Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Церковная жизнь

 

Успение Богоматери

Ἡ Κοίμησις τῆς Θεοτόκου

Слово приснопамятного Святогорского игумена о. Георгий Капсаниса

Ὁμιλία τοῦ ἀειμνήστου Κυθήριου Ἁγιορείτου Ἡγουμένου π. Γεωργίου Καψάνη

                       

Праздники нашей Богоматери, Богородичные Праздники, а среди них величайшим является праздник Успения Богоматери, малая Пасха, летняя Пасха, нам дают возможность выразить нашу глубочайшую признательность Матери нашего Искупителя и нашей собственной Матери за то, что Она сделала для нашего человеческого рода и для каждого из нас. Поскольку без Ее собственного содействия и приношения Святому Троичному Богу не воплотился бы Бог Слово. Бог ожидал того, чтобы обрести такую святую душу, совершенно незапятнанную, всенепорочную, которая бы принесла всю свою свободу Богу, дабы и Бог всецело принес бы Себя Сам.

И ей была благословенная Мария, смиренная Дева из Назарета. Мы ее благодарим. Она нам дала то, что является самым для нас драгоценным в нашей жизни. Нашего Спасителя. Чем бы мы были без Христа Спасителя. Безнадежно обреченными на смерть. Плененные вечно дьяволом. Без надежды. И если у нас есть Спаситель и Искупитель Господь Бог Иисус Христос вочеловечившийся, то этим мы обязаны Госпоже Богородице. Поэтому хвала Церкви возносится постоянно. Церковные песнопения посвященные личности Госпожи Богородицы возносятся постоянно и они неисчерпаемы. Ни одна из личностей не удостоилась таких песнопений, таких славословий, и с такими удивительной красоты выражениями  как наша Пресвятая Дева…

Церковь уже с III Вселенского собора удостоила Ее наименования Богородица. Этот термин «Богородица» согласно Святым Отцам, святителю Григорию Богослову заключает в себе все таинство спасения и благочестия. Поскольку еретики отвергали, что госпожа Богородица родила Бога вочеловечившегося. Но Церковь выявляет свою веру в то, что госпожа Богородица родила Бога вочеловечившегося, Бога Слово. Что она стала мастерской неизреченного соединения двух природ, божественной и человеческой. Потому что в Ее святой утробе с момента зачатия Единородного Сына соединилась человеческая природа с Божественной и Она носила Богочеловека Христа. Итак, именно поэтому Она и именуется мастерской соединения двух природ. И все это нам не следует забывать, не забывает об этом никогда Церковь. А поэтому то как Церковь славословит Единородного Сына, славословит она и личность Пресвятой Девы. Нет церковного богослужения, церковного собрания, где бы не призывалось и Госпожа Богородица, дабы Они присутствовала там, более того, дабы Она возглавляла Собрание народа Божия. Точно так же как Она, согласно свт. Григорию Паламе, была во главе Святых Апостолов. Поскольку, когда Господь вознесся на небо, Госпожа Богородица вдохновляла, воодушевляла, наставляла, руководила святыми Апостолами. Некоторым образом Она для них являлась Старицей и продолжает быть Старицей, духовной Матерью всех Христиан, которые православно веруют в Троичного Бога. В особенности Она является Старицей и Матерью монахов, а в особенности Святогорцев.

То, что тогда для нас сделала наша Всесвятая Дева, это не просто что Она родила в страданиях Бога, Богочеловека Христа, но что Она содействовала Рождению Христа и носила Христа. И Она содействовала потому, что как говорится в сегодняшнем Апостольском чтении, в Послании к Филиппийцам,, Она была соучастником и в этом мудрость Христа.. Эта мудрость Христа – крайнее смирение, уничижение, жертва, приношение человеческому роду. А это  сознание, эту мудрость имела и наша Пресвятая Дева.

Та, Которая, в своем лоне зачала Бога, не могла иметь не то же сознание, мудрость, которую имел Тот, Который был Ей носим. Этим сознанием, которым обладал Воплотившийся, и которое заставила Его воплотиться, смириться, уничижить Себя, им обладала также смиренная дева из Назарета. И тогда уничижила Саму Себя, принесла Саму Себя, в качестве совершенного приношения, и она ничего не держала для Самой Себя. И этого сознания от нас требует и Господь Иисус Христос, и Госпожа наша Богородица, требует от нас христиан, чад нашей Пресвятой Девы, детей нашей Девы.

... Непорочная Скиния умного света, ее мы обнимаем, ее лобызаем. И мы некоторым образом вместе со святыми Апостолами участвуем в  всечестном погребении. Однако же ее погребение было ни чем иным как некой гранью, за которой совершалось Ее восхождение на небеса. Потому что Госпожа Богородица, благодатью и человеколюбием Единородного Сына, взошла на небо телесно и вошла на небо, потому что не могло это Всесвятое Тело, которое носило Бога, быть предано в земле червям. Ей долженствовало воскреснуть и сесть одесную Господа и молиться за все человечество. Я хотя я уже об этом говорил, я говорю это для тех, кто не слышал, для братьев паломников. Наша Пресвятая Дева является первой личностью Нового Завета, которая воскресла, оправдалась, прославилась, и Она сидит одесную Христа, молясь за весь мир.

Следовательно, в последствии, во время Второго Пришествия мы все воскреснем и увидим подле Престола Господня нашу Пресвятую Деву, нашу посредниц, защиту и помощь.

Итак, за все это мы приносим нашу признательность, и мы просим нас просветить, дабы нам не быть недостойными детьми, но чтобы нам вести нашу духовную брань ежедневно и чтобы нам иметь ее сознание, то сознание, которым обладал и Господь Иисус Христос, сознание смирения, жертвенности, сознание любви и жертвы. Наша Пресвятая Дева – наша помощь и сила в подвиге борьбы, которую ведет каждый из нас по молитвам Пресвятой Богородицы.

https://paterikiparadosi.blogspot.com/2019/08/blog-post_85.html

перевод выполнен интернет-содружеством "Православный Апологет" 2019г.

