Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Саровские торжества 1903г.

и

Царская Семья

 

 

Царь, который меня прославит, и Бог его прославит

прп. Серафим Саровский

 

 

 

Для Русской Православной Церкви прп. Серафим Саровский является одним из самых почитаемых угодников Божиих. Однако это почитание, искренняя любовь к Саровскому старцу является, прежде всего, не формальным внешним, чисто пышно-богослужебным почитанием, а благоговейным молитвенным почитанием того, чьими молитвами обильно подавалась и подается благодатная небесная помощь всем тем искренне верующим православным людям, которые с великой верой и надеждой прибегают к прп. Серафиму Саровскому.

Те многочисленные свидетельства об обильной помощи людям, которые с верой и молитвой прибегали и прибегают к прп. Серафиму, являются несомненными доказательствами великого дерзновения этого святого пред Богом.1 И не удивительно, что его почитание выходит за рамки Русской Церкви. Его именем именуют храмы и скиты на Святой Земле, в Греции, на Кипре и т. д.

Летнее празднование памяти прп. Серафима Саровского самым непосредственным образом связано с его прославлением в лике русских святых в 1903г. И поэтому мы, живя в начале уже 21 столетия, когда память об историческом прошлом активно стирается, должны помнить об этих событиях и что особенно важно, понимать их смысл, значение, важность.

Эти события взволновали большую часть России в то время, когда мрак революции надвигался своей ужасной тенью на наше государство.2

В небольшом городке Сарове, Нижегородской губернии, с 17-по 19 июля (Юлианского календаря) проходили грандиозны торжества по канонизации и прославлении в лике святых прп. Серафима Саровского.

Известно, что на пути к этому прославлению было много препятствий и одним из самых главных — отрицательное отношение Правительствующего Синода3. Часто эту позицию оправдывают всесильным влиянием на Синод обер-прокурора К. П. Победоносцева4, который, якобы сам был против этого прославления. Однако таких непосредственных и достоверных доказательств не существует. К. П. Победоносцев был глубоко верующим человеком и лишен административно-чиновничьих амбиций. Очень хорошо известно, как человек глубоко преданный Православной Церкви, он был перед лицом маститых митрополитов отстаивать чистоту канонического права и учения Церкви. Например, упоминаемый Львовым, заведующим Синодальным архивом, спор К. П. Победоносцева с архиереями, и даже самими митрополитом Исидором (Никольским), о «чине погребения и отпевания инославных». К. П. Победоносцеву приходилось корректно указывать архиереям на недозволенность никаких отпеваний иноверцев и их захоронения на территории православного монастыря (в данном случае речь шла о приморской столичной Сергиевой Пустыни). С. Ю. Витте в своих известных «Воспоминаниях», хотя они и исполнены желчи в адрес Императора и Его семьи, поэтому их нельзя рассматривать как вполне достоверный источник, упоминает о рассказе К. П. Победоносцева относительно настойчивой личной просьбы св. мученика Государя Императора Николая Александровича прославить в лике святых прп. Серафима Саровского в 1903г.5

Согласно воспоминаниям на св. мученика Государя Императора личность прп. Серафима Саровского произвела благодаря встрече с архимандритом одного из монастырей в Суздале Серафимом Чичаговым (впоследствии новомучеником митрополитом Петроградским), пламенным почитателем угодника Божия. О посещении о. Серафимом Царской семьи имеются достоверные исторические свидетельства одним из которых является личный дневник К. П. Победоносцева.6 Не меньший интерес представляют подробности о визите архимандрита Серафима (Чичагова) к Императору из дневника Л. А. Тихомиова : «"Кстати сказать, поразительно благочестие Государя. За самое верное слыхал, что Высочайшее пожелание ускорить причисление Серафима Саровского к лику святых произошло так.

