Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Интервью с монахом Саввой Лавриотом,
членом Духовного Собора
Великой Лавры преподобного Афанасия на Святой Горе Афон,
от 31.05.2016 г.

 

О РАЗБОЙНИЧЬЕМ «СВЯТОМ» И «ВЕЛИКОМ» СОБОРЕ ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ[1]

πατήρ Σάββας Λαυρεώτης 31-5-16 : Για τη Ληστρική «Αγία» και «μεγαλη» Σύνοδο του Βαρθολομαίου

 

https://www.youtube.com/watch?v=hLBV3415_J8

–   Благодарим Геронду Савву, члена Духовного Собора афонского монастыря Великая Лавра, за то, что он отозвался на нашу просьбу рассказать нам, что именно будет происходить на Святом и Великом Соборе на острове Крит. Отец Савва, Христос воскресе!

 

–    Воистину воскресе! Много разного слышно, и многие выразили свои самые различные мнения. Священный Кинот Святой Горы Афон несколько дней назад (25 мая 2016 года) сделал заявление в отношении документов, предложенных для рассмотрения на этом Соборе, где он выражает свое несогласие с содержанием текстов и настаивает на внесении изменений. Мы придерживаемся той же позиции и имеем полное согласие с такими епископами, как Преосвященнейший митрополит Серафим Пирейский, Преосвященнейший митрополит Серафим Кифирский, и со многими другими, такими, как Преосвященнейший митрополит Иерофей Навпактский, а также с такими богословами, как: протопресвитер Феодор Зисис, протопресвитер Георгий Металлинос и со многими другими...

 

  И состоялась конференция на эту тему…

 

–   И состоялась конференция по этому вопросу[2], причем она прошла очень успешно, была озвучена полноценная и достоверная информация, что, как правило, не происходит со стороны большинства епископов и особенно со стороны епископов, живущих на Крите, где и будет проходить Собор. У нас есть возражения. Особенно по содержанию представленных к обсуждению вопросов, и, к сожалению, по всему видно, что этот Собор не только не сможет решить существующие проблемы, но создаст новые.

Первая проблема, которая возникнет, связана с тем, что в пункте 6 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»[3] присваивается церковный статус ересям, на что не имеется никого веского основания и что является совершенно абсурдным для Православной Церкви. Несмотря на то, что документ начинается с очень правильных слов, что «Православная Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью», далее пишется, что эта Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, то есть наша Церковь, признает, что есть еще и какие-то другие «Церкви», с которыми у нас нет общения. Такого, по сути дела, просто не существует. Таким образом, ересям присваивается статус Церкви, и получается, что мы должны принимать папистов, протестантов и остальной так называемый «христианский мир», как Церковь Христову.

 

–   Мы все очень давно знаем, что еретические сообщества не имеют Духа Святого и потому не могут называться Церковью.

 

–   Совершенно верно. И следует еще раз напомнить, что Соборы такого уровня всегда созывались для того, чтобы была осуждена та или иная ересь или неправильное учение, появлявшееся в среде христиан и разрушавшее правильные догматы. А здесь мы видим, что всё происходит наоборот: созывается Собор для того, чтобы ереси узаконить, а не осудить. Это мы видим и далее по тексту документа во многих местах. Например, этот предсоборный документ признает и одобряет действия «Всемирного Совета Церквей» или правильнее будет назвать «Всемирного Совета Ересей».

 

   Я как раз хотел, Геронда, чтобы Вы рассказали нам подробнее, какие именно вопросы будут обсуждаться, чтобы народ узнал, в чем именно состоит проблема.

 

–   Проблема состоит в том, что происходит официальное признание ересей. Именно в этом состоит величайшая проблема. Не может Православный Собор заниматься признанием, одобрением ереси! Это совершенно неприемлемо. Как я вам сказал только что, Собор всегда созывается для того, чтобы осудить ересь, а не для того, чтобы ее признать. Более того, в 2015 году Сербская Православная Церковь официально поставила вопрос о том, чтобы были признаны как Восьмой и Девятый Вселенский Соборы те Соборы, которые, были при святителе Григории Паламе как Девятый, и при святителе Фотии Великом как Восьмой, но Константинопольская Церковь отвергла это предложение. Потому что если эти Соборы будут признаны Вселенскими и их решения приобретут соответствующий авторитет и силу, тогда экуменисты не смогут сделать то, что они стараются сделать сегодня: официально признать еретиков членами Церкви Христовой.

