Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ЕРЕТИКИ ЭТО НЕ ЦЕРКОВЬ

ПАПИСТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ЕРЕТИКАМИ

ΟΧΙ ΟΙ ΑΙΡΕΤΙΚΟΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑ.

ΟΙ ΠΑΠΙΚΟΙ ΕΙΝΑΙ ΑΙΡΕΤΙΚΟΙ

Митрополит Гортинский и Мегалополисский г. Иеремия,

 почетный профессор Афинского университета.

Воскресное Окружное послание - проповедь[1]

KYΡΙΑΚΑΤΙΚΟ ΕΓΚΥΚΛΙΟ ΚΗΡΥΓΜΑ ΜΗΤΡΟΠΟΛΙΤΟΥ

1. Братья мои христиане, вам следует радоваться и иметь великое почтение к Богу, Его вам необходимо благодарить за то, что вы принадлежите к семье Божией, которая называется «Церковь». Да, этим является Церковь. Она является семьей детей Божиих. А поскольку вы принадлежите к одной и той же семье, то вам следует ощущать себя братьями. Мы говорим «братья» (ἀδελφοί), потому что мы все имеем ту же «утробу» (δελφύ= матка). Какова же эта  утроба? Это святая Купель крещения. Разве утроба не подобна Купели? Мы христиане дважды рождались. Мы в первый раз родились от нашей матери, чтобы умереть. И нас прияла наша Мать Церковь, и она нас поместила в свою собственную утробу, святую Купель для того, чтобы мы не умерли. Поэтому  крещение и называется «возрождением». Существует второе рождение, духовное рождение, после первого, естественного.

2. Итак, все мы принадлежим Церкви Христовой, потому что все мы крещены и миропомазаны. Церковь, семья Божия, о которой мы ведем речь, является ЕДИНОЙ. Так мы это исповедуем в Символе нашей Веры, в «Верую», который нам следует произносить в нашей повседневной молитве. «Во Едину, Святую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь», произносим мы. А Эта Единая Церковь обладает правой верой и спасающей истиной. ТОЛЬКО эта Церковь имеет Божественную благодать, которая нас спасает и нас освящает посредством святых Таинств. Это ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ.

Членами Этой Церкви являются крещенные и миропомазанные православными священниками, и они исповедуют православную веру. Еретики не могут именоваться членами Церкви, поскольку они, несомненно, являются еретиками, поскольку они не принимают учения Церкви.

3. Я вам это говорю, мои христиане, потому что есть некоторые и даже носящие рясы и даже высокопоставленные церковные лица в рясах, которые говорят, что еретики могут называться членами Церкви. Нет, мои христиане, нет! Еретики являются некрещеными и немиропомазанными от православных священников, они не имеют и правой веры, а поэтому то они не могут принадлежать Церкви. Мы знаем, куда идут те, которые говорят подобного рода слова. Они ведут к экуменизму. Поэтому, если говорят, что к членам Церкви принадлежат и еретики, тогда создается некая Церковь православных вместе с еретиками, некая смесь и некое смешение всех религиозных исповеданий ради некоего поспешного единства, а это и есть экуменизм. Поэтому нам необходимо, прежде всего,  с молитвой и сильными аргументами Святых Отцов отражать и это заблуждение, которое является ересью. Никогда Святые Отцы не называли еретиков «Церковью». Никогда! И конечно же под словом «Церковь» я подразумеваю не просто собрание людей, но тот божественный Организм, который основал воплотившийся Бог Слово и Сын Божий ради нашего спасения, я понимаю под ним «самого Христа, который простирается на века», как говорит святой Августин. Это и сеть Православная Церковь, к которой принадлежат только Православные, а не еретики. Еретики составляют «церковь – то есть собрание - лукавнующих», как о них говорят Отцы VII Вселенского собора.

