Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

ПРОТОПРЕСВИТЕР ФЕОДОР ЗИСИС

 

ПРОФЕССОР ФЕССАЛОНИКСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЕ ВСТРЕЧИ –

ЭТО ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ЕВАНГЕЛИЯ И

ОСКОРБЛЕНИЕ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ

 

Перевод выполнен по книге:

Θεόδωρου Ζήση

πτωτοπρεσβυτέρου

καθηγητοῦ πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης

 

ΔΙΑΘΡΗΣΚΕΙΑΚΕΣ ΣΥΝΑΝΤΗΣΕΙΣ

ΑΡΝΗΣΗ ΤΟΥ ΕΥΑΓΓΕΛΙΟΥ ΚΑΙ ΠΡΟΣΒΟΛΗ ΤΩΝ ΑΓΙΩΝ ΜΑΡΤΥΡΩΝ

Θεσσαλονίκη 2003

 

 

Пролог

Межрелигиозные встречи стремятся к тому, чтобы находиться на авансцене, чтобы беспокоить своей актуальностью. После крушения двух небоскрёбов в Нью-Йорке 11 сентября 2001г., был проявлен значительный интерес к организации межрелигиозных встреч и диалогов, и конечно же при поощрении и одобрении политиков, слуг Нового Мipового порядка под предлогом усиленной угрозы терроризма, причиной которого является главным образом политический гнёт народов, социальная несправедливость и попирание человеческих прав сильными мipа сего на государственном уровне. Им справедливо дана характеристика как встреч и диалогов "по предписанию" сильных мipа сего, которым, к сожалению, оказывают послушание и церковное руководство.

У этих встреч имеется двойная цель. С одной стороны, политики стараются перенести ответственность с политики на религию, то есть представить дело так, что ответственность за терроризм несёт не бедность и гнёт народов, а религиозный фанатизм. С другой же стороны, политики стремятся придать силу синкретизму, смешению культур и религий, чтобы была усвоена модель многокультурности New Age, Всерелигии антихриста. Эпоха Рыбы завершилась с окончанием второго тысячелетия, а теперь с 2001 года начинается эпоха Водолея, антихриста, который в качестве конечной и исключительной цели стремится уравнять и сбалансировать религии так, чтобы остановить все силы к распространению Евангелия, веры в то, что только Христос является светом мipу, истинной и жизнью, с тем чтобы люди пребывали под покровом тьмы и заблуждения.

Тексты, которые публикуются в этой небольшой книге, указывают на основании Евангелия и святых Отцов ошибочность и опасность пути межрелигиозных встреч. Полезным и подобающим считаю посвятить этот труд имени Святейшего Митрополита Пантелеимона, как настоящему греку и православному иерарху, который не боялся высказывать свою позицию и оставаться верным архипастырскому долгу, отказываясь принимать межрелигиозные встречи в богохранимой и святой крепости, городе сопрестольном столице новогреческого государства и соцарствующему славному Граду, знаменитому и великолепному Константинополю.

Март 2003г., протопресвитер Феодор Зисис

1. ОТ СВЕТА ВИФЛЕЕМА И ИОРДАНА КО ТЬМЕ АССИЗИ

Созванное папой в Ассизи 24.01.2002 г. собрание не имело церковный характер. Если кто-то прочтёт Евангелие и исследует историю Церкви, то увидит, что никогда не созывались подобного рода собрания, такого рода злостные встречи. На протяжении двух тысяч лет Церковь совершает служение как собрание и общество верующих и православных христиан, которые соединены единым Крещением и единой Евхаристией, исповедуют единую веру в Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Все христианские собрания начинаются со славословия царства Отца и Сына и Святого Духа и призвания имени Отца и Сына и Святого Духа. После вочеловечения Сына Божия и Бога Слова мiр просветился истинным богопознанием Триединого Бога, светом Святой Троицы. Рождество Христово «возсия мipови свет разума».Оставляются все прочие ложные религии. В лице трёх волхвов, которые поклонились Христу, представлено все человечество до Христа, которое научается теперь поклоняться Солнцу Правды, Востоку свыше, свету от света, который воссиял в мiре. В реке Иордан во время крещения Христа«Троическое явися поклонение».

Не существуют более иных светов, других религий, других путей спасения. Христос является единственным путём ко спасению. Он сам возвещает, что «Я есмь свет мipу» (Ин. 8, 12)Тот кто не входит в Его свет, тот находится во тьме и не ведает куда идёт. Сыны света это те только, которые следуют за Христом и последуют Его учению. Согласно евангелисту Иоанну Христос есть «свет истинный, просвещающего всякого человека грядущего в мip» (Ин. 1, 9)Со времени святого Иоанна Крестителя и Предтечи Господня, апостола до апостолов, Церковь через святых Апостолов, cвятых Отцов и их преемников имеет единственное и уникальное служение - свидетельствовать о свете, открывать и являть этот свет «во тьме и сени смертной» сидящих и их вести к пути спасения. В этом апостольском и святоотеческом деле никогда не существовало осторожности и уравновешенности, мipской вежливости и сбалансированности, синкретизмов и смешений, отступления от начал веры для служения другим богам или же признанияы других богов и религий. Что касалось начальников иудейских, или идолопоклонников, или же мусульманских, которые требовали признания их собственных богов и почтения к ним, позиция христиан не была компромиссной и уравнивания религий, как это происходит сегодня с многими богословами и клириками межрелигиозных встреч и диалогов. Она была абсолютно верной и ясной. И никогда ни в каком-либо ином месте в отношении какого-либо иного бога или почитания не существует спасение. Апостолы Петр и Иоанн, проходя перед начальниками еврейского народа, и это истинные межрелигиозные встречи и настоящие межрелигиозные диалоги, не говорили им, что мы имеем с вами ту же веру, веруем в того же Бога. Но они их дерзновенно обличали за отвержение и распятие Христа, Который является единственным путём и надеждой спасения: «...и нет ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом. Данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 2, 11-12).

На протяжении двух тысячелетий народы, нации и личности благодаря явлению и освящению божественного Светом просвещались и спасались, сочетаясь с телом Христовым, Единой, Святой , Кафолической и Апостольской Церковью. Почти каждый день, постоянно и непрерывно, в евхаристическом собрании и обществе встречаются миллион верующих. И они молятся не только «о мире всего мipа» с тем, чтобы учредить бесполезную встречу в Ассизи, но возвестить, что«видехом Свет истинный, прияхом духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельной Троице покланяшеся», реальность которую не сделали и не могут сделать Ассизи. И это потому, что там были многие нации и народы, верящие другим богам и не принимающие истинную веру. С этой стороны Ассизи являются путём назад, который нас вдет в эпоху до Христа, есть Галилея языческая, земля Завулонова и Неффалимова, где согласно Евангелию существовало много религий и много культур, которые были слиты во-едино, некое панрелигиозная и многокультурная модель на подобии той, которую сегодня создают лидеры Новой Эры при помощи движущего рычага Ватикана в области религии, и при помощи вождя заблуждения папы. Однако в то время как в той Галилее языков явление Христа и Его учения способствовало тому, чтобы «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий , и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16), то в новой Галилее языков, в Ассизи, тьма продолжает пребывать. Нации и народы, которые были представлены здесь и молились своим собственным богам, не услышали проповеди Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» (Мф. 3, 2).

