Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Комментарий на критику современных афонских старцев в книге «Носители духа св. Игнатия»

5. Действие молитвы Иисусовой на человека, признаки прелести

Продолжая критиковать старца Харалампия и метод его обучения Иисусовой молитве новоначального послушника, А. И. Осипов нисколько не сомневаясь и не смущаясь пишет:

«Наконец, возникшие у юноши, совершившего с такой скоростью фантастическое количество молитв, крайне опасные ощущения сладости, слез славословия и благодарения, у старца не только не вызывает никаких сомнений, но, напротив».1 И далее профессор А. И. Осипов приводит выдержки их творений свт. Игнатия, которые по мнению профессора доказывают прелестность состояния послушника о. Харалампия.

Неправота проф. А. И. Осипова, его незнание учения о Иисусовой молитве обнаруживается при тщательном прочтении творений не свт. Игнатия, а святых Отцов Добротолюбия, оставивших весьма ценные описания духовных состояний. Обратимся к наивернейшему учителю божественной исихии прп. Григорию Синаиту.

Прп. Григорий детально описывает благодатные действия молитвы Иисусовой и состояние прелести.

«Все мы сугубу быти действию всякому новоначальному. Ово убо от благодати, ову же от прелести, якоже свидетельствует великий Марк Подвижник, сице глаголя: есть действо духовное, и есть действо сатанино, младенцу неведомо».2 И действия теплоты в душе человека может производится от: благодати, от крови и от прелести, то есть греха.3

Благодатное действие молитвы Иисусовой таково: «Но точию действо молитвы в сердце действующее имети потщимся, согревающо ум и веселящо, и к неизреченной любви Божией и человечестей распаляющо душу. Темже и смирение и сокрушение немало тогда от молитвы бывает».4

Согласно прп. Григорию Синаиту действие благодати представляет собой ничто иное, как силу огня духовного.5 И эта сила движет к радости и веселию, утверждает и согревает и очищает душу, и помыслы убо утоляет, яко на час: телесное же движение умерщвляет на время. Знамения же его и плоды, являющие истину, суть сия: слезы, сокрушение, смирение, воздержание, молчание, терпение, еже крытися, и елика суть таковая, имиже несумненне извещаемся».6

То, что послушник старца Харалампия смог столь быстро пережить благодатное действие молитвы Иисусовой и совершать её столь быстро, как при состоянии очищенного сердца, необходимо приписать дару божественной благодати, преподанной ему за послушание и благословение старца. О чём также говорит старец Феодосий Карульский, что под руководством старца у подвижника происходит процесс возрастания молитвенного духа».7

1 с. 5

2 с. 218

3 Там же, с. 218

4 с. 216

5 с. 218

6 с. 219

7 Там же, с. 129



Подписка на новости

Последние обновления

События