Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

«Папизмне ересь и не схизма»,

заявляют филокатолики

Οὔτε αἵρεσις οὔτε σχίσμα παπισμός
(Πλέον τολμηροὶ οἱ νέοι Λατινόφρονες)

протопресвитер Феодор Зисис,

почетный профессор Фессалоникской университета

π. Θεόδωρος Ζήσης

Oμότιμος Καθηγητής Θεολογικής Σχολής

Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης

 

 

1

 

Велики ли различия между нами

и насколько существенно то, что нас разделяет?

Μικρὲς μεγάλες οἱ διαφορὲς ποὺ μᾶς χωρίζουν;

В воспоминаниях Сильвестра Сиропула1 – наиболее авторитетном и достоверном отчёте о происходившем на «объединительном» Ферраро-Флорентийском соборе (1438 – 1439 гг.)2 – сохранилось свидетельство об одном эпизоде, участниками которого были представители филокатоликов и святой Марк Ефесский. Рассматривая его в свете нынешнего времени – времени распростёртых объятий и богословских уступок папизму, – можно заключить, что современные филопаписты продвинулись по пути апостасии и предательства веры куда дальше, чем их предшественники – Виссарион Никейский, Исидор Киевский3 и др.

В ходе заседаний собора среди его православных участников сформировалась сильная пролатинская партия, убедившая самого императора подписать соборное постановление об унии. Единственным, кто проявлял неколебимую твёрдость и не шёл ни на какие уступки, был святой Марк Евгеник, митрополит Ефесский, который настаивал на том, чтобы латиняне сначала признали свои еретические заблуждения и согласились с истинами некогда общего для Востока и Запада учения, основывающегося на Священном Писании и святоотеческом Предании. И лишь потом, по его мнению, мог быть подписан акт об объединении, ибо только в этом случае мир и единство будут истинными и прочными, а не формальными и ненадёжными. Ведь как могут объединиться истина и заблуждение, Православие и ересь?

Сиропул пишет, что православные, симпатизировавшие католикам («οἱ τοῦ λατινικοῦ ἐφιέμενοι»), закрывая глаза на догматические расхождения, всячески превозносили и ставили во главу угла «мир и согласие», как это делают современные экуменисты, которые вводят в заблуждение непросвящённый в истинах веры народ громкими словами о любви, как будто они любвеобильнее и человеколюбивее, чем Христос, Апостолы и Святые, строго осуждающие заблуждение и ересь, лжепророков и лжеучителей. Итак, после тайной договорённости с католиками они подготовили договор об объединении, не поставив в известность всех членов православной делегации, чтобы избежать противодействия с их стороны4. Когда же митрополит Ираклийский пожелал взять в руки подготовленный Виссарионом и его единомыщленниками документ об унии, чтобы более внимательно с ним ознакомиться, потому что, по его словам, трудно сделать о нём заключение, только прослушав его, было сделано строгое и исполненное сарказма замечание, что должно быть стыдно тем, которые заявляют о неспособности удержать в памяти прочитанное. С такой поспешностью, коварством и легкомыслием разбирались при подготовке унии вопросы веры! «Сим на заседаниях и ограничилось изучение и обсуждение вопросов, имеющих отношение к вероучению»1.

Филокатолики заявляли также, что различия, разделяющие нас с латинянами, не существенны, и, если православные захотят объединиться, они легко могут быть устранены. На возражения святителя Марка, считавшего эти различия большими, ему ответили, что латиняне – не еретики, и он не может называть их еретиками, потому что никогда в прошлом никто из учёных мужей и Святых не называл латинство ересью. «Нет, – сказал святитель, – это – ересь, и именно так относились к латинству наши предшественники. Они просто не хотели открыто обличать латинян в ереси, потому что с надеждой ожидали их возвращения и желали сохранить с ними дружбу. А в доказательство того, что они считали их еретиками, я могу, если пожелаете, представить вам письменные свидетельства»2.

