Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Апокалипсис: ответы на вопросы. Беседа №1:

Что такое печать антихриста?

Что представляет собой православное учение о нашумевших сегодня апокалиптических вопросах?
Зачем нам думать об антихристе и о «конце света»?

Богословский анализ некоторых воззрений на учение о конце мiра, антихристе и его начертании.


Обсуждение аудио-лекции проф. А. И. Осипова «Апокалипсис. Ответы на вопросы».





ПРОДОЛЖЕНИЕ

Г. Является ли штрих-код системы EAN 13-UPC 1 печатью антихриста или её прообразом?

Напомним читателям, что начертание антихриста имеет пять опознавательных признаков:

  • внешний знак, который распространяется во всей системе купли-продажи, т.е. торгово-экономических отношениях,

  • этот знак представляет собой начертание, т.е. такой знак, который накладывается особым образом: нацарапывается, начерчивается, (именно такое значение имеет глагол χαράσσω41, от которого производится существительное "начертание"- το χάραγμα),

  • начертание имеет в себе число 666 или же имя антихриста, которое сокрыто в Священном Писании,

  • в последствии оно будет налагаться на правую руку или на лоб человека, как знак духовной власти антихриста над человеком.

  • На людей этот знак будет накладываться лжепророком, который будет подготавливать почву для воцарения Антихриста.

 

Мы хотим обратить внимание читателя на то, что Апокалипсис даёт пророческие предсказания о будущем мiра, описывая их в виде образов и символов, но иногда в тексте встречаются конкретные признаки того или иного исторического периода времени, носящие, как правило, характер оценки духовно-нравственного состояния семи Церквей и т. д. Что касается указания признаков пришествия антихриста, его времени, то в них тоже много образности. Но когда речь идёт о печати антихриста, то называются её внешние признаки. При этом, Господь через апостола Иоанна Богослова не открывает технологии нанесения печати, её технологических характеристик, предоставляя этим подробностям раскрыться в своё время. Однако свт. Игнатий (Брянчанинов), проникая благодатным умом во времена будущего отступления, близкие к его времени жизни, замечает, что именно наука и научно-технический прогресс сделаются в руках погибающего человечества средством борьбы с верой, орудием богоборчества.

Теперь соотнесём указанные нами прежде признаки начертания-печати с теми вещами, которые присутствуют в наше время. Из всех пяти признаков, указанных в Апокалипсисе, первые три имеют место в штриховом коде, наносимом на товары и продукты. Именно по этой причине Священный Кинот Святой Горы в отношении употребления штрих-кода пишет:«Также и с чисто православной точки зрения существуют серьёзные беспокойства и опасения по поводу возможности попирания религиозной свободы и оскорбления христианских чувств, что в точности и произошло уже с бескомпромиссным навязыванием нашей стране Всемирной Кодировки Продукции (UPS) с использованием известного своей дурной славой числа Апокалипсиса 666». В этом же послании Священный Кинот далее выразил своё однозначное отношение к распространению всемирной информационной системы по образцу «Шенген», как реальной возможности использование этой системы «антихристианскими силами с целью навязывания в дальнейшем единой всемирной политико-экономической, а затем духовной диктатуры, как это описывается в 13-й главе Апокалипсиса»42. Навязывания международной Информационной системы «делают вполне понятными и реально осуществимыми эти тревожные строки из Апокалипсиса Евангелиста Иоанна Богослова». Неслучайно афонские монахи с появлением этого знака, стали его счищать с упаковок или даже выбрасывать такие продукты как осквернённые. Так поступают люди намного более духовно чувствительные нежели мы, со своими земными ценностями и интересами.

