Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Профессор Афинского Университета Андреас Феодору (+) (1922-2004)

Крещальное богословие1

Ἀνδρέας Θεοδώρου

Καθηγητής τοῦ Πανεπιστημίου Ἀφηνῶν

Βαπτισματική Θεολογία

 

СУЩЕСТВУЕТ некая новоявленная экклезиологическая теория, согласно которой, там где совершается Крещение во имя Святой Троицы, там существует и истинная Церковь, включающая в себя и инославных.

Очевидно, что с помощью этой теории, которая использована в экуменических целях, расширяются границы Кафолической Церкви, под зонтиком которой как под крышей могут найти себе место достаточное число христиан, независимо от их главных богословских воззрений и в особенности от их экклезиологического облика.

Некий аналог имеется с пресловутой протестантской теорией ветвей (Branch Theory) о приёме в Церковь.

Поначалу конечно и неясно, и теория кажется правильной. В сущности же исповедание веры во Святую Троицу является необходимым для созидания Церкви настолько, насколько оно необходимо для спасения человека.

Чей же этот догмат? Естественно, что он принадлежит истине, той, которая в чистоте и неповреждённости преподаётся в лоне Православной Кафолической Христовой Церкви. Имеет ли силу всё это и для инославия? Безусловно нет.

* * *

Давайте посмотрим на это аналитическим взглядом.

В догмате православной веры о Святой Троице сосредотачиваются три основные положения: сущность, ипостаси и божественные энергии.

Сущность является совершенно превышающей ум, непричастной и непознаваемой. Ипостаси являются богоприличным различием в Божестве, сами личности, выражающие образ превечного существования Божества, ипостасные свойства которых являются личностными, не смешиваемыми и не передающимися.

И божественные энергии являются подобными богоприличным различиям в Божестве, которые не составляют простой природы Бога, из которой они извечно истекают, как её природное достояние (богатство), они являются сообщающимися и общими, посредством которых выражается превысшая божественная природа в её разнообразных внешних проявлениях, творении, откровении и искуплении. Энергии являются нетварными, как нетварными являются и божественная благодать, которой она тождественна.

Исповеданием этих трёх признаков составляется верный догмат о Святой Троице, исповедание, которое необходимо для спасения. Очевидно, что малейшее искажение одного или нескольких их этих признаков лишает человека спасения.

 

***

Но, ЧТО ПРОИСХОДИТ С ИНОСЛАВНЫМИ? Правильно ли они приняли главную основу веры? Конечно же нет. Насколько папство, настолько же и основные ответвления протестантизма искажают два жизненно важных положения: ипостасное отношение лиц и их божественных энергий, впадая в ужасную ересь, которая их отсекает от тела истинной Церкви Христовой.

Первое положение, которое они искажают в вере в Троичного Бога – это Filioque. Это лжеучение относится к чину и взаимоотношению ипостасей Божества.

Согласно православной вере, Отец нерождён, источник Божества, из которого предвечно происходят два других лица Св. Троицы: Сына - через рождение и Святого Духа – чрез исхождение.

Согласно учению Filioque (и от Сына), Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (ἐκ τοῦ Υἱοῦ). И таким образом низводится достоинство Отца как единого источника Божества во Святой Троице. Вводится двуначалие, смешиваются ипостасные свойства и чин ипостасей, принижается дело и истина третьего лица Святой Троицы.

Второе положение – о нетварных божественных энергиях. Его то и отвергают инославные.

Как считают католики, одно такое различение разрушает простоту божественной природы, привнося в неё сложность.

Но это заблуждение. Поскольку ипостаси обладают богоприличным различением без всякого нарушения простоты божественной природы, в равной мере этого не происходит и при различении нетварных божественных энергий.

Католики же воспринимают божественные энергии не как нетварные, а как тварные. Согласно их мнению тварным был и Фаворский божественный свет, как тварной является и благодать, которую творит Бог для того, чтобы иметь общение в внешним миром и освящать человека.

Разве могут инославные с такими взглядами быть включены в кафолическое пространство Церкви, точно также как и Православная Кафолическая Церковь принять и высказывать это?

Крещение во имя Святой Троицы для того, чтобы было действительным и действенным предполагает, прежде всего, правильное исповедание веры в Триединого Бога, в противном случае оно является простым сотрясанием воздуха.

 

 

***

Всё это имеет имеет значение и для крещения. И оно должно быть действительным и настоящим, чтобы причислять человека истинной Церкви Христовой. С его помощью человек смывает с себя грязь прародительского преступления (первородный грех), очищается от греха и духовно возрождается. Он сразу же становится членом Церкви, прививается мистическому Телу Христа и приобретает праведность по причастию, и через другие таинства подаётся божественная благодать искупления.

Но крещение, для того, чтобы сочетать Церкви человека, должно удовлетворять определённым основополагающим условиям:

а) чтобы оно совершалось в пределах Кафолической Христовой Церкви,

б) совершаться должно во имя Пресвятой Троицы через три погружения в освященной воде и

г) должно совершаться канонически служащим епископом или священником.

 

Логично и справедливо когда кто-либо задаётся вопросом: удовлетворяет ли вышеуказанным требованиям крещение инославных? Естественно нет.

Прежде всего, оно не совершается в лоне Церкви, которую учредил Господь, как в принципе к ней не принадлежат инославные «церкви» и христианские исповедания. Согласно догматической акривии (ἀκρίβεια - т.е. точности) крещение еретиков является недействительным и ложным.

