Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Заповедь же Господня - не молчать во время опасности для Веры. Говори, вещай и не молчи...Поэтому и я жалкий, опасаясь Судии, глаголю».

Прп. Феодор Студит, PG 99, 1321

Опасный сигнал

комментарий

по поводу недавнего визита в Москву в рамках развития межхристианских отношений группы римо-католического духовенства из Милана

Σῆμα κινδύνου

Σχόλιο

επὶ τῆς προσφάτου ἐπισκέπσεως ὁμάδος ρωμαίοκαθολικῶν ἀπό τοῦ Μιλᾶνου ἐν τὴ Μόσχα 27-28.08

στά πλαίσια τῆς ἀναπτήξεως τῶν ἐπιτραμμένων διαχριστιανικῶν σχέσεων

В день одного из величайших праздников Православной Церкви многие верующие и клирики стали очевидцами факта, который не наблюдался довольно давно – посещение внушительной группы римо-католических клириков и мирян православных святынь и присутствие за богослужением. 27 августа в канун празника Успения Богоматери группа римо-католических клириков во главе с архиепископом Миланским Диониджи Теттаманци знакомилась со Свято-Троицкой-Сергиевой Лаврой и Московской Духовной Академией. Внушительное количество клириков, в традиционном католическом облачении посещала храмы “сердца России”, как называют традиционно Лавру, глубоко осмысляя ее значение и роль в истории России. Многие паломники были смущены присутствием такого количества римо-католического духовенства. В Духовной Академии эта группа была принята с подобающим уважением и почестями. Были высказаны пожелания о закреплении в качестве традиционных таких взаимных визитов, обмене клириками и учащимися.

Безусловно, при поверхностном подходе к случившемуся и к предложениям римо-католической стороны, у любого учащегося духовных школ возникнет желание обязательно посетить по линии обмена учащимися Милана. Сегодня уже не является секретом, что стремления среди учащихся посетить Ватикан, получить образование в богословских школах Римо-Католической церкви достаточно распространены. Тем более эти желания студенчества поощряются церковным священноначалием. Да и почему бы и не отправить учащегося в Италию или Германию, если предоставляется безплатное образование и полное содержание в католических образовательных центрах? Чтобы понять какая на самом деле кроется реальная, действительная опасность в потакании таким программам отправки на учебу в инославные богословские учебные заведения студентов Духовных школ РПЦ, мы, пожалуй, приведем весьма ценный и показательный пример, который привел достаточно известный современный богослов протоиерей Дмитрий Станилео в беседе с архим. Георгием (Капсанис): “Как мне рассказывал румынский православный богослов о. Димитрий Станилоэе, - пишет о. Георгий, - на одной из совместных конференций папистов и православных выступления православных богословов, большинство из которых были стипендиатами католических учебных заведений, произвели удручающее впечатление. Из участвовавших в конференции двадцати православных богословов восемнадцать выступали за общение в таинствах ради единения церквей. И есть сведения, что молодые православные стипендиаты уже причащались в папских храмах”.1 То есть итог всех учений в римо-католических богословских заведениях неизбежно приводит наших православных учащихся к изменению сознания, и в итоге – к отступлению от Православия. Об этом знали в дореволюционной России и потому не посылали учиться ни в Рим. нив Милан. А уровень богословских школ даже по качеству преподаваемых дисциплин был намного выше и качественнее современного преподавания в Духовных школах РПЦ.

Протоиерей Павел (Великанов), принимавший от имени Высокопреосвященнейшего ректора МДА и С архиепископа Евнегия в частности высказал такую фразу: “«Мир ждет нашего свидетельства о Христе, в том виде, в каком он может его принять», — подчеркнул отец Павел.

