Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь»

О Жертве Крестной

О сущности Крестной Жертвы Спасителя профессор А. И. Осипов говорит следующее: «Святые Отцы говорят, что Сын Божий соединился с человеческой природой во всем подобной нашей, кроме греха, то есть хотя и с первородным повреждением, но без родового греха и потому духовно совершенно чистой. Потому именно Крестными страданиями, а не Воплощением Господь исцелил это повреждение человеческого естества и воскресил его. Об этом читаем в послании к евреям: Ибо надлежало, чтобы тот, для которого все и от которого все (Бог), приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил (τελεíωσαι) – через страдания (Евр.2,10). Поэтому прп. Максим Исповедник и писал: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие».

«Смертность, тленность и подверженность страданиям – свойства падшей человеческой природы – являются тем наростом (кожаными одеждами – Быт. 3,21) на здоровом теле, которые Господь исцелил в воспринятой Им человечности и, таким образом, став новым Адамом, открыл врата Царствия Божия для всех живых и умерших, способных к новому, уже духовному, рождению».1

Более сжатым образом смыл Жертвы Спасителя профессор А. И. Осипов заключает в следующем: чтобы исцелить человека от смертности, тленности и подверженности страданиям, иначе от первородного греха, Бог Слово воспринимает в Свою Ипостась ту же что и у нас человеческую природу с первородным грехом и её Сам в Себе исцеляет.

Однако даже само понятие жертва в Библейском контексте имеет совершенно иное содержание. Сущность жертвы заключалась в выкупе чужих грехов и умилостивлении за них Бога. Тем более по всеобщему мнению Святых Отцов Церкви все Ветхозаветные жертвы прообразовали собой Жертву Христову. Исключение именно искупительного значения жертвы вообще, и Жертвы Христовой в частности – это грубейшая ошибка.

Содержание и смысл жертвы Христовой описывают многие Отцы Церкви. Но для более ясного понимания этого смысла мы сошлёмся на некоторых Святых Отцов и их творения, которые для Церкви Христовой имеют характер догматического канона.


 


 

Свт. Афанасий ВеликийСлово о Воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти.:

«Смерть превозмогла над нами по силе закона и невозможно было избежать закона, так как он по причине преступления, постановлен был Богом». Посему – то «Божие Слово сжалилось над родом нашим, умилосердилось над нашею немощью, снизошло к нашему тлению, не потерпело обладание смерти, и чтобы не погибло сотворенное, …приемлет на Себя тело, и тело не чуждое нашему…Посему, восприятое Им на Себя тело принося на смерть, как жертву и заклание, свободное от всякой скверны; этим приношением сходственного во всех подобных уничтожило немедленно смерть. Ибо Слово Божие, будучи превыше всех, и свой храм, Свое телесное орудие, принося в искупительную за всех цену, смертию Своею совершенно выполнил должное, и таким образом, посредством подобного тела со всеми святыми сопребывая, нетленный Божий Сын, как следовало, всех облек в нетление обетованием воскресения». И несколько далее он пишет: «… поелику надлежало заплатить долг, лежащий на всех, ибо должны были все умереть …приносит, наконец, и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой, чтобы всех соделать свободными от ответственности за древнее преступление…».2

Несогласие с пониманием профессора А. И. Осипова жертвы Христовой мы находим у того же свт. Афанасия и в этом же творении:

«Отчее Слово, когда род человеческий снизшел в тление, – не презрел его, но привзошедшую смерть стер приношением собственного Своего тела, нерадение же людей исправил Своим учением…».3

Святитель Афанасий Великий, говоря о необходимости жертвы Христовой, всегда подчеркивает следующее:

  • Эта жертва необходима для того, чтобы уничтожить тление и смерть в человеческом роде.

  • Это состояние человека, ставшее для него новым законом за преступление, должно быть уничтожено смертью.4

  • Для этого и понадобилось боговоплощение, в котором нетленный и бессмертный Бог приемлет «на Себя тело, которое могло бы умереть».5

  • Но чтобы отменить приговор смерти, приносимая жертва должна быть совершенно чистой и непорочной, «свободной от всякой скверны», дабы стать «искупительной за всех ценой».6


 

Свт. Кирилл Александрийский. Послание Кирилла, епископа Александрийского, к Несторию об отлучении (анафематизмы).