Эта последняя характеристика не является конечно же абсолютной. По причине нижеследующих условий (главным из которых является то, что оно совершается во имя Святой Троицы), это крещение имеет некоторое значение. В его основе, согласно икономии (οἰκονομία), крещение еретиков может становиться в принципе приемлемо, но только в тех случаях, когда еретики приходят в лоно Православной Церкви. От этого, однако, положения до того положения, чтобы считать a priori действительным крещение инославных, а заодно и, что оно причисляет к Церкви, существует огромное расстояние.

Затем, крещение еретиков имеет недостаток и ещё по одной весьма важной причине. В то время как для нас, чтобы крещение стало действительным, необходимо, чтобы оно совершалось через три погружения в святую воду, т.к. это действие символизирует Гроб и Воскресение Господа, инославные (католики и протестанты) нарушили это определение, совершая крещение обливанием и окроплением.

Да, такой вид крещения совершался и в древней Церкви. Но было это в исключительных случаях, совершалось в случаях необходимости, когда не было возможно погружать в купель (крещение тяжело больных, которые по причине своей немощи были прикованы к постели). Это было крещение по икономии. Но, введение его в Церкви на правах канонической нормы и установления не позволительно и, в целом, приносит разорение для священного таинства.

 

***

КРЕЩАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ (Baptismal Theology) в соответствии с тем, что мы сказали выше, ещё не имеет того, что заслуживает порицания, если крещение, которое приобщает Церкви является крещением каноничным, совершаемым в пределах Единой, Святой и Апостольской Христовой Церкви.

Как каноничное крещение причисляет Церкви, для которой созидает её историческое тело (людей, её членов), так и священное таинство Евхаристии, когда оно совершается верно, также сочетает Церкви как евхаристическому обществу с епископом, выражая прочное единство Тела Христова, веры, любви и её боготворческую динамику.

Крещальное же богословие становится подозрительным и неприемлемым, когда оно, перепрыгивая через конфессиональные барьеры, предоставляет место в Единой, Святой, Кафолической Церкви еретикам и инославным в качестве её законных членов просто и только потому, что они совершают крещение во имя Святой Троицы, но не имеющих ничего общего в остальном экклезиологическом своём облике, в зловерии, ереси, заблуждении, которые терзают их.

Действительно, как может папство со множеством его еретических триадологических и экклезиологических разногласий (Filioque, отрицание нетварности божественных энергий, папская непогрешимость и примат) не говоря уже о его всеглавенствующем экклезиологическом характере, склонности к обновленчеству, высокомерию, обмирщённому его духу – сочетать истинной Церкви, которую на земле основал Христос?

Как может протестантизм с его чрезмерным индивидуализмом, при отсутствии понимания Кафолического догмата, при отсутствии церковного авторитета и рамок, с его учениями о "невидимой" и "умозрительной" Церковью с его расчленением и разветвлениями, обрести настоящее прибежище под кровом святой Христовой Церкви только лишь по той причине, что оно совершает крещение во имя Святой Троицы? Неужели это так важно?

Мы православные весьма ценим догмат веры о Церкви. Поэтому и когда слышим это положение, которое исповедуется в священном Символе веры: «в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», мы осеняем себя знамением Креста.

Это выражает нашу крайне тонкую чувствительность и живую веру в Церковь, которую основал Христос на земле, для спасения человека от греха, которую в полной мере воплощает Православие. Эту нашу веру мы возглашаем везде и всюду. Те же, которые скрывают или отказываются её исповедовать не являются православными.

К сожалению, и это очень печальное явление, что определённая часть православных не выражает мужественно и совершенно свой экклезиологический облик, что сегодня наблюдается в экуменических кругах межхристианского мира, где происходит умаление значения догматов, ослабление церковных традиций и несвоевременное, и легкомысленное учение о соединении "церквей".

Интересно, сколько же православных, участвующих в экуменических съездах бесстрашно выражают свой экклезиологический облик, отвергая фундаментальный протестантский принцип теории ветвей, которая составляет сущность экклезиологии «Всемирного Совета Церквей»?

 

***

ОСТОРОЖНОСТЬ, однако, требуется большая и к недавно появившейся теории крещального богословия.

Очевидно то, что эта теория имеет происхождение из протестантской экклезиологии.

Тенденция к расширению границ исторической Церкви нацелена на укрытие под её кровом христиан, которые от неё оторвались.

Если же так действительно произойдёт, то это будет большой угрозой для Православия, которое верит в то, что оно является единственной истинной Церковью Христа на земле.

Имеется опасность и по ещё одной очень важной причине. Если допустить, что каноническим основанием для единства, является только "крещение во имя Святой Троицы", и все, кто ему хотя бы внешне соответствуют, находятся в границах Церкви, то автоматически разрушатся конфессиональные барьеры, которые разделяют "церкви", межконфессиональное же общение в таинствах (intercommunion) является уже фактом, и таковое "объединение церквей", несмотря на все высказывания против, становится реальностью.

НО, разве можем мы принять ЭТО?

1Периодическое издание: «Ὀρθόδοξη Μαρτυρία» Κύπρου, ἀριθμ. 51/ Χειμώνας 1997, σελ. 11-15

 



Подписка на новости

Последние обновления

События