 

2

 

Латиняне еретики,

Потому что вносят ошибки в вероучение

Εἶναι αἱρετικοὶ οἱ Λατίνοι,

γιατὶ σφάλλουν στὴν πίστη

В своём знаменитом «Окружном послании ко всем православным христианам, живущим на материке и на островах» («Ἐγκύκλιο τοῖς ἁπανταχοῦ τῆς γῆς καὶ τῶν νήσων εὑρισκομένοις Ὀρθοδόξοις Χριστιανοῖς»), написанном в ссылке на Лесбосе примерно через год после окончания Собора (1440 – 1441) с целью проинформировать христиан о том, что происходило во Флоренции и что обсуждалось на Соборе, святитель Марк приводит, между прочим некоторые аргументы «латиномудрствующих». Разбирая один из них (о котором упоминает и Сиропул), Святой пишет: «Никогда, говорят нам, мы не считали латинян еретиками, но только раскольниками»5. Раскольниками же, поясняет он далее, мы называем их потому лишь, что они сами нас так именуют, ибо в отношении нашего вероисповедания они не могут нам сделать никакого упрёка и укоряют нас только в том, что мы не признаём над собою власти папы. Но надлежит разобрать, не правильнее ли будет почитать их еретиками, как искажающих вероучение.

Святителю Марку было хорошо известно то, о чём надлежало бы знать всем клирикам и богословам, а именно – общепризнанное в Православии и являющееся органической частью Предания Церкви суждение Василия Великого6 о различиях между нарушителями церковного единства: еретиками, раскольниками и представителями самочинных сборищ. Разбирая вопрос о действительности или недействительности Крещения, совершённом еретиками, святитель Василий в своём Первом Каноническом Послании к Амфилохию Иконийскому пишет, что такое Крещение ни в коем случае не может быть признано состоявшимся – в отличие от Крещения, которое совершили раскольники или члены самочинных сборищ. «Древние положили принимать Крещение, ни в чём не отступающее от веры; поэтому иное наименовали они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а сомочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом»7. Итак, согласно этой классификации и градации степеней отторжения от Церкви, ересь, как отчуждение в вере, совершенно отторгает еретиков от церковного сообщества и делает их Крещение, а также все другие таинства недействительными, так что еретику, если бы он, отказавшись от своего заблуждения, захотел присоединиться к Церкви, надлежит заново креститься, как некрещёному. По снисхождению к католикам, латинствующие современники святителя Марка Ефесского причисляли их не к еретикам, то есть к худшему разряду отступников, а к раскольникам, подчёркивая тем самым, что разделение между ними и православными касается малозначительных вопросов, «допускающих уврачевание», и легко может быть преодолено.

Святитель Марк, касаясь «филиокве» – то есть богохульного искажения латинянами Символа Веры путём добавления в него в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца, слов «и от Сына», – пишет, что православные отсекли их от тела Церкви, «потому что они замыслили недопустимое и беззаконное и ввели ни на чём не основанное прибавление». И далее: «Мы их оставили, как еретиков, и отделились от них. И почему так? Благочестивые постановления гласят: «Еретиками называются и подвергаются законам против еретиков также и те, которые в малом отступают от Правоверия». Если бы латины ни в чём не отступили от Правоверия, то мы не имели бы основания отделиться от них; если же они совершенно отступили от оного, – а именно в исповедании о Святом Духе, чрез самое опасное и богохульное нововведение, – то они сделались еретиками и мы отделили их от себя, как еретиков»8.

 

3

 

«Латиняне не еретики, не раскольники, но братья,

придерживающиеся иного вероучения»

Οἱ Λατίνοι οὔτε αἱρετικοὶ οὔτε σχισματικοί, ἀλλὰ ἀδελφοὶ ἄλλου δόγματος

 

 

Филокатолики времён святого Марка Евгеника и Ферраро-Флорентийского лжесобора не оправдывали совершенно латинян. Просто обвиняли их не в самом тяжёлом антицерковном преступлении – ереси, что должны были бы сделать, руководствуясь решениями Соборов и суждениями на этот счёт Великих и Святых отцов, которые в любой момент готов был им представить Святитель. Латиномудрствующие возлагали на них меньшую, вторую по значению, вину – вину раскола, чтобы облегчить достижение тайно готовившейся унии, той цели, к которой стремятся и их нынешние единомышленники, делающие более смелые и решительные шаги по пути апостасии.

И сегодня симпатизирующее католикам, «латинства возжелавшии», православные, в когорту которых после кончины блаженной памяти Архиепископа Серафима9 «веселыми ногами»10 вступили руководители Элладский Церкви, открыто заявляют, что разделяющие нас с латинянами различия не существенны, что богохульное, еретическое и соборно осуждённое «филиокве» не является препятствием для объединения и вообще проблемой11, что Крещение и другие таинства у католиков действенны, что, в соответствии с современной экклесиологией, латиняне не еретики, не раскольники, но «церковь-сестра», такая же сестра, как другие Поместные Православные Церкви.

