Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Комментарий на критику современных афонских старцев в книге «Носители духа св. Игнатия»

6. О передаче духовных даров старца послушнику

Приступая к рассмотрению учения старца Порфирия Кавсокаливийского, профессор А. И. Осипов останавливает внимание читателя на сверхъестественном событии, происшедшем в его юности. Этим событием является глубоко личное переживание старцем, тогда ещё юным послушником на Святой Горе Афон, таинства передачи духовных даров старца Димаса ему. Профессор Осипов с присущим ему рационализмом и полным недоверием законам духовной благодатной жизни при полном доверии Богу и Его промыслу, сразу же его причисляет к категории странных, которых якобы не было в жизни святых. Более того А. И. Осипов проводит аналогию этого мистического действия благодати с явлениями передачи оккультных способностей учителя ученику в т.н. естественных религиях.1

Мы можем ответить на эти возражения А. И. Осипова следующим образом:

  • Дьявол по мысли блж. Августина является обезьяной Бога, он многое копирует из законов и явлений духовной благодатной жизни.2

  • Основой подвижничества и духовного возрастания является послушание старцу, которое соблюдал и свято следовал правилу послушания и сам старец Порфирий.

  • Послушание является тем фундаментом духовной жизни, которое приводит подвижника в состояние смиренномудрия и бесстрастия.

  • В свою очередь существует вполне объективный закон жизни согласно которому ученик перенимает способности и таланты учителя.

  • В духовной жизни при тесном общении со Старцем ученик наследует опыт Старца. Характерным примером преемства в старчестве является плеяда оптинских старцев.

  • Полученное послушником смиренномудрие, простота и чистота являются благоприятной почвой для обильного вселения даров благодати и действия Святого Духа.

1 с. 6

2 Об этом же упоминает и свщмч. Иустин Философ, описывая как демоны в предведении прихода Христа, создавали целые церемониалы в подражание Крещению и т.д.



Подписка на новости

Последние обновления

События