Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Великая Пятница

Да не просто поработаем услышанному

"Μη παραδράμωμεν απλώς το ειρημένον"

Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ.κ. Σεραφείμ

Преосвященного Митрополита Касторийского г. Серафима

"Μη παραδράμωμεν απλώς το ειρημένον"

«Мы совершаем сегодня, возлюбленные, праздник и торжество, так как Господь наш на Кресте пригвожден гвоздями. И не удивляйся, что мы празднуем, в то время как это событие прискорбно».[1]

Этими словами, мои возлюбленные братья, свт. Иоанн Златоуст представляет нам это чудесное событие дня, величие и очевидность нашей веры.

Чудо Креста! Хотя прежде были поводы для проявления ужаса и наказания, теперь же является повод для славы и чести.

Благодаря Ему, хотя мы  лишены чести и являемся ниспавшими из рая, теперь же мы восприняты Богом как дети.

Благодаря Ему мы познаем Творца.

Благодаря Ему, мы рабы греха, приведены к свободе жизни в добородетели.

Благодаря Ему, земля стала небом.

Взгляни, какие же блага нам принес Крест? Таким вопросом задается святой отец Церкви. И добавляет: «Желаешь ли ты узнать и о другом величайшем действии креста? ..Сегодня он отверз заключенный рай…и ввел в него разбойника. Итак, он совершил два величайших дела – и Рай отверз и разбойника ввел. Возвратил ему древнее наше отечество и вновь его привел в отечественный град. «Днесь со Мною будеши в раи»…И что такое сделал важное разбойник, что вдруг с креста оказаться достойным рая? Хочешь ли, я кратко скажу об этом и покажу доблесть разбойника?» «Он сказав краткие те, но показывающие его достойным рая, слова6 «помяни мя, Господи…во царствии си».[2]

Он удостаивает, возлюбленные мои братья, нас в этот день предстоять подле Распятого Господа, дабы мы, по словам святителя Иоанна, не проходили  легкомысленно мимо слов этого разбойника, которые столь часто повторяются в нашей Церкви. Не станем даже стыдиться брать в качестве учителя разбойника, поскольку его не постыдился наш Господь, дабы его ввести в рай. Обратим наше внимание на его великое благоразумие и остановимся перед его страшным словом:

«Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

P1170603-w1000-h800.jpg

Первое. Разбойник благодаря страшным болям во время крестных страданий, просвещаясь небесным светом, который озаряет его помраченное сердце и обретая дерзновение пред Царем, который сейчас и подает благодать своим осужденным, просит Его вспомнить о нем в Его Царствии. Это «Помяни меня» не является простым словом.  Оно не является поспешной и поверхностной мольбой и просьбой. Оно не является иронией в отношении к состраждущему вместе с ним и бессильному человеку, идущему вместе с ним на смерть.

Оно является показателем великого покаяния и одновременного чудесного исповедания веры. «На  него на оказали влияния хульные слова другого распятого с ним  разбойника, который осуждал господа, его не могли совратить  слова толпы, которая бранила и оскорбляла Христа. Но он настойчиво успокаивал другого разбойника и ему говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли».[3]

Видишь ли веру разбойника? Видишь ли его благоразумие? Видишь ли его наставление? Сразу же после креста он взлетел на небеса, потому что имел неколебимую веру во Христа Спасителя: «Аминь, глаголю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Второе. «Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

Это слово разбойника было великим. Как он смог  при такой ​​нищете и бесчестии, в то время когда образ Христа «не имел ни вида ни величия», согласно выражению пятого Евангелиста пророка Исайи, на фоне общего возмущения и насмешек, при насмешках и лживых комментариях, распознать Царя царствующих и Господа господствующих?

Как ему удалось обрести такое исповедание веры, когда он никогда в своей жизни не переживал духовные состояния? Он не видел Благодетеля, который врачует больных и воскрешает мертвых. Он не видел Искупителя вдоволь питающего народ кране небольшим количеством пищи и укрощающего ветер и море.

«Он  видит Распинаемого и его называет царем». Он пристально взирает на Смирившегося и познает в Нем царя и Его приветствует. Он Ему как бы говорит, как об этом пишет свт. Кирилл Иерусалимский в одном из своих огласительных слов, : «…не говорю, помяни мои дела, ибо страшусь я оных…а  сопутствую Тебе на смерть. Помяни спутника Твоего! Но я не говорю, помяни меня теперь, но егда приидеши во царствии си».[4]  И ответ Христа трогателен: «Имеешь дерзновение. Вовсе не потому ты имеешь дерзновение, что его достоин иметь по твоей жизни, но потому что здесь ныне находится благодатный царь  и он дает благодать. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро…Я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе…Не говорю тебе днесь, отойдешь ты, но днесь со Мною будеши в Раи. ..Коль велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туду, куда разбойник входит. А разбойник входит…Ни Моисей, ни Пророки. Но беззаконный разбойник входит в Рай».[5]

«Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си»

Первый житель Рая - разбойник.

Пример исповедания веры - разбойник.

Разбойник – пример покаяния, богословия, христологии и сотериологии.

Разбойник, который своим поведением нам напоминает, что пред Богом нас оправдывают не поспешные добрые наши дела, не удостаивают оправдания наши преимущества и достоинства, наша образованность и наши привилегии, однако же нас лишают Рая наши великие проступки.

Нас лишают райской пиши и свободы, вечного блаженства, которые приготовил Христос «для любящих Его», эгоизм и самолюбие, отсутствие покаяния и милосердия, жестокосердие и безразличие к другим людям, в лице которых мы встречаемся с Самим Христом. Врата Рая нам отверзает только милость Божия и наше делание покаяния.

 Готовы ли мы последовать тому методу, который избрал разбойник? Приготовлены ли мы заранее пойти по узкому и невероятному пути, иному, превышающего мирскую логику, то есть пути святости, и чтобы оставить образ мышления нашего времени и человека современной эпохи, который не желает иметь Бога в своей жизни, который погасил Его в словаре своей повседневной жизни, и который поставляет свое существование в человекобоге?

Те, которые не поддаются этой логике и те, которые  могут постичь Таинство Креста и последовать в своей жизни с надеждой на Воскресение, они сегодня должны делать ничто иное, как повторять перед распятым нашим Господом слова спасительного исповедания разбойника и жить их:

«Помяни мя, Господи, во царствии Твоем».

 

http://imkastorias.gr/index.php/o-mitropolitis/2013-09-10-09-20-52/egkyklioi-eorties/item/2111-mi-paradramomen-aplos-to-eirimenon

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год.

 

 

 

[1] Αγίου Ιωάννου του Χρυσοστόμου, Εις τον Σταυρόν, Ομιλία Β , ΕΠΕ 36,37.

[2] Там же  Αυτόθι, 41-43.

[3] Лука. 23, 40-41

[4] Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное слово 13, п. 30

[5] Там же, п. 31



Подписка на новости

Последние обновления

События