Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Почему Бог стал человеком?

 Протопресвитер отец Георгий Д. Mеталлинос 

Γιατί γινε Θες νθρωπος;

Το πρωτοπρεσβυτέρου π. Γεωργίου Δ. Μεταλληνο

 

Современный человек, утомленный от различных торжеств, праздников,  которые превратились в  обычное наполнение общественных запросов, и Рождество встречает не имея к нему внутреннего приближения. Большинство людей также как и в иных религиях взирают на Рождество Христово как на большой семейный праздник, когда появляется очередная возможность собраться семье вместе возле яслей Христа, у рождественской елки, которая была взята из шкафа, чтобы ее нарядить и ей украсить какой-то угол нашего дома. Однако сегодня каждый из нас призывается к тому, что бы мы задались вопросом: что для меня означает Рождество Христово? Но наиболее главным для нас вопросом является следующий:

 "Почему Бог стал человеком?", - вопрос который волновал величайшие души в истории.

 

 

"... Да воспримем усыновление"

Рождество Христово  это рождение Вечного Бога от человека, Матери, Пресвятой Девы, и вхождение Богочеловека в историю. Это то, чего не могли себе вообразить большинство мудрецов этого мира. Событие, которое сталь мигом реальности. Нетварный Бог становится «тем, чем Он не был» ради нашего спасения. Тот, кого не может вместить вселенная, «вмещается во утробе». Неограниченны Бог ограничивает Сам Себя в человеческой природе, которую Он воспринял от Пречистой Богородицы. На языке наших Святых Отцов это называется «снисхождение» (συγκατάβασις) Снисходит Бог. Тот, Кто превышает всякую меру и величину становится малым.  Не причастны никакой осязаемой силе становится осязаемым ощутимым и видимым. Почему? Для того, чтобы вступить в общение с нами. Это Бог переводит на наш собственный язык, чтобы мы могли бы Его принять и Его постичь. Если бы Он говорил бы с нами на небесном языке, то мы не смогли бы в Него уверовать, а посему Он говорит на нашем, земном языке (Ин. 3, 12) . Так Сам Бог совершает то, что человек не мог совершить потерпев неудачу.

 Человек был создан "по образу" Христа. Его первообразом (его «архетипом») был Христос, как Богочеловек. До этого «архетипа» должен был возвыситься человек. То есть ему необходимо было очиститься и возлюбить Бога настолько, дабы Бог мог войти в него и вселиться в него и чтобы в истории мог бы явиться Богочеловек. Уход от этого направления привел к падению человека. Несчастье человека лечит Божественная любовь. "Егда же прииде - определенное Богом – время домостроитетльнаго вочеловечения», «ниспосла Бог Сына Своего». Что означает: Бога сам пришел «по Своему изволению», как в точности будет сказано в Акафистном пении, ради нашего «искупления» от клятвы Закона и чтобы нам даровать всыновление. Вочеловечившийся Бог стал «под Законом», Он совершил все то, что требовалось ветхозаветным законом, и исполнил (Мф. 5, 17) весь Закон, оставаясь вдали от всякого греха. Таким образом, Господь пребыл вне проклятия Закона, который говорит: «Проклят всякий человек, кто не исполнит всех слов закона сего и не будет поступать по ним»  (Втор. 27, 26). Итак, Он исполнил весь Закон, искупляя нас от проклятия Закона, поскольку мы не могли никогда сохранить все его предписания. Освобождая нас от проклятия Закона и соединяя нас с Ним Самим через святое Крещение, Он дарует нам усыновление, он соделывает нас сынами Божиими по благодати. Итак, наше усыновление, наше соединение со Христом, наше обожение, является единственной целью Его воплощения. Он же является единственным «предначертанием» для человека, единственной целью нашей жизни.

Основание нашего спасения

Наш Христос воплотился "от Духа Святого и Девы Марии", Он родился свободным от всех последствий греха, болезни, смерти. Он как Бог воплотился, по своему человеколюбию (из любви к человеку), точно также из любви Он восприял последствия нашего греха, боль и смерть. Он воспринял всю человеческую действительность, кроме самого греха. Это Он совершает ради того, чтобы разбить наш грех и его следствия, идя даже на смерть по своей собственной человеческой природе. Посему Христос доходит и до страдании на Кресте. Поэтому беря на Себя наши грехи низошел вплоть до Ада. Он нисходит вплоть до последней ступени нашего собственного падения ради того, чтобы умертвить наш грех на Своем Кресте, дабы погребсти его во глубине ада, дабы воскресить человеческую природу во всей чистоте и просвещении, возводя ее вплоть до царства Троичного Бога во время Своего Вознесения. Итак вот почему Православие не ограничивается сентиментальностью, чувственным воображением, которые порождает крест, страсти Христовы, что имеет место вне его. Поэтому основанием нашего спасения является воплощение Бога Слова. Без Воплощения и Рождества немыслимо распятие Христа, смерть Его и воскресение. Прп. Максим Исповедник говорит, что воплощение Бога Слова является «блаженством, посредством которого все получило завершение». То есть ради вочеловечения появились все творения, поскольку обожение человека и освящение мира является единственной целью создания.

 

Участие во спасении

Бог Слово посредством Своего воплощения в своем Лице соединил созданное с несозданным, Бога с человеком. То, что, однако же, происходит в персональной человеческой отдельной природе Христа, это же самое происходит и в каждом из нас. Своим воплощением Христос соединил всех нас с Ним. Через Крещение наше мы становимся причастными событию воплощения, прививаемся обожженной человеческой природе нашего Христа, для того, чтобы погребстись (умереть) вместе с Ним, и вместе с Ним и воскреснуть. Для того, чтобы свершилось наше спасение необходимо чтобы и наша личность (наше я, наша воля) соединилась со Христом. И это происходит тогда, когда мы очищаемся от наших страстей и приемлем Святого Духа, чтобы ОН обитал в нас. На это нам сегодня указывает апостола Павел. Говоря о том, что мы удостоились стать «сынами» Божиими, он говорит, что в нас присутствует Святой Дух, Который молится в нашем (Гал. 4,6). Это «умная молитва», или же  «сердечная молитва», о которой говорят наши Святые Отцы. По благодати и содействию Святого Духа мы пребываем соединенными со Христом и вся наша жизнь освящается. По благодати Святого Духа мы становимся причастными спасению во Христе, спасающимися, обоживаемыми. Жизнь Церкви это непрестанная борьба верующего за то, чтобы пребывать во благодати Божией, чтобы быть во Святом Духе, чтобы освящалась вся наша жизнь, и личная и общественная. Дабы вся наша жизнь преобразилась в жизнь Христа.

 

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Павославны Апологет» 2016год.

Источник: Ορθόδοξος Τύπος, 18/12/2015

 



Подписка на новости

Последние обновления

События