 

   То, что Вы нам говорите, это очень важно. Но слыша это, простой человек спросит: «Как так? Разве Патриарх и архиереи об этом ничего не знают?» Разъясните нам, что происходит? Потому что каждый человек, слыша такие вещи, приходит в смущение и задается вопросом: «Кто нами руководит и куда нас ведут?».

 

     – На конференции, проходившей в Пирее, близ Афин, 23-го марта 2016 года, в которой мы тоже, по благодати Божией, приняли участие и выступили с небольшим докладом, были рассмотрены все эти вопросы. В результате, и митрополит Серафим Пирейский, и митрополит Иерофей Навпактский, и все архиереи и богословы, которые выступали, представили исчерпывающие доказательства, что предсоборные документы, подготовленные для последующего голосования на Соборе:

– имеют проблемы в отношении экклезиологии, то есть догматического учения о Церкви и это приведет к экклезиологической ереси, по причине признания ересей;

– разрушают церковное каноническое право, поскольку Собор будет проходить с нарушением правил, так как не все архиереи смогут принять участие в Соборе и голосовать будет не каждый архиерей в отдельности, а только Поместные Церкви в целом, как одно лицо, чего никогда в истории не было;

– отвергают мнение народа, ведь любой Собор должен быть принят и одобрен народом;

– в 22 пункте этого документа говорится совершенно ясно, что всякий, кто будет противиться или будет не согласен с этими соборными решениями, окажется вне Церкви;

– а также есть и другие моменты, которые дают основания сделать следующие выводы: целью Собора является то, чтобы уже сейчас включить нас в глобализационный проект Нью Эйдж (Новая Эра), в Новый Мировой Порядок антихриста. Именно к таким выводам невольно подталкивает нас всё, о чем мы сказали выше.

Поэтому все эти митрополиты и богословы открыто выступили на конференции и мы тоже заявляем, что не можем согласиться с подобными антиправославными решениями.

     Таким образом, вывод совершенно очевиден: нас ведут к Новому Мировому Порядку и стараются нас привести к созданию Единой Всемирной Религии, и этот Собор – первый шаг в этом направлении. По их планам, сначала должны быть объединены все так называемые «христианские церкви», должно произойти слияние Православия и всех ересей в одно целое, а затем последующее их слияние с ересью экуменизма и ложными идеями глобализации, то есть всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Потому что именно через всеересь экуменизма, согласно пророческих слов преподобного Иустина Поповича, будет происходить это объединение, так, чтобы в последствии привести нас к объединению всех религий. Это их главная, отдаленная цель. И именно по этой причине созывается этот Собор. Но мы не можем согласиться с ошибочным утверждением, что якобы существуют какие-то другие истины или истина находится где-то еще. Истина содержится только в Православной Церкви, только в православной вере. Это мы приняли от Святых Отцов, это мы приняли от Святых Апостолов, сам Христос передал нам все это, и мы продолжаем нести тысячелетнее свидетельство об истине, которое передали нам Святые Отцы.

 

–    То есть самому простому человеку становится понятно, что речь идет о «великом предательстве» Православия, если я понимаю правильно?

 

–   Да, конечно. Именно по этой причине мы и заявили, что не можем поддерживать вещи, которые являются антиправославными по своей сути, то есть направленны против Православия. И после окончания Собора мы, естественно, будем следить за тем, какие же решения будут приняты на нем. Сейчас мы не будем забегать вперед и что-либо прогнозировать. Мы посмотрим, что они решат. И если окажется, что они действительно приняли документы, которые вообще не являются православными по сути, мы посмотрим сначала, какая будет реакция архиереев, разумная реакция имеется ввиду, после этого и мы займем определенную позицию.

 

–   Какой должна быть позиция паствы?

 

–   Православная паства, благочестивый клир и монашество (особенно это касается монашества, которое является форпостом нашей веры) ни в коем случае не должны следовать за чем-либо еретическим. Апостол Павел совершенно четко и недвусмысленно говорит в Послании к Галатам, что если даже «Ангел с неба будет благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).

     Мы не можем принять какое бы то ни было антиправославное учение, даже если об этом будет проповедовать патриарх или Собор. К тому же, мы имеем множество святых, от которых мы приняли по Преданию, что если даже Соборы или патриархи будут проповедовать что-либо несогласное с православной верой, чтобы мы этого не принимали. Мы говорим об этом простыми словами, чтобы стало понятно и самому простому народу.

