Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово на Воздвижение Честного Креста 1-е

ΕΙΣ ΤΗΝ ΥΨΩΣΙΝ ΤΟΥ ΤΙΜΙΟΥ ΣΤΑΥΡΟΥ

Архимандрит Георгий (Капсанис) (+ 2014), проигумен священной обители прп. Григория,  Святая Гора Афон

Сегодня вечером мы, отцы и братия,  празднуем  Всемирное Воздвижение Честного  и Животворящего Креста нашего Господа. И хотя нынешний день является  днем воспоминания Церковью крестных Страданий нашего Искупителя, посему мы сегодня вечером и совершаем всенощное праздничное богослужении, но за Божественной Литургией мы удостаиваемся  радости. И эта радость по необходимости является потому, что  Распятие Господа  и Крест, орудие на котором свершилась одновременно страшная, но и животворящая смерть нашего Искупителя, одновременно является и славой Господа.

Когда же Господь возжелал пойти на крестные страдания, Он сказал следующие слова: «ныне прославися Сын Человеческий»[1]. Согласно человеческому воззрению крестная сметь являлось издевательством, было полным уничижением и окончательным проявлением призрения к человеку. Однако согласно божественному видению оно было явлением величайшей славы вочеловечшегося Сына Божия, та слава, которая предуготовила иную славу светлого Его Воскресения.  Итак, поскольку на Кресте страдает Господь, но страдающий и прославляется, то поэтому то Церковь, как в день Великой Пятницы, так и в нынешний день может праздновать Крест Господень по воскресному, радостно, с этой радостворной скорбью и в крестовоскресном духе и сознании, которое присуще Православной вере и  наше благочестие, которое проистекает из Евангелия нашего Христа.

Однако существует и вторая причина, почему мы сегодня испытываем радость. Она состоит в том, чтобы и мы, благодаря участию в этом праздновании, удостаиваемся, несмотря на нашу греховность и бессилие, и духовную мертвость наших чувств, некоего соучастия в этом таинстве Крестной смерти и светлого Воскресения нашего Господа. Потому что таково действие Божественной благодати, благодати нашей Церкви, что в нашей Апостольской и Православной Церкви праздники не являются чем-то чисто внешним по отношению к нам, они е являются неким историческим и психологическим воспоминанием, но они являются прежде всего причастностью к совершаемым и празднуемым событиям, лицам,  участием в них.

Думаю, что мы всегда ощущаем, а в особенности мы сподобились ощутить это сегодня вечером то, что Крест Христов основой является нашего христианского бытия. Невозможно кому-то быть христианином, если он сам не живет в своем существе, в самом себе, Крест Христов, который всегда, как мы говорили, переживается в Православии в ретроспективе Воскресения.

монастырь Ксиропотам, Святая Гора Афон, самая большая часть Креста Господня в мире

А поскольку он укрепляет каждого ведущего брань христианина, соделывает монаха причастником Кресту Господню, крестной жизни нашего Искупителя, то Крест имеет особенное значение. Поскольку монах дает обещание и обет жить это таинство Креста Христова и быть соучастником в нем. Это же означает и Великая Ангельская Схима, которую мы принимаем во время нашего пострига и ее носим. И в особенности мы ее одеваем и носим за Божественной литургией. Поскольку там, на литургии  таинство Креста и Воскресения является, о нем свидетельствуется и ему делаются причастным. Так что этим свидетельствует о том, что этот священный символ, это священное одеяние монаха, это священное облачение монаха, является целью монашеской жизни, что монах, прежде всего, должен жить Крест Христов.

Сегодня думают, что монашеская схима, которую должны носить монахи является просто красивой вещью. Эта прекрасное зрелище, когда мы взираем на монахов как должных носить эту священную Схиму с благоговением и с любовью. А те, которые ее не восприяли еще, должны иметь стремление восприять. А те, которые ее восприяли, должны радоваться и трепетать, поскольку ее приняли. Но мы считаем, что причина по которой мы носим эту священную Схиму состоит в том, чтобы ее носить не внешним образом, но ее носить внутри нашего сердца, чтобы ее носить через всю нашу жизнь, все наше бытие,  чтобы войти во образ Креста Христова, дабы  если мы даже и не носим Схиму, однако же мы были бы сами крестный Схимой-образом Христа. И эта подлинная радость и благословение монаха должно соделывать монаха неким живым образом-схимой Креста Христова, Крестом Христовым должно заквашиваться наше житие.

