Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ЭКУМЕНИЧЕСКИΕ ШАГИ

от Равенны до Элунды


(часть первая)

 

ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΤΙΚΑ ΒΗΜΑΤΑ

ΑΠΟ ΤΗΝ ΡΑΒΕΝΝΑ ΕΩΣ ΤΗΝ ΕΛΟΥΝΤΑ

 

газета Ὀρθόδοξος Τύπος стр.1, 5

 

Архимандрит Саранти Саранту

 

Для нас самоочевидной является необходимость выразить нашу благодарность Археологическому Обществу, которое предоставляет аудиторию для «Всегреческого Православного Общества» для празднования его пятидесятилетнего юбилея: его жизни, деятельности, миссионерской деятельности не только в греческом народе, но и в народе Божием. Смиренные наши пожелания сотрудникам газеты «Ὀρθόδοξος Τύπος»: Дабы удвоилось и Пятидесятилетие главным образом как качественное богочеловеческое приношение Православию, и не только для него, но и для людей во всем мире.

То, что представлено в моей крайне небольшой речи, будет иметь некоторую особенность и своеобразие. Та часть, которая соответствует эпилогу, я обозначу в качестве пролога, потому что она собой представляет некое обобщение всей последующей речи, а также потому, что это вызвано начертанной в ней фамилией зрелого и опытного мужа, что делает вполне удобным заняться данным вопросом и его оценкой. На это-то в принципе и указывает заглавие нынешней речи.

Я прочитаю завершающую часть средней страницы из весьма сдержанной и многосторонней критики, которая касается текста Равенны, заслуженного профессора Афинского университета г. Конаракиса в его статье под названием “Текст Равенны – маска Богословского Диалога”.1

Текст Равенны является делом рук папы! Православные представители должны были его подписать с закрытыми глазами! Кто и кого поддерживает, когда утверждается нечто следующее?

а) Частое употребление в тексте слова “документ” является характерной особенностью, и это слово во многих наших документах мы не употребляем.

б) Православные подписанты текста Равенны подписались и под принятием filioque! В 13 параграфе отмечается: “Авторитет власти в Церкви принадлежит Самому Иисусу Христу, единому ее Главе. С помощью Его собственного Святого Духа Церковь, как Его Тело, причастна Его власти. (Иоанн 20, 22-23). Господь обладает Своим собственным “Святым Духом”, поскольку согласно папскому злочестию, как Его собственный, Он “исходит” от Него самого!2

в) В параграфе 45 текста, предлагается принять предварительное решение изучить (к последующим собеседованиям) каковой является роль епископа Рима на основании I и II Ватиканских соборов!

Текст Равенны показывает, что по «доброй» воле православных представителей первенство папы уже закладывается в основе Православия, более того, у православных, которые имеют «экклезиологическую» православную «ущербность»!”

Из этих немногочисленных слов, которые мы читаем у всесторонне образованного профессора г. Корнаракиса, мы осознаем, что на Международной Смешанной Комиссии по диалогу папистов с православными в октябре 2007 в Равенне был подписан этот текст, который был назван “документом”.

Итак, с самого начала создается впечатление, что православные, соглашаясь с папистами в злочестивом латинском учении о filioque, подписали этот документ. Теперь они предварительно приняли решение изучить вопрос о роли Римского епископа на основании учения папистов I и II Ватиканских соборов. Они окрестили Папу епископом Рима и нашим собственным епископом и с помощью двух последних Ватиканских соборов они идут далее, дабы признать его первым.

Конечно, профессор Корнаракис делает и ряд других замечаний, которые в конечном итоге будут включены и в наше слово, как жизненно важные в отношении столь опасного текста, который пустил корни в основание последующего текста Элунды. И эти два текста Равенны и Элунды ожидают того, чтобы их представили в 2009г. во время заседания Международной Смешанной Комиссии на Кипре для составления окончательного текста, в котором, как я полагаю, Комиссия примет первенство Папы в качестве первенства служения (τὸ πρωτεῖο Διακονίας).

Тем самым подтвердится то, что говорил римо-католический богослов Пьер Дюпрэ тогда, еще 40 лет тому назад, доценту Богословского факультета Афинского университета, ныне игумену монастыря прп. Григория на святой Горе Афон отцу архимандриту Георгию (Капсанис), что папское первенство для вас будет сформулировано так, что ваши верующие, православные люди не будут смущены. Вопрос состоит в формулировке. Однако то же подтверждают члены и Смешанной Комиссии сегодня, спустя уже 40 лет, и делают всё возможное для того, чтобы обрести в терминологии Нью Эйдж вполне подходящую, благозвучную формулировку для слуха православных людей.

Вопрос состоит в том: проглотим ли мы эту терминологию или изблюем?

Давайте посмотрим на ход диалога аналитически.