Не знаю зачем, Государю представлялся о. Серафим Чичагов. У него дочка в Дивееве, монахиня. Чичагов был принят, случайно наедине. Он сказал Государю, что недавно умерла одна монахиня, современница о. Серафима Саровского, которая при кончине открыла ему, о. Чичагову, примечательные вещи. Государь, оказалось, не знал, что за Серафим Саровский. Чичагов рассказал и объяснил, что означенная монахиня ему открыла предсказание о. Серафима, а именно: "В конце столетия в России будет царствовать Император Николай Второй, царствование которого будет славное, но трудное: в это-то царствование будут прославлены мощи его, Серафима Саровского, и совершатся великие чудеса" *. [* Я слыхал давно это Дивеевское предание, но в таком виде, что "мощи о. Серафима Саровского будут прославлены в тяжкое для России время, при Царе Николае…" О славном царствовании и о том, что это именно второй Николай я не слыхал. Конечно, Чичагову лучше знать.

Этот рассказ произвел глубокое впечатление на Государя. Он стал спрашивать подробности об о. Серафиме. Тогда Чичагов сказал: "В этом самом доме Вашего Величества находятся три изображения этого святого, и я могу их указать. Эти изображения находятся во дворце потому, что Августейшая Бабушка Вашего Величества высоко чтила о. Серафима Саровского".

Действительно, Чичагов указал Государю эти три портрета, которые Государь и раньше видал, но не знал, что это за монах.

Всё это очень поразило Государя. Он позвал Государыню и рассказал Ей, возбудив и в Ней то же удивление. Государь пожелал немедленного открытия мощей, а Государыня с какими-то придворными дамами начали лично изготовлять дорогие облачения для святого. Но Победоносцев, позванный Государем, сделал возражения против немедленного устройства этого торжества, и тогда-то Государь сделал известное приказание о его ускорении.

Облачения Государыни уже доставлены в Дивеево, ибо, конечно, о. Чичагов говорил всё больше о Дивееве, хотя собственно мощи почивают в Сарове. Теперь Саровцы требуют эти облачения к себе, а Дивеевцы не отдают, говорят: "Государыня к нам прислала"…»7

Царская семья прибывает в Саров на готовящиеся торжества 17 июля, после 6 вечера. И первое, чего изволил Император и члены Его семьи после встречи митрополита Антония (Вадковского) и «принятия кропления святой водой» это посетить место временного пребывания уже открытых мощей прп. Серафима в церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, чтобы поклониться им. Вот как об этом пишет архимандрит Сергий (Страгородский), в последствии патриарх Московский и всея Руси, в «письмах из Сарова»: «По желанию Государя, из собора его провели в церковь Зосимы и Савватия... И Государь со всей царственной фамилией здесь впервые преклонился перед угодником Божиим...»8

 

 

 

Еще весьма интересный эпизод, указывающий на глубокую и искреннюю веру многих членов Императорской фамилии, рассказывает в своих «письмах» архимандрит Сергий. Он упоминает о перенесении гроба прп. Серафима из храма в устроенную выложенную из мрамора могилу. Каково же было его удивление, когда уже в одиннадцатом часу вечера, принеся сначала крышку от гроба, он увидел у могилы Великого князя Сергия Александровича с Великой княгиней Елизаветой Феодоровной и др. «Когда им ответили, пишет архим. Сергий, - что принесли гроб, в котором лежал в земле преподобный, они преклонились перед крышкой гроба (а гроб опускали в могилу), целовали ее. В гробу, от ветхости его, есть нечто вроде праха, пыли... Они брали эту пыль, завертывали ее в бумажку и уносили с собой... А Великий князь Сергей Александрович даже помогал опускать гроб в могилу...»9