 

Митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей

Праздник Успения Богоматери

Ἑορτή τῆς Κοιμήσεως τῆς Θεοτόκου

 

ИКОНА УСПЕНИЯ БОГОМАТЕРИ — Александр Трофимов

 

С самого начала августа, возлюбленные братья, мы начинаем в наших святых храмах петь два Параклисиса (Умилительные каноны Богоматери), малый и большой, Пресвятой Богородице, в течение каждого вечера после совершения вечерни.

Эти священные богослужебные последования имеют высочайший духовный смысл в отношению личности и дела Пресвятой Богородицы, нашей Панагии, как Мы ее часто называем. Она является Матерью Христа, потому что от Нее сын Божий и Слово воспринял для вочеловечения человеческое естество, но Она является нашей собственной Матерью, потому что Она молится за нас и отвечает на наши молитвы.

Но и тропари праздника Успения Пресвятой Богородицы имеют высочайший богословский смысл, и одновременно излучают духовную теплоту, ободряют нашу душу, которая изранены различными событиями и трудными обстоятельствами. Поэтому, когда мы разочаровываемся людьми и утомляемся различными повседневными состояниями, Бог, Пресвятая Дева и наши Святые нас духовно утешают.

В этом мы можем убедиться и при чтении тропаря нынешнего праздника, который знают все христиане и который напевают при пении певца:

В рождестве девство сохранила еси, во успении твоем мир не оставила еси Богородице; преставилася еси к животу, Мтерь сущи живота, и молитвами твоими избавляеши от смерти души наша

Я сделаю несколько комментариев на этот изумительный в богословском смысле тропарь нынешнего великого Богородичного праздника.

Прежде всего следует сказать, что Пресвятая Богородица составляет великую тайну богословия, потому что Она соединяет девство с материнством. То есть Она стала Матерью Христа, Сын Божий и Слово от нее восприял плоть. Она зачала от Святого Духа, в своем чреве в течение девяти месяцев носила Его, Он родился от Нее не нарушив девство Ее, и душевное и телесное. Это таинство, которое не может понять человеческий разум. Поэтому термин Богородица совместим с термином приснодева, т.е. эти два термина (Дева и Богородица) не могут быть отделены одно от другого.

Как Воскресший Христос вышел из гроба, который был запечатан, и вошел в Пренебесные чертоги, для страха иудеев, чтобы встретить Своих учеников, когда двери были закрыты, так и Бог Слово вошел во чрево Богоматери и вошел в Нее не нарушая Ее девства. Все, что происходит со Христом и с Девой Марией является таинством. Христос лечит болезни и не наносит ран. В этом заключается великая тайна приснодевства Богородицы, которую иконописцы изображают с тремя звездами, одной на голове, а другие на плечах.

 

Затем Дева Мария, которая была матерью жизни, через свое преславное успение перешла в жизнь. В данном случае под ней понимается Христос, Который является подлинной жизнью для людей. Впрочем, Он и Сам провозгласил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан 7: 7). Он - путь, по которому идет человек, Он истина, которая просвещает человека и видит истину, и Он есть жизнь, потому что дает жизнь людям.

Переход Пресвятой Девы к Своему Сыну и Богу – это переход ее всего существа, то есть переход и тела и души. Святые отцы говорят о том, что Христос воскресил ее по телу, и теперь она пребывает на небесах, рядом с Христом, и своим телом. Таким образом, переход-преставление Девы Марии предшествовал воскресению всех мертвых во время Второго Пришествия Христа.

Однако, несмотря на преставление-переход Девы Марии на небеса, она не оставила мир, который Она любит, особенно тех, кто взывает к ней. Вот почему она молит своего Сына и Бога за всех нас. Христос - истинный Искупитель, Он победил смерть, грех и дьявола, но Дева молится за нас за нас во Христе. И ее молитвенное предстательство, ее посредничество очень сильны.

Конечно, это нисколько не умаляет дела Христа и той любви, которую Он испытывает к нам, но «закон справедливости очень действенен» (Иакова 5:16), а тем более «матери действующего». Ведь Сам Христос даровал премногую благодать Своей Матери, которая Его носила во чреве, Его родила, Его вырастила и переносила боль, по человечески, за Него.

В тропаре ясно сказано, что Христос, Который есть истинная жизнь, по молитвам Девы Марии избавляет нас от смерти. Когда душа человека, которая по благодати Божией бессмертна, из-за греха лишается просвещающей и обожествляющей энергии Бога, тогда человек призывает Деву Марию, а Она молиться к Своему Сыну и Богу и душа духовно воскресает.

Есть биологическая жизнь, есть также духовная жизнь. Биологическая жизнь не может полностью удовлетворить существование человека. То есть биологические функции организма не могут удовлетворить голод и жажду человека к вечной жизни, его встрече с Богом.

Вот почему мы должны желать этой истинной жизни и призывать нашу Деву Марию к полноте смысла жизни, к решению биологических и социальных вопросов.

Желаю всем вам по случаю нынешнего праздника многих лет и пусть Бог через предстательство Пресвятой Богородицы подарит вам физическое и душевное здравье.

 

Ὁ Μητροπολίτης

† Ὁ Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ

(Митрополит Навпактский и святого Власия Иерофей)

https://parembasis.gr/index.php/el/menu-teyxos-276/5847-2019-276-01

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г

 

Преображение Спасителя

+ Архим. Георгий Капсанис

Η Μεταμόρφωσις του Σωτήρος

† Αρχιμ. Γεώργιος Καψάνης

(Беседа приснопамятного проигумена Святогорской обители прп. Григория Архим. Георгия Капсаниса)

Ερμηνεία της εικόνας της Μεταμόρφωσης του Κυρίου: Η εμπειρία της ...