4. Несомненно, наше стремление и молитва всех нас обращена на то, чтобы и еретики стали бы членами нашей Церкви. Но это произойдет, прежде всего тогда, когда они отвергнут свою ересь, когда прежде всего они покаются. Однако же таковыми являются сегодня и те, которые держатся еретического заблуждения. И пусть это они осознают. Пусть это осознают и некоторые из нас самих, что мы не можем составлять с ними, еретиками, Церковь. Тогда в таком случае, чем являются еретики?  Они являются  некой группировкой, некой группой и неким сборищем, но не Церковью, в глубоком богословском и правильном смысле этого слова. Безусловно, истиной является то, что слово «церковь» издревле используется  в общем смысле как наименование собрания. Так существует, например, выражение «народная церковь» (κκλησία το δήμου). Также имеются издревле выражения «Римская церковь», «Протестантская церковь» и т.д. Однако сегодня, когда еретики желают представить свои собрания в качестве действительной Церкви, в  спасительном и верном смысле слова, в смысле Божественного Организма, который был основан Христом для нашего спасения, то мы имеет полное право и сознание для того, чтобы избегать употребления для них, еретиков, слова «Церковь». Так что  и использование слова «Церковь» к ним в общем смысле этого слова, мы оказываем лишь помощь, я еще раз говорю, экуменическому движению, которое желает  объединить всех, как не имеющих догматических различий, называя всех вместе «Церковью». Итак, следует нам избегать употребления выражения «Римская церковь», которое слишком свободно используется и исходит из официальных уст епископов.[2]

5. То есть, кто-то задаст вопрос: являются ли католики, паписты еретиками и следует ли их называть Церковью? Мои братья, я вам разъяснил и в прежние разы это делал, что Католики, да, являются еретиками, а не просто раскольниками.  В последнее время были написаны книги прекрасными богословами относительно этого, и вы можете их прочесть. Однако относительно Папистов – я не говорю вам об  их многочисленных ересях, - я говорю о них вам в общем,- что паписты, да, являются еретиками. Как и хилиасты, которые являются еретиками, потому что они не верят во Святую Троицу, они не верят в нашу Богородицу, они не осеняют себя крестным знамением, так и Паписты, Католики, мы говорим, являются тем же самым: они веруют в другую Святую Троицу[3], иначе веруют в Пресвятую Деву[4] и иначе крестятся[5]. Однако я не стану говорить мои собственные слова, а я вас вкратце приведу слово святого Марка Евгеника о папистах. Итак, святой вполне ясно говорит о Папистах: «Мы избегаем их как еретиков, и поэтому мы их отделили. Они еретики и как еретиков мы их отсекаем… Бегайте их как бегают от змеи, от этих христоторговцев и христопродавцев. Мы же не иначе разделились с латинянами, но потому, что они не только раскольники, но и еретики». (. Ι. Καρμίρη, τά Δογματικά καί Συμβολικά Μνημεα τς ρθοδόξου Καθολικς κκλησίας, τόμ. Β, GrazAustria 1968² σ. 353-362. Καί Συνεδρίαση τς Συνόδου Φεράρας - Φλωρεντίας στό Πηδάλιον,  κδ. Ρηγόπουλος, Θεσαλονίκη 1991, σ. 55).[6]

 

http://aktines.blogspot.ru/2016/07/blog-post_883.html

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год

 

 

 

 


[1] От 17 июля 2016г. Это послание является ответом на принятые на о. Крит т.н. Святым и Великим Собором неправославного документа «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру, которым признается и узаконивается не только участие в Экуменическом движении, но и неправославная экклезиология – учение о Церкви.

[2] Эти слова, выражая в точности святоотческую экклезиологию  иотноешнии к Римо-Католической церкви являются прямым упреком документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором в разделе Диалога с Римо-Католической Церковью «черным по белому» утверждается, что Римо-Католическая Церковь – это Церковь, сохранившая апостольское преемство.

[3] Подразумевается ересь римо-католиков об исхождении Святого Духа от Отца и Сына filioque, которая исповедается Римо-Католической церковью как догмат с 1014г

[4] Имеются в виду т.н. Мариологические догматы – о непорочном зачатии, которое полностью противоречит учению Церкви о ее естественном, т.е. страстном, зачатии от богоотцов Иоакима и Анны, а также догмат о Ее телесном вознесении на небо, отвергающий факт претепение Богоматерью естественной смерти, о чем так недвусмысленно говорят каноны утрени праздника Успения Богоматери, составленные прп. Иоанном Дамаскиным и прп. Космой Маюмским.

[5] Имеется ввиду использование при осенении крестным знамением не троеперстия, а пятиперстия и всякого рода беспорядочность, которая уже осуждается свт. Иоанном Златоустом и в специальных поучениях свт. Льва Великого, папы Римского (5.в)

[6] Эти слова свт. Марка Ефесского взяты из его знаменитого Послания о Флорентийском соборе «всем сущим на метрике и на островах». Это Послание в русском переводе полностью приведено в книге архимандрита Амвросия (Погодина). Святитель Марк Ефесский и Флорентийская уния. Мы же даем построчный перевод с текста оригинала , приведенного митрополитом Иеремией.



Подписка на новости

Последние обновления

События