Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Секуляризм в Церкви, Богословие и Пастырское Служение

 

Secularism in Church, theology and pastoral care

 

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

Metropolitan Hierotheos of Nafpaktos

 

продолжение

 

в) Секуляризм в пастырском служении

 

 

Пастырское служение связано и зависит от Церкви и богословия. Пасторское служение – это деятельность Церкви, её дело, цель которой состоит в привлечении человека к телу Церкви, соделать человека настоящим её членом. Пасторское служение Церквиэто метод, с помощью которого Церковь приводит человека к обожению. Как мы уже говорили ранее, это является более глубокой целью Церкви. Кроме того, пастырское служение непосредственно связано с богословием, так истинные богословы являются истинными пастырями, и те, которые являются пастырями в православном смысле, совершают своё служение богословски. Кроме того, всё, что мы сказали о Церкви и богословии, также применимо и к пастырскому служению. Настоящие пастыри Церкви являются обоженными и следуют их учению.

 

Пророк Моисей достиг обожение по благодати, он видел Бога в Его Славе и взял на себя тяжёлую задачу пастырского руководства народа Божия. Как говорит Святой Григорий Нисский, до того, как Моисей увидел Бога, он не мог разнять двух дерущихся между собой евреев. После же того, как он увидел Бога, и Бог его послал для исполнения своей миссии, Моисей смог руководить тяжелыми и жестоковыйными людьми. Очевидно, что Моисей передавал весь свой опыт обожения людям через свое руководство и законы.

Тоже самое можно наблюдать и во всей жизни Церкви. Святой Григорий Богослов рассматривает пастырское служение как самую трудную науку, и непосредственно связывает ее с человеческим обожением. По этой причине он прежде всего сам хотел, чтобы пастыри сами были исцелены, дабы и они смогли бы привести своих духовных чад к исцелению и обожению.

Священные каноны Церкви представляют собой пастырский метод. Если мы станем смотреть на каноны только как на законные схемы и структуры, то нам не удастся понять каково их настоящее место в Церкви. Как мы уже сказали ранее Священные Каноны являются лекарством для исцеления человека. Тщательное исследование Канонов приведет нас к такому заключению — они предполагают наличие у человека заболевания, которое само по себе является помрачением ума, и цель их заключается в том, чтобы излечить человека посредством просвещения ума и обожения. Согласно свт. Василию Великому существует пять видов людей, которые являются кающимися, а именно это те кто вне церкви, плачет и просит о прощении у христиан, те, которые приходит в храм и слушают Слово Божие и уходят из церкви в тоже самое время, что и оглашаемые; те, которые тех кто находится в притворе-нартексе храма и проводит Божественную Литургию в совершении поклонов; те которые присутствуют в главном храме, остаются там и молятся с остальными верующими, однако не принимают участие в Евахаристии; и наконец есть такие которые причащаются святых Тела и Крови Христа; эти ступени говорят о том, что каждый грех, который влияет на помраченность ума является ни чем иным как повторением греха Адама и уходом от истинной жизни. В этом случае человек больше не является членом Церкви Христовой. Они также свидетельствуют о том, что покаяние – это борьба, в результате которой человек становится членом Церкви.

Как говорилось ранее, существование в храме иконостаса следует расценивать и рассматривать именно в этой ретроспективе. В древние времена не было иконостаса и даже некой завесы, и каждый имел зрительное общение с тем, что совершается, поскольку весь Святой Храм являлся местом для верующих, для истинных членов Церкви. Существовало существенное разделение между притвором-нартексом и главной частью храма. Когда кто-нибудь согрешал, то он не мог ни посещать храм, ни молиться с верующими. Таким образом существовал разряд кающихся, которые были, в принципе, в том же положении, что и новообращенные. Хотя позднее, как следствие секуляризма в вере, те, кто каялся, им дозволялось вернуться обратно в храм, но иконостасы были установлены.

Конечно мы не обращаем много внимания на такие внешние явления как иконостас. Я хотел бы подчеркнуть, что пастырское служение в Церкви не состоит из внешней деятельности, в предоставлении психологического отдыха и расслабления, а заключается в попытке очистить сердце и просветить ум.

