Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Просим обратить внимание на открытие нового сайта, который посвящён диалогу Православной и Римо-Католической Церкви




Kat-dialog.narod2.ru

 

О нашем сайте и его задачах

В последние три года мы стали очевидцами активного развития диалога Православной Церкви с Римо-Католической Церковью. Диалог, внешне имеющий, казалось бы, чисто благие намерения – вернуться к единству, которое по догматическим и каноническим причинам было разорвано в 1054г. т.н. Великой Схизмой между Восточной и Западной Церквами, сегодня уже приобретает весьма опасную направленность.

 Восстановление единства между Востоком и Западом всегда мыслилось как единство, в основе которого лежит чистота апостольской веры, вера Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Западная, Римо-Католическая Церковь, начиная с IX в., стала  усваивать себе учение о первенстве Римского папы, его вселенской юрисдикции. В IX в. произошли на этой почве серьезнее столкновения Римской Церкви, тогда еще православной, с Константинопольской в лице такого выдающегося иерарха, богослова и святого как свт. Фотий. Варваризация запада и захват франками престола римских пап привело к варваризации и Западной Церкви и папского престола, и западного богословия. Последнее выстраивалось на богословии бл. Августина, схоластике и рационализме[1]. Произошло серьезное отхождение от богословия святых Отцов Древней Церкви. После Великой Схизмы 1054г. Восточная Православная Церковь в лице своих святителей предстоятелей Константинопольской Церкви, а также благочестивых императоров, пыталась вести и не раз диалоги с Римом, но все они не приводили к желанному восстановления единства исключительно по одной причине – категорического нежелания Римской Церкви отказаться от вероучительных и богослужебных нововведений. И такое упорство Рима было вызвано совершенно ложным мнением о Римском первосвященнике как гаранте православности Церкви, его непогрешимости и абсолютной власти в Церкви, которая, как оказывается выше Вселенских соборов.

И сегодня Римо-Католическая Церковь не отказалась и не собирается отказываться от этого теперь уже официально провозглашенного учения  (I и II Ватиканские соборы) о непогрешимости, первенстве Римского папы, его вселенской юрисдикции и власти над всей Церковью. Православная Церковь, выстраивая свое учение о Церкви на основах соборности, всегда отвергала примат Римского папы и его безгрешность, как кардинальное разрушение соборного строя Церкви. Свою веру в соборное начало Церкви Православная Церковь очень четко выразила и в Символе веры и в Послании Восточных Патриархов: «у нас ни соборы, ни патриархи не могли ввести чего-либо нового, потому что хранителем чистоты веры  у нас является народ Божий, самое тело Церкви».

То есть сама Церковь, вся она, а не только епископат, и тем более Римский первосвященник, является непогрешимым хранителем чистоты апостольской богооткровенной веры.

Исторически для православного сознания, которое единогласно выражено у многих авторитетных Отцов Церкви после Схизмы 1054г., а также в Символических книгах Православной Церкви 18-19вв., Римо-Католическая Церковь воспринималась как ересь. А так как по учению Церкви ересь – это отпадение от Церкви, то, следовательно, и наименование Римо-Католической Церкви «Церковью» неправомочно. Это наименование носит лишь чисто условный характер, из «уважения» к древности Римской кафедры ради того, чтобы ослабить напряженность во взаимоотношениях между церквами и избежать конфронтации. Особенно это касается положения христианской веры сегодня, когда она оказалась в струе активной расхристианизации мира. Безусловно, во многом здесь вина Римо-Католической церкви, которая превращена в светскую организацию и дала много примеров для критики. И в силу своего отхождения от Вселенского Православия, исконно апостольской древности и чистоты, благодатности и спасительности, она утратила ту «благодатную соль», которая оживотворяла лишенную плодородной силы человеческое сердце, приводило ко Христу, соединяла со Христом.[2]

Сознание Церкви, ее отношение к ересям, как богоборчеству и отпадению от единства во Христе и со Христом измениться не может, как не может измениться, хотя так не считают многие современные епископы настроенные прокатолически, ее отношение по причине именно продолжающего упорства Римской церкви в своих еретических заблуждениях, и, прежде всего, в учение о примате Римского папы.

Видя это, двусторонний диалог православных и римо-католиков еще с 1965 принял форму некоего «диалога любви».[3] Суть его состоит в том, чтобы, пренебрегая догматическими различиями, искать единство через проявление взаимной любви, искать то общее, что нас не разъединяет, а сближает. Сегодня после проведения очередной сессии Смешанной Комиссии по диалогу Православной Церкви с Римо-Католической в Вене были достигнуты договоренности о создании некой модели единства церквей на основе сглаживания противоречий между соборностью Православной Церкви и приматом Римского папы в Римо-Католической Церкви.[4] То есть то, что считалось всегда с точки зрения учения о Церкви взаимоисключающим, теперь активно синтезируется. Эти идеи были официально высказаны кардиналом Вальтером Кохом, архиепископом Венский, секретарем папского совета по содействию единству между христианами. Избранный путь диалога является опасным для дальнейшего существования Православной Церкви, поскольку принятием этой новой модели в любом случае подрывается основа православной экклезиологии. То есть мы можем стать, в случае принятии такой модели, уничтожением Православной Церкви.

Именно по этой причине, свидетельствуя о крайне опасном положении Православной Церкви сегодня, мы с Божьей помощью приступаем к созданию нового сайта. Он посвящается в основном тематике двустороннего диалога между Православной Церковью и Римо-Католической Церковью. Мы предполагаем, что будем давать многим событиям не свою личную оценку, поскольку в современных условиях скрытости многой информации мы не гарантированы от серьезных ошибок, а тех авторов и тех церковных организаций, обществ, которые будут публиковать свои взгляды на ход двустороннего диалога. Мы считаем такую осторожность вполне оправданной, поскольку речь идет о Церкви о ее сохранении в очень непростых условиях для существования и миссии. И взгляд со стороны, то есть взгляд со стороны имеет больше преимуществ. Он, прежде всего, дает возможность встать на твердую почву беспристрастного взгляда и уже здесь делать выводы с Божьей помощью. Мы также считаем вполне целесообразным размещать материалы историко-полемического и богословского характера, давать позицию Святых Отцов Церкви и т.д.

Мы также призываем всех православных христиан ободриться и ощутить свою великую ответственность в нынешней ситуации за сохранение Православной Церкви. Мы просим оказывать свое посильное содействие работе нашего сайта в основном важными материалами и публикациями. Мы не исключаем возможности обсуждения материалов на специальном форуме сайта.

Редакция сайта Kat–dialog.narod.ru

 

 

 



[1] См. протопресвитер Иоанн Романидис. Church Synods and civilation./ (2) Franco-Latin Civilisation., а также его же статья «Подлинные причины Схизмы 1054г».

[2] См. архимандрит Георгий (Капсанис). Православие – надежда Европы. http//www.apologet.spb.ru

[3] Прекрасная характеристика этому «диалогу любви» дана протопресвитером Георгием Металлиносом в его статье «Подлинный облик диалога любви».  http//www.apologet.spb.ru

[4] ВАТИКАН РАСКРЫВАЕТ  ВЕЛИКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВИЯ СО СТОРОНЫ ФАНАРА (Константинопольская Патриархия) ».  http//www.apologet.spb.ru

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События