Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Свт. Германъ, патр. Константинопольскій († 740 г.) 
Слово на Введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы
 [1].
 

Вотъ опять другое торжество и рядостный праздникъ Матери Господа; вотъ выходъ непорочной Невѣсты; вотъ первое торжественное шествіе Царицы; вотъ вѣрный знакъ имѣющей окружать Ее славы; вотъ начатки имѣющей осѣнить Ее божественной благодати; вотъ яснѣйшій признакъ преимущественной чистоты Ея. Ибо куда не часто, но однажды въ каждый годъ входилъ священникъ для совершенія таинственнаго служенія, туда она приводится родителями своими для непрестаннаго пребыванія въ неприступномъ святилищѣ благодати. Кто знаетъ, что бы когда-нибудь было что-либо такое? Кто изъ современниковъ или изъ предковъ видѣлъ или слышалъ, чтобы лице женскаго пола введено было внутрь святаго святыхъ и жило и воспитывалось тамъ, когда доступъ туда едва позволенъ былъ даже мужескому полу? Не очевидное ли это доказательство, не явный ли признакъ, не поразительное ли указаніе на высокія и новыя дѣла, имѣвшія совершиться надъ Нею?

Дерзающіе говорить противъ Нея и видящіе какъ не видящіе пусть покажутъ намъ, гдѣ они видѣли когда-либо что-нибудь такое? Гдѣ они видѣли, чтобы дѣвица обѣтованная и притомъ трехлѣтняя принесена была за третью завѣсу храма, какъ непорочный даръ, для непрестаннаго обитанія тамъ, чтобы ее умоляли богатые изъ народа (Псал. 44, 13), торжественно сопровождали дѣвы, вели въ храмъ съ свѣтильниками, принимали согбенными руками священники и пророки? Какъ же это не захотѣли они уразумѣть сего? Какъ, видя первое, не повѣрили послѣднему? Какъ, видѣвъ прежде на Ней новое и необычайное, стали отвергать совершившееся впослѣдствіи?

Но предоставимъ мудрствующимъ иначе идти путемъ погибели и впадать въ яму, которую сами вырыли себѣ. Мы же, особенный народъ Божій, священники и начальники, міряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледѣльцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены, придемъ, поспѣшно приступимъ къ Богородицѣ и посмотримъ на божественныя тайны, предначатыя на Ней промысломъ Божіимъ: какъ Всесвятая приводится нынѣ родителями въ храмъ Бога чрезъ Его священниковъ; какъ Одушевленный Храмъ Господень помѣщается въ храмѣ неодушевленномъ; какъ пророкъ принимаетъ Ее на руки свои и вноситъ въ недоступное святилище, безъ всякаго негодованія, и не говоря родителямъ Ея: «не сдѣлаю этого, совершенно новаго, дѣла, и не введу Отроковицу въ святое святыхъ, чтобы она осталась и постоянно обитала тамъ, куда мнѣ самому узаконено входить только однажды въ годъ». Пророкъ ничего не сказалъ такого; но, какъ предвидящій будущее, — ибо онъ былъ пророкъ, — безъ сомнѣнія ожидалъ Ее, и, дождавшись, поспѣшно принимаетъ Ее, какъ послѣ него Симеонъ принялъ Ея Сына.

Потомъ, обнявъ отроковицу и держа ее въ рукахъ, онъ обратился къ матери Ея какъ-бы съ такими словами: «откуда ты, жена, родомъ? Какой ведешь ты образъ жизни и съ какою цѣлію поступаешь ты такъ? Какъ ты, не имѣя примѣра, первая рѣшилась на это новое и неслыханное дѣло — ввести Отроковицу въ недоступное святилище, чтобы она и оставалась тамъ? Скажи, какое у тебя намѣреніе, и какое твое имя?»

