Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Единогласное одобрение беззакония

Ομόφωνη επιδοκιμασία

 της ανομίας

αναφορά υποστήριξεως από των Προκαθημένων των τοπικών Εκκλησιών του Πατριάρχη τηε Σερβικής Εκκλσίας για το θέμα του επισκόπου κ. Αρτεμίου

относительно высказанных высшей церковной иерархии в поддержку незаконного решения Священного Синода Сербской Церкви в отношении митрополита Артемия

 


Недавно Святейший патриарх Ириней заявил о созыве очередного Священного Синода Сербской Церкви 26 мая текущего года. На этом заседании Синода будет, согласно данному заявлению патриарха Иринея в г. Ниш, будет рассматриваться вопрос о наложении на епископа Артемия нового церковного наказания, которым должно быть отучение от Церкви, то есть тем самым, как подчеркивает один из ведущих греческих религиозно-патриотический сайтов «Θρησκευτικά» от 14.04 «Если в конечном итоге  будет принято данное решение, то это будет означать, что Сербская Церковь сделает еще один шаг в направлении мрачной антиканоничности, поскольку он является противным общей логике, но и предусмотренным священным канонам при наложении таких многочисленных наказаний в данном случае. Более того, в случае с епископом Рашко-Призренским наложение наказаний совершается вне канонического судопроизводства, соответствующих суждений, суда и защиты... Становится лишь очевидным то, что экуменисты Сербии не успокоятся до тех пор пока не достигнут успеха в полном уничтожении епископа Артемия, который только лишь своим  присутствием указывает на их удаление от Православия и учения их отца св. Иустина Поповича нынешней тесной связи  и заключения в объятия с экуменизмом и филопапизмом» (friskeftika.blogspot.com). Как замечает греческая газета Всегреческого Православного Союза «Ορθόδοξος Τύπος» (ΜΕΘΟΔΕΥΟΥΝ ΤΟΝ ΑΦΟΡΙΣΜΟΝ

ΤΟΥ ΑΝΤΙΠΑΠΙΚΟΥ ΣΕΒ. ΑΡΤΕΜΙΟΥ, Ορθόδοξος Τύπος,  έτος ΝΑ´ αριθμός φύλλου 1876, σ.1, 6) в специальной статье, посвященной внезапному решению Элладской Церкви по поводу епископа Атемия «Предварительное решение об отлучении антипаписта Преосвященнейшего Атемия»: «Решение патриарха  - это вершина филоэкуменитсической и филоамериканской деятельности, поскольку низложенный (без всякого объяснения и защиты) епископ проявил противостояние распродаже и омусульманиванию земли Косова, которую из колыбели сербской культуры превращают в колыбель говорящих на албанской языке и район Албании. Низложенный митрополит не признал решения Иерархии, он продолжил действовать как канонический епископ  борец как против папизма-экуменизма, так и против распродажи Косова. Его позицией заинтересовался папизм и папский представитель недавно заявил, что если бы он не был антипапистом, то на него не было бы наложено наказание и унижение которым он подвергся». Эти факты и оценки очень важны для выяснения подлинного положения дела относительно видного иерарха Сербской православной Церкви епископа Артемия.

Официальные интервью, данные церковным информационным агентствам (Romfea.gr) достоуважаемыми архипастырями Сербской Церкви митрополитом Амфилохием (Радовичем) и епископом Афанасием (Евтичем) в связи с активной защитой в лоне Эллдаской Православной Церкви митрополита Артемия иерархами, духовенством и мирянами, на самом деле лишь подтвердили наши предположения о незаконности наложенных всех трех последовательно наказаний на митрополита Артемия. Все они имели своей главной мотивацией претензии, которые никоим образом не отражают церковно-канонического характера принятых решений (растрата денег, хранение их в греческих банках и т.д. Кстати заметим, что при реальном положении в Косово, да и в Сербии данное решение митрополита Артемия можно только приветствовать как мудрое и продуманное). Они были вынесены «под давлением» со стороны. Мы не станем указывать адресат более конкретно, поскольку он прочитывается «между строк». Одним из них, несомненно, является Фанар, но далеко не главный заказчик расправы над митрополитом Артемием.

Упомянутыми епископами Сербской Церкви были высказаны упреки в адрес защитивших митрополита Артемия и признавших незаконность решений Сербской Православной Церкви в лице ее Священного Синода такие видные пастыри Элладской Церкви как Преосвященнейший митрополит Серафим Пирейский, председатель Церковного суда Элладской Церкви, протопресвитеры Георгий (Металлинос), почетный профессор Афинского университета, Феодор (Зисис), почетный профессор Фессалоникского университета им. Аристотеля. В защиту митрополита Артемия высказывались так или иначе некоторые иерархи Элладской Церкви, где слава Богу еще не убит дух и принцип соборного устройства Церкви, где сохраняется здоровый климат церковной свободы при осуждении любых вопросов и проблем.

