Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Хранение догмата в Церкви

АНАФЕМЫ: СОХРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО

САМОСОЗНАНИЯ И ИСТИНЫ

 

ΑΝΑΘΕΜΑΤΑ˙ ΔΙΑΣΦΑΛΙΣΗ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΥ ΑΥΤΟΣΥΝΕΙΔΗΣΙΑΣ ΚΑΙ ΑΛΗΘΕΙΑΣ

протопресвитер о. Ангелос Ангелопуло

ο πρωτοπρεσβ. π. Άγγελος Αγγελακόπουλος

 

 

 

 

Что такое анафема?

Святой Никодим Святогорец говорит, что анафемы произносятся на того, кто отделяется от Бога и Христианской Церкви, и предается во власть дьявола. Никто из людей не может дерзать обращаться и общаться с таким человеком, который был отлучен от Бога и Церкви и предан через анафему дьяволу. Но даже и все верные отделены от такого человека[1].
В доказательство этой выше указанной позиции прп. Никодим Святогорец приводит свидетельство свт. Иоанна Златоуста [2], который касаясь вопроса анафемы, говорит: "Итак, что значит слово: анафема? Оно говорится и о каком-либо добром деле, означая посвящение Богу. А изрекаемое тобою "анафема" не то ли значит, чтобы такой-то был предан диаволу, не имел участия во спасении, был отвержен от Христа? ". Анафема полностью отделяет человека от Христа и отрывает от Него. Комментируя также текст из Деяний святых Апостолов, 23 главу, а более конкретно то место, где говориться, что сорок из иудеев решили предать себя клятве, заклялись (ἀνεθεμάτισαν ), если не убьют апостола Павле, замечает следующее: «Что значит закляша себе? Иначе сказать: они оставят веру в Бога, если не исполнят своего намерения в отношении к Павлу».

Для подтверждения своей позиции рп. Никодим заручается словами свт. Тарасия, патриарха Константинопольского, который в своей апологетический речи на VII Вселенском соборе говорит следующее: «Тяжелое наказание анафема; оно удаляет от Бога, изгоняет из царства небесного, увлекает во тьму кромешнюю» . [4]
Апостол Павел говорит: «всякий, кто не любит Господа нашего Иисуса Христа да будет анафема» [5]. Все те, которые пребывают вне апостольского учения и предания божественного Павла, те не любят Господа в истине. И все те, которые не любят во истине Господа те находятся под анафемой, то есть являются отлученными от Господа. И бл. Феодорит говорит: «Да будет отлученным от от общего тела Церкви тот христианин, который не имеет горячей любви ко Господу Христу»[6].
Термин "анафема", приводимый апостолом Павлом в послании к Галатам относится к тем, которые проповедуют не сообразно преданию: «Но если даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». [7].
Как весьма точно говорит защитник и исповедник веры митрополита Пирейский г-н Серафим, "анафемы в Церкви не является выражением гнева или проклятия или высокомерия, а торжественным провозглашением того, что конкретные лица не принадлежат к телу Церкви и народ Божия призван увеличить внимание к такому человеку, и не искать пользы или выгоды от общения с тем, кто предан анафеме, чтобы не утратить здравое учение, вне которого не существует спасения. Следовательно, анафемы особенно в наше время унификации и синкретизма, являются превосходным защитным механизмом и педагогической мерой для сохранения Православного самосознания и истины... "[8]. Согласно мнению почетного профессора патрологии Фессалоникского университета им. Аристотеля протопресвитера Феодора Зисиса, анафемы является пастырской мерой любви[9]. Святые Отцы, когда они на заседаниях Соборов анафематствовали еретиков, делали это не из ненависти к ним, а с великой болью в душе отсекали их «как неисцельно заболевших», от тела Церкви, точно также как и хирург отсекает отмеченную и мертвую часть тела для того, чтобы заражение не передавалось остальной части тела.
Таким образом, анафему мы произносим только тогда, когда имеет место ересь. Однако некоторые считают, что анафемы являются какими-то простыми словами. Это не так. Предание анафеме является отлучением, отсечением при неприятных высказываниях, от Церковного тела. Потому что ересь представляет собой разрыв этого богочеловеческого общества внутри Тела Церкви и поэтому, по совершенно справедливой причине, она осуждается и анафематствуется Вселенскими соборами.
Много раз, когда об этих вещах говорится, но и когда читаются, если только читаются, анафем в день Торжества Православия, некоторые своевольные люди приходят в шок и говорят: "Ну, теперь в какие времена мы живем? Разве в Средние века? Стоит ли говорить об анафематствуемых и отлученных? Это не те вещи, которые свойственны Церкви". Такой образ мышления оказал большое влияние на многих. То есть они считают, что Церковь постоянно должна давать только сиропы, лукумы и сладости. Однако такие люди не обладают вкусом. Он не поняли, что такое Православие. Не поняли, что это Тело пропитанное любовью. Если нет этой любви к Богу «излитой в наших сердцах» [10], то отсутствие любви означает отчужденность. Почему, когда кто-то кого-то очень любит, то он вступает в с другим человеком в дружеские отношения, исполненные люби. Когда, однако, кто-то отступает, и не только из-за какой-то случайности, но институционально, то тогда Церковь заверяет его, на законном основании, о том, что он умер. Когда же Церковь кому-то говорит «анафема», то по существу она его заверяет, заносит его в некий акт о гражданском его состоянии, свидетельствует ему о том факте, который имел место быть. Это, однако, в настоящее время становится непонятным, и даже на самом высоком уровне. И не понимают, потому что они это не испытывают, не переживают Не испытывают, потому что не существует никаких условий для чистоты, которую многие просто позабыли и оставили. Церковь - это живая реальность. Когда верующий человек обладает чистотой, тогда он обладает связью с Церковью, ощущает любовь Божию и ее выражает. Из-за отсутствия этого личного опыта, мы заходим так далеко, что начинаем говорить, что "анафемы и отлучения не имеют сегодня силы, мы их изменим. Мы живем в другое время". Человек, однако, всегда остается самим собой и горе, если это было бы не так. Христос однажды совершил великую тайну благочестия ради всех людей и на все времена. "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же" [11]. Итак, создается впечатление, что, когда нарушаются отношения любви, то тогда имеет место отлучение, с помощью которого Церковь ратифицирует, закрепляет уже существующее положение.
Все это, которые сегодня, как часто приходится слышать, называют признаками фундаментализма, для верующих в Церкви это является знаками, которые содержат любовь. Они таковы, что с помощью них определяют и отмечают именно то, что отношения в духе любви в Церкви не являются чем-то вторичным и третичным, но они являются существенным Это то и выразила Церковь и с такой силой, и именно тогда, когда он захотела указать на прекращение общения и отлучение от Церкви, с помощью которого она фиксирует факт, что кто-то стал мертвым для любви. Тело, к которому мы принадлежим и в котором мы богословствуем, является мистическим, пронизанным любовью. Если же не существует таких отношений в любви и этой ревности о любви, которая выражается и в деятельности, то тогда мы тем сами себя же и обманываем.

 


