Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Что такое Православие?

Τι είναι Ορθοδοξία;

Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ. Σεραφείμ

Преосвященнейшего Митрополита Касторийского г. Серафима

Πανθρησκειακός, συγκρητικὸς καὶ δογματικὸς μινιμαλισμός: Οἱ σύγχρονοι Εἰκονομάχοι

«Законы Церкве отеческия сохраняюще, образы пишем, и лобзаим усты, и сердцем, и хотением Христовы, и Его святых, зовуще: благословите вся дела Господня Господа».1.

Характерным для нынешнего дня является, братья мои, выше приведенный  призыв святого Феофана Исповедника, епископа Никейского.

Мы должны сохранять законоположения Церкви, священные традиции, бережно относиться к голосу Святых Отцов, чтобы досточестно лобызать  священные иконы Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и наших святых.

Потому что, как скажет  богоносный отец Церкви Иоанн Дамаскин в своей речи, используя при этом мнение свт. Афанасия Великого: «Мы верующие не поклоняемся иконам как богам, как это делают идолопоклонники ... Так что, как Иаков, когда он должен был умереть, он преклонился краю посоха-жезла Иосифа, почитая не жезл, но того, который его держал. Точно также и мы, верующие, лобызаем иконы не по какой-то иной причине, как для того, чтобы выразить стремление нашей души» 2.

Так что сегодня Церковь Христа, единственная Церковь (потому что нет никаких других Церквей, как мы это исповедуем в Символе веры: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»), радуется и ликует и прославляет Жениха Христа, «избавившего ее от идольского заблуждения» .3 Позвольте мне, братия мои возлюбленные, преподать вам вместе с моей к вам любовью, некоторые важные замечания Святых нашей Церкви относительно весьма серьезного вопроса о Православии. Итак, нынешнее Воскресение, первый воскресный день Великого поста, называется Неделей Православия.

Во-первых. Что такое Православие?

Слово Православие состоит из двух слов: «верная-правильная" (ορθή) и «слава» (δόξα). Слава означает, с одной стороны, учение или мнение по какому-то вопросу, а с другой стороны – оно означает славословие.

Эти два понятия идут рука об руку и дополняют друг друга. Православие это истинная вера и истинное славословие-исповедание Бога 4.

Это та правильная вера, которая нас приводит к правильному исповеданию-словословию Троичного Бога, приводит нас к истинной вере в истинного прославляемого Триединого Бога.

Если вера является ошибочной, то она одновременно будет неправильной, ошибочно исповедовать Бога.

Если вера неверная, то она будет неспособна излечить падшего человека. То есть она неспособна будет человека увести от идолопоклонства страстям и привести к подлинному, истинному служению истинному Богу и общению с Ним.

Эта вера является следствием ни человеческого воображения, ни научных исследований, ни даже продуктом логики, но является явлением истинного Бога. Нам об этом вполне ясно и четко говорит Евангелист Иоанн Богослов в преамбуле его Евангелия: «И Слово стало плотью и вселилось в нас, и мы видели славу Его. Славу как Единородного от Отца»5.

Именно поэтому наши Отцы подчеркивают, что Православие связано и отождествляется с правой верой и правой традицией-преданием.

Все то, что восприяли Святые Апостолы, чем жили Отцы Церкви, это же нам передаются в качестве определении границ между жизнью и смертью, границ, которые отличают терапию от недуга, границ, которые отличают истину от лжи.

Поэтому с особой тщательностью подчеркивается, что вера, предание, богослужение и терапия неизреченным образом связаны между собой. Они обладают таким единством, так что никто не сможет жить православно, если не будет жить и связан с одним из них в реальной жизни. Только в рамках этих условий мы можем вести разговор о Православии.

Говоря же о Православии, нам не следует повторять ошибку Понтия Пилата, который спросил в день Великой Пятницы в претории Христа: «Что есть истина?»7.

Правильный вопрос звучит иначе: "Чья есть истина"? - Просто потому, что истина это не идея или теория, ни философская система, но персона-личность, которой является сам Спаситель Христос.

Во-вторых. Что такое Православие?

Так как истина это Сам Христос, так что Он  полностью отождествляется с Церковью. Эта истина является откровением Бога человеку. Оно не является прерогативой исключительно образованных и ученых людей.

И самый неграмотный человек, как это отметит великий отец Церкви свт. Григорий Палама, может стать причастником и общником этой нетварной Божественной энерегии.

