Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

План наложения уз молчания и «послушания» на монахов России

Σχέδιο επιβολής σιωπής και «υπακοής» στους μοναχούς της Ρωσίας

и

комментарий Православного Апологета

 

Патриарх Кирилл России, согласно сообщениям российской прессы, встретился на на заседании "Комиссии по монашеству" с ее членами, для решения проблем, связанных с монашествующими Русской Церкви. Комиссия провела свое заседание 12.7.2010 под председательством Святейшего Патриарха Кирилла. Перед  Комиссией была поставлена задача оказать противодействие процессу секуляризации и обмирщения, который наблюдается в некоторых монастырях по причине строительства роскошных кварти-номеров и т.д. В то же время Комиссией предпринимается попытка наложить полное ограничение на свободу монахов. Стоит отметить, что одной из целей Комиссии, которая включает в себя множество епископов, ввести унизительные меры и наложить на монахов полное послушание местным епископам и патриарху. В связи с этим одна из публикаций сообщает о том, что  «монахи не имеют права комментировать мнения Патриарха, правящего митрополита, или своего игумена», и в противном случае на них должны быть применены канонические меры во всей их тяжести.....

Ясно, что в России хорошо организован план, чтобы заставить замолчать активных монахов, которые, безусловно, будут сопротивляться филопапистским устремлениям, которые приходится наблюдать в последнее время в действиях священноначалия Русской Церкви. Новый патриарх Кирилл и митрополит Волоколамский Иларион, как оказалось удалились от прежней антипапской линии Русской Церкви, которой она следовала до недавнего времени, и  отверзают двери широкомасштабному экуменизму и филопапизму. К тому же кто может забыть о визите митрополита Илариона в Ватикан еще в недавнее время, в мае месяце, и о его там многочисленных встречах со всеми основными представителями папства и самим папой?

 

 

 

Источник: http://thriskeftika.blogspot.com/2010/08/blog-post_5519.html от 10 июля 2010г.

Это  же сайт предлагает для ознакомление несколько статей, относящихся к визиту митрополита Илариона в Ватикан:

Συνάντηση Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνος με τον Υπουργό Εξωτερικών του Βατικανού

Συναυλία ρωσικής εκκλησιαστικής μουσικής στο Βατικανό

Σύναντηση και ανταλλαγή δώρων Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνα με τον Καρδινάλιο Κάρλο Καφφάρα

Φωτορεπορτάζ: Συνάντηση του Βολοκολάμσκ Ιλαρίωνος με τον Καρδινάλιο Βάλτερ Κάσπερ στο Βατικανό

Με την παρουσία Παπικών ο Βολοκολάμσκ Ιλαρίων στο Τορίνο

Ο Πρόεδρος του Τμήματος Εξωτερικών Εκκλησιαστικών Σχέσεων του Πατριαρχείου Μόσχας Αρχιεπίσκοπος Ιλαρίων στον Πάπα (18/9/2009)

 

Комментарий «Православного Апологета»:

Можем ли мы не молчать

и критиковать мнение иерархии?

Μπορούμαι να μη σιωπήσουμαι

και να κάνουμαι κριτική τών Ιεραρχών;


Фреска Зографского монастыря, монахи монастыря, священно и преподобномученики отказываются принять Лионскую унию и проклинают Римского папу.

 

Мы не станем давать оценку внешнеполитической деятельности митрополита Илариона, поскольку его положение как председателя Синодального Отдела по Внешнецерковным связям неизбежно предполагает какие-то встречи с представителями инославного мира, и даже Римским папой. Мы лишь остановимся на одном на наш взгляд наиважнейшем вопросе, который был затронут в статье, информирующей о заседании Комиссии Межсоборного присутствия по делам монастырей. Это вопрос о якобы недопустимости комментировать и критиковать монахам мнения церковного священноначалия: правящего митрополита, патриарха и даже игумена.

Скажем  сразу, что такая позиция в корне противоречит пониманию Церкви как Богочеловеческого организма, ее соборному устройству, в котором каждый ее член, и клирик, и мирянин, и монах, обладают свободой во Христе, а значит имеют полное право выражать свое мнение. Церковь это не только клирики (клирократия), и не только народ (лаократия). Церковь это и клирики и миряне. «Поэтому, — как подчеркивает современный греческий известный богослов и пастырь, профессор Фессалоникийского университета протопресвитер Феодор Зисис, — все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь — это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой — Христом, несут ответственность за нее, каждый в своей мере».[1]  По мысли свт. Иоанна Златоуста «пред архипастырем Христом вы всея являетесь овцами». Но народ нуждается в проявлении послушания пастырям Церкви, поскольку они бдят об их душах и дадут о них отчет пред Богом.[2]

Но послушание клирику, пастырям и архипастырям Церкви оказывается только в том случае, если они действительно следуют Евангелию и Священному Преданию Православной Церкви. В нынешнее время, когда мы испытываем огромное влияние коммунистического мировоззрения, а теперь и копирующей его глобализации,  в нашем сознании глубоко отпечаталось понимание послушания как рабского безоговорочного послушания по принципу — «партия приказала – сделано». Период коммунистического засилья изжил в человеке стремление в гражданских делах отстаивать свои права и свободы. Эта же идеология породила и ненормальное отношение к власти как к чему-то безусловному. К сожалению все эти искаженные представления и понимания власти перешли и среду священноначалия Русской Православной Церкви. Именно по этой причине, активно насаждается совершенно ложное мнение о Церкви не как о совокупности всех православных христиан, а  как исключительно о священноначалии. А в наше время активной секуляризации и обмирщения в церковной среде по причине безразличия в догматам православной вере, расшатывания и даже утраты догматического сознания у народа и у иерархии, настойчиво пропагандируется идея о епископе как носителе абсолютной власти и истины. Поэтому вместо духовного понимания послушания епископу как отцу и пастырю Церкви, вносится чуждый церковному духу элемент жесткого административного подчинения епископу как некому директору и заведующему производством, коммерческой структурой. Но если бы в Церкви, в ее историческом прошлом одержало бы верх такое искаженное понимание отношения к епископу, представление о послушании, «тогда бы в ней и ныне царила ересь, ибо святые должны были бы пребывать в послушании еретичествующим патриархам и иерархам; тогда бы в ней навеки утвердились николаизм вкупе с гомосексуализмом...», — подчеркивает протопресвитер Феодор Зисис.[3]

