Богословский взгляд на время
"Θεολογική θεώρηση του χρόνου"
Марк митрополит Хиосский, Псарона и Инуссона
Μητροπολίτου Χίου,Ψαρών και Οινουσσών Μάρκου
В
опытном
переживании Церковью
торжественной радости праздников
Рождества Христова и нового года мы
ощущаем некое посредничество и соучастие
Бога, Который превыше всякого времени,
на протяжении всей нашей измеряемой
жизни и преемстве времен, которое
неразрывно связано с тлением и тщетой.
Христос приходит чтобы обновить измерение
времени, освобождая его от конечной
завершенности и устремленности к тлению.
С вочеловечением нашего Господа время
достигает своей «полноты», приходит к
совершенно новой перспективе. В лице
Христа прекращают свое действие всякие
препятствия,
которые
наложили
ограничения
на
человека
и
мир
по
отношению
к
Богу.
Воплощение
Сына
Божия
и
Бога
Слова
поисходит
во
времени,
и
«присно
Сый»
принадлежит
и
тому,
что
есть
«ныне».
"Вечная"
жизнь
не
существует
в
том
смысле
и
в
тех
условных
границах,
что
она
во
времени
она
бесконечна,
но
она
являетсся
«исполнением»
измеряемого
времени
через
его
переживание
как
постоянного
и
непрерывного
общения
с
Богом.
Время,
которое
мы
переживаем
как
творение
Божее,
имеет
начало,
то
есть
причинное
начало,
и
оно
не
является
«безначальным».
Оно
также
имеет
свои
пределы
и
границы,
и
оно
не
является
ни
бесконечным,
ни
вечным.
Время
началось
со
времени
сотворения
и
движится
вместе
с
человеком
и
со
всем
творением
к
некой
цели,
к
«завершению
веков»,
то
есть
к
их
завершению
в
царстве
Божием.
Это
новое
творение,
которое
является
ожиданием
и
надеждой
верующих
и
является
уготованным
«от
создания
мира»
(Мф.
25,
34),
уже
присутствует
и
является
"в
таинстве"
Церкви.
Совершенно
неверно
было
бы
его
нам
ощущать
как
отладенное
к
некоему
неопределенному
конецу
мира,
потому
что
наша
вера
и
ожидание
«жизни
будущаго
века»
в
таком
случае
становится
у
нас
вялым,
и
мы
не
ощущаем
всей
полноты
слов
«Да
приидет
царствие
Твое».
Что
касается
природы
времени,
то
просвещенные
Отцы
нашей
Церкви
оказались
предшественниками
нашей
современной
науки,
когда
учили,
что
пространство
и
время
неразрывно
связаны,
составляя
единую
реальность.
Свт.
Василий
Великий
отмечает,
что
время
"есть
продолжение
спротяженное
состоянию
мира"
(Против
Евномия,
книга
1
PG
29,
f.
560)1:
Никому
не
удалось
найти
идеальное
объяснение
и
формулировку
того,
что
такое
расширение
Вселенной
в
пространстве
и
времени
в
соответствии
с
учетными
данными
современной
физики.
Соответственно,
церковное
время
не
переживается
вне
места
и
за
пределами
времени,
в
котором
мы
живем.
Церковь,
в
своем
земном
измерении,
принимает
в
себя
и
объемлет
собой
поток
времени
несмотря
на
тленность
и
условность,
которые
его
сопровождают.
Таким
образом,
меры
времени,
определенные
на
основе
астрономических
данных
и
других
условных
факторов
антропоцентрического
календаря,
следуют
за
годовым
кругом
строя
литургической
жизни,
меры
времени.
Но,
в
то
же
время,
церковное
время
превосходит
это
разделение
времени,
как
и
разделение
его
на
прошлое,
настоящее
и
будущее.
В
нашей
Церкви
в
эти
дни
мы
встречем
священные
события,
предоставляя
возможность
для
того,
чтобы
человек
был
им
причастен.
Таким
образом,
прошлое
становится
одновременно
и
праздничным,
но
и
прошлым,
которому
причастны
и
мы,
поскольку
прзднуемое
событие
свидетельствуется
постоянным
использованием
во
время
литургического
собрания
гимнологического
слова
в
настоящем
времени
«Днесь»
(например,
«Дева
днесь
пресущественнаго
раждает»,
«Днесь
Господь
облекается
в
плоть
яко
младенец,
исполняя
закон»,
«Днесь
Господь
плоть
примлет
и
Иисусом
называется»,
«Днесь
Господь
крещение
приемлет»).
Бог
становится
знамением
и
знаком
для
человека
на
каждый
час,
день
и
праздник
для
того,
чтобы
каждая
минута
нашего
врмени
была
наполнена
жизнью
и
временем
«нанешней
жизни»,
дабы
она
стала
«летом
Господним
благоприятным».
В
Церкви
и
в
нашем
богословии
это
время
не
является
чем-то
совершенно
отличным
от
Царства
Небесного,
но
оно
заключает
в
себе
проообраз
и
предвкушение
его.
Со
Христом
Царство
Божие
начинается
в
истории
и
в
завершении
приносится
в
настоящее
в
перспективе
"вечности".
На
это
указывается
и
это
проявляется
и
в
славословном
возгласе
с
которого
начинается
каждая
Божественная
Литургия:
«Благословенно
Царство
Отца,
Сына
и
Святого
Духа
ныне
и
присно
и
во
веки
веков».
Время
достигает
своего
пика
в
вечности
уже
здесь
и
сейчас,
благодаря
нашей
Церкви,
дабы
стал
с
нами
и
«всему
миру
спротяженным»
Христос
во
времени
и
в
истории.
Время,
когда
оно
было
воспринято
в
начале
Творцом
Сыном
и
Богом
Словом,
освящается,
и
оно
обретает
свое
завершение
и
полноту
в
Самом
воплощенном
Христе,
«Эммануиле»,
Который
есть
«с
нами
Бог»,
и
«опять
грядый».
В
Его
Лице
«ветхий
деньми»
становится
«новым
последних
времен»,
и
превечный
и
вневременной
Бог
Слово
источником
и
началом
нового
творения.
В
богослужении
нашей
Церкви
временные
рамки
-
прошлое,
настоящее
и
будущее
не
упразняются,
но
воссоединяются
в
постоянное
нынешнее
спасение.
Вера
прошлого
и
надежда
будущего
связуются
и
переживаются
любовью
в
настоящем.
Божественная
Литургия
— это
время
веры
без
времени,
время
надежды
и
любви
во
Христе.
Если
же
земное
время
становится
ветхим,
стареет
и
тлеет,
то
глубочайшая
ипостать
человека
остается
динамически
неизменой
в
его
отношении
с
Богом.
Посему
«если
внешний
наш
человек
и
тлеет,
то
внутренний
со
дня
на
день
обновляется»
-,
учит
нас
апостол
Павел
(2
Коринфянам
4,
16).
С
воплощением
Своим
Господь
наш
обновляет
и
время,
чтобы
подать
«жизнь
временную
тем,
кто
на
земли
и
соделать
вечность
и
славу
незыблемыми
и
непоколеблемыми».
Источник: aktines.blobpost.com
© Перевод иромонаха Павла К. Специально для «Православного Апологета» 2012г.
1По русскому переводу . Творения. М. 1846, кн.3, с. 51