Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕВГЕНИК :

 ИСПОВЕДНИК ПРАВОСЛАВИЯ

ΑΓΙΟΣ ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ: Ο ΟΜΟΛΟΓΗΤΗΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ

 

Лаброс К. Скодзу, богослов –преподаватель

/images/st/2012/img_2012_cf1bad3d6b14168f1987989797552c7c.jpg

19 января (1 февраля по гражданскому календарю) наша Церковь празднует священную память одного из самых великих исповедников нашей веры, святителя Марка Евгеника. В ту критическую эпоху Божественный промысл выдвинул великую личность, которая защитит и спасёт Православие.

Свт. Марк родился в 1392 году в Константинополе от благородных и благочестивых родителей, которые его вырастили и его в наставлениях Господних и дали высокое образование.  Он был крещён с именем Эммануил. Его родители проявили заботу о том, чтобы ему весьма хорошее образование. Собственная школа его отца сыграла для него определяющее значение в духовном пути. К сожалению он остался сиротой вместе со своим братом Иоанном, ибо их отец скончался, когда они ещё были детьми. Его мать проявила заботу о том, чтобы он учился у выдающихся учителей того времени, как например, знаменитый Иоанн Хортасмен, в последствии ставшим митрополитом Силиврийским, а также у известного математика и философа Георгия Гемиста-Плифона, ранее уклонившегося в язычество.

В самом начале юный Эммануил он усвоил школу своего отца и ей придал блеск, сосредотачивая своё внимание на её ревностных и серьёзных учениках, как Георгий Схоларий, ставший в последствии первым Вселенским патриархом после падения Константинополя. Однако божественная пламенная любовь к монашеской жизни привела Эммануила к тому, что он оставил школу и всё что в мире, и становится монахом, принимая имя Марк. Он уезжает на остров Антигону, один из Принцевых островов, где он на протяжении двух лет живёт в подвиге. Потом он возродил монастырь святого Георгия Манганского в Константинополе, где он продолжал свою подвижническую жизнь и был рукоположен в пресвитера, не без принуждения. Там он обрёл славу хорошего духовника к которому прибегали тысячи человек для того, чтобы испросить его помощи. Там свт. Марк написал множество своих богословских и антиеретических трудов, главным образом против еретиков Латинян и противников свт. Григория Паламы.

В 1436 году Алесандрийский патриарх определил ему быть представителем своим на соборе, который созывался ради соединения Церквей. В то же время император Иоанн Палеолог вынудил его воспринять вдовствующую митрополичью кафедру города Ефеса. Параллельно император определил его быть главным экзархом на соборе, потому что он проявлял к нему уважение, а также он надеялся на то, что он сыграет первоочередную роль  на этом решающем соборе. Таким образом, свт. Марк был вынужден  быть в составе православной делегации и императора и последовать в Феррару в Италии, где началась работа собора. Он пришёл с наилучшими предложениями к неумолимым папистам, которые начали оказывать сильное давление относительно соединения на основании их собственных позиций. Одним из аргументов было оказание помощи Византии, которая находилась в крайней опасности вот-вот оказаться в руках захватчиков.

Многие православные расценивали позицию святого Марка как склонную к уступчивости. Но весьма скоро оказалось, что он был глубоко  предан Православию. Святитель  Марк чётко и с помощью кристально чистого слова стал разбирать одно за одним нечестивые учения Латинян, которые являлись препятствиями для столь вожделенного соединения обеих Церквей. Это воодушевило  православных и лично самого императора, который надеялся на то, что можно убедить еретиков Латинян. Однако же напротив, он у Латинян вызвал антипатию и раздражение, они оставались упорными и неуступчивыми в своих позициях и начали коварным образом, тайно и неэтично стараться остановить свт. Марка. Они стали применять тактические виды ложных обвинений и клеветы. Даже в оборот были пущена брошюра на 54 страницах,  в которой указывались еретические учения православных! Неэтичная и сопряжённая с давлением позиция Латинян привела в гнев православных, которые окружали свт. Марка. Император под давлением заставил подписать унию, поскольку  атаки и нападения турок становились всё более сильными. Но некоторые православные  сбежали с собора, чтобы избежать невыносимого давления. Поэтому собор был перенесён во Флоренцию для того, чтобы избежать  ухода собора. Параллельно латиняне начали политику сурового давления, лишая питания неискусных и беспомощных православных! Многие умерли от  голода и нужды, а многие стали вместе исповедовать веру с Латинянами, как например, известный епископ Никейский Виссарион, который был провозглашен кардиналом! В отношении свт. Марка Латиняне распространили слух, что он сошёл с ума и что не следует его брать для серьезных вопросов! Конечно, когда он назвал папистов еретиками, то ему стали угрожать и некоторые подняли на него руки!

После этих невыносимых тягот и давления 5 июля 1439 году была подписана уния после невероятного давления на православных, которые подписали документ из боязни императора, в соответствии с указаниями папистов. Они поспешили сообщить папе о достижении унии, но когда ему сообщили, что свт. Марк не подписал документ об унии, он воскликнул: «Итак, мы ничего не сделали!» Преисполненный презрения и неизреченной ярости, папа потребовал от императора предать суду свт. Марка и его извергнуть из сана!

Но возвращение православных в Константинополь  вызвало  у многих к ним подозрение и недовольство. На городском причале их ожидал сплочённый в единое целое верующих народ Царьграда, который членов собора предал анафеме за предательство их посредством подписания унии!. Совершенно иначе ими был принят свт. Марк – принят как исповедник Церкви!

Свт. Марк переехал в Ефес, где на протяжении краткого времени он нёс своё пастырское служение в захваченной турками епископии. Униатствующие в сотрудничестве с турками захотели его убить, и свт. Марк, утруждённый и болезненный, принял решение переселиться на Святую Гору. Однако в конце концов он был схвачен на о. Лемнос, где он был опознан и схвачен, а потом заключён в тюрьму, где он пробыл в течение двух лет в соответствии с указом императора. Затем он был насильно переселён в Манганский монастырь в Константинополе, где он занялся борьбой с папизмом.

Свт. Марк скончался 23 июня 1444, не дожив до 52 лет. Наша Церковь сразу же провозгласила его святым и исповедником.

Источник: http://aktines.blogspot.gr/

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год



Подписка на новости

Последние обновления

События