Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Диалог с Римо-Католической церковью

 

ДИАЛОГ О ПАПСКОМ ПЕРВЕНСТВЕ И ПАПСКАЯ ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ

Пишет протопресвитер Георгий Д. Металлинос

почётный профессор Афинского университета

Ο ΔΙΑΛΟΓΟΣ ΔΙΑ ΤΟ ΠΑΠΙΚΟΝ ΠΡΩΤΕΙΟΝ ΚΑΙ Η ΠΑΠΙΚΗ ΔΙΓΛΩΣΣΙΑ

Γράφει ὁ Πρωτοπρεσβύτερος Γεώργιος Δ. Μεταλληνός,

Ὁμότιμος Καθηγητὴς Πανεπιστημίου Ἀθηνῶν

«Первенство юрисдикции» (“πρωτεῖον δικαιοδοσίας” (JURISDICTIONIS)) Римского Папы остаётся главным и постоянным выражением папского отступления, но и неизлечимой, как оказывается, болезнью Латинской Церкви. Таково было сознание православных византийцев, которые сталкивались на протяжении всех диалогов по соединению церквей (11 по 15 столетие) с папским упорством касательно первенства власти, а также с постоянным притязанием Пап навязать эту власть восточным. Очевидным фактом является то, что касается догматов о папе (первенство, непогрешимость, папа викарий — наместник Христа и т.д.), то они испытывали и испытывают большое влияние, и далеко не безуспешное, со стороны современных диалогов, как в принципе и в «византийскую» эпоху. Необходимо было бы подчеркнуть, что начиная о средних веков на Западе и главным образом с I Ватиканского собора (1869-70), с созданием догматов о непогрешимости, первенство и непогрешимость являют в себе некую квинтессенцию папизма...

В проводимом диалоге создаётся впечатление, что главная тяжесть падает на первенство, и, конечно же в первом тысячелетии (однако разве первенство отождествляется с «преимуществом чести» “πρεσβεῖα τιμῆς”?) и это совершенно несомненно, что некое случайно общее приемлемое формулировка (формула) неминуемо приведет к принятию учения о папском первенстве и к последующему принятию папства. Это является целью папизма и собственно наших западномыслящих представителей. И за «папское первенство» поставят подписи с обеих сторон.

Для православной позиции по данной проблеме необходимо нам изучить огромный том «Екклезиологии» (Ἀθῆναι 1973) блаженной памяти нашего учителя Иоанна Кармириса. Однако в отношении «папской непогрешимости», которая является дополнением к папского первенства и составит непреодолимую закономерность для последующего шага во время диалога, я вкратце об этом и говорю. Если же после признания первенства папы не произойдёт автоматического принятия и непогрешимости, то потому, что как мы увидим, что положение папы остается непонятным и без непосредственной связи первенства и непогрешимости.

В чем же состоит догмат веры о непогрешимости? Согласно «Окружному посланию Константинопольского Синода против латинских нововведений» (1838г.) речь идет о обоготворении папы («ὁ παρ᾽ αὐτῶν –δηλαδή τῶν Λατίνων– θεοποιούμενος πάπας”» «у них, т.е. латинян — обоготворяемый папа») . Согласно словам прп. Иустина Поповича «догмат о непогрешимости папы...есть ни что иное как возрождение идолопоклонства и политеизма». Профессор Иоанн Кармирис, принимая мнение о непосредственной связи первенства и непогрешимости, замечает: «Формирующие положение папы два догмата о первенстве и непогрешимости являются совершенно неприемлемыми для Православной Кафолической Церкви» (стр. 621) Эти два папских догмата «являются главнейшими причинами этого печального разделения Восточной и Западной Церквей». (с. 645)