Синодик Православия


Цель введения празднование Недели Торжества Православия епископами исповедниками и монахами той эпохи, как нам об этом говорит Синаксарий праздника [12], состоит в том, чтобы поименно назвать и восхвалить благочестивых и православных, и, в то же время, напротив, нечестивых и злочестивых осудить и поименно предать анафеме. И делается это вовсе не по злобе, по страсти и ненависти по отношению к еретикам, а из педагогических и пастырских соображений и из любви, дабы еретики смогли бы свободно покаяться и отвергнуть заблуждение. Отцы и Святые обладали подлинной и искренней любовью, но не лживым миром и лжелюбовью современных лицемеров, которых раздражают анафемы и они себя представляют лучшими нежели святые Апостолы и Святые Отцы, которые из любви порицают и наставляют. [13].
Синодик Православия впервые был написан в 843 году Святыми Отцов VII Вселенского Собора и по завершении второй фазы иконоборчества и он содержал анафемы на всех еретиков, начиная от Ария и до иконоборцев. С 9 столетия и после появились и другие еретики и в первую очередь папизма, посему Церковь приняла решение в 14 столетии дополнить Синодик Православия новыми анафемами. И в него были внесены новые анафемы, среди которых были добавлены «Главы против Варлаама и Акиндина», в которых анафематствуются личности Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина, ересь Папизма. Таким образом мы убеждаемся в том, что Синодик Православия вновь обновляется и что добавление новых ересей было и является обычным явлением для Церкви. Следовательно мы не можем осуждать Святы отцов за то, что они, якобы, стоят над Церковью, не имеют послушания, поскольку внесли новые анафемы.
Таким образом, это обычная практика Церкви может быть вполне продолжена и анафемы увеличены, то есть когда в день Торжества Православия произносятся анафемы не только на древние, но и новые анафемы против Сионизма, мусульманства, иудаизма, протестантизма,англиканства, лютеро-кальвинизма, папизма, ересиарха Римского папы, неоварлаамизма, свидетелей Иеговы, хилиастов, пятидесятников, ереси метапатристики, неопатристики и эклектики, межхристианского и межрелигиозного синкретизма, как это явным образом было недавно сделано во время Торжества Православия 2012г борцом и исповедником Преосвященнейшим Митрополитом Пирейским г-ном Серафимом. Или мы Неужели будет игнорироваться тот факт, что все выше перечисленные ереси были известны соборам и Святым Отцам? [14] Кроме того, тот же Синодик Православия делает важное замечание: «И всем остальным еретикам, анафема!» [15] Анафема для всех еретиков, и древних, и новых, современных, тех, которые были, есть и будут до скончания веков. Выше упомянутая тактика не является ни оригинальной, ни нововведением, ни эгоистическим предвосхищением Соборов Церкви, но лишь простым смиренным следованием обычной церковной тактике, и хранением строя, чина литургической книги Триоди, которая безусловно имеет свою силу и до сего времени. Пастырская цель и задача произнесения анафем двойная: с одной — покаяние анафематствуемых, а с другой — охранение паствы от ересей, старых и новых, которые лишают людей спасения. Так что не спешат обрушивать упреки и осуждения почти что не нераскаянные экуменисты, когда, по божественной благодати и сообразно человеческим силам, проявляется ими бдительность и неустанный интерес к пастве, а волки не перестают пожирать и расщеплять стадо словесных овец.
Напротив того, почти что нераскаянные экуменисты должны быть осуждены, поскольку они оставляют паству, которые становятся добычей в пасти волков [16], различных еретиков, и они несет на своих плечах анафемы за межхристианский и межрелигиозный экуменизм. Их собственные же анафемы недействительны, потому что не согласны с волей Божией. Пастырская и педагогическая целесообразность мер, применяемых Церковью, кажется, что экуменисты не переносят силы анафем, не переносят, избранные, антиеретического и критического учения ССвятых Отцов, не переносят даже одного понятие ересь. Поэтому то они и упразднили чтение анафем из Синодика с 2005 года, потому что ощущают себя под анафемами. Поэтому то они отодвигают в сторону Святых Отцов с помощью метапатристической, неопатристической и эклектической ереси, которые сообщают поименно еретиков и вскрывают их имена. Поэтому то удалено и понятие ересь, принимая вместо этого наименование «равных, равноценных, и церквей-сестер» для современных еретических парасинагог Папизма и Протестантизма, но также и для давней, древней ереси Монофизитства [17].


Снятие анафем


Со стороны почти что не раскаявшихся экуменистов много говорит о снятии анафем «Соборным решением в 1965 году» в Иерусалиме Вселенским патриархом Афинагором и Римским папой Павлом VI. Однако необходимо им заметить, тот факт, что анафемы были сняты соборным определением поместного собора Вселенской Патриархии, а не Всеправославным собором, т. е. анафемы были сняты в одностороннем порядке, т. е. это снятие не было выражением воли всей Патриархий и автокефальных Церквей. Более того со стороны иерархов поместных Соборов Патриархий и автокефальных Церквей не было высказано волеизъявление, что безусловно следовало бы сделать при столь важном событии. Но даже эта воля иерархии поместных соборов не должно быть проявлением самоуправства. Епископату Церкви следовало бы, прежде принятия такого решения, рассмотреть, исследовать исчезла ли причина, которая вела на протяжении девяти столетий, с 11 по 20 вв., к наложению анафем. Потому только тогда отменяются анафемы, когда исчезла причина для их принятия, т. е. когда еретики отвергают свои еретические учения и возвращаются к Православной вере. Кто дал власть Вселенскому Патриарху г-ну Афинагору снимать анафемы в 1965году в Иерусалиме? Какой Всеправославный собор принял решение снять анафемы? Конечно же, никакой. Следовательно, анафемы были сняты незаконно.[18] И это и удивительно, но это также достойно пролития слез, что не раскаявшиеся экуменисты полагаются на снятие анафем, чтобы оправдать не имеющее никакого оправдания.

 

Источники:
 

 

[1] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Πηδάλιον, σσ. 396-398.

[2] ΑΓΙΟΣ ΙΩΑΝΝΗΣ ΧΡΥΣΟΣΤΟΜΟΣ, Λόγος «Ὅτι δέν πρέπει νά ἀναθεματίζη τινάς κανένα ζωντανόν ἡ ἀποθανόντα»τ. 5. Слово о проклятии.

[3] Τοῦ ἰδίου, τ. 4, σ. 880.3.

[4] Β΄ Τόμος Συνοδικῶν, σ. 724. В русском переводе см. Деяния Вселенских соборов. Спб. 1996, т. 6, с. 336

[5] Α΄ Κορ. 16, 22.

[6] ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία εἰς τάς ΙΔ΄ ἐπιστολάς τοῦ Ἀποστόλου Παύλου, τ. Α΄, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1989,

  σ. 697.

[7] Γαл. 1, 8. ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, Ἑρμηνεία εἰς τάς ΙΔ΄ ἐπιστολάς τοῦ Ἀποστόλου Παύλου, τ. Β΄, ἐκδ. Ὀρθόδοξος Κυψέλη, Θεσ/κη 1990, σσ. 248-249.

[8] http://www.impantokratoros.gr/64EFF01C.el.aspx

[9] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στον Πειραιά γιορτάσθηκε αυθεντικά η Κυριακή της Ορθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ιανουάριος-Μάρτιος  

   2012) 3-6.

[10] Ρωμ. 5, 5.

[11] Εβρ. 13, 8.

[12] Τριώδιον, εκδ. «Φως Χ.Ε.Ε.Ν.», Αθήνα  2010, σ. 618.

[13] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στον Πειραιά γιορτάσθηκε αυθεντικά η Κυριακή της Ορθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ιανουάριος-

  Μάρτιος 2012) 3-4.

[14] ΠΑΝΑΓΙΩΤΗΣ ΣΗΜΑΤΗΣ, «Είναι αἵρεση ὁ Παπισμός; Τι λένε Οἰκουμενικές Σύνοδοι και Πατέρες», Θεοδρομία Θ(Ἀπρίλιος-Ἰούνιος 2007) 233-

  284.

[15] Τριώδιον, εκδ. «Φως Χ.Ε.Ε.Ν.», Αθήνα 2010, σ. 628.

[16] Деян. 20, 29.

[17] ΠΡΩΤΟΠΡΕΣΒ. ΘΕΟΔΩΡΟΣ ΖΗΣΗΣ, «Στον Πειραιά γιορτάσθηκε αυθεντικά η Κυριακή της Ορθοδοξίας», Θεοδρομία ΙΔ1 (Ιανουάριος-

   Μάρτιος 2012) 5.

[18]ΑΡΧΙΜ. ΙΩΑΣΑΦ  ΜΑΚΡΗΣ, «Ἱστορική ἀναδρομή τῆς προσεγγίσεως Ὀρθοδόξων καί Ρωμαιοκαθολικῶν κατά τόν 20ό αἰώνα», Ἐν Συνειδήσει˙ Οἰκουμενισμός˙ ἱστορική καί κριτική προσέγγιση, ἔκδ. Ι. Μ. Μεγ. Μετεώρου, Ἅγια Μετέωρα, Ἰούνιος 2009, σσ. 55-64.

 

© перевод «Православного Апологета» 2013г.

http://thriskeftika.blogspot.ru/search/label/ΑΝΤΙ-ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΑ

Новое богословие обесцвеченной мозаики из ереси, согласно которой несмотря ни на что она (то есть мозаика) продолжает оставаться «Церковью».

. Η νέα θεολογία του αποχρωματισμένου μωσαϊκού από την αίρεση που συνεχίζει να είναι «Εκκλησία».

 

 

☦ В наши беспрецедентные и несказанные времена, которым Бог позволил прийти и изменить нашу жизнь кардинальным и «впечатляющим» образом, мы вместо того, чтобы испытать радость воссоединения под крышей Святого Православия и увидеть возвращение всех инославных в Православную Кафолическую Церковь, мы видим совершенно нечто иное - мы видим и слышим многих Иерархов, и среди которых особую активность проявляет Патриарх Варфоломей, которые любой ценой ищут обратного. Чтобы посадить нас, не колеблясь, в колесницу экуменизма, они, кажется, не чувствуют тяжести ответственности за то, что Бог возложил на них служения по охранению всей паствы в подлинном и полном Апостольском Предании.

 

 

Именно Вселенский Патриарх во время своего последнего и совсем недавнего визита в Италию для получения почетной степени в Папской Теологической школе Южной Италии в Неаполе описал реальность Вселенской Церкви невиданным образом, мозаикой:

 

«Д будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, -да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:21), изображение чудесной мозаики, в которой каждый камень имеет свое место, подходящее ей. Но если какой-то камень разрушится и испортит мозаику или, вернее, испортит то, что в ней изображено (Священное Писание, Евхаристия, Церковь), то этот камень НЕ перестанет принадлежать всей мозаике. Это значит, что даже общины, возникшие после Эфесского (433 г. по Р. Х.) и Халкидонского (451г. по Р. Х) Соборов, даже в расколе или ереси, продолжают формировать сознание своей принадлежности к единой Мозаике. Другими словами, разделение, – раскол или ересь, – хотя бы и лишают общения, не лишают принадлежности к единой Церкви Христовой, как и болезнь органа тела не делает самого органа чуждым для тела».

