Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Богословский комментарий к лекциям А. И. Осипова

 


Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»

ВВЕДЕНИЕ


Богословствовать о Боге можно не всякому, - да! Не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающимся по земле!... Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди, испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а, прежде всего, очистили, по крайней мере, очищают, и душу и тело.

Свт. Григорий Богослов. Слово 28, против евномиан и о богословии первое и предварительное.


 

Прежде чем прейти к анализу новой книги профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова, мы сочли необходимым привести небольшую цитату из слова святителя Григория Богослова. Святитель Константинопольский в них заранее предостерегает всякого не приступать к богословию прежде очищения души от порочных страстей. «Для нечистого же, - продолжает великий богослов Церкви, - может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу». К богословию можно приступать человеку только тогда, когда «бываемы свободны от внешней тины и мятежа, когда владычественное в нас не сливается с негодными и блуждающими помыслами». В противном случае, человек, не достигший еще желаемого очищения при вступлении в область богословствования неизбежно ошибается, дерзко входит за таинственную завесу. Это хорошо знали все Святые Отцы Церкви. Именно поэтому при созыве соборов для выяснения вероучительных вопросов, члены собора пребывали в воздержании поста, молитве и служении Божественной литургии, ища просвещения от Бога.

Научно-богословские конференции даже в Православной Церкви – явление сравнительно позднее. Но и такая форма изысканий может быть полезна, если задачи, которые ставит конференция, решаются путем благоговейного отношения к Священному Преданию, а не путем поиска компромиссов в области веры. Это необходимо для того, чтобы из-за пренебрежения к Преданию, по словам Cвт. Григория Богослова, «таинство веры не превращалось в ремесло».

Одна из самых принципиальных ошибок современных богословов, это уверенность в том, что в богословии не существует ни границ, ни принципов, ни критериев богословствования. Истины веры превращаются в предметы отвлеченного философствования. Один из величайших святых подвижников веры прп. Иоанн Лествичник, игумен Синайской горы, подчеркивает, что одной из главных причин падения человека является доверие собственному помыслу. К глубокому сожалению именно это доверие собственному помыслу является крайне распространенным явлением в среде современных богословов. Сегодня приходится наблюдать даже такое явление, как полное пренебрежение громадным опытом дореволюционного богословия, и в качестве предлога для игнорирования его выдвигается совершенно нелепое обвинение в схоластике. Однако именно все те же, но в ещё более грубой форме схоластическо-рационалистические вопросы ставятся рядом профессоров. Ошибочность такого подхода к догматам веры заключается в том, что догмат вовсе не является плодом, каких бы то ни было интеллектуальных исканий или результатом богословского размышления, но есть словесное выражение божественной «очевидности».1 Отец Софроний (Сахаров) также еще подчеркивает такой немаловажный аспект для постижения догматов, как «совлечение привычного образа мышления, свойственного человеческому разуму». И эта необходимость продиктована природой догмата и тем принципом «духовно-просвещенного мышления», которым были наделены от Бога Святые Отцы Церкви. Тенденция к самовыражению и обновлению богословия – это уже бесспорный и печальный факт нашего времени. В этом не только ошибка, но и беда, поскольку такой подход является разрушительным для самой Церкви. Совершенно не случайно из поля зрения современного богословия исчезают Святые Отцы Церкви, и они заменяются именами некоторых современных богословов, мнения которых подчас совершенно не отражают и не выражают учение Церкви, которое всегда базируется на святоотеческом наследии. Здесь будет уместно напомнить, что в Церкви никто не обладает правом на изменение веры, Священного Предания2. Любое ревизионерство должно расцениваться как коварное посягательство на Церковь. Это ревизионерство является плодом неправильной духовной жизни, отсутствием благоговейного страха Божия. Сюда же можно добавить и еще одно явление, которое также является следствием неправильной духовной жизни – крайняя поверхностность и демагогия. Последнее можно назвать еще в более мягкой форме как отсутствие богословской этики, культуры, мышления.

Как мы увидим ниже, проводя критический анализ высказываний и богословских тезисов профессора А. И. Осипова, все они построены на принципе ошибочном – доверии своему рассудку. А. И. Осипов выстраивая богословскую концепцию, подводит под нее некоторые цитаты из Священного Писания и святоотеческих творений. Однако при тщательном анализе цитат, оказывается, что фактически все они вырваны из контекста, либо строятся на единичном мнении какого-то Отца, подчас не являющимся для Церкви авторитетом в области догматики. Однако на этом не авторитетном для Церкви материале и личных мнениях выстраивается собственная схема рассуждений и философии. И эта схема совершенно неоправданно выдается за учение Церкви.

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Архимандрит Софроний (Сахаров). Единство Церкви по образу Святой Троицы. Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000, с. 61

2Окружное послание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви (послание Восточных Патриархов) «У нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласную с верою отцев его…». Догматические послания православных иерархов. XVII-XIX вв. О православной вере. СТСЛ. 1995, с. 233

 

Рай и ад


Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих и всех зден ныне поминаемых в месте светлее, в месте злачнее, в месте покойнее, отнидуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. (из чинопоследования панихиды)



Сегодня православному богословию все чаще приходится сталкиваться с «богословием неопределенных понятий». Для человека, привыкшего называть все своими именами, трудно привыкнуть к странным суждениям об отсутствии награды и наказания у Бога, а также Божьего промысла и суда. Нападкам подвергаются и такие устоявшиеся понятия как рай и ад. Эти места, - утверждают модернисты, - не есть места, а лишь различный способ восприятия Божией любви, которая мучает грешников и ублажает праведников1. Рай и ад, таким образом, отличаются переживаниями одной и той же нетварной энергии Божией. Для праведников она будет неизреченным светом и покоем, а для грешников геенной огненной. При этом подразумевается, что Бог не перестает любить отвергших Его и проливает свет Своей любви на тех, кому он приносит жесточайшие мучения. Такая любопытная точка зрения на божественную любовь заставляет нас рассмотреть этот вопрос подробнее.