Анна, имѣющая имя отъ благодати [2], отвѣчала пророку: «я произошла отъ рода священническаго, отъ колѣна Ааронова, отъ племени пророческаго и царскаго; ибо я — отрасль Давида и Соломона и послѣдующихъ царей; но я же и родственница жены твоей Елисаветы. Потомъ, по закону Владыки, я сочеталась бракомъ, но оказалась безплодною и долго была бездѣтною. Не находя никакого средства для устраненія своего несчастія, я прибѣгла къ единому всемогущему и подателю всего Богу, и, отверзши предъ Нимъ съ усердіемъ уста свои, съ сокрушеніемъ сердца и со слезами возопила, говоря такъ: «о Господи, Господи, скоро внимающій душамъ, удручаемымъ скорбями! Зачѣмъ Ты измѣнилъ во мнѣ естество моихъ предковъ? Зачѣмъ Ты сдѣлалъ меня притчею въ родѣ моемъ и предметомъ для киванія головою въ племени моемъ? Зачѣмъ Ты подвелъ меня подъ проклятія пророковъ твоихъ, давъ мнѣ чрево неплодное и сосцы сухіе? Зачѣмъ Ты сдѣлалъ, что не принимаютъ даровъ моихъ, какъ бездѣтной? Зачѣмъ Ты предоставилъ меня знакомымъ на поруганіе, подчиненнымъ на посрамленіе, и сосѣдямъ на посмѣяніе? Призри, Господи; услышь, Владыко; умилосердись, Святый! Уподобь меня птицамъ небеснымъ, звѣрямъ земнымъ, рыбамъ морскимъ; ибо и они плодородны у Тебя, Господи! Да не явится, Всевышній, худшею безсловесныхъ та, которую создалъ Ты по образу и подобію Своему». Сказавъ это и подобное этому, я присовокупила: «Тебѣ, Владыко, я, вмѣсто благодарственнаго дара, всецѣло посвящу дитя, которое Ты дашь мнѣ, чтобы оно оставалось и пребывало въ святилищѣ твоемъ, какъ священное приношеніе и всечтимый даръ, дарованный мнѣ Тобою, всещедрымъ подателемъ совершенныхъ даровъ». Такъ взывала я къ сущему на небесахъ Богу, находясь въ своемъ саду, подъ открытымъ небомъ, устремивъ очи на небеса и бія себя руками въ перси. О томъ же умолялъ Бога и мужъ мой, находясь на горѣ совершенно одинъ и постясь сорокъ дней. Наконецъ, скорый на милость и животолюбивый Господь, внявъ молитвамъ обоихъ насъ, послалъ ангела своего, возвѣстить намъ зачатіе моей отроковицы. Тогда естество мое, по повелѣнію Божію, тотчасъ понесло плодъ; ибо до божественной благодати оно не дерзало раждать, а какъ только она снизошла на меня, заключенное дотолѣ чрево отверзло врата свои и удержало въ себѣ полученный отъ Бога залогъ, пока зачавшееся въ немъ, по благоволенію же Божію, произошло на свѣтъ. Итакъ, поелику дитя уже отнято отъ сосцевъ, я совершаю Богу обѣты свои, которые произнесли уста мои и изрекъ языкъ мой въ тѣснотѣ моей (Псал. 65, 13-14). Для этого я собрала сонмъ дѣвъ съ свѣтильниками, созвала священниковъ, пригласила родственниковъ, говоря всѣмъ: "радуйтесь со мною всѣ, потому что я теперь и мать и жертвоприносительница, не къ земному царю приводящая дитя свое, ибо это непристойно, но посвящающая его Царю небесному, Его даръ". Прими же, пророкъ, Богомъ дарованную дочь мою; прими, и, приведши ее въ святую гору, помѣсти ее тамъ (Псал. 77, 54), въ готовомъ жилищѣ Божіемъ (Псал. 32, 14), ни о чемъ не изслѣдуя, доколѣ призвавшій ее сюда Богъ благоволитъ привести къ концу касающееся ея».

Выслушавъ эти слова, Захарія тотчасъ сказалъ Аннѣ: «благословенъ плодъ твой, всечтимая! славно чрево твое, любящая мужа! преславно приношеніе твое, боголюбезная!» Потомъ, взявъ Отроковицу съ великою радостію, поспѣшно вноситъ ее въ святое святыхъ, говоря ей, можетъ быть, такъ: «приди, исполненіе моего пророчества; приди, совершеніе опредѣленій Господнихъ; приди, печать завѣта Господня; приди, цѣль обѣтованій Господнихъ; приди, изъясненіе таинъ Господникъ; приди, зерцало всѣхъ пророковъ; приди, соглашеніе несогласныхъ; приди, совокупленіе древле раздѣленныхъ; приди, подпора клонящихся долу; приди обновленіе обветшавшихъ; приди, свѣтъ во тмѣ лежащихъ; приди, новѣйшее и божественное дарованіе; приди, Владычица всѣхъ земнородныхъ; войди въ славу Господа своего, теперь пока еще земную и преходящую, но немного спустя — въ небесную и для людей недоступную».

Сказавъ такимъ образомъ Отроковицѣ столь достойныя Ея слова, священникъ помѣстилъ Ее внутри храма, въ приличномъ и напередъ назначенномъ мѣстѣ. Отроковица же ходила въ храмѣ Божіемъ какъ въ чертогѣ, прыгая и радуясь; ибо хотя возрастомъ была только трехъ лѣтъ, но благодатію Божіею, какъ предувидѣнная, предопредѣленная и избранная Богу и Правителю всего, была совершенна не по лѣтамъ. 
 

Примѣчанія: 
[1] Изъ похвальнаго слова Святой Богородицѣ, когда родители Ея принесли Ее, трехлѣтнюю, въ храмъ (Patrolog. curs. compl. t. XCVIII. p. 309-315. Paris. 1860). 
[2] Анна, еврейское слово, значитъ: «благодать». 
 

Источникъ: Сказанія о святыхъ христіанскихъ, чтимыхъ Православною Каѳолическою Церковію. (Въ русскомъ переводѣ.) Томъ первый. — Казань: Въ Университетской типографіи, 1866. — С. 65-70. 



Подписка на новости

Последние обновления

События