В этот же день вечером Государь Император , императрица и великий князь Сергей Александрович «исповедовались в келье преп. Серафима, в той самой келье, куда тысячи людей приходили к старцу в своей время со своей душой, - с ее волнениями и нуждами... Сегодня Государь (т. е. 18. июля) уже в Успенском соборе был... Отстоял с народом литургию и в свое время приобщился Святых Христовых тайн».10 Членов царской семьи по просьбе самого Государя исповедовал Саровский старец иеросхимонах Серафим. Вот как это описывется еще одним очевидцем: «Наступило 18 июля (пятница). Первое, что услыхали мы в этот день, это - сообщение, что Государь и Государыни за ранней обедней, в Успенском соборе, приняли причастие Святых Христовых Тайн. Неожиданность ли, по его времени и обстановке, факта, о котором сообщалось, или важность сообщаемого делали то, что сообщение это передавалось друг другу с чувством благоговения, как бы некая дорогая святыня.
Ранняя литургия совершалась в приделе Печерских чудотворцев. Ее служил архимандрит Андрей, в сослужении игумена и пяти священников и иеромонахов. Умилительное, глубоко-трогательное впечатление произвело на молящихся неожиданное для них появление Царя и Цариц за ранней обедней. Их Величества пришли сюда как простые, обыкновенные богомольцы, без свиты и всяких властей. Вместе с народом они стояли, вместе с ним и причащались. Вместо запричастного протоиерей Философ Орнатский произнес красноречивое слово, за которое ему передана была Высочайшая благодарность».

Государь посетил все места, связанные с жизнью и подвигами прп. Серафима. Он «осмотрел все, что только можно было осмотреть...Ходил он с семидесятилетним старцем и игуменом». И далее замечает о. Сергий: «Народ везде почтительно расступался, давая дорогу. Но куда царь с царицами, - туда и народ со своими котомками за спиной... И мощное «ура» не прекращается, как только из соборов или церквей показываются перед народом царственные богомольцы...»11

На следующее утро в последний раз была совершена панихида по прп. Сераыиму, как простому усопшему христианину: «Их Величества прошли в часовню над могилой преподобного Серафима, спускались в склеп, в котором стояла уже ночью помещенная туда гробовая колода святого, поклонились ей, а также гробнице почивающего здесь же, всеми чтимого подвижника-молчальника, схимонаха Марка. Из часовни Их Величества прошли в церковь Иоанна Предтечи, а оттуда в церковь святых Зосимы и Савватия.
В 9 часов утра в Успенском соборе началась последняя заупокойная литургия, а по окончании ее отслужена была и последняя панихида по приснопоминаемом иеромонахе Серафиме, подвижнике Саровском.
На служение панихиды вышли, во главе с митрополитом, все присутствовавшие на торжествах архиереи, двенадцать архимандритов и целый сонм прочего монашествующего и белого духовенства. Все они в новых, блестящих золотых облачениях. Церковь была полна народа.
К началу службы пришли в собор Их Величества Государь и Государыни и все Особы Императорской Фамилии, с сопровождающими Августейших Богомольцев лицами. Вся церковь стояла со свечами в руках.
Пред началом панихиды высокопреосвященный митрополит Антоний произнес с амвона глубоко-назидательную речь, предметом которой было выяснение смысла и значения совершавшегося события.
«Всем нам, здесь присутствующим и молящимся,- начал владыка,- Господь даровал великую милость быть участниками светлого торжества прославления приснопамятного подвижника, иеромонаха Серафима. Слава и благодарение Господу, так о нас благодеющему. Красуйся и радуйся, святая обитель Саровская, славою преподобного своего прославляющаяся и прославленная».
Напомнив далее слушателям, что сейчас они будут в последний раз молиться о подвижнике как об усопшем рабе Божием, а потом уже на все времена православные христиане будут обращаться к нему с молитвою, как к прославленному угоднику Божию, за помощью, исцелением и утешением, владыка говорил: «В самой видимой мертвенности останков святых благодатию Божией сокрывается сила жизни: через посредство их даруются людям от Господа многочисленные исцеления от недугов и болезней. В этих же чудесных исцелениях слава и преподобного отца нашего Серафима. Они же настойчиво напоминают слова апостола Павла: сеется не в честь, возстает в славе, сеется в немощи, возстает в силе».12

