Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Один против всех, свт. Марк Евгеник

Ἔνας ἐναντίον ὅλων, Ἅγιος Μάρκος ὁ Εὑγενικός

*

Все учители церковные, все соборы, все Священное Писание, наставляют избегать инакомыслящих и общения с ними отметаться

свт. Марк Эфесский (PG 160. 105 C)

 

 

Согласно правилам I, II, III Вселенских соборов те, которые присоединяются к еретикам, лишаются церковного общения и священства.

У нас есть пример установления унии с нераскаявшимися латинянами в 1274г. и 1439г. Святые Отцы прекратили церковное общение с теми, которые принимали Лионскую унию (1272г.). Они предпочитали мучения и смерть, как преподобномученики святой Горы Афон и как святогорские преподобномученики и преподобные Мелетий и Галактион.

Свт. Марк Эфесский также советовал православным не входить в общение с теми, кто принимает Флорентийскую лжеунию (1439г.), и говорил: «Бегать от них, как бегают от змея».Но, он не создал новой иерархии и не настраивал на раскол. Одно – это разрыв в общениии, другое - раскол.

 

Прп. Никодим осуждал «латиномыслящих» своей эпохи или, как он их называл, «безвозмездных защитников латинского ложного крещения». В 1755г. Восточные патриархи приняли соборное решение на перекрещивание переходящих из латинян1 в Православие, поскольку вплоть до того времени считалось достаточно латинян заново помазывать миром.

 

Преосвященный Августин,

прежде митрополит Флоринский

 

Сегодня 19 января, мои дорогие, совершается праздник памяти свт. Марка Эфесского. В церковных книгах имеются и другие Марки. Один из них был евангелистом, который написал второе Евангелие. Другой Марк был аскетом-подвижником, который жил в пустыне. Сегодня же совершается празднование Марка Евгеника, который был митрополитом Эфесским.

 

¤¤¤

В какое же время он жил? Он жил незадолго до падения Константинополя, который пал 29 мая 1453г. в четверг. За несколько лет до этого жил и трудился свт. Марк. Это были очень трудные годы для нашей нации. Турки смогли с успехом завладеть Малой Азией. Они поджигали дома, бесчестили жён... Они перешли пролив Дарданеллы и пришли во Фракию, а затем достигли Константинополя и окружили его. Константинополь оказался в опасности попасть в их руки.

В то время императором был брат Константина Палеолога Иоанн Палеолог.2 Он созвал в своём дворце совещание. Собрались полководцы, командующие флотом и все знатные люди, и размышляли о том, как им спастись от опасности со стороны турок. И все сказали, только мы сами не сможем ничего, необходимо просить помощи у европейцев. Но европейцы были неправославными (итальянцы, галлы-французы, испанцы, германцы...). Они верят папе и ему воздают поклонение. В то время папа был всесильным, потому что имел власть не только религиозную, но и политическую. То что он хотел, то и делал. Если говорил «война», начиналась война, если же говорил «мир», то устанавливали мир. Необходимо было поехать к папе и просить его послать помощь. Была составлена делегация. Со стороны Церкви её членами были патриарх, некоторые митрополиты, а между ними был Марк, митрополит Эфесский.

Его взяли вместе с членами делегации потому что он был очень образованный. Он знал наизусть священное Писание, знал Святых Отцов, знал философию, он весьма подходил для беседы с западными христианами. Они взошли на корабль, чтобы отправиться в путь. В наше время из Константинополя до Рима можно добраться за два часа. Но тогда требовался целый месяц для того, пройти Дарданеллы, Эгейское море, обогнуть внизу Пелопонесс и добраться до Рима. Корабля были парусные. Итак, они начали свой путь и через четыре месяца достигли Италии. Едва они вышли из кораблей, как папа оказал честь делегации и все её члены, избранные византийцы, во главе с императором были приглашены пройти для поклонения папе, припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но они ответили: «Мы не поклоняемся человеку, мы поклоняемся Богу». И они не стали целовать его туфлю. И до сего дня, тот кто едет в Рим увидеть папу, должен поцеловать не только его руку, но и его ногу. Мы имеем обычай целовать руку священников и старших по возрасту, но там, в Риме, целовали папскую туфлю.

Во всяком случае в конечном итоге начались переговоры. Во многом имелись очень большие расхождения. Какие же эти расхождения? Мы в Крещении погружаем крещаемого в купель, необходимо при этом погрузить в воду всё тело, чтобы ничего не оставалось не омытым. Франки не погружают тела, но только его кропят. Это первое. Второе же заключается в том, что мы причащаемся Тела и Крови нашего Христа Спасителя. Они же дают только «тело», обладку, как они её называют. Третье – мы говорим, что Святой Дух исходит от Отца. Они же утверждают, что Он исходит «и от Сына». Мы имеем в качестве нашего главы Христа. Они же говорят, что папа обладает «первенством». Существуют между нами эти и другие различия. И к этим положениям свт. Марк проявлял непреклонность.