 

Иной и противоположной является символика, которую использовал Сам Христос для описания Своих отношений с Церковью:

 

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я возвестил вам. Пребудьте во Мне, и Я пребуду в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня вы не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают  в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками. (Иоан. 15:1-8)

 

Близко к новой идее мозаики, использованной патриархом Варфоломеем, по образу, но не по сути, находится видение, содержащееся в очень древнем сочинении «Пастырь Ермы», которое рассматривает Церковь как большую строительную площадку для возведения башни, где каждый крещеный верующий представлен в виде большого камня, полезный для ее возведения, рядом с другими камнями, которые были разбиты или выброшены из башни, потому что «некоторые из них были грубыми, некоторые с трещинами, некоторые были немыми, некоторые были белыми и круглыми, непригодный для строительства».

 

Таким образом, в новаторской и противной святоотеческой экклесиологии патриарха существует только одна вселенская и неделимая Церковь, составленная из всех камней, именно всех, даже тех, которые по видению Пастыря Ермы не подходят для строительства здания. Далее он говорит: Даже если один из этих камней/церквей разрушает и искажает Священное Писание, или Евхаристию, или саму церковную организацию, он не перестает принадлежать одной мозаике, одной и единственной Кафолической Церкви. Он неоднократно настаивает на этой концепции: даже те «Церкви», которые не приняли Ефесский собор или Халкидонский собор, продолжают оставаться частью Церкви/Тела Христова. Поэтому образа об отсечении  бесплодной ветви и бросания ее в огонь уже не существует. Нет, по мнению Патриарха Варфоломея, даже если тело заразилось болезнью раскола или ереси, его необходимо сохранять и считать членом Тела Христова. Поэтому образ отрезания бесплодной ветви и ее назначения ввергнуть ее в огонь уже не существует. Нет, по мнению Патриарха Варфоломея, даже если тело заразилось болезнью раскола или ереси, его необходимо сохранять и считать членом Тела Христова. Протестанты, паписты, монофизиты и все остальные конфессии, так или иначе окрашенные христианством, уже были бы частью Единой Кафолической Церкви, они уже представляют собой мозаичные камни Мозаики, которую невозможно разделить, ей недостает только эффективного общений, которое фактически прекращено только от того, что Патриарх называет «несущественными различиями», «разделениями, многократно возникающими из-за использования разных категорий мышления и языков, которые часто не очень инклюзивны», «факторов не только церковных, но и культурных, а также из-за политических перестановок той или иной эпохи». Из этих слов, кажется, следует, что, если немного отодвинуть налет истории, отбросить неверие и принять «культурные» различия, доктринальное и духовное наследие, сохранившееся в различных «церквях», то они оказываются во многом идентичными.

 

Этот новый и новаторский образ Церкви мы можем лишь прокомментировать сочинением святого епископа Карфагенского Киприана:

 

«После того, как он (дьявол) увидел идолов оставленными, жилища свои и капища, по причине множества уверовавших, опустевшими, – в чем заключается больше тонкого лукавства и хитрости, как не в выдумке врагом нового обмана: самым именем христианина обольщать неосторожных? Он изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство. Кого ослеплением не может удержать на ветхом пути, того сводит в заблуждение и обольщает путем новым. […]Таковы льстивые козни врага, который, по слову апостола,«преобразуется во Ангела света» (2Кор 11.14) и своим служителям дает вид служителей правды, между тем как они возвещают ночь вместо дня, погибель вместо спасения, отчаяние под покровом надежды, вероломство под предлогом веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью уничтожают истину. Это бывает оттого, возлюбленнейшие братья, что не обращаются к началу истины, не ищут главы, не сохраняют учения небесного Учителя…» (Киприан Карфагенский, О единстве Церкви, 3)

 

Для Святых Отцов, хранителей Апостольского Предания, ересь - это изобретение дьявола для борьбы с Церковью. Чтобы понять суть ереси, мы должны помнить и подчеркивать, что для православной духовности Истина и Жизнь — неразделимые реальности — одно предполагает другое. Иисус Христос есть прежде всего Истина и Жизнь, как Он Сам сказал нам: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Иоан. 14:6). Поучительным в этом смысле является эпизод с аввой Агафоном, который принял все оскорбления со стороны своих собеседников, кроме обвинения в том, что он еретик, потому что ересь, по его словам, «есть отделение от Бога». Сам святой Иоанн Лествичник на вопрос, какой грех самый тяжкий после убийства и атеизма, ответил ересь. Ересь, таким образом, есть сокрытие Истины, которое угрожает самому существованию и природе Церкви и делает невозможным спасение человечества путем отвращения от всей Истины, которая есть Христос.

Апостол Павел учит ученика Тита, как каждый пастырь церкви должен дать ответ еретику один или два раза: «Еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден». (Тит 3: 10-11). Это не просто желание, а более широкое преподание наставления, направленного на то, чтобы заставить еретика осознать его ошибку, покаяться и принять правую веру. К сожалению, патриарх Варфоломей, вместо того, чтобы следить за рекомендациями апостола Павла и Святых Отцов относительно еретиков, заявляет, что они все еще находятся в церкви.

 

Любой, кто оставляет Церковь, присоединяется к еретической ереси, не имеет права на общение с Церковью. У любого, кто бросает ее, не может иметь дар, который обещал Христос. Потому что он становится чуждым, грязным, врагом Христа. Он не может иметь Бога для Отца, у которого нет церкви для матери. (Святой Киприан. О единстве Церкви).

 

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2023г.

Источник: https://tasthyras.wordpress.com/2023/12/05/ η-νέα-θεολογία-του-αποχρωματισμένου-μ/

Старец Василий Кавсокаливит: Духовная опасность (искажение Православной веры) в результате грядущих событий

 

 

1. Старец Василий Кавсокаливит (+2015) о ересиархе Папе: «Ворон, выдающий себя за ручного голубя!»

«Не забывайте, что Папа — предтеча антихриста. Вы увидите, что он придет как белый невинный голубь и притворством завоюет доверие многих.

Он придет не один, а вместе с другими воронами [1]. Они войдут в наши дома. Мы будем доверять им, и после того, как они победят нас, они покажут свою истинную воронью личину и будут рвать нас на части, чтобы пожрать нашу плоть. Не нужно им верить. Сегодня большинство наших иерархов предпочитают преходящее, тленное. А нетленное и полезное для души они считают бесполезным как мусор, который выбрасывают вон. Было бы хорошо, чтобы мы были восприимчивы к истине и не проявляли сочувствия ко злу».

«Зло придет с Запада и достаточно скоро. Вы увидите, что будут править иноверцы. Ереси сотворят знамения и породят чудовищ. Вы увидите, что очень скоро ворон обратится в кроткого голубя. Христиане откроют двери своих домов, думая, что он домашний, ручной, и примут его с распростертыми объятиями. Но этот голубь их обманет. Он привлечет их на свою сторону. А после того, как он увлечет их за собой и обольстит, он снова примет облик ворона. Более того, он поспешит привести за собой и других черных ворон, чтобы они могли гнездиться в домах христиан, в каждом доме, во всех домах, которые примут его».[2]

 

«Слушайте внимательно, дети мои. К сожалению, вот уже несколько лет как мы всей страной открыли окно — да что там окно, целую парадную дверь нашего дома — ворону, то есть Папе Римскому. Политические и церковные сановники поспешили поклониться ему — либо там, куда он приезжал и собирается приехать снова, либо у него дома, в Ватикане. Понимаете, он располагает большими деньгами и большими связями среди высокопоставленных лиц. Мамона — это ужасная вещь.[3] С того момента, как ей поклонишься, она овладевает тобой.

Этот ворон, то есть Папа, чада мои, станет как голубь и сможет проникнуть во многие дома христиан. Святой Косма Этолийский не ошибался, когда громогласно призывал и увещевал православных, говоря, что нужно проклясть Папу, потому что он будет главным виновником зла»... [4]

 

 

Соответствующие пророчества равноапостольного святого Космы Этолийского:

5-е. «Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

107-е. «Однажды придет лжепророк. Не верьте ему и не радуйтесь его приходу. Он снова уйдет и большене вернется».

«Послушайте, дети мои. Когда вы увидите, как это дерево зацветет, тогда ждите первое знамение. Тогда-то вы и увидите ворон и чаек, раздирающих голубей (Это произошло через несколько недель после того, как нынешний Папа Франциск пришел к власти в Ватикане. Все тогда говорили о знамении с Небес – прим. ред.) [5]. По сути, именно с этого момента «ворон» (то есть Папа) начнет преследовать православный Восток.

 

 

 

Чайка (среднее фото из трех) нападает на голубя, выпущенного ребенком рядом с Папой. А на голубя, выпущенного другим ребенком, яростно нападает ворона… Папские голуби не принесли мира на Украину, а были сожраны двумя стервятниками, один из которых промышляет на суше, а другой — на море. Они символизируют сухопутные и морские страны, которые вступили в войну на Украине после свержения ее правительства при поддержке Запада 21 февраля 2014 года.

