Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иоанн Дамаскин

Имя на родном языке: араб. يوحنا الدمشقي‎‎ Юханна ад-Димашки; греч. Ἰωάννης ὁ Δαμασκηνός; лат. Iohannes Damascenus

Тип персоны: Христианские авторы I - XV вв., Греческие авторы

Профессиональные интересы: Богословие, История, Библеистика

Краткая биографическая справка:

 

Иоанн Дамаскин  (родовое имя Мансур, т.е. "победительный") (ок.675–ок.754) [греч] – святой, память 4 декабря. Учитель церкви, выдающийся богослов, философ и гимнограф; его называют последним представителем греческой патристики. Известные нам его жития составлены намного позднее времени его жизни, и в жизнеописаниях И.Д. есть расхождения. И.Д. родился в Дамаске, в христианской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе, по преданию, его соучеником был отрок Косма (впоследствии Косма Маюмский), а учителем был пленный инок из Калабрии (тоже по имени Косма). Его отец, Сергий Мансур, был высокопоставленным чиновником при арабском халифе, и после смерти отца И.Д. унаследовал его должность.  Богословские интересы у И.Д пробудились очень рано Еще в Дамаске И.Д. прославился решительной защитой иконопочитания и обличением  иконоборцев. И.Д. принадлежат знаменитые слова (числом три) "Против отвергающих святые иконы". В Житии преподобного Иоанна рассказывается, как император Византии Лев Исавр, разгневанный на И.Д. за его сочинения против иконоборцев, отослал халифу подложное письмо, из которого становилось известно о якобы готовящемся заговоре и о намерениях И.Д. свергнуть халифа. И.Д. был заключен в тюрьму и ему была отсечена правая рука. Находясь в заточении, И.Д. долго молился перед иконой Божией Матери, и его рука чудесным образом стала целой и здоровой. О совершившемся чуде узнал халиф, который, после повторного рассмотрения дела, убедился в невиновности И.Д. В благодарность Божией Матери И.Д. заказал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе. Эта икона получила название Троеручицы. После этого, не долго пробыв придворным, И.Д. вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой (Косма Маюмский) отправился в монастырь Саввы Освященного, вблизи в Иерусалима, в котором  оставался до конца жизни, пребывая  в трудах молитвенных и литературных. Некоторые источники сообщают о том, что И.Д. лишь однажды надолго покинул монастырь, ради обличения иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Ему вновь пришлось перенести тюремное заключение и пытки, но удалось вернуться в монастырь.

В истории богословия место И.Д. определяется трудами систематического характера и поэтическим творчеством. Главное сочинение И.Д., написанное им в конце жизни, компендиум философских и богословских знаний своего времени –  "Источник знания". В первой части этого труда  – "Диалектике" – излагаются логика и метафизика Аристотеля. Здесь речь идет по преимуществу об определении основных понятий. Во второй части – "Об ересях вкратце" – предлагаются сведения о 103 ересях; эта часть составлена в основном по литературным источникам, начиная с сочинений св.  Епифания Кипрского. Третья часть называется "Точное изложение православной веры". В изложении И.Д. опирался  на решения соборов и следовал учению виднейших отцов Церкви, прежде всего Григория Богослова и "великому Дионисию". Влияние этого догматического свода было велико и на Востоке, и на Западе. Уже в начале X века основной труд И.Д. был  изложен на славянском языке. Труды И.Д. переводились также на арабский язык.   Некоторые историки философии и патрологи именно И.Д. считают подлинным родоначальником средневековой схоластики. Труд "Источник знания" был переведен на латинский язык лишь в XII веке, но он предвосхитил "суммы" более поздних католических богословов. Именно И.Д. вывел формулу соотношения христианской теологии философии: философия – служанка теологии (богословия). "Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог. любовь к Богу есть истинная философия".

И.Д. обогатил Церковь многими молитвенными сочинениями и богослужебными канонами, до сих пор украшающими Православное богослужение. Ему принадлежат многие песни Пасхального, Рождественского и других праздничных богослужений. И.Д. прозвали "златоструйным", как величайшего поэта христианского мира. С поэзией Дамаскина тесно сливается и его музыкальная деятельность. Ему принадлежат первая церковная система нот, а также оформление большинства христианских песнопений в сборники "Типикон" и "Октоих" (Восьмогласник). 