Вечером 19 июля совершалась торжественное Всенощное бдение. Мощи прп. Серафима, находившиеся в церкви прп. Зосимы и Савватия во время литии были перенесены на плечах Государя и других лиц Императорского дома вместе с духовенством в Успенский собор. Перед тем, как поднять мощи прп. Серафима из могилы митрополит Антоний «окадил гроб со святыми мощами... Его Величество опустился на колени. За ним опустились на колени и прочие особы Царствующего Дома...Помолившись, мы гроб взяли на руки и направились к выходу из церкви. Впереди всех нес гроб сам царь. Царицы и княгини следовали за гробом...Вот мы показываемся в дверях церкви... И все это море народа, как один человек, имея в руках зажженные свечи, опускается на колени».

 

Во время утрени, при пении полиелея и впервые величания прп. Серафиму Саровскому были открыты святые мощи угодника Божия для поклонения и лобызания их всем народом. Эта была необыкновенная минута. И вот как об это пишет архим. Сергий, передавая свои впечатления и переживания: «Всем раздают свечи...Со свечами стоят их Величества...В соборе тишина. Старец-игумен подносит Его Высокопреосвященству на блюде серебряный ключ от гроба с мощами...Владыка сходит с кафедры... И едва только раздался звук опираемого замка, как вся церковь сейчас же опустилась на колени... Царь и царица первые показали тому пример...Громогласно, стройно, величественно запели служащие угоднику Божию впервые здесь, на земле: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме, и чтем святую память твою...» редко переживаемый момент!..Да и переживется ли еще когда-нибудь? Народ плачет, царь благоговейно молится, молодая царица — вся «молитва». Архимандрит Сергий был также поражен и проявлением чувств особого благоговения и почитания к прп. Серафиму царской семьи, так что это переживание и восхищение он также бережно вносит в свои «Письма»: «Ах, если бы моя милая молодежь видела, как молился царь с царицами и князьями с княгинями!.. Не только в землю кланялись, не только лобызали святые мощи...Но и головой некоторые, чисто по-народному, касались мощей... И симпатичной представляется такая простота и такое вместе с тем смирение...»13 «Велегласно, с необыкновенным воодушевлением запело духовенство «величание» преподобному: «Ублажаем тя, преподобие отче Серафиме...» При первых звуках этого «величания» вся церковь опустилась на колени. Коленопреклоненно молятся Царь, Царицы, Князья и Княгини... Была поистине святая минута, чувствовалось неземное состояние...»14, - пишет об этом же моменте другой очевидец.

 

 

Во время торжеств было совершено множество чудес, вопреки некоторым «очевидцам», составлявшим царскую свиту, но ставших в последствии предателями царской семьи. Архимандрит Сергий (Страгородкий) вот как пишет об этих многочисленных случаях обильной помощи прп. Серафима: «Постоянно несут расслабленных, параличных...Человек десять — пятнадцать едва справляются с бесноватыми...И как обильно всюду проявляется сила Божия! Сейчас, как говорит народ, безногая стала ходить...»15

 

 

 

 

Мы считаем свои долгом привести и впечатления Великой княгини Елизаветы Феодоровны, как непосредственного участника торжеств: «Как много красивых и здоровых впечатлений! ...Монастырь очень красив и расположен в необъятном сосновом бору. Богослужения и молитвы, читаемые в нем, были замечательны. Святой Серафим был монахом, жил 18-м столетии, был известен чистотой и святостью своей жизни и при этом исцелял больных и нравственно поддерживал к нему обращающихся, а после его кончины чудеса не прекращаются. Тысячи и тысячи народу со всех концов России собрались в Саров на день его прославления и привезли своих больных из Сибири, Кавказа...Какую немощь, какие болезни мы видели, - так выражает свой восторг и неизгладимые глубокие переживания своей чуткой и глубоко верующей души Великая княгиня в своем письме адресованном ее сестре принцессе Виктории Баттенбергской, - но и какую веру! Казалось, что мы живем во времена земной жизни Спасителя. И как они молились, как плакали, эти бедные матери с больными детьми, и, слава Богу, многие исцелились. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за нее мать !»16

