Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Два пророчества святого Симеона Богоприимца

Η ΔΥΟ ΠΡΟΦΗΤΕΙΕΣ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΣΥΜΕΩΝ ΤΟΥ ΘΕΟΔΟΧΟΥ

протопресвитер Ангелос Ангелакопулос, г. Пирей

Πρωτοπρ. Άγγελος Αγγελακόπουλος, Εν Πειραιεί 1-2-2013

 

 

Согласно повествованию святого евангелиста Луки святой праведный Симеон после того как благословил Богоматерь и Иосифа, обратился к Богоматери и произнес два чудесных пророчества. Первое относилось к лицу Богочеловека Христа: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий». Второе пророчество относилось к личности Богоматери: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». 1 Обратим наше внимание на толкование эти двух пророчеств.

Первое пророчество состоит из двух частей. Первая часть состоит из следующих слов: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле». В данном месте говорится самим Симеоном Богоприимцем о том, что Христос является падением и восстанием многих. Итак, он говорит, что Бог Слово, Который стал ребенком и теперь носится руками праведного Симеона, поскольку Он обладает самой природой жизни, то Он станет для верующих воскресением, тем же особым свойством жизни Он обладает и для того, чтобы оживотворять и воскрешать мертвых. Те же люди, которые не имеют веры и не проявляют послушание Богу они будут повинны в своем падении, вовсе не потому что Господь ввергает их якобы в падение — увы, нет! Бог не является причиной падения, но воскресения. Но поскольку те люди, хотя они и обладают свободным произволением, однако омрачились и загрязнились по причине их нерадения к Таинству Христову и упали или же падают постоянно. Поэтому свт. Григорий Богослов говорит об иудеях, что они споткнулись о плоть Христа и соблазнились, а святитель Амфилохий говорит, что Христос является падением для неверующих иудеев и воскресением для уверовавших язычников. Богоносный Максим Исповедник подчеркивает, что Христос понимается как падение для страстей и для лукавых помыслов в каждом верующем человеке и как воскресение добродетелей и всех боголюбивых помыслов.

 

Вторая часть порочества: «И в предмет (знамение) пререканий».

Во-истину воплощение Бога Слова является поразительным событием, согласно бл. Феофилакту. Поскольку Христос двояк. То есть Он и Бог и человек, и в Нем два действования, которые соответствуют Его двум природам. Он как человек- жаждет, голодает, желает испить чашу смерти, распяться, пострадать, умирает и предается погребению. Как Бог Он совершает чудеса, питает тысячи людей, воскрешает мертвых, изгоняет демонов, воскрешает из мертвых Сам восходит превыше небес и восседает по правую руку от Бога Отца.. Это принадлежит как человечеству, так и божественной власти. Поэтому тот, кто верит и принимает учение об этих двух действованиях во Христе, в Котором нет противоречий, он имеет несомненную веру в то, что в этих двух природах Христос, Бог и человек, поскольку он также верит и в то, что Христос один по испостаси и по лицу, но имеет две природы сообразно которым Христос действует когда богоприлично, когда достойно человека. Бл. Феофилакт Болгарский говорит, что воплощение Христа является пререканием, предметом спора поскольку некоторые считали и говорили, что Господь принес тело с неба, как еретики апполинаристы, а другие говорили, что Он воплотился лишь воображаемо, как еретики манихеи.

Евфимий Зигабен считает, что знаменем пререкаемым является распятие Христа. Знамение как символ человеколюбия, поскольку для людей оно было ожидаемо. Знамение переркания потому, что распятие является тем, над чем ругались неверующие. Свт. Модест Иерусалимский говорит, что Христос лежит на падение греха, восстает для праведности, и является знамением пререкамым для убийц Господа иудеев, которые говорили, что если Ты сын Божий, то сойди с Креста и мы в Тебя уверуем.

 

Второе пророчество следующее: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец».

Симеон Богоприимец пророчествует о Богоматери и говорит: О нетленная Мария, знай же, что через твое сердце пройдет оружие, некий нож, обоюдоострый нож. Имеется достаточное количество истолкований относительно этого ножа. Это и скорбь, и печаль, горе, которые Она пережила в своем сердце во время креста и страданий Ее возлюбленного Сына. В этом согласны и бл. Феофилакт Болгарский, и Евфимий Зигабен и свт. Модест Иерусалимский. Смысл слов праведного Симеона, обращенных к Богоматери, состоит в следующем — о Дева, Ты родила всеобщую радость для всей твари и для всего мира ликование. Когда ты родила, Ты не испытала болей рождения, и прежде этого ты получила благую весть от архангела Гавриила и слышала от него чудесное Приветствие. Но не смотря на все это и Ты Сама, которая восприяла небесное приветствие и возвещение о спасении других людей, испытаешь то, что через Твое сердце пройдет острое оружие. Когда же? Когда ты увидишь Единородного и возлюбленного Сына и Бога Твоего повешенным на Кресте, претерпевающего за человечество спасительные всемирные страдания. Однако почему эта столь тяжела скорбь пройдет через Ее сердце? Для того, чтобы открылись мысли сомнений, которые охватят сердца многих людей о том, действительно ли Ты являешься истинной и настоящей Матерью Бога. Люди же видя, как Ты превозмогаешь печаль по причине страданий Твоего Сына, приходят к выводу, что ты настоящая Его Матерь. Итак по причине того, что Госпожа Богородица переносила скорбь во время страданий Ее Сына, люди осознали, что Она является Его истиной Матерью. Этому пониманию данного события мы находим подтверждение у свт. Григория Паламы в его слове на Сретение Господне.

Итак, давайте подражать в праведности и благоговении святому Симеону Богоприимцу и целомудреннейшей пророчице Анне. И давайте благодарить Господа нашего Иисуса Христа за Его великое и невыразимое благодеяние, которое Он оказал нам, поскольку Он пересоздал наше истлевшее уже естество Своим пребыванием в теле. Давайте прославлять Приснодеву Богородицу, которая стала посредницей и ходатаицей в воссоздании и спасении нашего человеческого рода, возвеличивая Ее достойными понятиями, богоприличными словами и богоприличными делами с той целью, чтобы с помощью молитв Богоматери мы, люди, были бы удостоены Царствия Небесного во Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава с Отцем и со Святым Духом во веки веков. Аминь.2

 

© Перевод «Православногоа Апологета» 2013г.

1Лук. 2, 33-35

2ΟΣΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Εορτοδρόμιον ήτοι ερμηνεία εις τους ασματικούς κανόνας των Δεσποτικών και Θεομητορικών εορτών, τ. Α΄, εκδ. Ορθόδοξη Κυψέλη, Θεσ/κη 1987, σσ. 361-362, 366-367 και ΣΕΒ. ΜΗΤΡ. ΝΑΥΠΑΚΤΟΥ ΚΑΙ ΑΓΙΟΥ ΒΛΑΣΙΟΥ κ. ΙΕΡΟΘΕΟΣ, Οι Δεσποτικές εορτές˙ εισαγωγή στο Δωδεκάορτο και την Ορθόδοξη Χριστολογία, εκδ. Ι. Μ. Γενεθλίου της Θεοτόκου (Πελαγίας) 1995, σσ. 94-98.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События