Поскольку все события, о которых нам рассказывают Святые Евангелисты, произошли ради нашего спасения, так и ради нашего спасения произошло Преображение Господа нашего. В жизни нашего Господа нет ничего, что не имело бы спасительного значения, что не имело бы ничего общего с нашим спасением. Вот почему, в конце концов, он стал человеком для нашего спасения. В жизни нашего Господа нет ничего, что не имело бы спасительного значения, что не имело бы ничего общего с нашим спасением. Вот почему, в конце концов, Он и стал человеком для нашего спасения.

И Преображение нашего Господа показывает нам не только Божество Господа и славу, которую Он имел у Своего Небесного Отца до сотворения мира, прежде времен - и которую Он явил не намного Своим Ученикам. Он не явил полноту своей славы, но нечто из своей славы, поскольку это было невозможно, как говорят нам церковные песнопения - но даже в этом случае Он показал нам, кто Он и какова цель нашей жизни.

Нам необходимо быть причастными Божественному Свету, Славе Божьей, Царству Божьему. Ибо, по словам святых отцов, Царство Божие - Его Слава, это Несотворенный Свет. Таковым является лик Христа. Таким образом, с одной стороны, Господь преображается, чтобы убедить Своих учеников, которые через некоторое время будут крайне смущены Его распятием, что Он действительно Сын Божий и истинный Бог. Но он также преображается, чтобы сказать нам, что то, что произошло со Мной, это же должно произойти и с вами. Все мы призваны преобразиться. Конечно, Господь преобразился Своей собственной силой. Мы должны преобразиться «от славы к славе», - говорит апостол Павел. Не нашей собственной силой, но Благодатью и Светом Преображенного Господа.

Ветхий Завет также говорил об этом Свете, и некоторые, например, Моисей, как мы слышали, восприяли славу Божью. Но никто не осмеливался сказать в Ветхом Завете, даже несмотря на то, что он получил некоторую благодать и славу Божию, что «Я - Свет миру». Только Господь Иисус осмелился сказать это, потому что Он есть и жизнь, и все. Но как же теперь мы, будучи страстными, грешными стать причастными Божественному Свету? Как мы можем стать светом? Как нас оставят наши страсти, которые являются тьмой? И грехи наши, которые тоже тьма? И как мало-помалу тьма, пребывающая в нас, может умалиться и как в нас может возрасти свте Христову? В этом и состоит наша духовная борьба, в результате которой мы видим Преображенного Господа и видим, куда нам следует Его достичь. Ибо каждый христианин должен стать подражателем Христу, и то, что случилось с Христом, должно произойти и в нашей жизни. Как говорят Святые Отцы - мы должны пройти ступеням духовного совершенствования, духовного возраста Христа. А то что произошло со Христом, это должно произойти и с нами.

Следовательно, и с нами должно произойти Преображение посредством света Преображения нашего Господа. А в этом наш подвиг, борьбы. Как благодаря нашему покаянию, нашей молитве, нашему смирению, нашему послушанию, нашему причащению Телу и Крови Господа – поскольку Божественное Причащение это Свет - как участники во всех этих благодатных дарах Троичного Бога, мы могли бы  постепенно умалить нашу внутреннюю тьму и увеличить Свет Христа?

Блаженны те, кто, видя Преображенного Господа, тоже видят и самих себя. Но внутри себя мы скорбим, поскольку мы не видим того, чтобы этот Свет воссиял в нас. Ради Преображенного Господа мы радуемся, благодарим и прославляем Его. Но сегодня мы смиренно просим Его помочь нам жаждать несозданного Света, Света Его Лица. Нам следует стремиться изменить нашего внутреннего человека, сделать его просвещенным, как просвещен был Христос, Который весь Свет и вся Жизнь, и все Воскресение, и вся Истина.

Итак, сражаясь добрым подвигом мы исполняем Святую Волю Господа, потому что Воля Господа, как мы много раз уже говорили, состоит в том, чтобы нам стать богами по благодати. И как человек может стать богом по благодати, если он находится во тьме и если Свет Христа не воссиял его существо?

Мы также поем в великом славословии; «Во свете Твоем узрим свет» Действительно, мы можем видеть свет только в свете Лица Христа. У нас Христос воссиял. У нас есть святейшая Богоматерь. У нас есть просвещенные Святые, а мы призваны стать светом.

Да поможет нам Бог и пусть молитвы всех Святых, достигших просвещения, сияния, обожения, которые увидели свет Преображения и многие обожились во свете Преображения. Ибо святые не только видели свет Преображения, но и их видели в нем, в этом  тот свет, который удостоились его видеть Вспомните из жития святого Григория Паламы, что, когда наступало время, и его душа предавалась святой молитве, то двое священника, один из которых был иеромонахом, а второй – женатым священником, удостоились видеть его лицо озаренным светом Преображения. Разве мог свт. Григорий Палама, который придя на Святую Гору двадцать лет назад и жажда избавиться от тьмы, и сильно взывать «просвети мою тьму», и молитвенно взывая ко Господу, не просветиться во свете Христа? Итак, этого света мы все должны некоторым образом желать. Со святой ревностью и мы умоляем Господа того, чтобы Он нас удостоил бороться за этот свет, вечный свет, Несозданный свет, свет, который является Царством Божьим и к которому все мы призваны. И если в этой жизни мы как-то узрим этот свет, то мы будем иметь надежду на то, что и нас Господь удостоит жить во всеете царства небесного, которого мы желаем всем вам. Аминь.

Источник: https://www.impantokratoros.gr/38AAFED8.el.aspx

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2020г.