К сожалению, сегодня вещи представляются несколько иначе, и мы можем говорить о секуляризме и в пастырском служении тоже. Делается попытка использовать современную психологию в числе других методов в пастырском руководстве людьми . Есть такие, кто применяет психологию, чтобы помочь людям. Это не вредно — знать некоторые психологические методы. Я верю, что тот, кто знает самого себя, и с помощью благодати Божией контролирует свои внутренние страсти, когда он изучает Священное Писание и Святых Отцов, когда он находится под руководством обоженного духовного отца, он может получить настоящие знания о других людях, так как в сущности у всех людей одни и те же проблемы.

Применение современной психологии для руководства людьми – это секуляризованный взгляд на пастырское служение и это вредно по следующим причинам.

Это вредно когда, в тоже время, не принимается во внимание наш совершенный аскетический и исихастский метод нашей Церкви. Мы обычно игнорируем исихастскую традицию так как она изложена в аскетических трудах, таких как Лествица прп. Иоанна игумена горы Синайской. Это очень печально, что мы не принимаем во внимание здравую традицию нашей Церкви, цель которой заключается не в психоанализе, а в психосинтезе. Для нашей души, благодаря ее расщепленности вызванной страстями, свойственно переживать состояние шизофрении, она рассеивается повсюду.

Также вредно и то, когда мы поддерживаем антропоцентрическую позицию и верим в то, что человек может исцелиться, благодаря тем методам, которые нам приходится слышать и о которых говорят. Человеческую душу, которая создана Богом для того, чтобы достичь обожения, не успокоит набор нравственных советов и поддержка окружающих его людей. Как мы уже мы уже сказали прежде, корень болезни лежит глубже, в уме человека. Болезнь не является причиной каких-то скрытых и болезненных переживаний прошлого, а она является в результате помрачения и смерти ума. Исцеление и освещение ума нельзя достигнуть антропоцентрическими-гуманистическими методами, советами и психоанализом.

Более того, применение современной психологии создает проблемы такого масштаба оно привело на западе к убеждению её ошибочности. Многие люди понимают, что психология не может эффективно лечить человека. Это видно по двум причинам. Первая заключается в том, что развитие на Западе так называемой антипсихиатрии, которая выступает против психиатрии, потому что она считает, что психиатрия идет неверным путем устанавливая разные предположения причин заболевания. Антипсихиатрия заявляет, что классическая психиатрия — это форма насилия над человеком. Вторая заключается в растущей осведомленности психиатров об ошибочности психиатрии и обращении к неврологии, так они верят, что многие проблемы заключаются в нервной системе, которая имеет свой центр в головном мозге. Есть аргументы в пользу того, что психологические аномалии, такие как миражи, галлюцинации, имеют свои истоки в поражении мозговых центров. К сожалению все современные научные открытия отсылают нас в Грецию на 30-50 лет назад.

В заключении мы можем сказать, что секуляризм в Церквиэто то , что искажает ее истинный дух, ее истинную атмосферу. Но мы должны заметить, что он искажает не саму Церковь, так как Церковь – истинна и она благословлена быть телом Христа, а калечит самих членов Церкви. Поэтому мы должно очень тщательно следить за процессом секуляризацией членов Церкви.

Церковь – это драгоценный камень для мира, милосердие человечества. Когда. Однако этот в драгоценный камень для мира и мира, проникает так называемый секуляризованный дух, когда христиане, члены Церкви вместо того, чтобы быть частью этого драгоценного камня, вместо того, чтобы стать светом миру, вдохновлены страстями мира, и становятся частью мира. Тогда они — секуляризованы. Секуляризм не ведет к обожению. Это антропоцентрический взгляд на нашу жизнь. Скорее всего Церкви необходимо войти в мир, чтобы преобразовать его, чем миру войти в Церковь и секуляризовать его.

 

Секуляризованная Церковь не способна и слаба для того, чтобы преобразовать мир. А секуляризованные христиане сбились с истинного пути во всех смыслах.

 

© перевод специально для «Православного Апологета», 28 декабря 2011г.



Подписка на новости

Последние обновления

События