Будьте осторожны и молитесь. Ибо вот-вот придут к вам волки в овечьей шкуре, чтобы привлечь вас на свою сторону.[6] Горе и беда тем, кто доверится этому ворону. Все, что вы слышали, непременно произойдет.

Во время усердной молитвы к Богу один монах-постник услышал голос Господа с небес, который произнес следующее: «Я уже говорил прежде и повторяю снова: возвести пастве об услышанном. Повторяю еще раз: ворон предстанет перед вами голубем дивной красоты, смирным и домашним, чтобы ввести людей в заблуждение и обманом проникнуть в их дома. Услышав поучения этого голубя, его курлыканье, они все сделают для него! Настолько их очарует этот голубь. И как только он завоюет их доверие, сразу же поспешит привести других воронов (еретиков), чтобы они пожирали плоть наивных верующих.[7]

Берегите себя и молитесь. О том, что ты видел и слышал, расскажи и другим. Научи паству, чтоб вошла она в истинный свет, стала на прямой путь — светлый путь спасения. Узкий, но богатый благодатью. Узкий, но спасительный для души. Все спасутся не иначе, как узким путем».

 *******

2. Старец Василий о Вселенском Патриархате и Патриархе Варфоломее

«Наш Вселенский Патриархат отбывает многовековой приговор за свою недопустимую открытость папству до того, как его поработили османы...

При святом Марке Ефесском (+1445) [8] (а впоследствии при святом Геннадии) он, к счастью, устоял и сохранил горящий светильник нашего святого Православия.

Всеблагой Бог освободил его на некоторое время перед Малоазийской катастрофой, но, к сожалению, те, кто руководил в ту пору престолом святого Андрея, не оценили милости Божией, освободившей их от наказания, и снова связались с Западом, с которым и тогда, и теперь происходит много переговоров. Видя их поползновение в ересь, Бог решил, что наказание должно продолжаться до тех пор, пока не придет покаяние. Жаль, очень жаль! Хотя Бог и наделил нашего нынешнего Вселенского Патриарха Варфоломея многими дарами, он, к сожалению, не использует их во славу единого и единственного истинного Бога, Пресвятой Троицы.

Он придерживается уже устоявшейся тактики своих предшественников, скованных гнусным масонством. Давайте-ка все помолимся, чтобы наш нынешний Вселенский Патриарх обратил свое сердце к Богу и отвернулся от Запада. Чтобы он понял, что с Запада приходят только темные тучи и ничего хорошего он не найдет. Давайте будем молиться о нем, чтобы он вошел в историю как патриарх, который увидит свой престол освобожденным от османского и всякого другого видимого и невидимого плена, постигшего его по духовным законам в качестве наказания. Это то, чего ждут Небеса и наши святые. Бог есть праведен.

Скоро наступит время, когда наш Вселенский Патриархат поймет, что настоящую безопасность может дать не западная нечисть, а Господь наш, сладчайший Иисус Христос. Молитесь о Патриархе Варфоломее, да просветит его Бог, чтобы он соединял, а не разделял христоименитую паству.

Во всяком случае знайте, что по воле Божией престол святого Андрея вскоре вернется в руки ромеев. Дай Бог, чтобы это случилось уже теперь, при патриаршестве Варфоломея [9] и чтобы вы увидели это своими глазами».

  *******

3. Старец Василий об Архиепископе Афинском и всея Эллады Христодуле и его отношениях с Папой

«Покойный архиепископ Христодул заключил сделку от имени нашей Церкви с предтечей антихриста, Папой Римским. Он сам жестоко поплатился за это. За это заплатили и будут расплачиваться и другие, кто принимал в этом активное участие. Давайте помолимся о спасении его души... К сожалению, эта сделка дает право диаволу хозяйничать в этом благословенном месте, нашей стране». [10]

«Ах, дети мои, одно вам скажу! Если бы блаженный Христодул отвернулся от Папы, Бог не забрал бы его так рано. Он пожил бы еще. Бог прощает любые человеческие ошибки. Однако ошибки, которые ставят под угрозу нашу веру, непростительны. Так, например, блаженный архиепископ Серафим не имел ни образования, ни талантов Христодула, но он был чист, говорил от всего сердца и исповедовал истины, которые открыли ему дверь Рая. «Разве Ватикан это Церковь?», — сказал он однажды архиереям! И он не ограничился тем, что прямо выразил свое отношение к латинянам, но запретил Папе приезжать в Грецию.

Блаженный епископ Сиатистский Антоний после кончины блаженного Серафима увидел, как тот, облаченный в белые одежды, совершал богослужение в небесном алтаре. Господь предупредил архиепископа Христодула через внезапную смерть митрополита Тимофея Керкирского в ночь его возвращения из Ватикана, но он тогда не понял послания. Точно так же он не понял и другие послания свыше, бывшие ему и до, и после того, как он заболел раком».

«Укрепите свою веру в чистое Православие, веруйте чистым сердцем и не смешивайтесь с еретиками, с Папой Римским — предтечей антихриста».

  *******

4. Предсказание старца Василия в 2011 году о Критском соборе, который состоялся после его кончины, 19-26 июня 2016 года [11]

«Зло для Церкви придет с Запада и начнется с Крита. Дети мои, это произойдет через сорок два дня после Воскресения Господня (Критский Собор, - прим. ред.). В течение восьми дней после этого произойдет много событий, по причине которых Господь пошлет нам множество испытаний, чтобы увидеть, не покаялись ли виновные в своем злом произволении. Епископы стремятся на Крит со злыми намерениями, зло они и получат. Не приведи Господи! Ох-ох-ох! Какой ужасный конец будет у них!».

...«Господи, да не будет сего! Эти (епископы) идут по скверному и извращенному пути. Бог явится им в негодовании и гневе. Кто хочет спастись, дети мои, тот идет к покаянию. А кто не хочет спастись, тот не желает расстаться с тьмой неведения и злой, греховной волей. Через покаяние грешник спасется, а нераскаянный — нет. Приносите покаяние Богу и молитесь». [12]

«Се конец у дверей. Те, кто воскресли духовно, движутся в русле закона Божия и знают, что ничто не сокрыто от взора Господня. Вы должны обратить на это самое пристальное внимание!

Опомнитесь, выйдите на путь спасения. Кайтесь и молитесь, дети мои, чтобы вы не погибли, чтобы благодать Господа нашего не покинула вас».

«Много бед грядет в нашу Церковь. Нас ждет много испытаний. Верховный рясофор (архиепископ или патриарх? – прим. ред.) будет проповедовать новую религию, чуждую Православию»!..

  *******

5. Старец Василий о предающих Православие

«Увы и горе неверующим, увы и горе предающим Православие. Увы и горе богохульникам. Эти хулители, предатели Православия, хотят видеть вокруг себя духовно болящих, и сами они не хотят приступить к покаянию. Блаженны кающиеся, ибо они наследуют Царство Небесное. Блаженны верующие. Предатели Православия духовно слепы и не отверзают очей своих, чтобы увидеть творимое ими.

Они сами ступили на путь беззакония, по желанию своему они богохульствуют, по желанию своему становятся рабами диавола. Уши имеют они и не слышат, глаза имеют и не видят. О грешник! обрати свои очи к Небу и увидишь свет, истинный свет. Увы, пребывая в темноте, ты не видишь, куда ты идешь… Стремишься на путь погибели, ведущий в вечную тьму. Тот, кто желает увидеть тьму, творит волю Мамоны (диавола), становится его рабом».

  *******

6. Старец Василий о храмах, священниках, Святом Причастии и православных

«Они опечатают церкви и сделают в них склады с продуктами, якобы для помощи людям. Они запретят священникам ходить в рясе. Они будут склонять их брить свои бороды, а те, кто их не послушает, будут подвергаться преследованиям. Святое Причастие будут преподавать в твердом виде и запечатанным,якобы для того, чтобы верующие не подхватили болезни».

«Многих из тех, кто верует в истинного Бога, будут преследовать, избивать, наносить тяжелые раны, убивать, но они будут оправданы».

«Мы увидим, как в Салониках и Афинах будут проходить папские службы. Наших священников заставят участвовать в них, а кто не будет ходить, тому урежут зарплату!..

  *******

7. Старец Василий передает послание старца Евсевия Катунакского о происходящем в мире

Старец Евсевий, живший на Катунаках (Святая Гора Афон), послал к старцу Василию своего послушника, монаха Иоанна, чтобы тот передал ему следующее:

I. «Скажи тем, кто волнуется, что конец близок! Да, в соседних государствах будет идти война, а внутри страны будут беспорядки. Многие все еще хотят расшатать Церковь. Эти злонамеренные люди получат то, что заслужили. Ты, Василий, не печалься, а лучше внимай и молись, чтобы они оставили свои злые намерения против Церкви. Те, кто убрал крест из своего дома, увидят крест Господень на небесах и будут трепетать как осиновый лист, умоляя о спасении, но уже будет поздно. Ты, Василий, учи паству, по заповеди Господа, относиться к кресту и к святым иконам с великим вниманием, благоговением. Многие из этих святых икон будут чудотворными, будут творить чудеса. Учи их не убирать кресты и иконы из своих домов, из своих школ, офисов, учреждений и из всех общественных зданий. Учи и призывай всех всегда носить на себе Честной Крест, деревянный крест.