В принципе, здесь мы видим вполне отработанный и стандартный вид фразы, которая используется в экуменическом движении при выстраивании современных межхристианских форм социального сотрудничества. И слова о. Павла не представляют в принципе ничего нового. Однако, именно этот фразеологический стандарт экуменизма в себе содержит серьезный соблазн и подмену. Почеиу? Во-первых потому, что свидетельство о Христе несет миру подлинное благодатное христианство каковым является только Православная Церковь. Экуменисты, точно также как и подверженные его влиянию современные богословы всегда забывают о том, что человечество принимает Христа не через внешнюю сухую схоластическую проповедь, не умом, а сердцем. Почему проповедь апостолов ложилось на сердца многих людей? Благодаря благодатной силе их слов, выстраданных многими испытаниями. Вера Церкви – это не сумма философских учений и личных воззрений, а благодатное свидетельство Церкви, живущей Богом и в Боге, о Боге. Каждый домат Церкви – это опытное переживание истины всей Церкви, а не отвлеченная философия. И чтобы мыслить православно необходимо жить православно, в благодати. Неслучайно известный современны богослов митрополит Иерофей (Влахос) почеркивает, что “Православное богословие – это богословие Пророков, Апостолов, Святых Отцов Вселенских Соборов, это исихастское богословие, которое является опытным и богооткровенным, является причастгым Нетварной Благодати Божией, в то время как папское богословие является схоластическим, где центром является разум и рассуждение. Это явилось различием и между Православной Церковью и Протестантизмом.2 Это принципиальное отличие православного святоотеческого богословия от западного сегодня предается забвению из-за отсутствия правильной духовной жизни, которое по учению всех Святых Отцов Православной Церкви составляет фундамент истинного богословия. Даже в наших богословских школах богословие все чаще воспринимается как внешний философский инструмент, который по своему достоинству и качеству ни чем не отличается от всякой иной философии. Соответственно изменяется метод и принцип исследования святоотеческий творений. Учение Святых Отцов рассматривается лишь через призму собственной индивидуалистической богословской концепции, а православный критерий истины consensus patrum, вытесняется и игнорируется. Это хорошо видно в богословских концепциях профессоров А. И. Осипова, М. С. Иванова и ряда других. Даже комментарии профессора А. И. Сидорова на переводы прп. Максима Исповедника и ряда других отцов уходят от православного критерия в сторону западного рационализма, лишают читателя возможности видеть не просто эпоху отца, но прочувствовать причастность Святого Нетварному Свету, что е го богословие – это откровение. Как раз именно исихастское богословие дало с ясностью и четкостью заявить свт. Григорию Паламе о том, что богословие Святых Отцов Церкви – это единая труба Святого Духа.

Римо-Католическая церковь, как отпавшая от Вселенской Церкви в 1054г. и как упорствующая в своих многочисленных ересях среди которых первое и наиважнейшее занимает экклезиологическая ересь о главенстве Римского папы и его первенстве, лишена спасающей благодати Божией. И поэтому она не может, как не принадлежащая к Телу Христову, свидетельствовать о Христе. Именно ее уход от Церкви и привел к массовому отходу от христианства Европы и превращения ее в языческую и варварскую страну. И в этом обезличивании и расхристианизации повинна, прежде всего, Римо-Католическая церковь. И это не наши слова и не наше только мнение, а мнение очень многих авторитетных пастырей и богословов Православной Церкви (пропресв. Георгий Металлинос, протопресв. Феодор Зисис, архим. Эммануил (Каливас), мирополит Пирейский Серафим, архим. Георгий (Капсанис) и другие). И совершенно неслучайно досточтимый архимандрит Георгий (Капсанис), игумен Святогорского монастыря прп. Григория, одну из своих статей называет так “Православие: надежда народов Европы”. В ней он пишет: «Православная Церковь должна заявить о своей благодатности и своей миссии, возвестить народам Европы, что если и существует нечто, что способно спасти Европу из такой критической фазы ее истории, так это Православие». Но этому свидетельству, этой проповеди активно мешает современный межхристианский диалог, идущий по пути стремительного неоправданного компромисса в наиважнейших вопросах вероучения.3 Эти встречи и диалоги вводят в заблуждение инославных и неутвержденных в вере православных, которые воспринимают происходящее как полное сближение церквей и достижение единства.4 Сама форма общения с инославными на высшем уровне, совместные молитвы и участие в богослужении – это грубое попирание священных канонов Православной Церкви. Мало того, сегодня, чтобы оправдать эти преступления против веры, некоторые представители высшей иерархии принимают на себя право регулировать и интерпретировать священные каноны, грубо попирая свои архиерейские обеты перед епископской и священнической хиротонией. Возникают такие вроде фразы, как “сегодня канон о запрете на совместные молитвы с еретиками в межхристианских отношениях не работает”.5