В итоге папа, когда увидел трудности, применил насилие. Он поставил им ограничения, их оставил в состоянии постоянного пощения, он их тиранил. Тогда члены делегации, один за другим проявили покорность и стаи подписывать унию. Только один не подчинился. И им был свт. Марк Евгеник. Когда папа узнал об отказе свт. Марка, то сказал: «Поскольку он не подписал, то мы ничего не сделали». Свт. Марк не подписал и оказался в большой опасности. С большой сложностью ему удалось невредимым покинуть Рим и возвратиться в Константинополь. Когда он приехал, его принял, встречал и приветствовал народ. Почему же он стал героем? Он оставался непреклонным, он был один против всех.

 

¤¤¤

Мы чтим свт. Марка Евгеника. Если бы его не было, мы бы сегодня были бы франками. Он оказал сопротивление и сохранил православную веру, как это еще раньше сделал свт. Афанасий Великий. Паписты говорили: «Если он может сдвинуть Олимп, то он может пострясти и того, кто уверен в себе».

Чему нас учит свт. Марк? Первое наставление имеет национальный характер. Давайте и сегодня внимательными, потому что над нами опять нависла опасность от турок. У нас тоже самое. Тогда мы прибегали к папе. Тоже происходит и сегодня. Во время опасности на что мы возлагаем свои надежды? На сильных мира сего в наши дни, как будто в какой-то из разов они нам может и помогут. Я не занимаюсь политикой, но вам говорю горькую правду. Когда мы были в Малой Азии, нас покинули и Ангелы, и итальянцы, и французы. Мы оставались одни.3 В то время как если бы нам немного помогли, мы бы не оплакивали катастрофу. Нас ненавидят, испытывают злую зависть к Элладе. Что же должны делать мы? Нам необходимо иметь согласие и любовь для того, чтобы мы смогли бы овладеть этой землей, которая наполнена кровью. Но имеется и некое наставление в религиозном плане. В наше время восстали многие безбожники. Прежде в нашем благословенном месте не было атеизма. Сегодня же атеисты добрались до овчарни, у нас есть и атеисты. Если вы встретите атеиста, который говорит, что Бога нет, и что это все говорят, то скажите ему одну вещь: «Домик, который ты ставишь, разве он сам появился? Его кто-то соорудил. И этот большой дом, например, кто соорудил? Господь наш Иисус Христос!» Закройте уши для неверующих и атеистов. И конечно же закройте ваши уши для еретиков хилиастов, которые прибыли из Америки с чемоданами долларов. То, что нам им необходимо сказать, так это вот что: «Вы бедные люди, но мы не продадим нашей веры. Христос наш больше долларов из Америки. Мы не продадим Христа, как Иуда за тридцать серебренников!...»

Как-то во Флорину прибыл точно такой же агент и попросил от одной женщины-владельца кинематографической студии предоставить им аудиторию для того, чтобы в ней со всей Македонии собрать людей и сделать собрание. За один час ей давали много денег. И что же она ответила: «Я бедная, но кинематографический зал я вам не дам. Вы мне даёте много этих американских долларов, но я не стану осквернять зал!...»

Ниже, в Фессалониках, недалеко от Пинея, была некая деревушка. В ней был священник, он звонил в колокола, все ходили в церковь – это благословенная деревня. Но приехал из Германии некий, который там стал хилиастом. Он попытался потихоньку обратить одного, потом второго в хилиазм. Теперь в деревне все стали хилиастами. Овчарня заразилась! Пришел один, чтобы заразить все стадо.

Поэтому, если когда-то в вашем приходе появился хилиаст, бейте тревогу. Поднимитесь на колокольню и бейте погребальный звон, словно в Великую Пятницу. Гоните их подальше, потому что они являются страшными волками, плутами и извратителями истины. Тем самым вы будете детьми свт. Афанасия Великого и детьми свт. Марка Эфесского. Тем самым мы будем сохранять нашу веру их поколения в поколение, прославляя Отца, Сына и Святого Духа во веки веков. 4

1текст этого Соборного определения размещён на нашем сайте

2император Иоанн VIII Палеолог

3Преосвященный Августин напоминает о трагических событиях войны Греции в Малой Азии с турками в 1923-24гг, последствием которой была великая Смирнская трагедия: разгром греческой армии, депортация греков из Малой Азии. Рухнула Великая Идея о восстановлении Византийской империи Э. Венизелоса – масона и реформатора Церкви.

4Φυλλάδιο Κυριακή, 19 Ιανουαρίου 2003



Подписка на новости

Последние обновления

События