Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Архимандрит. Иоиль Констадарос

Неделя Первого Вселенского Собора

Просто большинство на Соборе или богоносцы?

Αρχιμ. Ιωήλ Κωνστάνταρος,

Απλώς η πλειοψηφία της Συνόδου ή οι θεούμενοι;

Апостольское чтение

 (Деян. 20,16-18 и 28-36)

В воскресенье перед Пятидесятницей наша Святая Церковь чтит память 318 богоносных Отцов, которые были собраны на I Вселенском соборе в 325 году в Никее Вифинской.

Святой евангелист Лука, автор книги Деяний святых Апостолов с большой точностью и с трепетом записал эти последние слова апостола Павла, которые являются пророческими, поскольку  он в них сообщает о появлении волков, «лютых волков», после его отшествия.

 Он замечает, почему необходимо и важно пребывать в бодрствовании пастырям Церкви - дабы они могли защитить паству.

Итак, во всех своих посланиях апостол со всей силой призывает каждого верующего христианина, во-первых, дабы он хорошо знал нашу Апостольскую веру, во-вторых, дабы он был внимателен, дабы он не был увлечен беспопечительностью на своем духовном пути. Беззаботность в духовной жизни является величайшим злом и это потому, что  «лютые волки» выжидают удобного момента для того, чтобы оторвать душу от словесного стада, а в конечном итоге дабы эту душу поглотить. Однако мы сказали в самом начале, что  это чтение из Апостола  относится к чествованию памяти Святых Отцов I Вселенского собора, для того чтобы вспоминали , а главным образом назидались их священной борьбой.

Итак, нам дается прекрасная возможность отметить некоторые истины  как в отношении I Вселенского Собора, но преимущественно и главным образом, дабы мы обратили наше внимание на священный институт Вселенских Соборов.

Исповедуем, что I Вселенский собор является важной вехой в Церковной и в нашей национальной истории. По сути это было начало установления  высочайшего института нашей Православной церковной жизни. Института Вселенских Соборов, который является  непоколебимым, бесспорным и абсолютно истолковательным выразителем Апостольской веры и традиции.

Да, этот Собор был созван для того, чтобы оказать противодействие величайшей и агрессивной ереси арианства, которая по своей сути сотрясла всю Церковь.

Но и другие Вселенские Соборы своей целью ставили оказать противодействие конкретным заблуждениям, которые выражали и излагали конкретные личности.

Однако необходимо отметить и подчеркнуть следующую важную истину.  следующее, дабы мы могли бы отличить и подчеркнуть  основополагающую истину. Вселенский Собор, не привносит никакой «новой истины», которой якобы не было вплоть до данного момента в жизни Церкви. Нет и нет, это уже заблуждение папизма, который утверждает, что истина это продукт времени и они исправима.

Никогда наша Православная Церковь не проповедовал такие вещи и такие заблуждения.

Истина изначально пребывала и переживалась в рамках Церковного тела (Иуд 3).

Поэтому существующая истина не исправляется, но истолковывается посредством Вселенских Соборов.

Решение Вселенских соборов не является предметом обсуждения большинства его членов, как утверждают некоторые. Первое и основное заключается в том, что составлявшие собор должны были быть облечены авторитетом благодаря их церковной жизни. Если же да, то в таком случае результаты этого собора имеют положительный характер.

В противоположном случае же, когда члены собора не имеют таких данных, результаты решений Собора имеют отрицательный  характер и в целом они не приемлемы для Церкви.

 Однако в данном случае было бы целесообразно посмотреть не то, что по данному вопросу пишет блаженной памяти о. Георгий Флоровский, один из выдающихся богослов прошлого  столетия: «Авторитет Вселенским Собором, как в принципе и другим соборам, придают главным образом обожженные и богоносные Святые Отцы». А далее он пишет: «Высшим авторитетом – способностью распознавать истину веры – облечена сама Церковь, которая, безусловно, есть «божественное установление» в точном и строгом смысле слова, в то время как никакой собор и никакое «соборное установление» не обладает божественным правом (de jure Divino), за исключением того случая, когда собор представляет собой истинный образ или истинное выражение самой  Церкви». А в заключении он пишет: «Определения соборов принимались и отвергались Церковью не на формальном или «каноническом основании. И  эти решения Церкви были в высшей степени избирательными. Собор не выше Церкви – таково было отношение Древней Церкви».

Действительно, это так.

И в этом положении нам  дается своевременная возможность вспомнить то, что с в особенности подчеркивал великий догматист прп. Иустин Попович, насколько мы имеем достаточную готовность различать и распознавать то, что относится к святой жизни, так и то, что  касается достаточной богословской подготовки членов собора. Приснопамятный богоносный старец Епифаний Феодоропулос прежде всего  почеркивал, являясь в этом и инициатором, что будущий Всеправославный Собор для того, чтобы он был по сути авторитетным, его должны принять вместе с провозглашением его Вселенским. Вместе с ним провозглашены таковыми должны быть как VIII Собор при свт. Фотие Великом в 879-880гг, как  IX собор 1341 года о проповеднике благодати святом Григорие Паламе, при этом говоря, что никакой собор не может сам себя провозгласить вселенским.

 Мои братья. В эту Неделю, Воскресный день мы празднуем память и воздаем почтение 318 богоносным отцам I Вселенского собора.  

Как пастыри и как паства, как Тело Христово, мы только должны изучать жизнь и деятельность, борьбу, но и свидетельство этих мужей, которые жили Апостольское предание с присущей им ревностью.

 И давайте иметь уверенность в то, что Церковь Христова  на своем истинно спасительном пути, не управляется различными указаниями ВСЦ при искусственно созданном большинстве голосов, разнообразными видами маркетинга и доктринальным подъемом

Своей Церковью на ее пути в каждую историческую эпоху управляет Сам Господь Иисус Христос, посредством авторитетных и Святых пастырей, молитва которых всегда да сопровождает всех нас. Аминь.

http://thriskeftika.blogspot.ru/2015/05/blog-post_75.html

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015г.



Подписка на новости

Последние обновления

События