Прп. Архимандрит Софроний (Сахаров)

Слово на Преображение Господне. О Свете Фаворском

Се, облак светел осени их, и се, глас из облака глаголя:
Сей есть Сын возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте.

(Мф. 17, 15; Мк. 9, 7; Лк. 9, 35)

Сегодня, по случаю великого церковного торжества, которое по мере приближения нашего к завершению земного пути не только не умаляется, но непрестанно возрастает в силе своей и значимости, мы, как бы забывая немощь нашу, позволим себе говорить о воссиявшем на Фаворе неодержимом и незаходимом Свете. Прошу вас, забудьте в час сей о моем ничтожестве; закройте глаза ваши на мое невежество и грубость и, если возможно, взгляните на меня как на единого из стражей горы Ефремовой, провозглашающих: вставайте, и взойдем на Сион к Господу Богу нашему (Иер. 31, 6).

Бог, сотворивший небо и землю (4 Цар. 19, 15), есть Бог наш от чрева матерей наших. По плотском рождении прежде, чем научились мы отличать правую руку от левой (Ион. 4, 11), в купели крещения мы получили уже второе рождение, свыше, и на нас было наречено великое и страшное и самим небесным силам имя — Отца, и Сына, и Святого Духа. Вслед за тем мы приняли другой бесценный дар, о котором душа наша не может ни сказать, ни помыслить без трепета, а именно — помазание Духом Святым, печать освящения Которого налагалась на все члены тела нашего со словами таинства: Печать дара Духа Святаго. И так мы стали селением Бога Вышнего, тела же наши — храмом Духа Святаго (1 Кор. 6, 19).

От младенческих лет мы питаемся в Церкви Божественными Телом и Кровью Христа. Мы — дети Его; плоть от Плоти, и кровь от Крови Его. От юности нашей мы живем в атмосфере Слова Божьего, открывающего нам беспредельные просторы в познании безначального Бога, Отца нашего, дающего нам еще отсюда предвкушать блаженство вечного пребывания с Ним и в Нем. В Церкви нашей на всякий день мы живем в некоем невыразимом преизбытке всякого богатства духовного, и благодарная душа порывается восклицать: воистину богат Бог наш; везде сый и вся исполняяй, Он непрестанно объемлет нас, всех и каждого.

И вот, несмотря на все сие, мы нищи духом. В пределах земли ненасытим голод и неутолима жажда богопознания; ибо стремление наше — достигнуть Недостижимого, видеть Невидимого, познать Беспредельного. Растет это стремление непрестанно в каждом человеке, когда Свет Божества благоволит осиять его хотя бы малейшим приближением Своим, ибо тогда очам ума нашего открывается — в какой бездне мрака мы пребываем. Видение это поражает всего человека, и тогда душа его не знает покоя и не может иметь его, доколе не освободится вполне от обдержащей ее тьмы, доколе не насытится Ненасыщаемою Пищею, доколе Свет сей не умножится в ней и не соединится с нею так, что Свет и душа станут едино, преобразив убожество наше в Божественную славу.

Преображение Господне является твердым основанием нашей надежды на преображение всей нашей жизни, исполненной ныне труда, болезней, страха, — в жизнь нетленную, богоподобную. Однако восхождение сие на высокую гору (Мф. 17, 1; Мк. 9, 2) Преображения связано с великим подвигом. Нередко вначале изнемогаем мы в этом подвиге, и как бы безнадежие овладевает душой. В такие часы мучительного стояния на грани между влекущим к себе Неприступным Светом Божества и пугающей тьмою кромешной (Втор. 4, 11) вспомним уроки отцов наших, прошедших сей путь вслед за Христом, и, препоясав чресла (Лк. 12, 35) свои, укрепимся мужественною надеждою на Того, Кто дланию Своею нетрудно держит всю тварь. Память о том, что в жизни нашей должно повториться по подобию все то, что совершилось в жизни Сына Человеческого, освободит нас от всякого страха и малодушия. Это общий для всех нас путь, по слову Самого Христа: Аз есмь путь (Ин. 14, 6); и притом — единственный, ибо никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14, 6).

Если Господь был искушен (Евр. 4, 5), то и мы непременно должны пройти через огонь искушений; если Господь был гоним и преследуем, и мы тоже будем гонимы от тех же сил, которые гнали Христа; если Господь страдал и был распят, и мы неизбежно должны страдать и также будем распяты, хотя, быть может, и на невидимых крестах, если только воистину следуем за Ним в путях сердца нашего. Если Господь преобразился, и мы преобразимся, и еще здесь на земле, если уподобимся Ему во внутренних стремлениях своих. Если Господь умер и воскрес, то и все верующие в Него пройдут через смерть, возлягут во гробах и затем воскреснут подобно Ему, если и умирали подобно Ему. Воскреснут верные сначала душой, а затем, в день Общего Воскресения, и телами. Если Господь по воскресении Своем в прославленной плоти вознесеся на небо и седе одесную Бога (Мк. 16, 19), то и мы в прославленных телах воскресения нашего, силою Духа Святаго, будем вознесены на небеса и соделаемся сонаследниками Христу и причастниками Божества (ср.: 1 Пет. 4, 13; 2 Пет. 1, 4; Рим. 7, 17; 2 Тим. 2, 11–12 и др.).

Всё, что мы сейчас перечислили, совершилось с Господом не по Его Божеству, а по Его человечеству, то есть в том плане, где Господь является единосущным нам Сыном Человеческим. Господь, собезначальное Отцу и Духу Слово, в акте воплощения восприял в Свою Божественную ипостась наше человеческое естество, не призрачно, но действительно став подобным нам человеком. Он в плоти нашей явил Божественное совершенство, оставив нам образ (ср.: Ин. 13, 15. Слово "образ" используется в славянском переводе), который многие пророки и праведники желали видеть (Мф. 13, 17) и который мы ныне должны осуществить, каждый в жизни своей, чтобы через уподобление Христу в образе земного жития стать подобными Ему и по образу Божественного -бытия.

