Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святой Ириней, епископ Лугдунский (Лионский) (Лион, +23 августа/5 сентября))
5 September 2013
Вера / Агиология  

Святой и богоносный отец наш Ириней, по Божьему Промыслу, уготовавшему ему стать посланником Святого Духа, получивший имя, означающее по-гречески «мирный», родился в Малой Азии примерно в 140 г.. С ранней юности в Смирне он впитал святое учение своего духовного наставника – старца епископа святого Поликарпа (23 февраля), бывшего, в свою очередь, учеником святого Иоанна Богослова. Таким образом, святой Ириней научился верно следовать сохраняемым в Церкви апостольским традициям. «В Церкви, – учил он, – Бог поставил Апостолов, пророков и учителей, и всю остальную силу Святого Духа. Поэтому из этого Духа исключены те, кто, отказываясь прибегать к Церкви, лишают себя жизни своими ложными учениями и порочными действиями. Ибо лишь там, где Церковь, пребывает и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – там и Церковь и вся благодать. Дух же и есть Истина».

ireneos

После кратковременного проживания в Риме святой был рукоположен в пресвитеры и послан во французский город Лугдун (ныне Лион). Его прибытие туда пришлось на эпоху гонений Марка Аврелия (около 177 г.). Именно святому Иринею как пресвитеру Лугдунской Церкви было дано ответственное поручение: доставить Папе Римскому Елевферию адресованное христианам Азии и Фригии дивное послание святых мучеников Лугдунских, повествующее об их славной борьбе с учением еретической секты монтанистов. Этот мученический подвиг стал выдающимся свидетельством истины, символом победы Духа над слабостью плоти и залогом наших чаяний Воскресения. Вернувшись в Лион, Ириней сменил на епископском престоле Лугдуны и Вены святого Пофина, который незадолго перед этим принял мученическую смерть (2 июня).

Находясь на этом престоле и восприняв из апостольских традиций «неоспоримую благодать истины» в проповеди и истолковании Евангелия, святой посвятил свою жизнь тому, чтобы, уподобившись мученикам, свидетельствовать об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине,» – учил он. С неистощимым усердием трудился он, не только обращая в истинную веру варварские народы, но и заботясь обо всей Церкви в целом. Так, он писал Папе Виктору (189-198) от имени всех галльских епископов, среди которых он был старшим, стараясь убедить его не прерывать евхаристическое общение с Церквями Азии, отмечавшими Пасху 14-го числа месяца нисана, поскольку сей древнейший обычай перешел к ним от их предков, которые, несмотря на это, жили в мире между собой. И потому, по мнению святого, нет никакой необходимости насаждать единообразие, ибо «разница в посте подтверждает согласие в вере».

Святой просиял, прежде всего, благодаря своей борьбе против ересей, в особенности же против «лжеименного гносиса» – ереси, распространившейся в Малой Азии по всем крупным городам империи и введшей многих в соблазн своим эзотерическим учением. Именно в борьбе с гностиками епископ смог в величественных словах изложить христианские догматы. Вначале он показал, что «гносис», то есть знание, которое еретики тщетно разыскивают в мифических текстах и запутанных измышлениях своего извращенного разума, – это не что иное, как высочайший дар любви, даруемый Святым Духом каждому христианину в живом церковном организме. Лишь в Церкви можно испить из чистого источника, истекающего из прободенного ребра Христова, и принять жизнь вечную. Все же другие учения – это лишь «водоемы разбитые» (Иер. 2: 13).

И потому подлинные гностики, иными словами, «знающие» – это не те, кто отвергает и презирает тело во имя поклонения «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но люди «духовные», получившие от Духа Святого залог воскресения плоти и нетления. Отмежевавшись от эллинистического дуализма тела и души, святой Ириней развил учение Иоанна о Воплощенном Слове для того, чтобы истолковать смысл назначения человека. Первый Адам был сотворен из глины двумя руками Божиими: Словом и Духом, по образу Божию, по образцу прославленной плоти Христовой, и получил дыхание жизни, дабы от образа взойти к подобию Божию. Обманутый завистником диаволом, он потерял свои права и пал в смерть, но не был покинут Богом, Чей Предвечный План состоял в том, чтобы сделать его общником Славы Своей.