II. Иноверцы – война – стихийные бедствия

В то время, когда некоторые инославные будут методично продвигать отступление от святых икон,произойдет война между двумя соседними государствами. Некоторые из них присоединятся и к нашей стране (беженцы-иммигранты, - прим ред.). Молитесь, чтобы избежать этого, многократно повторяйте молитву «Господи, помоги нам!» и тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», «победы православным христианам даруй». Молитесь, чтобы не случилось худшего. В этой войне будет много жертв». [13]

Также монах Иоанн сообщил, что Господь наш Иисус Христос явился его старцу и сказал ему: «Я хочу, чтобы все люди спаслись и в разум истины пришли. Но они хулят имя Мое, имя Матери Моей, хулят имя Отца Моего, и Я хочу им воздать по делам их. Куда не посмотришь, на каждом шагу хула от многих. Они не хотят научиться Моему учению, но они образумятся после великого испытания, которое им предстоит пройти в свое время. Берегись, молись, конец близок. Не спрашивай о времени, просто учи людей, учи паству идти праведным путем, дорогой света».

  *******

8. Старец Василий о (почти) гражданской войне и стихийных бедствиях

«В этом благословенном месте будет жить незнакомый народ, народ нечестивый. Будет раздор внутри и снаружи. Будут жертвы».

«Греция вновь явит миру многих святых, но и многие души погибнут. Берегите себя и молитесь, ибо вы своими глазами увидите много неподобающего. Молитесь о добром спасении душ и особенно за детей ваших. Мы живём в последние времена. Помимо прочего, коснутся нашей страны и плохие погодные условия. Произойдут великие землетрясения, и внутри, и вовне. [14] Страшная буря уничтожит деревья, растения, животных и людей. Ненависть, которая царит повсюду, приносит разрушение — для всеобщего вразумления и исправления. Она желает, чтобы держава пошла на державу. Она пройдет страну за страной. Одно государство против другого, не одного, а многих. Одно государство против другого. Будьте осторожны. Укрепитесь в нашей Православной вере, ибо она истинна. Вы увидите и более ужасные вещи, не в одном месте, а по разным местам. Одно государство будет воевать с другим, а другое государство будет воевать само с собой (гражданская война - прим ред.). Будет литься невинная кровь. И все это будет из-за неверующих.

Зло придет с Запада, это будет скоро. Верх возьмут инославные. Ереси породят чудовищ и знамения. Будет гражданская война на фоне политической анархии, выборов, потому что власть имущие не захотят передать власть. В основном пострадают крупные города. Кровь прольется с обеих сторон. Прольется невинная кровь, но это продлится недолго, дни можно сосчитать на пальцах одной руки. Все государства будут против Греции и захотят ее завоевать, но единственное, чего они добьются, — они сами окажутся завоеванными. Но знайте, что нас поработят без единого выстрела. Мы ляжем спать свободными, а проснемся рабами из-за того, что подпишут и примут наши (политики, меморандумы). Тяжко тогда придется молодым. Они будут сеять, но не пожнут. Великие беды обрушатся на нас. Многие уедут (иммиграция из-за безработицы - прим ред.).

В скором времени у нас будет «новый мировой порядок». С его наступлением цена на хлеб подскочит до шестнадцати (евро? - прим. ред.) и подорожает масло. Иноземцев Бог поспешно изгонит из Греции. Он нашлет на них множество неизлечимых болезней, так что они испугаются и убегут. Они скажут: «Бог Греции не хочет, чтобы мы были здесь».

Вы все это испытаете, но не бойтесь. Всегда помните, что любовь побеждает, а терпение укрепляет. Смирение дает вам «билет» в Царство Небесное, а покаяние ведет туда прямиком. Кто соблюдает эти три заповеди: любовь, смирение, покаяние, тот все победит. Любовь приносит веру. Вера приносит счастье».

  *******

9. Старец Василий о временном занятии турками Лесбоса, Хиоса и Родоса (записано по его словам)

«Приближается время, когда турки захватят эти три острова: Лесбос, Хиос и Родос. Они будут проводить политику дезориентации, чтобы запутать греческую армию, будто им нужны другие маленькие острова, но на самом деле они захотят захватить эти три греческих острова. Однако вскоре Турция развалится. На эти острова они войдут и выйдут. Недолго они будут владеть ими, всего три месяца. Кровь прольется и среди мужчин, и среди женщин. Вы увидите, что турки пройдут маршем по Греции (нелегальные иммигранты) и повсюду построят мечети. Мы будем пленены, этого не миновать. Нас может спасти только молитва. Но кто молится? Никто.

Евреи одержат верх. Они будоражат сегодня весь мир. Они причинили миру огромное зло и заплатят за это: им недолго осталось».

  *******

10. Старец Василий об инославном правительстве

«Придет время, когда Грецией будет управлять правитель, который открыто заявит, что он не православный христианин.[15] Вы это скоро увидите, он будет править некоторое время. Не доверяйте ему ни в чем, потому что он и его помощники хотят подорвать Православие и уже распростерли свои щупальца повсюду. Они хотят беспощадно ударить по нашей стране, настолько сильно, что человек не будет узнавать человека (пророчество о ношении масок? – прим. ред.).

За то короткое время, пока будет править это инославное правительство, произойдет много плохих инеподобающих вещей. Не принимайте их, не делайте того, что они будут вам говорить, потому что их цель — поставить на вас начертание. Гоните их прочь. Ах, ах, будет великое стенание. Люди будут рыдать и не будут знать, что им делать. Не гонитесь узнать точные даты. Я сказал вам, что время близко. Они будут править какое-то время. Но Бог, видя страдания своего творения, пошлет Своих святых ангелов и уничтожит их всех. И Царство Христа расцветет снова. Народ Христов будет жить и царствовать во веки веков».

  *******

11. Эпилог

«Как Я говорил тебе, говорю тебе снова: должен родиться человек с головой теленка и жена с головою козы. Все, что было сказано Мною, что ты видел и о чем ты слышал, произойдет в свое время. Скажи людям, что время близ. Кайтесь, бодрствуйте и молитесь. Не попирайте Крест Мой и страдания Мои. Вы сделали дом Отца Моего домом сплетен и других скверных разговоров. Посмотрите и поразмыслите об этом: скоро гряду. Почему вы добровольно закрываете глаза на то, что совершается в доме Отца Моего? Вы попираете Крест и говорите всякие мерзости за несколько сребреников. Посмотрите и подумайте: из земли вот-вот поднимется великое пламя, огонь, который сожжет неверующих и волков в овечьей шкуре, пожирающих Моих овец. Скажите народу, что с неба изольется поток, где вода будет вперемешку с землей. Говори людям подобающее, чтобы они скорее пришли к покаянию».

«Конец приближается и готовится шум. Бодрствуйте, бодрствуйте и молитесь, чтобы вам войти в жизнь вечную, в Царство Небесное».

После всего этого, все мы должны соделать спасение во Христе главной целью своей жизни.Покаяться и жить по воле Господа нашего.

«Сегодня мир ведет себя зло и извращенно по отношению к Богу. Где покаяние? где прошения, где посты и молитвы? Покайтесь, покайтесь! Конец близок. Покайтесь, чтобы Бог помиловал нас. Чтобы найти выход из тупика, нужно смирение, покаяние, терпение и вера. Если у нас нет веры, у нас не будет и мужества. Вера и мужество спасают человека. Святые мученики с презрением относились к благам земным и жаждали благ небесных. Помните: вера без добрых дел мертва есть».

  *******

12. Краткое жизнеописание старца Василия

Старец Василий Кавсокаливит родился на Крите в 1922 году, но вырос в Коринфе. В пятнадцать лет он поселился с семьей в Лутраки. Там работал в мастерской своего отца, изготовляя колеса к тележкам. Он плохо знал грамоту. Однако с юных лет у него было огромное желание познать Божественную науку спасения, поэтому он с детства дал обет уйти в монастырь. Его призвание было настолько очевидным, что родственники и одноклассники с самого раннего возраста называли его монахом. Он отличался от других детей своего возраста. В школе или дома он предпочитал рисовать иконы, а не играть, как это делали все дети.

Несмотря на большое стремление к монашеству, по настоянию родных в девятнадцатилетнем возрасте он женился на своей сверстнице из Лутраки. В бедности выросли их четверо детей. Пока Греция находилась в состоянии войны, он, тогда уже отец двоих детей, служил в греческой армии. Через пять лет он вернулся в Лутраки, где работал сначала изготовителем тележек, а затем плотником. Жизненные трудности укрепили его веру, и он всегда встречал их с молитвой. Особенно он почитал Богородицу.

Когда его жена ушла из жизни, он уехал на Афон, после того, как позаботился о жизненном устройстве всех своих четверых детей. Ранее он был поставлен во чтеца, и отец Хризостом Григориатский прочитал ему молитву на ношение рясы и камилавки в храме, который старец построил на Лутракских кладбищах. Этот храм посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Миртидиотисса» и святому Феодору Стратилату. При поставлении его во чтеца присутствовал также блаженный митрополит Коринфский Пантелеимон.