2. ЛЮБОВЬ К НЕВЕРНЫМ И ЕРЕТИКАМ

Однако давайте обратим наше внимание на доводы экуменистов и синкретистов о любви, которую нам необходимо иметь в отношении других. Существует один из неоднократно повторяемых доводов со стороны тех, кто не делают различия между предметами и смешивают то, что не смешивается, и согласное свидетельство или ответ Священного Писания и позицию Святых Отцов. Несомненно Бог есть любовь, которую он подаёт всем, праведным и грешникам. Несомненно, что и мы должны рассматриваться со стороны кафоличной, всеобщей любви, поскольку она по преимуществу является признаком христиан. Однако, эта любовь не отделяет любовь от благочестия, она должна быть связана с истиной, поскольку любовь отделённая от истины является ложью и лицемерием. Необходимо заключать в свои объятия множество людей, но это должно быть не только на телесном и биологическом уровне, но должно быть на духовом уровне, в перспективе вечности. И необходимо проявлять интерес не ради мирских и временных выгод, но ради вечного, для спасения людей. Спасение людей не может иметь успеха, когда люди находятся в заблуждении и ереси, в которых упорствует эгоизм. Он терпит поражение и сам увлекает других в погибель. Итак, Церковь движимая любовью, а не ненавистью следует примеру Христа и Апостолов и запрещает общение и дружбу с еретиками с тем, чтобы и их самих из соображений воспитательных привести к осознанию заблуждения, а других уберечь. Из любви к личности еретиков она питала неприязнь к заблуждению и ереси. Их этой неприязни мы показываем с душевной болью им самим, что ересь и заблуждение являются безликими.

Сладчайший и кроткий Иисус, друг блудников и мытарей, начальник мира и любви, взял кнут и изгнал из храма тех, кто превратил его в место торговых сделок, как и папа превратил духовный характер Церкви в мирскую и экономическую силу с банками и всемирным господством. Господь произнёс страшное «горе» против фарисеев и книжников, которые самодовольным и лицемерным своим поведением, не только сами не спасались, но и других не привели ко спасению. Они были названы змеями и порождениями ехидны (Мф. 23, 13). Считаются ли и они законными представителями закона Моисеева, «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи», как и сам себя папа считает законным преемником апостола Петра, викарием Христа на земле? Когда ап. Пётр, исходя из мiрских критериев пытался отвратить Христа от шествия на Крест и от смерти, поскольку он желал мiрского начальствования при помощи власти на земле, как в точности и создавалась папское государство Ватикан, он услышал тогда страшные слова Христа: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16, 23). Христос рекомендует избирать наших друзей с самого начала с рассудительностью. Однако когда грех и заблуждение стали укореняться, тогда мы предаём гласности наше избрание и вместе с ними разрываем всякие узы . «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

Та же строгая позиция преобладала в богословских и политических взглядах св. Иоанна Предтечи, «большего из всех рожденных женами». Его непревзойдённый пример аскетической жизни и дерзновения последовательно приумножился в его жизни, мужестве, дерзновении и его противостоянии властителям. И он называл фарисеев и саддукеев порождениями ехидны и им предсказывал, что «Уже секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10).

Этой же линии придерживались и Апостолы и Святые, не только в своей жизни и учении, но и в канонических установлениях, которые запрещают общение с еретиками и прельщёнными. Как же кто-либо сможет удалить рекомендацию ап. Павла к Титу «еретика после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден»(Тит. 3,10). Папу на протяжении веков и ни один и ни два раза, а тысячу раз вразумляли с тем, чтобы он публично отрёкся от своих заблуждений. И нынешнего папу неоднократно вразумляли во время проведения диалогов. Даже богословы-представители официального диалога с Православной Церковью во Фрейсинг в Монако (1990) подписали осуждение унии как незаконному явлению, но Папа «не возжелал внимати». Он отверг и признал ненужным это решение и увлёк православные церкви, без всякой причины, к переговорам в Balamand в Ливане, где была оправдана при подписании документа «православными» ненавистная уния. Разве не является преступлением евангельской заповеди продолжать «после первого и второго вразумления» общаться и встречаться и тем самым оправдывать нам самоосуждённого папу? Апостол Пётр выставляет на позор лжепророков и лжеучителей, которые вводят «пагубные ереси» (2 Петр. 2, 1) и рекомендует верующим их избегать и подвизаться «в святой жизни и благочестии» (2 Петр. 3, 11). Евангелист Иоанн, Апостол и проповедник любви, тот, который был заквашен и сотворён в любви, говорит еретикам и заблудшим, которые извращают проповедь Евангелия, что их нельзя принимать в наших домах, и даже нельзя приветствовать. Совершенно иное происходит с нами и с ними. «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 10-11). Этот Евангелист любви, осуждал и питал отвращение к еретикам настолько, что когда он как-то пришёл в общественную баню и ему сообщили, что там находится еретик Керинф, он сказал своим ученикам немедленно оттуда уходить, дабы не обвалилась крыша бани по причине нахождения в ней Керинфа1. Итак, неужели он был учителем ненависти и лишён любви по мнению тех, кто извратили любовь в «любовность» и экуменизм? Вполне определённо, что сегодня его бы причислили к фанатикам и фундаменталистам, в особенности из-за резкого текста Апокалипсиса.

Из многочисленных примеров твёрдого стояния апостола Павла против еретиков и иноверцев мы вспоминаем случай, который произошёл в Пафе на о.Кипр с иудейским лжепророком и магом Елимой, который убедившись, что проконсул Сергий с интересом слушал проповедь ап. Павела, воспротивился и хотел воспрепятствовать обращению в христианство римского полководца. Если бы это произошло в наши времена глобализации, экуменизма, межрелигиозных и межхристианских диалогов, создания лицемерной и ложной любви ко всем, даже к еретикам и заблудшим, апостолу Павлу было бы необходимо с уважением отнестись к вмешательству Елимы, не гневаться на него, даже не сопротивляться, но оставить демократично проконсула. Заблуждение и ложь теперь имеют ту же участь, что и истина. Духовная погибель уже не является злом, если проводится демократическим судопроизводством. Однако ап. Павел «исполненный Святого Духа» говорил слишком резко с иудейским лжепророком и это привело к действиям, которые сегодня расценивались бы как фанатизм и фундаментализм, как противоположные христианской любви. «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: и ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого» (Деян. 13,10-11).

