И комментарий Апологета
|
Главная страница
Лактионова Н. Я.
Стоит ли Болонская система российского образования?
И комментарий Апологета
Несмотря на то, что либеральные идеи не приживаются на российской почве, российская политическая элита по-прежнему отворачивается от традиционного. Продолжается губительное встраивание России в глобальный мир. Осенью 2003г. наша страна присоединилась к Болонской декларации, провозгласившей создание единого образовательного европейского пространства к 2010 году. Под предлогом мировой интеграции и глобализации российской образовательной системе навязываются американо-европейские стандарты. Евросоюз в проекте своей конституции отказался от христианских ценностей. ЕС - это глобалистская структура, предполагающая отход от корней и традиций. И сегодня Россия переводит свою образовательную систему на ту, что принята в ЕС. Она обязуется имитировать чужую систему, принципиально иную - универсальную, антихристианскую. Выстроенная по Болонскому образцу образовательная система может только исказить образ Божий в Человеке. Мы будем готовить неких граждан мира, не обремененных ни духовно-нравственными ценностями, ни любовью к Отечеству. И здесь речь идет о разрыве традиции. К сожалению, никакого серьезного общественного диалога в связи с предстоящей заменой модели отечественного образования не было. А он крайне необходим.
Российская образовательная система складывалась столетиями. Она имеет свою преемственность и мировое признание. Наша система образования - необходимое условие воспроизводства традиционной культуры. Внедрение принципов Болонской конвенции прерывает отечественную культурную традицию в системе нашего образования.
Болонский процесс призван разрушить отечественную систему высшего и в первую очередь фундаментального образования. Но здесь все взаимосвязано и средняя школа, естественно, в стороне не останется.
Еще со времен «перестройки» из системы отечественного образования была изъята необходимая воспитательная компонента. Воспитание - это неконъюнктурно. Нравственность не приносит прибыли. Рынок задает свои параметры нашей образовательной системе. Коммерциализация образования предполагает, что учитель становится участником рыночного процесса и перестает быть носителем нравственных ориентиров для ученика.
Сегодня задачей нашей официальной политики становится внедрение специально разработанных методик, направленных на снижение уровня образования. Причем особое место в этой политике отводится системе тестирования, которой, начиная с 90-х годов, повсеместно подменяют привычный экзамен. На тестах базируется ЕГЭ, единый госэкзамен, который призван чохом определять способности будущих физиков, врачей и музыкантов. Вслед за обозревателем учебных пособий газеты «Первое сентября» И.Смирновым, приведем пример теста по обществознанию: «За нарушение норм морали человек несёт: а) юридическую ответственность; б) моральную ответственность; в) личную ответственность». И если школьник позволит себе роскошь задуматься, что моральная ответственность - конечно же, личная, то он должен нажать две кнопки - и ответ ему не зачтут. Очень многие базовые понятия не имеют однозначных определений, а их пытаются втиснуть в рамки некой формализованной угадайки. Кроме того, сознание учащегося засоряется знанием неверных решений, так как в поисках правильного ответа он должен знакомится с неправильными. Естественно предположить, что господа реформаторы, получившие нормальное образование, не могут не видеть грядущие последствия навязываемых ими образовательных новшеств.
Образование в нашей стране всегда было в определенном смысле элементом культуры, и задачи нашей образовательной системы определялись необходимостью передать новому поколению базовые ценности, сформировать у него целостное образное мышление, воспитать творческую личность. Наша педагогическая традиция всегда использовала системный подход в области образования, формировала личность с целостным творческим взглядом на мир. В то время как западная культура, в первую очередь, предполагала воспитание потребительского сознания и непременной толерантности.
В медицине и в биологии толерантность обозначает гибельные процессы. Отсутствие иммунитета, нежелание организма сопротивляться патологии. Сегодня толерантность навязывается не только по направлениям: национальность, пол, религия. Толерантность сегодня- это генеральная линия. Она внедряется не только в нашу образовательную систему. Вот слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, произнесенные им в ноябре 2007 года на соборных слушаниях в рамках выставки-форума «Православная Русь». Цитирую: «В последние годы происходит стремительная трансформация этических норм, влияющих на жизнь общества, появляются новые этические взгляды, которые как бы внедряются в политическую и правовую систему государства, а значит становятся обязательными для всех граждан».