Однако совсем недавно в поддержку решения патриарха Сербского и Священного Синода Сербской Церкви, а также письму, направленному патриархом Сербским всем предстоятелям Поместных Церквей одобряющего и оправдывающего антиканоническое решение в адрес митрополита Артемия Сербской Православной Церкви в адрес ее Священного Синода поступили письма и послания о некоторых предстоятелей Православных Церквей. Удивляет их единогласие. Однако мы несколько позже поймем причину такого единогласия в одобрении и поддержки откровенного беззакония.

Итак, кто же эти поддержавшие Священный Синод Сербской Церкви? Вселенская патриархия, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, архиепископ Кипрский Хризостом и патриарх Иерусалимский Феофил. Незадолго до Пасхи Христовой и Синод Элладской Церкви странным образом принял решение в поддержку решения Сербской патриархии, вопреки мнению многих иерархов и народа Божия в виде окружного послания за № 2913 от 8 апреля 2011г. (См. текст Ορθόδοξος Τύπος αριθμ. φύλ. 1876, σελ. 6). В списке подписавших это Послание числится и митрополит Серафим Пирейский, который как председатель Церковного суда Элладской Церкви дал негативную оценку решениям Себской Церкви. Однако это возникшее недоразумение было вскоре разрешено. В своём очередном заявлении митрополит Серафим подтвердил свою прежнюю позицию в отношении митрополита Артемия, признавая решения Сербской Церкви антиканоническими  и лишенными силы. (См. Ορθόδοξος Τύπος, от  6. 05.2011)

Святейший патриарх Московский Кирилл заверил, что «никто из епископов и клириков Русской Православной Церкви не имеет никаких связей с монахом Артемием и монахами его последователями». Архиепископ Хризостом Кипрский назвал поведение епископа Артемия «неподобающим, соблазном и совершенно неприемлемым». И далее продолжил «я заверяю ваше святейшество и священный Синод сестры Сербской Церкви о необходимости поддержки ее решений и ее действий».

Позиция Вселенской патриархии не вызывает никаких удивлений, ибо постоянное попирание церковных канонов в струе активной суперэкуменической активности, направленной на размывание церковных границ и православного сознания – это уже норма жизни и деятельности, профиль Вселенской патриархии.

И в этом направлении вдруг сразу же после кончины патриарха Сербского Павла начала в лице патриарха Иринея двигаться и Сербская Церковь (активные встречи с римо-католическим епископатом и духовенством, проведение «недели молитвы о единстве Церкви», присутствие за «богослужением» в главной синагоге Белграда и зажигание миноры). Кстати за присутствие за синагогальным служением патриарха Иринея и собственноручное зажжением миноры, он должен быть низвержен из сана. Однако  этого не произошло. Точно также не вынесено никаких канонических решений и в адрес Вселенского патриарха Варфоломея не только за его далеко заходящие за рамки дозволенного и недозволенного священными канонами в отношении с Римо_католической Церковью, но за посещение и характер проповеди в главной синагоги Нью-Йорка.

Архиепископ Кипрский Хризостом уже сумел нашуметь на весь мир своим «хулиганским поведением» в 2009г, когда он распорядился с помощью полиции расправиться с монахами, священниками и мирянами, мирно выражавших свои протесты против линии проведения Богословской Смешанной Комиссии по Диалогу с Римо-Католической Церковью векторно направленной на унию.

Неожиданностью явилась поддержка патриарха Иерусалимского Феофила. Но она объяснима его крайней мягкостью и отсутствием силы духа для защиты Церкви. Неслучайно именно с началом его патриаршего правления Иерусалимской Церковью был резко изменен курс патриархии  с антиэкуменизма и не участия в экуменических диалогах на возвращение к экуменической деятельности. А его недавнее интервью во время неофициального визита на Украину лишь доказало  полную подчиненность и зависимость патриарха Феофила от Константинопольского патриарха.[1] Фактически Иерусалимский патриарх Феофил полностью озвучивает линию Вселенского патриарха Варфоломея.

 

 

Теперь же мы напомним нашим читателям основные нарушения в решении Сербской патриархии в отношении митрополита Артемия. Они были указаны преосвященнейшим митрополитом Пирейским Серафимом в Его  специальном заявлении от 1 марта 2011г. в ответ на критику его посланий митрополиту Артемию: «Недавнее заявление которое было размещено в Интернете, в котором определяется и характеризуется как канонически и экклезиологически несправедливым выпадом в отношении Святейшей сестры Свято-Саввской Церкви Сербии мое ответное письмо Всесвятейшему епископу Рашскому, Призренскому, Коссовскому и Метохийскому г-ну Артемию в посланном Ему списке относительно его канонического затруднения (запугивания) и  обвинения Его и наложения на Него канонических наказаний по отлучению и извержению, вскрывает очевидным образом, что утверждающие вышуказанное игнорируют основополагающий смысл канонического права Нераздельной Христовой Церкви, поскольку согласно божественным и священным канонам: 35 Апостольскому правилу, 2 правилу II Вселенского собора, 13 и 22 правилам Антиохийского собора каноническое преступление  предполагает персональное присутствие на каждом каноническом судебном процессе и во время работы священных заседаний. Следовательно через письменный ответ выражение мнения в пределах Святейшей Соборной структуры Единой, Святой, Православной, Кафолической и Апостольской Христовой Церкви Нераздельной и осуждение  в «этнофилетизме», какого бы то ни было члена Этого тела, а в данном случае касательно этого епископа, заслуживает канонически того, чтобы подвергнуть исследованию данное дело, при этом необходимо такое действие, с помощью которого было бы произведено обращение к переданному нам Святыми Отцами по средством многочисленных примеров из церковной истории». И далее Его Преосвященство подчеркивает: «Мои невежественные критики, ведомые исключительно «собственными» вдохновениями по пути не божественных и священных канонов предполагающих церковный и канонический путь, не сочли нужным считаться с сутью моего ответного письма, поскольку не пришли в чувство, поскольку канонические и законные основы моей критики и позиции основываются на божественных и священных канонах недвусмысленно относятся и к отмене всего этого горестного  положения Решением 14/10/2010г. Верховного Суда Греческой республике по уголовным делам... в отношении архимандрита Симеона (Виловского), протосинкелла священной Рашской епископии, наложенных на него наказаний за якобы растрату и хищение церковного имущества...»