Более того, папское первенство является источником всех остальных нововведений Латинской Церкви. Поставление папы над Вселенскими соборами остается, как мы увидим, до сих пор неизменным пунктом вероучения. Следовательно, «Левиафаном», который поглощает смысл Церкви, является учреждение папства. Величайшим сомообольщением православных членов совместного диалога является стремление перетолковывать папское первенство, которое, как его ни характеризуй, останется первенством антиэкклезиологического характера и не приемлемой Святыми Отцами, как с самого начало ему было придано политический и мирской смысл. Предложение папистов и экуменистов сделать папское первенство приемлемым и в качестве такого предложения была выдвинута идея о «первенстве служения» (“πρωτεῖον διακονίας”), оказывается всего лишь обманчивой пиротехникой. И это потому, что величайшим выражением искренности, проявлением любви к истине и служению был бы со стороны папизма лишь официальный отказ от всех папских нововведений, в центре которых находятся собственно догматы о папе. Кроме того, исторически известно, что папизм использует множество приёмов для того, чтобы сделать его позиции приемлемыми.

На Ферраро-Флорентийском соборе (1439г.), например, было принято первенство Рима «как содержащееся в деяниях Вселенских соборов и священных канонах». Это была формулировка восточных, которые на это пошли ради того, чтобы избежать принять папское первенство в изложении западных христиан. Однако именно тогда внезапно обнаружились папское лукавство и ложь. И вот как:

6 правило I Вселенского собора начинается фразой: «Да хранятся древние обычаи...» Однако в латинском-папском переводе была предложена фраза «ROMANA ECCLESIA SEMPER PRIMATUM HABUIT»(Римская Церковь имеет всегда первенство). Это было сделано для того, чтобы считать, что и первенство является «древним обычаем» Церкви. Преимущество чести (“πρεσβεῖα τιμῆς”), которое было принято восточными, когда папа был «в Церкви», представлялось западными как папское первенство (юрисдикции, управления).

Подобная пиротехника сегодня используется и православной стороной, которая, к сожалению, принимает «первенство служения», поскольку оно может мыслиться по-евангельски и православно (см. Марк. 10, 44). Однако проблема, как она понимается, остается папской. Ответ на это даёт и увеличенный в размерах большой папский катехизис. Эта книга, которая была составлена по решению II Ватиканского собора (1962-65) Комиссией под председательством тогда нынешнего папы кардинала Иосифа Ратцингера, является официальным голосом Латинской Церкви, который свидетельствует о вере и морали во всей полноте: и богословской, но и популяризаторской. И он предлагается не просто как предложение спасения желающим войти в лоно Католической Церкви. Однако что же говорит «Катехизис Католической Церкви» (Βατικανό- Κάκτος 1996) об этих папских догматах? Мы предлагаем несколько параграфов, которые относятся к «Параграфу» (глава 4) под названием «верующие Христа  — иерархия, миряне, посвященная жизнь».

 

Собрание епископов и их начальник Папа.

880. Христос «созвал двенадцать Апостолов под видом Собрания, то есть прочного тела, главой которого определил быть Петру, когда Он с ним говорил между учениками».i «Как святой Петр и другие Апостолы, согласно желанию Господа, составляют единое и единственное апостольское собрание, так и епископ Рима, преемник Петра, и епископы, преемники Апостолов, между собой образуют единое целое».ii

881. Только Симона Господь, которого он наименовал Петром, Он сделал камнем Церкви Его. И ему Он вручил ключиiii, ему определил быть пастырем всего стада.iv «Но эта привилегия вязать и решить, которая дана Петру, также дана, без сомнения, собранию Апостолов, соединенного с их начальником».v «Эта пастырская обязанность Петра и остальных Апостолов относится к основам Церкви и продолжается на более низком уровне епископами, в первенстве папы».

882. Папа, епископ Рима и преемник апостола Петра, «является вечным и видимым началом и основанием единства, которое связывает как епископов между собой, так и множество верующих».vi «В действительности, епископ Рима, вместе со своим достоинством как представитель Христа и как пастырь всей Церкви, обладает полной, высшей и всемирной властью в Церкви, которую может осуществлять свободно всегда».