В конечном итоге толерантность - это призыв смириться со злом. Это лжемораль и подчинение злу. У нас в основе государственной идеологии лежит либеральная идея со всеми известными ее атрибутами. И она формирует такие этические нормы в обществе, которые порождают нравственную недееспособность того же учителя, медика, журналиста или ученого. Кстати, в Советском Союзе подобного не было. Мы воспитывались на классических образцах русской литературы, вобравшей в себя христианскую этику. Сегодня нам надо отказаться от огульного охаивания нашего советского периода, где в обществе, несомненно, был нравственный стержень, и очень многое из педагогического опыта совсем не далекого прошлого можно было бы использовать в нашем настоящем. Это сохранило бы и некую преемственность образовательного опыта разных поколений.
Многие слышали, как легко усваивают дети школьный материал, изложенный в старых советских учебниках (у кого они, по счастью, сохранились). В пример можно привести, положим, тот же учебник физики Перышкина, по которому училось не одно поколение наших школьников. Те учебники были методически тщательно выверены, грамотно построены, базировались на системном подходе при передаче знаний. Сегодня, напротив, материал подается фрагментарно, не складывается ни в какую систему.
В образовательную систему всех уровней необходимо возвращать воспитательную компоненту. Однако сегодня происходит противоположное - внедрение системы тестирования будет постепенно вытеснять из школы и студенческой аудитории личность преподавателя. Идет разрушение главной связки учитель-ученик. И надо стремиться к тому, чтобы этот процесс был остановлен. И еще: У нас всегда была сильная инженерная школа, естественно-научные направления. Специалисты по инерции выпускаются однако в условиях сырьевой модели экономики и идут преимущественно в торговлю со всякими вариациями.
Зависимые от денежных поступлений частные вузы в современной России заинтересованы выпустить студента независимо от качества его знаний. Естественно, нельзя говорить огульно. Несомненно, есть и достойный опыт. Тем не менее, наше коммерциализированное высшее образование девальвировано самой возможностью его положения даже без посещения ВУЗа как такового. На Рождественских чтениях прошлого года (2007г.) выступала преподаватель одного из Сибирских институтов, которая говорила о том, что у них обучаются студенты, которые читают по слогам. Из своей собственной педпрактики: мне, к сожалению, пришлось наблюдать следующее: отдельные студенты приходили сдавать экзамен с вырванной из учебника страницей текста и попросту его зачитывали. То есть не проделывается ни малейшей работы, текст даже не переписывается. И в этих руках наше будущее?
Сегодня можно ставить вопрос как о профанации, так и обо все меньшей доступности качественного образования. В целом высокие образовательные стандарты отечественной системы утрачиваются. Системные знания заменяются набором разрозненных сведений. Переход на двухуровневую систему образования снижает качество подготовки специалистов. Болонская модель совершенно не соотносится с нашими традициями, и в России бакалавров всегда будут считать дипломированными неучами.
И еще; не могу не коснуться проблемы преподавания основ православной культуры. Введение этого предмета в школьную практику - это несомненная угроза существованию американских «ценностей» в нашем обществе. Однако с сожалением могу отметить, что каждый год на Рождественских чтениях, на Всемирном русском соборе, на прочих конференциях, организуемых православной общественностью, поднимается вопрос о необходимости внедрения в образовательный процесс основ православной культуры, и ничего не меняется, особенно в столице нашей Родины - Москве. Видимо, нужны какие-то целенаправленные акции. Мы должны быть, наверное, более настойчивыми.
Есть еще малосимпатичная тенденция якобы привлечения в науку молодых. Вместо того Лютеранская церковь Святого Михаила чтобы достойно платить ученым, сделана ставка на молодость. В академических институтах сегодня вводятся доплаты к заработной плате для сотрудников, не достигших 35-го возраста. Здесь сразу реализуется порочный принцип - неравная оплата за равный труд. Да и труд, как правило, неравный. В России всегда поощрялся опыт, наработанное мастерство. А сейчас все перевернуто с ног на голову. Молодежи надо дать возможность заработать, не унижая старшие поколения. В конце концов, возможны иные способы - гранты и пр., а не откровенная разница в окладах.