 

Однако среди событий, которые проходили в течение трех дней в Сарове, одно из них имело весьма большое значение для самой Царской семьи. Речь идет о посещении Государем Императором и его супругой в Дивееве Елены Павловны Мотовиловой, супруги близкого собеседника и духовного чада прп. Серафима Н. А. Мотовилова. Она хранила письмо прп. Серафима последнем русскому царю с пророческими предречениями. Это письмо было запечатано прп. Серафимм в хлеб. Содержание письма осталось в великой тайне. И не удивительно, что многие современные историки, описывая события торжеств в Сарове и касаясь данного факта о нем отзываются весьма скептически, либо полностью отрицают.17 тем не менее сохранилось более чем достаточное количество свидетельств об этом «послании прп. Серафима Саровского государю императору Николаю II», которые со всей объективной скурпулезностью собраны в книге «Россия перед вторым пришествием» (Издание Троице-Сергиевой Лавры 1993г., стр. 125-127). В этом письме содержались важные предсказания о будущем Царской семьи, крушении монархии и империи, которые будут попущены по особому промыслу Божию.

Царская семья посетила и известную прозорливую старицу блаженную Пашу Саровскую ( Параскеву Иванову Дивеевскую). О чем также сохранились достоверные свидетельства. Генерал А. А. Мосолов, сопровождавший Царскую семью на Саровские торжества, сообщает, что «затем мы, все сопровождаемые толпою, поехали в Дивеевский женский монастырь, за 15 верст. Здесь нам была приготовлена трапеза, после которой Императрица пошла к какой-то знаменитой отшельнице, старице, и пробыла у нее чуть ли не два часа, из-за чего наш отъезд запоздал».18 однако в «Дивеевских преданиях» мы находим некоторые уточнения и более важные подробности: «“...со всеми серьезными вопросами Государь обращался к Прасковье Ивановне, посылал к ней Великих Князей. Евдокия Ивановна (келейница блаженной – Сост.) говорила, что не успевал один уехать, другой приезжал. После смерти келейницы Прасковьи Ивановны, матушки Серафимы, спрашивали все через Евдокию Ивановну. Она передавала, что Прасковья Ивановна сказала:

  • Государь, сойди с престола Сам!»

Судя по другим достоверным свидетельствам и рассказам суть предсказаний блаженной Паши Дивеевский сводились фактически к тому, что было написано в «письме прп. Серафима Саровского Государю Николаю II», прочтя которое, «Он горько заплакал».19То,что предсказания блаженной Паши Дивеевской поразили Царскую семью и в особенности императрицу-мученицу Александру Феодоровну, видно из письма св. мученицы императрицы Александры Феодоровны Государю Николаю Александровичу от12 декабря 1916. В этом письме она сопоставляет свои впечатления от посещения блаженной Марии Михайловны, лежащей старицы новгородского «Десятинного» монастыря с блаженной Пашей. «Она оказала на меня более благотворное влияние, нежели старица Паша Дивеевская».20 Тем не менее, суть пророческих слов этой блаженной Великого Новгорода, которые записала св. мученица императрица Александра Феодоровна, нисколько не расходятся, разве что по стилю, с предсказаниями блаженной Паши Дивеевской. «Она сказала, - пишет Императрица, - что мы должны будем все принять участие в церковной процессии (т. е. Крестном ходе. - примечание наше)».21

Один из описателей и свидетелей посещения Сарова Царской семьей замечает: «С этого момента Государь начал себя считать обреченным на эти крестные муки, и позже говорил не раз: Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию».22