На Афоне старец Василий пробыл недолго. Получив благословение обустроить себе каливу, он отправился в Иерусалим, ко Гробу Господню. Там он принял малый ангельский образ.

После пяти лет служения у Гроба Господня он вернулся на Афон, где принял постриг в великую схиму. Его восприемником был старец Лука. На Афоне, пока не была готова ​​его келья, он некоторое время прожил в пещере. Там, в строгом посте и непрестанной молитве, вдали от обычных монастырских забот, он полностью посвятил себя молитве и возрастил в себе всецелую преданность Господу.

Он покинул пещеру, когда в Кавсокаливии была готова ​​его калива. В 1987 году его отправили с Афона в Клисурский монастырь в Кастории. Его служение там было образцовым, и он пользовался полным доверием блаженного митрополита Касторийского Григория. Во время его пребывания в монастыре произошли некоторые чудеса. Затем он снова вернулся в свою каливу на Афоне, откуда из-за ухудшения здоровья уехал в 2007 году. Его приняла у себя одна семья в поселке Пефка, в пригороде Салоников.

За пределами Афона, будучи уже в преклонном возрасте, старец Василий служил людям, постоянно преподавая им Слово Божие. Он отличался смирением, духовной отвагой, подвижническим духом и неиссякаемой христианской любовью к людям. Очень любил строить храмы и до своей кончины построил в общей сложности восемь церквей.

18 октября 2015 года старец Василий отошел ко Господу. Похоронен он был, по его желанию, в селении Палеокастро в Козани, на том месте, где была основана его последняя церковь. Его могила находится на территории кладбищенского храма в честь святого пророка Божия Илии.

 

 

Примечания

[1] Имеются в виду и другие ересиархи.

[2] Речь идет об экуменическом всееретическом движении, в котором хочет главенствовать Папа Римский.

[3] Мамоной (Маммоной) называется демон сребролюбия, а также неправедно нажитое богатство (опять же от сребролюбия). Так, разоблачая Своего врага диавола, скрывающегося за неправедным богатством, Господь говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить (одновременно) Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). В другом месте Господь советует богатым приобретать (добродетельных) друзей милостыней, чтобы они молились о спасении своего богатого друга после его смерти: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас (ходатайствуя перед Богом) в вечные обители (Рая)» (Лк 16, 9). Святой Паисий Святогорец (как написано в его «Словах», том ΙΙ, о начертании и числе 666) говорит: «666 является для евреев символом экономики... 666 есть символ мамоны».

[4] «Папу проклинайте, потому что об будет главным виновником зла». 90-е пророчество: 02_AgKosmas.pdf Читайте также: «Покаялся ли Папа?» /images/st/5277/img_5277_49dcbbb906a1e5141dcab778a2b40874.pdf Послушайте также слова отца Феодора Зисиса: «Папу проклинайте! Это слова святого Космы (mp3)

[5] См. https://www.imdleo.gr/diaf/2014/03/u-krania.html & pdf

[6] Сам Господь Иисус указывает на опасность тех, кто искажает истину Евангелия ради своей выгоды, так называемых «духовных лидеров»: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» (Мф. 7, 15-16). Паписты занимались резней православных вплоть до Второй мировой войны. Когда же они покаялись (в плодах своих трудов)?

[7] Папа в последние годы вводит своих последователей в экуменизм и всерелигию. См. напр., Ассизи:https://www.imdleo.gr/htm/assisi.htm Взрыв на Чернобыльской АЭС в том же (1986) году послужил предостережением о духовном разрушении. См. «Три возгласа Господи “Горе!”»./images/st/5277/img_5277_e34f3b689d5e831b5c3a8f3c75c3b053.pdf

[8] Святой Марк в то время не был патриархом Константинополя. В 1436 г., будучи иеромонахом, патриарх Александрийский назначает его своим представителем на Соборе (Ферраро-Флорентийском) по объединению Церквей. В том же году император Иоанн Палеолог вынуждает его занять кафедру Ефесской митрополии, которая тогда была вдовствующей, и, проявляя уважение к святому Марку, назначает его главным экзархом Собора. 5 июля 1439 года, когда уния была подписана многими православными под давлением и из-за того, что они боялись императора, как сообщил Сиропул, Марк подписать ее отказался. Тогда Папа произнес известную фразу: “Итак, мы ничего не добились”». orthopraxia.gr

[9] Старец Василий полагает, что пророчества об освобождении Константинополя могут исполниться еще при жизни патриарха Варфоломея.

[10] Папа выступает в роли лидера всех ересей (ради мира и т. д.), то есть в роли лжепророка, который является главой 2-го зверя Апокалипсиса.

[11] Необходимость осуждения Критским собором двух ересей – экуменизма и папизма – подчеркивает в своем письме к священникам своей митрополичьей области ныне покойный митрополит Гортинский Иеремия, с грустью отмечая, что ничего подобного не было сделано. Напротив, еретические сообщества были названы «Церквами»... Он также выражает свое недоумении о позиции Элладской Церкви, чье православнейшее, как он его охарактеризовал, предложение по изменению соборных документов, принятое в мае месяце на Архиерейском Соборе, претерпело изменения! Он подчеркивает, что выражение «инославные церкви» означает «еретические», и добавляет, что эта фраза способствует распространению ереси и всеереси экуменизма. /images/st/5277/img_5277_c397fe5e3b20932902d849b9da1ffe2b.pdf

[12] Не осуждая лиц, о покаянии которых все молятся, святой Паисий Святогорец говорил о менталитете синкретизма (догматическое смешение и нивелирование веры) из-за контактов православных с еретиками: «К несчастью, западный рационализм оказал влияние и на восточных православных владык. И вот они находятся в Восточной Православной Христовой Церкви только телом, в то время как всем своим существом пребывают на Западе, который, как им кажется, царствует в мире. А если бы они смотрели на Запад духовно, с помощью света Востока, света Христова, то они видели бы духовный закат Запада, который потихоньку теряет свет Умного Солнца — Христа и погружается в глубокую тьму. Но вместо этого они собираются на конференции и без конца обсуждают темы, которые и обсуждать-то нечего и которые за столько лет не считали достойными обсуждения святые отцы Православной Церкви». (СЛОВА.том I «С болью и любовью о современном человеке»).

[13] Мы уже писали ранее, что об этом был дан предупредительный сигнал:https://www.imdleo.gr/diaf/2020/agOros-g_reset.html

[14] Землетрясение в Южной Турции (возле г. Газиантеп, недалеко от границы с Сирией) магнитудой 7,8 баллов по шкале Рихтера в 04:17 по местному времени (03:17 по греческому времени) 6 февраля 2023 г., за которым последовало еще одно землетрясение магнитудой 7,5 баллов в 12:45 по греческому времени того же дня, вероятно, из тех, что «вовне».

[15] Если власть инославного правителя совпадет с правлением еретичествующего верховного рясофора (архиепископа или патриарха), это принесет большие проблемы для верующих.

  *******

Источникhttps://perivleptosfl.blogspot.com/2023/06/blog-post_78.html

Из поучений и наставлений старца Василия Кавсокаливита, изданных в двух томах издательством «Агатос Логос (Доброе слово)» (Афины, 2018-2019).

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

Протопресвитер о. Георгий Металлинос (+2021), почетный профессор Афинского Национального Университета имени И. Каподистрии 

Церковь через Своих Святых борется за спасение образа жизни, ведущего к обожению. (видео)

π. Γεώργιος Μεταλληνός – Η Εκκλησία δια των Αγίων Της αγωνίζεται να σώσει έναν τρόπο ζωής που οδηγεί στην θέωση. (βίντεο)
 

Вы сказали, что когда Отцы встречаются, скажем, на Соборах, на Вселенских Соборах или где-нибудь в любом Синоде, но тем более на Вселенских, они не борются за поиск истины, потому что очень правильно было сказано, что истина – это не идеология. .

Церковь не борется через Своих Святых – и в этом заключается заблуждение мира – за спасение какой-то идеологии, но борется за спасение образа жизни (τρόπος ζωής), который ведет к конкретной и осязаемой реальности, называемой единением с Богом – обожением – и который является единственной целью. Повторяю, единственная цель каждого верующего в мире. Все остальное — второе и третье.


Поэтому задача Отцов состоит в том, чтобы сформулировать эту истину. Итак, у Церкви есть образ жизни, то есть Предание, продолжение образа жизни, и есть вера, которая означает не идеологическую систему, а означает верность этому образу жизни (πιστότητα σε αυτόν τον τρόπο ζωής). Это будет означать в первую очередь веру. Вера в то, что говорится о ней погречески. Доверие ( η εμπιστοσύνη ) Богу, который, как врач, приходит спасти меня, и я принимаю рецепт спасения, и, во-вторых, верность, чтобы достичь внутреннего осознания сейчас, как внутреннюю веру, присутствия Святого Духа внутри меня.

