Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Комментарий на критику современных афонских старцев в книге «Носители духа св. Игнатия»

Необходимо ли хранение догматов Православной Церкви?

Последнее на чём мы хотели остановить наше внимание в статье профессора А. И. Осипова – это на его несколько странной реплике: «Духовная жизнь – не «добавка» к обычной христианской жизни, не сверхдолжные заслуги, не мечты о благодатных дарах, но ревность к жизни по заповедям Евангелия, по учению святых Отцов. Всё прочее: правильная догматическая вера, подвиги, исполнение церковных предписаний (молитв, правил, постов... и т. д., дела милосердия, благотворительность и т. д. - всё это лишь средства к познанию своей греховности, своего бессилия искоренить в нас страсти, к приобретению смирения, без которых все добрые дела становятся бесплодными».1

Итак, для профессора А. И. Осипова правильная догматическая вера является наряду с другими внешними подвигами таким же средством к познанию своей греховности. Однако в действительности все Святые Отцы Церкви рассматривали Православие, т.е. Хранение чистоты православного вероучения не каким-то средством, а основным фундаментом на котором строится всё здание спасения человека. И, например прп. Симеон Новый Богослов, прп. Григорий Синаит, свт. Григорий Палама в своих Деятельных и богословских главах останавливают своё внимание особо на важных догматах Православной веры: учении о Боге в трёх лицах (Триадологии), учении о Христе как истинном Богочеловеке (Христологии) и т. д.

Прп. Иоанн Лествичник указывает на четыре категории людей: истинные рабы Божии, непотребные, чуждые и враги Божии, противники Божии. Так вот тех, которые являются еретиками прп. Иоанн относит к зловерным и неверным.2 То есть неправославие лишает человека спасения.

И если А. И. Осипов считает, что все деяния человека должны быть направлены к приобретению смирения, то прп. Иоанн Лествичник специально подчёркивает, что эта величайшая добродетель невозможна для человека неправославного, еретика: «Невозможно пламени происходить от снега; ещё более невозможно быть смиренномудрию в иноверном, или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым, и уже очищенным».3

О том какую глубокую онтологическую связь между собой имеют Православие и приводящее к боговедению достижение бесстрастия через христоподражательное смирение, мы приведём слова прп. Григорий Синаита: «Истинное боговедение и верное познание (истины) составляет совершенное православие догматов»

Святитель Игнатий Брянчанинов вопросу ересей, их происхождению и гибельности для человека посвящает несколько слов и трудов. «Ересь, пишет Святитель Ставропольский, - есть грех, преимущественно совершаемый в уме. Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше...грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определённостью христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушие и поверхностное исповедание христианства».4 Он также неоднократно говорит о необходимости хранения Священного Предания Церкви, бережного и благоговейного отношения к нему каждого из нас. «Драгоценное сокровище – учение Святого Духа! Оно преподано в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви. Драгоценное сокровище – учение Святого Духа! В нем – залог нашего спасения».5 А оно рождается только в душе благоговейной, исполненной страха Божия. В свою очередь именно этот страх Божий является необходимейшим условием для начала добродетельной жизни, следования за Христом.

 

 

Заключение

В завершение нашего небольшого анализа статьи профессора А. И. Осипова мы хотели бы подчеркнуть ещё раз, что сделанные им сопоставления учения афонских старцев с учением свт. Игнатия Брянчанинова весьма ценны и важны. Однако при тщательном рассмотрении того о чем говорит свт. Игнатий, мы вынуждены отметить, что выводы проф. А. И. Осипова крайне скоропалительны и поспешны. Все они не продуманы, тщательно не взвешены. Более того, такие обвинения старца архимандрита Харалампия Дионисиатского и старца Порфирия как в прелести и противоречии их учения всем Святым Отцам является по меньшей мере откровенной дерзостью. Кроме того, как это несложно увидеть, все обвинения А. И. Осипова строятся на собственном незнании Святых Отцов и Добротолюбия. Профессор МДА и С подходит с рациональной критикой опыта духоносных и опытных подвижников. Такой подход и образ критики напоминает нападки Варлаама Калабрийского на афонское монашество. Не зная деятельной жизни по заповедям и что есть подвиг сокровенный, Варлаам считал афонское монашество прельщённым, а их учение об умной молитве ересью. Примерно то же можно прочесть и в критике профессора А. И. Осипова. Почему же у человека происходит пугливое отторжение от описания учения и жизни этих афонских старцев? Ответ мы найдём у прп. Григория Синаита: «Ищущий уразуметь заповеди без исполнения заповедей и через учение и чтение обрести то желающий, подобен человеку воображающему тень вместо истины. Ибо уразумение истины есть достояние тех, кои стали причастниками истины (вкусили её жизнью); не причастные же истины, и не посвящённые в неё, ища сего уразумения, почерпают его из объюродевшей премудрости. Их Апостол назвал душевными, духа не имущими (1 Кор. 2,14), хотя они величаются ведением истины».6

Святитель Григорий, обличив духовное невежество критики Варлаама Калабрийского и его обвинения афонского монашества в прелести, словно для нашего случая и для нашей современной критики монашеского делания пишет: «нет ничего страшнее лжи, нет ничего тяжелее бремени лжесвидетельства – но только для клеветников, не для страдающих от клеветы; эти часто делаются от неё ещё совершеннее, получая за терпение небесные награды, а «всех говорящих ложь Господь погубит» (Пс. 5,7).7

1с. 9

2Преподобного Иоанна, игумена Синайской горы Лествица. Сергиев Посад. 1908, Слово 1. с. 1

3Там же. Слово 25, 33, с. 168

4Слово в первую неделю Великого поста. О православии. См. в. Святитель Игнатий. Творения. Аскетическая проповедь. Репринт. М. ,1993, т. 4, с. 82

5Там же, с. 79

6 Добротолюбие, Репринт, СТСЛ.1994, т.5. Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях, догматах и прочее, с. 184

7Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М. Канон. 1995, Триада 2, 1, с. 116



Подписка на новости

Последние обновления

События