Неопубликованной преамбулой к диалогу между папистами и православными называет профессор И. Корнаракис папский текст, подписанный Папой, который находился в июне 2007г. в обращении под названием “Ответы на вопросы, которые касаются взглядов относительно учения церкви”.

По всей вероятности полагается, что народ задает вопросы, а эти ответы дает Папа Бенедикт, который суть следующие:

    • Только Католическая церковь является истинной, единой и единственной.

    • Католическая Церковь находится под юрисдикцией Папы как непосредственного преемника апостола Петра и епископов, которые находятся в общении с ним.

    • Другие же церкви обладают “Экклезиологической недостаточностью (ущербностью)”. Более конкретно папа считает Протестантские “Церкви” имеющими большую ущербность, а Православная меньшую, поскольку не приемлют его Первенства и Непогрешимости.

На страничке своего интернет-сайта Папа Бенедикт XVI с некой сдержанностью, но вполне ясно заявляет, что он якобы не придает столь большого значения “документу Равенны”, где проводилось заседание с 8 по 14 октября 2007г., несмотря на то, что оно в своей проблематике опирается на тексты, принятые в Монако (1982), Бари (1987) и Новом Валааме (1988). Бенедикт XVI не скрывая подтверждает, что папизм носит маску нью эйдж с великолепным двуязычием.

Мы, как православные, должны ли противостать двуязычию или многоязычию Пап, обладая таким богатством Соборного демократичного кристально чистого Предания? С помощью этого своего заявления Бенедикт XVI собственно аннулирует 46 параграф совместного заявления, подписанного в Равенне, в котором все участники как паписты, так и православные не скрывают своей радости по поводу последующего успеха этого документа и возлагаемых на нем перспектив.

С июня 2007г. по октябрь 2007г. прошло четыре месяца, в течение которых Православная сторона могла бы своевременно оказать сопротивление вызывающим заявлениям папы Бенедикта. Самым лучшим заявлением Папы было бы то, если бы сам Папа проявил бы некое усердие по причине допустим чисто светского благородства к тому, чтобы сделать какие-то новые заявления, как это всегда делают светские правители, и наполовину аннулировал прежние свои заявления, которые для православных являются провокационными, в отношении предстоящего диалога в Равенне. Тем не менее этого не произошло.

В связи с появлением этих ответов – заявлений Папы, Священный Синод Элладской Церкви от 8 октября 2007 направил официальный документ на имя сопредседателя Смешанной Комиссии по Диалогу Православной Церкви с Римо-Католической, Преосвященному митрополиту Пергамскому г, Иоанну (текст письма опубликован на нашем сайте), и предложил запросить разъяснения у римо-католической стороны во время диалога в Равенне об их экклезиологической позиции и мнении в отношении текста ответов, поскольку они создают для Православной Церкви проблемы.

По причине признания “документа” Равенны, нам нетрудно было понять, что вопрос или не был Преосвященным сопредседателем поставлен вовсе, либо же не был воспринят, в то время как папские ответы не были восприняты безоговорочно как непогрешимые.

Простая здравая общая православная логика говорит: Поскольку богословский диалог не приводит к желанному равноправию обеих сторон, то как можно вести диалог далее? Как могут члены православной стороны оставаться в столь важном диалоге, когда из преамбулы к диалогу они узнают, прежде всего, что участвуют в диалоге как члены церкви, которая уже получила характеристику ущербной, по причине общеизвестного упорства папы?

Итак, благодаря факту послания официального документа Священного Синода Элладской Церкви сопредседателю Смешанной Комиссии, а более того по факту игнорирования содержания этого документа и со стороны сопредседателя, и со стороны Комиссии, полагаю, мы, как полноправные члены Православной Церкви, имеем полное право констатировать не только о судьбе документа, но и о содержании “документа” Равенны и о его достоинстве. Кажется, что этот “документ” Равенны будет иметь судьбу фальшивых папских документов, как лжеисидоровы декреталии, которые в некоторых исторических случаях были использованы в середине IX столетия для поддержания теократических идей самодержцев. Тогда утверждалось, что Папа является главой вселенной. Какую ценность может составлять сегодня “документ” Равенны? Он лишь может соперничать с фальшивыми текстами средних веков.


Доклад, который был представлен в аудитории “Археологического общества” (Πανεπιστημίου 22) 24 ноября 2008, в связи с празднованием исполнения 50-летия со дня учреждения ПОЕ (Всегреческого Православного Общества)

1Tὸ κείμενον τῆς Ραβέννας προσωπεὶον τοῦ Θελογικοῦ Διαλόγου. На нашем сайте опубликована эта статья под названиемКомментарий на итоговый документ Равенны, подписание его кир Иоанном (Зизиула) и противодействие Священного Синода

2ὡς δικό Του, ἐκπορεύεται ἀπὸ τὸν ἴδιο




Подписка на новости

Последние обновления

События