Многие из них, искажая, в соответствии с обычной практикой еретиков, документальные источники и тексты книг, утверждают, что «филиокве» никогда не являлось причиной разделений и расколов в Церкви. Оно было лишь частным богословским мнением, возобладавшим на Западе, теологуменом12. Причину же разделения Церквей стоит искать не в богословии, а в политике. Так, некий епископ, чтобы подтвердить тезис о том, что «филиокве» не следует придавть большого значения, ибо это не догмат, а теологумен, – по неведению или сознательно – ссылается на авторитетного церковного историка В. Стефанидиса. В книге последнего, действительно, можно прочитать следующее: «В отношениях между Западной и Восточной Церквами данное учение осталось теологуменом – то есть вопросом, который может обсуждаться»13. Далее, однако, историк пишет: «Учение о «филиокве» с того времени, как оно официально утвердилось в Болгарской Церкви (в результате деятельности западных миссионеров), перестало быть теологуменом и начало выступать уже в роли церковного догмата. И именно в это время патриарх Фотий14 первым ополчился против данного учении заклеймив его, как ересь, в своём Окружном послании Восточным патриархам, а позже в специальном трактате»15.

Ныне латиномудрствующие всё более активно заявляют о своих взглядах. Этому способствует общая атмосфера благожелательного отношения к экуменизму и синкретизму16, которая начинает доминировать в Церкви и богословии, а также молчание епископата. Ни один епископ не высказывается против филокатоличества, ни у кого не вызывает протест наше тесное взаимодействие и сосуществование с ересью и схизмой17. Никто не дерзает назвать папистов и протестантов еретиками или хотя бы раскольниками. Сегодня для них находятся иные наименования.

Епископы протестуют только тогда, когда дело кается их властных полномочий, когда решается вопрос об архиерейской кафедре, о «кресле», как говорит народ, когда им не удаётся посадить на него кого-то из «своих», или когда речь идёт о каких-то экономических вопросах, и затрагиваются материальные интересы их епархий. Тогда они протестуют и говорят о нарушении соборности искажении норм церковной жизни. А то, что экуменистами и латиномудрствующими искажается вера Церкви и принимаются соответствующие официальные решения: о совместном причащении православных и монофизитов в Антиохийском Патриархате, об утверждении Баламандского соглашения18, в соответствии с которым православные признают таинства католиков действительными, о признании Константинопольской Церковью действенности лютеранского Крещения и многие другие, имже несть числа, – всё это не обременяет совесть епископов. И при их молчаливом согласии уничтожается Православие, разрушаются «границы, установленные Отцами», бесчинствуют ереси и заблуждения, ликует дьявол…

На вопрос о папистах: «Кто они – еретики или схизматики?» – с самых высоких церковных трибун даётся ответ: «Ни то, ни другое. Они наши братья, придерживающиеся римо-католического исповедания». Сегодня принято считать, что существует много христианских вероучений – православное, римо-католическое, протестантское, монофизитское и др. Между представителями всех этих конфессий установились отношения братского сотрудничества и взаимопонимания. Такое воззрение – грубейшая экклисеологическая ошибка и наихудшая из ересей. Не существует множества исповеданий и церквей. Есть одна-единственная Церковь – Православная Соборная Церковь и только одно правое исповедание – православное вероучение. Только его держались Святые отцы, подвизавшиеся сохранить правую веру и не допустить её искажения ложными учениями, за что претерпевали поношения, изгнания и клевету со стороны инославных «братьев» и их адептов из числа православных, таких как современные экуменисты и филокатолики. Где в житиях Святых, в каких святоотеческих текстах можно найти экклесиологию, допускающую наличие «замечательного взаимопонимания», достигнутого с еретиками и инакомыслящими?19 Нигде, только у богословов экуменизма – этой всеереси XX столетия, к которой с недавнего времени, отнюдь не по принуждению, стала благоволить Элладская Церковь.

