Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Свидетельство Православия: Святейший Патриарх Алексий II во Франции 1-4  октября 2007г. и провокационные заявления Российских СМИ.

 

В ходе визита Его Святейшества во Францию, им был посещён кафедральный собор Парижской Богоматери, где хранится одна из величайших святынь христианства Терновый венец Христа Спасителя. Терновый венец СпасителяЭта святыня была принесена во Францию после завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году. В Париж терновый венец был доставлен королём Франции Людовиком Святым. Терновый венец обычно выносится для поклонения верующим по пятницам Великого поста и в Великую Пятницу. В остальное время он хранится в сейфе и не выставляется. В собор Парижской Богоматери Терновый венец был передан в 1804 году.

В ризнице собора хранятся также и другие святыни, привезённые королём Людовиком: Палатинский крест с частицей Животворящего Креста Господня (7 частей) и один из гвоздей Спасителя. Семь частиц Креста Господня хранятся под крестом-реликварием с золотой пластиной на которой есть надпись на греческом языке, указывающая на первоначальную принадлежность святыни византийскому императору Мануилу Комнину.

Сам Терновый венец представляет собой пучок сплетённых между собой прутьев, но без шипов, которые были как величайшие святыни розданы в разные храмы ещё в древности. К ним добавлено несколько веточек зизифуса (ароматическое растение ююба). Он заключён в хрустальное с золотой оправой кольцо.

Собор Парижской Богоматери строился в течение почти что 200 лет. Храм в длину составляет 130 м, в ширину 50 м и 35 в высоту. В 1163 г. была осуществлена закладка собора епископом Морисом де Сюлли. В 1200 г. был завершён фасад храма. Строительство башен окончено в 1245 г. А в целом здание было завершено в 1345г. Во время Великой Французской революции этот храм был включён в список, подлежащих сносу зданий. В 1804 г. храм был заново о священ специально для коронации императора Наполеона I.1

«В связи с развитием паломничества православных верующих в различные страны мира для поклонения святыням древней Церкви, развивается и традиция совершения православных богослужений перед святынями, хранителями которых ныне являются представители иных христианских церквей. Как правило, православным паломникам предоставляется для этого разрешение и оказывается любезное содействие.

Опыт поклонения православных верующих многочисленным святыням древней Церкви в Риме, святым мощам святителя Николая Чудотворца в Бари и святителя Амвросия Медиоланского в Милане, а также паломничества к другим известным святыням, (например во Святой Земле), находящимся в ведении Римско-Католической Церкви, неизменно свидетельствует о непреходящем значении святынь древней Церкви для духовной жизни христиан Востока и Запада» - повествует нам служба ОВЦС РПЦ.2

Если же мы обратимся к каноническому праву Православной Церкви, то увидим, что каноны запрещают молитву в инославных храмах3. «Разве случаев необходимости для поклонения останкам святых»4, т.е. получается, что можно туда входить и молиться только перед Православными святынями, которые там находятся.

Его Cвятейшество Патриарх Алексий посетил собор для поклонения великим святыням: Терновому венцу и части Креста Христова и присутствовал на кратком православном молебне перед Терновым венцом Спасителя, который совершал клирик Корсунской епархии Московского патриархата иеромонах Нестор, как сообщает служба коммуникации ОВЦС Русской Православной Церкви.

К сожалению светские СМИ, и в частности программа «Время» по телеканалу «Россия» дала абсолютно не соответствующий действительности комментарий, настаивая, что в соборе Парижской Богоматери было совершено совместное с римо-католиками богослужение и молитва. Подобные оскорбительные для русского православного народа заявления мы слышим не впервые в эфире главных информационных каналов России, которые для многих являются авторитетными и несут большую ответственность за предоставляемую информацию. Это без сомнения намеренное действие информационных служб направлено на подрыв доверия к Святейшему Патриарху, который является духовным вождём Русского народа, а его действия являются эталоном для подражания. Подобный провокационный метод преподнесения информации направлен прежде всего на размывание в умах людей ещё не утверждённых в вере чётко существующих границ Православного вероучения – Церковной ограды, удаление из которой приводит к гибели человеческие души. То что Святейшему Патриарху и архипастырям осуществляющим дела церковной дипломатии приходится во время дипломатического общения называть инославные религиозные объединения и, в частности римо-католиков церковью, является вынужденной условностью и имеет отношение только к сфере церковной дипломатии. Римо-католики по существу нами не могут быть названы Церковью, с точки зрения Православного догматического богословия и Церковного Предания, т.к. в своём вероучении содержат ереси осуждённые многими Поместными соборами Православной Церкви, в том числе знаменитое filioque являющееся кардинальным отступлением от христианства т.к. затрагивает самое важное в нём – учение о Святой Троице, и как добавление в Символ веры осуждено Третьим Вселенским Собором.

