Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Преосвященнейший Митрополит Навпактский г. Иерофей

Воскресный день 20 августа:

VIII Вселенский Собор

Σεβ. Μητροπολίτης Ναυπάκτου κ. Ιερόθεος

Κυριακή 20 Αὐγούστου

Ἡ Ὄγδοη (Η') Οἰκουμενική Σύνοδος

Αποτέλεσμα εικόνας για Ναυπάκτου καὶ Ἁγίου Βλασίου ΙΕΡΟΘΕΟΣ

Восьмой век, дорогие братья, был для Византийской империи и Церкви весьма сложным, с одной стороны потому, что  стала отделяться западная часть Римской империи от Восточной, а с другой стороны, потому что уже очевидным становится изменение западного христианства.

Так появился и VIII Вселенский Собор, который был созван в 879-880гг. в Константинополе при императоре Василии Македонянине. Председателем на Соборе был свт. Фотий Великий, и на нем присутствовали и представители православного Римского Папы Иоанна VIII.

Этот Собор является очень важным, это последний Собор проведенный совместно Восточной Православной Церковью и Православной Западной Церковью, то есть  Новым Римом и Ветхим Римом, потому что в последствии западные христиане поступательно отходили от Православной Церкви.

Характерным является то, что Собор этот называется VIII Вселенским Собором в окружном патриаршем Послании Восточных патриархов 1848г, и этот же Собор утвердил VII Вселенский Собор.

VIII Вселенский Собор давал ответы на разные церковные вопросы, он указал на то, какая разница существует в экклесиологии между Православной Восточной Церковью и тогдашней Православной Западной Церковью, а также  решал и другие важные вопросы.

На Соборе возник и этот вопрос: первенство Римского папы  и его служение в Церкви, его связь с традиционными обычаями, а также поднимались вопросы о случаях рукоположения во епископы из мирян, богословская проблема Filioque, то есть добавление, которое тогда было сделано франками в Символ веры, что, мол, Святой Дух исходит о Отца и от Сына. Это в действительности является ересью. Посему тогда ей противились Римские папы. Да, этот Собор осудил и лишил отлучил от Церкви тех, кто добавляли в Символ веры Filioque.

На самом деле этот Собор осудил и отлучил тех, которые что-то удаляют или что-то прибавляют в Символ веры, но под  таковыми подразумевались франки, без упоминания их из опасения их варварства.

Значительной фигурой на этом Соборе был свт. Фотий Великий, который обладал проницательным умом, а он осознал ту опасность, которая исходила от франков. Ибо они захватили северную и центральную Европу и хотели расширить свою власть на Восток, поскольку там признали за ересь исхождение Святого Духа и от Отца, то есть  Filioque. Свт. Фотий особенно раскрывал это еретическое ученик в своем послании «к Восточным архиепископским кафедрам» (πρός τούς τῆς Ἀνατολῆς ἀρχιεπισκοπικούς θρόνους), в котором он расценивал эту ересь  как «безбожное мнение» (ἄθεον γνώμην), «нечестие», «эти епископы из мрака (епископы же эти )». То есть, западные епископы это так называемые епископы, поскольку франки назначали епископов без рукоположения, а они то и внедрили ересь Filioque в Символ веры. Свт. Фотий пишет в своем письме о франках, которые насадили эту ересь: «этих обманщиков  и богоборцев мы осудили соборно и божественным гласом».

После VIII Вселенского Собора западная часть Римской империи  шла с невероятной скоростью по пути разрыва, главным образом по политическим причинам, вплоть до 1009 года, когда Filioque было официально Римским папой внесено в Символ веры. Тогда произошел разрыв в церковном общении между Ветхим и Новым Римом. В действительности же Ветхий Рим отошел от Православной Церкви  и со временем  он впал и в иные ереси.

Позже, в 16-м веке, по причине тех крайностей, которые были допущены Папизмом, от него отделились целые группы христиан, которые составили так называемый Протестантский мир. А сегодня на западе существуют различные христианские разделения. Таким образом, совершенно оправданной является деятельность свт. Фотия Великого, который  предпринял многочисленные попытки для единства Церкви, а он вел борьбу с первенством Римского папы и с Filioque.

Вполне очевидным является то, что в 9 веке свт. Фотий Великий был величайшей фигурой, так как он обладал прекрасным интеллектом,  проницательностью ума, богословским кругозором, православной экклесиологией, но величайшей рассудительностью. Это был один из величайших отцов Церкви.

Наконец, Запад отошел от Православного Востока и развил у себя схоластицизм, который разорвал связь с Отцами Церкви и стал основываться на греческой философии, Платоне, Аристотеле и Неоплатонизме. Схоластическое богословие  породило в западном мире  различного рода реакции, различные философские и богословские и социальные движения, которые существуют и по сей день.

Посему мы не только должны чтить свт. Фотия Великого как Великого Отца, но и проявлять уважение к его учению и к его деятельности.

† Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2017г.

http://www.parembasis.gr/



Подписка на новости

Последние обновления

События