В своём Заявлении митрополит Серафим подчеркнул, что принятые Священным Синодом Сербской Церкви решения  относительно митрополита Артемия (11/2/2010 о временном отстранении  епископа Артемия от управляемой им епархии, 2/5/2010 Решение о наложении на епископа Артемия наказания в виде отстранения от канонической его епархии, 18/9/2010 решение Синода о наложении на епископа Артемия наказания на неопределенный срок в виде запрещения на совершение всякого священнодйствия, 18/11/2010 Решение Синода об извержении из епископского сана) не указывают ни на одно из канонических оснований, свидетельствуют об отсутствии проведения тщательного судебного разбирательства.

То есть в случае с митрополитом Артемием подтверждается и вполне явным образом самое что ни на есть грубейшее нарушение церковного канонического права Православной Церкви. Мы лишь напомним, что 74 и 75 апостольскими правилами указывается минимум принципов, на которых выстраивается судопроизводство при обвинении на епископа:

1.     Епископ должен быть призван грамотой митрополита или епископа на собор епископов, состоящий из всех епископом митрополии (патриархии).

2.     В случае отказа прийти на собор не по уважительной причине, обвиняемый епископ призывается трижды, при этом последние два раза через двух посылаемых к нем епископов.

3.     Церковь не может принимать обвинения и вести судопроизводство по обвинению со стороны светской власти, еретиков или лиц не вызывающих доверие. (6 правило II Вселенского собора).

4.     Обвиняемому епископу дается право на защиту и объяснение по обвинению, подготовка к которой после объявления ему жалобы ведется в течение месячного срока.

5.     Приговор  на епископа собора не может быть вынесен при отсутствии обвиняемого епископа по уважительной причине.

Мы также крайне удивлены отзывом Святейшего Патриарха Кирилла. Либо этот отзыв надо расценивать как поспешность, оплошность и ошибка, либо  как нежелание даже провести тщательное церковно-правовое расследование серьезного прецедента в жизни Вселенской Церкви. Высшее церковное священноначалие, призванное тщательно блюсти единство духа в союзе мира, тщательно оберегать канонический строй Церкви и для этого в данном случае вовсе не допустимы поспешные ответы, демагогия, личные мнения. Это неизбежно вредит Церкви. Но если выстраивать линию церковного руководства на принципах, признаваемых Константинопольским патриархом Варфоломеем – то это путь разрушения Церкви изнутри. К сожалению, по этому пути пошел нынешний патриарх Сербской Церкви Ириней.

Каноническое церковное право даже предписывает другой поместной церкви исправлять нарушения общецерковного канонического порядка в другой поместной церкви.

Необходимо понять и осознать, что поступок в отношении митрополита Артемия – это не частный случай, а встраивание целой опасной линии расправы над православными епископа и клириками. Эта линия, впрочем, вписывается и в задачи подготавливаемого Великого Святого Собора, который как раз и попытается перевернуть чашу с православным мировоззрением и святоотеческим богословием, чтобы влить в нее яд вольнодумства, превратить Церковь в чисто административно-иерархическую безблагодатную структуру.

Ситуация сложная, она требуют от нас серьезного подхода в церковной жизни, положению в Церкви, а самое главное правильной ревностной благочестивой жизни в подвиге. Ибо только Бог Своей нетварной энергией просвещает наши умы, если мы молимся Ему.



[1]    См. статью   ΙΕΡΟΣΟΛΥΜΩΝ: ΕΙΣ ΚΡΙΣΙΝ ΠΟΛΛΑΙ ΟΡΘΟΔΟΞΟΙ ΕΚΚΛΗΣΙΑΙ, Ορθόδοξος Τύπος, αριθμ. φύλ. 187, σ. 5 «Вселенский патриарх и даже папа не решают все вопросы для католиков во всем мире. Вселенский патриарх играет координационную роль, является неким символом единства Православной еркви... Он имеет привилегию созывать на Всеправославном уровне различные совещания и на заседаниях этих совещаний решать эти проблемы».



Подписка на новости

Последние обновления

События