Библиография работ автора:

Из «Малых   трактатов» / Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов // Альфа и Омега. –  М., 1995. №4(7).

Слово  на  Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа / Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов I/ Альфа и Омега. –  М., 1999. № 4(22).

Введение в основы догматического богословия // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 2002. – Вып. 9.

Диалектика, или философские главы / Пер. Н.И.Сагарды. – М.: Екклесия Пресс, 1999. (Учители неразделенной Церкви).

Диалектика, или Философские главы: [Фрагменты] // Хрестоматия по истории науки и техники. – М. : РГГУ, 2005. – С.177–183.

Житие Петра Нового // Кекелидзе К.С.  Этюды по истории древнегрузинской литературы.  – Тбилиси, 1961. – Т. 7.

Идеомелон на последование отпевания / Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. 

Из пасхального канона / Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. 

Источник знания. – СПб., 2006. Содерж.: Философские главы; О ересях вкратце; Точное изложение православной веры.

На последование погребения; Ямбический канон на Рождество Христово // Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит / Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лiтера, 2003.

На последование погребения; Ямбический канон на Рождество Христово // От берегов Босфора до берегов Евфрата / Перевод, предисл. и  коммен.:   С.С.Аверинцев. – М.: Наука, 1987.  

О триедином Боге // Журнал Московской патриархии.  – 1976. – № 7.

Октоих // Октоих. – М.: Сретенский монастырь, 2003.

Послание Платону о почитании икон. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

Похвальное слово на всечастное Успение пресвятой Богородицы // Журнал Московской патриархии.  – 1992 – № 8.

Слово на преславно Преображение Господа нашего Иисуса Христа // Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято–отеческие и церковно–отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.). 

Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.12. – Месяц август.

Творения преподобного Иоанна Дамаскина: Христологические и полемические трактаты / Пер. и  коммент.: свящ. Максима Козлова и Д.Е.Афиногенова. – М.: Мартис, 1997.

Точное изложение православной веры / Пер.  с греч.: А.Бронзов. – М.: Сретенский монастырь, 2002. (Репринт издания 1894 г.).

Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. – СПб., 1913. – Т. 1.

Третье защитительное слово против опровергающих святые иконы // Символ. – Paris, 1987. – № 18.

Три защитительных слова против порицающих святые иконы / Пер.  с греч.: А.Бронзов. – СПб., 1893. То же: Сергиев Посад: Свято–Троицкая Серигиева Лавра, 1993. (Репринт).

Три слова в защиту иконопочитания. – СПб.: Азбука, 1999. То же: СПб.: Азбука–классика, 2001. (Богословие).

Философские главы (Диалектика). Гл. 66 / Пер.  с греч.: М.А.  Гарнцев // Логос. – 1991. – Вып. 1. 

Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2.

Фрагменты сочинений // Вера и жизнь христианская по учению святых отцов и учителей Церкви / Составил профессор Николай Сагарда. – М.: Паломник, 1996.

Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.  –

Фрагменты сочинений // Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.– Ч. 1.

Ямбический канон на Рождество Христово / Пер.  С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. 

Ямбический канон на Рождество Христово // Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994. 

Библиография работ об авторе:

Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996.  – Кн.4. – Месяц декабрь.

Константинопольский (VII Вселенский) собор – Деяния вселенских соборов. – СПб.: Воскресение, 1996. – Т.  4.

 

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.

 

Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.38–43.

 

Андреев И.Д. Богословие //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

 

Андреев И.Д. Иоанн Дамаскин //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. I.

 

Андрей, диакон. Философические и теологические опыты. – М.: Книга, 1991. С.160–163.

 

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.

 

Асад Рустам. Иоанн Дамаскин / Пер. с арабского  и прим.:  К.К. Аверьянова // Начало. – СПБ., 1998. – №  6.

 

Афиногенов  Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997.  