В высшую школу сейчас в принципе молодежь идет. Хуже с академической наукой, массовый разгром которой за счет небывалых сокращений под предлогом увеличения научных ставок происходит сегодня. Причем даже после увеличения окладов в науке последние по-прежнему продолжают оставаться неприличными. В вузах, повторяю, молодежь есть. И тем не менее в отдельных учебных заведениях из молодежи стараются сделать особую касту. В некоторых вузах наметилась такая же тенденция, как и в Академии Наук. Речь идет о доплате молодым. Некая пенсия по молодости. И как этот молодой будет относиться к заслуженной профессуре? Какая тут может быть связь поколений? Какая передача опыта и уважение к старшим по званию? И я уже не раз слышала от коллег жалобы на циничность и высокомерие такой молодежи. Это прямой путь к уничтожению научных школ, из тех которые еще существуют. Это разрушение традиционного - передачи опыта, уважения к заслуженным работникам науки и образования. И опять-таки унижены старшие поколения. Православная церковь за грех считает непочтение старшим. И сегодня наша система способствует формированию у молодых этого греха.
И еще вопрос: такого рода доплаты обусловлены стратегической задачей привлечения молодежи в сектор науки и образования или речь идет о целенаправленной политике искусственного замещения кадров, так как молодежь гораздо успешнее может быть встроена в систему глобалистских общеевропейских образовательных стандартов, чем старшее и среднее поколения, сформированные традиционной (и, как известно, признанной в мире) отечественной системой науки и образования.
В современной России идет масштабный развал академической науки, который происходит за счет небывалых сокращений под предлогом увеличения научных ставок. Причем даже после увеличения окладов в науке последние по-прежнему продолжают оставаться неприличными. Здесь надо отметить, что простым повышением зарплаты невозможно решить кадровые вопросы в научной и образовательной сферах. Одним из главных факторов ухода молодежи из науки помимо низкой зарплаты является «снижение мотивации», профессиональная деградация научных коллективов, устаревшее оборудование, отсутствие интересных научных задач, и, соответственно, перспектив развития отечественной науки. Поэтому меры по возрождению российской науки должны быть комплексными. Поддержка молодых ученых, несомненно, нужна, но необходима взвешенность. Надо дать возможность молодежи заработать, а не получить в науке некую дотацию. И в этом случае в научные коллективы будет приходить, действительно, увлеченная и готовая заниматься исследовательской деятельностью молодежь.
Нам, видимо, каждому на своем месте надо научиться отстаивать те христианские ценности, которые сегодня изымаются из нашей образовательной системы, вытесняются некими заданными универсальными стандартами. И, к сожалению, наш учитель или преподаватель высшей школы нередко сам находится в плену этого универсализма. Он стремится быть современным, соответствовать новым веяниям, и в результате такой учитель, сам не имеющий опоры под ногами, никак не может повлиять на становление достойной Личности или может повлиять только со знаком «минус». Сегодня родители объединяются в общественные организации, которые пытаются отстаивать духовно-нравственные ценности. Многое сделано на этом пути. Но в масштабах страны - мало. Наших детей уродуют в современной школе, а голоса православной общественности почти не слышно. И еще мы перестали делать нашим детям замечания. Сегодня - резкая граница «мое - не мое». Общество атомизировано, ближнего никто не замечает, и мы не замечаем пропадающих детей, которые курят, сквернословят – и до них никому нет дела. Мне приходилось слушать воспоминания знакомых, чье детство пришлось на послевоенное время. Какими защищенными и счастливыми себя чувствовали дети той послевоенной поры? Для них каждый взрослый был как отец и мать. Не было равнодушных. Среди тех выигравших страшную войну победителей жила Любовь. Все чувствовали ответственность за всех, и за детей особенно. Все это во многом сохранялось и позднее. И ту любовь к ближнему и ответственность за ближнего формировала вся система воспитания. Помощь отстающим, неравнодушие к слабым, шефство над малышами, ответственность за стариков. И это все у нас было. И было недавно. И это необходимо вспомнить. И необходимо преодолеть эту нашу теперешнюю, я бы даже сказала, внедряемую сознательно как норму теплохладность. Конечно, сегодня есть подвижники, но общество в целом равнодушно.