«Для каждого христианина актуальны слова Спасителя: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13,35). Однако в стремлении к богозаповеданному единству мы должны избегать компромиссов, затрагивающих существо вероучения. Нельзя забывать, что единство выражается в полном согласии в исповедании веры и только это, по учению Православной Церкви, может быть основанием для совместного совершения Евхаристии» - такой замечательный ответ дал Святейший Патриарх5 в интервью «Новостям Эльзаса» перед выступлением в Парламентской Ассамблее Совета Европы. Будем же руководствоваться словом Патриарха.

Мы выражаем сердечную благодарность Святейшему Патриарху за Его бескомпромиссные и твёрдые Первосвятительские слова сказанные Им перед Советом Европы и европейским обществом, соединённые с поразительной дипломатической ответственностью.

2 октября Его Святейшество в Страссбурге сообщил Совету Европы «наше видение прошлого, настоящего и будущего Европейского континента – нашего общего дома»6. Святейший Патриарх призвал Европу к «сохранению европейской культурной идентичности»7и напомнил, что основой человеческой свободы является нравственность: «Не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы не считаемся со свободой. Нравственность представляет собой свободу в действии. Это свобода, уже реализованная в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы самой личности или всего общества».8 Святейший Патриарх призвал к легитимности религиозной мотивации, которая повсеместно притесняется в современных светских государствах: «Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере»9и заявил о необходимости религиозного образования в школах, основанного на прививании традиционной нравственности: «питательной почвой для этой разрушительной силы (экстремизма и терроризма – прим. ПА) является религиозная безграмотность, нравственная скудость. Вот почему я убежден: подрастающее поколение должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни»10 и добавил: «хотел бы добавить, что такие знания должны быть соединены с духовно-нравственным воспитанием. И речь здесь не о том, что школа должна быть полем для миссионерства, а о том, чтобы в ней дети, которые, сами или по законному решению родителей уже выбрали свою веру, могли бы укрепляться в вечных нравственных нормах, без которых, как я уже говорил, любое общество окажется в опасности. Школьникам нужно дать и возможность углублённого изучения основ своей религиозной культуры. Ведь в условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира».11

«Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов» - заявил Его Святейшество Патриарх Алексий перед Советом Европы.12

После выступления Патриарх ответил на вопросы Парламентской Ассамблеи. В вопросе ороли Русской Православной Церкви в межрелигиозном и межкультурном диалогеблистательно подчеркнул: «Мы убеждены, что основой его (диалога – прим. ПА) должны быть не «смешение вер», не сомнительные богословские компромиссы, не обрядовые эксперименты, а уважение к целостности вероучений, к традициям, к образу жизни друг друга. Бывают такие попытки «объединения», которые приводят лишь к еще большим разногласиям. Так происходит, когда религии пытаются искусственно приблизить друг ко другу, а главное – к светскому мышлению, к стандартам «мира сего». Когда словно бы говорят: «Верьте во что хотите, но не тревожьте нашу совесть». Наша модель межрелигиозных отношений – другая. Мы не занимаемся бесплодными попытками объединить все вероучения».13

Один из вопросов, заданных Его Святейшеству после выступления на заседании ПАСЕ, касался отношения Русской Православной Церкви к гомосексуализму. Отвечая на него, Предстоятель, в частности, подчеркнул: «Церковь призвана относиться с любовью и состраданием к каждому человеку, в том числе к грешнику, которого мы любим, ненавидя его грех. При этом мы, православные христиане, не можем отходить от того нравственного учения, которое содержится в Библии и в апостольской традиции Церкви. Согласно этому учению, грехом является не только упомянутое вами явление, но и супружеская неверность, безответственные половые связи, сексуальная эксплуатация женщин, многие другие поступки... Кто-то, конечно, может считать иначе. И никого не надо дискриминировать исходя из убеждений или особенностей личной жизни. Но точно так же никто не должен заставлять молчать меня или моих братьев и сестер по вере, когда мы называем грехом то, что именуется таковым в Слове Божием».