Этот богоносный отец, естественно, сделал, в то крайне беспокойное время, когда жил опровергающего его философа Варлаама, различие между двумя видами мудрости и двумя видами познания. Существует мудрость человеческая и существует мудрость Божия.

Мудрость-премудрость Божия открывается во святых личностях и она не зависит от их познавательных способностей и от их образования. Эта премудрость является намного выше той, которой обладают философы.

Таким образом, вполне православным является утверждение о том, что истина полностью отождествляется с Церковью: «Те, которые в истине, те принадлежат Церкви Христовой, а которые не в истине не принадлежат Церкви Христовой» 8.

Истина – это как откровение Бога человеку, так и общение человека с боготворящей божественной благодатью.

Таким образом, тот, кто не находится в этом постоянном состоянии общения, тот разрывает связь с истиной и отпадает от Церкви.

Поэтому нам необходимо вновь и вновь прислушаться к голосу свт. Григория, который напоминает в своем вероисповедном тексте следующие характерные и важные вещи:  «Всех тех, которые не исповедуют и не веруют, что Свято Дух действовал через Пророков… тех мы отвергаемся и предаем анафеме»9.

Те есть, следовательно, те люди, которые утрачивают это Предание, те не приемлют этот опыт святых богоносных Отцов. То есть те, которые отделяют Отцов от Апостолов и Пророков, которые создают свои собственные традиции, они откалываются от Церкви и расцениваются как еретики 10.

В-третьих. Что такое Православие?

Православие, кто-то может сказать на языке своего времени, это замечательный синтез догматов веры и нравственности, теории и практики. Оно неразрывно связано с правильной деятельной жизнью (ὁρθοπραξία).

Если разделить эти две вещи, то тогда у нас останется только некая тень, которая будет отображать славное прошлое в ее реальной жизни, но без всякой надежды на будущее. «Православие» без правильной жизни хуже ереси.

Это лицемерие и издевательство, поэтому самый опасный еретик это христианин, который в одно верит, другое делает, принося истину, добродетель и традицию в жертву своим выгодам, интересам.

Православие  это не музей и не прошлое, но жизнь, творчество и освящение светом.

Мои братья, это большая честь быть Православным, но в то же время большая ответственность по отношению к этому бесценному сокровищу. С одной стороны это выражается в том, чтобы сберечь его, а с другой стороны – для того, чтобы жить его в нашей повседневной жизни.

Давайте послушаем, как крайне важное и последнее замечание страшное слово прп. Иоанна Дамаскина, которое  и актуально и для всякого времени:

«Христианство это вера, и если кто приходит с верой, тот много выиграет, в то время как тот, кто сомневается, тот уподобляется волнующемуся морю, которое волнует ветер… Воспримем же Предание Церкви  с искренним сердцем и без многих помышлений, потому что Бог создал человека правым, но те (которые не верят) много размышляли. Не допускайте того, чтобы принимать новую веру,  словно для того, чтобы быть осужденным преданием Святых отцов… И тебе, священнейшая паства Христова, христоименный народ, святая нация, тело Церкви, да преисполнят тебя Христос радостью Воскресения Своего, и да удостоит Он тебя,. последующему стопам святых пастырей и учениям Церкви и направляемого Им, удостоиться Его славы со светящимися Святыми, которым мы молимся, дабы мы все удостоились Его благодати, прославляя Его вечность вместе с Безначальным Отцом,  Которому принадлежит слава во веки веков. Аминь».

 

Сноски

1 1 тропарь 8 песни канона на Утрени Недели Православияα

2 Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, Περί εικόνων, Λόγος Γ , κεφ. 59, ΕΠΕ 3,272-274.

3 Στιχηρό Αίνων Όρθρου της Κυριακής της Ορθοδοξίας.

4 Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου κ. Ιεροθέου Βλάχου, Εκκλησία και εκκλησιαστικό φρόνημα, εκδ. Ιεράς Μονής Γενεθλίου Θεοτόκου 1990, σελ. 77.

5 Ιω. 1,14.

6 Μητρ. Ναυπάκτου, ο.π. σελ. 81.

7 Ιω. 18,38.

8 Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, Αναίρεσις γράμματος Ιγνατίου Αντιοχείας, ΕΠΕ 3,608.

9 Του ιδίου, Ομολογία, ΕΠΕ 4,446.

10 Μητρ. Ναυπάκτου, ο.π. σελ. 84.

11 Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού,ο.π. κεφ. 42, ΕΠΕ 3,259-261.

 

http://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/7040-ti-einai-orthodojia

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год

 



Подписка на новости

Последние обновления

События