Нет никаких оснований сомневаться в наличии числа 666 в штрих-коде, т.е использовании его в качестве кодового. Элладская Православная Церковь, прежде чем выносить окончательные решения о наличии этого числа, провела тщательную экспертизу. Были выполнены три исследования штрихового кодирования бывшими специалистами высого класса в области программирования - монахами из Афонского монастыря Григориат, представлены исследования дипломантом Боннского Университета Информатики г-н Георгием Сахиниан «Система кодирования European Article Numbering (EAN-13)» (10.10.1997), "Доклад Одиннадцати учёных" и других экспертов в области электронных технологий в специальную Комиссию Священного Синода, доклад техника г-на Стаматиса Кулутру в Священный Синод (1993 г.)43 и многие другие. Существуют и отечественные исследования.

Почему не понял и не увидел проф. А. И. Осипов того, что сумели распознать иноки Святой Горы? Одно только ясно, что многим верующим сильно недостаёт трезвения и духовной чуткости подвижников-афонитов.

Зная что технический прогресс связан с апокалиптическим числом 666 и другой символикой антихриста, с установлением всемирной системы контроля за каждым человеком, частью которого в том числе является и товарный знак штриховой код, мы не можем и не вправе отрицать того, что нынешний штрих-код является одновременно и своеобразной дьявольской «иконой», т.к. в нём сделано надписание числа антихриста, которое, как мы уже выяснили выше, равнозначно его имени, а также может расцениваться как концепция, прообраз, матрица, экспериментальный образец будущей печати антихриста, которая непосредственно связана уже с вживлением в человеческое тело. Икона становится иконой, когда на образе ставят надписание имени, подписывают, т.е. умышленно посвящают её первообразу. Между образом и первообразом существует духовная связь. Господь и Его святые действуют на нас через свои иконы и подают нам благодатную помощь. Точно также враг рода человеческого - «обезьяна Бога», будет воздействовать на людей через своё скверное начертание и осквернять их, скорее и уверенней осуществляя свои богоборческие замыслы.

Давайте вспомним событие вспоминаемое в субботу Первой седмицы Великого поста, которое связывают с памятью вмч. Феодора Тирона, произошедшее в Римской империи во времена нечестивого императора Юлиана Отступника. В то время Император-язычник хотел поглумиться над тогдашними христианами и приказал тайно окропить все продукты на торжищах (т.е.базарах) идоложертвенной кровью, чтобы ненароком осквернить христиан и выставить на посмешище. Но христиане были предупреждены об этом явлением одному благочестивому мужу великомученика Феодора, который предупредил их не покупать ничего на базаре и питаться пшеницей размоченной в воде, что они благополучно и исполнили посрамив Гонителя веры. Обратим внимание на высочайшее духовное чувство тогдашних христиан, которые горели духом любви к Богу, и не желали осквернить себя даже в малом, в самых казалось бы мелочах никакой скверной, ничем нечистым из того, что людьми-богоборцами посвящается демонам. А также на метод действия обольстителей – это было сделано коварно и в тайне от всех.

Кажется очевидным, что технические эксперименты, которые делаются на государственном уровне в рамках «совершенно секретно», вводятся без выяснения поддержки со стороны граждан и имеют сомнительное значение для народной безопасности, которую они будто бы должны обеспечивать (как это например произошло в 1997 году в Греции, в связи с Шенгенским соглашением) на самом деле обеспечивают безопасность какого-то другого ранга и, видимо, безопасность которая понравится далеко не многим, иначе, к чему это лукавство, такая засекреченность, которую покупают за многие миллионы? Сразу вспоминается безопасность, которой Великий Инквизитор Ф. М. Достоевского ограждал свою «паству». Принятие личных кодов и будущих паспортов с микрочипами, является актами того же порядка, которые несомненно, являются промежуточными экспериментами для подготовки к начертанию, описанному святым апостолом Иоанном, и их личное принятие для людей является вовсе не безобидным шагом, а началом, если позволите выразиться фигурально - ступенью на эскалатор вниз, который медленно ведёт в пропасть, к отступления от Христа. Каждый шаг в этой шаткой системе мировой безопасности напоминает воронку в озере, попадая в которую, человек постепенно ослабевает, теряет духовные силы. Человек, если можно так выразиться, садится не на тот поезд, который уже пришёл в движение и набирает скорость. Пока состав ещё только тронулся можно спрыгнуть на перрон, но чем позже беспечный пассажир это поймёт, тем сложнее ему будет спрыгнуть без ущерба для здоровья не получив опасных травм и переломов. Но что будет с тем, кто захочет выпрыгнуть из поезда, который уже развил свою максимальную конструктивную скорость?