 

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.96–97, 118–119, 186.

 

Богородский Н. Учение св. Иоанна Дамаскина об исхождении Св. Духа. – СПб., 1879.

 

Борис, архим. (Плотников). Систематизация христианского учения в творениях Иоанна Дамаскина. – Киев, 1891.

 

Бородай Т.Ю. «Источник знаний» Иоанна Дамаскина // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

 

Бородай Т.Ю. Иоанн Дамаскин // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II. 

 

Бронзов А.А. Предисловие переводчика // Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Сретенский монастырь, 2002. (Репринт издания 1894 г.).

 

Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с  франц. – СПб.: Академический проект, 1998.

 

Бычков В.В. 2000  лет христианской культуры sub specie aesthtica. – Т. 1: Раннее христианство. Византия. – М.; СПб.: Университетская книга, 1999 . С.453–458.

 

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.162–171.

 

Бычков В.В. Эстетика // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.404–408.

 

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

 

Владимирский С.Ф. Отношение космологических и антропологических воззрений Немезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // Немезий Эмесский. О природе человека. – М., 1998. С.239–243, 250–256.

 

Гаврюшин Н.К. "Диалектика" Иоанна Дамаскина // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Педагогика, 1989.  

 

Гаврюшин Н.К. "Диалектика" Иоанна Дамаскина на Руси // Исторические традиции духовной культуры народов СССР и современность. – Киев, 1987.

 

Гаврюшин Н.К. «Изборник» Святослава и «Диалектика» Иоанна Дамаскина // Советское славяноведение. – 1983. – № 4.

 

Гаврюшин Н.К. К датировке одного из ранних списков "Диалектики" Иоанна  Дамаскина // Научные чтения 1980–1981. Государственный Исторический музей. М., 1981.

 

Гаврюшин Н.К. Премудрая святая диалектика. «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина  на Руси. – Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2003. 

 

Газизова О. Иоанн Дамаскин, певец Воскресения // НиР – 1996. – № 4.

 

Галанза П. Иоанн Дамаскин // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  – Т. 2.

 

Георгий Зяблицев, диакон. Плотин и святоотеческая литература // Богословские труды. – М., 1992.  – Сб. 31.

 

Герцман Е.В. Развитие музыкальной культуры // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.

 

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.217–223.

 

Грицанов А.А. Иоанн Дамаскин // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.

 

Грицанов А.А. Иоанн Дамаскин // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.

 

Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.  

 

Иванов В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. С.163–166.

 

Игнатия, монахиня. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно–гимнографическом творчестве // Богословские труды. – М., 1982. – Сб. 23.

 

Игнатия монахиня. Церковные песнотворцы. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 2005. –  С. 58 – 115.

 

Иларион (Алфеев), епископ. Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров. – СПб.: Алетейя, 2002.   Гл. II.

 

Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). – Ч. 2, гл.4.

 

Иоанн (Митропольский), еп. Аксайский. История вселенских соборов. – М.: Изд. Спасо–Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С.321–323.

 

Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.312–318.

 

Иоанн Мейендорф. Византийские представления об исламе // Альфа и Омега. – М., 1995. – № 4 (7), № 2/3 (9/10)

 

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.84–87.

 

Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном предании. – М.: Издательство Свято–Тихоновского Богословского института, 2000.  –  Гл. 8.

 

История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.  

 

История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века / Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .  

 

Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973.    1078.

 

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.157–158.

 

Кекелидзе  К.С. Житие Петра Нового, сочиненное Иоанном Дамаскином // Кекелидзе К.С.  Этюды по истории древнегрузинской литературы.  – Тбилиси, 1961. – Т. 7.

 

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.238–246.

 

Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.78–79.

 

Клейнер Ю.А. Латинская грамматическая традиция в Англии //  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.110–111.

 

Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви / Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.341–343.

 

Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976. 

 

Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. 

 

Кроха В. Иконопочитание до и после Иоанна Дамаскина // Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания. – СПб.: Азбука–классика, 2001.

 

Культура и культурология: Словарь Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко. –  Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003. 

