Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф


Богословский взгляд на время

"Θεολογική θεώρηση του χρόνου"


Марк митрополит Хиосский, Псарона и Инуссона

Μητροπολίτου Χίου,Ψαρών και Οινουσσών Μάρκου


В опытном переживании Церковью торжественной радости праздников Рождества Христова и нового года мы ощущаем некое посредничество и соучастие Бога, Который превыше всякого времени, на протяжении всей нашей измеряемой жизни и преемстве времен, которое неразрывно связано с тлением и тщетой. Христос приходит чтобы обновить измерение времени, освобождая его от конечной завершенности и устремленности к тлению. С вочеловечением нашего Господа время достигает своей «полноты», приходит к совершенно новой перспективе. В лице Христа прекращают свое действие всякие препятствия, которые наложили ограничения на человека и мир по отношению к Богу. Воплощение Сына Божия и Бога Слова поисходит во времени, и «присно Сый» принадлежит и тому, что есть «ныне». "Вечная" жизнь не существует в том смысле и в тех условных границах, что она во времени она бесконечна, но она являетсся «исполнением» измеряемого времени через его переживание как постоянного и непрерывного общения с Богом.

Время, которое мы переживаем как творение Божее, имеет начало, то есть причинное начало, и оно не является «безначальным». Оно также имеет свои пределы и границы, и оно не является ни бесконечным, ни вечным. Время началось со времени сотворения и движится вместе с человеком и со всем творением к некой цели, к «завершению веков», то есть к их завершению в царстве Божием. Это новое творение, которое является ожиданием и надеждой верующих и является уготованным «от создания мира» (Мф. 25, 34), уже присутствует и является таинстве" Церкви. Совершенно неверно было бы его нам ощущать как отладенное к некоему неопределенному конецу мира, потому что наша вера и ожидание «жизни будущаго века» в таком случае становится у нас вялым, и мы не ощущаем всей полноты слов «Да приидет царствие Твое».
Что
касается природы времени, то просвещенные Отцы нашей Церкви оказались предшественниками нашей современной науки, когда учили, что пространство и время неразрывно связаны, составляя единую реальность. Свт. Василий Великий отмечает, что время "есть продолжение спротяженное состоянию мира" (Против Евномия, книга 1 PG 29, f. 560)1: Никому не удалось найти идеальное объяснение и формулировку того, что такое расширение Вселенной в пространстве и времени в соответствии с учетными данными современной физики.
Соответственно, церковное время не переживается вне места и за пределами времени, в котором мы живем. Церковь, в своем земном измерении, принимает в себя и объемлет собой поток времени несмотря на тленность и условность, которые его сопровождают. Таким образом, меры времени, определенные на основе астрономических данных и других условных факторов антропоцентрического календаря, следуют за годовым кругом строя литургической жизни, меры времени. Но, в то же время, церковное время превосходит это разделение времени, как и разделение его на прошлое, настоящее и будущее. В нашей Церкви в эти дни мы встречем священные события, предоставляя возможность для того, чтобы человек был им причастен. Таким образом, прошлое становится одновременно и праздничным, но и прошлым, которому причастны и мы, поскольку прзднуемое событие свидетельствуется постоянным использованием во время литургического собрания гимнологического слова в настоящем времени «Днесь» (например, «Дева днесь пресущественнаго раждает», «Днесь Господь облекается в плоть яко младенец, исполняя закон», «Днесь Господь плоть примлет и Иисусом называется», «Днесь Господь крещение приемлет»). Бог становится знамением и знаком для человека на каждый час, день и праздник для того, чтобы каждая минута нашего врмени была наполнена жизнью и временем «нанешней жизни», дабы она стала «летом Господним благоприятным».
В
Церкви и в нашем богословии это время не является чем-то совершенно отличным от Царства Небесного, но оно заключает в себе проообраз и предвкушение его. Со Христом Царство Божие начинается в истории и в завершении приносится в настоящее в перспективе "вечности". На это указывается и это проявляется и в славословном возгласе с которого начинается каждая Божественная Литургия: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Время достигает своего пика в вечности уже здесь и сейчас, благодаря нашей Церкви, дабы стал с нами и «всему миру спротяженным» Христос во времени и в истории. Время, когда оно было воспринято в начале Творцом Сыном и Богом Словом, освящается, и оно обретает свое завершение и полноту в Самом воплощенном Христе, «Эммануиле», Который есть «с нами Бог», и «опять грядый». В Его Лице «ветхий деньми» становится «новым последних времен», и превечный и вневременной Бог Слово источником и началом нового творения.
В богослужении нашей Церкви временные рамки - прошлое, настоящее и будущее не упразняются, но воссоединяются в постоянное нынешнее спасение. Вера прошлого и надежда будущего связуются и переживаются любовью в настоящем. Божественная Литургияэто время веры без времени, время надежды и любви во Христе. Если же земное время становится ветхим, стареет и тлеет, то глубочайшая ипостать человека остается динамически неизменой в его отношении с Богом. Посему «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» -, учит нас апостол Павел (2 Коринфянам 4, 16). С воплощением Своим Господь наш обновляет и время, чтобы подать «жизнь временную тем, кто на земли и соделать вечность и славу незыблемыми и непоколеблемыми».



Источник: aktines.blobpost.com


© Перевод иромонаха Павла К. Специально для «Православного Апологета» 2012г.


1По русскому переводу . Творения. М. 1846, кн.3, с. 51



Подписка на новости

Последние обновления

События