 

4

 

Клевета и гонения на подвижников

Συκοφαντίες καὶ διώξεις τῶν ἀγωνιστῶν

 

Столкновения с латинствующими на Флорентийском лжесоборе, на котором Марк Евгеник твёрдо настаивал на том, что латинство – это ересь, закончилось оскорблениями и поношениями Святого со стороны окатоличенной «братии». «Кто вты такой, – спросили его, – что осмеливаешься назвать католиков еретиками?» И ничтоже сумняшеся стали дерзко обличать его и осыпать бранью. Они были готовы «зубами и руками растерзать его». Считая вопрос о тайно готовившейся ими унии практически решённым и признавая верховенство папы, они попытались испугать Святителя угрозой пожаловаться на него римскому первосвященнику. «Мы скажем папе, что ты называешь его еретиком. И ты либо докажешь ему это, либо получишь по заслугам». А главный отступник, вождь прокатолической партии, получивший впоследствии от папы в награду звание кардинала и сам чуть не ставший папой (будем надеяться, что амбиции нынешних филокатоликов так далеко не простираются), назвал Святого безумным и одержимым. «Высмеяв Ефесского митрополита, после долгого спора он встал и заявил: «Нет более нужды говорить с этим одержимым человеком. Он безумствует, и я не хочу продолжать с ним спор». И в гневе покинул собрание»20.

Гнев и раздражение выказывает и наш Архиепископ21 по поводу позиции тех членов Церкви – достойнейших игуменов монастырей, богословов, священников и монахов, – которые, осознавая свою ответственность за её судьбу и видя пагубное распространение всеереси экуменизма, возвышают голос протеста и пытаются противодействовать смешению с еретиками. Он именует этих ревнителей «православным талибаном», «начётниками», «буквоедами», «фундаменталистами», «прокурорами Православия». Вокруг них архиепископом и поддерживающими его архиереями и клириками воздвигается некая стена изоляции. Их всячески порочат, не давая им слова, не допуская их ни к церковному радиовещанию, ни к единственному в стране православному телеканалу в Салониках, закрывая перед ними двери епархиальных и приходских залов собраний. Так некогда изолировали, сослав на Лемнос, святителя Марка – единственного правомыслящего «безумца». В другом месте нужно искать Архиепископу «слепотствующих»22 – там, где отвергается и попирается святоотеческое Предание и реабилитируются ереси и расколы.

Сказанное выше – не какая-то отсебятина или чревовещание. Это воспроизведение того, чему учили Святые. Того, о чём со свойственной ему простотой говорит преподобномученик Косма Этолийский23: «Прокляните папу, потому что он будет виновником». И в другом месте: «Я много прочитал касательно евреев, нечестивцев, еретиков и безбожников. Исследовал основы премудрости. И пришёл к твёрдому убеждению: все веры ложны, только вера Православных – хороша и свята. Радуйтесь тому, что вы православные христиане, и плачьте о нечестивцах и еретиках, блуждающих во тьме»24. «Коснеет в самоослеплении» святой Косма, советующий нам проклясть папу? Он представитель «талибана» и «фундаменталист», если заявляет, что только Православная вера хороша и свята а придерживающиеся других вероучений блуждают во тьме? Может ли Архиепископ и о нём высказаться так же, как и о тех, кого он обличал на Тиносе или на заседании Священного Синода? Если нет, тогда пусть прекратят обманывать Православных униаты и им подобные, которые делают вид, что почитают святого Косму, совершая ему торжественные службы и поклоняясь его честным мощам.

 

Заключение

Ἐπίλογος

Запугать епископов и священников, подвизающихся за Православие, и изолировать их не удастся. К чему привело отсечение честной главы Иоанна Предтечи, каков был результат гонений и мучений, которым безбожники и еретики подвергали верующих? Совсем не тот, какого они ожидали, ибо «для слова Божия нет уз»25. Пусть нас отправят в изоляцию люди, лишь бы не отсёк нас от себя Бог и не отвергли Святые за попрание их подвига и наследия. Предпочтительнее быть со Святыми, «со всеми Святыми», чем наслаждаться дружбой с еретиками и теми выгодами, которые даёт принадлежность к партии латинствующих и экуменистов.

Святитель Марк был убеждён в том, что чем более он удалялся от патриарха Митрофана и других латиномудрствующих, тем более приближался к Богу и ко всем Святым, и что, отделяясь от заблуждающихся, он соединялся с Истиной и Святыми отцами: «Я глубоко убеждён, что чем более я удаляюсь от него и приверженцев его, тем более я сближаюсь с Богом и праведными и Святыми отцами. Удаление от них есть соединение с Истиною и со Святыми отцами и богословами Церкви»26.

 

 

 

 

 

Примечания

1Βλ. Les «Mémoires» du Grande Ecclesiarque de l᾿ Eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438-1439) τοῦ V. Laurent, Paris 1971, σελ.144 (βιβλ.9, 10).