«Мы исповедуем, что Самый Сын, рожденный от Бога Отца, и Единородный Бог, хотя безстрастен по собственному естеству, однакож за нас пострадал плотию, по Писаниям, и в распятом теле безстрастно усвоил Себе страдания собственной плоти. По благоволению Божию Он принял смерть за всех (Евр. 2, 9), предав ей собственное тело, хотя по естеству есть Жизнь и Сам есть воскресение».7 И несколько ниже свт. Афанасий вполне конкретно говорит о заместительном характере жертвы Христа: «И что само Слово прияло на себя тело для принесения жертвы за подобные тела, это дают разуметь Писания, говоря: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той преискренне приобщишася тех же, да смертию упазднит имущего державу смерти, сиречь диавола …Ибо Слово, принесением в жертву собственного Своего тела, и положило конец осуждавшему нас закону».8


 

Святитель Кирилл Александрийский. Послание к Максимиану, епископу Константинопольскому.

«Ибо не отверзаются более уста, чтобы говорить против славы Спасителя нашего; не возвышается более рог того, кто привык это делать, и не изрекается неправда, чтобы отвергать Спасителя, искупившего нас. Ибо искупил нас Иисус Христос, единый и единственный и истинный Сын Бога Отца, не иcтленным серебром или златом (1 Петр. 1, 18), но положив душу свою за нас (Ин. 10, 15), принесшего самого Себя в жертву Богу в воню благоухания (Ефес.5, 2) и давши кровь свою в искупление за жизнь всех».9


 

Свт. Кирилл Александрийский. Против Феодорита. Анафематство 10-е.

«Божественное Писание говорит, что Христос был первосвященником и ходатаем нашего исповедания, что Он принёс себя за нас в приятное благоухание Богу и Отцу».10

Свт. Кирилл Александрийский. О воплощении Бога Слова. Прение.

«Вопрос: Зачем невместимый Бог вместился в девическом чреве?

Ответ: Затем, что Он благоволил искупить род смертных и привести его от работы к свободе».11


 

Свт. Лев Великий, папа Римский. Окружное послание святейшего папы Римского к архиепископу Константинопольскому Флавиану (каноническое):

«Таким образом, при сохранении свойств того и другого естества и при сочетании их в одно лице, воспринято величием уничижение, могуществом немощь, вечностью смертность. Для уплаты долга естества нашего, безстрастное естество соединилось со страстною природой, дабы один и тот же, Ходатай Бога и человеков, человек Христос (1 Тим, 2, 5), и мог умереть по одному естеству, и не мог умереть по другому, как требовало свойство нашего врачевания».12


 

Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. 16 омилия.

«…поскольку же человек, испытав на себе гнев Божий (гнев Божий заключался в том, что человек справедливо был оставлен Благим), был предан в плен дьяволу, то долженствовало человека примирить с Творцом, ибо иначе и не было бы возможным освободить его от онаго рабства. Следовательно нужда была в Жертве, примиряющей нас с высочайшим Отцом и освящающей, осквернившихся общением с лукавым. Значит, была нужда в жертве очищающей и чистой, но также нужда и в Священнике, и то – чистом и безгрешном».13

Относительно усвоения Господом нашего греха, иначе как говорит апостол Павел, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал 3, 3), Святитель Кирилл Александрийский дает следующее разъяснение:

«Нелепо же и бессмысленно дерзать, что Слово так соделалось плотью, как соделалось, – говорится о нем, клятвою и грехом: потому что Оно не соделалось самой клятвой, ни грехом, а только было вменено с беззаконниками, будучи праведным, дабы сделать недействительным грех; и назван клятвою благословляющий тварь, дабы разрушить клятву, тяготеющую над нами, и освободить от наказания верующих в Него».14

Иначе говоря, Господь, будучи неповинный греху ни личному ни первородному, был, как исполнивший закон, не повинен и клятве закона. Однако Он добровольно становится за нас всех клятвой «через повешение на древе», и тем самым «разрушил клятву»15, тяготевшую над всем человеческим родом.

Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении Православной веры» поясняет, что в домостроительстве спасения Господь совершает двоякое усвоение: естественное-существенное и личное-относительное.16 К категории относительного усвоения как раз и относится восприятие Господом нашего проклятия. То есть Господь неповинный такому проклятию по человечеству, Сам себя поставляет в разряд людей подлежащих наказанию. И неповинный претерпевает наказание и проклятие за подлежащих наказанию. Все это как раз и подходит под схоластический термин заместительной жертвы.

Относительно же безупречных и естественных страстей во Христе необходимо заметить, что их Господь вопринял всецело, но не как наказание за грех, поскольку Он является в силу бесстрастного бессеменного рождения непричастным тлению Новым Адамом. Эти непорочные страсти в отличие от простого человека во Христе не являлись почвой для умножения греха, а лишь «таинством милости».17 Эти страсти были во Христе «сообразно нашему естеству и превыше нашего естества». Превыше естества, поскольку его человеческая природа была всецело обожена18 с самого зачатия и естественная воля по человечеству желала всегда сообразного природе и не возбуждала порывы страсти, как это бывает в человеке. В человеческой природе Христа не было гномической воли явившейся в человеке вследствие преступления Адама, а была лишь естественная воля, всегда желающая того, что желает Божество. По этой причине, в частности, Господь как неповинный греху не находился во власти и смерти. Смерть Его была исключительно добровольным шагом.19


 

Исходя из творений Святых Отцов необходимо заключить:

  • Вся земная жизнь Христа Спасителя, от Его бессеменного зачатия, вочеловечения, и до Воскресения и Вознесения является искупительным подвигом, который Им понесен за род человеческий.

  • Сам Господь по человеческому естеству свободный от всякого греха, скверны и порока становится Жертвой безмерной цены за весь род человеческий.

  • Крестная Жертва Христа Спасителя является искупительной, разрушившей окончательно власть над нашим естеством дьявола, греха, клятвы, смерти.

В творениях Святых Отцов мы нигде не найдем представленного А. И. Осиповым учения о Жертве Христовой как исцелении собственной поврежденной природы. Оно неизбежно должно привести к чисто несторианской христологии, которая во многом воспринята лютеранами.

В Боговоплощении происходит всецелое обожение воспринятой Христом общей для всех людей природы, т.е. её исцеление. И это потому, что главной причиной смерти человека была его духовная смерть. Под духовной смертью Святые Отцы Церкви всегда понимали отпадение человека от Бога, потерю Его живительной благодати.20

«Ибо как оставление тела душею и отделение от него, является смертью тела, – замечает свт. Григорий Палама в своей знаменитой 16 Омилии «О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа», – так и оставление души Богом и отделение ея от Него, является смертью души».21

Что же касается слов прп. Максима Исповедника о непреложности человеческого произволения, явленной во Христе, то необходимо заметить следующее:

  • С самого Своего рождения во Христе ипостасно соединившиеся две природы, Божеская и человеческая, обладали природным совершенством (Орос IV Вселенского собора).

  • Совершенство человеческой природы во Христе означает: её полноту, её непорочность и чистоту, (см. Послание свт. Льва Великого к Флавиану и Юлиану епископу Косскому).

  • В силу ипостасного единения двух природ, последняя была всецело обожена.

  • Непреложность человеческого произволения во Христе была явлена в силу безупречности и всецелой непорочности его естества благодаря бессеменному сверхъестественному зачатию и рождению.

  • В силу всецелой обоженности человеческого естества, воспринятого в ипостась Бога Слова, а потому украшенного нетлением (16 омилия Свт. Григория Паламы).

  • Его богомужная душа была неприступна для внушений дьявольских (16 омилия).

  • Господь не сам в Себе исправляет наше непослушание, а подает нам пример в добродетельной жизни, во всем являя послушание и непреложность произволения.