Итак, этот процесс упраздняется там, где абсолютизируется философия.

https://tasthyras.wordpress.com/2023/12/06/π-γεώργιος-μεταλληνός-η-εκκλησία-δια/

 

Ересь Ария и I Вселенский собор


Ирина Артеми

дипломированный богослов-филолог Афинского университета
Магистр богословия Афинского университета


Η ΑΙΡΕΣΗ ΤΟΥ ΑΡΕΙΟΥ ΚΑΙ Η Α΄ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΚΗ ΣΥΝΟΔΟΣ

Ειρήνης Αρτέμη

Πτ. Θεολογίας -Φιλολογία Πανεπιστημίου Αθηνών
Mphil Θεολογίας Πανεπιστημίου Αθηνών
υπ. διδάκτορος Θεολογίας  Πανεπιστημίου Αθηνών

В IV веке после окончания гонений на христианство для официальной христианской религии возникла первая большая догматическая угроза. Им стало учение Ария [1]. Проблема, которая мучила Ария - это вечное рождение Божественного Слова. Итак, он учил, что Сын по природе и по сущности Своей не есть истинный Бог [2]. Он был сотворен Богом Отцом в конкретное время "во времени" («ἐνχρόνω») [3]. По этой причине Он не может быть охарактеризован как нерожденный (ἀγέννητος), или как часть нерожденного. Поэтому Он был простым творением Божиим [4]. Итак, как творение, Сын и Слово Божие не не собезначален (συνάναρχος) и не совечен (συνάναρχος) Отцу, [5], но создан непосредственно "волей" Отца [6], в то время как другие творения были созданы Богом через Его Сына. Характеристической фразой, которая суммирует арианское учение о Сыне было «был тогда, когда не был» (ἦνποτέὅτεοὐκἦν) [7].

Совместное создание мира Богом и Сыном не означает, что последний причастен природе или сущности Бога, и что Он по природе истинным Богом [8]. Арий утверждал учение об абсолютной монархии божества и принимал одного нерожденного Бога и безначального. Следовательно, прежде творения Сына была абсолютная "монархия" только нерожденного Бога, поэтому истинный Бог не был Отцом, пока не был сотворен Сын, а Сын не существовал до Своего создания Отцом, « да замечаем, что был одни, не было двух, прежде существующих. Теперь же хотя есть Сын, но он не есть Бог Отец» («σύνεςὅτιἡμονάςἦν, ἡδυάςδεοὐκἦν, πρὶνὑπάρξη. ἈυτίκαγοῦνὙιούμηὄντοςὁΠατήρΘεόςἔστι») [ 9].

Основание его учения о подчиненности Сына по отношении к Отцу базировалось на широко распространенном мнении о subordinatio. Последнее составляло основу и фундамент его злочестия. Очевидно, что Арий использует богословские понятие отцовство и сыновство лишь как метафоры и по аналогии к человеческой жизни, согласно которой отец по времени предшествует сыну. Итак, он предпринимает попытку дать объяснение на основании человеческих отношений отношениям между Лицами Святой Троицы.

Арий и преданные ему его сторонники используют строго историко-грамматический метод герменевтики Антиохийской школы для того, чтобы доказать учение об абсолютной монархии Бога - Отца, тварную природу Сына - Слова и создание Его Отцом, несовершенное знание Отца и нравственное боготворение Сына. Еретическое учение Ария взялся опровергать Патриарх Александрийский Александр с помощью свт. Афанасия Великого. В действительности свт. Афанасий Великий был уникальным богословом противником Ария, однако он не наставлял последнего.

Необходимо было созвать Собор, на котором могли бы защищаться епископы, мыслящие по - ариански и сам Арий. Далее будет предоставлена возможность для верного изложения учения Церкви о вечности, совершенстве сыновства и божества Сына и Слова, второго Лица Святой Троицы. Вначале этот собор был подготовлен как один из поместных соборов, но на нем приняли участие, как епископы Запада, так и Востока, поскольку богословская основа Троичного догмата преподнесена была на Соборе как учение вселенского характера. Этот собор является I Вселенским Собором Церкви Христовой, который состоялся в 325г. в Никеее Вифинской.

В то время престол Римской империи занимал Константин (306-337), позже названный Великий, сын Констанция Хлора. Константин стал благосклонным к христианству. В течение многих лет он боролся с донатистами в Северной Африке и мелетианами в Египте. Но теперь он встал против ереси ради сплочения империи. Эта ересь родилась из догматических ошибок Ария.

Император справедливо стремился к воцарению религиозного мира в империи, не понимая, доктринальных различий арианства от православного учения, пытался умиротворить дух своих богословских противников. Константин Великий не мог вникнуть в глубинный смысл предвечного рождения Сына. По этой причине и призвал Ария и епископа Александра к мирно сосуществованию, несмотря на различия в их учении о Триедином Боге. Об огромной богословской опасности, которая тогда возникла, рассказал и объяснил императору свт. Осия Кордубский. Последний призвал Константина приступить к созыву собора для разрешения богословских споров.

Никея была вполне пригодна для проведения работы собора, так как она гарантировала епископам Египта и Запада более легкое прибытие в нее. Однако в то же время этот город позволил и самому Константину принять участие в работе собора. Собор начал работу 20 мая 325 [10] и завершил ее 25 августа того же года. Сам император открыл заседание Собора, продемонстрировав тем самым, насколько была важной эта встреча для него самого и для внутреннего мира империи. В нем приняли участие 318 отцов, число символическое, соответствующее числу мужчин, которые использовали Авраама для противостояния своим врагам[11]). Деяния Собора не сохранились. Это подтверждается и трудом свт. Афанасия Великого, в котором святитель обращается к своей памяти для того, чтобы описать происходившие на Соборе события, слова, которые были высказаны защитниками и критиками Ария. Председателем Собора считается Евстафий Антиохийский, но много раз утверждалось, что им был епископ Никомидийский Евсевий или Константин Великий, и т. д.
Собор осудил Ария, обучение, его учение, и три церковных раскола: новацианский, Павла Самосатского и мелетианский, которые в течение многих лет сотрясали внутренний церковный мир. Было принято 20 правил и Никейский Символ веры, в котором говорится, что Сын единосущен Отцу (οὙιόςεἶναιὁμοούσιοςτοῦΠατρός), то есть совечен Отцу и Он истинный Бог. Термин единосущный (ὁμοούσιος) используется сам Константин, чтобы описать отношения Сына с Отцом. Включение этого термина в предварительный Символ указывает в то же время и на осуждение арианства. Профессор К. Скутерис [12] относительно спорного термина единосущный замечает: «свт. Афанасий в своем труде о Никейском соборе отметил о работе собора, что на нем присутствовала всецелая скептичность и на общем пути следования Собора для принятия определения. Во-первых, нельзя отрицать, по словам свт. Афанасия, что термин этот выражает мысль Священного Писания, будучи в церковной традиции. Члены собора восприняли богословие, которое выражает определение «выше»ином "выше, несмотря что и подле них» (άνωθενπαράτωνπροαυτών). Вместе с тем, этот не записанный термин подтверждался из многих мест Священного Писания, которые были приняты во внимание и записаны Отцами Собора. "Посему поскольку Сын родился от Отца, но другое рождение по человеческой природе, и не только не подобное, но и неотделима суть от сущности Отца и Он есть суть одно со Отцом (Ин,10, 30), как Он и говорил, присно во отце суть слово и Отце в Слове (Ин 10,38; 14.20.), как сияние света света (Евр. 1,3) — это и означает слово, поэтому то Собор так правильно мыслил слово единосущный, его вписал, дабы отвергнуть и изгнать еретиков богоборных иначе мыслящих о рожденном Слове". Ариане вместо того, чтобы искать «смысл» Священного Писания, имели «растленный ум» и были неспособны постигнуть, что с помощью термина «единосущный» (ὁμοούσιος») было выражено учение Священного Писания. В завершении Никейский Символ веры стал содержать семь первых членов (параграфов) Символа веры[13].

Важно отметить, что на Соборе в Никее было явлено много чудес святыми богоносными Отцами. Особенными были чудеса, совершенные свт. Спиридона, свт. Экумением и свт. Ахиллой. Стоит упомянуть и об инциденте между Св. Николаем Чудотворцем и Арием. Первый не в состоянии обуздать свое возмущение относительно того, что утверждал Арий, его ударил. Император Константин Великий наказал свт. Николая и заключил в тюрьму. Но в тюрьме произошло чудо, указывающее на святость свт. Николая и заблуждение Ария.

Сноски
 [1] «Арий подвергся большому влиянию иудейского монотеизма, философского взгляда об абсолютном превосходстве и о неподвижности Бога, космологических дуалистических взглядов и прежде всего Филона Александрийского о тварности Логоса-Слова, через которое Бог создал мир», Σ. Παπαδοπούλου,Πατρολογία Β´,  Ἀθήνα, 1990, σ. 114.