О реальности божественных свойств


В современном богословии все чаще слышатся призывы к тому, чтобы искоренить понятия гнева и наказания из арсенала терминов, характеризующих божественные свойства. Обычно, чтобы дискредитировать утвердившееся в догматике учение о свойствах Божества, начинают «объяснять», что Богу не свойственны чувства гнева, ярости и Он не одержим желанием отомстить, подобно оскорбленному человеку. Причина, по которой Творцу это не свойственно одна – Бог есть любовь. Таким образом, вместо множественности свойств, Создателю приписывается только одно, способное, по мнению богословов, упразднить все остальные свойства. Не отвергая понятия «Бог – это любовь», попробуем доказать, что Господь имеет и другие свойства, вписывающиеся в действие Его Промысла.

Вполне закономерным может являться тот факт, что у людей, отвергающих православные понятия искупления и первородного греха, причисление Богу таких свойств как правосудие, гнев и мздовоздаяние может вызывать раздражение и побудить на, если не искоренение, то искажение данных понятий. Действительно, как быть с понятием правосудия и гнева Божия, если модернистское понимание любви представляет искупление не как заместительную и умилостивительную жертву за грех, а как исцеление от неукоризненных страстей? Не являются ли эти понятия антропоморфизмами, призванными лишь напугать жестокосердных людей и побудить их из страха пред вечными мучениями творить добро? Чтобы утвердить свое понимание Бога, модернисты склонны представить ложный, карикатурный образ Творца у своих оппонентов (как раньше это делали атеисты) и таким образом выявить его неправоту. Для этого они используют обвинение в антропоморфизме тех, кто склонен понимать гнев Божий, как отношение Бога к Своему творению. Напомним, что антропоморфиты утверждали, что Бога нужно представлять не иначе, как во всем подобным человеку, не исключая и тела, со всеми его материальными органами и членами. Но как Бог может гневаться, если это Дух, и не имеет подобных нам эмоций, рождающихся под воздействием происходящих в телесном организме процессов? Не является ли это также антропоморфизмом? – задают вопрос модернисты и отвечают: является. А раз так, то Бог не может гневаться, а только любить. Бог – есть любовь, заключают они. К тому же Бог неизменяем, поэтому в нем нет никакой перемены, Он всегда Один и Тот же.



О Боге как Судии и Мздовоздаятеле


В Священном Писании можно найти множество мест, где говорится о гневе, суде, наказании, которые понимаются модернистами иносказательно. Так, гнев - всего лишь "условное выражение", которое не отражает ничего существенного из воли Божией о человеке. Суд и наказание, согласно этому учению, содержатся уже в самих делах и происходят как бы автоматически, помимо воли Божьей. Но обратимся к Святому Писанию.

«И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». (Мк.3, 5)

Склонность воспринимать изречения в иносказательном смысле может привести к печальным последствиям. Так, если в данном тексте Евангелия отвергать реальность гнева Божия, то можно прийти к нелепому выводу, что Господь изображает из себя гневающегося, не будучи таковым на самом деле. Модернистам хочется, чтобы отношение Бога к грешнику было сходно с отношением мамы к нашкодившему малышу, которая, чтобы показать свою рассерженность, хмурит брови и грозно машет пальцем, приговаривая: «Накажу!» Применяя этот образ к Богу, модернисты успокаивают: «Не бойтесь! Он только грозит пальцем. Он вообще не способен наказывать, поскольку не может перестать любить нас». Для модерниста, поступок Спасителя в храме, где он опрокидывает столы меновщиков и скамьи продающих голубей (Мф. 21, 12-13) является спектаклем, который необходим для того, чтобы напугать грубых сердцем людей. А поскольку сами модернисты возвысились до понимания Бога как безразличной любви, не желающей и не творящей добра и зла, то в их понимани всякое оскорбление Бога не есть оскорбление, поскольку Бог не обижается подобно человеку.


Искупительный подвиг Господа нашего Иисуса Христа

Итак, человечество нуждалось в Искупителе, но не для того, чтобы освободиться от неукоризненных страстей, а для примирения, оправдания и, вследствие этого - соединенияс Богом, т. е. обожения. Св. Симеон, объясняя необходимость таинства крещения, говорит:

«По сей причине (т. е. по причине первородного греха – авт.) пришло иное рождение или возрождение, которое возраждает человека чрез святое крещение Духом Святым, опять возсоединяет его с божеским естеством, как было тогда, как создали его руки Божии, возстановляет все душевные силы его, обновляет их и приводит в то состояние, в каком были оне до преступления первозданного Адама, и таким образом вводит его в царство Божие, в которое не может войти некрещеный, просвещает его и дает вкусить радостей его» (Творения. Т. 1. Сл. 37).

Состояние омывшегося крещением человека сравнивается с Адамовым, несмотря на то, что у Адама до грехопадения не было проявления неукоризненных страстей, а также гномической воли, которая является составляющей первородного греха. Тем не менее, новокрещеный, в силу усваиваемых ему заслуг Искупителя, перестает быть чадом гнева и становится членом Святой Церкви, получая возможность пользоваться ее благодатными дарами.

Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Вся тайна нашего искупления смертию Иисуса Христа состоит в том, что Он, в замен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, котораго мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, - в замен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов» (Догматическое богословие. Т. 2. с. 148).

Это утверждение согласуется со святоотеческим воззрением на этот предмет. Приведем несколько выдержек из святых отцов:

Св. Афанасий Великий: Смерть была необходима; непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях.




Подписка на новости

Последние обновления

События