Да, действительно, эти слова царем-мучеником высказывались не раз: и в письмах к матери к императрице Марие Феодоровне, начиная с 1901г., и в личной беседе с П. А. Столыпиным, и в переломные дни государственного переворота 1-2 марта 1917г. Однако в этих словах нельзя видеть проявления некоего отчаяния и фатализма в душе Государя — мученика Николая II. Такое видение и понимание слов императора может появиться лишь в следствие полного незнания и непонимания личности Императора, человека глубоко верующего и мужественного. В этих словах, несомненно, отражена твердая, и со временем все более укрепляющаяся решимость исполнить волю Божию о своем предназначении — стать «благоуханной жертвой за Россию и весь народ».

Вероятно именно Саровские торжества стали одной из важнейших разгадок судьбы России и неразрывно с ней связанной личности царя-мученика Государя Императора Николая II и всей Его Августейшей семьи. Ведь не может быть и случайностью то, что именно икона прп. Серафима Саровского была прислана в Ставку Государю в переломный 1915год.23

Мы в заключении можем лишь сказать, что Саровские торжества 1903 необходимо воспринимать не только лишь как момент уникального единения народа с Государем и Августейшей семьей, но и как особо важный исторический момент в истории России, некий судьбоносный узел в цепи дальнейших исторических событий и фактов в судьбе Государя и страны, суть и содержание которых раскрывали письмо прп. Серафима и предсказания блаженной Паши Саровской. Несомненно, каково бы их содержание не было, но они обязывают нас каждый раз задуматься над тем, что мы имело и что потеряли. Но это потерянное вернуть, по крайней мере приблизиться к нему мы должны, как русские люди, стремиться. Но это требует от каждого из нас глубоких личных изменений, покаяния и переоценки многих взглядов и принципов.

 

С.И. 2011г.

1См. митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный светильник. М. Даръ. 2006

2С.С Ольденбург. Царствование императора Николая II. Беглрадъ. 1933, т.2, с. 209

3Именно на Святейший Синод, а не К. П. Победоносцева указывает архим. Серафим (Чичагов). См. Симеон (Гаврильчик), иеродиакон. Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев и его церковно-общественная деятельность. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад 1995, с. 117

4См. Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. Париж. 1939. А таже см. Е. Поселянин// Церковный голос. 1907, № 12, с. 342

5С. Ю. Витте. Воспоминания. М. 1960, т.2., стр. 269-270

6РГИА. ф. 1574., оп.1, д.16, л. 19 Здесь. К. П. Победоносцев сообщает о том, что архимандрит Серафим прибудет к Его Величеству «в Ливадию последних числах сентября».

8Архим. Сергий (Страгородский). Письма из Сарова, 13-22 июня 1903 года. СПб.1003., с. 39

9Там же, с. 41

10Там же, с. 45

11Там же, с. 45-46

12И. В. Преображенский. Указ. Источник.

13Там же, с. 50

14А. И. Преображенский. Указ. Сочин.

15Там же, с. 55

16Цит. По Любовь Миллер. Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна. М. Паломник. 2011, с. 107

17Напримет такой известный современный историк нашего времени как С. Фирсов.

18Генерал А. А. Мосолов. При дворе последнего императора. СПб. Наука. 1992, с. 180

19Россия перед вторым пришествием. СТСЛ. 1993, с. 126, согласно воспоминаниям Н. Л. Чичаговой, дочери свмч. МитрополитаПетроградского Серафима.

20The cjmplee Wartime Correspondence of Tsar Nicholas II and the Empress Alexandra. London. Greenwood press. 1999, p. 670

21Там же.

22Россия перед вторым пришествием. СТСЛ. 1993, с. 12

23The cjmplee Wartime Correspondence of Tsa Nicholas II and the Empress Alexandra. London. Greenwood press. 1999, p.209. Letter Sept. 3 1915



Подписка на новости

Последние обновления

События