Согласитесь, насколько легче будет избавиться от гибельных сетей той рыбе, которая не попалась на крючок. Да, возможно вырваться тому, кто нечаянно попался прельстившись привлекательной приманкой, но, глядя на этот живописный образ, мы видим, что это дело будет далеко не безболезненным, да и не всякая рыба на это способна. А если крючков будет несколько? Точно также, не только кажется, но и на опыте известно многим духовным людям, пастырям Церкви, что и здесь и сейчас, соглашаясь с этой пока ещё внешне безобидной системой, вступая в неё, человек совершает некое духовное преступление. Подобно тому как в аскетической терминологии большому падению предшествует прилог, привлекательная и соблазнительная мысль от лукавого, а грех начинается уже тогда, когда душа начинает сочувствует ему, так и здесь, как было и есть всегда в духовной жизни, мы имеем дело с искушением и грехом того же рода, который изгоняется только молитвой и постом – христианским православным благочестием и подвигом, который есть не что иное как отречения от всего, что препятствует на пути благодатного единения с Богом.

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5,28). Любой грех, преступление против совести, каким бы маленьким оно на первый взгляд ни казалось, отдаляет нас от Бога, приводит к умалению благодати, постепенному притуплению веры и здравого разума, уменьшению сил к сопротивлению злу в дальнейшем. И снова, можно привести образное сравнение, что согрешая, человек становится на лестницу, эскалатор спускающийся вниз. Любой грех нуждается в очищении, чем раньше он будет осознан, тем больше времени и возможностей будет принести покаяние.

Такие, казалось бы понятные и ясные по своей духовной сущности изобретения современного человечества не смущают заслуженного профессора, который считает что и вживляемый в тело микрочип не имеет отношения к печати антихриста: «Чип не будет печатью антихриста. Чипы – это средство порабощения человека. Вся цивилизация в конечном счёте ведёт к закрепощению и порабощения человека... А чипы – лишь ничтожная вещь, с помощью которых будет производиться контроль за всей деятельностью человека и, следовательно, за экономической и политической жизнью всего человечества, только и всего». Все эти высказывания строятся на удивительном противоречии, которые он, видимо, сам не замечает и не чувствует. Ведь если микрочип является средством порабощения и контроля человека, и всего человечества – это уже религиозный момент, поскольку совершается процесс прямо противоположный Божественному предначертанию о человеке как образе Божием, наделённом свободой44. На эту свободу не посягает даже Сам Творец. Кроме того, именно начертание антихриста, которое появится согласно Апокалипсису ещё до выхода на «проповедь» человека греха, является именно средством контроля и порабощения. И то, что этого не видит и не осознает А. И. Осипов свидетельствует лишь о серьёзном духовном помрачении, обольщённости.

Относительно, как мы видим, подобных легкомысленных заявлений о начертании антихриста, числе 666, приведём также суждение по этому вопросу известного греческого пастыря архимандрита Евсевия (Виттиса): «Тот кто принимает это ненавистное число «разлучается со Христом», то есть отрекается от Христа, покидает боевой строй Христа и «сочетается с сатаной». То есть переходит на сторону дьявола. Переходит на сторону того, от кого отрёкся при святом Крещении. И мы об этом говорим не из-за фанатизма, но об этом свидетельствует само Священное Писание. Если сейчас кто-то будет считать что то, о чём нам говорит Священное Писание – это фанатизм и т. п., то пусть так думают. Мы будем следовать тому, чему нас учит Священное Писание, а не они. Христос принёс Себя в жертву ради нашего спасения, а они нет»45.

