаменевшем  Никейском императоре Иоанне Дуке Ватаце:

ΕΦΡΑΙΜ ΑΜΕΡΙΚΗΣ ΓΙΑ ΜΑΡΜΑΡΩΜΕΝΟ ΒΑΣΙΛΙΑ ΙΩΑΝΝΗ!

 

 

http://www.youtube.com/watch?v=QyAq5lei_0Y&feature=related

 

ΠΗΓΗ: http://www.pentapostagma.gr/2012/09/blog-post_6953.html#ixzz25XHBiTkd


 

От редакции Православного Апологета: В связи с такими уверенными пророчествами почтенного и достоуважаемого старца Ефрема, ученика старца Иосифа исихаста, возникает вопрос: как их согласовать с теми стремительными процессами чипизации людей и выстраивания электронного концлагеря? Безусловно, процесс построения мирового электронного концлагеря — это сатанинская идея и это построение царства антихриста. Но, тем не менее, Бог в силе и эти процессы разрушить, приостановить (что и так уже растянулось на весьма длительное время, и многие сроки предсказанного конца мира авторитетных угодников Божиих уже не сбылись) ради тех людей, которые по предвидению Божию «восполнит число отпадших ангелов» и способных стать святыми, причастниками царствия Божия. Старец Паисий в своих беседах часто говорил, что Бог этим строителям антихристового царства «даст хорошую взбучку». То есть от Бога будет дано строителям глобальной системы явное наказание и внушительное вразуление, которым Господь Иисус Христос даст понять, что Он — есть Бог всех людей, Он — правитель мира, а не они. Вероятно, это и есть то известное место из Апокалипсиса, в котором говориться о «молчании (передышке) на полчаса» во время великой брани.

Но, тем не менее, даже и эти утешающие пророчества архимандрита Ефрема, не должны нас подвидить к мысли о дозволительности входить в систему электронного рабства, поскольку эти шаги являются отречением от Христа в той или иной степени глубины. И принятие микрочипа на тело — это откровенное отречение от Христа, отвержение помощи и промысла Божия.

 

Историческая справка об императоре Иоанне Дук Ватаце:


 

ИОАНН III ДУКА ВАТАЦ, ИМПЕРАТОР НИКЕИ

 


Никейский император в 1221/1222— 1254 гг. Род. ок. 1192 г., ум. 3 ноя. 1254 г. Иоанн, женатый на Ирине, дочери Феодора I, после смерти императора унаследовал никейский престол. По свидетельству всех историков, он был отмечен многими достоинствами: был кроток, отличался человеколюбием и бережливостью (Акрополит: 52). Ум соединялся в нем с благородством и твердостью характера; он прекрасно вел и устраивал дела правления, ничего не делал не обдумав и не оставлял ничего недоделанного. На все у него была своя мера, свое правило и свое время. В короткое время Дука увеличил внутреннее благосостояние ромейской империи и в соответствующей мере ее военную силу (Григора: 2; 1). Через два года после своего воцарения ему пришлось выдержать войну против войск крестоносцев, которыми предводительствовали братья покойного императора севастократоры Алексей и Исаак Ласкарисы. Сражение произошло в пределах Пиманина, и Иоанн одержал решительную победу. В то время как значительная часть ромеев была почти разбита, он сам с горстью воинов выиграл все дело — потрясая копьем, бросился на врагов и показал такую отвагу в битве, какой еще не бывало прежде. Эта победа чрезвычайно содействовала возрастанию могущества ромеев и, напротив, унижению и упадку крестоносцев. Более знатные между ними попали в плен. Ласкарисы также были схвачены и ослеплены. Развивая успех, Иоанн осадил занятые крестоносцами ромейские укрепления в Азии и забрал их одно за другим тем легко, потому что ни с какой стороны им не могли оказать помощи (Акрополит: 18). По словам Григоры, он далеко распространил ромейскую империю, показал себя умным, распорядительным кормчим государственного корабля. Снарядив немалое число галер, он отправил их к Эгейским островам и завоевал их все: Лесбос, Хиос, Самос, Икарию, Кос. Отправившись затем к Родосу, он взял и его. Когда императорский флот получил такую силу на море, а силы крестоносцев мало-помалу истощались и ослабевали, Иоанн начал вести войны в Европе. Он переправился через Геллеспонт, напал на Херсонес Фракийский и выбил рыцарские гарнизоны из соседних городов — взял Сест, Кардионы, Каллиуполь — одни приступом, другие — с их собственного согласия (Григора: 2; 3). Наконец, латинский император уступил ему крепость Пиги и отказался от всех своих владений в Азии, кроме окрестностей Константинополя и Никомедии. С болгарским царем император в 1235 г. заключил союз и сосватал его дочь за своего сына Феодора. Затем, соединив свои войска, болгары и ромеи стали грозить самому Константинополю. Император Балдуин, обессиленный битвами с болгарами и ромеями, отправился к французскому королю и собрал большое войско, чтобы выступить против Иоанна. С этими силами в 1240 г. он взял Цурул. Ромейский флот был разбит итальянцами. Но это были последние успехи латинян. С начала 40-х гг. они окончательно перешли к обороне, вновь потеряли Цурул и Визию. Тогда же Иоанн начал постепенно соединять под своей властью ромейские земли. В 1242 г. он двинулся против императора Иоанна Ангела, овладел Рентином и подступил к стенам Фессалоники. Так как у него не было осадных машин, Дука начал производить набеги отдельными отрядами и опустошать окрестности. Ангел был принужден отказаться от императорского титула, принял из рук Дуки титул деспота и поклялся быть его вассалом. Спустя четыре года заговорщики свергли деспота Димитрия и впустили в город императорские войска. Таким образом Фессалоника вошла в состав империи. В 1252 г. был разбит и признал себя вассалом эпирский деспот Михаил. У болгар были отобраны Серры, Мелиника и некоторые другие города (Акрополит: 23, 31, 37, 40, 43-45, 47-48). Одновременно с военной мощью империи росло и ее экономическое могущество. Все время правления Иоанна его подданные наслаждались миром с турками, которые были отвлечены нашествием монголов. Государь старался обеспечивать все нужды двора за счет собственных ферм, виноградников и пашен и поэтому не имел нужды налагать корыстолюбивую руку на людей простых. В короткое время благосостояние ромеев стало цветущим: закрома у всех переполнились плодами, хлева — скотом и домашней птицей. Из-за того, что в соседних землях свирепствовал голод, все это продавалось с большой прибылью туркам. Для поощрения ремесел Иоанн запретил подданным покупать одежду из иноземных тканей и приказал довольствоваться только тем, что произведено руками самих ромеев. После смерти своей супруги Ирины Иоанн женился на Анне, сестре сицилийского короля Манфреда, очень молоденькой девушке. Вместе с ней приехала в Никею в качестве ее воспитательницы женщина по имени Маркесина, отличавшаяся особенной красотой лица и силой взгляда, который, по словам Григоры, можно было сравнить с сетью. Своими любезностями, кокетством и изяществом манер она мало-помалу обратила на себя внимание императора и внушила ему такую любовь, что он уже стал явно предпочитать ее императрице Анне. Впоследствии его страсть к Марке сине дошла до такого неприличия, что он позволил ей носить знаки царского достоинства (Григора: 2; 6-7). Незадолго до смерти Иоанн был поражен апоплексическим ударом, лишился речи и движения. Потом такие припадки стали случаться с ним постоянно. К прочим проявлениям болезни добавилась страшная худоба. В начале ноября 1254 г. Иоанн скончался в Нимфее (Акрополит: 50).



Подписка на новости

Последние обновления

События