Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Римо-католическая экклезиология у православных1

Ἡ παπική ἐκκλησιολογία

μεταξύ ὀρθοδόξον

 

Несмотря на то, что данная статья была напечатана 10 лет назад, проблема, которая в ней вскрывается не утратила свою силу, а даже приобрела еще большую актуальность в связи с принятием РПЦ в 2000г. документа “Об основных принципах отношения к инославию с ”запутанной экклезиологией. И эта запутанность является отчасти преднамеренной. Доказывая и утверждая фактически “крещальное богословие” в качестве исповедной формулы РПЦ, этот документ самым безцеремонным образом искажает святоотеческую экклезиологию, признавая и Римо-Католическую церковь за “Церковь”. Данная статья разбирает взгляды одного из самых ярких представителей экуменического богословия в Православии – митрополита Иоанна Зизиулас, председателя православной стороны Смешанного диалога Православных Церквей с Римо-Католической церковью. Этот архиерей является идеологом “крещального богословия”. Поэтому критический анализ его экклезиологических взглядов в данной статье – еще одна возможность увидеть в этом человеке не просто архиерея Вселенской патриархии, а активного идеолога продвижения унии Православной Церкви с Римо-Католической церковью.

 

* * *

В своем приветственном слове в адрес папы во время престольного праздника Рима(29.6.1998) Преосвященнейший митрополит Пергамский г. Иоанн Зизиулас обратился с заявлением о обоюдном расположении православных и римо-католиков содействовать восстановлению единства между Православной и Римо-Католической церквами. мы считаем этот факт достойныим пристального внимания, что Преосвященный митрополит говорил о содействии единству только в Истине. Поэтому он определил две из основополагающих проблем, которые оказывают влияние на единство: первенство папы догмат об исхождении Святого Духа.

Нас огорчило самым глубоким образом однако то, что он произнес слово папе таким образом каким это делает и он сам и как представительство православных, что т.е. “Восток и Запад являются двумя легкими при помощи которых дышит Церковь; единство их имеет сущностное значение для того, чтобы была жизнь Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви действительной, подлинной, здоровой”.

Конечно, мы питаем искреннее уважение в Преосвященнейшему митрополиту и ценим его богословский вклад в Церкви, но мы не можем скрывать наше огорчение из-за вышеуказанных слов, они являются совершенно неправославными. Они ниспровергают основополагающий член Символа Веры о Церкви. Мы удивляемся, что этого не заметил Его Преосвященство.

Было бы безрассудством для православных христиан принимать мнение, что Единая, Святая, Кафолическая и Апостольская Церковь не существует вообще, что Православная Церковь не является Единой, Святой, и что необходимо, чтобы произошло ее соединение с римо-католиками, для того, чтобы обрести Единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь в истинной, действительной, здравой жизни.

В то время когда мы на протяжении стольких веков исповедуем веру в “Единую, Святую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь”, то неужели мы заблуждаемся? Может быть некоторые православные богословы испытали влияние римо-католической экклезиологии? Поскольку эти слова Преосвященнейшего митрополита Пергамского ее отразили по содержанию полностью. Согласно западной экклезиологии единство христиан будет достигнуто в перспективе для осуществления Церкви Христовой, которая, очевидно, прекратила действительное существование из-за разделений, которые вызвали Великая Схизма и Протестантизм.

В данном случае – это хула! Мы эту точку зрения, что Церковь в действительности не существует совсем, но находится в стадии осуществления, воспринимаем как хулу, поскольку согласно словам Самого Христа: “Врата ада не одолеют ея”.

Мысль о разделении не соответствует природе Церкви. С течением времени многочисленные ветви от нее откололись, но Церковь остается той же. Она ожидает их собрания воедино, трудится для этого, но не сомневается в свейтождественности пока ветви эти остаются отрезанными от ее тела.

Если бы соединение Восточной и Западной церквей было бы предпосылкой и событием которое имело бы решающее значение для признания Единой, Святой Церковь, тогда в какой же мы Церкви крестились и на протяжении веков православные христиане в какой церкви крестились?

Речь идет о точке зрения, которое демонстрирует тождественность и самосознание Православной Церкви, что только она составляет Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Символа Веры.

Если бы Преосвященнейший митрополит Пергамский хотел бы иметь богословскую точность и уважение к Православной экклезиологии, то ему следовало бы исправить его слова к Папе следующим образом: “Единство Запада с Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью имеет существенное значение для жизни Запада, действительной, подлинной (зравой) его жизни”.

Римокатолическая экклезиология ясно проявляется в папской Энциклике Ut Unum sint, в которой с особенным почтением относится Преосвященный митрополит Пергамский. В этой Энциклике всякий может отметить характеристические черты римо-католической экклезиологии:

а) Догматические отличия понимаются как “законные отличия, которые совершенно не противоречат единению Церквей (п. 50)”. Так что инославные учения Запада, которые произвели трагическое отпадение их от Истинной Апостольской веры, узакониваются, и к сожалению, это становится допустимым для православных богословов в соглашениях, как это было в Баламанде в Ливане в 1993г.

б) Упорство Церкви в папоцентрической точке зрения. Основанием для единства в первом тысячелетии, согласно Энциклике, является общение епископов с епископом Рима. И подчеркивается: “Если сегодня, в конце второго тысячелетия, мы задаемся вопросом о восстановлении полного общения, то необходимо нам сообщить, что в этом и состоит единство” (п. 55)

в) Что бы был достигнут в перспективе успех в создании единства христиан, эта экклезиология позволяет сосуществовать христологическим учениям совершенно противоположным по своему содержанию, из-за некоего компромиссного исповедания веры. Так Римо-Католическая церковь обнаружила догматическое согласие как с монофизитскими, так и с несторианскими Восточными церквами. (п. 62)

г) Узаконивается существование и деятельность Восточных Униатских церквей. (п. 60)

При такой экклезиологии не оказывается помощь единству в единой Истине, истина лишь затемняется, и навязывается некое синкретическое единство, которое не приемлется Православной Церковью.

 

1Периодическое издание Παρακαταθήκη, Ιούλιος-Αβγούστος 1998, τευχ. 1, σελ. 7-8



Подписка на новости

Последние обновления

События