 

Д. Что означают слова апостола Павла «Идол в мире есть ничто»?

Апологеты принятия личных кодов и электронных паспортов в качестве оправдания своих воззрений ссылаются на слова апостола Павла в послании к Коринфянам «идол в мире есть ничто» (1 Кор. 8, 4). То есть по мысли таких богословов, сторонников принятия системы личной электронной кодификации людей, и всякий номер, и число 666 и т. д. не имеют никакого воздействия на душу человека, это мёртвые цифры, точно также как и идол сам по себе никак повредить не может душе человека. Но... Во всех этих казалось бы разумных и вполне понятных доводах имеется подмена. Она относится к изъяснению слов ап. Павла. Нельзя рассматривать эти слова вне всего контекста учения апостола Павла о идоложертвенном, которое представлено в Первом послании к Коринфянам.

Чтобы это понять, обратимся к толкованию святителя Феофана Затворника, которое с доскональной точностью отражает смысл слов Апостола, опираясь на Священное Предание.

Посмотрим, что говорит апостол Павел в 10-й главе послания: «Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10, 19-20).

Святитель Феофан: «Прочитавши это, Коринфяне могли придти в недоумение и возъиметь позыв обратиться к Апостолу с вопросом: из сказанного видно, что и мы, вкушая идоложертвенное, чему-нибудь становимся общниками. Чему же это? Идол ничто, и идоложертвенное ничего не принимает, быв принесено тому, что ничто. Так учил сам Апостол. Кому же мы общники? - Упреждая их, Апостол и оговаривает речь свою: я не говорю, что идол что-нибудь есть, и идоложертвенное что-нибудь есть. Нет, и идол ничто и идоложертвенное чем было, тем и остаётся. Есть другое лицо, с которым жертва и жрущие её (приносящие жертву) и ядущие её вступают в общение, и это лицо богопротивное.

В нравственно-религиозном отношении есть две области: Божия и сатанинская, бесовская, - противоположенные, как свет и тьма, как истина и ложь, как добро и зло, как жизнь и смерть. Кто в Божией, тот не в бесовской, и кто в бесовской, тот не в Божией. Кто Богу что делает, тот чужд бесов, а кто не Богу, тот на бесовской части. ...Идол всё остаётся ничем; но бес не ничто, а есть богопротивное существо, враг Божий и наш. Он научил этим жертвам, он и принимает их, ему и угождают принимающие их и вкушающие от них»46.

А вот, что пишет святитель Иоанн Златоуст: «Идоли суть зло и безсильны»47, «Они называются мерзостью. Чувтвовать омерзенье значит чрезмерно ненавидеть что-то как нечистое, как проклятое»48. «Мерзостью же писания обыкновенно называют идолов»49. А по поводу данного места в послании к Коринфянам: «Говорю это и отклоняю вас от идолов не потому, чтобы они могли причинять какой-нибудь вред, или имели какую-нибудь силу; они ничто; но хочу, чтобы вы презирали их. Если же он хочет, скажешь, чтобы мы презирали их, то почему с таким усилием отклоняет нас от них? Потому, что жертвы их приносятся не твоему Господу. Но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Не обращайся же к тому, что противно Богу. Ты вступаешь через это в связь с врагами Божиими. Вот почему я отклоняю тебя от этого! Цель приносящих жертвы и свойства лиц приемлющих оныя (т. е. бесов) делают предлагаемое нечистым. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Видишь ли любовь попечительного отца? Видишь ли, как самыя слова его выражают великую доброжелательность? Не хочу, говорит, чтобы вы имели какое-нибудь общение с нечистыми силами»50.

Повсеместное распространение и использование даже и маленького, но заразившего своим «начертанием» всемирную экономику штрих-кода как «иконы» зверя, а также вхождение в систему принципиально антихристианского личного электронного контроля – это больше походит не на проявление презрения и омерзения к изобретению демонов, которое заповедал нам Апостол и святые, а на соучастие и вступление в общение с демонами, от которых они нас предостерегали. Именно поэтому духовно чуткие люди, стирая штриховой код поступают согласно совету апостола Павла и святых отцов Церкви. Они проявляют своё отношение к антихристианской системе, даже казалось бы в мелочах, как к мерзкому и нечистому.

