Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О критериях православного богословия

Прежде чем перейти к критическому анализу, остановимся на такой немаловажной проблеме как критерии богословия. Позволим себе начать с цитации на наш взгляд весьма глубокой и содержательной мысли архимандрита Софрония (Сахарова): «Церковь как хранительница полноты откровения, своими догматами не позволяет перейти установленные границы. Она удерживает ум человека как бы в тисках, от которых он не может высвободиться так легко. Для этого уму необходимо оставить всякое движение в плане мышления и подняться горе, ввысь, - в другую сферу».1

Далее, касаясь богословской науки как способа раскрытия догматических истин в формах доступных для человеческого разума, архимандрит Софроний замечает следующее: «Во все времена развитие богословской науки ставит перед собой, в сущности, единую задачу: сделать неизменные догматические истины доступными для человеческого разума, «переводя» их на язык, приспособленный к нуждам тех, для кого они предназначены. Но заметим ещё раз, вся «проблематика» отпадает сама собой, как только человек достигает непосредственного видения Бога».2

Итак, под богословием необходимо понимать способ и метод, с помощью которого Церковь Христова, прежде всего через её Святых Отцов и учителей, Духом Святым раскрывала догматические истины и формулировала их в доступных для человеческого понимания формулах. Святитель Григорий Палама, один из величайших отцов Церкви, подлинным богословием называет то, в основу которого полагается боговидение. Он не отвергает богословие в форме философии, т.е. доказательства и опровержения. Однако, это теоретическое богословие только тогда имеет верное содержание, когда со смирением следует Святым Отцам, опыту Церкви.3

Поэтому совершенно справедливыми являются слова архиепископа Филарета (Гумилевского): «Язык догматики должен быть точный и ясный».4 Уклонение от ясности, которое свойственно современному богословию, является плодом не только отсутствия благочестивой жизни, но и потери доверия в источникам догматического богословия.

Итак, деятельность мысли человека в области веры ограничена догматами. Свободу мысли человек получает лишь тогда, когда сам человек, очистив ум и сердце многолетним подвигом восходит на вершину богозрения и боговидения. Лишь в этом состоянии человек получает от Бога особые благодатные дары рассуждения и познание истины, имеет умное духовное чувство5, различать добро и зло6, знать волю Божию7 и богословствовать.8 Это умное чувство истины можно рассматривать в качестве внутреннего непогрешимого интуитивново чувства, которое является принадлежностью исключительно лишь величайших строгих аскетов-подвижников.

Но поскольку такое благодатное состояние требует интенсивного подвига, и достигают его лишь небольшие единицы, то в большинстве случаев доступным остается лишь теоретическое богословие. Но именно оно также, как мы уже прежде говорили, должно двигаться в определенном русле, ключе.

И в данном случае непогрешимыми ориентирами для богословия являются постановления Вселенских соборов, ряда поместных соборов, принцип согласия Отцов Церкви (consensus patrum) по конкретным вероучительным истинам. К категории символических книг-текстов, которые в точности выражают православное вероучение необходимо отнести некоторые конкретные догматические послания Святых Отцов Церкви, которые внесены в деяния Вселенских соборов и рассматривались этими соборами в качестве меры православия. В области, например, христологии таковыми являются: послания свт. Кирилла Александрийского к Несторию, его 12 анафематизмов на Нестория и 12 глав на Феодорита Киррского, окружное послание свт. Льва Великого архиепископу Константинопольскому Флавиану. К категории выразителей священного предания относятся и решения Великих Константинопольских соборов XIV столетия в связи с паламитскими спорами, а также соборные определения соборов XVI и XVII веков по догматическим и каноническим вопросам. Выразителями православного вероучения являются и Символические книги XVII-XIX веков.9 Относительно понятия догмат мы придерживаемся на наш взгляд совершенно точного высказывания профессора патрологии Императорской Казанской Академии А. Ф. Гусева, что догматом необходимо считать не только лишь решения Вселенских соборов, но и всё то, о чем имеются ясные единогласные свидетельства древних Отцов Церкви.10

Здесь же заметим, что некоторые Вселенские соборы определили и круг Святых Отцов, учению которых следует Церковь.

На Пятом Вселенском Соборе было принято определение: «Итак, мы во всём следуем Святым Отцам и учителям Святой Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову и Григорию Нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и мы принимаем всё, что они написали и изложили об истинной вере и об осуждении еретиков».11

Ошибочность позиции того или иного богослова может быть легко выявлена благодаря замечательной подсказке, которую дает «Православия святильник», «проповедник благодати» святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. Он в своем выдающемся труде «В защиту священнобезмолствующих» пишет: «Правомыслящим небезызвестно, что все святые – одни уста, движимые одним духом».12 Следовательно, позиция богослова, которая строится на необязательности для вероучения высказываний признанных святых Отцов, и если богослов преподносит учение Святых Отцов Церкви вроде мозайки частных мнений – то это верный признак неправомыслия и ошибочности взглядов богослова независимо от того заслуженный он профессор или нет.



СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Архимандрит Софроний (Сахаров). Единство Церкви по образу Святой Троицы. //Рождение в царство непоколебимое. М. Паломник. 2000, с. 63

2Там же, с. 63

3См. Ἀρχιμανδρίτης Γεώργιος. Ὀ Ἅγιος Γρηγόριος ο Παλαμᾶς διδάσκαλος της θεῶσεως. Εκδ. Ι. Μ. Οσιου Γρηγοριου. Αγιον Ορος. 2000, σελ. 54

4Архиеп. Филарет (Гумилевский). Православное догматическое богословие. Чернигов. 1865, с.15

5См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 26: 22. Сергиев-Посад, 1908, с. 179-180

6См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица, Слово 26: 1, с. 175

7См. прп. Иоанн Лествичник. Лествица

8О даре богословия весьма подробно пишет блж. Диадох, епископ Фотикийский.

9По поводу их вселенского авторитета смотрите также статью проф. А. Ф. Гусева.

10А. Ф. Гусев. Старокатолический ответ на наши тезисы по вопросу о filioque и пресуществлении. Православный собеседник.1903, ч.1, с. 94

11Cм. Диспут с Пирром. прп. Максим исповедник и христологические споры VII столетия. М. 2004, с. 248

12Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. Канон. 1995, с. 150. триада 2, 1

Иеромонах Сергий (Троицкий), кандидат богословия
ответственный редактор интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»



Подписка на новости

Последние обновления

События