Но что же такое послушание Церкви? «Послушание Церкви — это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании».[4]

Основанием для послушания пастырям Церкви Является их личный пример благочестия и твердого стояние в истине Православной веры. Только в этом случае служение пастырей носит спасительный характере для наших душ, согласно словам апостола Павла: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны. Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет». (Евр. 13, 17 )

Мыслимо ли слушаться священнослужителей, не проповедующих истину Евангелия и примером своей жизни ведущих паству в пропасть погибели или оправдывающих ересь ересей — экуменизм? — спрашивает о. Феодор Зисис. И далее отвечает: «святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священнослужителей впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни в отношении архиереси экуменизма... Ересь оскверняет и порожает все тело Церкви».

Для нас также немаловажно признание самих патриархов Восточной Православной Церкви, которые в своём окружном послании, осознавая многочисленные исторические уроки, со смирением и ответственностью относясь к своему высочайшему служению в Церкви Христовой, сочли необходимым признаться: «Далее:  у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранителем  благочестия[5] у нас самое есть тело Церкви, т.е. сам народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его...».[6]

Что же касается отношения монашествующих к архиереям, патриарху, то священные каноны заповедуют чтить архипастырей как своих духовных отцов. Но также история Церкви свидетельствует о том, что именно во времена церковных смут, которые возникали по причине принятия ересей иерархами, и преступления ими священных канонов в угоду императорам, именно монашество первым вставало на защиту веры и благочестия. И это потому, что по мысли прп. Феодора Студита монашество является «нервами Церкви». Да в дни церковного мира монашество молчит, поскольку его «главным занятием является молитва и трезвение. Монахи не учат вере, но ее исповедуют, о ней свидетельствуют своей жизнью и тем самым научают и мирян исповедовать православную веру. Но в те времена, когда вставала угроза для веры, когда нависала опасность уклонения от православной веры, то монахи обязаны были вести борьбу за веру с рассуждением, смирением и в духе церковного сознания и церковного этоса, дабы неизменно пребыть в вере «однажды переданной святым» (Иуда. 3) иначе говоря «время молчать и время говорить». (Еккл. 3, 7)». По этой причине, заключает видный греческий пастырь и авторитетный игумен святогорской обители прп. Григория архимандрит Георгий, «несомненной обязанность монахов является борьба с нововведениями в вере».[7]

Относительно же абсолютного послушания монахов игумену, и запрета на всякую критику, то есть безрассудного послушания еще прп. Симеон Новый Богослов говорил: «А во всем том, что не противоречит заповеди Божие, апостольским постановлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его, как господа. Но во всем, что грозит опасностью Евангелия и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже ангела, если бы он внезапно сошел с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова».[8]

То есть Комиссия по делам монастырей, ставя в качестве повестки и задачи решение вопроса о запрете на комментарий и критику неправильных и несоответствующим учению Церкви и святоотеческому преданию мнений священноначалия монашествующих, тем самым лишает монашество подлинной свободы во Христе, идет в разрез с преданием Церкви и ее соборным устройством.

Что же касается действительно опасных тенденций в линии выстраивания очень тесных связей нашей иерархи с Римским престолом, то мы еще раз подчеркнем, что Римо-Католическая церковь, независимо от мировоззрения современной иерархии, Православной Церковью всегда воспринималась как не церковь, а ересь.

По этому поводу протопресвитер Феодор Зисис пишет: «Итак, католицизм  есть ересь — вот единодушная оценка святых отцов и учителей Церкви со времен свт. Фотия. Посему, продолжению и неизменности сей единогласной святоотеческой позиции — так называемому согласию отцов (consensus Patrum) — наносят большой урон и приносят немалый вред те нынешние иерархи (причем самые выдающиеся), которые утверждают, что католичество вовсе не ересь, а сама католическая церковь не просто церковь, но еще и «сестра»... Этим они уничтожают Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь, ибо ставится под сомнение тот неоспоримый факт, что только она одна (т.е. Православная) является Церковью Христовой, в которой возможно спасение верующих, а также упраздняются пределы вечные, которые положили отцы наши».[9]



[1]    Протопресвитер Феодор Зисис. Благое непослушание или худое послушание? М.Святая Гора. 2009, с. 25

[2]    Η δομή και η δυναμική του εκκλησιαστικού σώματος. http://aktines.blogspot.com/2010/07/blog-post_6084.html

[3]    Там же, с. 21

[4]    Там же, . 21

[5]    ὑπερασπιστὴς τῆς θρησκείας – дословно «защитником веры»

[6]    Догматические послания православных иерархов 17-19вв. о православной вере. Репринт. СТСЛ. 1995. Окрцжное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам. от 18487, п.17, с. 233

[7]    Οἱ ἀγώνες τῶν μοναχῶν ὑπέρ τῆς Ὁρθοδοξίας. Ἔκδ. Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γρηγορίου Ἅγιον Ὄρος. 2003, σελ. 14

[8]    протопр. Феодор Зисис. указ. сочин., с. 77

[9]    Там же, с. 80-81



Подписка на новости

Последние обновления

События