 

– Мы видим, Геронда, что верующих поджидает еще одна опасность. Поскольку, как видно, большинство епископов Элладской Церкви и других Поместных Церквей идут в направлении экуменизма, православная паства должна быть внимательна и должна понимать, что значение имеет не количество, то есть сколько человек следует тем или иным путем или придерживается того или иного мнения, а качество исповедуемой веры. И здесь нужно быть очень осторожным, потому что многие, быть может, скажут: «Вот, официальная Церковь говорит так и так, и я тоже буду поступать так же». Нужно информировать паству о происходящем, чтобы она не попала в капкан, последовав за простым большинством, руководствуясь ошибочными критериями. Потому что всегда, насколько все мы знаем, Церковь Христова была «малым стадом», то есть малочисленной.

– Истина не имеет прямой связи с такими категориями, как большинство или меньшинство. Истина остается истиной на протяжении всех времен. И естественно, истина не всегда совпадает с официальной позицией той или иной официальной Поместной Церкви. Мы видели в истории случаи, когда, как это было с преподобным Максимом Исповедником, всего лишь один человек содержал в себе всю Церковь и хранил Истину, в то время как патриархии и патриархи проповедовали ложь, то есть ересь. То же самое нам подтверждают своей жизнью и другие великие святые, такие, как святитель Афанасий Великий, святитель Григорий Палама, святитель Марк Эфесский, который был один-единственный, кто не подписал унию на разбойничьем Ферраро-Флорентийском Соборе в XV веке, и благодаря ему сохранилось Православие. И поэтому мы стремимся сообразоваться не с большинством или с официальной Церковью самой по себе, а с двухтысячелетней Церковью Христовой, свидетельствующей истину, и таким образом мы сообразуемся с истиной, с Церковью святых, с Церковью святых апостолов. Все очень просто, на самом деле.

 

–   Каков Ваш прогноз в отношении результатов Собора?

 

–   Тексты документов, которые должны быть приняты путем голосования на Соборе, уже были предварительно одобрены всеми Поместными Церквами. Если они будут приняты на Соборе, это приведет к расколу в Церкви. Церковь, конечно же, не может разделиться, поскольку, как сказал Господь наш Иисус Христос о Церкви Христовой, «врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18), просто отделяются от Нее те, которые выбирают иной путь и не следуют учению Церкви. Очень часто нас ложно обвиняют в том, что мы якобы вводим в заблуждение народ Божий, запугиваем его, создаем проблемы. Мы не создаем проблем. Проблемы создают те, кто стремится модернизировать Церковь, сделать ее современной, ввести в Церковь новые догматы, чтобы Церковь соответствовала духу глобализации. Мы же хотим остаться верными тем вещам, которые приняли через Священное Предание, которое нам оставили Святые Апостолы и Святые Отцы, и мы хотим оставаться верными Святому Евангелию, которому и были научены. Мы ничего не хотим менять и хотим оставаться внутри Церкви. И мы непременно останемся внутри Церкви, если ничего не изменим в Священном Предании.

     К сожалению, если произойдет этот Собор, то проблемы в Церкви будут. Многие люди по незнанию последуют его решениям, потому что будут введены в заблуждение: они будут думать, что действительно следуют за Церковью Христовой. Но Церковь нельзя отождествлять с патриархом. Не каждый патриарх и не каждый епископ является подлинным выразителем Церкви. Церковь это Тело Христово, а Главой Церкви является Христос, Который неразрывно связан с Телом Своим, то есть с народом Божиим. Церковь Христова это те епископы, которые «право правят слово истины» и которые на протяжении веков через преемственность догматов веры и архиерейской хиротонии объединены с Главой Церкви – Христом, как говорят об этом все святые. Мы придерживаемся этого учения.

     Если по попущению Божию произойдет этот Собор и если будут приняты все эти предсоборные документы, тогда будет проблема: будет раскол в Церкви. Многие последуют за этими еретическими учениями и, таким образом, они уйдут из Церкви, хотя мы от всего сердца желаем, чтобы не произошло этого. Потому мы информируем народ и разъясняем, что может случиться и какой позиции нам следует держаться, и как мы должны сообразовываться со Святыми Отцами.

 

   Я хотел бы кое-что дополнить. В своих интервью и заявлениях Константинопольский Патриарх Варфоломей сказал, что Святые Отцы стали «жертвами дьявола». Расскажите нам об этом.