2Там же

1 Диакон Сильвестр Сиропул – великий Екклисиарх и Дикеофилакс Константинопольской Церкви, участник и автор мемуаров о Ферраро-Флорентийском соборе. – Прим. перев.

2 На Соборе была сделана попытка воссоединения Церквей с целью сближения и Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы по инициативе Иоанна VIII Палеолога и папы Евгения IV. В 1437 г. Собор для обсуждения унии был собран в Ферраре. На нём присутствовал папа, Император Иоанн, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от Восточных патриархов и несколько греческих епископов. На Соборе присутствовали и митрополит Киевский Исидор, епископ Суздальский Авраамий и около ста духовных и светских лиц. Из государей Запада на Собор не приехал никто. Из-за чумы в 1439 г. Собор был перенесён во Флоренцию. После долгих споров о «филиокве» был подписан акт о латинском чтении Символа Веры, но его не подписал пользовавшийся огромным авторитетом Марк Эфесский. Возвратившись в Константинополь, Император столкнулся с сильной оппозицией унии, объединившейся вокруг Марка Эфесского. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский тоже были против унии. – Прим. ред.

3 Виссарион, архиепископ Никейский, и Исидор, митрополит Киевский и всея Руси (впоследствии поставлен в католические кардиналы) – одни из главных участников Ферраро-Флорентийского собора и сторонников унии. – Прим. перев.

4 Подобным образом и сегодня оставляют в неведении верующий народ, который не замечает, что уния уже внедряется шаг за шагом – совместными молитвами, сослужением литургии и взаимным признанием Церквей, так что, когда официально будет заявлено о евхаристическом общении, это будет лишь утверждением и ратификацией уже состоявшегося объединения. Не причащаются ли и ныне некоторые православные из общей евхаристической чаши вместе с монофизитами в Антиохи, Америке и других местах, а в отдельных случаях – и вместе с латинянами? – Прим. авт.

5 См.: Ί. Καρμίρη, Τά Δογματικά καί Σνμβολικά Μνημεϊα τής Όρθοδόξον Καθολικής Έκκλησίας, τόμ. 1, σελ. 423 έ. – Прим. авт.

6 Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330 – 379) – Отец Церкви, епископ г.Кесарии (Малая Азия). Брат Григория Нисского. Выступал против арианства. В «Шестодневе» изложил принципы христианской космологии. – Прим. ред.

7 См.: Τό κείμευο έυ PG 32, 665 καί ου Πηδάλιου, Άγαίου ΄Ιρομονάχου καί Νικοδήμοΰ, Άθήνυι, 1990, σελ. 587. – Прим. авт.

8 Έγκύκλιος, Καρμίρη, αύτόθι, σελ. 423 – 425. –Прим. авт.

9 Серафим (Тикос) – архиепископ Афинский и всея Эллады, бывший предстоятель Элладской церкви в 1973 – 1988 г. – Прим. перев.

1014 Пятая песнь Канона Пасхальной утрени. – Прим. перев.

11 См. заявление Константинопольского патриарха Афинагора: «Нельзя, молясь в храмах «о соединении всех», уклоняться от этого соединения. Одно из двух – либо мы искренне молимся о соединении Церквей, либо лицемерим. Богословы должны найти решение. Что касается «филиокве», то оно, на мой взгляд, не является препятствием» («Όρθόδοξοϛ Τύποϛ» φύλ. 121 (10.06.1970) σελ. 5) и архимандрита Спиридона (Билалиса) (Άρχιμανδρίτου Σπυρρδωνος Μπιλάλη, Ή Αϊδεσις τοΰ filioque, τόμος Αʹ, ʹΙσΰορική καί κριτική θεώρησις τοΰ filioque, τόμος Αʹ, ʹΙστορική καί κοιτική θεώρησις τοΰ filioque, Άθήναι, 1972, σελ. 11). – Прим. авт.

12 Теологумен – богословская мысль, высказанная одним или несколькими Отцами Церкви, однако не получившая соборной санкции. – Прим. перев.

13 См.: Άρχιμανδρίτυ Βασιλείου Στεφανίδου, Έκκλησιαστική ΄Ιστορία, άπ΄ άρχής μέχρι σήμερον, Άθήναι 1959, σμλ.34411. На с. 344 этой книги читаем: «В отношениях между Западной и Восточной Церквами данное учение осталось теологуменом – т.е. вопросом, который может обсуждаться». – Прим. авт.