В Отечнике имеется множество рассказов из которых следует, что преподобные отцы ни желания не имели вести беседы с еретиками, ни встречаться с еретиками. Если же приходили к их келлии еретики, из человеколюбия они молча подавали им еду и затем их прогоняли. Авва Феодор Фермийский рекомендовал общаться с грешниками и им оказывать помощь. Но если кто-нибудь впадал в ересь и не могли убедить его оставить ересь, как не убеждается и папа, то необходимо было немедленно разорвать с ними всякие отношения, поскольку есть опасность вместе с ним утонуть во рву. «Если же впадёт в ересь и ты не сможешь убедить его оставить, немедленно отсеки его от себя, нисколько не мешкая, ибо вместе с ним впадёшь в яму». Авва Пимен, когда убедился в том, что некоторые посетители его келлии были еретики, не стал с ними вести разговора, но сказал монаху, который исполнял послушание странноприимства, дать еды ради заповеди любви, и затем по доброму отправить. «Поставь стол и приготовь им еду и отпусти их с миром». Очень много людей посещало авву Сысоя на горе прп. Антония, в одно время там поселились еретики мелетиане, они не приходили в авве Сысою, он был один, и один дабы не встречаться с еретиками. «И ради того, чтобы не встречаться с еретиками, старец сам не выходил из келлии». Этой же позиции держится сегодня и Святая Гора, в монастырях которой инославных сажают за отдельную трапезу, дабы избежать совместной молитвы с еретиками, которая священными канонами запрещена. Если в некоторых монастырях не сохраняется это, то это не означает, что не существует такого предания. Это означает, что и там в дверь стучит или входит обмiрщение, или мiрской образ мышления.

Преп. Ефрем, эта выдающаяся в области аскетики личность древней Церкви, труды которого составляют любимое чтение монахов за богослужением и на трапезе, в своём труде «Вопросы и Ответы», на вопрос как совмещается ненависть к еретикам с заповедью «никогда не проявляй ненависть к людям», даёт следующий ответ: «Еретичествующих, как хулящих Бога и врагов Его, Священное Писание не называет людьми, но псами и волками, и свиньями, и антихристами, как сказал Господь, не давайте святыни псам. И Иоанн (Богослов) говорит, что мнози антихристы суть. Поэтому их не следует любить, ни вступать в связь, ни молиться вместе, ни есть вместе, ни принимать в дом. Ни приветствовать их, дабы не приобщаться их заблуждению»2.

И современные святогорские старцы Порфирий и Паисий имели весьма строгую позицию в отношении еретиков, в особенности в отношении папы. Когда папа был извещён о существовании этих святых старцев и о том авторитете, который они имеют у православного народа, он захотел с ними познакомиться, и решил проверить с помощью одного лица, через которого спросил как бы с вежливостью и учтивостью: захотели бы они, чтобы он их посетил если сможет приехать в Афины, и не создаст ли он проблем в Элладской Церкви? Ответ же обоих старцев, без всякого согласования друг с другом, поскольку они были духовные, богодвижимые был таков: если папа последует своему эгоизму, самодовольству и заблуждениям папства и не покается, то эта встреча будет невозможна3.

Давайте прекратим призывать любовь там, где она не уместна, и призывается в действительности, чтобы сокрыть другие умыслы. У нас есть огромное пространство для упражнения в любви. Давайте кормить жаждущих, одевать нагих, принимать странников, посещать в темницах заключённых и больных (Мф. 25, 34-36). Не станем изменять на свой лад Евангелие и священные каноны, которые учат нас не общаться с еретиками. Мы будем обучаться любви ко Христу и к Святым? Они познали что есть рассуждение вещей, мы же их смешиваем. Рассуждение является самой большой из всех добродетелей. Наша Церковь, полагая в основу эту добродетель, учит нас, что существует добрая брань4, которая требуется для борьбы против нечестивых, еретиков и богохульников, и существует плохой мир и плохое согласие, которые проистекают из-за нарушения и пренебрежения верой и благочестием. Этой доброй войне за добродетель и благочестие научил нас Сам Христос, когда Он возвещал, что Евангелие разъединит и разделит людей, и те, кто последуют Евангелию, должны быть готовы противостоять враждебному окружению даже в семье. Не следует разрушать истину Христову и благочестие ради того, чтобы не исчез мир, который в данном случае является притворным и ложным, поскольку он не несёт в себе согласие с небесным, с духовным. Как иначе мы сможем разъяснить всё то, что говорит Христос? «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч. Ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку домашние его» (Мф. 10, 34-36). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что мир и согласие не всегда являются добром, иногда они обращаются против Бога и предлагают зло и слепоту. Чтобы воцарился истинный мир, необходимо отрезать больные члены, отделить то, что будет пачкать. Бог хочет, чтобы все имели согласие на основе благочестия. Когда же люди живут нечестиво, то они вызывают войну. «Не везде есть доброе согласие. На этой башне (Вавилонской) водворился злой мир, который разрушил добрую вражду»5. Святой Григорий Богослов хвалит явную и мужественную войну даже и против священников, когда дело касается вопросов веры. Вместе с тем он видит и себя среди борцов и приходит к выводу словами своего известного изречения о хорошей войне и плохом мире: «Я желал бы и сам быть в числе подвизающихся и ненавидимых за истину, даже похвалюсь, что действительно принадлежу к сему числу. Ибо похвальная брань лучше мира, разлучающего нас с Богом»6. Все проблемы, связанные с многовековым противостоянием Церкви еретикам разрешены аксиомой: «Хорошо быть в мире со всеми, но только в согласии с истиной». Любовь без благочестия – это фальшивая и ложная любовь.

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Свщмч. Ириней Лионский. Против ересей 3, 3, 4

2Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου, Ἔργα, τόμος Στ´ σελ. 234-235, Θεσσαλονίκη 1995, ἔκδ. Τό Περιβόλη τῆς Παναγίας.