Прошу вас, не будем малодушествовать, слыша слова учения сего, но воспрянем духом и откроем сердца наши, чтобы принять с простотой благовестие Христово. Господь Своими устами сказал: дерзайте, Я победил мир (Ин. 16, 33). И мы, силою Христа, несомненно одержим эту победу над миром, чтобы разделить с Ним вечное царство на небесах.

Во исполнение заповеди: идите и ставше глаголите в церкви людям вся глаголы жизни сея (Деян. 5, 20), говорю вам о сем. Ибо это суть глаголы живота вечного (Ин. 6, 68), данные Господом в наследие неотъемлемое верным; это есть проповедание апостолов и отцев догматы; это есть наша православная вера и незыблемое упование, которое не будет посрамлено, ибо основанием его является неложное свидетельство Господне. И если ложное смирение станет называть это неумеренной дерзостью и даже безумием, то вспомним апостола Павла, который, с одной стороны, пресекая малодушие, с другой — нелепую гордость плотского ума, говорит, что Бог благоволил спасти верующих безумством проповеди, отвергнув разум разумных и превратив в безумие мудрость мира сего (ср.: 1 Кор. 1, 18–21). На всякий день опыт человечества неизменно показывает нам, что премудрые и разумные века сего не могут следовать за Христом ни на Фавор, ни на Голгофу, ни на Елеон. Итак, возлюбленные, приидите, и силою веры взыдем на гору Господню (ср.: Ис. 2, 3), и став невещественно во граде Бога Живаго, "высокими умами" узрим невещественное Божество Отца и Духа, в Сыне Единородном облистающее. Взыдем не с гордою дерзостью, разумеется, но со страхом и трепетом, как недостойные сего восхождения и видения, однако же с надеждой, что и нам грешным, по безмерной благости Отца Небесного, воссияет присносущный Свет Божества, нестерпимое сияние которого на Фаворе повергло ниц избранных апостолов.

Остановив немного ум ваш на созерцании общих положений нашей веры, долженствующих составлять постоянный строй жизни нашего духа, позволю себе теперь перейти к избранной нами теме.

Преображение Господне есть великое событие, имеющее непреходящее значение не только для каждого из нас, но и для всей истории мира нашего. В творениях отцов наших мы найдем внимательное исследование о нем со всех сторон: и в том, что предшествовало ему, как приготовление Господом учеников Его; и в том, что сопутствовало ему или что совершалось во время самого Фаворского богоявления; и в том, что последовало за ним в действиях Самого Господа Иисуса и в сознании апостолов, свидетелей Преображения. Знание о всем этом поможет и нам самим разумно проходить тот же путь вслед стопам Христа. Но в настоящий момент мы сосредоточим внимание духа нашего на том, что, согласно евангельскому повествованию, является исключительной особенностью данного события.

Се облак светел осени их, и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5).

Что представлял собою этот облак светел, который осенил в ту ночь Святой Фавор? Так, уже немало лет тому назад в день Преображения спрашивал я одного подвижника, который, как я несомненно верю, и сам многажды был удостоен видения Света сего. На мою нескромную мольбу сказать мне что-либо о таинстве Фаворского Света, о том, как он созерцается и как возможно достигнуть этого дара, он, по крайнему снисхождению к моему невежеству, с большим терпением разъяснял мне сей предмет, я же сегодня сообщу вам о слышанном мною из его неложных уст лишь самое существенное и возможно кратко.

Поведал мне сей муж, что сначала, когда он был еще молодым, Свет сей являлся ему неясно, на короткие моменты, иногда как некое неуловимое огненное пламя, которое возжигало сердце его любовью, иногда же как некое сияние, которое пронизывало его ум своею светлостью. Являлся ему свет сей во время молитвы, преимущественно в храме. Но однажды после долгой, в течение многих месяцев, горячей молитвы с глубоким сожалением о скверности своей, Свет этот тихо снизошел на него и пребыл с ним три дня. В эти дни он ясно ощущал себя вне смерти. Радость воскресения из мертвых наполняла его душу. Внутренно он назвал Свет тот — "утром воскресения", потому что он был тих, как весеннее утро. В то время жил он среди людей обычною всем трудовой жизнью. По прошествии нескольких лет после этого события, когда он стал уже монахом и священнослужителем, многажды случалось с ним, что молитва его переходила в видение Света, причем так, что он не чувствовал тогда ни тела своего, ни окружающего его вещественного мира.

Является Свет сей, как чистое благоволение свыше. Приходит он в начале неожиданно, то есть когда душа и мысли не имеет о том, что он придет и даже что он есть. Неведомый дотоле, он, пришествием своим, приводит душу в сладостное недоумение, и, изумленная, не знает она еще о том, кто или что явилось ей, но чувствует она себя в тот час как узник, изведенный из мрачного тюремного затвора на солнцем залитые благоуханные просторы.

Говорил также муж сей: "Хотя Божественный Свет по природе своей всегда пребывает неизменным, но действия его, то есть то, что порождает он в человеке, многоразличны: иногда он воспринимается как тихая любовь Христа; иногда как соприсутствующая Божественная сила; иногда как некое неизъяснимое движение вечной жизни внутри человека; иногда как свет разумения или как сверхмысленное умное видение Бога. Но безмерна благость Господа, и случается, что любовь Его изливается еще обильнее. Тогда Божественный Свет наполняет всего человека так, что и сам человек становится подобным свету; и то, что видит он при этом, нельзя назвать иначе, как Свет, хотя Свет сей совсем иной по природе своей, чем свет видимого солнца".