Откровения и пророчества Ветхого Завета и, прежде всего, Вочеловечение Слова, Его смерть, Воскресение и Всеславное Вознесение были необходимыми этапами плана Домоустроения Спасителя. Именно во имя этой конечной цели, ради которой был сотворен человек, Слово стало плотию, этим «подведя итог» грехопадению первого Адама. Ибо если первый человек, рожденный девственной землей, от непослушания девственной Евы впал в грех через древо жизни, то Христос пришел в мир послушанием Девы Марии и был распят на Крестном древе. «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу».

Слово Божие, создавшее мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало видимым в установленное время на Кресте, чтобы собрать в Теле Его всех рассеянных повсюду людей и привести их к познанию Бога. Явившись не в неописуемой славе Своей, но как человек, Он явил Собой восстановленный Образ Божий, вновь направленный на подобие. И Он вскормил нас «сосцами Своей Плоти», дабы приучить нас к пище и питию Слова Божия. Да сможем мы, укрепленные «Хлебом бессмертия», подойти к созерцанию Бога, несущему нетление! «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога».

Для Иринея, бывшего учеником людей, лично знакомых с Апостолами, настоящим «гносисом», то есть знанием, является любовь и обожение человека в Лице Спасителя Христа. Его богословское учение, замечательное своей простотой и глубиной, далеко выходит за рамки простого опровержения «лжеименного гносиса» и содержит в себе в зародыше все идеи, развитые впоследствии отцами Церкви в их боговдохновенных сочинениях.

После своего миротворческого обращения к Папе Виктору святой Ириней продолжил трудиться во имя укрепления Церкви. По некоторым данным, он принял мученическую смерть во время гонений Септимия Севера около 202 г., однако ничего конкретного об обстоятельствах его смерти неизвестно. Его святое тело было помещено в крипт храма святого Иоанна, которому впоследствии было дано его имя, между гробницами святых мучеников Епипода и Александра.

(Новый Синаксарь Православной Церкви. Август. Изд-во: «Индиктос». С. 246-250)

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/09/%d1%81%d0%b2%d1%8f%d1%82%d0%be%d0%b9-%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b5%d0%b9-%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%bf-%d0%bb%d1%83%d0%b3%d0%b4%d1%83%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9-%d0%bb%d0%b8%d0%be/#sthash.1czFidfK.dpuf

Святой Ириней, епископ Лугдунский (Лионский)

(Лион, +23 августа/5 сентября))


 
 
Святой и богоносный отец наш Ириней, по Божьему Промыслу, уготовавшему ему стать посланником Святого Духа, получивший имя, означающее по-гречески «мирный», родился в Малой Азии примерно в 140 г.. С ранней юности в Смирне он впитал святое учение своего духовного наставника – старца епископа святого Поликарпа (23 февраля), бывшего, в свою очередь, учеником святого Иоанна Богослова. Таким образом, святой Ириней научился верно следовать сохраняемым в Церкви апостольским традициям. «В Церкви, – учил он, – Бог поставил Апостолов, пророков и учителей, и всю остальную силу Святого Духа. Поэтому из этого Духа исключены те, кто, отказываясь прибегать к Церкви, лишают себя жизни своими ложными учениями и порочными действиями. Ибо лишь там, где Церковь, пребывает и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – там и Церковь и вся благодать. Дух же и есть Истина».
 