3См. Μ. Μιχαίλ. Τό μεγάλο μυστικό τοῦ Γέροντα Παϊσίου, Κύπρος 1997, σελ. 115. «Нет, мы не можем встречаться. Потому, что Римо-Католическая церковь и Папа не готовы. У них много эгоизма. Они не только хотят нас захватить, но не верят, что мы обладаем истиной. Нет необходимости нам встречаться. Лучше будет, если мы поможем этому делу нашей молитвой». Это традиционная позиция Православия. Наоборот, многие осовремененные и обмiрщённые клирики и богословы ездят в Ватикан обнимаются и целуют руку папе. По этой причине сегодня они не противостоят, подготовлена почва, они расплачиваются дружбой. Из-за порицания папа сегодня ещё не приезжал, он приезжал сюда духовно и в течение нескольких десятилетий. Как говорят из достоверных источников, старец Порфирий заранее предвидел и пророчествовал с сожалением о приезде папы. Он соответственно говорил: «Молитесь, чтобы Бог продлил дни жизни Серафиму. Потому что после Серафима приедет папа». (Серафим – архиепископ Афинский Серафим).

4Славянское слово «брань» равняется слову «война» на современном языке (примеры: «духовная брань», «невидимая брань»).

5Π. Τρεμπέλα, Ὑπόμνημα εἰς τό Κατά Ματθαῖον Εὐαγγέλιον, Ἀθῆναι 1989, σελ. 204

6Свт. Григорий Богослов. Защитительное слово по поводу удаления его в Понт. ΕΠΕ 1, 176

 

 

3. ХРИСТОС – ПОЛНОТА ИСТИНЫ И ЖИЗНИ. НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВООБЩЕ МЕСТА ДЛЯ ДРУГИХ ИСТИН

Сегодня христианские епископы, как преемники Апостолов и Святых, вместо того, чтобы исполнять повеление «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»1и проповедовать, что единственный путь ко спасению, единственный Свет есть Христос, уже на протяжении нескольких десятков лет оправдывают межрелигиозный синкретизм. Ониполагают, что преуспеют, что уже преуспели путём межхристианского синкретизма и экуменизма в том, чтобы смягчить (уменьшить) расхождения между религиями и выдвинуть на передний план мнимые сходства, общие принципы действуя таким же путём, и это есть ухищрение (уловка) дьявола, чтобы «не оставить полей» на страницах Евангелия, незаметно скрыть единственность и исключительность спасения, чтобы люди не смогли обратиться к Евангелию и спастись. Новый дьявольский обман всерелигией и межрелигиозными встречами использует ту же самую ложь, которую применил дьявол к первозданным2: он несколько исказил тогда то, что сказал им Бог, и показал им свой собственный путь, который совсем не является путём спасения, но падения и катастрофы. Сегодня он говорит им: не слушайте, что говорит Евангелие, что только Христос спасает. И другие религии спасают, потому что и другие религии верят в того же Бога, и другие религии учат нравственным началам и достоинствам.

И это, к сожалению, нашёптывают ставшие орудиями дьявола «православные» патриархи, архиепископы, архиереи и университетские богословы. В разных местах имеются уже прокомментированные многие подобные высказывания, и было бы очень полезно, если бы какой-нибудь усердный богослов, священник или монах объединил бы это всё, чтобы показать величинуих отпадения от истины Евангелия и Предания Святых Отцов. Некоторые такие вводящие в заблуждение мнения наглядно выявляет Священная Обитель преподобного Григория на Святой Горе в одной их маленькой чудесной книге под названием «Православие и Ислам. Критический подход академического диалога в свете Святых Отцов»3, которую написал мудрый старец и исповедник, игумен этой Святой Обители отец Георгий (Капсанис). В ней приводится высказывание православного иерарха согласно с которым: «Церковь и памятное место... рассматриваются с одинаковым благоговением у человека»4. Другой академический богослов задаётся вопросом и недоумевает, как будто бы он не читал Евангелие и Святых Отцов: «Итак, что препятствовало бы современному богословию опознать в лице религии Магомета «путь ко спасению» людей?». В заключение он задаётся вопросом, который даёт основание подумать, что он вообще не способен был изучить спасительные вести Евангельского благовестия: «Итак, как можем мы утверждать, что представление и действие магометанства в мipе является делом дьявола, а не Бога, антихриста, а не Христа?»5. Боже и Господи милостивый! Получается, что Магомета послал в мip Христос, как другого Утешителя. Не достаточно было послания Святаго Духа, который «наставляет ко всякой истине». Мы нуждались и в «истине» лжепророка. Посмотрим же, что говорит ясно об этом Церковь устами Святых Отцов и Святых Мучеников.

Также и другой богослов, тоже университетский, соглашается, что в образе жизни мусульманской религиозности существуют «испытанные способы познания и переживания Божественного присутствия и воли Божией, для полноты жизни внутри них и вокруг них»6. К сожалению и для этого богослова Христос не является определяющим, совершенным и конечным откровением воли Божией, полноты закона и пророков, тот, кому Бог подчинил всё «и в этом и в будущем веке», и Церковь, Глава которой Он, для него не является «полнотой Наполняющего всё во всём» (Еф. 1, 21-23). Выходит, что нам нужен и другой пророк, как будто во Христе не обитала «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2,9), и верующие как будто, во Христе не «исполнены» (Кол. 2, 10) во всём. Христос - полнота жизни, путь и истина и жизнь. Он не оставил никакого упущения, чтобы его потом восполнил другой пророк: он пришёл в мiр «чтобы жизнь имели и имели с избытком» (Иоан. 10, 10).

Люди черпают и принимают всё из Его полноты, «и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать…» (Иоан. 1, 16-17). Откровение, явление Бога в мiре достигло вершины, и было запечатлено вочеловечением Бога. Христос является вершиной и печатью откровения. Не существует после Евангелия и кроме Евангелия другого Евангелия. Как было правильно сказано, Коран – это искажение Евангелия. «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф. 11, 13). Нет места для других пророков. Что же ещё больше и важнее, производящее больше впечатления, более приносящее результат мог бы сделать Бог, чем Самому прийти в мiр в лице Христа. Святой Иоанн Дамаскин пишет, что нет и не будет другого более нового события во всемipной истории: «Будучи совершенным Богом, Он становится совершенным человеком, - и совершается из всего нового самое новое и единственно новое под солнцем (Еккл. 1, 10), - в чём открывается беспредельное могущество Божие. Что может быть более сего - Бог соделался человеком?»7. Что же мы принизим дело и учение Самого Бога, чтобы дать место для восполнения Магомету? Если только пишущие и говорящие подобные вещи, не верят в Божество Христа, как конечно же не верил и Магомет, потому что если бы он верил, то не посмел бы дополнить дело и учение Христа. Мы христиане должны научиться испытывать и различать духи, истину от лжи, пророков от лжепророков, Христа от антихриста, согласно учению возлюбленного Евангелиста и Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мipе. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мipе» (1 Ин. 4, 1-3).