Конечно, штриховые коды, печально известный ИНН и прочие апокалипсические эксперименты, без которых не обходится теперь ни одна финансово-экономическая операция в мире не лишают человека возможности покаяния и спасения, поскольку не имплантируются людям в качестве неотъемлемого элемента их личности как это будет с совершенной печатью грядущего антихриста в будущем. Сейчас они не лишают человека возможности покаяния в своих грехах, того великого таинства, которым только и открываются для человека врата в Царствие Небесное. Но сами по себе, по существу, как мы выяснили выше, они несомненно являются её прообразами и способствуют растлению душ, ослабляя и лишая их духовного «иммунитета», подготавливают людей к безболезненному принятию гибельного начертания в будущем из рук Лжепророка. Пока что мы имеем возможность и способность приносить покаяние, чего трагическим и роковым образом себя лишат действительно запечатлённые начертанием зверя, которое станет последним и самым страшным орудием растления человека в руках лукавого человекоубийцы перед его явным и окончательным поражением. «Начертание развратит свободу человека, и дьявол с усердием возьмётся за его волю, делая её неспособной к покаянию, и в итоге доведя его до отречения от Христа»51. И если мы будем сидеть сложа руки, не будем бороться с грехом и очищать себя от страстей, с насмешкой и непониманием будем относиться к этим вещам, которые несомненно являются описанными в Откровении знамениями времён, т.е. признаками близости всеобщего конца, да ещё в добавок, которых никогда прежде человеческая история не знала, то конец уже сейчас не замедлит наступить, незаметно и стремительно. Он может либо очень быстро и неминуемо приблизиться или наоборот по милосердию Божию снова удалиться, а исход этой ситуации находится в прямой зависимости от чистоты наших мыслей и поступков, от нашей живой веры и покаяния, и от степени нашей теплохладности и нераскаянности, - всё зависит от нас, от того хорошими мы или плохими окажемся духовными воинами. «Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он — далеко от позора» (Посл.Иерем. 1,72).

Безусловно, что многие православные христиане будут соблазняться тем, что очень незначительное число людей на фоне даже общего числа верующих распознают и будут распознавать в будущем какие-то там знамения времён и решатся пойти против установившихся общественных взглядов, против общепринятого пути. Однако, как нас ободряет свт. Игнатий (Брянчанинов): «Писание им скажет, что не большинство, а только немногие шествуют по узкому пути, в последние же дни мира путь этот до крайности оскудеет».

Апостол Павел предупреждает нас о быстроте и нечаянности Пришествия Господня, следуя Самому Господу (Мф. 24, 42-43), Который неоднократно напоминал об этом дне и требовал постоянной бодрости и трезвости от Своих учеников: «сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать52 ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фесс. 5, 4-9). Внезапное Явление Христово будет для неверующих и для лжехристиан временем наступления совершенной гибели их. В то время, как истинно верующие с нетерпением ждут Господа и готовятся к встрече Его, неверующие и нечестивые представляют Второе Пришествие далёким и медленным, и проводя жизнь в нерадении и нечистоте, не будут в состоянии покаяться и исправиться53.

Нечаянность явления Христова и действие его на мир, Апостол объясняет сравнением с положением беременной женщины. По замечанию святителя Иоанна Златоуста, беременной не нечаянно приходит время родить, потому что она знает время родов, но в то же время эти роды могут сделаться для неё и нечаянными, так как многие жёны рождают до истечения определённого срока, и рождают в пути, вне дома, во время работ и так далее. Для лиц же, близко не знакомых с положением беременной женщины, рождение младенца, если не покрыто совершенною неизвестностью, то почти всегда кажется нечаянностью54.

