Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Комментарий на критику современных афонских старцев в книге «Носители духа св. Игнатия»

Знал ли Святых Отцов Старец Порфирий?

Пытаясь найти всё, к чему можно придраться в жизни и воззрениях старца Порфирия, профессор А. И. Осипов указывает на, казалось бы немаловажный факт, изобличающий в невежестве старца: «Как мы видим, одной из главных причин уклонения от истины учения Церкви является незнание святоотеческого аскетического опыта. В этом же, несомненно, заключается причина и столь ярко выраженного антиаскетического учения о духовной жизни о. Порфирия, к которому он так настойчиво призывает своих чад. Его путь прямо идёт в русле учения таких великих католических «святых», как Франциск Ассизский, Катерина Сиенская, Тереза Авильская, Тереза Малая, и множество других, которые никогда не держали в руках Отцов Добротолюбия и пошли своим мечтательным путём. В незнании Святых Отцов признается и о. Порфирий: «Мне нравились и нравятся книги, написанные Святыми Отцами: Златоустом, Василием, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Григорием Паламой и другими. Но искренне говорю вам, я не читал их…(с. 245)»1

Во-первых, заметим ещё раз, что путь стяжания благодати Божией через делание заповеди любви, о котором учит старец Порфирий является святоотеческим учением. Мудрость святоотеческой аскетики как раз и заключается в том, что человек прежде чем взойти на степень серьёзной непосредственной брани со страстью сначала укрепляет все силы души деланием заповедей, воссоединяет их воедино, укрепляет волю человека. Неслучайно о. Порфирий делает акцент на том, чтобы вести духовную жизнь и брань без надрыва: в спокойствии и простоте, без нажима и стресса. «Всё пусть совершается мягко, без насилия, свободно».2 Вот именно это наставление старца, основанное на глубоком личном опыте, самым принципиальным образом отличает его рекомендации от откровенной прелестности католических истеричек, как их верно называет свт. Игнатий Брянчанинов.

В самой книге старец Порфирий не раз ссылается на указанных им Отцов Церкви, поэтому в пределах аскетического подвига он их знал. Вполне вероятно, и этого невозможно не исключить, что о. Порфирий не знал Святых Отцов глубоко. Но этого не требует монашеский подвиг и даже сокровенное умное делание при наличии опытного старца-наставника, при глубоком природном смирении и простоте человека. Об этом пишет и сам о. Порфирий: «Старец играет очень важную роль в нашей жизни. Старец – это наставник. Это не просто образованный человек, который стал старцем, потому что получил образование и имеет диплом богословия. Надо понять, кто такой старец. Старец может быть и неграмотным и может не обладать обширными знаниями, даром слова, может быть, он не читал различные духовные книги. Но он может быть выше образованного, если сам жил как послушник и стяжал благодать Божию. Такой старец может оказать своим послушникам великую помощь, если они послушны ему.

Конечно, старец говорит тоже самое, что написано и в книгах. Но это не одно и тоже. Старец, сам имевший духовный опыт, не будет говорить тебе: «Такой-то отец говорит то-то, а в такой-то книге написано так-то». Он, проводящий сам жизнь во Христе, будет говорить тебе из своего опыта, будет передавать его тебе и влагать в твою душу, а ты рядом с ним научишься привлекать благодать Божию».

И далее о своей жизни в послушании о. Порфирий свидетельствует такими словами: «Это не сказки. Я это видел много раз. Когда я поехал на Святую Гору, то всё отошло на второй план: и мiр, и родственники, и князья мiра, - всё стало послушанием моему старцу, стало молитвой и радостью. В Кавсокаливии всё становилось небом….Итак, послушание старцу – это великая добродетель, великое преимущество. В этом - всё».3

И теперь сопоставим эти вдохновенные слова о. Порфирия о послушании старцу, с тем, например, что пишут монахи патриарх Каллист и Игнатий Ксанфопулы: «прежде всего, избери себе со всецелым, по Божественному слову, отречением и совершенное повиновение непритворное. Для сего со всем усердием взыщи и постарайся найти себе руководителя и учителя непрелесного, духоносного, сообразную со словами своими и жизньведущего, высокого в умозрении… Нашедши же такого, и к нему как к родному отцу сын отцелюбивый прилепившись телом и духом, пребывай с того времени весь в его повелениях, и в нем во всем согласуйся, смотря на него, как на самого Христа, а не как на человека, и всякое от себя отгоняя неверие, и сомнение, рано как и всякое свое мудрование и самоохотное хотение; шаг за шагом последуй за учителем своим, как зеркало какое, как свою совесть, имея это нерассуждающее полное ему послушание…» 4

И несколько далее святейший патриарх Каллист даёт очень важное замечание относительно послушания Старцу как главного и основного принципа для достижения совершенства и жития безмолвного: «Посему, так как причина всего для нас прискорбного в непокоривости и гордости, а всего радостного в благопокорности и сокрушении: то возжелавшему жить без погрешений надобно побыть на послушании у отца, опытного и непрелесного, долговременными подвигами стяжавшего ведение вещей божественных…Если же неким из досточтимых отцов случалось и без такого подвига послушания улучить благотворное безмолвие и по Богу совершенство; то это бывает по особенному Божию откровению, и притом очень редко. А что редко, как негде написано, то не закон Церкви, как и одна ласточка не делает весны».5

Поэтому и то, о чем пишет святитель Игнатий Брянчанинов, о жизни по совету, эта мера является в плане правильного непосредственного достижения христианского совершенства и обретение благотворного безмолвия выходит за рамки духовного закона, закона Церкви. Совет свт. Игнатия, ещё раз заметим, является икономией, снисхождением к той душевной расхоложенности, которым характеризовалось общество середины 19 столетия. Безусловно, что в наше время, когда в обществе целенаправленно взращиваются в человеке гордость и самоцен, когда люди в раннем возрасте теряют целомудрие, то и рекомендации свт. Игнатия становятся для нашего времени также трудно исполнимыми. Однако, ещё и ещё раз напомним слова свт. Каллиста нами только что приведённые: Если же неким из досточтимых отцов случалось и без такого подвига послушания улучить благотворное безмолвие и по Богу совершенство; то это бывает по особенному Божию откровению, и притом очень редко. А что редко, как негде написано, то не закон Церкви, как и одна ласточка не делает весны.

1 А. И. Осипов., с. 8

2 Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова., с. 205

3 стр. 242-243

4 Добротолюбие Репринт. СТСЛ 1992, т. 5, стр. 315-316

5 с. 321



Подписка на новости

Последние обновления

События