14 Святитель Фотий I (ок. 810 или ок. 820 – 890) – святой, патриарх Константинопольский в 858 – 886 гг. Происходил из семьи ревностных христиан: его отец скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с Императорским Домом, занимал должность первого государственного секретаря в Сенате. У него обучались наукам юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян Кирилл. Способствовал распространению влияния Византийской Церкви в Болгарии, Моравии, на Руси, что привело к конфликту с папством. Обличал римских пап за властолюбие; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу Веры слов «и от Сына» (filioque). Знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений, писем. Память совершается 6/19 февраля. – Прим. ред.

15 См.: Άρχιμανδρίτου Βασιλείου Στεφανιδου, Έκκλησιαστική ΄Ιστορία, άπ΄ άρχής μέχρι σήμερον, Άθσναι 1959, σελ. 354. – Прим. авт.

16 Синкретизм – некритическое соединение разнородных вероучительных и культовых положений. – Прим. ред.

17 Схизма (др.-греч. Σχίλμα – расщепление, раскол, распря) – раскол в Церкви. – Прим. ред.

18 В 1993 году было подписано Бламандское соглашение с католиками, в котором Католическая Церковь признавалась «церковью-сестрой», а все её таинства действительными. Со стороны РПЦ соглашение было подписано даже не епископом, а лишь игуменом Нестором (Жиляевым), а также некоторыми епископами Поместных Церквей. – Прим. ред.

19В своём исповедании веры, изложенном на Ферраро-Флорентийском соборе, святой Марк цитирует святителя Василия Великого, который говорит, что находящихся в общении с инакомыслящими надлежит не только иметь отлучёнными, «но даже и братией не называть». И далее пишет: «Все Учители Церкви, все Соборы и все Божественные Писания увещевают нас бежать от инакомыслящих и отступить от общения с ними» (έν ΄Ι, Καρμίη, Αύτόθι, σελ. 425). – Прим. авт.

20 V. Laurent. Les «Mémoires» du Sylvestre Syropulos, ένθ΄ άνωτ., σελ. 444 – 446. – Прим. авт.

21 Речь идёт о предшественнике нынешнего предстоятеля Элладской Церкви – Ариепископе Христодуле (Параскеваидисе, 1939 – 2008). – Прим. перев.

22 Так он назвал во время своей недавней поездки на о.Тинос «тех, которые коснеют в ослеплении, не желая поддержать инициативу нашей Православной Церкви по урегулированию и гуманизации отношений с иными христианскими вероисповеданиями и религиями» (Δελτίο Τύπου τής ΄Ιεράς Συνόδου. 3.10.2006). – Прим. авт.

23 Косма Этолийский (+ 1779) – иеромонах, равноапостольный, священномученик. Оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем человечества. – Прим. ред.

24 Βλ. Κοσμά τοΰ Αίτωλοΰ, Διδαχές (καί βιοδραφία), Άθήναι 1979, σέλ. 142 – 143 (Διδαχή 1, 37 – 38) καί έπισκόπου Αύγουστίνου Καντιώτίυ, ένθ΄ άνωτ., σελ. 38. – Прим. авт.

25 2 Тим. 2:9. – Прим. авт.

26 Άπολογία προ τής τελευτή αύτού, PG 160, 536. В «Послании к иеромонаху Феофану» Святитель пишет также следующее: «Я узнал, что был рукоположен латинствующими в митрополита Афинского некий монах из Монемвансии, который там служит вместе с латинянами и незаконно рукополагает кого бы только ни нашёл. Поэтому прошу твою Святыню, чтобы, восприяв ревность о Боге, как человек Божий и друг Истины и святого Исидора подлинный ученик, ты советовал священникам Божиим всеми способами избегать общения с ним, и не сослужить ему, ни вообще поминать его, считать его не архиереем, но волком и наёмником, и вообще не служить в латинских церквах, дабы не пришёл и на нас гнев Божий, пришедший на Константинополь, по причине совершающихся там беззаконий» (Τώ όσιωτάτω έν Ίερομονάχος καί πνευματικοίς καί έμοί έν Χριστώ ποθεινπτάτω καί σεβασώιωτάτω δεσπότη καί άδεμφώ κύρ Θεοφάνη είς τόν Εΰριπον, Patrologia Orientalis 17, 481). – Прим. авт.

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События