После кратковременного проживания в Риме святой был рукоположен в пресвитеры и послан во французский город Лугдун (ныне Лион). Его прибытие туда пришлось на эпоху гонений Марка Аврелия (около 177 г.). Именно святому Иринею как пресвитеру Лугдунской Церкви было дано ответственное поручение: доставить Папе Римскому Елевферию адресованное христианам Азии и Фригии дивное послание святых мучеников Лугдунских, повествующее об их славной борьбе с учением еретической секты монтанистов. Этот мученический подвиг стал выдающимся свидетельством истины, символом победы Духа над слабостью плоти и залогом наших чаяний Воскресения. Вернувшись в Лион, Ириней сменил на епископском престоле Лугдуны и Вены святого Пофина, который незадолго перед этим принял мученическую смерть (2 июня).
Находясь на этом престоле и восприняв из апостольских традиций «неоспоримую благодать истины» в проповеди и истолковании Евангелия, святой посвятил свою жизнь тому, чтобы, уподобившись мученикам, свидетельствовать об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине,» – учил он. С неистощимым усердием трудился он, не только обращая в истинную веру варварские народы, но и заботясь обо всей Церкви в целом. Так, он писал Папе Виктору (189-198) от имени всех галльских епископов, среди которых он был старшим, стараясь убедить его не прерывать евхаристическое общение с Церквями Азии, отмечавшими Пасху 14-го числа месяца нисана, поскольку сей древнейший обычай перешел к ним от их предков, которые, несмотря на это, жили в мире между собой. И потому, по мнению святого, нет никакой необходимости насаждать единообразие, ибо «разница в посте подтверждает согласие в вере».
Святой просиял, прежде всего, благодаря своей борьбе против ересей, в особенности же против «лжеименного гносиса» – ереси, распространившейся в Малой Азии по всем крупным городам империи и введшей многих в соблазн своим эзотерическим учением. Именно в борьбе с гностиками епископ смог в величественных словах изложить христианские догматы. Вначале он показал, что «гносис», то есть знание, которое еретики тщетно разыскивают в мифических текстах и запутанных измышлениях своего извращенного разума, – это не что иное, как высочайший дар любви, даруемый Святым Духом каждому христианину в живом церковном организме. Лишь в Церкви можно испить из чистого источника, истекающего из прободенного ребра Христова, и принять жизнь вечную. Все же другие учения – это лишь «водоемы разбитые» (Иер. 2: 13).
И потому подлинные гностики, иными словами, «знающие» – это не те, кто отвергает и презирает тело во имя поклонения «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но люди «духовные», получившие от Духа Святого залог воскресения плоти и нетления. Отмежевавшись от эллинистического дуализма тела и души, святой Ириней развил учение Иоанна о Воплощенном Слове для того, чтобы истолковать смысл назначения человека. Первый Адам был сотворен из глины двумя руками Божиими: Словом и Духом, по образу Божию, по образцу прославленной плоти Христовой, и получил дыхание жизни, дабы от образа взойти к подобию Божию. Обманутый завистником диаволом, он потерял свои права и пал в смерть, но не был покинут Богом, Чей Предвечный План состоял в том, чтобы сделать его общником Славы Своей.
Откровения и пророчества Ветхого Завета и, прежде всего, Вочеловечение Слова, Его смерть, Воскресение и Всеславное Вознесение были необходимыми этапами плана Домоустроения Спасителя. Именно во имя этой конечной цели, ради которой был сотворен человек, Слово стало плотию, этим «подведя итог» грехопадению первого Адама. Ибо если первый человек, рожденный девственной землей, от непослушания девственной Евы впал в грех через древо жизни, то Христос пришел в мир послушанием Девы Марии и был распят на Крестном древе. «Он отдал Свою душу за нашу душу и Свою плоть за нашу плоть, и Он распространил Дух Отца, дабы создать союз и общение между Богом и людьми, низведя Бога до людей посредством Духа и возведя людей Своим Воплощением к Богу».
Слово Божие, создавшее мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало видимым в установленное время на Кресте, чтобы собрать в Теле Его всех рассеянных повсюду людей и привести их к познанию Бога. Явившись не в неописуемой славе Своей, но как человек, Он явил Собой восстановленный Образ Божий, вновь направленный на подобие. И Он вскормил нас «сосцами Своей Плоти», дабы приучить нас к пище и питию Слова Божия. Да сможем мы, укрепленные «Хлебом бессмертия», подойти к созерцанию Бога, несущему нетление! «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога».
Для Иринея, бывшего учеником людей, лично знакомых с Апостолами, настоящим «гносисом», то есть знанием, является любовь и обожение человека в Лице Спасителя Христа. Его богословское учение, замечательное своей простотой и глубиной, далеко выходит за рамки простого опровержения «лжеименного гносиса» и содержит в себе в зародыше все идеи, развитые впоследствии отцами Церкви в их боговдохновенных сочинениях.
После своего миротворческого обращения к Папе Виктору святой Ириней продолжил трудиться во имя укрепления Церкви. По некоторым данным, он принял мученическую смерть во время гонений Септимия Севера около 202 г., однако ничего конкретного об обстоятельствах его смерти неизвестно. Его святое тело было помещено в крипт храма святого Иоанна, которому впоследствии было дано его имя, между гробницами святых мучеников Епипода и Александра.
(Новый Синаксарь Православной Церкви. Август. Изд-во: «Индиктос». С. 246-250)
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
- See more at: http://www.pemptousia.ru/2013/09/



Подписка на новости

Последние обновления

События