По этому же пути неразличения духов и, хуже того, отождествления и приравнивания христианства к буддизму, индуизму, исламу, иудаизму, Христа ко всем этим людям-пророкам, а точнее лжепророкам следует мнение одного инославного богослова, который говорит: «В будущем одно только точно: в конце жизни человечества, как и хода мipовой истории не станет Буддизма или Индуизма, и даже Ислама и Иудаизма. Да, и даже Христианства. Ни одной религии. Но только Сам Неизреченный. И в конце времён не будет более посредником между религиями и Богом какой-нибудь пророк или просветитель: не будет ни Магомета ни Будды. И, конечно же, посредником не будет и Иисус Христос»8.

Что тут скажешь об этом великоречивом и богохульном пустословии. Мы просто делаем вывод, что все религиозные встречи в Ассизи являются плодом таких совместных богословских усилий, которые совершаются при отсутствии протеста и без принятия пастырских мер от будто бы пасущей, но на самом деле о чём-то другом волнующейся и сонной иерархии, за исключением некоторых достойных похвалы, но немощных и слабо раздающихся голосов.

Сейчас мы продолжим наш краткий комментарий этому богохульству и посмотрим действительно ли все религии или хотя бы некоторые религии имеют одного и того же Бога и общие духовные и нравственные ценности, как утверждают последователи всерелигиозного и межрелигиозного экуменизма.

Откуда писатель таких высказываний черпает эту уверенность? Какую Библию он читает и какой Бог ему это открыл? Он имеет своё собственное откровение и свою собственную Библию? Может быть он сам является пророком и прорицателем, и видит что произойдёт в будущем, в последние времена?

Однако в начале и в конце истории стоит Христос. Он есть Альфа и Омега, начало и конец, и Он придёт в конце, чтобы судить живых и мертвых, чтобы судить Будду и Магомета, и евреев с силой и властью, а не со смирением, как он пришёл в первый раз9. «Неизреченный», который представляется как отличный от Христа, является порождением фантазии тех, кто в него верит, ложного и несуществующего идола, который похож на Великого Архитектора масонов, которые продвигают это всерелигиозное уравнивание всего, прельщающие и прельщаемые, сидящие во тьме новой Галилеи язычников, многорелигиозной и многокультурной Новой Эры. Конечно же любой человек имеет право верить и писать то, что он хочет. Свобода является величайшим даром Бога человеку, потому что он является образом Божиим. Бог никого не принуждает и не производит ни над кем насилия - «кто хочет за Мной идти» сказал Христос. Всё совершается перед людьми во свете, а не тайно и скрытно. Во тьме создают свои планы и делают свои дела те, кто боится света, чтобы не были обличены их лукавые дела. «Неизреченный», который не является тождественным Христу и Свету есть тьма и прелесть. Всё-таки, охватывает недоумение и удивление о величине синкретического и экуменического разложения последних десятилетий, раз уже возможно эти богохульные, отрицающие Христа и антихристианские утверждения публиковать в Ежегодном Научном Обозрении Богословского отделения Богословского факультета Университета Фессалоник и в других, в журнале «ΚΑΘ’ΟΔΟΝ» Богословского Общества Фессалоник.

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1Мф. 28, 19

2Имеются ввиду первые люди Адам и Ева – прим. редактора

3Ἔκδ. Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γρηγορίου, Ἅγιον Ὄρος 2000

4Там же, с. 17. Речь идёт о высказывании митрополита Швейцарского Дамаскина

5Там же, с. 10. Высказывание профессора Аст.Аргира, который преподаёт во Франции.

6Там же, с. 10. Приводится мнение доктора богословия Г. Цанана

7Преп. Иоанн Дамаскин, «Точное изложение Православной веры», Кн.3, гл.I(45) «О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем спасении».

8«Православие и Ислам», Священная Обитель преподобного Григория, с.11. Приводится мнение известного римо-католического богослова H. Küng, которое вместе с прочими представляет Г.Цананас в журнале «ΚΑΘ’ΟΔΟΝ» Богословского Общества Фессалоник, Сентябрь-Декабрь 1992, с. 163, в разделе «Тексты – мнения.»

9(Откр. 1, 8) «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель»

 

 

4. ИМЕЮТ ЛИ РЕЛИГИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ БОГА И ОБЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Давайте посмотрим на одно из основополагающих положений, которое выдвигают те, кто организует, принимает участие и поддерживает межрелигиозные диалоги. Согласно им во всех религиях существуют положительные вещи, и, конечно же, три монотеистические религии: Христианство, Ислам и Иудаизм веруют в одного и того же Бога. Это провозглашает urbi et orbi. Он стал культивироваться и распространяться после II Ватиканского собора (1962-1965)1, а затем стал продвигаться и применяться нынешним папой Иоанном Павлом II, который отважился двадцать пять лет назад созвать в Ассизи (1986) первую всерелигиозную встречу, на которой молились одному ложному богу все присутствующие там иноверцы и инославные. За Ватиканом и Папой в последствии последовал ВСЦ2, и наше церковное руководство. Дело дошло до того, что была издана марка, на которой представлены сидящими по образу Святой Троицы во время Её приёма Авраамом христианский священник, еврейский раввин и мусульманский мулла. Нам представлена новая кощунственная всерелигиозная троица, к тому же на красиво изображённом столике лежат три «священные» книги: еврейская Библия, Евангелие и Коран. Автор этого богохульного изображения Святой Троицы, изобразив эти книги положенными на стол, представляет их равноценными. Это представляет собой смешение несмешиваемого, общение света с тьмой. И это относится не только к Корану, но и к еврейской Библии, если она будет восприниматься и разъясняться без Христа, не в свете Евангелия, но преданием книжников и фарисеев, которые распяли Христа. Тогда и она принадлежит тьме, и к ней обращено суровое «горе», сказанное Христом еврейским законникам, к которым пришёл свет, а они не смотря на это остались во тьме: «Пришёл к своим и свои его не приняли (Ин. 1, 11)…И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5).

 

А. БЕЗГЛАСНЫЕ ИДОЛЫ И СВЯТЫЕ МУЧЕНИКИ

Религии не имеют одного и того же Бога, более того, религии имеют ложных богов так как они не верят в единого истинного Бога, в откровенного Триипостасного Бога, Святую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа. Безусловно, нет никакой необходимости разъяснять кому-либо ложность веры в идолов, поскольку ещё Ветхий Завет прилагает усилия к сохранению иудеев от идолопоклонства, которое полностью стёр и уничтожил Христос. Святые Мученики высмеивали идолов, когда их хватали языческие начальники и заставляли поклоняться бездушным и бесчувственным идолам. Но даже и это, перестало быть понятным христианским лидерам, «помрачилось неразумное сердце» их, так как они приглашают к совместным молитвам даже идолопоклонников, что и прозошло в Австралийском городе Канберра во время Генеральной Ассамблеи ВСЦ, или его лучше назвать Всемирным Советом уклонения и заблуждения Церквей. Тоже случилось и в Ассизи во время проведения всерелигиозного собора, собравшегося по инициативе папы. Возможно, что теперь уже не имеет никакого значения то, что говорит апостол Павел, что идолопоклонники «обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» и что «они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1, 22-25).