«Когда в Москве настойчиво хотели провести парад гомосексуалистов, мы сочли, что это пропаганда и реклама греха, – сказал также Святейший Патриарх Алексий. – Это болезнь, это изменение человеческой личности. Есть такие изменения личности, как клептомания, но почему-то клептоманию никто не афиширует».14

«Православная Церковь уважает мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы. Однако она не может положительно воспринимать такой уклад общественной жизни, при котором в центр всего ставятся исключительно свобода и самовыражение личности. Ведь душа и разум человека, по православному учению, помрачены грехом, и потому мы не можем достичь нравственного идеала только своими силами. С нашей точки зрения, свобода должна быть сопряжена с нравственностью и ответственностью» - так обозначил Святейший Патриарх в интервью «Новостям Эльзаса» смысл своего послания к европейскому сообществу и призвал его вновь к достижению своего потерянного нравственного идеала и национальной идентичности, к традиционной нравственности и ответственности как основе человеческой свободы. Едва ли можно что-нибудь добавить к этим словам мудрости для пользы европейскому сообществу и членам Совета Европы, особенно если учесть «целомудрие» людей обеспокоенных «притеснением» гомосексуализма в России...

Это был первый официальный визит Его Святейшества во Францию, который можно поистине назвать свидетельством Православия в Европе и Европейском Союзе, которые настойчиво стремятся зачеркнуть своё историческое христианское наследие, вообще отказаться от какого-либо упоминания о Христе в школах и других общественно-государственных институтах, и таким образом вольно или невольно от своего будущего и спасения для вечной жизни. Сердечная благодарность, низкий поклон и многая лета Его Святейшеству нашему Святейшему Патриарху, хранителю чистоты веры, мира и церковного единства!

 

Обзор сделан интернет-содружеством преподавателей и студентов «ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ»http://www.apologet.spb.ru

1 См. Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле. М. 2000

2Цитируется по сообщению Службы новостей ОВЦС

3Ап. 10, 11, 45, 46, 64; 1 Всел. 19; 2 Всел. 7; 3 Всел. 2, 4; Трул. 11, 95; Лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея Александрийского 9.

4Правила Православной Церкви, С-ТСЛ 1996, Т.1, с. 594:

46 Правило св. Никифора Исповедника: В церкви, основанные еретиками, можно входить лишь по нужде как в простой дом, и только, когда на средину поставлен будет крест, тут можно будет и петь; однако, в алтарь нельзя входить, ни кадить, ни молиться, ни возжигать лампад или свечей.

С. 597: 3 Вопрос послания прп. Феодора Студита: О церквах, осквернённых священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? Ответ: Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей, ибо написано: се оставляется дом ваш пуст (Мф. 23,38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел ангел хранитель тех мест, по словам Великого Василия; и такой храм стал обыкновенным домом. ...

5 Вопрос: О мощах святых: можно ли входить в их усыпальницы, и молиться, и покланяться им, если они заняты нечистыми священниками? Ответ: Правило не позволяет, по вышеизложенным причинам, входить в такие усыпальницы, ибо написано: вскую свобода моя судится от иныя совести (1 Кор.10,29); - разве по необходимости, только для поклонения останкам святого, можно войти.

5http://www.mospat.ru/index.php?page=38114

6Выступление Святейшего Патриарха Алексия в Совете Европы.http://www.rambler.ru/news/culture/religions/11301104.htmlhttp://www.apologet.spb.ru/Events/CvtPatrAlexiiEuro2okt2007

7Там же

8Там же

9Там же

10Там же

11Служба коммуникации ОВЦС/ Седмица.Ru. 2 октября 2007 года по завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся.

12Выступление Святейшего Патриарха Алексия в Совете Европы.http://www.rambler.ru/news/culture/religions/11301104.htmlhttp://www.apologet.spb.ru/Events/CvtPatrAlexiiEuro2okt2007

13Служба коммуникации ОВЦС/ Седмица.Ru. 2 октября 2007 года по завершении своего выступления в Парламентской ассамблее Совета Европы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы собравшихся.

14Там же

 



Подписка на новости

Последние обновления

События