 

–   К сожалению, это заявление действительно было. Он сказал, что наши Святые Отцы обманулись, будучи обольщены древним змием, т. е. дьяволом, и передали нам в наследство раскол, имея ввиду отпадение от Православия папской церкви, которую несправедливо называют католической, потому что слово «католический» или «кафолический» означает «всеобщий, предназначенный для всех, для всего мира» и таковой Церковью является как раз Православная Церковь. Таким образом, действительно было сделано это богохульное заявление. Святые Отцы никогда ни от кого не прельщались и не обманывались, особенно от древнего змия, но говорили, движимые Духом Святым. Мы не можем Святой Дух называть злым духом, потому что это хула. Мы выражали протест против подобных еретических заявлений патриарха Варфоломея, и, к сожалению, по причине того, что мы такие еретические высказывания фиксируем и выражаем несогласие с ними, нас обвиняют в том, что мы якобы оскорбляем патриарха и что мы являемся террористами, что мы являемся «Талибаном», что мы являемся фундаменталистами, зилотами и все, что угодно. В свой адрес мы слышали очень много подобных обвинений. Но это не так, на самом деле. Мы стараемся придерживаться того, проверенного многовековым опытом, пути и вектора, который нам начертали Святые Отцы. И если мы не будем следовать по этому пути, тогда неизбежно окажемся вне Церкви.

 

   Понятно. Геронда Савва, хотите еще что-нибудь добавить по этой теме? Этот Собор имеет какое-то отношение к всемирной религии, к всемирному правительству, к электронным удостоверениям личности, к электронной карте гражданина? Все это связано друг с другом или эти процессы происходят независимо?

 

–   Все это, безусловно, связано между собой. В том смысле, что у врагов Христа существует три больших цели: привести к власти всемирное правительство, создать единую мировую экономику и единую всемирную религию. Естественно, все это служит реализации плана по приведению к власти единого мирового правителя, когда произойдет всемирное объединение религии, экономики и политики, то есть создание всемирного государства. Само собой разумеется, что этот правитель и будет антихристом, человеком, который будет против Христа, как нам святой апостол Иоанн Богослов открыл в «Апокалипсисе». Это – ожидаемый евреями Мессия. Соответственно, чтобы все это произошло, нужно сначала подготовить почву, как говорится – расстелить коврик. И чтобы это произошло, им нужно, чтобы не существовали православные христиане, не существовали люди, утверждающие, что они обладают Истиной. Вот потому сейчас и наносятся удары по Православию, наносятся удары по Греции. Это происходит потому, что существует предательство в том числе и со стороны епископов, которые говорят, что Церковь должна стать более современной, должна соответствовать духу времени. Но Церковь по определению не может стать современной и не должна приспосабливаться к духу времени. Потому что учение Церкви – вечно, Святое Евангелие – вечно и евангельские истины – они вечные.

 

–   То есть, говоря простыми словами, они хотят внушить, что у Закона Божия якобы есть свой «срок годности», после окончания которого его следует постоянно обновлять?

 

–   Да, они хотят это внушить, но это – неправда, нет такого. Поэтому они и наносят удары по нашей родине, по Греции, с помощью экономического кризиса (нам дали деньги и этим еще больше нанесли вред экономике страны), чтобы затем ударить по нам на уровне религии и отнять у нас православные догматы и заменить их чем-то иным.

     Но мы никогда не позволим случиться этому. И благочестивый верующий народ должен все это понять, осознать, и должно быть полноценное информирование народа, чтобы мы не потеряли нашу веру. Потому что и афонский святой преподобномученик Косьма Этолийский говорил: «Православная вера во Христа и спасение души – вот чем дорожите и храните изо всех сил, а остальное, даже если и отберут, не так важно».

 

–   Геронда, благодарим Вас! Ваши слова очень убедительны. Молимся, чтобы события не стали развиваться именно по такому пути. А как на самом деле будет – это как Бог попустит.

 

–   Да будем иметь твердую веру в Бога, молиться, иметь несомненную надежду, что Господь не оставит Свою Церковь. Но прежде всего – это молитва. Молитва – великое дело. Будем молиться о всех людях, даже о тех, кто предает Православие. Это очень важно. И будем иметь благую уверенность, как соединенные через Церковь со Христом, что раз Бог с нами, никто не сможет навредить спасению наших душ.

 

–   Геронда, большое Вам спасибо. Христос воскресе!

–   Воистину воскресе!

–   Просим Ваших молитв.

 

 

[2] Речь идет о конференции, состоявшейся в г. Пирее (Греция) 23 марта 2016 года «Святой и Великий Собор» — большое приготовление без надежды», — прим. пер.



Подписка на новости

Последние обновления

События