Непогрешимый папа стоит выше Священного Писания и призывает идолопоклонников к совершению молитвы, и кому? Бесчувственным идолам, бесчувственности которых причастен и тот, кто воздаёт поклонение: «Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих; уста имут и не возглаголют: очи имут и не узрят: уши имут, и не услышат: ноздри имут, и не обоняют: Руце имут, и не осяжут: нозе имут, и не пойдут: не возгласят гортаням своим. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня»3.

Единственной приемлемой позицией для христианского епископа, как преемника Апостолов и Святых Отцов, является поступать так, как поступал апостол Павел в Афинах и в других местах, обращая идолопоклонников, и отвращая их от «безгласных идолов» (Кор. 12, 2), дабы им сказать, что «будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17, 29). Епископ должен их вывести из «времён неведения» и открыть новую эпоху истинного богопознания, без расчёта возможных последствий личного, национального и церковного плана. Иначе он станет сообщником заблуждения и нечестия, создавая впечатление, что истина существует везде, и что все принимаемые религии, несмотря на имеющиеся различия, имеют одну истинную природу, так что проповедь Христа и Евангелия носит уже излишний характер.

Участвующие в межрелигиозных встречах бесчестят и оскорбляют Святых Мучеников. Когда гонители призывали их на поклонение идолам, они не только этого не делали, пусть даже и внешне, но становились проповедниками Христа, апостолами и учителями, спасли от заблуждения многих других людей. В соответствии с новым образом мышления, который имеет тенденцию к преобладанию в обществе, такая позиция Святых Мучеников отвергается, она считается фундаментализмом и крайностью, поскольку она основывается на вере в то, что только Христос есть истина и жизнь. И для того, чтобы не потерять эту истину и жизнь стоит пролить кровь, несомненно, свою собственную, а не других, как делают исламисты камикадзе, которые приводят к смерти десятки других людей. Разве можно в житии какого-либо мученика найти факт, чтобы он в своём ответе ограничивался бы неким пресным и теплохладным исповеданием, что мы мол все верующие разных вер содержим одно и тоже, всякий верит в своего собственного Бога и по-своему? Без мужества, безстрашия и дерзновения Святых Мучеников, которые обличали нечестие и заблуждение, без крови Святых Мучеников не была бы утверждена Церковь, не смогла бы развиться и стать цветущей и благоденствующей, чтобы существовали современные епископы и богословы, которые оскорбляют этот крестный путь и эту мученическую кровь, жертву и исповедание Святых Мучеников.

Б. ЛОЖНЫЙ БОГ ИУДЕЕВ И МУСУЛЬМАН

Нечестивыми являются не только идолопоклонники, которые не знают и не почитают истинного Бога. К ним же в полной мере относятся иудеи и мусульмане, потому, что и те и другие не верят в Святую Троицу. Через Христа открыта та истина, что Бог не только один, но и Троица одновременно, один в Троице и Троица в единице: Отец, Сын и Святой Дух. Не принимающие Святую Троицу - единственного существующего Бога - верят в несуществующего Бога, в ложного бога, по существу в идола, поскольку не существует Бога единоличного, но три лица в единстве.

Не было такого времени, когда Отец был один, без Сына и Святого Духа. Сын и Дух не являются творениями, как все сущие творения, согласно вере Ария и Македония, иудеев и мусульман. Они не созданы по существу, безначальные, со-вечные, единосущные Отцу. С тех пор как существует Отец, существует и Сын, существует и Святой Дух. Одновременно Отец, одновременно Сын и Святой Дух.

Тот факт, что Ветхий Завет, которому якобы следуют евреи, не содержит на первый взгляд ясных указаний на Святую Троицу, совсем не означает, что их там нет, и что Ветхий Завет этому не учит. Бог есть тот же и в Ветхом и в Новом Заветах. В действительности в Ветхом Завете, по причине преобладания в мире многобожия и идолопоклонства, о Троице проповедуется не совсем ясно. И это было ради того, чтобы не соблазнились склонные к многобожию евреи и, в результате, не впали в идолопоклонство. Необходимо было оградить монотеизм от многобожия, чтобы евреи не подумали, что существуют три разных Бога. Поэтому очень часто делается акцент на вере в одного Бога: «Аз есмь Господь Бог твой…Да не будут тебе бози инии разве мене» (Исх. 20, 2-3). И ещё: «Слушай Израиль: Господь Бог твой, Господь есть» (Втор. 6, 4). Пророк Исайя также от лица Бога проповедует: «Аз есмь первый и Аз есмь последний, и кроме Меня нет Бога (Ис. 44, 6)», «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43, 10).

Итак, по причине склонности иудеев к идолопоклонству и их неготовности, в Ветхом Завете не было полностью открыто таинство Святой Троицы, хотя о нём имеются явные намёки, которые сейчас не будем разбирать подробно. Некоторые иудеи не осознавали того, что откровение Бога имеет свою постепенность в раскрытии, не понимают что Новый Завет сообщает полноту Ветхому. И иудеи продолжают не знать Святую Троицу, не воспринимают Божество Христа и Святого Духа, пребывать в ветхом и несовершенном, и таким образом они не верят в истинного Бога, Которого, по причине исторических обстоятельств и их тогдашнего младенческого состояния Ветхий Завет не открыл как Бога Троицу. Неоднократно Христос пытался иудеев научить этой истине, и было много среди иудеев, которые учение Христа приняли, из иудеев была составлена первая христианская община, из иудеев были и апостолы. Христос смутил многих иудеев, когда открыл им Себя как равного Отцу и Богу: «Аз и Отец едино есма». Они взирали на Него только как на некоего человека и отвергли веру в Него как Богочеловека, поэтому много раз старались его побить камнями, говоря ему: «ты человек и делаешь Сам Себя Богом» (Ин. 10, 33). Однако и Своим ученикам Он постепенно открывал Своё Божество, Он похвалил и отметил исповедание ап. Петра, когда на Его вопрос «за кого принимают люди Сына Человеческого», Пётр ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16, 16)Такую же твёрдую позицию заявил Христос Своим ответом первосвященнику Каиафе, когда он задал вопрос Ты ли Сын Божий или нет: «Заклинаю тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф. 26, 63)Весь Новый Завет, начиная с проповеди Иоанна Крестителя, который засвидетельствовал Божество Христа и сам слышал голос Отца, и видел Святого Духа, сходящего в виде голубя, представляет собой единое непрерывное учение и явление таинства Святой Троицы.