[2] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Κατά Ἀρειανῶν, I, E΄, 4, M. Tetz, Athanasius Werke, τ. 1, Ι, publ. De Gruyter, Berlin 1940, σ. 11415-18 (=PG 26, 21ΑB): ««Ἦν γάρ», φησί, «μόνος ὁ Θεὸς, καὶ οὔπω ἦν ὁ Λόγος καὶ ἡ σοφία. Εἶτα θελήσας ἡμᾶς δημιουργῆσαι, τότε δὴ πεποίηκεν ἕνα τινά, καὶ ὠνόμασεν αὐτὸν Λόγον, καὶ Σοφίαν καὶ Υἱὸν, ἵνα ἡμᾶς δι̉ αὐτοῦ δημιουργήσῃ»». (ОДИН БЫЛ Бог, говорит Арий, и не было еще Слова и Премудрости. Потом, восхотев создать нас, сотворил Единаго некоего и наименовал Его Словом, Премудростию и Сыном, чтобы посредством Его создать нас).

[3] Αὐτόθι, M. Tetz, Athanasius Werke, τ. 1, Ι, σσ. 11420-23, 11810-115 (=PG 26, 21B, 24Α).

[4] Ἀθανασίου, Περί τῆς ἐν Νικαίᾳ Συνόδου, 26, 1-5 καί 28, 1-2, H.G. Opitz, De decretis Nicaenae synodi, Athanasius Werke,τ. 2, Ι,publ. De Gruyter, Berlin 1940, σ. 38, (=PG 25, 461D-464A, 468AB): «Ὅτι δὲ οὐ ποίημα οὐδὲ κτίσμα ὁ τοῦ θεοῦ λόγος, ἀλλὰ ἴδιον τῆς τοῦ πατρὸς οὐσίας γέννημα ἀδιαίρετόν ἐστιν» (что Слово Божие - не произведение, ни тварь, напротив же того, собственное, неотлучное рождение Отчей сущности) и «Ἀμέλει τῶν λεξειδίων αὐτῶν δειχθέντων τότε φαύλων καὶ ἀεὶ δὲ εὐελέγκτων ὄντων ὡς ἀσεβῶν ἐχρήσαντο παρ̉ Ἑλλήνων λοιπὸν τὴν λέξιν τοῦ ἀγενήτου, ἵνα προφάσει καὶ τούτου τοῦ ὀνόματος ἐν τοῖς γενητοῖς πάλιν καὶ τοῖς κτίσμασι συναριθμῶσι τὸν τοῦ θεοῦ λόγον, δι̉ οὗ αὐτὰ τὰ γενητὰ γέγονεν· οὕτως εἰσὶ πρὸς ἀσέβειαν ἀναίσχυντοι καὶ πρὸς τὰς τοῦ κυρίου βλασφημίας φιλόνεικοι». (Поелику несомненно было доказано тогда, что их речения негодны и всегда могут быть обличены, как нечестивые; то воспользовались заимствованным у греков речением : несозданный , чтобы под предлогом сего наименования Божие Слово, Которым все созданное получило бытие, сопричислить к созданиям и тварям. Так они безстыдны в нечестии, так упорны в хулах на Господа.)

[5] Τοῦ ἰδίου, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων, 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werke,τ. 2, VII, σ, 24216-18 (PG 26, 708Α).

[6] Αὐτόθι.

[7] «эта фраза циркулировала со времени Дионисия Римского (259-268) (βλ. ἀπόσπασμα 2: PG 25, 461C)», Σ. Παπαδοπούλου, Πατρολογία Β´,Ἀθήνα 1990,σ. 115.

[8] Ἀθανασίου, Κατά Ἀρειανῶν, Ι, Ε΄ καί Ι, ΚΣΤ΄, M. Tetz, Athanasius Werke, τ. 1, Ι, σσ. 11415-23, 1351-4 (=PG 26, 21Β, 65Α)

[9] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων, 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werkevol. 2.1, 15.321-22 (=PG 26, 688B).

[10] Σωκράτους, Ἐκκλησιαστική Ἱστορία 1, 13: «Καὶ ὁ χρόνος δὲ τῆς Συνόδου, ὡς ἐν παρασημειώσεσιν εὕρομεν, ὑπατείας Παυλίνου καί Ἰουλιανοῦ, τῇ εἰκάδι τοῦ Μαΐου μηνὸς· τοῦτο δὲ ἦν ἑξακοσιοστόν τριακοστόν ἕκτον ἔτος, ἀπὸ τῆς Ἀλεξάνδρου τοῦ Μακεδόνος βασιλείας». (Что же касается до времени собора, то сама повестка его показывает, что он состоялся в консульство Павлина и Юлиана, в двадцатый день месяца мая; а это был 636 год от Александра Македонского.)

[11] Γεν. 14,14

[12] Κ. Σκουτέρη, Ἱστορία Δογμάτων Β΄, Ἀθήνα 2004, σ 307.

[13]Συνοπτική παράθεση των ιερών Κανόνων (Свод священных правил):
Κανών Α': Καταδικάζεται ἡ συνήθεια τοῦ οἰκοιοθελοῦς εὐνουχισμοῦ καί ἀπαγορεύεται ἡ χειροτονία εὐνουχισμένων, πλήν ὅσων ἐξετμήθησαν γιά ἰατρικούς λόγους ἤ λόγω βασανιστηρίων.
Κανών Β': Ἀπαγορεύεται ἡ χειροτονία ὡς κληρικῶν στούς νεοεισερχομένους τῆς ἐκκλησίας.
Κανών Γ': Καταδικάζεται ἡ συνήθεια τῶν κληρικῶν ὅλων τῶν βαθμῶν νά συζοῦν ἤ νά συγκατοικοῦν μέ νεαρές γυναίκες τίς ὁποίες δέν εἶχαν παντρευτεῖ (συνείσακτοι).
Κανών Δ' - Ε': Εισάγεται τό «μητροπολιτικό σύστημα», τό ὁποῖο ἵσχυε στήν ὀργάνωση τῆς Ρωμαϊκῆς αὐτοκρατορίας. Καθορίζεται ὁ ρόλος τῆς ἐπαρχιακῆς συνόδου στή χειροτονία τῶν ἐπισκόπων.
Κανών ΣΤ': Ἀναγνωρίζεται κατ̉  ἐξαίρεση τό ἀρχαῖο ἔθος τῆς συγκεντρωτικῆς δικαιοδοσίας τοῦ ἐπισκόπου τῆς Ἀλεξάνδρειας στίς ἐκκλησίες τῆς Αἰγύπτου, Λιβύης καί Πενταπόλεως -ὅπως συνέβαινε καί μέ τήν ἐκκλησία τῆς Ρώμης-, ἐνῶ ἐξαιρεῖται ἡ Ρώμη καί ἡ Ἀντιόχεια ἀπό τό γενικό μέτρο τοῦ μητροπολιτικοῦ συστήματος.
Κανών Ζ': Ὁρίζεται ὅτι ὁ ἐπίσκοπος Αἰλίας (δηλ. ὁ Ἱερουσαλήμ) νά εἶναι ὁ ἑπόμενος στή σειρά ἀπόδοσης τιμῶν.
Κανών Η': Ὁρίζεται ὁ τρόπος ἐπιστροφῆς τῶν λεγόμενων «Καθαρῶν» (Μελιτιανό σχίσμα).
στήν ἐκκλησία τῆς Αἰγύπτου .

Κανών Θ': Ἀναφέρεται στήν τότε  συνήθη περίπτωση χειροτονίας πρεσβυτέρων τῶν ὁποίων δέν ἐξετάστηκαν τά προσόντα ἤ οἱ ὁποῖοι δεν παραμένουν ἄμεμπτοι.
Κανών Ι': Καταδικάζεται ἡ χειροτονία τῶν πεπτοκότων.
Κανών ΙΑ' - ΙΒ': Καθορίζεται η μετάνοια των πεπτωκότων, με αυστηρότερα κριτήρια.
Κανών ΙΓ': Δέχεται ὅτι εἶναι δυνατόν νά λάβει κάποιος τή Θεία Ευχαριστία ἐπί τῆς ἐπιθανατίου κλίνης.
Κανών ΙΔ': Ὁρίζεται ὁ τρόπος τῆς μετάνοιας τῶν πεπτωκότων κατηχουμένων.
Κανών ΙΕ' - ΙΣΤ': Καταδικάζεται ἡ ἐπιδίωξη κληρικῶν γιά μετάθεση σέ ἄλλες ἐκκλησίες.
Κανών ΙΖ': Καταδικάζεται ἡ πλεονεξία καί ἡ αἰσχροκέρδεια τῶν κληρικῶν πού προέρχεται ἀπό τόν ἐντοκο δανεισμό.
Κανών ΙΗ': Ἀπαγορεύεται  στούςς διακόνους νά μεταδίδουν καί νά ἀγγίζουν τή Θεία Εὐχαριστία πρίν ἀπό τούς πρεσβυτέρους, καί δέν ἐπιτρέπεται τό νά κάθονται μεταξύ τῶν πρεσβυτέρων.
Κανών Κ': Ἀπαγορεύεται ἡ γονυκλισία στή Θεία Λειτουργία τῆς Κυριακῆς καί τήν ἡμέρα τῆς Πεντηκοστῆς.

Перевод “Православного Апологета”. 2011 г.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на apologet.spb.ru обязательна



Подписка на новости

Последние обновления

События