В ответ на мой первоначальный вопрос о Фаворском богоявлении муж тот продолжил слово с видимой заботой найти понятия, которые были бы доступны мне хотя бы в малой мере. Он говорил:

"Будем неизменно помнить свою недостаточность, и если позволим себе коснуться сего великого предмета, то не больше, чем как робкую попытку хотя бы немного приблизиться к уразумению его, без дерзких притязаний раскрыть или обнять его до конца. Итак, если исходить из описанных уже действий Божественного Света, то простой до кажущейся наивности рассказ евангелистов мы можем несколько восполнить таким образом.

После того как апостолы стали постигать сверхчеловеческое совершенство своего Учителя и устами Петра исповедали Его Христом, Сыном Бога Живаго (Мф. 16, 16), Господь возжелал более утвердить их в этом познании свидетельством Отца. Это было тем необходимее, что Он приготовлялся уже к исходу, который надлежало Ему совершить во Иерусалиме (Лк. 9, 31), то есть к совершению голгофской жертвы. За словами Петра: Ты еси Христос (Мк. 8, 29) — в тот момент скрывалось еще далеко не совершенное познание о том, Кто есть сей Христос; но при всем несовершенстве и неполноте этого исповедания в нем проявилась уже возросшая любовь и преданность апостолов, что делало их способными вместить больший свет Божественного откровения, и потому Господь сказал: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего во Царствии Своем (Мф. 16, 28). После сих слов Господь с учениками совершает Свое безмолвное (За неделю сего путешествия евангелисты не указывают ни единого события и ни единой беседы Христа) путешествие от пределов Кесарии Филипповой до Священного Фавора и там, избрав изряднейших Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору созерцания Своей Божественной Славы, которую имел Он у Отца прежде бытия мира (Ин. 17, 5).

Сам Господь всегда и неизменно носил в Себе Свет, будучи по Божеству Своему безначальным Светом, но пребывал в этом плане невидимым от тех, кто в себе не воспринял еще Света. На Фаворе Господь молился. Ничто не возбраняет нам предположить, что по содержанию своему молитва эта была подобною Гефсиманской (ср.: Ин. 17 и др.), ибо приближался час Его (Ин. 13, 1). Объемля в Своей молитве всё от сложения мира до кончины века сего, молился Господь и за апостолов, чтобы открылось им имя Отца и чтобы любовь, которою Отец возлюбил Сына, была в них (ср.: Ин. 17, 26).

Избранные три свидетеля и соучастники сей вышеестественной молитвы Христа изнемогали в ней. Борясь подвижнически с немощью плоти своей, на какое-то короткое время они отяготились сном (Лк. 9, 32), однако силою не преставшей в них внутренней молитвы снова вскоре приходят в бодрственное состояние, и тогда сии бодрые духом победители немощной плоти увидели Христа во Свете и с Ним беседующих Илию и Моисея. Увидеть же могли лишь потому, что и сами в тот час исполнились Света.

Необычность и величие явления погрузило апостолов в невыразимое удивление и блаженное недоумение. Это видим мы из слов Евангелия о Петре: не ведый, что говорит (Лк. 9, 33), и из слов самого Петра: Наставниче, добро есть нам зде быти (Лк. 9, 33).

В этот момент видение апостолами мира духовного и Божественного Света совмещалось еще с восприятием окружавшего их мира чувственного. Но затем умножившийся Свет возвел их выше всего видимого временного в невидимое вечное (2 Кор. 4, 18). Просты до крайности евангельские образы: Се облак светел осени их... Подобно тому как человек, восходящий на гору, когда войдет в густое облако, бывает отрезан от видения всего прочего мира, и сей облак светел, бывший ни чем иным, как Светом и дыханием Духа Святаго, Который Своим нестерпимым Божественным пришествием восхитил апостолов в мир Света несозданного, непреложного, незаходимого, неизменного, беспредельного, превысшего небес, пресек в них восприятие преходящих образов мира сего настолько, что они и Самого Христа не видели уже во плоти (ср.: 2 Кор. 5, 16). Возведенные Духом Святым в созерцание неописанного Божества Иисуса Христа, услышали они в тот час невещественный и непостижимый голос Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 17, 5). Это было высшим моментом Фаворского события".

Если теперь мы перейдем снова к немощи естества человеческого, носителями которого были апостолы, продолжал тот муж, то, оставаясь верными евангельскому повествованию и опыту отцов Церкви, мы можем сказать следующее:

"Весьма великим, высоким было видение Апостолов на Горе Преображения, однако еще несовершенным, потому что в то время они были еще неспособными воспринять всю полноту и совершенство явленного им Света, и потому Церковь поет: ... показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, или в другой песне: якоже вмещаху.

Весьма великим и высоким было видение Апостолов, но тогда еще несовершенно усвоилось оно ими, и потому возможными оставались те колебания, которым подверглись они в дни Голгофы; и лишь позднее Петр сошлется на него, как на свидетельство истины (ср.: 2 Пет. 1, 17–18).

Несовершенным еще было видение Апостолов на Фаворе, и все же оно было настолько великим и подлинным созерцанием присносущного благолепия и предвечного сокровенного таинства, что ни видение Моисея на Синае (ср.: Исх. 19–20; Исх. 33–34), ни таковое Илии на Хориве (3 Цар. 19) не достигали высоты его и совершенства, что мы видим из слов церковной песни: прежде во мраце виден был еси Моисеем, ныне же во Свете неприступном Божества (1 песнь, 2 канон; ср.: Евр. 12, 18–24).