И вот, в заключение своих слов Апостол как и прежде, вновь и вновь вдохновенно пробуждает и ободряет нас спящих и унывающих, потому что у нас не может и не должно быть поводов для мрачной печали. Христос Воскрес, а мы Его возлюбленные дети, некогда блудные, но теперь вновь обретённые, спасённые от гибели, запечатлённые печатью Духа Святаго в крещении и миропомазании. От нас требуется лишь только какое-то время повоевать, чтобы доказать свою верность и проявить взаимную любовь к Богу, т.к. истинная любовь не может быть не взаимной, а взаимная любовь требует неусыпной борьбы, она не имеет ничего общего с равнодушием и лестью: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы День застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не [сыны] ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фесс. 5, 4-9).

 

«Православный Апологет». Содружество выпускников и студентов православных богословских факультетов и семинарий.

http://www.apologet.spb.ru

 

 

 

 

41Резать, бороздить, царапать, ранить, вырезать, начертавать, чертить, метить, клеймить и др. См. Древнегреческо-русский словарь, сост. И. Х. Дворецкий. М. 1958, т. 2, с. 1765

42Обращение Священного Кинота Святой Горы Афон по поводу проекта закона «О защите человека от сбора и использования сведений личного характера», Европейской информационной системы «Шенген». А также принятия и начала действия в Греции Шенгенского Соглашения 24.02.1997

43Παραχάραξη του χαράγματος, αναίρεση τῶν θέσεων τοῦ Σεβαμιωτάτου Μιτροπολίτου Νικοπόλεος καί Πρεβέζης κ. Μελετίου.Ἔκδ.Ἱερᾶς Μονῆς Μεγάλου Μετεώρου. Ἅγια Μετέωρα,1997

44См. Γεωργίου Ἰ. Μαντζαρίδη, Ὀρθόδοξη Θεολογία καί Κοινωνική ζωή, Ἔκδ. Πουρναρᾶ, Θεσσαλονίκη, 1989, σελ. 131-132 «Конечно же в наши дни дело антихриста свидетельствует о несомненном его развитии... В особенности (это касается) сбора информации и присвоения номеров людям, что нас поставляет в эпоху ужасающих масштабов... Личная жизнь человека подвергается притеснению и уничтожается...Речь идёт ещё о введении числа 666 в паспортах... Если же мы конечно примем дух нашей эпохи и забудем, что мы являемся людьми созданными «по образу и подобию Божию», если мы согласимся жить и вести себя как цифры, как в сущности безвольные, которые для удобства или для жизнедеятельности согласятся поклониться некой бюрократии, то куда ещё дальше? Что же больше сможет совершить антихрист?»

45Ἀρχιμ. Γεωργίου, καθηγουμένου Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γριγορίου. Ἐκτιμήσεις καί σχόλια γιά τήν Συνθήκη τοῦ Σένγκεν καϊ τ ἠλεκτρονικς ταυτότητες. Ἔκδοσίς Ἱερᾶς Μονῆς Ὁσίου Γριγορίου Ἁγίου Ὄρους. 1997

46Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. Московский Сретенский монастырь, Паломник-Правило веры, 1998, с. 370-371

47Свт. Иоанн Златоуст. Творения т. 6, кн. 1, Толкование на книгу пророка Исайи, СПб, 1900, с. 111

48Там же, с. 36

49Там же, с. 35

50Цитата приводится у свт. Феофана Затворника. Указанное сочинение, с. 371-372

51Фальсификация учения о начертании антихриста, Издание монастыря Большие Метеоры 1997, Пермь, «Панагия» 2004, с.

52«Тать» - вор, грабитель

53Руководство к изучению Священного Писания Новаго Завета, составитель Иванов А. В., инспектор Владимирской Духовной Семинарии, 1886, репринт С-ТСЛ - «Воскресенье», СПб, 2006, с. 771

54Там же, с. 771

 



Подписка на новости

Последние обновления

События