Культивирование греха в современной России считается нормой. Тем не менее, в Беларуси, например, не слышно сквернословия, а в Белгородской области губернатор Евгений Савченко штрафует за мат. Вслед за Белгородом на путь принудительного исправления речевой культуры вступили власти Липецкой области: там могут оштрафовать не только за мат, но и за брошенный окурок. Но далеко не везде есть ответственные губернаторы и президенты, подобные Лукашенко. Наши дети и мы сами продолжаем жить в атмосфере сквернословия и грязи, которая становится для нас средой обитания и мерой, привитой нам не нашей толерантности ко греху. Нужны инициативы снизу. Общество должно научиться оказывать давление на власть в плане необходимости включения в современную жизнь определенных нравственных регуляторов
От редакции «Православного Апологета»:
Богословское образование не должно превращаться в бессистемную кашу и в бездуховное.
Мы в свою очередь выражаем крайнюю обеспокоенность необдуманным нивелированием и духовного образования в Болонскую систему. Процесс этот стал набирать силу в особенности после речи Его святейшества перед ректорами Духовных школ РПЦ. Высказанные же госпожой Ларионовой самым непосредственным образом касаются и духовных школ нашей Русской Церкви. В одной из своих речей Его Святейшество выразил свое беспокойство нежеланием студентов Духовных школ принимать священный сан, резким сокращением желающих принимать монашество. Все это имеет свои причины не только в развращенной окружающей обстановке, той среде, в которой приходится христианину жить. Что касается монастырей, то мы должны подчеркнуть самое главное – насаждение в монастырях нездорового климата безоговорочного послушания, как правило, бездуховным игуменам-администраторам. Последние в свою очередь совершают самое главное преступление – насаждение неуважение к старым и опытным насельникам, низводят до нуля авторитет духовников. И следствием этого является выхолащивание подлинного монашеского подвижнического духа, который не мыслим без правильного и опытного окормления с любовью и молитвой тех, кто искренне стает на путь священнейшего монашеского делания. Относительно же духовных школ необходимо сказать, что уже нынешняя программа не только не предполагает воспитывать в студентах пастырей и даже в подлинном смысле христианина, а наоборот, акцентируя внимание на количестве предметов, а не на их качестве, даются самые крайне поверхностные знания по фундаментальным богословским дисциплинам. Кроме того, отсутствие правильного воспитания, хорошего коллектива классных наставников, которые бы имели голос не только на педагогическом совете, но и на совещаниях при ректоре, превращает духовные школы в бездуховные, в которых господствует дух формализма, а назначение на ответственные послушания производятся исключительно по каким-то тайным пристрастиям и по тщеславию. И самое главное, в духовных школах окончательно исчезает дух академической учености. В духовных школах важно восстановить все принципы здорового и отеческого академизма, основанного на фундаменте любви в святоотеческой аскетике и догматике. Требуется резко сократить спектр обязательно сдаваемых дисциплин, которые не относятся к богословской науке. Важно поощрять изучение классической филологии (греческий и латынь) и истории (Древней Греции и Рима), античной философии, риторики и т.д. Без этих предметов, закладывающих фундамент для усвоения святоотеческой понятийной терминологии и языка греческого святоотеческого богословия, невозможно говорить о получении правильного богословского образования. Оно не должно представлять собой, как сегодня, бессистемную кашу. Мы надеемся, что Его святейшество обратит внимание на наши замечания. В противном случае богословское образование приведет лишь к той же, а может быть и еще более тяжелой, катастрофе 1917г.
|
|
© 2007-2018 «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна. Принимаются на рассмотрение совета интернет-содружества «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ» востребованные статьи и материалы, замечания и предложения, от преподавателей и студентов и всех благочестивых православных христиан, способных помочь и стремящихся содействовать хранению чистоты Апостольского Кафолического Православного вероучения. Все замечания и предложения просим присылать по почте: mail@apologet.spb.ru |