  • Прп. Максим также пишет, что Господь «не воспринял моего греха и не стал им, но ради меня Он стал грехом, т.е. стал тлением естества»22, т.е. по домостроительной икономии претерпевает наказание за грех, будучи неповинен ни в чем.

  • По Воскресении Своем Господь являет в человеческой природе своей полную свободу от первого тления.

  • По Воскресении Своем Господь являет нетление своего человеческого естества не по причине якобы достигнутого совершенства, которым Он не обладал, а по причине завершения божественного домостроительства о спасении человека.

  • В таинстве же Крещения Господь каждому из нас сообщает освящение и благословение и подает усыновление Богу.


По воззрению очень многих Отцов Христос проходит путь Адама. То есть Христос воспринимает полноту человеческой чистой и неповрежденной природы (вопреки учению Аполлинария) и в ней по человеческой природе совершает то, что должен был совершить Адам еще в раю: проявляет всецелое послушание воле Божией, изглаживая наше непослушание, или, иначе, являет нетление произволения. Наши тленность и смертность являются в человеческой природе Богочеловека по икономии, ибо Он, в силу непорочного рождения, свободен от клятвы закона. Тленность и смертность Святые Отцы рассматривали как покров Божества, благодаря которому через человеческое естество Сам Бог вступает в битву с дьяволом за весь человеческий род23. Его тленность и смертность стали приманкой для дьявола24, ухищрения и соблазны которого Богочеловек побеждает своим человеческим произволением, отвергая всякий прилог врага. А неправедное осуждение Спасителя на смерть стало причиной отмены приговора, лежащего на всем человеческом роде.25

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1А.И. Осипов. Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 52-53

2Святитель Афанасий Великий. Творения . Спасо-Преображенский Валаамский монастырь., т. 1. Слово о воплощении Бога Слова, 6, 8, 9 и 20 гл., стр. 216, 217

3Указ. Сочин. 10, с. 203

4Там же, с. 201

5Там же, с. 202

6Там же, с. 202

7Деяния Вселенских соборов. СПб. 1996, т.1, 1, 2, 3 Вселенские соборы., с. 194

8Там же, с. 204

9Там же, с. 515

10Там же, с. 466

11Деяния Вселенских соборов. СПб. 1996, т.1, 1, 2, 3 Вселенские соборы., с. 474

12Деяния Вселенских соборов. СПБ. 1996, т. 2, IV Вселенский собор, Халкидонский, с. 233

13Свт. Григорий Палама. Беседы (Омилии). М. Паломник. 1993, ч. 1, с. 165

14Деяния Вселенских соборов. СПБ. 1996 , с. 417-418

15Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на послания апостола Павла. Скит. , с. 299

16Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб. 1913, т.1. Точное изложение Православной веры, кн.3, гл. 25. Об усвоении, с.291

17Проповедь на Рождество Христово 25. Цит. по Задворный А. В. История Римских пап. М. 1999, т1, с. 303

18Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. Сочин. Кн.3, гл. 17 О том, что в Господе естество плоти и воля обожествлены, с. 279

19Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. Сочин. Кн.3, гл. 22, с. 286 «Ибо по собственной воле Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер». свт. Григорий Палама: «…ради этого Он подверг Себя смерти, которой не был должен». Омилия 16, с. 169

20См. свт. Григорий Палама. К инокине Ксении. Добротолюбие. СТСЛ. 1992, т. 5

21Беседы (Омилии) свт. Григория Паламы. М. Паломник. 1993, ч. 1, с. 157

22Прп. Максим Исповедник, Вопрос 52 к авве Фалассию. Творения, т.2. М., «Мартис», 1992, с.129

23Свт. Григорий Палама 16 омилия, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Григорий Двоеслов, папа Римский, свт. Иоанн Златоуст и т.д.

24Свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Палама.

25Свт. Кирилл Александрийский. О вочеловечении Господа. Святоотеческая хрестоматия. М. 1895, с. 449

 



Подписка на новости

Последние обновления

События