 

Лебедев А.П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. С приложениями к "Истории вселенских соборов".– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2004. (Библиотека христианской мысли. Исследования). (Раздел: Иконоборство и VII Вселенский собор. Гл. I).

 

Лебедев А.П. Церковная история в свете предания: Исследования по истории древней Церкви.– СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005.

 

Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.  

 

Лещенко П. Иоанн Дамаскин // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2. 

 

Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. С.263–265.

 

Лосский В. Н. Св. Иоанн Дамаскин и византий­ ское учение о духовной жизни  //  Вестник Русского Западно–Европейского патриаршего Экхархата. –  Париж, 1968. №61.

 

Лосский В.Н. Боговидение. – М.:  Изд. Свято–Владимирского братства, 1995. С.98–100. Макарий, митрополит. Православно–догматическое богословие. – М.: Паломник, 1999. – Т. 1. С.46–49.

 

Лосский В.Н. Богословие и боговидение. Сборник статей. – М: Изд–во Свято–Владимирского братства,  2000.   

 

Мильков В.В. Определение философии Иоанна Дамаскина и его славяно–русские варианты // Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. – М., 1992.

 

Михаил Фарковец, прот. Житие отца нашего преподобного Иоанна Дамаскина // Журнал Московской патриархии.  – 1976. – № 12.

 

Николай Сахаров, иеродиакон. О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина "Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы" // Альфа и Омега. – М., 2001. – № 2 (28),  № 3 (29), 4 (30).

 

Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков // Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – № 6. 

 

Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.

 

Пантелеимон, иером. Антропология по творениям св. Иоанна Дамаскина // Богословский вестник. – Сергиев Посад,   1914. – Март.

 

Пеликан Я. Образы невидимого // Страницы. – 1996. – № 4.

 

Пиков Г.Г. Иоанн Дамаскин и восточно–христианская интерпретация мусульманского вероучения // Гуманитарные исследования: Итоги последних лет. – Новосибирск: НГУ, 1997.

 

Попова Т.В. Иоанн Дамаскин // Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969.

 

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. С.468–469.

 

Реале Дж.,  Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.  

 

Рудаков А.П. Краткая история христианской Церкви. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. С.84–85.

 

Сергий Булгаков. Утешитель. С.59–67, 116–121.

 

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 494.

 

Скабаланович М.Н. Богочеловек //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т.III. (Приложение). С.355–356, 369–372.

 

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 369.

 

Слинин Я.А. Богословие и логика в "Источнике знания" Иоанна Дамаскина. Послесловие // Св. Иоанн Дамаскин. Источник знания. – СПб., 2006. С. 289 – 357.

 

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

 

Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.304–305.

 

Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.  

 

Соколова Т.М. Иоанн Дамаскин // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. 

 

Суханова Е.Н. О первоначальной редакции славянского перевода "Диалектики" св. Иоанна Дамаскина XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1999. – Т. 51.

 

Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

 

Толстой А.К. Иоанн Дамаскин: Поэма. – М.: Сретенский монастырь, 2002.

 

Трендафилов Х. Переводы “Богословия” Иоанна Дамаскина в русской и славянской филологии // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1996. – Т. 50.

 

Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, 1999.  

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.204–237.

 

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 3. С.194–207.

 

Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.  Иоанн

 

Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.

 

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.593–624.

 

Хвостова К.В. Понимание случая в византийской философии и богословии // Византийские очерки: Труды советских ученых к XVIII Международному конгрессу византинистов. – М.: Наука, 1991.  

 

Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 1998.

 

Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.

 

Царевский А. Св. Иоанн Дамаскин как православный богослов и церковный песнопевец. – Казань, 1901.

 

Чалоян В.К. Восток – Запад: (Преемственность в философии античного и средневекового общества). – М.: Наука, 1968 .  

 

Чичуров И.С. Литература VIII–X вв. // Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.132–134.

 

Эдельштейн Ю.М. Проблемы языка в памятниках патристики // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. 

 

Юшков, Константин. Святой Иоанн Дамаскин об иконопочитании // Журнал Московской патриархии.  – 1976. – № 7.



Подписка на новости

Последние обновления

События