Итак, не верит во Святую Троицу тот, кто отрицает Сына и Святого Духа. Начальники иудейские, иудаизм без Христа, добровольно оставались слепыми, и сегодня они также остаются слепыми в отношении к истине и к свету Триипостасного Божества. Только при вере во Христа может кто-то обладать истинным богопознанием и боговедением: «Видевший Меня, видел Отца... Я во Отце, и Отец во Мне» (Ин. 14, 9-10). Никто не мог познать Отца иначе как только через Сына: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27).

Слепой от рождения, исповедав божество Христа, обрёл одновременно телесный и духовный свет, в то время как жестокосердные фарисеи, видевшие телесными очами, духовно живут во тьме неведения Бога. Это относится и к современному иудаизму: «На суд пришёл Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).

Итак, разве имеет право истинный христианин, а тем более епископ верить и писать, что иудаизм, как и мусульманство, которое также отвергает Святую Троицу, божество Сына и Святого Духа, что они веруют в одного и того же Бога? Сами Апостолы, по сути иудеи, которые имелигораздо большее сострадание и любовь к своим соотечественникам чем у современных христианских лидеров, которые лишь лицемерно вводят современных иудеев в заблуждение, пишут и учат, что отвержением Христа и Его распятием иудеи стали богоборцами и богоубийцами, по неведению, которое им необходимо отвергнуть, покаяться, чтобы обрести спасение. Таким образом распространилось и было проповедано Евангелие по всему миру: «и более присоединялось ко Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5, 14)а не с помощью встреч таких как в Ассизи, где о Христе умалчивалось, скрывалось, и где о Нём не проповедовалось, где отвергалось Евангелие. Резкое и мужественное слово первомученика Стефана подтверждается Ветхим Заветом, через который предвозвещалось пришествие Христово. Он жёстко обличал тогдашних и современных иудеев как предателей и убийц. Он возглашает о них: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника. Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 5, 51-52)Разве это не является точным повторением слов, которые говорил Сам Христос в отношении книжников и фарисеев? Тоже повторяют и Святые Отцы в своих посланиях «Против иудеев», где осуждаются всерелигиозные экуменисты Новой Эры, как видно, относящие эти послания к разрядуфундаменталистских и фанатичных, потому что предлагают удалить из церковной гимнографии места антииудейского характера. Этими доводами экуменисты извращают и отвергают Евангелие и жития Святых Мучеников, потому что опираясь на свой собственный образ мышления неизбежно должны принять такой взгляд на Христа, Апостолов и Святых Мучеников, как будто бы они были фундаменталистами и людьми крайних воззрений. Мы оставляем их с их Ассизи и с их «успехами», и прославляем Евангелие и мучеников. Посмотрим только далее, что ещё говорят Святые Отцы относительно этой темы и сравним их слова с мнением современных «Отцов» заседающих на всех этих съездах подобных Ассизи.

 

В. БЛАГОДАТЬ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ БОЖИЕ ОТНЯТЫ ОТ ИУДАИЗМА. КРИПТОИУДАИЗМ МУСУЛЬМАНСТВА.

В предыдущей части мы с достаточной отчётливостью представили мнения клириков и богословов, поддерживающих межрелигиозный экуменизм, согласно которым во всех религиях существуют положительные стороны, многие из этих религий верят в того же Бога. Такими являются три монотеистические религии Иудаизм, Христианство и мусульманство. Вкратце мы опровергли это мнение, потому что оно противоречит Евангелию и наносит оскорбление Святым Мученикам, которые пролили свою кровь за веру во Христа, которую они считали единственным путём ко спасению. В противном случае, если кто угодно и как бы он ни верил спасается, то это означало бы, что их жертва и мученичество не имеют смысла. Мы обещали представить вам то, как учат об исламе некоторые Святые Отцы, что более важно, поскольку на счёт иудаизма мы имеем мнение самого Христа и Апостолов, и даже первомученика Стефана, которые были иудеями и любили своих собратьев. Следует заметить, что апостол Павел даже желал самому себе быть отлучённым, ради того, чтобы кого-либо из иудеев привести к истине Евангелия: «я возжелал бы быть отлучённым от Христа за братьев моих, сродников моих по плоти, сущих израильтян» (Рим. 9, 3). Апостол Павел, проповедуя иудеям Евангелие с дерзновением и ясностью, подвергался неописуемым гонениям, излияниям злобы и наказаниям. Это настоящая любовь во Христе, а не другая, лживая любовь дьявола, согласно которой нужно сокрыть истину для того, чтобы не вызвать неприязни и жить в удовольствии. Межрелигиозный и межхристианский экуменизм - это новое изобретение дьявола, новое искушение, в котором единственное, что никого не интересует так это проповедь истины Христовой. Там интересуются человеческой и мирской вежливостью, чтобы не касаться так сказать другого, космополитизм и ложная вежливость салонов, а не мужское сознание и не мужество Предтечи Иоанна, Апостолов и Святых.

Из любви к антииудейской и воспитательной позиции Христа и Апостолов Святые продолжили эту позицию в своих посланиях«Против иудеев», ввели её в свою гимнографию и в Церковь, в особенности в последованиях Страстной седмицы, в которых имеются глубочайшие характеристики иудеев. Церковь восхваляет первомученика Стефана, потому что он обличил бешенство иудеев, и, конечно же, по причине этого упрёка он удостоился стать боговидцем: «ты укротил ярость иудеев и узрел Спасителя одесную Отца». Мучения и прения, которые он претерпел составили ему «царскую диадему», которая увенчала его главу. Собирая во едино только песнопения Великой Страстной седмицы, мы увидим, что иудеи характеризуются как«заносчивый и запятнанный кровью народ», как «завистливый мститель, убийства исполненный народ», «арабов коварнее род еврейский», «пагубная спира4 богоненавистников, синанога лукавнующих, богоубийц», «убийцы праведных», «богоборцы, проклятое сборище». На протяжении веков так учит и поёт Церковь, которая конечно же осознавала то, что она составляет новый избранный народ Божий, новую нацию, которую со всей щедростью одаряет Бог Своей благодатью, в то время как она отнята от иудеев, которые отвергая и распиная Христа, стали недостойны принятия этого благословения. Кроме того и Сам Христос об этом их известил, обличая их жестокосердие и неверие. Они глубоко возмутились, когда Он им сказал жёсткие слова: «О род неверный и развращённый! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17, 17). И ещё больше, когда Он рассказал им притчу о винограднике, в которой говорится как был умерщвлён работниками виноградника сын хозяина, и после притчи привёл пророчество, которое немедленно исполнилось: «Потому сказываю вам, что отнимется у вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43). Проклятая Христом смоковница, о которой также вспоминает Церковь на утрени Великого Понедельника5, символизирует бесплодную иудейскую синагогу: «Соборище смоковницу Христос еврейское, Плодов чуждую духовных вообразуяй, Клятвою усушает: еяже бежим страсти»6Кто из православных верующих не прислушивается на протяжении веков к этим живительным словам Господа о иудеях, как о них говорится в чудесном антифоне последования Святых Страстей, который сообщает о неблагодарности иудеев и отъятии от них благодати и благословения Божия? «Сия глаголет иудеом: людие мои, что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? За манну желчь: за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя проигвоздисте, ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом: и Аз им дарую живот вечный»7В другом песнопении – стихире «на хвалитех» того же богослужебного последования, которые начинаются словами «Распеншуся Ти Христе»8 есть определение, что с рапятием Христа иудеи лишились спасения: «Тебе бо вознесшуся днесь, род еврейский погибе».

