Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Комментарий на критику современных афонских старцев в книге «Носители духа св. Игнатия»

4. О методах совершения молитвы Иисусовой

Профессора А. И. Осипова удивляет и возмущает наставление старца Харалампия своему ученику о количестве совершаемых молитв.

При этом А. И. Осипов ссылается на рекомендацию свт. Игнатия творить Иисусову молитву размеренно и прочитывать примерно 100 молитв за полчаса. Однако заметим, вопреки утверждению А. И. Осипова, что никто из Святых Отцов не устанавливает количественной меры молитвы и скорости чтения. Фактически все наставления об Иисусовой молитве, данные в Добротолюбии заканчиваются одной лишь рекомендацией: «частое призвание имени Господа Иисуса», или «непрестанная молитва ».1

Способность к совершению молитвы Иисусовой у каждого человека разная. Она зависит от таких факторов как: темперамент, степень очищенности сердца от страстей, физические качества человека и многое другое. И все эти факторы определяют духовные способности человека к совершению Иисусовой молитвы. Поэтому важно иметь духовника, который наблюдал бы за состоянием инока. В данном случае, при тщательном изучении Святых отцов духовного трезвения, мы находим полное согласие.

Приведем некоторые наблюдения, основанные на глубоком знании святоотеческих рекомендациях и личном опыте, о правилах совершения молитвы Иисусовой и о количестве её опытного старца Феодосия Карульского:

«Во время же поклонов с крестным знамением старался крестное знамение творить во время произношения имени Господа, поклон уже после, с произношением «помилуй мя», чтобы крестное знамение не было одновременным и, как говорят, «не ломать креста». Часто ли при этом произносить слова молитвы, т. е. скоро ли творить молитву и соответственно ей (когда нужно бывает) и поклоны, об этом у разных писателей говорится разно: одни редко и благоговейно, как бы нараспев (еп. Игнатий), другие выражаются часто, без определения в смысле скорости или постоянства (св. пресвитер Исихий). Одни соедини молитву с дыханием, опять без определения в смысле скорости или постоянства. Никодим Святогорец в «Невидимой брани» скорость молитвы Иисусовой сравнивает с обычным в беседе обращением нашим к собеседнику. А в Рассказах странника соединяется каждое слово молитвы с биением сердца, что по скорости подобно обычной речи».2

Старец Феодосий быстроту совершения Иисусовой умной молитвы равной биению сердца называет средней меры скорости Иисусовой молитвы.3

При этом старец Феодосий как опытный делатель молитвы и наставник в ней замечает и то, что сохранить все внешние приёмы и правила молитвы и при этом сохранить суть молитвы как беседы ко Господу представляет всегда большую трудность. Тем не менее, и чисто внешние приёмы не могут быть отвергнуты по той причине, что они были испытаны святыми отцами-молитвенниками и применялись в качестве «естественного пособия для успеха в молитве».4

Также необходимо заметить и ещё одну специфику в творении словесной молитвы. Она по-разному и с разной степенью скорости совершения в зависимости от обстоятельств. Если возникает мысленная брань, или брань помыслов, то молитва может быть сокращена до произнесения и частого, только самого имени Господа. Это делается с тем, чтобы перебить помысл и не дать врагу проникнуть в ум, овладеть им, не говоря уже о сердце.

1 Прп. Филофея Снайского, главизны о трезвении, 40. Там же, с. 304

2 Непрестанно молитесь. Указ. Сочин. Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского., с. 126

3 Там же, с. 126

4 Там же, с. 127



Подписка на новости

Последние обновления

События