Влеча вас в глубину неизреченных таинств богословия, не скрою, и сам я прихожу в страх. И не только страх, но и стыд испытываю я в сей час: Премудрый Приточник сказал: Пий воды от своих сосудов, и от твоих кладенцев источника (Притч. 5, 15), я же приношу вам почерпнутое мною из опыта и достояния других. Но видя, с каким усердием внимаете вы слову, как бы еще не насытившиеся им, я передам вам и эпилог незабвенной для меня беседы с тем замечательным мужем. Увлеченный вдохновенным словом его, благодарный ему за снисхождение ко мне, я вместе с тем в тот час исполнен был печали от сознания своего омрачения и молчал, помышляя в себе: "Не мой это удел". Чтобы утешить меня, мой собеседник продолжал так:

"Когда мы не удостаиваемся видения велелепной славы Божества, тогда самым верным внутренним движением духа нашего будет — испытание самих себя. И если душа наша мужественна, то скажем себе: за неправды мои лишен я дара сего, ибо тот, кто ходит в правде и говорит истину... будет обитать на высотах... и увидит Царя во славе Его (Ис. 33, 15–18). Но при этом никак не дадим в нас места отчаянию; наоборот, воспрянем духом и воспримем покаянный плач о себе. Отвергнем неправедную мысль, что это удел только избранных, могущую пресечь в нас святую надежду. Истина, в которой нам необходимо утвердиться сердцем, в том, что Господь никого, приходящего к Нему, не изгоняет и не отвергает (ср.: Ин. 6, 37). Все мы, без исключения, и великие и малые, и значущие и ничтожные, призваны к тому же самому совершенству, к которому призвал Господь возведенных Им на Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна, ибо и мы, подобно им, получили те же заповеди, а не иные и, следовательно, ту же, равную им честь призвания, а не иную, меньшую. Исследуйте внимательно все последование службы Праздника, и вы увидите, с какой силой Церковь призывает и убеждает всех к восхождению на "неосязаемую" Гору умного Боговидения, тем самым ясно указывая на то, что не только в древности и не только апостолам благоволил Господь являть зарю Своего Божества, но и во все века, даже до наших дней, не переставал и не перестанет никогда, по обетованию Своему, изливать тот же самый дар на последовавших Христу всем сердцем.

Помимо ложного смирения: "Это не для меня"; помимо неоправданного отчаяния, порождаемого ленью и сластолюбием, преградой к созерцанию несозданного Света является еще и дерзкое устремление нашего ума — видеть Бога, обнять Его своею мыслию; как бы силою проникнуть в тайны и недра Его бытия и овладеть Им как предметом своего познания. Трудно найти слова для показания духовной сущности этого гордого притязания нашего ума, но важно для нас, что в таких случаях уже не облак светел, но мрак и тьма, скрывающие Бога, встречают нас.

Когда мы устремляем очи ума нашего "прямо" на Солнце Предвечного Бытия, чтобы видеть Его, как Он есть (ср.: 1 Ин. 3, 2), тогда очи эти опаляются и ослепляются неприступным и всеопаляющим Светом Божества, подобно тому как ослепляются и опаляются наши естественные очи, когда нагими, ничем не защищенные, бывают направлены прямо на солнце. В Писании есть прекрасный образ, научающий нас воздерживаться от дерзости перед Богом: обстоящие Престол Всевышнего шестокрилатии Серафимы, закрывающие двумя крылами лица свои (ср.: Ис. 6, 2).

И познаваемый, и видимый, Бог неизменно пребывает превысшим всякого познания и видения. Это беспредельное всепревосходство Бога на "таинственном" языке богословия именуется мраком. Новый Завет нигде не применяет к Богу слово мрак; он говорит нам, что Бог есть Свет, в Котором нет не единой тьмы (1 Ин. 1, 5). О беспредельности Его и, следовательно, конечной "невидимости", конечной "непознаваемости" Его Новый Завет говорит так: Бога никто никогда не видел (ср.: Ин. 1, 18); и в другом месте: Бог обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может (ср.: 1 Тим. 6, 16). Когда же появились философы и еретики, утверждающие полную познаваемость Бога, тогда святые отцы, чтобы пресечь в корне эту безумную идею, возвратились к ветхозаветным образам и языку: И Господь сказал Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его... и стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх. 19, 21; Исх. 20, 21). Так, чтобы сильнее поразить сознание немудрых мудрецов, отцы прибегали к слову мрак, которым Премудрый Законодатель Моисей удержал свой народ, еще наивный в богопознании, от неразумного порыва видеть Бога; а чтобы не отступить от новозаветного откровения, отцы назвали мрак сей пресветлейшим.

Истинный путь к видению Божественного Света лежит через внутреннего человека. Вся наша мысль, вся сила нашего желания — должны быть направлены только на то, чтобы соблюсти заповедь Божию чисто и неукоризненно (1 Тим. 6, 14). Тогда Свет Божественный, как показал опыт веков, многократно и многообразно посещает человека. И никто никогда не может сказать о пределах благоволения Божия к нам, ибо оно воистину беспредельно; и сколько бы ни стремился человек к Богу, как бы ни возгорался он любовью к Нему, все равно излияния Света всегда останутся неопределимыми и неисчислимыми, ибо нет им конца даже тогда, когда Свет превосходит силы естества нашего понести блистание его. И единственное слово, единственное утверждение, возможное при этом, то, что Бог есть Свет, в Котором нет ни единой тьмы (1 Ин. 1, 5), и что живет Он во неприступном свете (1 Тим. 6, 16) и является всегда во Свете и как Свет".

Но и при этих словах не рассеялось недоумение в боязливой душе моей. Я не видел пред собою пути; я не знал, как приступить к этой жизни, с чего начать; я чувствовал себя во мраке и вопрошал: что сотворю, да живот вечный наследую? И был мне ответ:

"Молись! подобно святому Григорию Паламе, который годами вопиял: Господи, просвети тьму мою! и был услышан... Молись словами церковной песни: Да воссияет, о Светодавче, и мне грешному Твой присносущный свет! (Кондак на Преображение) и укрепляйся в вере, помня, что Церковь не молится о невозможном".

