Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Неделя Святых Отцов IV Вселенского собора1

Митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Святоотеческое богословие

Μητροπολίτης Ναυπάκτου Ιερόθεος, Η Πατερική θεολογία

 

«Сегодня существует множество людей, которые искажают святоотеческое слово, мысли, имея такое мнение, что мы живем в иное время, которое отлично от эпохи Отцов, из-за чего они говорят о метапатристическом богословии, однако им перетолковывают Отцов весьма запутанным способом, так что на самом деле его подрывают .

 

Нынешняя Неделя (воскресный день) посвящена нашей Церковью Святым Отцам, которые созывали IV Вселенский собор в Халкидоне в 451г. По Р. Х., который противостоял ереси монофизитства. Речь идет о той ереси, которая утверждает, что две природы во Христе — божественная и человеческая — соединились в одну природу, а если быть более конкретным человеческая природа растворилась в божественной природе. Это мнение ниспровергло все учение Церкви, которое утверждает, что человеческая природа во Христе сохраняется и после ее соединения с божественной природой.

Ересь монофизитства является продолжением арианства, которое утверждало, что Христос — это творение, а не Бог.

Основой первых этих ересей было стремление с помощью логики объяснить лицо Христа. Важным является то, что еретики и все с ними единомысленные богословствовали используя греческую философию и рассуждение, в то время как отцы использовали опыт Пророков и Апостолов, как он изложен в Священном Писании, но и поскольку он получил подтверждение вы их собственном духовном и церковном опыте. Это фундаментальное отличие между еретиками и Отцами. Еретики старались истолковать связь Отца и Бога Слова, и связь двух природ во Христе, используя при этом философские основания, в то время как Отцы из своего персонального опыта познали, что Слово есть Бог, поэтому во время Его явления о перед ними просветился как свет, как солнце. Таким образом Бог Слово обладает той же сущностью и энергией, что и Отец и Святой Дух. Он также соединил две природы в лице Христа, став «неслитно, неизменно, нераздельно, и неразлучно».

Действительно, во время Преображения Христа на вершине горы Фавор три Его ученика видели лицо Христа святящееся как солнце, а одежды Его были белы как свет, и они слышали голос Бога Отца, который засвидетельствовал, что Христос — это Его возлюбленный Сын, и они видели Святого Духа в виде светящегося облака. Архидиакон и первомученик Стефан во время заседания Синедриона иудеев видел великую славу-свет Божий и Христа сидящего одесную Отца. Апостол Павел видел Христа во Свете, и конечно же этот Свет, превосходил солнечный свет. Этим же опытом обладали и Пророки Ветхого Завета, как например боговидец Моисей, но и богоносные Отцы на протяжении всех веков. Такого рода опытное богословие не может терпеливо относиться к какой бы то ни было философии и какому бы то и было рассуждению. Апостол Петр, который оказался во врем Преображения Христа на горе Фавор, он пишет, что он стал «очевидцем» величия Божия и Его познал «не хитропсплетенным мифам последуя», то есть сказкам, которые представляют в виде мудрых слов и, совершенно очевидно, в данном случае мыслится им древне-греческая философия, которая характеризуется как метафизика (2 Петр. 1, 16-21).

Богословие Отцов Церкви это опытное богословие, но не рационалистическое, в нем выражается свидетельства очевидцев божественности Христа, а не философов, которые используют размышление и рассуждение, и философию. Именно это последнее является отличительной особенностью и признаком еретиков, которые смешивают логику-рассудок с умом, мечтательность-фантазию с реальностью, философию с истиной, размышление с Откровением. Поэтому мы и воздаем почтение Отцам Церкви как незаблудным учителям, как великим богословам, как многосиянным звездам на умном небосводе, как райским цветам, как всезлатым устам Бога Слова и многое иное, что мы слышали и что мы пели сегодня во время вечерни в храме.

И это весьма важно, поскольку сегодня существует множество людей, которые искажают святоотеческое слово, мысли, имея такое мнение, что мы живем в иное время, которое отлично от эпохи Отцов, из-за чего они говорят о метапатристическом богословии, однако им перетолковывают Отцов весьма запутанным способом, так что на самом деле его подрывают. Эти искажения и перетолковывания вызывают скорбь, а в своей сути они антицерковны, поскольку Церковь в песнопениях и молитвословиях воздает почтение Отцам, а не философам.

Воздаем почтение и хвалу Отцам и мы, когда мы приемлем их слово и применяем их учение, которое всегда злободневно.

 

 

Митрополит Навпактский г-н Иерофей (Влахос)

Ο Μητροπολιτης

Ο Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ

 

http://thriskeftika.blogspot.com/2012/07/blog-post_3685.html

перевод "Православного Апологета" 2012г.

2012г.1Непонятно почему, но в РПЦ в эту неделю память Святых Отцов IV Вселенского собора не празднуется, в отличие от Элладской Православной Церкви

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События