883. Собрание или корпус епископов не имеет власти, если он не находится в общении с епископом Рима, как его начальником». Само это собрание «также является носителем высшей и полной власти во всемирной Церкви, которую он однако же не может осуществлять без согласия с мнением епископа Рима».vii

884. Собрание епископов осуществляет свою власть над всей Церковью официальным образом на Вселенском соборе».viii «Не может быть Вселенского собора, если он не будет утвержден, или по крайней мере если он не будет принят преемником Петра».ix

885. Это собрание, в своём многочисленном составе выражает собой разнообразность и всемирность народа Божия, и , своей собранностью под единым начальником, представляет единое стадо Христово».x

890. (...) Пастырская обязанность Учащего Корпуса состоит в неусыпной бдительности над народом Божиим, чтобы он пребывал в истине, которая делает свободными. Для того, чтобы осуществлять это служение пастыри Церкви от Христа имеют дар благодатной непогрешимости в вопросах веры и нравственности. Возделывание этой благодати может совершаться различными способами.

891. Эту непогрешимость имеет епископ Рима, глава собрания епископов, дар его достоинства, когда он как первый пастырь вместе с преемством Петра осуществляет высшую из его достоинств -учительство», и в первую очередь на Вселенском соборе.xi Когда вместе с высочайшим Учителем тела, Церковь предлагает некую истину, «дабы в нее мы уверовали как в откровение Божие»xii и как учение Христа, «мы обязаны его принять с послушанием и верой этим определениям».xiii Эта непогрешимость распространяется и на идеи удаленные, откуда они распространяются и являются вкладом в божественное Откровение.xiv

892. Божественная поддержка оказывается также и преемникам Апостолов, когда они учат в единстве с преемником апостола Петра, и в особенности эта поддержка оказывается епископу Рима, пастырю всей Церкви....

895. Эта власть, которую осуществляют персонально именем Христа, является их собственной, постоянной и непосредственной, так что осуществление ее окончательно приводится в порядок высшей властью Церкви.xv Однако не следует рассматривать епископов как представителей Папы, постоянная и непосредственная власть которого во всей Церкви не нейтрализуется, но, напротив, утверждает и защищает власть епископов. Эту власть необходимо осуществлять в общении со всей Церковью под непосредственным руководством Папы».

Запишем наши основные выводы:

  1. Первенство Папы продолжает утверждаться на святом Петре.

  2. Основанием единства «вечного и видимого» является Папа.

  3. Папа остается «представителем Христа» и пастырем ВСЕЙ Церкви с «высшей и всемирной властью» (Episcopus Universalis).

  4. Папа стоит выше Вселенских соборов.

  5. Папа обладает, прежде всего, непогрешимостью как «глава» всех епископов и «первый пастырь» Церкви.

  6. Все совершается (епископами) «под непосредственным руководством Папы».

В данном случае настоящийй папоцентризм – это очевидность, он возможно мог бы быть оправдан во времена западного средневековья, но никак не сегодня.

Несмотря на все это наши филопаписты продолжают расценивать Папизм как «полную Церковь». Но «полной» и «кафолической» Церковью является только Православная Церковь Святых Апостолов и Святых Отцов. Однако возможно мы и считаем Папизм, как это сегодня и происходит, «полной Церковью», поскольку мы ее не осуждаем вместе с нашими Святыми, но также вместе и с нашими собственными подлецами...

 

Источник: газета Ορθόδοξος Τύπος, αριθμ.1849, 15 Οκτοβρίου 2010, σελ. 7η

©перевод «Православного Апологета» 2010г.

i2

ii3

iii4

iv1

v2

vi3

vii5

viii 6

ix7

x8

xi2

xii3

xiii 4

xiv 3

xv 6



Подписка на новости

Последние обновления

События