В итоге, 28 августа на праздник Успения Богоматери Миланский архиепископ, естественно не без приглашения митрополита Ювеналия, явился со всеми своими клириками и двумя епископами на Божественную литургию в Новодевичий монастырь и присутствовал в алтаре.6 Более того, вместо того, чтобы мудро обойти молчанием римо-католического архиепископа и клириков, дабы не увеличивать соблазн для верующих, митрополит Крутицкий и Коломенкий не удержался от панегириков в адрес римо-католической делегации и Божественной литургии дал обед Миланскому кардиналу. Налицо видно настойчивое продолжение линии митрополита Никодима (Ротова) по сближению с Ватиканом. На вопрос : почему мы можем ответить также вопросом: “А почему простая паломническая делегация римо-католического духовентсва обедует с православными иерахами? Почему бы ей, как и многим нашим паломническим делегациям в Италию не быть даже простыми паломниками? Почему необходимо на них обращать особое внимание и делать официальные приемы, чего всегда избегают наши паломнические группы?” Мы все прекрасно знаем из истории как митрополит Никодим, как известно быв тайным епископом Римо-Католической церкви, был наказан за свои игры с Римом: он внезапно скончался на приеме у Римского папы на его руках. Что может быть бесчестнее такой смерти - на руках ересиарха папы? Однако измененное экуменизмом сознание приверженцев унии с Ватиканом некоторых наших иерархов не дает возможности им даже прочувствовать всю глубину личной трагедии митрополита Никодима. И это потому, что утрачено православное сознание, ощущение благодати Божией.Поступок митрополита Ювеналия не удивляет, поскольку, как известно Его Высокопреосвященство с первых шагов своей архипастырской деятельности симпатизировал папству, был среди первых делегатов от РПЦ, посланных на заседания IIВатиканского собора и курировал именно связи РПЦ с Римо-Католической церковью. Все это, безусловно, не могло не оставить особого отпечатка на его мировоззренииях. Неслучайно выдающийся православный канонист Православной Церкви епископ Никодим (Милаш), коменнтируя ряд правил о строгом запрете на любые формы молитвенного общения с иинославными-еретиками, подчеркивает педагогический характер этих запрещений: охранить паству и клир от индифферентизма к Православной вере. А с другой стороны – засвидетельствовать еретикам, что они отпали от Церкви и лишены потому спасения, тем самым их призывая к возвращению в лоно Церкви Христовой через отвержение догматических заблуждений.

Некоторые будут рассматривать визит делегации из Милана как явление заурядное и отчасти привычное. Да, отчасти это и так. Но только не сегодня, когда подписаны Смешанными Комиссиями по диалогу православных с римо-католиками серьезные документы, наметившие пути соединения по принципу унии во время Ферраро-Флорентийского собора: запрет на прозелитизм, запрет на перекрещивание, взаимное признание апостольского преемства и Таинств, признание Римской церкви “Церковью”, сестрой, призание за Римским епископом не только τα πρεβεῖα τῆς τιμῆς, primatum honoris (первенства чести), но и вселенский примат (universal primasy)7

С другой стороны, такого рода паломнические визиты и в таком количестве – это тоже форма подготовки сознания православных верующих к принятию идее о единстве церквей, методичный и удачный способ стирания конфессиональных граней. Что

то действительно так, можно убедиться познакомившись с Окружным послание Вселенской Патриархии от 1920 “ко всем христианам”, в котором четко и конкретно излагается план соединения и сближения конфессий. Касательно того, каковы этапы подготовки унии с Римо-Католической церковью Православной исчерпывающе пишет архимандрит Георгий в статье “Беспокойство православных в связи с подготовкой Ватиканом унии с Православной Церковью”. Кроме того, наши опасения легко подтверждаются словами авторитетного богослова, игумена Григориатского монастыря на Святой горе Афон архим. Георгия:

Нужно не забывать, что нераскаянный Ватикан накопил многовековой опыт прозелитизма среди православных, имеет специальные прозелитические организации и школы, обученных специалистов и большие экономические средства. Он также располагает древнейшим дипломатическим опытом и дипломатической структурой. Целенаправленно работают папские богословы, которые знают лучше православных, что происходит в Православии. Все они, притворяясь филоправославными, искусно проникают в Православие, даже в святые православные монастыри”.8

Поэтому данный визит весьма многочисленной и представительной делегации из Милана – это, по нашему убеждению, начало еще одного качественного витка в межконфессиональных отношениях, направленных на дальнейшее сглаживание имеющихся серьезных догматических различий, ослепление бдительности православной полноты, народа и клириков, в хранении бесценной жемчужины Православия.

1Архим. Георгий (Капсанис). Православие и гуманизм. Православие и папизм. Пермь. Панагия. 2005, стр. 82-83

2 Μητροπ. Ἱεροφέος. Ὁ Οἰκουμενισμός ἐν τὴ πράξη. Απομαγνητοφώνηση εισηγήσεως στο Διορθόδοξο Συνέδριο της Θεσσαλονίκης: «Οικουμενισμός: Γένεση-Προσδοκίες-Διαψεύσεις» (20-24 Σεπτεμβρίου 2004)

3См. архимандрит Георгий (Капсанис). Православие и римо-католицизм (папство). Каменец_Подольский 2008, с. 10

4См. Протопресвитер Феодор Зисис. Сегодня Православие находится в серьезной опасности.

5Это высказывание принадлежит митрополиту Кириллу (Гундяеву)7

6Сообщение службы коммуникаций ОВЦС помещено на Патриархия.ru htpp// www. mospat.ru

7См. Итоговый текст Смешанной Комиссии в Равенне (2007г.)

8Архим. Георгий. Папство и гуманизм..., с. 82



Подписка на новости

Последние обновления

События