Какая же связь между всем этим Евангельским и святоотеческим благовестием, чему на протяжении веков твёрдо, непоколебимо и в удивительном единодушии верит и учит Церковь начиная с эпохи святых Апостолов (semper, ubique, ab omnibus credita) с теми новшествами, антиевангелькими и противными святоотеческому учению, которые предлагают извратители Евангелия и учения Святых сторонники межрелигиозного экуменизма? Итак, разве не является иудаизм, отвергающий Христа, «коварным и неверным путём»? Продолжают ли иудеи и после распятия Христа и призвания распявших к покаянию оставаться благословенным народом? Разве не отнято от них благословение Божие? Не являются ли они бесплодной и отвергнутой смоковницей? Тогда необходимо отменить нам Евангелие и Святых Отцов, церковные песнопения, которые не говорят ничего сверх того, о чём говорит нам Евангелие. Пускай этому учат и считают это хорошим те, кто в рамках сближения религий, встреч и диалогов, уже предлагают изымать из литургических текстов, из памятников культуры как они говорят, и из школьных учебников те фразы и выражения, которые раздражают приверженцев других религий. Для нас же это означает то, что мы должны отвергнуть Христа и Евангелие, потушить свет и оставить тьму. Новые люди «Галилеи языческой», синкретической и панрелигиозной Новой Эры не желают пропустить для необразованного народа хоть чуть чуть нетварного света. Они хотят спрятать от него истину, потому что, если ей научить, то она разбудит спящих и люди оставят их. Поэтому эти приверженцы Новой Эры планируют «очищение литургических текстов» или же составление новых текстов, чтобы не оскорбить будто бы инославных и еретиков. Но разве мы можем «очистить» Евангелие, которое воспроизводят песнопения? И что это за евангелие, которое скрывает свет и спасение от пребывающих во тьме и заблуждении людей?

Всё что будет писаться о иудаизме без Христа в большей степени имеет силу и в отношении ислама. Иудаизм всё же предшествовал христианству и из-за эгоизма и упрямства остался в своей ветхой вере, он не распознал свет, потому что пребывал во тьме. Однако то, что иудаизм избирает тьму, в то время как существует свет, это более чем ужасно, поскольку это равносильно тому, что ты совершенно ничего не видишь, и не находишь никакой разницы между светом от тьмой. Это может кто-либо ощутить, когда вспомнит о том, как поступили русские, когда приняли решение оставить идолопоклонство и последовать за истинным Богом. Они были искателями и исследовали, и расспросили и об иудаизме, и об исламе, но в итоге убедившись в собственном бессилии этих двух религий, они прибегли к свету Евангелия, стали членами нового народа Благодати, Церкви Христовой. В своей сущности ислам является отмщением иудаизма христианству, он является скрытой, криптоиудейской ересью (сектой), которая просто напросто скрывает свою действительную сущность, восприняв также и некоторые второстепенные элементы от христианства. Путём ислама вы непременно возвращаетесь к ветхому, упраздняется «новое творение» и человечество теряет возможность уплодоноситься дарами и плодами Святого Духа. Оно остаётся не только бесплодным, но и злородным, злокачественным и худым плодом, как бы ни старались приверженцы всерелигии найти плоды и положительные элементы во всех религиях. Если кто-либо пренебрегает верой и богопознанием, он непременно доходит до потери рассудка и ходит на поводу у нечестивых страстей, как об этом верно и богодухновенно учит апостол Павел в первом послании к Римлянам. Такой человек пренебрегает нравственностью, поскольку существует взаимосвязь между верой и поступками, догматами и моралью. Итак мы уже достаточно рассказали о иудаизме фактов, которые имеют силу и в отношении мусульманства. Однако, чтобы не посчитали эти утверждения за самовольные, мы приведём для их подкрепления то, как учат об исламе некоторые из Святых Отцов, которые были прославлены за святость жизни и просвещённость Святым Духом, поскольку в нас грешных и непросвещённых может незаметно проникнуть и утвердиться какая-либо пристрастная мысль. Обращение к Святым Отцам подвергает осуждению необходимость даже и для одного дополнительного суждения, в том числе и для такого, которое силятся высказать многие экуменисты: будто межрелигиозные встречи и межрелигиозные диалоги не являются в жизни Церкви чем то новым, поскольку есть примеры святых, которые вели беседы с представителями ислама, и им то и следуют теперь новые «отцы» панрелигиозного и синкретического уравнивания. Всё-таки ложь намного лучше полуправды, потому что ложь легко распознать, в то время как извращённая, или же изуродованная правда лишь вводит в соблазн и обольщение. Действительно некоторые из Святых встречались и вели беседы с мусульманами. Однако эти встречи и диалоги не имеют никакой связи, даже и далёкой, с тем, что происходит сегодня. Они происходили при совершенном различии обычаев и перспектив, совершались обычно по необходимости, по требованию мусульманских завоевателей, как правило в ссылках, или плену, и несмотря на это имеют своей целью не мiрское сближение и примирение, но свидетельство Евангелия. По этой причине такое свидетельство приводило к мученичеству, порождению новомучеников и проповедников Христа, а не блужданию профессиональных экуменистов от собрания к собранию и редакциям текстов синкретического содержания.

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1В деянии собора в Nostra Aetate относительно отношений Церкви к нехристианским сообществам написано: «Церковь с уважением относится к мусульманам, которые поклоняются единому и единственному Богу…»

2Всемiрный Совет Церквей

3(Пс. 134, 15-18) «Идолы язычников - серебро и золото, дело рук человеческих: есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них»

4стража

5Стихи «на изсохшую смоковницу» перед чтением синаксария

6Синагога еврейская – смоковница лишённая духовных плодов, которую Христос изсушает проклятием, последствий которого мы избегаем.

7Последование Святаго Великаго Пятка, утро, Антифон 12.

8Там же, стихиры самогласны

 



Подписка на новости

Последние обновления

События