Как в греховной жизни, которую мы проживаем, мы заквашены эгоизмом, страстями, самолюбием, что является антиподом Креста Христова, точно также постепенно изживая этого ветхого человека, его собственной воли, эгоизма, страстей, которые в нас господствуют- тоска, уныние, равнодушие, бессилие -  для это нам необходимо иметь постоянное смирение и постоянное единство с Богом. Нам сложно постоянно удерживать Божественную благодать в нашем сердце и сохранять молитву и память о Боге, и память о смерти, чтобы нам облечься божественной волей, любовью, смирением, приношением, совлечением желаний, жертвой, терпением, чтобы облечься во Христа и в Крест Христов.  И это делает в нас монашеская схима, крестная схима, схима пречистых Страстей нашего Господа, семя, которое падает на землю и прорастает, чтобы нам «воскреснуть в новой жизни».[2]Мы смиренно молимся Господу о всей нашей братии, дабы Он подал нам Свою Благодать и Свое просвещение, дабы мы тем самым жили таинство Креста Христова и таинство нашего собственного распятия посредством святой и ангельской схимы и сораспятие во всесвятом и животворящем Кресте Господнем.

Мы желаем всей братии, послушному монаху Ставросу[3], который носит имя сегодняшнего праздника, дабы Господь одарил его обилием благодати, дабы Он удостоил его стать добрым крестовоскресным Монахом святогорцем, который был бы постоянно причастен радости и страданию и славе и благословению Креста нашего Господа.

 И всем нашим чадам, которые приехали сюда из мира, большинство из которых являются новыми братьями, - мы желаем, чтобы им сегодня оказала помощь благодать Честного и Животворящего Креста, дабы и они могли бы постигнуть глубину этого таинства Креста, которое является центром нашей веры, нашей христианской жизни, и поразмыслили над тем возможна ли существование истины в мире вне Креста Христова.

Конечно, мир полагает, что истина существует и вне Креста Христова. Однако двухтысячелетний опыт Церкви Божией, Святых Божиих и тех падений и драматических событий, которые пережил мир, и которые он переживать вплоть и до нынешнего дня – потому что мир не принимает Крест Христов, он переживает великую драму, драму безвыходности и тупика от своего эгоизма – и этот опыт подтверждает, что для жизни вне Креста Христова не существует истины.

Но это является чем-то, что требует от всякого – и да просветит его Бог это понять, и да чтобы он сам этого восхотел – взять на себя в этой жизни духовную ответственность.  Потому что если человек не возьмет на себя ответственность, если же он не захочет увидеть реальные вещи, принимая решения принять на себя следствия истины, также и осознать и оценить то, чего они стоят, тогда он вполне естественно не сможет  принять и Крест Христов. Потому что Крест Христос создает в человеке ответственность. Бог Своим Крестом предъявляет  человеку требование. Если же человек не принимает требование от Бога через Его Крест Христов, то тогда человек не сможет ни принять Крест Христов, ни постичь смысл Креста Христова. И тогда человек живет безответственно, без смысла, без креста, но и одновременно его жизнь лишена благодати и радости и воскресения.

И я полагаю, отцы, в этом и состоит главная драма современного человека сегодня, который не имеет радости - у него нет Воскресения Христа. И у него нет Воскресения Христа, потому что у него нет Креста Христова. И у него нет Креста Христова, потому что он не желает брать на себя ответственность  в вопросе о Кресте Христовом, в вопросе веры.

Однако мы, монахи, живя здесь, давайте закрывать келлию нашего сердца, давайте переживать и жить с болью и плачем нашего Христа, давайте просить у нашего Господа жить подлинную жизнь во Христе, не с уклонением и избеганием Бога, но с полной ответственностью. Когда Бог желает, чтобы мы предстояли подле Него, а в особенности перед великим таинством любви Божией, которым является Честной и Животворящий Крест нашего Христа.

святая обитель прп. Григория, святая Гора Афон

Источник: Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015.σελ.22-28

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.



[1] Иоан.13, 31

[2] Рим.6, 4

[3] Он ныне является нашим уважаемым Герондой и игуменом священной обители, архимандритом Христофором.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События