И затем муж тот, словно не допуская возможности, что такая молитва останется без ответа свыше, так закончил свое слово:

"Когда же познает твоя душа Свет сей, то после, теряя его, будешь скучать о нем и, подражая святому Симеону Новому Богослову, будешь искать Его и взывать к Нему:

Прииди, Свет истинный,

Прииди, Жизнь вечная;

Прииди, падших восстание;

Прииди, низложенных воздвижение;

Прииди, мертвых воскресение...

Прииди, Царю Всесвятый,

Прииди и вселися в ны,

И пребуди в нас неотступно,

И безраздельно царствуй в нас

Ты — Единый во веки веков.

Аминь".

Из книги

"Рождение в Царство непоколебимое",

(Троице-Сергиеева лавра, 2012)

+ Архимандрит Георгий Капсанис, проигумен монастыря прп. Григория, Святая Гора

Праздник Преображения Господня

Η εορτή της Μεταμορφώσεως του Κυρίου

† Αρχ. Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι. Μ. Γρηγορίου Αγίου Όρους

ΑΓΙΟΡΕΙΤΙΚΕΣ ΜΝΗΜΕΣ: 2017

Праздник Божественного Преображения Господня имеет глубочайший и содержательный богословский смысл[1]. Его мы слышим в священных гимнах и священных чтениях, но и здесь нам бы хотелось бы сказать о некотором смысле. Сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что Преображение Господне является событием не только Христологического содержания, но это и событие антропологическое. Оно происходит не только ради того, чтобы показать славу Христа Спасителя, но и оно происходит для того, чтобы показать славу человека во Христе. Поскольку человек после своего грехопадения запачкал свою небесную красоту, то в человеке не проявляется как тогда чистый образ Божий. Итак, следовало выявить, кто является истинным человеком, какой славой и в какой мере он обладает красотой. Такого истинного человека восстановил Христос. И Он его явил на Фаворской горе во время Преображения.

Transfiguration of Christ / Μεταμόρφωση του Σωτήρος | Иисус ...

Таким образом, Он воодушевляет всех Своих верных учеников, всех веков на то, чтобы они стремились и ожидали и трудились ради того, чтобы стать этими светлыми образами Бога. Чтобы в каждом человеческом существе явилось то, что явилось во Христе Спасителе на Горе Преображения. Каждый христианин должен сиять вместе со Христом.

Итак, сегодняшний праздник для всех нас - это призыв от Бога не оставаться на земле и на равнинах, в низинах. Давайте не будем оставлять в себе почерневший  образ Божий. Необходимо взойти с Господом на Гору добродетелей и там, молясь Богу и терпя ради Бога, заявить, что мы мало-помалу видим эту великую и ужасную тайну. И пусть постепенно нас покинут грязь, тьма и уступят место свету, красоте, великолепию человека по Богу.

Вот почему нам сегодня грустно, потому что мы видим, что внутри нас тьма, и мы еще не преобразились Светом преображенного Господа, но в то же время мы видим Свет лика Христа и радуемся, потому что мы знаем, что этот Свет воссиял, чтобы стать нашим светом, чтобы просияло и наше собственное лицо и наше собственное человеческое естество.

И вот теперь мы все ведем духовную борьбу. Так потихоньку нас оставит тьма и так мало –по малому мы будем наполнены Светом Христа. Не по этой причине мы пришли на эту Святую Гору, гору Богородицы, которая является копией горы Преображения Господня. И как тогда на той Горе воссияла благодать Преображенного Господа, так и на этой Горе сияет благодать Преображенных личностей монахов, которые добре сражаются в борьбе покаяния.

Но также и наши христианские братья, находящиеся в миру, у которых нет этого благословения, которым обладаем мы, могут подняться на осязаемую гору, но у них также есть способность подняться на мысленную Гору добродетелей. Своей повседневной борьбой, своим смирением, своей простотой, своей верой, своей любовью ко Христу они поднимаются на умную гору, и там они могут постепенно освободиться от тьмы и облечься в Свет Христа.

 

Это великое утешение, братья и отцы, что этот Свет, сияющий на горе Фавор, предназначен для нас. Этот Свет тоже хочет просветить и нас. Этот Свет хочет войти в нас, он хочет войти в самые сокровенные части наших сердец, наших душ и даже наших тел, чтобы мы тоже могли быть просветленными, просвещенными и сиять в этом Свете. Но этого нельзя сделать, если нет нашего собственного желания, нашей собственной борьбы и принятия нашего собственного креста. Потому вы видели, что сегодняшний праздник неразрывно связан с тайной Креста. Он не независим от креста, как говорят песнопения нашей Церкви. И преображение каждого из нас, каждого монаха и каждого христианина связано с личным крестом его аскетического подвига. Тот монах или христианин, который согласится быть сораспятым со Христом, такой также имеет надежду стать причастным божественному Свету Преображения и чтобы в нем  постепенно стал сиять этот Свет Христа.

Сегодня мы смиренно просим Преображенного Господа, милостивого к нам и к нашему спасению, просветить нас в Свете Его Лица и нас удостоить, терпящих и ведущих аскетический подвиг изо дня в день, участвовать в этом божественном, этом сладчайшем, этом самый утешительном, этом наисветлейшем Свете Его Лица, который является единственным истинным Светом в этом мире, который является единственным Светом, который может по-настоящему утешить человека, и который является единственным Светом, который является предвозвещением и залогом будущего и вечного Света Царства Небесного.

(1988)

 

Από το βιβλίο: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές Εορτές. Έκδ. Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου, Άγιον Όρος 2015, σελ. 146.

перевод интернет-содружества "Православный Апологет"2020г.

 


[1] У о. Георгия говорится во множественном числе – богословских смыслов 



Подписка на новости

Последние обновления

События